Недемократический режим это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Правитель реализует власть по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, на основе диктаторских, насильственных методов. Права и свободы человека здесь практически не защищены.

Антидемократический режим - это такой порядок (состояние) государственной (политической) жизни общества, при котором:

Виды антидемократических режимов:

Тоталитарный режим

Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основные характеристики тоталитарного политического режима:

  • государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
  • общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;
  • монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
  • государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
  • доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
  • господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
  • права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
  • фактически устраняется плюрализм;
  • централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Фашистский режим - особая разновидность тоталитарного режима, своего рода радикальный тоталитаризм.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарный режим

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Отличие авторитарных режимов от тоталитарных:

  1. если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;
  2. если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

Основные характеристики авторитарного политического режима:

  • в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
  • игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
  • роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
  • суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
  • сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
  • в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
  • сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";
  • существует частичный плюрализм;
  • права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
  • силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют

  1. деспотический,
  2. тиранический,
  3. военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим , стремящийся к полному ( тотальному ) контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти , при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством.

В условиях диктатуры вся власть сосредоточена в руках элиты, которая не отвечает перед народом. Недемократические политические режимы делятся на авторитарные и тоталитарные.

Тоталитарным обычно называют политический строй Герма­нии, Италии и СССР. В настоящее время концепция тоталитариз­ма считается во многом устаревшей, поскольку она не объясняет существенных различий между данными странами. Так, в нацист­ской Германии основой идеологии являлся расизм. В Италии эле­менты расизма в фашистской идеологии не были определяющи­ми, а в СССР расизм преследовался. Тем не менее, в публицистике и учебной литературе понятие тоталитаризма продолжает исполь­зоваться.

Ряд режимов называют авторитарными. Для этих режимов ха­рактерно существование сильной власти. Например, все монархи­ческие страны, где власть монарха не ограничена или ограничена несущественно, можно назвать авторитарными. В 20-30-е гг. ХХ в. авторитарными государствами стали и многие республики. В них страной фактически руководил один человек, власть кото­рого являлась пожизненной, подавлялась оппозиция. Однако про­должали существовать некоторые партии, парламенты, рыноч­ная экономика. К таким странам относились Испания, Португа­лия, почти все страны Восточной Европы, Латинской Америки и др.

Признаки тоталитаризма:

1. Отсутствие политического плюрализма, монополизация власти в руках одной партии, которая сращивается с государством. В обществе поддерживается миф о единстве партии с народом. Членство граждан в различного рода союзах и ассоциациях обеспечивает не выражение их интересов и выдвижение требований к правительству, а контроль за ними со стороны государства. При тотальной политизации общества публичная политика исчезает. Решения принимаются кулуарно узким кругом партийного руководства.

2. Идеократия, господство правящей группы обеспечивается при помощи официальной идеологии, претендующей на полное воплощение истины. Тоталитарные идеологии отрицают прошлое и настоящее во имя светлого будущего. От населения требуется беззаветная Преданность официальной идеологии, а инакомыслие всячески искореняется. Средства массовой информации находятся в монопольном распоряжении государства и выполняют управленческие функции.

3. Рекрутирование в органы власти через закрытые каналы, исключающие свободную соревновательную борьбу за голоса избирателей. Политическое участие населения осуществляется в формах и масштабах, определяемых властью. Высокая политическая активность масс обеспечивается идеологией и подкрепляется репрессивным аппаратом государства.

Особенности авторитаризма:

1. Права человека не гарантируются, но и не попираются так масштабно, как при тоталитаризме. В авторитаризме возможны определенные неполитические свободы.

2. Участие граждан в формировании правящей группы блокируется: на практике оно сводится к имитации демократических процедур и нередко является мобилизованным. В стране может существовать демократический фасад в виде нескольких или множества партий, которые практически не влияют на политику правительства. Допускается ограниченный и контролируемый плюрализм и даже существование политической оппозиции, но при условии, что она слишком слаба, чтобы прийти к власти. Национальный представительный орган может существовать, но его роль ограничивается ролью совещательного органа, одобряющего решения, принятые исполнительной властью.

3. Роль идеологии и правящей партии незначительна в силу того, что властвующая элита не заинтересована в излишней политической активности населения.

4. Правящая группа замкнута и не заинтересована в политической мобилизации населения. Правящая партия и официальная идеология не играют в авторитарном режиме такой важной роли, как в тоталитаризме

Авторитарные режимы.

В середине 30-х гг. ХХ в. в Европе воз­никли многие диктаторские и авторитарные режимы. В Венгрии диктатор Хорти сумел к 1931 г. окончательно подавить революци­онное движение. К 1934 г. революционное движение было подав­лено и в Австрии. В 1935 г. была установлена диктатура Ю. Пилсуд­ского в Польше. Характерной чертой диктаторских режимов было то, что правление в них осуществляли аристократы, генералы, земельные магнаты. Нередко диктаторами становились монархи (Югославия, Болгария).

Большинство государств с авторитарными режимами было втя­нуто в экономическое сотрудничество с Германией. Стала модной пропаганда войны. Многие европейцы, особенно молодежь, счи­тали, что именно во время войны проявляются лучшие качества гражданина - боевой дух, повиновение вождю и патриотизм.

Особенности авторитарного режима

неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;

монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения);

отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, такие как культура и образование;

в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор , практически не применяются массовые репрессии ;

права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

одним из распространённых явлений в рамках авторитарных и тоталитарных систем является практика имитации выборов. Имитация выборов представляет собой проведение агитационно-пропагандистского мероприятия со всеми формальными атрибутами выборов (прямое и тайное голосование, предвыборная борьба, наличие альтернативных кандидатов и т. д.) при полном отсутствии даже малейшей возможности прихода к власти представителей оппозиции.

Представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемую националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т.д.), крайней агрессивностью4.

Фашизм (от итал.— пучок, связка, объединение) — крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремистское идейно-политическое движение, направленное на установление открытой террористической диктатуры, жесткое подавление демократических прав и свобод, всякой оппозиции и прогрессивных движений.

Фашизм зародился в Италии в 1919 г. под влиянием националистских идей вождя фашистской партии и главы итальянского правительства Бенито Муссолин, затем получил развитие в Германии, а в 1920—1930-х гг. пришел к власти во многих странах мира (Португалия, Испания, Болгария и ряд других стран Центральной и Восточной Европы.

Как правило, фашизм основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные. Они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим — это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т.п.

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ужесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными.

Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные па национальной идее. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право — это право неравенства людей, прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.

К 1923 г. ситуация в Гер­мании была близка к катастрофической. Резко обесценилась де­нежная единица - марка. За буханку хлеба или отправку письма платили уже не миллионы, а триллионы марок. Немалую роль в создании кризиса играли репарации Германии странам-победи­тельницам. Национальное самолюбие немцев задевала оккупация странами Антанты Рура. По всей стране вспыхивали волнения, провоцируемые ультраправыми и ультралевыми силами.

Особенно прочные позиции правые занимали в Баварии. Чле­ны возникшей здесь в 1919 г. Национал-социалистической рабо­чей партии (НСДАП) по примеру Муссолини готовили поход на Берлин. Одним из главных инициаторов этого похода был А. Гит­лер. Связанные с нацистами отряды штурмовиков были созданы в 1921 г. В них было немало бывших военных, не нашедших для себя места в мирной жизни.

Экономический кризис 1929-1933гг. породил многомилли­онную безработицу. Уровень промышленности сократился в два раза. В 1930 г. НСДАП получила на выборах в рейхстаг 107 манда­тов. На выборах 1932 г. нацисты заняли первое место.

По требованию промышленников президент Гинденбург на­значил 30 января 1933 г. А. Гитлера рейхсканцлером - главой пра­вительства. На мартовских выборах 1933 г. Гитлера поддержали 44 % избирателей.

В конце февраля 1933 г., вос­пользовавшись поджогом рейхстага, Гитлер ввел в Германии чрез­вычайное положение. Были ликвидированы свободы слова, печа­ти и собраний, под контроль членов нацистской партии перешли органы государственного управления и радио.

Гитлер добился при­нятия в рейхстаге закона о полномочиях рейхсканцлера, что по­зволило ему издавать собственные законы. Одним из первых зако­нов стал запрет коммунистической партии, а значит, и деятель­ности ее членов в рейхстаге. Многие члены социал-демократичес­кой партии также были лишены права голоса. С июля 1933 г. в Германии допускалась лишь деятельность национал-социалисти­ческой партии. В 1934 г. после смерти президента П.Гинденбурга Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера.

Контроль за политической деятельностью в Германии осуще­ствляла тайная полиция во главе с Гиммлером. Ей же подчини­лось и управление трудовых и концентрационных лагерей.

Многие нацисты требовали принятия решительных мер про­тив евреев. Уже в апреле 1933 г. они добились издания закона о запрете евреям работать в правительственных учреждениях. Осе­нью 1935 г. все евреи Германии были занесены в особые списки, лишены гражданства и права голоса. Многие промышленники ев­ропейского происхождения, не получая от государства заказов, обанкротились и стали продавать свои предприятия по дешевке. В октябре 1938 г. произошла так называемая хрустальная ночь, в ходе которой были разбиты стекла и витрины 7000 магазинов, принадлежавших евреям. Началась эмиграция евреев из Германии.

Для пропаганды нацистских идей было создано специальное министерство пропаганды во главе с Геббельсом. На площадях запылали огромные костры из книг писателей, неугодных вож­дям рейха.

Немецкому обществу импонировала смелость Гитлера, реши­тельно покончившего с условиями Версальского договора, создав­шего авиацию и военно-морской флот. Его считали главным ини­циатором возрождения новой Германии.

Гитлер и Франко

В апреле 1931 г. в Испании установилась республика. К концу 1935 г. все левые силы объединились в мощный Народный фронт. В феврале 1936 г. республиканцы одержали победу на выборах в парламент.

С осени 1936 г. помощь Испании начал оказывать Советский Союз. Республиканской армии поставлялись оружие и боеприпа­сы, в войне участвовали военные специалисты, добровольцы из СССР. Одновременно создавались интернациональные бригады из сторонников левых антифашистских взглядов из всех стран мира. В 1937 -1938гг. военные действия шли с переменным успехом. Однако с середины 1938 г. франкисты начали всюду теснить рес­публиканцев. Распри и столкновения в их лагере усугубляли поло­жение. После потери Барселоны в феврале 1939 г. ухудшилось снаб­жение республиканцев оружием. В марте, возник заговор в рядах командования республиканцев. Войска Франко вошли в Мадрид, к 1 апреля заняли всю территорию Испании. В стране установи­лась диктатура Франко.

Поиск информации – Жилина Д.С., Фурсов П., Жеденова А.

Руководитель проекта Мамкин Александр Юрьевич

1) Когда в Германии пришли к власти нацисты?

2) Почему при демократии разрешено свободно высказать свое мнение в СМИ, а при тоталитаризме - нет?

3) Назовите причины прихода к власти фашистских режимов в ряде европейских государств в 20-30-е гг.

4) Зачем Сева Хирохито проводил политику националитической исключительности японцев ?

5) Как вы считаете, какие режимы сегодня можно назвать тоталитарными?

6) Есть ли сегодня опасность прихода к власти фашистских режимов?

7) В каком году зародился фашизм в Италии?

8) что отличает фашизм от иных форм тоталитаризма?

9) Укажите настоящую фамилию Гитлера?

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos — народ), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.

Основные принципы демократии:

власть большинства при защите прав меньшинства; равноправие граждан; защищенность их прав и свобод граждан; неотчуждаемость прав человека; верховенство закона; разделение властей; выборность главы государства, представительных органов; политический плюрализм

ТОТАЛИТАРИЗМ (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством.

АВТОРИТАРИЗМ (от франц. autoritaire — властный), вид политического режима наряду с демократией и тоталитаризмом; предполагает высокую степень ограничения политических свобод, прежде всего свободы деятельности оппозиционных организаций и прессы, концентрацию государственной власти в руках одного лица или группы лиц. Выборы и референдумы в авторитарном обществе проводятся под контролем правительства, носят формальный или фальсифицированный характер. Реальный механизм власти и характер общественно-политических отношений при авторитаризме расходятся с нормами конституции и законов. Зачастую законодательство изменяется в антидемократическом духе. Авторитарные режимы могут варьировать от умеренных (режим де Голля во Франции) до открытой военной диктатуры. Однако при авторитаризме контроль правительства над обществом не является всеобъемлющим, что и отличает его от тоталитаризма.

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis — множественный), в политико-правовой теории — фундаментальный принцип устройства гражданского общества и правового государства, согласно которому должно обеспечиваться многообразие форм и субъектов экономической, политической и культурной жизни. Конституция Российской Федерации говорит идеологическом и политическом многообразии, используя эти понятия, как синоним плюрализма. Будучи несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством, плюрализм характеризует систему взаимоотношений в демократическом обществе. Плюрализи обеспечивает социальным группам органичные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные организации).

1)Тоталита­ризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия.

Тоталитаризм - это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнедеятельностью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

Основные признаки тоталитарного режима:

· общеобязательная официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества;

· монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим вождем;

· партийный контроль над СМИ;

· всеобъемлющий идейно-политический контроль над вооруженными силами;

· централизованная система регулирования экономической деятельности

Разновидности тоталитарного режима:

2. Левой разновидностью тоталитаризма был комму­нистический режим в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. Левый тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; ведущую роль пролетариата; необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; возможность построения коммунизма в каждой стране.

2) Авторитаризм - режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти.

Существенными чертами авторитаризма являются:

· монополия на власть одной группы, партии или коалиции

· полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

· сохранение ограниченного плюрализма

· наследование и кооптация как главные способы рекрутирования правящей элиты;

· отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

· использование силовых структур для удержания власти.

Формы авторитарного режима:

· военные диктатуры (предполагающие опору на армию)

· теократический (с опорой на духовенство и религию)

· олигархический (власть принадлежит корпоративным кланам)

· вождистский (режим личной власти, авторитет сильного лидера)

· смешанный (сочетающий в себе элементы разных режимов)

Недемократические политические режимы делятся на авторитарные и тоталитарные.

1)Тоталита­ризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия.

Тоталитаризм - это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнедеятельностью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

Основные признаки тоталитарного режима:

· общеобязательная официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества;

· монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим вождем;




· партийный контроль над СМИ;

· всеобъемлющий идейно-политический контроль над вооруженными силами;

· централизованная система регулирования экономической деятельности

Разновидности тоталитарного режима:

2. Левой разновидностью тоталитаризма был комму­нистический режим в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. Левый тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; ведущую роль пролетариата; необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; возможность построения коммунизма в каждой стране.

2) Авторитаризм - режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти.

Существенными чертами авторитаризма являются:

· монополия на власть одной группы, партии или коалиции

· полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

· сохранение ограниченного плюрализма

· наследование и кооптация как главные способы рекрутирования правящей элиты;

Ведущей характерной чертой всех недемократических политических режимов является применение авторитарных методов властвования, исключающих частично или полностью реализацию демократических принципов.
Как показывает политическая практика, отказ от демократии и переход к недемократическим, авторитарным методам властвования может осуществляться по-разному, в зависимости от конкретных социально-экономических, политических и международных условий.
Немаловажное значение имеют степень и формы отказа от демократии, что зависит от соотношения социальных сил, от состояния правящей элиты (деморализация, раздробленность, противоречия). Установление авторитарного политического режима означает уничтожение политических учреждений и институтов демократии. В этом случае правящая элита не только лишает массу населения демократических прав и свобод и соответствующих учреждений, но и отказывается от демократии как от метода регулирования отношений внутри самой правящей элиты.
Правящая элита может осуществить ряд мероприятий, направленных на то, чтобы лишить демократии массы, но сохранить ее для себя как метод определения и формирования собственной воли. В этом случае резко ограничивается свобода политических партий, вводится репрессионная юстиция, сокращается сфера применения демократических прав и свобод, осуществляется гонение на инакомыслящих и т.д. Но внутри правящей элиты демократические методы правления по воле большинства еще применяются, т.е. демократия еще сохраняется, хотя при последовательно развивающемся авторитаризме в конечном счете от нее приходится отказываться. Подобный процесс отхода от демократии имел место во многих странах бывшего социалистического лагеря.
Наконец, при определенных условиях правящая элита может быть вынуждена лишить демократии себя, отказаться от демократии как метода определения собственной воли, но сохранить существенные элементы демократии для массы. При таком пути отхода от демократии сохраняется свобода политических партий, продолжают применяться демократические права и свободы, но общенациональное представительное учреждение – парламент существенно ограничивается. Устанавливается режим личной диктатуры, “демократический цезаризм”. Наиболее полное выражение этот метод отхода от демократии получил в V Республике Франции в период с 1958 по 1969 г., когда существовал режим плебисцитарной демократии, основанный на личном конституционном правлении генерала де Голля.
Переход от демократии к авторитаризму есть коренное изменение качества политического режима в худшую сторону. Это регресс. В большинстве стран этот переход осуществляется медленно, исподволь, без резких скачков, путем проведения реакционных реформ, посредством постепенного запрещения оппозиционных политических партий и организаций, ограничения прав и свобод, умаления роли представительных учреждений. Подобным образом было проведено установление режима военной диктатуры в Японии перед началом Второй мировой войны.
Весьма распространен такой метод замены демократического режима авторитарным, как путч (военный переворот), который, по видимости, носит внезапный характер, но на самом деле представляет собой лишь внешнее выражение длительной подготовительной деятельности.
Как правило, авторитарный режим устанавливается в результате верхушечного государственного переворота; те случаи, когда переворот пользуется определенной массовой поддержкой, – это очень часто результат демагогии и обмана. Наиболее типичными примерами переворотов, опиравшихся на массовую поддержку, являются фашистские путчи в Италии (октябрь 1922 г.) и в Германии (январь 1933 г.). В новейшее время перевороты с массовой поддержкой встречаются крайне редко (осень 1965 г. в Индонезии). Наиболее типичные перевороты во второй половине XX в. носили верхушечный характер и совершались военными хунтами (Греция – в 1967 г., Боливия – в 1971 г., Нигерия – в 1985 и 1993 гг., Пакистан – в 1999 г. и т.д.).
В XX в. отход от демократии приводил к формированию не только авторитарных, но и тоталитарных режимов.
Тоталитаризм представляет собой крайнюю форму авторитаризма – режим, при котором государство, проникая во все сферы жизни общества, стремится осуществлять контроль не только над действиями, но и над мыслями человека.
Становление тоталитаризма осуществлялось по следующим основным направлениям:

  • открытое нарушение и попрание демократических прав и свобод;
  • преследование и запрещение оппозиционных политических партий, общественных организаций; слияние государственного аппарата с монополиями;
  • огосударствление частного капитала;
  • милитаризация государственного аппарата;
  • упадок роли центральных и местных представительных учреждений;
  • рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти;
  • консолидация ранее разрозненных фашистских и реакционно-экстремистских партий и организаций;
  • возникновение различного рода правоэкстремистских движений (Итальянское социальное движение и др.);
  • сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом.

Наиболее откровенной, циничной и жестокой формой тоталитарного режима является фашизм. При установлении фашизма к власти приходит самая реакционная часть общества, которая устанавливает режим прямого произвола и беззакония. Социальной базой фашистских движений является прежде всего мелкая буржуазия. К ней примыкают различного рода деклассированные элементы, а также значительная часть безработных. Но это вовсе не означает, что при установлении фашизма к власти приходит мелкая буржуазия. Власть остается в руках наиболее реакционных элементов все той же политической и экономической элиты. Что же касается мелкобуржуазного происхождения многих фашистских вождей (Муссолини – сын кузнеца, Гитлер – сын сапожника, ставшего затем таможенным чиновником), наличия выходцев из этой среды на важных государственных постах, то это никак не меняет сущности механизма фашистской диктатуры.
Фашизм не только уничтожает демократию целиком, но и теоретически “обосновывает” необходимость установления тоталитаризма. Вместо либерально-демократической концепции индивидуализма фашизм выдвигает концепцию нации, народа, интересы которого всегда, везде и во всем превалируют над интересами отдельных личностей. В то же время фашизм в теории и на практике порывает со всеми политическими и правовыми принципами демократии, такими как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права.
Установление открыто террористического режима при фашизме сопровождается социальной демагогией, которая возводится в ранг официальной идеологии. Спекулируя на демагогической критике наиболее вопиющих пороков общества, фашизм выдвигает лозунги “национального социализма”. На самом деле в условиях фашистского “морально-политического единства” фактически возрождается кастовая система, при которой все граждане распределяются по подчиненным фашистскому государству корпорациям, а социальная и классовая борьба запрещается и объявляется государственным преступлением. Корпоративизм провозглашает “сотрудничество труда и капитала”, при котором предприниматель выступает как “капитан индустрии”, руководитель, осуществляющий важнейшую социальную функцию. Корпорации якобы сотрудничают друг с другом и пребывают в определенном соподчинении. Согласно фашистской идеологии каждая корпорация, занимающая присущее ей место в иерархической системе, осуществляет свойственную ей “социальную функцию”.
Корпоративистские теории проповедуют единство и монолитность нации. Так, в муссолиниевской Хартии труда (апрель 1927 г.) говорилось: “Итальянская нация является организмом, цели, жизнь и средства действия которого превышают силой и длительностью цели, жизнь и средства действия составляющих этот организм отдельных лиц и групп их. Она представляет собой моральное, политическое и экономическое единство и целиком осуществляется в фашистском государстве”.

Именно социальная демагогия, и прежде всего проповедь “национального социализма”, отличает фашизм от иных типов авторитарного режима, при которых демократия также ликвидируется, но делается это без теоретического обоснования и не под социалистическими лозунгами.
Фашизм есть принципиально новый, отличный от демократического политический режим, установление которого приводит к существенным фактическим изменениям как в форме правления, так и в форме государственного устройства. Следует, однако, иметь в виду, что изменения формы государства при фашизме могут и не находить адекватного выражения в нормах конституционного права.
Фашизм может быть установлен при любой форме правления. Так, например, в Италии фашизм существовал при парламентарной монархии, в Японии – при дуалистической монархии; в Португалии в период фашизма существовала парламентарная республика. Безразличие фашизма к форме правления объясняется тем, что установление открыто террористического режима всегда сопровождается коренной перестройкой как высших, так и местных органов государственной власти. Неизменной остается лишь форма, что вызывается общей для всех фашистских режимов тенденцией придать перевороту конституционный характер.
Перестройка государственного аппарата после установления фашистского режима целиком подчинена задачам военно-бюрократической централизации и уничтожения остатков либерально-парламентарной демократии.
В условиях фашизма сохраняется обычно лишь одна партия: в гитлеровской Германии единственной легальной партией была немецкая Национал-социалистическая рабочая партия, в Италии – фашистская партия, в Испании – Испанская фаланга традиционалистов и хунт национал-синдикалистского направления. Глава фашистской партии (фюрер, дуче, каудильо) обладает обычно всей полнотой государственной власти.
Характернейшей особенностью фашизма является то, что фашистская партия и другие общественные организации открыто объединяются с государственным аппаратом и становятся его составной частью. При фашизме, таким образом, не существует никаких внегосударственных учреждений или организаций политического характера. Монопольная и государственная фашистская партия превращается в ядро диктатуры.
Высшие органы государственной власти при фашизме претерпевают следующие изменения.

  • Глава государства приобретает принципиально иное политическое значение. Установление фашизма при формальном сохранении республиканской формы правления сопровождается обычно резким увеличением фактических полномочий главы государства. Даже в республиканских странах фашизм отказывается от выборности главы государства. Нередко глава фашистского государства забирал в свои руки полномочия главы правительства. Так, в § 1 Закона о верховном главе Германской империи говорилось: “Должность президента империи объединяется с должностью рейхсканцлера. В силу этого установленные до сих пор правомочия президента империи переходят к вождю и рейхсканцлеру – Адольфу Гитлеру. Он назначает своего преемника”. При монархической форме правления роль главы фашистского государства и его фактическое место в системе высших органов государственной власти обладают рядом специфических особенностей. В одних случаях (Италия) монарх становится чисто номинальной фигурой, поскольку вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках “вождя”, занимающего должность главы правительства. В других случаях (Япония) монархический глава государства обладает реальными властными полномочиями, но главную роль в осуществлении диктатуры играет глава правительства. Императорская власть в Японии в период фашизма использовалась для фетишизации государственной власти. Выступая с речью перед парламентской комиссией в феврале 1943 г., премьер-министр Японии Тодзио говорил: “Я обладаю властью премьера в силу приказа императора и в настоящее время являюсь вождем нации. Мне как премьеру даны особые полномочия, и я могу применять их только благодаря немеркнущему свету императора. Без немеркнущего света императора они не имеют смысла. Я применяю эти особые полномочия только потому, что это соответствует божественной воле и мысли императора”. В фашистской Венгрии и в фашистской Испании монархическая форма правления сохранялась, но престол был вакантен, а регентом был объявлен фашистский диктатор.
  • Роль правительства при фашизме зависит от отношения режима к институту главы государства. Совершенно естественно, что правительство и глава государства не могут обладать одинаковыми полномочиями. Главным орудием фашистской диктатуры может быть лишь один из этих высших органов государственной власти. Если правительство в фашистском государстве возглавляется главой государства, то полномочия обоих органов таким образом сливаются и возникает фактически новый высший орган государственной власти. Эта конструкция применялась в гитлеровской Германии. Если полномочия главы государства и главы правительства в фашистском государстве разделены, то превалирующая роль обычно принадлежит главе правительства (Италия, Испания). Фактическая роль главы государства и главы правительства определяется в конечном счете тем, какую из этих должностей изберет для себя фашистский диктатор. Что же касается правительства как высшего органа исполнительной власти, то оно при фашистском режиме всегда обладает гигантскими полномочиями. Фашистское правительство сосредоточивает в своих руках все без исключения функции по государственному руководству обществом, так как фашизм доводит до конца тенденции к политической централизации.
  • Парламент при фашизме либо упраздняется (Италия после стабилизации фашистского режима), либо вырождается в чисто декоративный орган, лишенный каких-либо черт, свойственных парламентам демократических государств (Германия, Португалия до 1974 г.). Ни один из традиционных институтов парламентаризма при фашизме не сохраняется. Сама концепция представительного правления глубоко чужда фашизму. Наличие парламентских форм в фашистских государствах есть лишь вынужденная дань внешнему демократизму.
  • Отношение фашизма к тем либо иным формам государственного устройства определяется его общей тенденцией к максимальному военно-бюрократическому централизму. Федерация ликвидируется (Германия). Местное самоуправление постигает та же участь. Внешние формы могут сохраняться, но сущности дела это не меняет. Фашизм не терпит никакой самостоятельности на местах. Универсальный партийно-государственный аппарат, централизованный и построенный по иерархическому принципу, действует на всей территории фашистского государства, не оставляя места ни для федеральной, ни для муниципальной самостоятельности. Единственно возможной формой государственного устройства при фашизме является централизованный военно-бюрократический унитаризм.

В настоящее время фашизм в его “классической” форме не существует нигде, однако во многих странах действуют неофашистские партии и организации, ставящие своей целью уничтожение демократии и замену ее фашистским режимом.
Достаточно широкое распространение получили различного рода тиранические режимы, при которых полностью уничтожаются все институты демократии. Одной из разновидностей тиранического режима был откровенно расистский режим апартеида в ЮАР, установленный в 1948 г. после прихода к власти Националистической партии. Из 33 млн. населения этой страны на долю белого меньшинства приходилось лишь 18%, 67% были африканцами, остальные – азиатами. Государственную же власть осуществляли только представители белого меньшинства. Конституция 1996 г. провозгласила отказ от апартеида и создала юридические основы перехода к демократии.
Нобелевский лауреат Иосиф Бродский в 1979 г. дал следующий портрет тирании: “У тирана время, отведенное на размышления о душе, используется для расчетов, как бы сохранить статус-кво. Это происходит потому, что человек в его положении не видит различий между настоящим, историей и вечностью – госпропаганда сплавила их воедино, потому что так удобней и самому тирану, и населению…
Единственная задача стареющего тирана – удержать свое положение, его демагогия и лицемерие не подавляют умы подданных необходимостью в них верить или текстуальным разнообразием, в то время как молодой выскочка с его подлинным или наигранным рвением и целеустремленностью всегда в конечном счете повышает уровень общественного цинизма…
Давно прошло время орлиных профилей, бород клинышком или лопатой, усов наподобие моржовых или вроде зубной щетки, скоро и брови уйдут в прошлое… Когда тобой правит никто, это самая всеобъемлющая форма тирании, ибо никто выглядит, как все… “.

Бродский считал, что во второй половине XX в. как демократические, так и авторитарные государства все дальше уходят от духа индивидуализма к “стадному натиску масс” и что исключительность отдельного индивидуума заменяется “идеей анонимности”, а нравственная и интеллектуальная серость населения предопределяет серость и во многом неизбежность тирании.

Читайте также: