Наурыз кратко о празднике

Обновлено: 28.06.2024

Наурыз - один из величайших праздников древности, связанный с началом весны, началом года, временем пробуждения всего окружающего мира.

Празднование Наурыза под различными названиями широко распространено во многих культурах.

В день Наурыза представители многих народов одеваются в свои национальные костюмы и выходят на народные гуляния. В этот великий день люди должны прощать друг другу все обиды, стремиться к дружбе и согласию. С давних времен накануне праздника Наурыз люди наводили порядок и чистоту в своих домах и дворах, сажали саженцы. Наурыз считается экологическим праздником, призывающий людей к защите и облагораживанию природы.

У татар Наурыз отмечается в кругу семьи. Готовятся угощения из растительных продуктов и блюда из 7-ми ингредиентов. Наиболее известным является сумаляк. В старину дети ходили по домам, рассказывали стихи, а хозяева одаривали их угощением.

В соответствии с турецкими обычаями и традициями во время празднования Науруза людей должны окружать вещи, символизирующие благие намерения и счастье, здоровье и долголетие, удачу во всех начинаниях и процветание. Такими предметами являются ростки ячменя или лепешки-питы и монеты. Обязательным атрибутами Науруз Байрамы являются священный огонь. Накануне праздника убирают, готовят праздничные блюда, среди которых берек со шпинатом, крашеные в луковой шелухе яйца, локум и др. В Науруз все ходят друг другу в гости, отмечая праздник вместе с соседями и друзьями. Принято вставать рано утром и, надев чистую и новую одежду, посещать кладбище. В этот день совершается обряд, во время которого женщины угощают всех орехами. Празднование продолжается до утра.

Иранцы Навруз празднуют 13 дней. В конце торжеств люди выходят в поле с тем, чтобы в течение предстоящего года сопутствовало счастье и благополучие. В канун праздника Навруз иранские женщины прыгают через костер. На улицах разыгрываются театральные действия с актерами, лица которых замазаны краской или черной сажей, а сами они облачены в красные одежды.

В западных провинциях Китайской Народной Республики праздник отмечают не только тюркские народы, но и сами китайцы. Празднующий народ облачается в нарядную и яркую одежду и, взяв цветы, идет к храму. С собой берут глиняные фигурки главного символа Навруза в Китае - буйвола. Сооружается из бамбука и цветной бумаги черного, белого, красного, зеленого и желтого цветов. Эти цвета символизируют огонь, воду, металл, дерево и землю. Около храма глиняные фигурки разбивают, а бамбукового буйвола сжигают. Главным праздничным блюдом является особая постная каша, которую разливают по чашкам, обильно посыпают сахаром и корицей и угощают близких и друзей.

14 марта издревле считался у казахов началом нового года. Ровно за неделю до дня весеннего равноденствия подсчитывалось поголовье скота и, радуясь окончанию долгой зимы люди навещали друг друга, обсуждая убытки и приплод, готовясь к Наурызу. Этот обычай сохранился в Западно-Казахстанской, Атырауской, Мангистауской областях, некоторых районах Актюбинской области. В каждом доме варилось мясо, но специально никого не приглашают. Посещают не менее пяти домов, в которых живут старшие по возрасту родственники.

У каждого народа существуют свои обычаи приветствовать друг друга, но международный этикет, по сути, одинаков: встречаясь, люди желают друг другу добра и благополучия, хорошего дня или успехов в труде. Культура приветствия, его многогранные общечеловеческие оттенки вырабатывались опытом многих поколений и имеют силу неписанного закона, определяют внутреннюю культуру человека. В традициях казахского народа до сих пор сохранились ритуалы приветствий, которые характеризуются почитанием и уважительным отношением к старшим.

Очень много схожего в традициях празднования Наурыза у казахов, у чеченцев, узбеков, татар и др. народов. Это встреча рассвета, прыжки через костер, совместное приготовление ритуальной пищи. Существуют традиции крашения яиц у иранцев, афганцев, азербайджанцев и зажигание свечей. И весенний цикл у русских, белорусов, а 14 марта на Явдохи (Евдокии) у украинцев, когда на рассвете выходят на высокую гору или залезают на деревья и зазывают весну.



Среди предметов коллекции Акмолинского областного историко-краеведческого музея, которые используются не только в повседневном быту, но и с особым почтением в весенний праздник - это в первую очередь казан для приготовления наурыз көже, ожау - половник (имеется и экземпляр из кости), саптыаяқ (ковш), шара - чаша для кумыса, астау и табақ - деревяные блюда для подачи мяса. Бережное отношение у казахов к кожаным и деревяным подойникам (көнек) и флягам (торсық). Перед началом праздника они очищались и окуривались дымом. Все эти бытовые предметы относятся к нач. ХХ в.

e-history.kz

e-history.kz

Точной даты возникновения праздника не имеется, однако известно, что его отмечали еще до VII века до н.э.

С 21 марта в Казахстане и ряде стран отмечается древний праздник весеннего обновления Наурыз мейрамы. По восточному календарю Наурыз совпадает с днем весеннего равноденствия, в древности этот день считался началом нового года, сообщает Zakon.kz.

В переводе с фарси "Навруз" означает "Новый день". Написание и произношение могут различаться в разных странах - Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и другие.

Точной даты возникновения праздника не имеется, однако известно, что его отмечали еще до VII века до н.э.

Празднование начиналось традиционной встречей рассвета, связанного со старинным ритуалом очищения истока родника. После исполнения ритуальных мероприятий глашатаи обходили все улицы, дворы и звали всех на праздник. В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году.

Помимо этого, празднования сопровождались весельем, играми, скачками, песнями и состязаниями, в которых принимали участие все желающие, независимо от возраста и пола. Главным блюдом этого дня является наурыз-коже, который состоит из семи ингредиентов. Вода, мясо, соль, жир, мука, молоко и злаки символизируют семь элементов жизни.

Во многом традиции праздника сохранились и до наших дней, трансформировавшись в современную жизнь. Теперь же стало больше театрализованных представлений, концертов, благотворительных акции, народно-спортивных игр. Однако неизменным остается одно - ощущение нового года, обновления и высказывания добрых пожеланий.

Стоит отметить, что в Казахстане Наурыз отмечался не всегда. С 1926 по 1988 год Наурыз не отмечался всенародно, находясь под запретом советской власти. Официально праздник был возрожден Указом Президента Казахской ССР Нурсултана Назарбаева от 15 марта 1991 года "О народном празднике весны - "Наурыз мейрамы", в соответствии с которым 22 марта был объявлен праздничным днем. В 2001 году праздник был объявлен государственным, а с 2009 года он отмечается три дня подряд. В феврале 2010 года 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Наурыза.

Наурыз мейрамы — праздник весеннего обновления в Казахстане. Он возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю Наурыз — начало нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия.

Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Считалось, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обходят его стороной.

С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году.

Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими увеселениями. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже, который должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.

Ближе к вечеру начинается айтыс — словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать мужчины и женщины, пожилые и молодые. Продолжается айтыс до рассвета. Побеждает тот, кто лучше прославлял Добро!

В разгар праздника молодежь собирается у качелей — алтыбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры.

В Казахстане Наурыз не праздновался всенародно с 1926 года по 1988 год. С 2001 года Наурыз объявлен государственным праздником, а с 2009 года праздник отмечается 3 дня подряд, начиная с 21 марта. Эти три дня в Казахстане объявлены нерабочими.

Праздник Наурыз

Казахский народ, передавая из поколения в поколение свою культуру, пронес через века немало прекрасных обычаев и обрядов, являющихся основными источниками, из которых молодое поколение сможет черпать опыт, знания, нравственные начала, а главное — помнить о своих корнях, прикасаться к истории своего народа. Важная задача старшего поколения — это воспитание в подрастающем поколении гражданственности, патриотизма, любви к своей Родине, ознакомление детей с историей, искусством казахов через традиции, обычаи, обряды, развлечения, игры, спортивные состязания, проведение занятий с использованием народной педагогики.

Одним из древнейших праздников в истории мировой культуры, насчитывающий пять тысячелетий, одним из почитаемых праздников традиций казахского народа является Наурыз мейрамы. Наурыз мейрамы не потерял свое величие и общественное значение до нас­тоящего времени и продолжает являться одним из самых популярных и всенародных праздников единства, радости, счастья, мира, доброты, прощения, милосердия, мечты и надежд на лучшее. Все народы Казахстана независимо от их национальности и вероисповедания с удовольствием и радостью отмечают праздник Наурыз мейрамы.

Всенародный и всеми любимый праздник Наурыз мейрамы, к сожалению, имеет сложную историю и судьбу. Начиная с 1917 года, с установлением Советской власти, по всей бывшей Советской стране — СССР, в том числе и в Казахстане постепенно стали вводиться запреты. В советский период запреты коснулись и Наурыза. На грани исчезновения оказались многовековая история, родной язык, быт, национальная культура, национальные традиции, обычаи, обряды народов, живущих в этой необъятной стране, в том числе и казахского народа, а вскоре и язык, на котором разговаривал казахский народ — казахский. Все национальное и традиционное, язык и культурное наследие кочевой цивилизации Советская власть относила к пережиткам прошлого, древности, считала анахронизмом и поставила под большой запрет.

В 1926 году Наурыз мейрамы официально был отменен и запрещен как религиозный мусульманский, всенародный праздник и объяв­лен как проявление национализма, как пропаганда религиозного прошлого. Но на самом деле его от ислама отделяют многие века. На территории Средней Азии и Казахстана мусульманство распространилось только в XIII веке, предки же казахов — степняки уже задолго до этого (две тыс. лет назад) праздновали Наурыз как свой Новый год. Однако, несмотря на запреты Наурыз закулисно, в семейном, родственном кругу, с друзьями все же продолжал праздноваться казахами, бережно сохраняя память о Наурызе.

Для возрождения Наурыза понадобилось долгих 62 года. С 1988 года с разрешения руководства страны Наурыз мейрамы, оставаясь по традиции праздником казахского народа, стал праздноваться открыто и отмечается представителями разных этносов и национальностей Казахстана как новогодний праздник весеннего солнцестояния.

Казахскому народу пришлось ждать более полувека- 65 лет, чтобы любимый праздник Наурыз мейрамы был признан и стал не просто всенародным праздником, но и официальным и государственным.

В 2015 году Наурыз широко праздновали в центре Европы — в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Проведение празднования было подготовлено международной организацией тюркской культуры Turksoy (ТюрКСОИ). В марте 2015 года был дан старт грандиозному концерту мастеров искусств из разных стран в честь празднования Наурыза в Европе. Концерты состоялись в признанной столице европейской культуры — Париже; в одном из крупнейших городов Германии — Кельне; на родине великого Моцарта — Вене.

День весеннего равноденствия празднуют народы многих стран Северного полушария от Индийского субконтинента и Средней Азии до Средиземноморья и Юго-Восточной Европы.

  • название праздника Единения;
  • название первого дня Нового года;
  • название праздника Нового года;
  • название первого месяца каждого года животного цикла;
  • название главного угощения, приносимого в этот праздник;
  • название жанра стихов и песен.

У Иранцев — зороастрийцев существовало поверье, что весь мир был сотворен в тот момент, когда солнце изошло из головы Овна и, соответственно, разделились тьма и свет, появились день и ночь. Наступит такой момент, когда Солнце неминуемо и окончательно возвратится в созвездие Овна. Добро обязательно восторжествует над злом. Наурыз — вечный праздник единения природы и человека, взаимопонимания и дружбы между народами.

Некоторые исследователи считают, что история празднования Нау­рыз мейрамы — Нового года берет начало еще за три тысячелетия до нашей эры. С приходом ислама, который боролся с этим праздником, Наурыз был не забыт и был канонизирован, став неотъемлемой частью мусульманской цивилизации.

Таким образом, Наурыз празднуется в день весеннего солнце­стояния. По используемому нами григорианскому солнечному календарю этот день соответствует 22 марта. По древним представлениям казахов и их предков, каждый год делился на шесть месяцев лета и шесть месяцев зимы. Границей этого деления являлся первый день Нового года — Наурыз — день весеннего равноденствия. Летние месяцы олицетворяли положительный образ (добро), а зимние — отрицательный (зло). Наурыз выступает как первый день наступления добра, его победы над злом.

Наличие цифры семь, имеющая сакральный смысл у казахов, являлось обязательным и заключало в себе семь дней недели — временные единицы бесконечности вселенной. Каждый посещал семь домов и приглашал семь гостей, напротив аксакала ставили семь чаш с наурыз-кеже. Магические семь продуктов символизировали дар Солнцу, чтобы оно позаботилось о богатом урожае.

Каждая страна проводит Наурыз по-разному, но с присущими ей национальными особенностями. Однако имеется общая черта в приготовлении праздничной пищи, которая готовится специально один раз в году и состоит из семи элементов, в основном, из растительных продуктов. У каждого народа в приготовлении праздничной пищи отличаются также семь элементов продуктов, присущие только им.

На Северном Кавказе в традициях Наурыза — обязательно обильное угощение.

В Китае в праздничный день готовят постную кашу, которую разливают по чашками и обильно посыпают сахаром и корицей.

Как и в древние времена, Наурыз приходит как вестник мира и добра, как символ весны и всеобщего пробуждения ко всем тюркским, иранским и кавказским народам. В Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Азербайджане, Северном Кавказе, Таджикистане, Туркменистане, Афганистане, Иране, Турции, Китае — это самый важный национальный праздник, который связывают с началом нового года в день весеннего равноденствия. Во время подготовки к нему забывают все ссоры и обиды, укрепляют узы дружбы. Так что, именно до Нового года, вы имеете возможность уладить все разногласия с родными, друзьями или знакомыми.

Праздник весны Наурыз издавна широко праздновался у мусульман Востока и всегда был самым главным праздником. Наурыз был назван праздником в честь пророка Али, а благотворительные угощения, приносимые казахами 22 марта, считали жертвоприношением в честь дня рождения пророка Мухаммеда. Идейные истоки Наурыза животворно связаны с народными традициями и обычаями, и проявились, найдя свое отражение, в старейших памятниках литературы, священных текстах, трудах древних мыслителей.

Духовное богатство народа передавалось из поколения в поколение народной педагогикой через фольклорные и музыкальные произведения, кюи и танцы, народные и спортивные игры, песенные состязания на праздничных мероприятиях, на которых собирались многочисленные гости, в том числе и на Наурыз.

Наурыз как праздник традиций, обычаев и обрядов возрождает этническое самосознание, государственную и культурную идентич­ность казахов, консолидирует казахстанский народ, сохраняет исто­рическое и культурное наследие. Этнокультурное воспитание на­правлено на развитие и сохранение этнокультурной идентичности личности через приобщение его к родному языку и культуре. Глубо­кое познание духовного богатства своего народа, освоение культуры других народов воспитывает гражданина и патриота, знающего и лю­бящего свою Родину.

Читайте также: