Назовите российских представителей символизма в поэзии и изобразительном искусстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Символизм стал важным модернистским направлением в России начала XX века. Несмотря на то, что в дальнейшем в литературе появится много разных направлений, все они отчасти будут подведены влиянию символизма.

Особенности символизма в литературе серебряного века

В России символизм появился на фоне кризиса народнической культурной традиции. Первые русские символисты выдвигали следующие главенствующие принципы:

  • панэстетизм
  • эстетизация жизни
  • стремление к замещению эстетикой логики и морали.

Русский символизм затрагивал множество тем:

  • античность
  • возрождение
  • романтизм

Искусство символистами воспринималось как накопитель прекрасного.

Первые русские символисты не могли сразу приспособить идеи символизма под русского читателя. Их публикации были встречены достаточно прохладно. В основном их творчество было подражанием западу.

Символисты начала XX столетия уже смогли адаптировать свое творчество под национальное сознание. Они обращаются к русской народности и к русским литературным традициям.

Символисты открывали в творчестве таких знаменитых поэтов и писателей как А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчева, Ф.М. Достоевского предпосылки для формирования своих идей.

Готовые работы на аналогичную тему

Предшественниками символизма так же считали и поэтов XIX века, например, А.А. Фета, Я.П. Полонского, А.Н. Майкова, Е. А. Боратынского.

На мировоззрение второго поколения символистов так же оказала большое влияние философия Владимира Соловьёва - русского религиозного мыслителя, мистика, поэта, публициста и литературного критика XIX века.

Представители символизма в литературе серебряного века: первые символисты

У истоков символизма так же стояла супруга Д.С. Мережковского Зинаида Николаевна Гиппиус. Её называли символом серебряного века и поэзии символистов. Главной темой её творчества была проповедь новых этических ценностей. Больше всего ее занимала проблема индивидуализма. Её герои непривычны, одиноки, болезненны, непонятны. Гиппиус не подражала слепо, а переосмысливала русскую классику. Этот процесс оказал большое влияние на историю русского символизма в целом.

В поэзии Гиппиус прослеживались мотивы:

По мнению поэтессы, подлинная поэзия стоит на трех столпах: человек, любовь, смерть.

Литературоведы считают, что творчество Гиппиус отличается не женственностью: детали ее произведений крупные и сильные, острая мысль переплетена со сложными эмоциями.

К младшим символистам относят поэтов, которые выпустили свои первые публикации в начале 1900 годов. В Петербурге центром символизма стала квартира В. Иванова. Обитателями этой квартиры в разное веря были А. Белый, М. Кузмин, В. Хлебников, А. Р. Минцлова. Именно в этом месте большинство знаменитых поэтов того времени впервые публично прочитали свои стихи.

Блок первым начинает использовать дольник как единицу ритма стихотворной строки.

Символизм в России стал набирать последователей к концу 19 - началу 20 веков. В дальнейшем данное направление разделилось на два течения. Первое из них - старшие символисты, отдававших предпочтение мистическим темам и философским идеям. Такими поэтами считаются В. Брюсов, Ф. Сологуб, З. Гиппиус и т.д. Второе течение носит название "младосимволизм". Эти поэты рассматривали более широкий круг тем, преобладающими из которых являются темы любви, жизни и смерти и т.д. Наиболее известным их представителем является Александр Блок.

В конце 19 века в искусстве и литературе России сформировалось новое направление – модернизм. В нем слилось несколько течений, и одно из самых мощных было символизмом. Однако это течение было свойственно не только русской литературе, но и зарубежной. Строго говоря, зародилось оно не у нас, а во Франции, однако русский символизм отличался от французского и был более многогранным. Без понимания этого течения и художественного метода невозможно составить представление о литературе Серебряного века. Поэтому сегодня я напомню вам, как проявлялся символизм в русской литературе, каковы были его основные черты. Вкратце расскажу и об основных представителях этого направления в русской литературе.

История появления и развития символизма в русской литературе


Наиболее известными французскими символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. Родоначальником французского символизма называют Ш. Бодлера.

Поэзия французских поэтов символистов – это поток ощущений. Основой их художественного метода является идеализированная чувственность. Типичное не представляет для них интереса, они ищут единственное и неповторимое. Эмоции в их лирике беспредметны.

Формирование символизма в России происходило, с одной стороны, под влиянием вышеперечисленных авторов, с другой стороны, русский символизм имел собственные корни. К слову сказать, поэты, стоявшие у истоков интересующего нас литературного направления в нашей стране, не признавали влияния на их творчество западной литературы. Своими предтечами они называли Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

С первым этапом развития русского символизма связывают также имена З. Гиппиус (супруги Д. Мережскоского), К. Бальмонта и Ф. Сологуба. Последний творил сам по себе, не примыкая к какой-либо школе.

Д. Мережковский и З. Гиппиус

Д. Мережковский и З. Гиппиус

Второй этап развития русского символизма пришелся на начало 20 века. Наиболее яркими представителями младосимволистов были А. Белый, А. Блок, В. Иванов, С. Соловьев. Большое влияние на их творчество оказала философия В. Соловьева. Его учение базировалось на концепции двоемирия и образе святой Софии, которая олицетворяла ветхозаветную и платоновскую мудрость. Младосимволисты именовали ее Вечной Женственностью, Девой Радужных Ворот, Мировой Душой и Прекрасной Дамой. Они ожидали явления Вечной Жены и видели знаки ее грядущего воплощения в чертах своих любимых женщин: А. Блок – в лице Любови Менделеевой, А. Белый (Бугаев) – в лице Маргариты Морозовой.

Также на этот период приходилось творчество символистов И. Анненского, М. Волошина и многих других авторов.

Просуществовал символизм в русской литературе не долго. Уже в 1910-х годах он начал угасать, а к 1920-м годам от него остались лишь слабые отголоски.

В. Брюсов и К. Бальмонт

В. Брюсов и К. Бальмонт

Основные черты русского символизма

Приведу основные черты русского символизма:

  • концепция двоемирия, то есть признание существования двух миров: реального и идеального;
  • стремление постичь тайны идеального мира с помощью мистики или теологии;
  • преставление о том, что постичь высшую реальность в состоянии только избранные;
  • отражение идеальных сущностью с помощью символов;
  • многоплановость содержания;
  • музыкальность и звукопись;
  • давление формы над содержанием (искусство ради искусства);
  • экспериментаторство (поиск новых форм);
  • мифотворчество.

Главной особенностью символизма является использование символов. Реалистический символ связан с объективной сущностью предметов и явлений, символический – с субъективным представлением поэта о мире. Во всех вещах и словах символисты искали знаки чего-то другого. При этом они не заботились о том, чтобы их символы были понятны читателю. Более того, символы многозначны, из-за чего чтение произведений символистов тоже превращается в творчество.


В. Брюсов: «Этот мир – иного мира тень,

Эти думы внушены оттуда,

Символистским произведение можно назвать, основываясь на характерных признаках символизма. Вот они:

  • использование символов;
  • двоемирие;
  • возвышенные темы;
  • мистицизм;
  • иносказания;
  • недосказанность;
  • многозначность;
  • наличие собственной поэтической мифологии;
  • внимание к форме, структуре произведений, музыкальности стихотворного ритма, звукописи.

Для достижения целей символистов больше подходили лирические жанры (стихотворение, элегия, ода), но использовались и другие:

  • эпические (рассказ, новелла, сказка, повесть);
  • лироэпические (поэма);
  • драматические (трагедия, драма).

Причем пьесы могли писаться в стихах.

Исследователи русского символизма выделяют еще один жанр, присущий именно этому течению. Это книга (или цикл стихотворений). Произведения символистов часто издавались сборниками, и были связаны друг с другом. Это помогало создавать собственную мифологию.

А. Белый, А. Блок, В. Иванов

А. Белый, А. Блок, В. Иванов

Представители русского символизма

Вкратце расскажу об основных представителях обоих течений русского символизма.

Символизм в России просуществовал менее четверти века. Для литературного направления это очень небольшой срок. Однако на дальнейшее развитие литературы творчество символистов оказало огромное влияние. Без него литература 20 века была бы совсем другой.

Символизм (от др. греч. symbolon — знак, символ) — это направление в искусстве (в литературе, живописи и др.), когда автор использует символы для обозначения идей, придаёт им символическое значение, которое абсолютно отличается от их буквального смысла.

Для выражения своих идей автор показывает не реальный мир, а использует силу слов и образов, создаваемых им.


"Жизнь и смерть", художник Густав Климт, (1908 – 1911)
Вместо того, чтобы чувствовать угрозу от смерти, люди на картине Климта, кажется, игнорируют её. Несмотря на всеобщий душевный негатив того времени, в этой картине художник изображает нотку надежды.
Известно, что в то время сам художник приближался к своей смерти, и, возможно, эта работа символизирует его собственное смирение с грядущим будущим.

Символизм в искусстве

Символизм возник в конце 19-го века во Франции и Бельгии.

Сначала символизм установился в литературе, философии и театре, потом он пришёл в музыку и изобразительное искусство.

Символизм переплетается с романтизмом (направление в искусстве, которому характерны свобода самовыражения, естественность и раскованность, изображение идеального мира, живописность природы и чувств).

В искусстве символизм появился как конфронтация реализму и импрессионизму, где акцент делался на реальности. Символизм изображал идеи через символы, подчёркивал смысл формы, линии и цвета. Это был протест против развития буржуазных идей, показывал тоску и человеческую жажду духовно раскрепоститься.

Символизм открыл новые, абстрактные средства выражения психологической правды, и показал, что за физическим миром существует другая реальность — духовная.

Символисты могут взять абстрактные понятия, такие как сны и видения, и придать этому форму.

Особенности символизма

Мастера этого стиля не пытаются построить свои работы на реализме, они отображают эмоции и чувства, идеи и субъективность. Их работы выражают их собственные идеологии, они верят, что способны раскрывать правду.

В своих работах символисты часто обсуждают такие темы:

  • оккультизм;
  • религиозная мистика;
  • мир снов;
  • извращение;
  • эротика;
  • меланхолия;
  • патология;
  • зло;
  • декаданс;
  • смерть.

Художники-символисты, также как и писатели и музыканты этого движения, стремились указать лишь нюансы и намёки в личных, наполовину заявленных, неясных упоминаниях.

Символизм дал возможность перехода мирового искусства от романтизма (начало 19-го в.) к модернизму (начало 20-го в.).

Русский символизм

В промежутке между 1886 и 1900 символизм преобладал в большинстве видов искусств Европы. Художник начала 20 века, который оказал сильнейшее влияние на русское изобразительное искусство этого направления — Михаил Александрович Врубель.

Картина

Картина "Демон (сидящий)", 1890 г., художник М. А. Врубель (1856 – 1910)

Символизм в русской литературе

В русской литературе, как течение, символизм продлился приблизительно до 1910 года.

В России символизм стал первым, и самым главным, модернистским течением в поэзии. У нас его принято делить на два этапа: по времени становления, и по манерам мировоззрения.

"Старшие символисты" — это те, которые сделали свои первые шаги в поэзии в 1890-е годы. Они начали развивать русскую поэзию. Например: В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб (Тетерников), К. Д. Бальмонт.

"Младосимволисты" ("младшие символисты") — поэты, которые появились в литературном обществе в 1900 – 1904 годах. Считается, что они превратили символизм в самостоятельное направление, придав ему законченный вид. Например: В. С. Соловьёв, А. А. Блок, А. Белый (Б. Н. Бугаев).

Представители символизма

Символисты в литературе

Примеры русских писателей и поэтов-символистов:

  • К. Д. Бальмонт (1867 — 1942);
  • В. Я. Брюсов (1873 — 1924);
  • Ю. К. Балтрушайтис (1873 — 1944);
  • И. Ф. Анненский (1855 — 1909);
  • А. А. Блок (1880 — 1921);
  • А. Белый (1880 — 1934).

Примеры иностранных поэтов-символистов:

  • Поль Верлен (1844 — 1896);
  • Артюр Рембо (1854 — 1891);
  • Стефан Малларме (1842 — 1898);
  • Граф де Лотреамон (прозаик и поэт, 1846 — 1870).

Символисты в изобразительном искусстве

  • Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910);
  • Эдвард Мунк (1863 — 1944);
  • Гюстав Моро (1826 — 1898);
  • Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875 — 1911);
  • Обри Бёрдслей (1872 — 1898);
  • Джеймс Энсор (1860 — 1949);
  • Фелисьен Ропс (1833 — 1898);
  • Фердинанд Ходлер (1853 — 1918);
  • Макс Клингер (1857 — 1920);
  • Лайош Гулачи (1882 — 1932);
  • Арнольд Бёклин (1827 —1901);
  • Франц фон Штук (1863 — 1928);
  • Поль Гоген (1848 — 1903);
  • Одилон Редон (1840 — 1916);
  • Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824 — 1898);
  • Яцек Мальчевский (1854 — 1929).

Символисты серебряного века

Серебряный век русской культуры — это фаза русской культуры с 1890 года до начала 1920-х. Принято считать, что литература этого времени уступает "золотому веку" (пушкинская эпоха), т. к. название было придумано по аналогии. Например:

Старшие символисты (ещё их называют "декаденты") — старшее поколение символистов конца XIX века. Например:

  • Д. Мережковский;
  • З. Гиппиус;
  • К. Бальмонт;
  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • А. Добролюбов;
  • Н. Минский;

Младшие символисты ("младосимволисты") — младшее поколение символистов начала XX века.

  • А. Блок;
  • А. Белый;
  • С. Соловьёв;
  • Вяч. Ив. Иванов;
  • И. Анненский;
  • Ю. Балтрушайтис.

Также к этой эпохе причисляют некоторых художников того времени. Например:

  • М. Врубель;
  • B. Бopиcoв-Mycaтoв;
  • художественное объединение "Гoлyбaя poзa" (например, П. Кузнецов);
  • художественное объединение "Mиp искусства" (например, К. Петров-Водкин).

Символизм в живописи

После того, как символизм был принят литературным миром, он появился и в работах молодого поколения художников, которые тоже отвергали условности натурализма.

Художники-символисты считали, что искусство не обязано отображать объективность, оно может показывать человеческие идеи и эмоции.

Они вернулись к Романтизму XIX века, когда ценность произведения было в воспроизведении эмоционального опыта у зрителя через композицию, цвет, линии и т. д.


"Глаз, как странный шар, направляется в бесконечность", художник Одилон Редон, 1882 г.

Символизм в музыке

Александр Скрябин (1871 — 1915) знаменит как гениальный русский пианист и композитор. Но не только. Его также помнят и по той магии, которая окутывала его в момент выступлений, представляя зрителю, казалось, весь мистицизм тайн Вселенной.

Он превращал аккорды в символы. Таким стал "прометеев" аккорд или "прометеевский" аккорд, который впоследствии использовался и другими композиторами.

Этот звуковой комплекс был абсолютно новаторским для того времени. Когда музыковеды говорят про его музыкальные творения, вспоминают такие слова, как: врата в авангардное мышление, мелодия-воздушность, хрустальность, стремление к звёздам и др.

Прометеев аккорд построен из звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез.

История символизма

Основоположником стал французский поэт Шарль Бодлер, когда в 1857 году опубликовал свой сборник стихотворений "Цветы зла" ("Les Fleurs du mal"). Таким образом, направление началось с литературы.

Эта книга оказала огромное влияние и на других авторов. Притом суд посчитал книгу непристойной, оштрафовал Бодлера и заставил убрать из сборника несколько стихотворений.

Жан Мореас (французский поэт греческого происхождения, настоящее имя Иоаннес Пападиамантпулос) сыграл ведущую роль во французском символистском движении, опубликовав в сентябре 1886 года в литературном приложении французской газеты Le Figaro один из своих манифестов.

Жан Мореас не только впервые использовал название "символизм", но и описал его основные принципы (нового, на то время, направления).

Именно эта публикация помогла утвердить символизм как движение и заменить популярный в то время декаданс.

В том же 1886 году было основано периодическое издание Le Symboliste (Жаном Мореасом вместе с Густавом Каном и Полом Адамом), но долго оно не просуществовало.

В 1890-х годах символизм продолжил своё развитие с такими знаменитыми именами как: французские поэты Стефан Малларме, Артюр Рембо и Поль Верлен; бельгийский писатель Морис Метерлинк.

После символизм пленил и другие виды искусства, начиная с французского живописца Одилона Редона.

Акмеизм, футуризм и имажинизм

Акмеизм — модернистское течение русской поэзии, которое появилось в начале 20 века как ответ на максимализм символизма.

Ему характерны: ясность и чёткость образов, выразительность деталей, отрицание туманностей и др.

Футуризм — это авангардистское художественное направление начала 20 века, которое характеризуется почитанием будущего и отрицанием прошлого, отказом от реализма, для формирования собственного, нового стиля.

Имажинизм — авангардистское литературное направление 1920-х, существовало прежде всего в русской поэзии.


Шарль Бодлер - французский поэт, предтеча символизма, автор поэтического цикла "Цветы Зла"

Термин "символизм" впервые был использован в 1886 году в одноимённой опубликованной в газете "Фигаро" статье-манифесте французского поэта Жана Мореаса. " Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с ними", - отмечал Мореас. При этом в создании символических образов особая роль отводилась именно французскому языку.


Владимир Соловьёв - русский религиозный философ и поэт, чьё учение легло в основу символизма

Философские и эстетические установки русский символизм позаимствовал у французского, преломив, однако, западные идеи через учение философа Владимира Сергеевича Соловьёва (1856-1900)

Литературным предшественником русской символистской поэзии явился Ф.И. Тютчев – первый в России поэт-философ, попытавшийся выразить в своем творчестве интуитивное, подсознательное мироощущение.

Возникновение русского символизма

В 1892 году молодые поэты Валерий Яковлевич Брюсов (в Москве) и Дмитрий Сергеевич Мережковский (в Петербурге) заявили о создании нового литературного направления.


Валерий Яковлевич Брюсов


Дмитрий Сергеевич Мережковский

3) расширение художественной впечатлительности .


Андрей Белый (Борис Бугаев) - поэт-символист, романист, автор книги "Символизм как миропонимание"

Художественные принципы символизма

1) ФОРМУЛА СИМВОЛА. Центральным понятием эстетической системы символизма является символ (от греческого Symbolon – условный знак) – образ, вмещающий в себя бесконечное множество смыслов. Поэт Константин Бальмонт уподоблял символистские стихи двум зеркалам, отражающим друг друга, между которыми поставлена свеча: " Зеркало в зеркало, сопоставь две зеркальности, и между ними поставь свечу. Две глубины без дна, расцвеченные пламенем свечи, самоуглубятся, взаимно углубят одна другую, обогатят пламя свечи и соединятся им в одно. Это образ стиха. Две строки напевно уходят в неопределенность и бесцельность, друг с другом несвязанные, но расцвеченные одною рифмой, и глянув друг в друга, само углубляются, связуются, и образуют одно, лучисто-певучее, целое ".

Восприятие символа базируется на ассоциативности человеческого мышления. Символ позволяет постичь то, что нельзя выразить словами, что находится за пределами чувств. Андрей Белый вывел трехчленную формулу символа:

Символ = a*b*c

а – символ как образ видимости (форма);

b – символ как аллегория (содержание);

2) ИНТУИТИВНОСТЬ. Искусство символизма призвано интуитивно постигать мир, поэтому произведения символистов не поддаются рациональному анализу.

3) МУЗЫКАЛЬНОСТЬ. Стихи символистов отличаются музыкальностью, так как они считали музыку праосновой жизни и искусства. Музыкальность стихов достигается благодаря частому использованию ассонансов, аллитераций, повторов.

Создал я в тайных мечтах

Мир идеальной природы.

Что перед ним этот прах:

Степи, и скалы, и воды!

6) МИФОЛОГИЧЕСКАЯ МНОГОЗНАЧНОСТЬ. Слово в произведениях символизма многозначно, что отражено в формуле N+1, то есть ко множеству значений, которыми обладает слово, всегда можно добавить ещё одно значение. Многозначность слова определяется не только теми смыслами, которые вкладывает в него автор, но и контекстом произведения, контекстом творчества писателя, соотнесённостью слова-символа и мифа (например, сирена автомобиля в стихотворении Блока напоминает сирен, едва не погубивших гомеровского Одиссея).

Русский символистский роман


Степан Петрович Ильёв (1937 - 1994), доктор филологических наук, профессор Одесского государственного университета имени И.И. Мечникова, крупнейший в мире исследователь русского символистского романа

Особое явление в мировой литературе представляет собой русский символистский роман, к анализу которого неприменимы принципы реалистической критики. Ведущие поэты-символисты В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский, А. Белый стали авторами оригинальных, сложных по форме и содержанию романов, осснованных на эстетике символизма.


Фёдор Кузьмич Сологуб (Тетерников)

Реалистично выписанный фон действия романа сочетается со сновиденческой стихией психики главного героя. Эротизм и страхи - вот что владеет и управляет Логиным. В его подсознание позволяют заглянуть полусны-полугрёзы. Герою иногда кажется, что он идёт по мосту через реку и проваливается. Показательно, что город, в котором живёт Логин, действительно разделён на две части рекой (подобно тому как раздвоено его сознание), а берега реки соединяет шаткий мост. При этом сам Логин живёт "на краю города, в маленьком домике". Клавдия, являющаяся одним из предметов его любовных переживаний, тоже живёт как будто у края - а именно у реки. Пространство романа замкнуто, ограниченно, создаётся впечатление, что кроме города, где живёт Логин, в мире больше ничего нет.

Замкнутость хронотопа - черта, присущая романам Достоевского (Петербург в "Преступлении и наказании", Скотопригоньевск в "Братьях Карамазовых"), - приобретает особенный смысл в контексте поэтики символизма. Герой романа существует в страшном замкнутом, а потому саморазрушающемся (как любая замкнутая система) мире, в котором нет и не может быть места добру и справедливости, а его преступление в конечном счете оказалось бессмысленным, ибо изначальная цель героя недостижима.


Кадр из фильма "Мелкий бес" (1995, режиссёр Николай Досталь)

Центральная фигура романа – провинциальный учитель Ардальон Борисович Передонов, сочетающий в себе черты чеховского Беликова и щедринского Иудушки. Прототипом главного героя стал учитель Страхов из города Вытегра Вологодской губернии (по другим данным - из города Великие Луки Псковской губернии), где Сологуб жил в 1889-1892 годах. Известно, что Страхов окончательно сошёл с ума в 1898 году.

Передонов оказался во власти злых иллюзий: не только люди, но и предметы в большом сознании героя становятся его врагами. Карточным королям, дамам и валетам он выкалывает глаза, чтобы не следили за ним. Передонову кажется, что его преследует Недотыкомка, пугающая его своей серостью и бесформенностью, и в конце концов она становится символом сущности окружающего мира:

" Откуда-то прибежала удивительная тварь неопределённых очертаний, — маленькая, серая, юркая недотыкомка. Она посмеивалась, и дрожала, и вертелась вокруг Передонова. Когда же он протягивал к ней руку, она быстро ускользала, убегала за дверь или под шкап, а через минуту появлялась снова, и дрожала, и дразнилась, — серая, безликая, юркая ".

Интерсный факт: в 1899 году Сологуб написал стихотворение "Недотыкомка серая. ", что послужило поводом для необоснованных параллелей между Передоновым и самим Сологубом.

Отдельную линию романа составляют взаимоотношения ученика гимназии Саши Пыльникова, которого Передонов подозревает в том, что тот не мальчик, а девочка, и Людмилы Рутиловой. Именно слух о половом несоответствии Пыльникова рождает у озорной Людмилы сначала любопытство к юноше, а затем и чувство любви. Их взаимоотношения становятся предметом пересудов, чему немало способствует сам Передонов.

"Он замышлял все новые планы защиты от врагов. Украл из кухни топор и припрятал его под кроватью. Купил шведский нож и всегда носил его с собою в кармане. Постоянно замыкался. На ночь ставил капканы вокруг дома, да и в горницах, а потом осматривал их. Эти капканы были, конечно, сооружены так, что никто в них не мог попасться: они ущемляли, но не удерживали, и с ними можно было уйти. У Передонова не было ни технических познаний, ни сметливости. Видя каждое утро, что никто не попался, Передонов думал, что его враги испортили капканы. Это его опять страшило" .

Тем не менее, Передонов не представлен в романе как антигерой: страшно не существование психически нездоровых людей, а общества, которое вполне мирно с такими людьми уживается. Критик Владимир Боцяновский отмечал: ". страшит не этот маньяк, не сам Передонов, а то общество, которое нисколько не лучше его. Матери и невесты наперебой стараются его залучить в свою семью ". Сологуб также утверждал, что передоновщина является болезнью всей России.

Ярким событием литературы Серебряного века стал роман Валерия Яковлевича Брюсова "Огненный ангел" (1907), действие которого происходит германских землях 16 века. Любопытно, что этот роман имеет самое длинное в русской литературе второе название: "Правдивая повесть, в которой рассказывается о дьяволе, не раз являвшемся в образе светлого духа одной девушке и соблазнившем её на разные греховные поступки, о богопротивных занятиях магией, астрологией, гоетейей и некромантией, о суде над оной девушкой под председательством его преподобия архиепископа трирского, а также о встречах и беседах с рыцарем и трижды доктором Агриппою из Неттесгейма и доктором Фаустом, написанная очевидцем". В основу романа, написанного от первого лица, была положена мифологически преображённая и переосмысленная история реального любовного треугольника: в образе ландскнехта Рупрехта угадывается сам Брюсов, в образе Ренаты - Нина Петровская, в образе графа Генриха - Андрей Белый. Роман наполнен видениями и мистическими откровениями, одолевающими Ренату. Именной ей является "огненный ангел", воплощение которого она видит в графе Генрихе. В этом смысле роман, отражающий как будто реальные события, продолжает традиции готического романа. В частности, можно отметить влияние Э.Т.А. Гофман а и его романа "Эликсиры Сатаны". Первое издание романа было представлено в виде мистификации: Брюсов выдал себя за переводчика с немецкого языка подлинной рукописи 16 века.



Дмитрий Сергеевич Мережковский


Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаёв)

Читайте также: