Биографический очерк об одном из религиозных деятелей средневековой западной европы кратко

Обновлено: 04.07.2024

В Средние века в Западной Европе огромную роль играла церковная организация во главе с папой римским.

Первоначально большинство христиан не признавали над собой власть епископа Рима - папы. Большим влиянием обладал епископ Константинополя - патриарх, ему подчинялись и папы. Сам Рим после завоеваний Юстиниана находился под властью Византии.

Однако в конце VI в. эта власть ослабла. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами. В 590 г. папой римским стал Григорий I, умелый и мудрый правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым. Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Западной Европы церковь стала подчиняться папе римскому. Позже в 754 г., возникло Папское государство.

По мере усиления пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической (всеобщей), а восточную - греко-православной (истинной). Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная - на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные - тремя или двумя. В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии целибат распространялся только на монахов.

Открытое столкновение произошло во второй половине IX в. при папе Николае и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фотия сана патриарха. В ответ Фотий проклял папу. Во время спора Николай использовал якобы найденный им сборник старинных документов. Из них следовало, что император Константин Великий передал тогдашнему папе власть над всей церковью и полную власть над западной частью своей империи. Только в XV в. итальянские ученые доказали, что весь этот сборник документов - подделка.

По своему устройству католическая церковь напоминала "феодальную лестницу". Низшим звеном были священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части города, которые молились в одном храме. Священниками становились после особого обряда. Его проводил епископ - глава священников епархии (области).

Приходские священники избирали епископа епархии. Во время обряда посвящения епископу в знак власти над верующими вручали кольцо и посох. Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе.

Колоссальным авторитетом пользовались монастыри. Жизнь монастыря определялась уставом. Несколько раз в день монахи совершали совместную молитву. Остальное время посвящали труду. Они работали на полях, пасли скот, возделывали огороды, занимались торговлей и ремеслом. Монахи переписывали книги, составляли хроники, открывали школы и больницы.

Однако по меру роста богатств многие монахи забывали о строгости и чистоте монашеской жизни. Во владениях монастырей оказались земли с крестьянами. Монахи все меньше трудились сами, и все больше жили за счет крестьян. Главы монастырей - аббаты окружали себя роскошью, стремились к наслаждениям.

Такое положение вызывало протест не только среди населения, но и среди отдельных монахов. Некоторые из них основывали новые монастыри, где возрождались строгие правила. С X–XI вв. центром борьбы за очищение монашества стал монастырь Клюни во Франции. Приверженцы Клюни появились в других монастырях, где восстанавливались старинные порядки. Клюнийская реформа затронула всю церковь. Папы запретили торговлю должностями, отстраняли продажных и распутных священников и епископов. Служителям церкви запретили иметь семью, чтобы не было стимула копить богатства. Реформа значительно укрепила авторитет церкви.

О днако со временем в церковной среде вновь распространяются пороки, связанные с ростом богатств. Недовольство существующим положением привело к возникновению в XIII в. орденов монахов-нищих. Эти монахи считали, что они должны жить не в монастырях, а странствовать по всему миру и проповедовать учение Христа. Первым возник орден монарх францисканцев. Его основателем стал итальянец Франциск Ассизский. Он проповедовал любовь к людям и даже животным, отказ от имущества, добровольную нищету. Францисканцы своим примером показывали всем возможность безгрешной жизни. Другим объединением монахов-нищих стал орден доминиканцев, возникший в Испании. Доминиканцы прославились защитой католичества.

В X в. правители Восточно-Франкского королевства (Германии) возглавили борьбу против набегов венгров, создали мощное рыцарское войско. Первоначально в Германии не существовало четкой "феодальной лестницы". Вассалами короля были не только герцоги и графы, но и многие рыцари. Король Оттон I в 955 г. в битве на реке Лехе окончательно разгромил венгров. Отгон укрепил свою власть, подчинил себе многих герцогов. Для усиления своего авторитета король установил особые отношения с церковью. Он даровал ей многие льготы, но присвоил себе право утверждать епископов - вручал им кольцо и посох. Церковь в Германии перешла из-под власти папы римского под власть короля.

Отгону благоприятствовало снижение в то время авторитета папы. Знать Рима и Итальянского королевства сажали на папский престол своих ставленников. Отгон совершил несколько походов в Италию, принял титул короля Италии, разгромил врагов папы. В 962 г. папа короновал Отгона императорской короной. Так вновь произошло воссоздание империи, которая позже стала называться Священной Римской империей. Папы попали в полную зависимость от императоров. Из-за этого папство еще больше теряло свой авторитет. Некоторые служители церкви стремились изменить ситуацию. Именно они стали инициаторами клюнийской реформы. Первоначально их поддержали и императоры, приемники Отгона, поскольку тоже хотели повысить уважение к церкви, которая была одной из опор их власти. Однако, укрепив церковь, папы начали борьбу за освобождение от власти императоров. Был принят закон, по которому в избрании пап могли участвовать лишь |несколько епископов-кардиналов. Император отстранялся от участия в выборах. Затем папа провозгласил, что епископы должны подчиняться только ему, а не императору.

В 1073 г. папой стал ярый приверженец преобразований Григорий VII. Между ним и императором Генрихом IV развернулась открытая борьба за власть над епископами. Она продолжалась и при их преемниках. В конце концов, папы одержали почти полную победу над императорами. Помогло им то, что со временем императорская власть в Германии ослабла, а Италия фактически отпала от империи.



Мартин Лютер (1483-1546) был немецким священником, который наиболее известен тем, что играл ведущую роль в протестантской Реформации, религиозном и политическом движении XVI века в Европе, которое считается одним из самых влиятельных событий в истории западного христианства. Лютер прославился как лидер Реформации, подняв свой голос против индульгенций, практики в римском католицизме, в которой духовенство прощало грехи людей в обмен на деньги. Есть много интересных инцидентов в жизни Мартина Лютера, включая момент с его похищением, дабы обеспечить ему безопасность. Кроме того, есть поразительное сходство между Лютером и святым, в честь которого он был назван. А ещё было удивительное пророчество другого революционного монаха, предсказавшего успех Лютера в его стремлении реформировать христианство.

1. Гроза изменила его судьбу

2. Девяносто пять тезисов

Изображение Мартина Лютера, прибивающего свои 95 тезисов к двери церкви. \ Фото: tinlanh.ru.

3. Печатная пресса

Иоганн Гутенберг - человек, который изобрёл первый печатный станок. \ Фото: thoughtco.com.

4. Лютер был похищен

Вормсский рейхстаг: Лютер на Диете червей - картина 1877 года Антона фон Вернера. \ Фото: ethikapolitika.org.

5. Предшественники

Проповедь Яна Гуса на Козим Градку (na Kozim hradku). \ Фото: pragagid.ru.

Попытки подавить Лютера и его последователей римско-католическими правителями оказались безуспешными, и в течение двух лет стало очевидно, что движение за реформу было очень сильным. В мае 1522 года Лютер вернулся в церковь Виттенбергского замка в Эйзенахе. К этому времени Реформация приобрела более политический характер, и другие реформаторы, в том числе Томас Мюнцер, Халдрих Цвингли и Мартин Бюсер, собрали массу последователей. Благодаря этому, после 1522 года, Мартин стал несколько менее влиятельным лидером движения. Кроме того, следует отметить, что у него было несколько предшественников, которые также недвусмысленно критиковали коррупционные практики римского католицизма. Джон Уиклифф и Ян Гус были самыми известными из этих критиков. Уиклифф был английским интеллектуалом, учёным и теологом. Он критиковал церковную практику индульгенций, а также показные церемонии и пышный образ жизни духовенства. Ян Гус был чешским священником, который также критиковал учение Церкви, произнося проповедь в своей собственной церкви. Он был казнён в 1415 году за своё восстание. Его работа, однако, привела к движению под названием Гуситы - до-протестантское христианское движение против Римско-Католической Церкви.

6. Его брак с бывшей монахиней создал огромный скандал

Катарина фон Бора и Мартин Лютер. \ Фото: mtzionlutheran.org.

Катарина фон Бора провела свою раннюю жизнь в монастырских школах, а затем стала монахиней. Однако после нескольких лет религиозной жизни она стала недовольна своей жизнью в монастыре и вместо этого заинтересовалась движением Реформации. Катарина вступила в сговор с другими заинтересованными монахинями и написала Мартину с просьбой о помощи. В канун Пасхи 1523 года Лютер послал Леонарда Коппе, торговца, который регулярно доставлял сельдь в монастырь, чтобы помочь монахиням бежать. Они сделали это, спрятавшись среди бочек с рыбой в его крытом фургоне. В течение двух лет Мартин устраивал дома, браки или работу для всех сбежавших монахинь, кроме Катарины, которая настаивала на том, чтобы выйти замуж за самого Мартина. 13 июня 1525 года Мартин Лютер женился на Катарине фон Бора. Это вызвало огромный скандал среди католиков и в то же время позволило другим священнослужителям в лютеранских церквях жениться. У пары родилось шестеро детей. Катарина считается влиятельным членом протестантского движения, поскольку она помогла определить протестантскую семейную жизнь и установить тон для браков духовенства.

7. Антисемитские взгляды

Антисемитские взгляды Мартина Лютера. \ Фото: evangelisch.de.

8. Его назвали в честь святого

Святой Мартин Турский был солдатом в римской армии в IV веке, который отказался убивать людей, потому что он сказал, что это противоречит христианству. Он сделал это как раз перед битвой в галльских провинциях при Борбетомаге (ныне Вормс, Германия). Впоследствии его обвинили в трусости и посадили в тюрьму. В конце концов, он был освобождён и решил стать монахом. Святой Мартин стал одним из самых известных христианских святых в западной традиции. Мартин Лютер был назван в честь Святого Мартина, поскольку он был крещён в День Святого Мартина (11 ноября). Сходство между Мартином Турским и святым Мартином поразительно, поскольку оба оставили другой путь, чтобы стать монахами. Более того, Мартин Турский устроил свой протест в городе Вормс, там же, где проходила знаменитая Диета Червей Лютера.

9. Его имя носил один из величайших лидеров ХХ века

Мартин Лютер Кинг. \ Фото: eurotopics.net.

10. Пророчество

Казнь Яна Гуса. \ Фото: spiritualpilgrim.net.

Исторически так сложилось, что влиятельные представители духовенства, вольно или невольно, совмещают свою религиозную деятельность с политикой. Нередко последняя выходит на первый план, превращая первоиерархов в политических лидеров или даже руководителей государств.

1. Пожалуй, нигде больше мы не найдем столько примеров совмещения религиозной деятельности с политической, сколько в Римской католической церкви.

Иннокентий III.jpg

Даже сегодня Папа Римский формально является главой государства Ватикан. Одним из ярчайших пап-политиков является Иннокентий III, возглавлявший Римскую церковь с 1198 по 1216 годы. Во время его правления папство было возведено на вершину своих полномочий. Всю свою жизнь он боролся за верховенство церкви над светской властью и добился в этом значительных успехов, став фактически самым могущественным политиком Европы того времени. Вассалитет папы признали государи Арагона, Болгарии, Англии и Португалии. Кроме того, с целью возвращения контроля над Святой Землей Иннокентий III инициировал Четвертый крестовый поход, в организации которого принял непосредственное участие.

Далай-Лама XIV.jpg

3. Русские православные первоиерархи также нередко участвовали в политической жизни государства.

Суд над патриархом Никоном.jpg

4. Центральная фигура ислама — арабский проповедник Мухаммед — являлся не только основоположником одной из величайших религий, но и крупным политическим деятелем и полководцем.

Масджид ан-Набави (Мечеть Пророка) в Медине, Саудовская Аравия, с Зелёным Куполом, построенная над могилой Мухаммеда в центре.jpg

В качестве политика Мухаммед состоялся в Медине, где вначале разрешал споры между мусульманами, язычниками и евреями. Он стал основателем и главой мусульманской общины — уммы, которая в ходе его непосредственного правления превратилась в мощное и крупное государство. К моменту смерти Мухаммеда в 632 году в ислам был обращён весь Аравийский полуостров, а вскоре после кончины пророка его преемники захватили огромные территории в Азии и Африке, принадлежавшие Византийской империи.

5. В истории Церкви известны случаи, когда религиозные лидеры были вынуждены вмешиваться в политические дела государства.

В первую очередь, речь идет о масштабных социально-политических потрясениях, войнах и смутах. В период Смутного времени, когда Россия была охвачена внутренними распрями, борьбой за власть, голодом и интервенцией, Патриарх Московский Гермоген призвал русских людей собрать ополчение и благословил их на освободительную борьбу. Даже находясь в заключении, Предстоятель распространял свои религиозно-политические воззвания, которые сыграли огромную роль в освобождении Москвы от врага и установлении порядка. Однако сам Гермоген не дождался освобождения и умер от голода в тюрьме.

Исторические, политические и государственные деятели Хаджи-Давуд Мюшкюрский – хан Ширвана и Кубы (1723–1728) и других территорий Лезгистана со столицей в Шемахе. Крупный государственный деятель в истории Южного Кавказа. Организатор и руководитель народно-освободительной

Политические, военные и хозяйственные деятели

Политические, военные и хозяйственные деятели Апашев Даниял – глава первой столицы Дагестана – Темир-Хан-Шуры, председатель парламента Горской республики и дагестанского Милли-комитета в годы Гражданской войны, известный организатор и общественно-политический

Выдающиеся политические деятели Средневековья

Выдающиеся политические деятели Средневековья Кодекс шляхетской чести был создан в Великом Княжестве Литовском при Витовте Великом.«Верой и правдойСлужу Отечеству, отвечаю – Богу.Добру – награда, злу – возмездие.Должен – значит можешь.Честь дороже жизни.Ударом на

1.5. Религиозные деятели

1.5. Религиозные деятели 1.5.1. Путь страданий Сиддхартхи Гаутамы Сиддхартха Гаутама (623–544 гг. до н. э.) был из царского рода Шакья в Северной Индии. Мальчику дали имя Сиддхартха, а Гаутама — это его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца, чтобы оградить его от

2.5. Религиозные деятели

2.5. Религиозные деятели 2.5.1. Кому служили дельфийские жрецы? Комплекс сооружений в Дельфах и сегодня производит сильное впечатление. Даже по современным дорогам добраться сюда не так-то просто, а место настолько красивое, что приходится согласиться с тем, что его

3.5. Религиозные деятели

3.5. Религиозные деятели 3.5.1. Кому служили весталки Древнего Рима? Древние римляне вполне в духе свойственного им прагматизма приспособили к своим нуждам древнегреческую мифологию. Зевс стал Юпитером, Гера — Юноной, Асклепий — Эскулапом и т. д.Явной новацией следует

4.5. Религиозные деятели

5.5. Религиозные деятели

5.5. Религиозные деятели 5.5.1. Пророк Магомед (Мухаммед) до и после хиджры Пророк Мухаммед (570–632) — реальное историческое лицо. Мухаммед родился в Мекке (ныне Саудовская Аравия), принадлежал к жреческому роду, но рано остался без родителей и детские годы провел в бедности.

6.5. Религиозные деятели

6.5. Религиозные деятели 6.5.1. Девяносто пять пунктов Мартина Лютера В октябре 1517 г. монах и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546) прибил на дверях местного собора свиток с девяноста пятью тезисами, в которых содержалась программа реформирования

8.5. Религиозные деятели

9.5. Религиозные деятели

9.5. Религиозные деятели 9.5.1. Далай-лама и проблема Тибета На экранах российских телевизоров духовный лидер Тибета, Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии и других регионов Далай-лама XIV появляется чрезвычайно редко. Каждое такое появление подтверждает впечатление — перед

Советские и западные политические деятели о Брежневе

Советские и западные политические деятели о Брежневе В последние несколько лет в нашей печати появляются мемуары и интервью, авторы которых, встречавшиеся или даже работавшие по многу лет вместе с Брежневым, делятся с читателями своими впечатлениями и оценками. Мне

Политические и государственные деятели

Политические и государственные деятели АКСЕЛЬРОД Павел Борисович (1850–1928 гг.) – деятель российского социал-демократического движения, один из лидеров меньшевизма.Родился в Черниговской губернии в семье мелкого торговца. После окончания Могилевской гимназии учился в

Глава 6. Предприниматели и политические деятели

Ученые и религиозные деятели

Ученые и религиозные деятели ЗАБЕЛИН Иван Егорович (17.09.1820–31.12.1908 гг.) — историк, почетный доктор истории Московского и Петербургского университетов, почетный академик Петербургской академии наук (1907 г.). И.Е. Забелин, сын мелкого чиновника, воспитывался в Преображенском

Читайте также: