Название органа власти большевиков это кратко

Обновлено: 05.07.2024

В первые недели после победы большевиков в октябре 1917 г. не было ни достаточно разветвленной пирамиды власти, ни законов, очерчивающих сферу действия новых политических учреждений. Высшим государственным органом Российской республики объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. До принятия Конституции 1918 г. его статус не был четко определен. Съезд присваивал себе те или иные функции, исходя из общих представлений о том круге прав, которым обычно должны обладать носители высшей государственной власти. Прерогативы съезда в перерыве между его созывами принадлежали Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету (ВЦИК). Высшим исполнительным органом республики являлся Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Он был образован под председательством В.И. Ленина II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г.

Общая примета Гражданской войны — узурпирование власти представительных учреждений их рабочими органами. Заседания Советов, особенно в крупных городах, фактически представляли собой митинги. Советы собирались всего на несколько дней, поскольку депутаты, занятые общественной деятельностью, не освобождались от своих основных трудовых обязанностей. Со временем сложилась следующая система власти на местах: организатор (секретарь) партийного комитета, председатели Совета и его исполнительного комитета, военный комиссар.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Высшие органы власти и управления

Высшие органы власти

Высшие органы власти 10 февраля 1946 г. состоялись выборы в Верховный Совет второго созыва (выборы первого созыва состоялись в 1937 г. после принятия Конституции). Выборы были прямыми, равными, с тайным голосованием. Однако при выдвижении нескольких кандидатов в каждом

Высшие органы стратегического руководства войной

Высшие органы стратегического руководства войной ЧРЕЗВЫЧАЙНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ в Великую Отечественную войну Советского Союза 1941–1945 гг. осуществлял Государственный Комитет Обороны (ГКО). Его 30 июня 1941 г. образовали совместным постановлением Президиум

42. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г.: ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЦИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

42. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г.: ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЦИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ Конституция РСФСР 1918 г. установила, что субъектами (членами) советской федерации являются автономные областные союзы, которые создаются следующим

1. Высшие органы власти

1. Высшие органы власти

1. Высшие органы власти В первые недели после победы большевиков в октябре 1917 г. не было ни достаточно разветвленной пирамиды власти, ни законов, очерчивающих сферу действия новых политических учреждений. Высшим государственным органом Российской республики объявлялся

1. Высшие органы власти

1. Высшие органы власти

1. Высшие органы власти Политическая система в СССР в годы войны существенно не изменилась. Высшим законодательным органом продолжал оставаться Верховный Совет СССР. Однако он собирался во время войны лишь раз в год, а в 1943 г. не состоялось ни одного его заседания. Вся

1. Высшие органы власти

1. Высшие органы власти Упрочившуюся в 1930–1960-х гг. систему высших органов власти немного подправила Конституция 1977 г., не внося в нее каких-либо принципиальных новшеств. Высшим органом государственной власти продолжал оставаться Верховный Совет СССР, а в перерывах между

2. Местные органы власти

2. Местные органы власти Конституция 1977 г. установила, что Советы всех уровней представляют собой единую систему. Советы избирались во всех краях, областях, автономных областях и округах, районах, городах, городских районах, поселках и сельских населенных пунктах.

1. Высшие органы власти

1. Высшие органы власти По числу поправок, внесенных в Конституцию, период конца 1980-х — начала 1990-х гг. не имеет себе равных в советской истории. Конституционная реформа была рассмотрена Всесоюзной XIX конференцией КПСС летом 1988 г. и получила силу закона после ее одобрения

1. Высшие органы власти

1. Высшие органы власти Конституция в 1993 г. привела к установлению в России режима президентской республики. Президенту Российской Федерации давалось право определять основные направления внутренней и внешней политики в соответствии с Конституцией и федеральными

Органы власти

Органы власти Строй древнегреческого общества I тысячелетия до н. э. еще не дошел до государственности. Однако в каждой из многочисленных общин, о которых идет речь в поэмах, налицо уже элементы общественного устройства, восходящие к глубокой древности и, вместе с тем,

Съезд сформировал новые органы власти. Верховным органам власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Председателем ВЦИК был избран Л.Б. Каменев, которого 8 ноября сменил Я.М. Свердлов. ВЦИК создавал отделы, которым принадлежало право контроля, смещения правительства или изменения его состава. Съезд сформировал правительство — Совет народных комиссаров. Отличительной чертой новой власти было соединение законодательных и исполнительных функций.

Параграф 12. Таблица: Новые органы власти. (1колонка - №№ пп; 2колонка - новые органы власти; 3колонка - расшифровка абравиатур; 4колонка - характеристика, нгаправления деятельности)

Сиюля 1918 г. в Советской республике установилась одно­партийная система. Когда оппозиционная большевикам партия левых социалистов-революционеров 6—7 июля 1918 г. предпри­няла попытку государственного переворота, решением V Всерос­сийского съезда Советов она была исключена из состава Советов. Так прекратила свое существование антибольшевистская оппози­ция в Советах. А между тем существование такой оппозиции спо­собствовало усилению политической и экономической активнос­ти самой правящей партии, помогало выработке наиболее эффективных управленческих решений, позволяло отобрать среди них лучшие, оптимальные.

Однопартийность таила в себе огромную опасность[72]. Партия большевиков получила неограниченное влияние в государствен­ных и общественных структурах, она перестала быть контроли­руемой со стороны оппозиции. Отсутствие оппозиции у больше­виков сама РКП(б) стремилась компенсировать развертыванием внутрипартийной демократии. Ежегодно проходили партийные съезды[73] и конференции. За всю гражданскую войну состоялось 400 заседаний ЦК (из них 59 пленумов, 95 — политбюро, 222 — оргбюро, 19 объединенных заседаний двух последующих орга­нов). Выборы ЦК осуществлялись на альтернативной основе: на 19 мест выдвигалось 60—65 кандидатур. Проходило свободное обсуждение баллотирующихся[74]. Без обсуждения правящей парти­ей не решалась ни одна управленческая проблема.

В 1918—1920 гг. состоялось 6 общероссийских съездов Сове­тов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, где с отчетами выступали руководители государства[75]. Всероссийские съезды Советов (а также областные, губернские, уездные и воло­стные) как органы государственной власти сыграли большую роль в управлении страной. Они обосновывали стратегию государствен­ного управления, его приемы и методы, формировали управлен­ческое сознание и волю населения, осуществляли передачу необ­ходимой информации на места. Народная власть обретала авто­ритет.

Правящая партия закрепила в своих решениях основные прин­ципы организации и деятельности государственного аппарата, разработанные Лениным:

1. Единство Советов и их полновластие.

2. Партийное руководство.

3. Участие трудящихся масс в государственном управлении.

4. Демократический централизм.

5. Равноправие национальностей.

6. Единоначалие и коллегиальность.

7. Контроль и проверка исполнения.

8. Социалистическое планирование.

9. Социалистическая законность.

10. Постоянное совершенствование государственного аппарата.

11. Возрастание роли науки в управлении общественными процессами[76].

Важным звеном в государственной системе являлась армия. В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде был законодательно оформлен переход ко всеобщей воинской повинности. Числен­ность армии возросла с 360 тыс. человек в июле 1918 г., до 800 тыс. в ноябре того же года, а затем до 1,5 млн. в мае 1919 г. и до 5,5 млн. в конце 1920 г.

На основании Постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан Революционный военный совет Республики (РВСР) — орган, осуществлявший в годы гражданской войны непосредствен­ное руководство армией и флотом, а также всеми учреждениями военного и морского ведомств. Положение о РВСР, утвержден­ное ВЦИК 30 сентября 1918 г., обязывало советские учреждения, организации и граждан рассматривать и удовлетворять требова­ния РВСР в первую очередь. Председателем являлся народный комиссар по военным и морским делам (утверждался ВЦИК), члены назначались СНК. За годы деятельности РВСР с 6 сентяб­ря 1918 г. по 28 августа 1923 г. в нем участвовало на разных эта­пах гражданской войны 23 человека. Бессменным председателем являлся Л.Д. Троцкий[78]. В ноябре 1918 г. был образован полевой штаб, осуществлявший непосредственное руководство военны­ми действиями. 30 ноября 1918 г.ВЦИК учредил верховный орган управления — Совет рабочей и крестьянской обороны под пред­седательством В.И. Ленина, что завершило меры по организа­ции руководства Красной Армией. Новый орган власти и управ­ления был призван установить твердый режим во всех отраслях народного хозяйства и координировать работу ведомств.




Гражданская война отрезала от Советской республики ряд экономических районов страны: Украину, Сибирь, Урал, Кав­каз. Эти районы давали 90% добываемого в стране каменного угля, почти всю нефть, 85% железной руды, 70% стали, 70% сахара. В руках Советской власти оставался только центральный район. Поэтому главной задачей в этих условиях было мобили­зовать все оставшиеся ресурсы на нужды Обороны. В кратчайшие сроки большевики создали систему особых, чрезвычайных мер антикризисного управления экономикой, назвав их военным ком­мунизмом.

Введение системы главкизма означало, что все предприятия каждой отрасли подчинялись своему главку — отделу ВСНХ. Однако главное не в этом подчинении, а в том, что все экономи­ческие, т.е. денежные, отношения прекращались, в управлении использовались исключительно административные методы. Рентабельность и себестоимость продукции теперь не имели значе­ния. Предприятия бесплатно получали от государства все необ­ходимое для производства, бесплатно отдавали готовую продук­цию. Такая система управления не могла остановить разруху, но смогла изолировать военную промышленность от влияния раз­рухи[79].

В политической жизни страны возросла роль общественных организаций. Быстро увеличивалось число членов Российского Коммунистического союза молодежи (РКСМ). Если делегаты его первого съезда, проходившего в октябре 1918 г., представляли 20 тыс. членов РКСМ, то второго (октябрь 1919 г.) — уже 96 тыс., а третьего (октябрь 1920 г.) — 400 тыс.

В жизни страны возрастала роль профсоюзов, в рядах кото­рых в 1920 г. насчитывалось свыше 4 млн. человек. Профсоюзы играли большую роль на производстве. Им принадлежало право выбирать третью часть членов фабрично-заводских управлений (две трети назначало правительство), они осуществляли норми­рование труда и заработной платы, определяли размер продо­вольственного пайка.

В 1918 г. была образована продовольственная инспекция, имевшая большое значение в осуществлении контроля за дея­тельностью органов Наркомпрода. Нередки были случаи, когда местные Советы создавали инспекционные группы из рабочих. Их опыт был использован при реорганизации в октябре 1920 г. Наркомата государственного контроля в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции[80].

В налаживании действенности государственных органов ва­жен был контроль за исполнением принятых законодательных актов. При этом неизбежно усиливалась роль партийного конт­роля. Ленин предложил слить контрольные партийные учрежде­ния с контрольными советскими. Так был создан новый орган — ЦКК РКИ.

В ноябре 1920 г. советские войска освободили Крым от войск Врангеля. Этими событиями завершилась гражданская война, начался новый период в истории страны — восстановление на­родного хозяйства.

Лидеры умеренных социалистических партий также не вы­двинули руководителя общенационального масштаба. А. Ф. Ке­ренский, который по своему положению мог бы претендовать на место руководителя, быстро понял бесперспективность даль­нейшей борьбы и уже в 1918 г. эмигрировал. Один из крупней­ших представителей рабочего движения дореволюционного и ре­волюционного времени — Г. В. Плеханов отрицательно воспри­нял Октябрь, но активно не выступил против Советской власти. После попыток принять деятельное участие в сплочении анти­большевистских сил в Поволжье и Сибири в конце 1918 г. уеха­ли виднейшие эсеры Н.Д. Авксентьев, бывший в октябре 1917 г. председателем предпарламента, и В.М. Чернов, являвшийся председателем Учредительного собрания. Б. В. Савинков руко­водил в начале гражданской войны белогвардейским подполь­ем. Но как эсер он не мог претендовать на роль лидера в белогвардейском лагере, где тон задавало монархистски настроен­ное офицерство[82].

Гражданская война — общенациональная трагедия. Ее воз­никновению способствовали мировая война, глубокий, затяжной имперский кризис. Вина за нее лежит на всей политической эли­те России независимо от ее оттенков. Она оказалась слишком слабой, не смогла выдвинуть лидеров общенационального мас­штаба, способных сплотить общество, не дать ему сорваться с исторических якорей. Вместо поиска путей к гражданскому согласию, стабильности она была занята внутренней борьбой, во­влекая массы в скрытое противостояние. Именно элита несет от­ветственность за трагедию страны, большинство населения кото­рой было неграмотно[83].

Большевики реализовали идеи Ленина о создании государ­ства диктатуры пролетариата. Они обеспечили ликвидацию раз­деления властей и полновластия большевистской элиты через механизмы Советов (изначально возникших как объективный ответ широких слоев трудящихся на отстранение их от принятия жизненно важных решений).

Сиюля 1918 г. в Советской республике установилась одно­партийная система. Когда оппозиционная большевикам партия левых социалистов-революционеров 6—7 июля 1918 г. предпри­няла попытку государственного переворота, решением V Всерос­сийского съезда Советов она была исключена из состава Советов. Так прекратила свое существование антибольшевистская оппози­ция в Советах. А между тем существование такой оппозиции спо­собствовало усилению политической и экономической активнос­ти самой правящей партии, помогало выработке наиболее эффективных управленческих решений, позволяло отобрать среди них лучшие, оптимальные.

Однопартийность таила в себе огромную опасность[72]. Партия большевиков получила неограниченное влияние в государствен­ных и общественных структурах, она перестала быть контроли­руемой со стороны оппозиции. Отсутствие оппозиции у больше­виков сама РКП(б) стремилась компенсировать развертыванием внутрипартийной демократии. Ежегодно проходили партийные съезды[73] и конференции. За всю гражданскую войну состоялось 400 заседаний ЦК (из них 59 пленумов, 95 — политбюро, 222 — оргбюро, 19 объединенных заседаний двух последующих орга­нов). Выборы ЦК осуществлялись на альтернативной основе: на 19 мест выдвигалось 60—65 кандидатур. Проходило свободное обсуждение баллотирующихся[74]. Без обсуждения правящей парти­ей не решалась ни одна управленческая проблема.

В 1918—1920 гг. состоялось 6 общероссийских съездов Сове­тов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, где с отчетами выступали руководители государства[75]. Всероссийские съезды Советов (а также областные, губернские, уездные и воло­стные) как органы государственной власти сыграли большую роль в управлении страной. Они обосновывали стратегию государствен­ного управления, его приемы и методы, формировали управлен­ческое сознание и волю населения, осуществляли передачу необ­ходимой информации на места. Народная власть обретала авто­ритет.

Правящая партия закрепила в своих решениях основные прин­ципы организации и деятельности государственного аппарата, разработанные Лениным:

1. Единство Советов и их полновластие.

2. Партийное руководство.

3. Участие трудящихся масс в государственном управлении.

4. Демократический централизм.

5. Равноправие национальностей.

6. Единоначалие и коллегиальность.

7. Контроль и проверка исполнения.

8. Социалистическое планирование.

9. Социалистическая законность.

10. Постоянное совершенствование государственного аппарата.

11. Возрастание роли науки в управлении общественными процессами[76].

Важным звеном в государственной системе являлась армия. В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде был законодательно оформлен переход ко всеобщей воинской повинности. Числен­ность армии возросла с 360 тыс. человек в июле 1918 г., до 800 тыс. в ноябре того же года, а затем до 1,5 млн. в мае 1919 г. и до 5,5 млн. в конце 1920 г.

На основании Постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан Революционный военный совет Республики (РВСР) — орган, осуществлявший в годы гражданской войны непосредствен­ное руководство армией и флотом, а также всеми учреждениями военного и морского ведомств. Положение о РВСР, утвержден­ное ВЦИК 30 сентября 1918 г., обязывало советские учреждения, организации и граждан рассматривать и удовлетворять требова­ния РВСР в первую очередь. Председателем являлся народный комиссар по военным и морским делам (утверждался ВЦИК), члены назначались СНК. За годы деятельности РВСР с 6 сентяб­ря 1918 г. по 28 августа 1923 г. в нем участвовало на разных эта­пах гражданской войны 23 человека. Бессменным председателем являлся Л.Д. Троцкий[78]. В ноябре 1918 г. был образован полевой штаб, осуществлявший непосредственное руководство военны­ми действиями. 30 ноября 1918 г.ВЦИК учредил верховный орган управления — Совет рабочей и крестьянской обороны под пред­седательством В.И. Ленина, что завершило меры по организа­ции руководства Красной Армией. Новый орган власти и управ­ления был призван установить твердый режим во всех отраслях народного хозяйства и координировать работу ведомств.

Гражданская война отрезала от Советской республики ряд экономических районов страны: Украину, Сибирь, Урал, Кав­каз. Эти районы давали 90% добываемого в стране каменного угля, почти всю нефть, 85% железной руды, 70% стали, 70% сахара. В руках Советской власти оставался только центральный район. Поэтому главной задачей в этих условиях было мобили­зовать все оставшиеся ресурсы на нужды Обороны. В кратчайшие сроки большевики создали систему особых, чрезвычайных мер антикризисного управления экономикой, назвав их военным ком­мунизмом.

Введение системы главкизма означало, что все предприятия каждой отрасли подчинялись своему главку — отделу ВСНХ. Однако главное не в этом подчинении, а в том, что все экономи­ческие, т.е. денежные, отношения прекращались, в управлении использовались исключительно административные методы. Рентабельность и себестоимость продукции теперь не имели значе­ния. Предприятия бесплатно получали от государства все необ­ходимое для производства, бесплатно отдавали готовую продук­цию. Такая система управления не могла остановить разруху, но смогла изолировать военную промышленность от влияния раз­рухи[79].

В политической жизни страны возросла роль общественных организаций. Быстро увеличивалось число членов Российского Коммунистического союза молодежи (РКСМ). Если делегаты его первого съезда, проходившего в октябре 1918 г., представляли 20 тыс. членов РКСМ, то второго (октябрь 1919 г.) — уже 96 тыс., а третьего (октябрь 1920 г.) — 400 тыс.

В жизни страны возрастала роль профсоюзов, в рядах кото­рых в 1920 г. насчитывалось свыше 4 млн. человек. Профсоюзы играли большую роль на производстве. Им принадлежало право выбирать третью часть членов фабрично-заводских управлений (две трети назначало правительство), они осуществляли норми­рование труда и заработной платы, определяли размер продо­вольственного пайка.

В 1918 г. была образована продовольственная инспекция, имевшая большое значение в осуществлении контроля за дея­тельностью органов Наркомпрода. Нередки были случаи, когда местные Советы создавали инспекционные группы из рабочих. Их опыт был использован при реорганизации в октябре 1920 г. Наркомата государственного контроля в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции[80].

В налаживании действенности государственных органов ва­жен был контроль за исполнением принятых законодательных актов. При этом неизбежно усиливалась роль партийного конт­роля. Ленин предложил слить контрольные партийные учрежде­ния с контрольными советскими. Так был создан новый орган — ЦКК РКИ.

В ноябре 1920 г. советские войска освободили Крым от войск Врангеля. Этими событиями завершилась гражданская война, начался новый период в истории страны — восстановление на­родного хозяйства.

Лидеры умеренных социалистических партий также не вы­двинули руководителя общенационального масштаба. А. Ф. Ке­ренский, который по своему положению мог бы претендовать на место руководителя, быстро понял бесперспективность даль­нейшей борьбы и уже в 1918 г. эмигрировал. Один из крупней­ших представителей рабочего движения дореволюционного и ре­волюционного времени — Г. В. Плеханов отрицательно воспри­нял Октябрь, но активно не выступил против Советской власти. После попыток принять деятельное участие в сплочении анти­большевистских сил в Поволжье и Сибири в конце 1918 г. уеха­ли виднейшие эсеры Н.Д. Авксентьев, бывший в октябре 1917 г. председателем предпарламента, и В.М. Чернов, являвшийся председателем Учредительного собрания. Б. В. Савинков руко­водил в начале гражданской войны белогвардейским подполь­ем. Но как эсер он не мог претендовать на роль лидера в белогвардейском лагере, где тон задавало монархистски настроен­ное офицерство[82].

Гражданская война — общенациональная трагедия. Ее воз­никновению способствовали мировая война, глубокий, затяжной имперский кризис. Вина за нее лежит на всей политической эли­те России независимо от ее оттенков. Она оказалась слишком слабой, не смогла выдвинуть лидеров общенационального мас­штаба, способных сплотить общество, не дать ему сорваться с исторических якорей. Вместо поиска путей к гражданскому согласию, стабильности она была занята внутренней борьбой, во­влекая массы в скрытое противостояние. Именно элита несет от­ветственность за трагедию страны, большинство населения кото­рой было неграмотно[83].

Большевики реализовали идеи Ленина о создании государ­ства диктатуры пролетариата. Они обеспечили ликвидацию раз­деления властей и полновластия большевистской элиты через механизмы Советов (изначально возникших как объективный ответ широких слоев трудящихся на отстранение их от принятия жизненно важных решений).


Партия РСДРП образована в 1 марта 1898 году на 1 съезде в Минске. Окончательное оформление партии - в 1903 г.

На 2 съезде партии в 1903 г. произошёл раскол на большевиков и меньшевиков.

Основание РСДРП(б) – 24 апреля 1917 г.

Большевики - члены левого, революционного крыла РСДРП.

Причины раскола:

Годы существования

Партия существовала до 6 ноября 1991 года.

Численность

В начале 20 века- 46 тысяч и около 20 млн. в 1991г.

Лидер

Право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства

Введение рабочего законодательства

Социальные льготы и гарантии

Ограничение детского и женского труда

Введение рабочего контроля на предприятиях

Всеобщее образование, отделение церкви от государства и государства от церкви

Деятельность после Февральской и Октябрьской революции 1917 года

Временное правительство

ТРИ КРИЗИСА ВЛАСТИ: АПРЕЛЬСКИЙ КРИЗИС

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Распространено не позднее 14 марта 1917 г.

Граждане помещики, землевладельцы, крестьяне, казаки, арендаторы и все, кто трудится над землей. Нельзя позволить немцам побить нас, надо довести войну до конца. Для войны нужны люди, снаряды и хлеб… Без хлеба ничего не будет. Сейте все, сейте каждый на своем поле, сейте как можно больше…Весь хлеб и все зерно будут куплены новым Правительством по справедливой, необидной цене…

Председатель Государственной Думы М. Родзянко

НОТА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВАМ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ

18 апреля 1917 г.

ТРИ КРИЗИСА ВЛАСТИ: ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС

Советы в короткий срок охватили всю страну, но по­ка от их имени говорил Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Он взял на себя дело созыва 1-го Всероссийского съезда Советов. Большевики решили ознаменовать его открытие массовой демонстрацией, но меньшевистско-эсеровское большинство прези­диума съезда запретило демонстрации во время его заседаний. Большевики подчинились и удержали рабочих и солдат от выступления, показав рост своего влияния.

ИЗ ПРИКАЗА КЕРЕНСКОГО ПО АРМИИ И ФЛОТУ

30 мая 1917 г.

Военный и морской министр КЕРЕНСКИЙ

ТРИ КРИЗИСА ВЛАСТИ: ИЮЛЬСКИЕ СОБЫТИЯ

2 июля кадеты вышли из правительства под предлогом несогла­сия с решением большинства признать украинскую Центральную Раду. В столицу были подтянуты верные правительству добровольческие формирования ­ударные батальоны. Одновременно 6 полков, в том числе запасные пулеметные полки, получи­ли приказ выступить на фронт. Это было нарушением мартовского согла­шения Совета с правительством о не выводе Петроградского гарнизона из столицы. Пулеметчики разослали агитаторов по полкам и заводам с при­зывом к выступлению. Это застало руководство большевиков врасплох. Ленин в это время уе­хал в Финляндию в отпуск, но узнав о событиях в Петрограде, срочно вер­нулся. На заседании ЦК партии он, преодолев сопротивление руководителей Во­енной организации, добился решения о мирной демонстрации. Однако события вышли из-под контроля. 4 июля тысячи вооруженных солдат, матросов, прибывших из Кронштадта, и рабочих заполнили центр города. Основным лозунгом вооруженной демонстрации было оказание давления на ВЦИК Советов с целью создания советского правительства. Однако ВЦИК отклонил это требование. Командование заранее разместило на чердаках пулеметы. Анархически настроенные демонстранты начали стрелять по чердакам, откуда также ответили огнем. По данным врачей, было 16 убитых, 40 умерло от ран и около 650 было ранено.

7 июля был отдан приказ об аресте Ленина. Сам он сначала склонялся к тому, чтобы явиться самому, но ЦК посчитал, что нет никакой гарантии его безопасности: его просто убьют по дороге. Поэтому Ленин с Зиновье­вым скрывались сначала в Петрограде, потом возле Сестрорецка, в шала­ше за озером Разлив, а осенью перебрались в Финляндию. Обвинение против них так никогда и не рассматривалось.

Мятежные полки были разоружены и расформированы. Правительство восстановило смертную казнь за неповиновение приказу на фронте (12 июля). Премьер Львов ушел в отставку. Его место занял Керенский, со­хранивший пост военного и морского министра. Формирование 2-го коа­лиционного правительства заняло почти месяц. В конце июля его состави­ли 8 представителей буржуазии, 7 социалистов и 2 беспартийных.

Решение Временного правительства о переходе в наступление на фронте, а также его компромиссное соглашение с Центральной Радой, требовавшей широкой автономии для Украины спровоцировали новый политический кризис, последствия которого оказались весьма далеко идущими. Июльские события коренным образом изменили ситуацию. Подтянув к столице верные ему части, Временное правительство получило, наконец, вооруженную опору. Советы, согласившись на разоружение и вывод из Петрограда революционных полков, эту опору отвергли. Двоевластие, а с ним и мирный период революции кончились.

ТЕЛЕГРАММА КОМИССАРОВ

ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ИЗ 11-Й АРМИИ О ПОЛОЖЕНИИ НА ФРОНТЕ В НАЧАЛЕ ИЮЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ

КОРНИЛОВЩИНА

27 августа большевики призвали рабочих и солдат к отпору мятежникам. Началось легальное вооружение ранее воз­никших и создание новых отрядов Красной гвардии. Корниловские эше­лоны задерживались в пути железнодорожниками. На пути движения 3-го конного корпуса строились заграждения, разбирались рельсы. На вооружение петроградских рабочих из арсенала было передано более 20 тыс. винтовок, что позднее сыграло одну из решающих ролей в Октябрьском восстании. В авангарде 3-го корпуса поставили Туземную (или Ди­кую) дивизию из чеченцев, ингушей, осетин и др. горцев Северного Кав­каза: не знавшие русского языка, они казались надежной силой в борьбе против Советов. Однако по совету С.М. Кирова навстречу горцам напра­вили находившуюся в Петрограде делегацию старейшин кавказских наро­дов. Они на родном языке объяснили, куда и зачем их везут, и те отказа­лись двигаться дальше.

Отдав приказ выгружаться из вагонов и двигаться конным порядком, генерал Крымов на автомобиле прибыл один в Петроград и явился к Керенскому. Содержание их громкого разговора до сих пор остается загадкой, потому что после него Крымов по официальной версии застрелился. 29 августа-2 сентября Корнилов и гене­ралы - его сторонники - были арестованы и в уездном городке Быхове взяты под стражу в помещении женской гимназии. Их охраняли верные Корнилову добровольцы-туркмены конного Текинского полка.

КОРНИЛОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕЩАНИИ

Август 1917 г.

Цит. по: Лехович Д.В. Белые против красных. М., 1992

КТО И КАК ПОДДЕРЖИВАЛ КОРНИЛОВА В АВГУСТЕ 1917 Г.

Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991

ОБ АРЕСТЕ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ИЗ ДОНЕСЕНИЯ В ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

25 октября 1917 года

Офицеры и юнкера обезоружены и отпущены, взяты три папки и портфель министра народного просвещения. Комендантом Зимнего дворца назначен делегат на второй Всероссийский съезд советов солдат Преображенского полка тов. Чудновский. Все министры отправлены в Петропавловскую крепость. Сопровождавший министра Терещенко подпор[учик,] Чистяков скрылся.

ИЗ ПИСЬМА ЛИДЕРА КАДЕТСКОЙ ПАРТИИ, БЫВШЕГО МИНИСТРА ПЕРВОГО ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА П.Н. МИЛЮКОВА БЫВШЕМУ ЧЛЕНУ СОВЕТА МОНАРХИЧЕСКИХ СЪЕЗДОВ И.В. РЕВЕНКО

Конец декабря 1917 - начало января 1918 года

В ответ на поставленный Вами вопрос, как я смотрю теперь на совершенный нами переворот, чего я жду от будущего и как оцениваю роль и влияние существующих партий и организаций, пишу Вам это письмо, признаюсь, с тяжелым сердцем. Того, что случилось, мы не хотели. Вы знаете, что цель наша ограничивалась достижением республики или же монархии с императором, имеющим лишь номинальную власть; преобладающего в стране влияния интеллигенции и равные права евреев.

Полной разрухи мы не хотели, хотя и знали, что на войне переворот во всяком случае отразится неблагоприятно. Мы полагали, что власть сосредоточится и останется в руках первого кабинета министров, что временную разруху в армии и стране мы остановим быстро и если не своими руками, то руками союзников добьемся победы над Германией, заплатив за свержение царя некоторой отсрочкой этой победы.

Надо признаться, что некоторые даже из нашей партии указывали нам на возможность того, что и произошло потом. Да мы и сами не без некоторой тревоги следили за ходом организации рабочих масс и пропаганды в армии.

Что же делать: ошиблись в 1905 году в одну сторону – теперь ошиблись опять, но в другую. Тогда недооценили сил крайне правых, теперь не предусмотрели ловкости и бессовестности социалистов. Результаты Вы видите сами.

Само собою разумеется, что вожаки Совета рабочих депутатов ведут нас к поражению и финансовому экономическому краху вполне сознательно. Возмутительная постановка вопроса о мире без аннексий и контрибуций помимо полной своей бессмысленности уже теперь в корне испортила отношения наши с союзниками и подорвала наш кредит. Конечно, это не было сюрпризом для изобретателей.

Не буду излагать Вам, зачем все это было им нужно, кратко скажу, что здесь играла роль частью сознательная измена, частью желание половить рыбу в мутной воде, частью страсть к популярности. Но, конечно, мы должны признать, что нравственная ответственность за совершившееся лежит на нас, то есть на блоке партий Государственной Думы.

Вы знаете, что твердое решение воспользоваться войною для производства переворота было принято нами вскоре после начала этой войны. Заметьте также, что ждать больше мы не могли, ибо знали, что в конце апреля или начале мая наша армия должна была перейти в наступление, результаты коего сразу в корне прекратили бы всякие намеки на недовольство и вызвали бы в стране взрыв патриотизма и ликования.

Вы понимаете теперь, почему я в последнюю минуту колебался дать согласие на производство переворота, понимаете также, каково должно быть в настоящее время мое внутреннее состояние. История проклянет вождей наших, так называемых пролетариев, но проклянет и нас, вызвавших бурю. Что же делать теперь, спрашиваете Вы… Не знаю. То есть внутри мы оба знаем, что спасение России в возвращении к монархии, знаем что все события последних двух месяцев ясно доказали, что народ не способен был воспринять свободу, что масса населения, не участвующая в митингах и съездах, настроена монархически, что многие и многие агитирующие за республику делают это из страха. Все это ясно, но признать этого мы просто не можем. Признание есть крах всего дела нашей жизни, крах всего мировоззрения, которого мы являемся представителями. Признать не можем, противодействовать не можем, не можем и соединиться с теми правыми, подчиниться тем правым, с которыми так долго и с таким успехом боролись. Вот все, что могу сейчас казать.

Конечно, письмо это строго конфиденциально. Можете показать его лишь членам известного Вам кружка.

Читайте также: