Наукоучение и фихте трансцендентальный идеализм и натурфилософия ф шеллинга кратко

Обновлено: 05.07.2024

Спор между Фихте и Шеллингом интересует нас не в историческом, биографическом или личном плане. Скорее, нам интересно то, что оба мыслителя в ранний период творчества каждый по-своему определял форму идеализма. Опираясь на аргументы, приводимые этими двумя мыслителями друг против друга, можно выяснить предметные и содержательные основания, выявить философскую и теоретическую силу и слабость их разных концепций идеализма. Итак, спор между Фихте и Шеллингом в ранний период их творчества важен для нас прежде всего в теоретико-содержательном, а не в историко-биографическом плане.

I. Шеллинговская концепция идеализма и догматизма

Догматизм, согласно Шеллингу, понимает абсолют как абсолютное не-Я; идеализм же определяет этот принцип, то есть абсолют, как абсолютное Я. По Шеллингу, для идеализма и догматизма абсолют представляется по сути одним и тем же, а именно тем, в чем преодолевается всякая противоположность субъекта и объекта и реализуется их полное совпадение. Поэтому с точки зрения Шеллинга идеализм и догматизм в рассмотрении абсолюта как полного совпадения, исключающего противоположность, имеют нечто общее. Отличие идеалистической и догматической концепции возникает только тогда, когда выходят за рамки абсолютного и исследуют его с определенной точки зрения; и все же абсолюту имманентно не присущи такого рода различия. Общей для идеализма и догматизма является также концепция принципиальной сознательной трансценденции абсолюта. Опытный мир, согласно Шеллингу, сам существует как противоположность субъекту и объекту; поэтому абсолют и представляется как бесконечное единство. Абсолютное единство лишено любого опыта и потому не может быть предметом теоретического знания или опыта, поскольку в теоретическом процессе получения знания субъект и объект противопоставляются и различаются как знающее и познанное. Потому ранний Шеллинг и приходит к выводу, что спор между идеализмом и догматизмом не может решаться средствами теоретического познания и что хотя идеализм и догматизм противопоставляются, по крайней мере, с теоретической точки зрения, тем не менее для опыта они представляются равнозначными и равноценными моделями объяснения.

В практическом смысле, правда, по Шеллингу, идеализм относительно догматизма имеет известное преимущество. Догматизм постулирует снятие субъекта в пользу абсолютного объекта. Но ведь от Я невозможно абстрагироваться, небытие Я не может быть ни помыслено, не осуществлено, ибо если невозможно мыслить или пережить небытие Я, то Я всегда заново следует полагать как мыслящее или переживающее. Мыслить небытие Я, как это постулирует догматик, согласно Шеллингу, значит подразумевать способность мыслить противоречие, и именно то противоречие, согласно которому Я должно быть и его может не быть. Этот взгляд предполагает, что Я должно постоянно подчиняться абсолюту, то есть полагать самого себя как подчиненное, а потому Я, с точки зрения догматика, не может ввести в заблуждение. А так как идеализм исходит из Я и стремится к возвышению Я, то он имеет практическое преимущество перед догматизмом.

II. Противоположный проект Фихте

В то же время, по Фихте, благодаря асимметричному отношению основания к обоснованному становится понятной и бесконечность обоснованного: ведь оно имеет свое основание вне себя; бесконечное обоснованное не может осуществить полного самообоснования, которое стало бы для него чем-то просто необходимым. Бесконечно обоснованное может иметь только относительную и гипотетическую необходимость, поскольку оно необходимым образом следует из другого. То, что обоснованное имеет свое основание вне самого себя, делает его скорее чем-то контингентным и обусловливает чем-то случайным, ибо оно зависимо от другого, которое не есть оно само.

Догматизм может принимать во внимание только каузально-механический ряд данных вещей и потому должен рассматривать две сферы представления — отношения к себе и спонтанности — как самостоятельные структуры: тем самым непосредственно осознающую себя интеллигенцию в ее функциях догматизм сводит к самостоятельному, второму ряду переживания опыта. В соответствие с догматизмом Я образует лишь эпифеномен, феномен, следующий за вещами и зависимый от них. Он как и вещь может быть объяснен каузально-механическим путем. Поэтому догматизм и снимает радикальное различие между вещью и Я. Для последовательного догматизма Я есть не что иное, как результат взаимодействия вещей друг с другом, Я здесь даже овеществляется, становится вещью. Я как для-себя-бытие для догматизма представляется сплошным заблуждением. И если догматизм толкует самостоятельное и спонтанно действующее Я как сплошное заблуждение относительно в действительности вещных отношений, тогда и в правду возникает вопрос, на который он не может дать ответа: почему вещи должны придавать себе эту собственно несоразмерную для них с каузально-механической точки зрения видимость. Таким образом, исходя из вещной точки зрения невозможно объяснить Я, даже если допустить, что оно является сплошным заблуждением, так как догматик не может показать, почему целесообразность, которой подчинены вещи, порождает такое заблуждение. В сфере чисто каузально-механических отношений такого рода заблуждение лишено смысла. Или же догматик должен сказать, что Я есть полностью не преднамеренный и случайный побочный продукт вещей. Правда, с этим довольно трудно согласиться по той причине, что представление Я себя проявляется вместе с представлением любого предмета; почему же этот случайный побочный продукт должен появиться в этой непрерывной всеобщности?

Своеобразие догматически сформулированного отношения каузальности состоит в том, что вещь выступает причиной того, что ее сила переходит к другой вещи, которая затем сама становится причиной. Это может продолжаться бесконечно как в ту, так и другую сторону. И свидетельствует это о том, что вещь всегда является только бытием-для-другого, но не бытием-для-себя. Вещь всегда является причиной другой вещи, или вещь есть результат действия другой вещи, но никогда не существует для себя. Поэтому догматизм не в состоянии выработать конечного основания опыта, ибо при любом каузально-механическом изменении одной вещи можно до бесконечности выявлять всегда новые другие вещи как более высшую причину и впасть в бесконечный регресс.

Задача обеих философских систем — идеализма и догматизма — состоит в том, чтобы объяснить опыт. По Фихте опыт заключен в представлении, которое сопровождает чувство необходимости. Отныне оказывается неопровержимым фактом опыта то, что в любом представлении, с одной стороны, не только дано представляемое, но и, с другой стороны, представляющее непосредственно и спонтанно сознает самое себя. Это самое-себя-осознание никак не смог объяснить догматизм, поэтому он не смог объяснить и опыт, так как представлениям опыта определенно присуще то, что Я, непосредственно осознающее самое себя, есть. Тем самым, согласно Фихте, программа догматизма поколеблена и теоретически опровергнута; догматизм не в состоянии определить опыт с позиции вещи: момент для-себя-бытия, существенный для всех представлений, это непосредственное отношение к себе в каждом представлении догматизм не в силах увидеть, ибо он принимает во внимание только первый каузально-механический ряд данных вещей; но второй ряд опыта — яйное(ichliche) самое-себя-осознание догматизм объяснить никак не может, хотя оно определенно присуще всем видам представлений.

Таким образом, опыт как система представлений, сопровождаемых чувством необходимости в соответствие с концепцией трансцендентальной философии раннего Фихте означает необходимую, согласованную и опирающуюся на яйность взаимосвязь, которая осуществляется с надлежащей очевидностью и поэтому включает в себя оправдание своего предметного установления.

Фридрих Шеллинг — видный представитель немецкой классической философии. Учился в Тюбингенском Теологическом институте. Его однокурсниками и друзьями были в будущем знаменитый философ Гегель и поэт Гельдерлин. В ранний период творчества находился под влиянием философии Фихте. В разные годы являлся профессором Йенского, Вюрцбургского, Берлинского университетов; был президентом Баварской академии наук.

Основные сочинения Шеллинга:

Шеллинг о предмете и задачах философии

Натурфилософия Шеллинга

Необходимо отметить, что при создании философии природы Шеллинг опирался на новейшие открытия в различных областях естествознания. В области физики и химии важными источниками его идей были открытия и теоретические работы Гальвани, Вольта, Эрстеда, Дэви, Ломоносова, Лавуазье; в области изучения органической природы — исследования Галлера, Броуна, Кильмейера.

Учение Шеллинга о познании. Трансцендентальный идеализм.

История самосознания, по Шеллингу, проходит через следующие ступени

На первой — познавательный процесс определяется бессознательной деятельностью теоретического Я. Начинается он с ощущения, затем через созерцание, представление, суждение достигает высшего момента теоретического Я — разума, где теоретическое Я сознает себя самостоятельным и самодеятельным и, таким образом, становится сознательным и практически действующим.

На второй ступени развития самосознания основным моментом является воля практического Я. Волю Шеллинг понимает как желание человека познать самого себя и реализоваться. Воля, в свою очередь, неразрывно связана с нравственностью. Важно подчеркнуть, что, по мнению Шеллинга, человек реализует себя, лишь совершая нравственные действия по отношению к другим людям.

И на завершающей стадии развития самосознания возникает эстетическое Я, в котором преодолевается противоположность теоретического Я и практического Я, наступает гармония бессознательной и сознательной деятельности.

Шеллинг Философия искусства

Значение философии Шеллинга

Значение философии Шеллинга состоит, прежде всего, в том, что, в отличие от философии Фихте, природа получила значение самостоятельного объекта, которому свойственно диалектическое развитие, а человек понимался как вершина этого развития. Необходимым условием исследования природы Шеллинг считал отыскание в ней реальных динамических противоположностей и внутренних противоречий, которые являются источником ее развития.

В теорию познания в систематическом виде Шеллинг ввел принцип историцизма и понимание философии как возрастающего самосознания человечества. Шеллинг обосновал значение свободы и основанной на ней деятельности как важных факторов познания и существования действительности.

Философия Шеллинга стала переходом от философии Канта и Фихте к философии Гегеля и оказала большое влияние не только на немецкую философию, но и на философские взгляды мыслителей других стран, в том числе и на деятелей русской культуры XIX века.

Шеллинг – одна из самых ярких и неоднозначных фигур немецкой философии. Будучи персоной крайне увлекающейся, он постоянно корректировал, а то и в корне менял свои философские взгляды, попеременно углубляясь в самые разные философские течения своего времени.

Именно в связи с этим его философская система делится на несколько периодов, про которые мы и поговорим.

Первый период

Этот период Шеллинговской философии часто называют пантеистическим так как мысль знаменитого немецкого философа двигалась по пути сближения и ассимиляции всего сущего в единую дуалистичную систему, которая впоследствии преобразовалась в философию тождества.

Натурфилософия

Все философы, занимавшиеся натурфилософией, старались понять и определить основные закономерности природных явлений, найти истоки их происхождения.

Постепенно она вытесняется системой классической физики, которая практически полностью вытесняет натурфилософский подход, заменяя его философией науки, которая считала любую недоказываемую гипотезу несостоятельной и даже не рассматривало её. С этих времён в философии науки превалирует механистический подход.

Шеллинг был с этим не согласен и хотел создать свою натурфилософскую систему. Он живо интересовался научными открытиями в естественных науках и медицине, однако особое предпочтение отдавал тем, которые были близки его философскому миропониманию.

Как было сказано выше, Шеллингу не нравился механистический подход к натурфилософии. Он придерживался совершенно иного взгляда, представляя природу как некий живой организм, представленный совокупностью творческих и созидательных процессов и создающий сам себя.

Все создания, порождённые творческим механизмом природы (растения, животные и.т.д) обладают своеобразной целостностью и каждый из них играет свою роль в едином созидательном механизме. Вследствие этого природа может казаться нам осознанным творящим субъектом, хотя это и не так.

Шеллинг мыслил природу как слепой механизм, который тем не менее удивительно целесообразен.

Перед современной ему натурфилософией Шеллинг ставит 2 важных вопроса:

Одна часть этой двойственной противоположности – продуктивность. Она подразумевает конечные продукты созидательной природной деятельности. Исследованием этой части природы занимается научное ответвление естествознания.

Вторая часть – понимание того, что природа не стоит на месте и непрерывно развивается.

Из-за несовершенства человеческого сознания, считал Кант, человек не в состоянии понять то, чем вещи являются сами по себе.

Точка зрения Шеллинга здесь походит на кантовскую, однако в его интерпретации трансцендентальный идеализм стремится к тождественному сближению дуалистически противоположных понятий.

Касательно второго вопроса Шеллинг считал, что задача натурфилософии в том, чтобы полностью понять эти обе противоположности в их противоречии и единстве, научится выводить одно из другого, видеть не только весь процесс становления конечного предмета, но и видя предмет, представлять то, каким образом он мог быть создан.

Он считал, что свойства более высокоразвитой системы содержатся в зародышевом состоянии в низкоразвитых. Как живое, например, является эталоном для неживого, а бездуховное содержит какие-то зачатки души.

Однако на человеке это развитие заканчивается, считал Шеллинг, делая тем самым человека высшим эволюционным звеном.

По сути он пытался создать такую систему, где жизнь была бы неразрывно связана с неорганическими явлениями при этом сама жизнь считается творческим апофеозом природы, в которой тем не менее присутствует и сама природа. Это привело его к созданию теории тождества

Теория тождества

Философия тождества это несколько иные материи, нежели натурфилософия. Этот период характеризуется глубокими метафизическими размышлениями. Хотя он и тесно связан с натурфилософской работой Шеллинга

Свою философскую концепцию тождества, Шеллинг создал в противовес учениям Канта и Гегеля.

С помощью собственного понятия абсолюта, Шеллинг пытается ассимилировать друг с другом понятия мышления и бытия, реального и идеального. Абсолют в данном случае служит связующей силой, объединяющей, казалось бы, противоположные понятия в единое целое.

Однако сам Абсолют не един. Первое разделение происходит во время акта его самопознания. Так как мир идей в абсолюте тождественнен реальному, то каждая созданная идея обретает реальную форму.

Сам переход из формата идеального в реальное воплощение называется абсолютностью. Самопознание абсолютности очерчивает форму определённости идеального через её реальное воплощение. Само же реальное, воплощаясь в мире вещей представляет собой ни что иное как выражение формы абсолютности.

В итоге у Шеллинга получается следующая картина мироздания: Изначально, будучи созданным в Абсолюте, мир проистекает из него, одновременно в нём оставаясь.

Формы различённости абсолюта Шеллинг называет потенциями. Для прояснения этого понятия сам Шеллинг вводит своеобразное разделение на категории. Абсолютное делится на первообраз и противообраз, однако это деление призвано лишь выделить в едином абсолюте идеальную и реальную составляющую, ведь абсолют неделим, что следует из названия концепции.

В каждом из разделённых единств довольно специфически описывается единораздельность того самого абсолютного тождества, в котором идеальное равно реальному. Само идеальное также делится на реальное и идеальное. Для реального ситуация полностью идентична.

Здесь Шеллинг подходит к идее того, что для связи реального с идеальным внутри абсолюта должна быть какая-то особая связь, которая выступает в роли последней модификации, нужной для создания подобных единств. Это и есть порождения абсолютного, причём порождения не в физическом смысле, а скорее следствие самого абсолютного Сама философия, согласно Шеллингу, представляет собой интеллектуальное созерцание таких следствий.

Итого, теория, если говорить более простыми словами, выдвигает тезис о том, что человек мыслящий и объект, о котором он мыслит существуют не только в его голове, но и имеют воплощение в реальном, что говорит о неразрывной связи объекта с субъектом.

Такая сложная система не обошлась без своей проблематики.

Во-первых, непонятно, как же всё-таки образуется материя если мир всё время пребывает в плоскости, доступной лишь интеллектуальному созерцанию.

Попытка решить эти проблемы вылилась в кризис философии тождества, в следствие которого он выдвинул гипотезу о внезапном отпадении мира от абсолюта.

Это было поворотным моментом в его мировоззрении, после которого начался второй глобальный период его философии, в котором он начал сильно увлекаться религиозными идеями.

В этом периоде все его суждения основаны на протестантском религиозном учении.

Второй период

Философия откровений

Как уже было сказано выше, в этом периоде Шеллинг вплотную занялся изучением религии.

Если первый период можно было назвать пантеистическим, то второй целиком и полностью теистический. Весь этот период был посвящён трактованию христианской религии и попыткам разрешить свой кризис философии тождества, используя чисто теистический подход.

По своему содержанию, философия откровения делится на 2 части:

Негативной Шеллинг называет всю свою старую философскую систему за то, что она так и не смогла избавится от субъективной точки зрения. Ведь в каждой философской системе прежде всего присутствует точка зрения субъекта, поэтому познавать вещи мы можем только с субъективной точки зрения.

Однако если мы хотим попытаться познать каковы вещи на самом деле, следует отбросить субъективную сторону и выйти за пределы наших чувств и мыслей.

Позитивная и негативная философия – априорны, однако между ними есть существенное различие. Негативная – противится опыту, в то время, как позитивная сливается, ассимилируется с опытным познанием и содержит черты, свойственные науке a priori и a posteriori.

Согласно позитивной философии существование бога можно осознать через особый метафизический опыт.

В философии откровения присутствует также и общеонтологическая часть.

Она представляет собой креационистское учение, в основе которого лежит триединый Бог, который являет собой сочетание трёх потенций. Эти силы заранее формируют подход творца к будущему созиданию к этому моменту ещё не созданного бытия.

Вот эти потенции:

В самом начале акта творения потенции выходят из состояния равновесия и становятся космическими творящими силами. Постепенно процесс творения приводит потенции в более гармоничное состояние. Процесс этого восстановления представляют теогонический аспект – Потенции воссоединяясь становятся тремя ипостасями единого Бога и космогонический – разрозненные потенции образуют составляющие природного и духовного миров.

Конечным результатом творения должен стать первочеловек, существо свободное как от Бога, так и от потенций. Он вмещает в себя мироздание и служит связующим звеном между собой и тремя ипостасями троицы.

Благодаря этому он способен актом своей свободной воли отделиться от триединого бога, создав мир внебожественный.

Первоосновой откровения Шеллинг считает некий мифологический процесс. В течении этого процесса, потенции, действующие в сознании человека в конце концов становятся воплощениями единого Бога.

Послесловие

Шеллинг один из самых неординарных мыслителей немецкого идеализма. В первую очередь из-за частой смены деятельности. Занимаясь натурфилософией он много времени уделял естественным наукам и был в курсе последних достижений медицины своего времени.

После, заинтересовавшись метафизикой, он создаёт свою философию тождества. В последнем периоде своей деятельности он пытается преодолеть кризис философии тождества через религиозную философию, в особенности Христианскую.

Именно третий период философии Откровений критики считают самым спорным в его творчестве, особенно приверженцы материализма и атеисты.

Тем не менее несмотря на такую частую смену деятельности, вырисовывается общая картина его творчества, ибо он, так же как и Кант постоянно задавался вопросом: при каких условиях, станет возможно понимание реальности?

И попытка найти эти условия красной нитью тянется через все его 3 основных периода.

Попытка объединить дуалистичную природу мироздания в единую систему, доступную познанию.

Причём от возможности познания человеческим разумом, он отказывается довольно быстро, особенно хорошо это заметно в философии Откровения, в тезисе о первочеловеке.

Работы Шеллинга совершенно точно достойны внимания любого, кто увлекается немецкой классической философией. Его неординарные идеи довольно интересны, к тому же он был хорошим писателем и умел доходчиво излагать свои мысли.

Тождество противоположностей субъекта и объекта Шеллинг (1775—1854) делает исходным пунктом своего учения. При этом он применяет принцип развития, разработанный Фихте по отношению к субъекту и его деятельности, также и к анализу природы. Критикуя Фихте за то, что природа у него рассматривается как голый материал для субъекта, Шеллинг в первый период своего творчества концентрирует свое внимание на проблемах натурфилософии. Задачу последней он видит в том, чтобы раскрыть последовательные стадии развития природы от низших форм к высшим. Природа при этом толкуется как проявление бессознательной жизни разума, который как бы проходит целый ряд этапов от низших — неорганической природы — до высших, органических, и находит свое завершение в появлении сознания. Проблема соотношения бессознательных и сознательных форм жизни разума, поставленная уже Фихте, приобретает у Шеллинга первостепенное значение.

Шеллинг пытается обнаружить параллелизм, существующий между различными уровнями развития природы (механическими, химическими, биологическими законами), с одной стороны, и ступенями развития человеческого сознания, с другой. При этом наряду с интересными наблюдениями и остроумными догадками нередко появляются произвольные аналогии и даже фантастические построения, за которые нередко критиковали натурфилософию Шеллинга современные ему естествоиспытатели.

Опираясь на эти открытия, Шеллинг выступил с критикой механицизма в естествознании, стремясь показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. Все неорганические процессы он пытался понять как предпосылки развития организма. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея мировой души, проникающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природ­ного бытия, всеобщую связь природных явлений.

Однако в отличие от неоплатонизма Шеллинг развивает динамическое воззрение на природу. Сущность природы рассматривается им как противоборство полярных сил, образцом которого является магнит. В каждом явлении природы Шеллинг видит продукт борьбы разнонаправленных сил; эта борьба составляет структуру всего живого.

Читайте также: