Парламент рк и его полномочия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Парламент. Сенат и Мажилис, их состав, процесс избрания. Депутаты, их полномочия, независимость, работа в группах. Депутатская этика. Порядок работы парламента. Подготовка и принятие проектов законов.

Парламент и его состав. Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом, принимающим законы. Он состоит из двух палат: Сената и Мажилиса.

Парламент (англ, parliament, фр. parlement от parler — "говорить") — высший представительный орган. Парламент может быть однопалатным или двухпалатным. Обычно в государствах с федеративным устройством создается двухпалатный парламент. Как правило, нижняя палата парламента и однопалатный парламент избираются прямым голосованием.

Сенат и его состав. Сенат — верхняя палата парламента Республики Казахстан.

Сенат (лат. senatus от senex — "старец") — в Древнем Риме Совет знати, высший государственный орган. Сенат берет начало от Совета старейшин из рода патрициев. В настоящее время Сенатом называется верхняя палата парламентов многих государств. В некоторых странах Сенат избирается прямым (США, Италия), в некоторых — многоступенчатым (Франция) голосованием. В некоторых странах состав Сената полностью или частично определяет глава государства.

Сенат парламента Республики Казахстан формируется двумя способами: 1) часть депутатов состоит из лиц, избираемых по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы республики; 2) семь депутатов Сената назначаются президентом на срок полномочий парламента.

Депутатом Сената может быть гражданин Респуб­лики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения не менее трех лет.

Мажилис состоит из 67 депутатов, избираемых по одномандатным территориальным избирательным округам, и 10 депутатов, избираемых по партийным спискам. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Казахстана, достигший 25 лет.

Депутат парламента не может быть одновременно членом обеих палат; не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Депутаты должны работать в парламенте постоянно и быть независимыми.

На первой сессии парламента на совместном заседании его палат депутаты приносят присягу народу Казахстана.

Полномочия депутата парламента Республики Казахстан. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях парла­мента и заседаниях его органов, в состав которых он входит. Депутат вправе избиратА и быть избранным в координационные и рабочие органы парламента и его палат; вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, предложения о заслушивании на сессии парламента отчета должностных лиц, подотчетных палатам; обращаться с депутатскими запросами, вносить поправки к проекту законов, постановлений, других актов, принимаемых парламентом; знакомить депутатов с обращениями граждан, имеющими общественное значение; осуществлять другие полномочия.

Депутат обязан участвовать в работе парламента и его органов, в состав которых он избран. Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Он не вправе передавать свой голос другому депутату. Депутат вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение палат, участвовать в подготовке вопросов к рассмотре­нию, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь принятых решений, в контроле за их выполнением.

Депутатский запрос является официально обращенным требованием депутата к должностным лицам государ­ственных органов дать на сессии парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица.

Депутат парламента имеет право обратиться с запросом к премьер-министру и членам правительства, председателю Национального банка, председателю и членам Центризбиркома, Генеральному прокурору, председателю Комитета национальной безопасности, председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Должностное лицо обязано отвечать на запрос на пленарном заседании парламента или палаты. По ответу на депутатский запрос и результатам его обсуждения принимается постановление парламента или его палаты.

Работа депутатов в группах. Депутаты имеют право организовывать в парламенте следующие объединения:

Депутатская группа — объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах.

Депутат ни от кого независим в своей работе. Воздействие в какой бы то ни было форме на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей влечет ответ-

ственность по закону. Должностные лица государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления, организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатами, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, также несут ответственность по закону.

Депутат и избиратели. Конституция Республики Казахстан отказалась от императивного мандата депутата, при котором избиратели давали наказ своему депутату, и если депутат не оправдывал доверия избирателей, они могли его отозвать.

Во время парламентских каникул депутаты выезжают в свои избирательные округа, встречаются с избирате­лями, рассматривают жалобы, заявления, поступившие от них. Предложения, заявления способствуют правиль­ному и своевременному решению депутатами вопросов, поднимаемых избирателями; депутаты изучают обще­ственное мнение и при необходимости могут вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, общественные объединения. По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом беспрепят­ственного посещения государственных органов и органи­заций, общественных объединений, правом безотлага­тельного приема их руководителями и другими долж­ностными лицами.

Порядок работы парламента. Парламент осуществля­ет свою работу в сессионном порядке. Сессия состоит из совместных и раздельных палат, бюро палат, постоянных комитетов и совместных комиссий палат. Первая сессия парламента нового созыва созывается Президентом РК не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов и избрания не менее двух третей депутатов каждой из палат. Сессия парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. Наиболее важные вопросы рассматриваются на совместных заседаниях Мажилиса и Сената.

Вопрос о внесении изменений и дополнений в конституцию. Такой вопрос предлагается только президентом. Конституция должна быть стабильной и устойчивой, поэтому в нее нельзя часто вносить изменения. На совместном заседании палат парламента принимаются конституционные законы, которые не вносят изменений в конституцию. При помощи конституционных законов определяются полномочия парламента, президента, правительства, Конституционного совета; I а также судебных органов. При помощи конституционных законов устанавливается порядок проведения выборов президента, в парламент, местные представительные органы (маслихаты), а также референдума.

На совместном заседании Сената и Мажилиса рассма­триваются и утверждаются республиканский бюджет, отчет правительства о его выполнении. Бюджет имеет важное значение для государства, народа, каждого чело­века. Ведь из бюджета выделяются средства на содер­жание государственных школ, институтов, лечебных учреждений, зарплату учителям, медикам, ученым, государственным служащим, на содержание армии и т.д. Поэтому депутаты как представители народа должны строго контролировать, как собираются доходы в бюджет, как и на что расходуются народные деньги.

На совместном заседании Мажилис и Сенат решают вопрос о передаче президенту законодательных полномочий парламента. Если парламент решит, что президенту следует передавать законодательные полно­мочия, тогда президент будет иметь право сам принимать законы. Для того чтобы президент не превратился в законодательный орган, ему предоставляется право принятия законов на срок до одного года.

Мажилис и Сенат на совместном заседании решают и другие важные вопросы.

Подготовка и принятие проектов законов. Депутатам парламента и правительству предоставляется право законодательной инициативы. Это право означает, что только депутаты и правительство имеют право вносить проекты законов на рассмотрение Мажилиса. Граждане, государственные органы (кроме правительства) не имеют права законодательной инициативы, но они могут разрабатывать проекты законов и передавать их депутатам, правительству.

Мажилис детально рассматривает проект закона. Каждая статья, каждое положение проекта обсуждаются отдельно. Затем проект закона ставится на голосование депутатов. Если более половины всех депутатов Мажилиса проголосуют за проект закона, то он считается принятым. После этого проект закона направляется на рассмотрение Сената, который тоже основательно обсуждает проект закона, затем путем голосования решает, принять или отклонить его. Если больше половины депутатов Сената проголосуют за проект закона, то он считается при­нятым. Закон должен быть подписан президентом. Если он подписывает его, то тогда закон начинает действовать, или, как говорят, приобретает юридическую силу.

Президент может не подписать закон, или, иначе говоря, наложить вето. Тогда президент направляет закон в парламент на новое рассмотрение с указанием его недостатков. В этом случае парламент вновь рас­сматривает закон и может учесть замечания президента, после чего закон снова передается на подпись президенту.

Закон является нормативным актом, обладающим, после конституции, высшей юридической силой. Закон не должен противоречить конституции. В то же время все другие нормативные акты не должны противоречить законам. Законы принимаются по наиболее важным вопросам жизни общества, человека.

В конституции записано, что законы принимаются по вопросам прав и свобод граждан, собственности, налогообложения, организации и деятельности государственных органов, государствежой и военной службы, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, обеспечения обороны и безопасности государства и т.п.

Работа парламента проводится на демократической основе. К подготовке проектов законов привлекаются специалисты—юристы, экономисты, социологи, инженеры, медики и др. Для предварительного обсуждения вопросов Мажилис и Сенат проводят парламентские слушания, на которые приглашаются ученые, работники государ­ственных органов, представители общественности, радио, телевидения, газет. По итогам парламентских слушаний принимаются рекомендации депутатам.

1. Из каких палат состоит парламент Республики Казахстан? 2. Каков состав палат парламента и как они избираются (назначаются)? 3. Какое значение для развития общества имеет независимость парламента?


12:40 3141 1

СОДЕРЖАНИЕ

Мы постоянно слышим о принятии и обсуждении новых законов в парламенте. Решения мажилисменов и сенаторов вызывают общественный резонанс, а их высказывания разлетаются на цитаты. Но мало кто действительно понимает, чем именно занимается парламент и зачем он нужен. Давайте разбираться.

ЧТО ТАКОЕ ПАРЛАМЕНТ

Есть две формы демократии:

  1. Прямая — когда народ сам инициирует и принимает решения, например, через референдумы или собрания.
  2. Представительная — когда люди выбирают собственных представителей (депутатов) в органах власти и доверяют им законотворчество и управление страной.

В теории в государстве должны работать оба этих механизма. Например, в третьей статье Конституции Казахстана (1) сказано:

Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Парламент — это верховный орган представительной системы РК. Его главное назначение — издавать законы. При этом проявить законодательную инициативу, т. е. предложить проект закона, могут как сами парламентарии, так и президент и правительство.

В Казахстане государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Подробнее об этом разделении и каждой из ветвей читайте здесь.

СТРУКТУРА ПАРЛАМЕНТА

В казахстанском парламенте две палаты: Сенат (верхняя) и Мажилис (нижняя). Они отличаются полномочиями, правилами избрания депутатов и составом. Внутри палаты делятся на профильные комитеты и советы (2) .

Сенат

В верхней палате 49 мест. Туда входят по два депутата от каждой из 14 областей, двух городов республиканского значения (Алматы и Шымкент) и столицы — получается 34 сенатора. Их избирает не народ напрямую, а так называемые косвенные выборщики, депутаты местных представительных органов — маслихатов. Еще 15 депутатов назначает лично президент. Членство в верхней палате длится шесть лет, но половина сенаторов переизбирается каждые три года.

Сенатом руководит председатель (его еще называют спикером). Кандидата на эту должность выдвигает президент. Затем на тайном голосовании депутаты решают, поддержать его или нет. По закону спикер Сената должен знать казахский язык.

Председатель Сената в Казахстане практически второй человек после президента. Если глава государства досрочно освобождает должность, то его полномочия переходят к главному сенатору.

В марте 2019 года сложилась как раз такая ситуация. Когда первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о своем уходе, временно исполняющим его обязанности стал Касым-Жомарт Токаев, бывший тогда главой Сената. Место председателя верхней палаты заняла Дарига Назарбаева. Спустя год ЦИК (Центральная избирательная комиссия) прекратила ее полномочия. Новым спикером Сената стал бывший первый замглавы администрации президента Маулен Ашимбаев.

Мажилис

Мажилис формируют из 107 человек. 98 из них избираются от политических партий на общереспубликанском голосовании, которое проходит по пропорциональной системе. Это значит, что чем больше людей проголосует за партию, тем больше депутатов от нее окажется в парламенте. Чтобы попасть в Мажилис, партия должна набрать не менее 7 % голосов. Еще девять человек выбирает Ассамблея народа Казахстана. Срок полномочий мажилисменов — пять лет. Быть параллельно депутатом обеих палат запрещено.

Кандидатов на пост председателя Мажилиса выдвигают депутаты палаты. Затем проходит тайное голосование.


ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ПАРЛАМЕНТ

Основные вопросы сначала рассматривают в Мажилисе, а после в Сенате. Например, депутаты последовательно:

  • принимают законы и конституционные законы;
  • утверждают и корректируют госбюджет;
  • устанавливают и отменяют налоги;
  • решают вопросы административно-территориального устройства страны — например, принимают решения о переименовании населенных пунктов или изменении границ областей;
  • учреждают госнаграды и почетные звания;
  • решают вопросы государственных займов и оказания помощи другим странам;
  • решают вопросы амнистии осужденных;
  • ратифицируют и денонсируют международные договоры;
  • обсуждают отчеты об исполнении республиканского бюджета;
  • проводят повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения президента;
  • инициируют назначение республиканского референдума.

У каждой палаты есть собственные обязанности.

Сенат избирает и освобождает от должности председателя и судей Верховного суда и уполномоченного по правам человека; соглашается (или нет) с президентом по поводу назначения председателя Нацбанка, генпрокурора, председателя Комитета национальной безопасности; лишает неприкосновенности генпрокурора, председателя и судей Верховного суда; принимает законы, если полномочия Мажилиса досрочно прекращены.

Мажилис, в свою очередь, принимает и рассматривает внесенные правительством законопроекты; голосует за назначение премьер-министра; объявляет об очередных выборах президента.

Также нижняя палата может выразить вотум недоверия правительству по инициативе не менее одной пятой части от общего числа депутатов.


ДЕПУТАТЫ: ТРЕБОВАНИЯ И ПРИВИЛЕГИИ

Депутатом парламента может стать гражданин Казахстана, постоянно проживающий в стране не менее десяти лет. К потенциальным членам верхней и нижней палат предъявляются разные требования.

Так, стать депутатом Сената может человек старше 30 лет с высшим образованием и опытом работы от пяти лет. Не менее трех лет до выборов он должен прожить в том регионе, от которого баллотируется.

К членам мажилиса помимо гражданства действует только одно требование: они должны быть старше 25 лет. Примечательно, что несмотря на такой невысокий пороговый возраст для депутатов, в действующем казахстанском парламенте нет политиков младше 30 лет. Две трети мест занимают люди в возрасте 50–65 лет.

В Конституции РК прописано, что депутаты парламента не могут быть депутатами другого представительного органа (например, маслихата), предпринимателями, руководителями или членами наблюдательного совета коммерческой организации. Также они не должны получать зарплату (кроме преподавательской, научной или творческой деятельности).

У сенаторов и мажилисменов есть целый ряд привилегий. Например, их не могут привлечь к уголовной ответственности, арестовать и судить (без согласия палаты), кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких/особо тяжких преступлений.

Парламент находится в столице, поэтому всем депутатам из регионов на время работы предоставляют бесплатное жилье. Кроме того, депутаты получают довольно высокую зарплату — около 700 тысяч тенге в месяц по последним оценкам. Это в 16.5 раз больше, чем минимальная заработная плата в стране (42 500 тенге) и в 12 раз больше, чем модальная, т. е. наиболее часто встречающаяся зарплата (58 тысяч тенге).


ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ И ЛЕГИТИМНОСТЬ

Срок работы действующего мажилиса закончится в 2021 году. Согласно статье 63 Конституции РК, президент может распустить парламент, тогда внеочередные выборы проводятся в течение двух месяцев со дня роспуска.

За всю историю существования ни одни выборы в казахстанский парламент не были признаны миссией ОБСЕ/БДИПЧ соответствующими международным стандартам и обязательствам страны по проведению честных и свободных выборов. В частности, на выборах 2016 года международные наблюдатели подвергли сомнению рекордную явку избирателей и отметили непрозрачность процесса формирования избирательных комиссий.


Иллюстрации: Анар Бакенова


Показать источники


Парламент Республики Казахстан (каз. Қазақстан Республикасының Парламенті ) — высший представительный орган Республики Казахстан, осуществляющий законодательные функции.

Парламент состоит из двух Палат: сената и мажилиса, действующих на постоянной основе.

    (47 мест). Сенат образуют депутаты, представляющие по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицыРеспублики Казахстан, избираемых косвенными выборщиками. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Казахстана. Срок депутатских полномочий — 6 лет, при этом половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые 3 года. (107 мест). 98 депутатов избираются по пропорционально-списочной системе с 7-процентным заградительным барьером по общенациональному округу, 9 — избираются Ассамблеей народа Казахстана . Срок депутатских полномочий — 5 лет.

Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат.

История

Казахстанский парламент пришел на смену однопалатному органу представительной власти — Верховному Совету, который впервые был сформирован на основе Конституции Казахской ССР 1937 года, а затем — на основе Конституции Казахской ССР 1978 года и Конституции Республики Казахстан1993 года. За время своего существования Верховный Совет избирался тринадцать раз.

В 1993 году депутаты советов всех уровней, вплоть до Верховного Совета, начали слагать с себя полномочия. Менее чем за полтора месяца система советов в республике самоликвидировалась — более 25 % депутатов советов сложили свои полномочия. В декабре 1993 на сессии Верховного Совета было принято решение о его самороспуске и передаче всех полномочий до новых выборов президенту.

30 августа 1995 года проходит референдум о новой Конституции. За неё голосует 89,14 % пришедших на участки избирателей. Согласно новой Конституции, парламент состоит из двух палат.

Примечания

  1. Латухина К. Двухпартийная вертикаль // Ведомости, № 192 (1966), 11 октября 2007

Ссылки

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

С обретением независимости в Казахстане началась активная фаза построения системы государственного управления на основе демократической модели государственного устройства. Подробнее о том, как развивался Парламент РК за тридцать лет, читайте в аналитическом материале Strategy2050.kz.


В рамках Конституции 1995 года была сформирована политическая система страны на основе разделения ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную. Принцип разделения властей позволил исключить концентрацию властных полномочий, вместе с тем, образовав единый государственный механизм, где каждая из ветвей действует в рамках своей компетенции.

Законотворческая функция была возложена на Парламент Республики Казахстан, который в свою очередь сменил однопалатный орган представительной власти - Верховный Совет Казахской ССР, заложивший в нач. 90-х гг. основу трансформации законодательного органа. Выборы в XII и XIII созывы Верховного Совета дали старт альтернативным избирательным кампаниям. Именно в это время происходит усиление процессов социальной дифференциации, заложивших основу для проникновения ценностей политического плюрализма в обществе и расширения социальной базы партийных структур.

Так, в выборах 1990 года участвовали более двух тысяч кандидатов, 90 из которых избирались от республиканских общественных организаций. В свою очередь, в выборах 1994 года в избирательной гонке участвовало 692 кандидата на 135 одномандатных округов. По итогам этих выборов в Верховном Совете были сформированы 4 партийные фракции и 14 депутатских групп, тем самым заложив фундамент многопартийности Парламента, и обеспечив политическим партиям реальную возможность влиять на принятие решений.

Международный опыт формирования законодательных органов

Разделение законодательного органа на две отдельные палаты является распространенной международной практикой. По данным Межпарламентского союза по состоянию на 2021 год 42,2% или 81 национальный законодательный орган мира является двухпалатным, а 57,8% или 111 - однопалатным.

ааааа.jpg

К настоящему времени, в постсоветских странах сформированы практически в равном количестве как однопалатные, так и двухпалатные парламенты. Однопалатные законодательные органы функционируют в Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане и Украине. Двухпалатный парламент представлен в шести из одиннадцати странах постсоветского пространства. Во многом выбор той или иной структуры законодательного органа обусловлен социально-экономическими и общественно-политическими особенностями стран.

пкпвапва.jpg

Часто члены двух палат избираются разными методами, которые варьируются от страны к стране. Так, в России верхняя палата - Совет Федерации - формируется на основании выдвижения двух представителей от каждого субъекта федерации. Вместе с тем, 450 депутатов Государственной Думы избираются по смешанной системе голосования: мажоритарной (по округам) и пропорциональной (по спискам). В Казахстане депутаты верхней палаты – Сената Парламента – также избираются по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы страны посредством косвенного голосования. В то время как нижняя палата - Мажилис - по партийным спискам и 9 депутатов избираются по линии АНК РК.

Таким образом, двухпалатный Парламент при достаточно большой территориальной площади страны и существующих социально-экономических различиях в развитии регионов позволяет представлять интересы различных социальных групп во властных структурах на принципах партийного, территориального и этнического представительств. Вместе с тем, как ранее отмечалось, поэтапное рассмотрение законодательных проектов способствует недопущению поспешности в принятии новых правовых норм.

Парламент Казахстана: итоги деятельности

За 30 лет независимости Республики Казахстан двухпалатный Парламент подтвердил свою состоятельность и эффективность на всех этапах общественно-политического развития страны. За прошедшие шесть созывов обеими палатами Парламента было принято более 2 900 законов, большая часть из которых приходится на второй и четвертый созывы. В целом, можно отметить, что столь активная законотворческая деятельность Парламента обеспечила планомерный ход реализации общественно-политических, социально-экономических реформ и укреплению основ гражданского общества в стране.

ара.jpg

Читайте также: