Наука в византии 6 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Византийские богословы внесли весомый вклад в разработку православ­ного вероучения. При этом они опира­лись на античную философию, исполь­зуя, в отличие от европейских схолас­тов, работы не только Аристотеля, но и других античных ученых. Напрасно ломали головы над решением пробле­мы: как лучше познавать Бога — разу­мом или верой? По-разному отвечали также на вопрос: Бог или судьба управля­ют Вселенной и человеческой жизнью.

Византийские наука и техника значи­тельно опережали западноевропейские.

Византийский ученый Лев Математик положил начало алгебре, заменив цифровые символы буквенными. Он изобрел световой теле­граф, много хитроумных механизмов, которыми поражались иностран­цы. Это были подвижные статуи, механические певчие птицы и т. п.

X в. Из рассказа итальянского посла о приеме иностранных дипломатов во дворце императора Константина VII Багрянородного

Перед троном императора стояло медное, однако позолоченное дерево, ветви которого пестрели всякими птицами, сделанными из бронзы и также позолоченными. Птицы пели, каждая свою особую мелодию. Трон императора был устроен так искусно, что сначала казался низеньким, почти на уровне земли, потом несколько выше и, наконец, будто зависал в воздухе. Испо­линский трон окружали, словно дежурные, медные или деревянные. позолоченные львы, которые безумно били своими хвостами о землю, откры­вали пасть, двигали языком и громко рычали. После того, как я. в третий раз склонился перед императором, приветствуя его почтительно, я поднял голову и увидел императора уже совсем в другой одежде, почти под потол­ком зала, тогда как только что я видел его на троне на небольшом расстоя­нии от земли. Я не мог сообразить, как это случилось. Должно быть, его подняло вверх какое-то механическое устройство.

Михаил Пселл — богослов, филолог, правовед, физик, астроном, био­лог. Умело приспосабливался к политической обстановке — пережил девять императоров, даже стал первым министром.

Астрономические наблюдения — наблюдения, связанные с астро­номией, то есть наукой о небесных телах.

Астрология — учение, согласно которому по расположению небес­ных тел можно предсказать будущее, судьбу человека.

Все науки в Византии объединялись под общим названием философия. Сюда причисляли богословие, математику, природоведение, этику, политику, правоведение, грамматику, риторику, логику, астрономию, музыку.

В Византии из всех наук наибольшего расцвета достигла история. Выдающимся византийским историком считается Прокопий Кесарийский, который жил в VI в. и был участником многих войн и походов в период правления императора Юстиниана. Он прославлял императора, его победы в войнах и масштабное строительство. Но в найденном позже труде “Тайная история” Прокопий разоблачал ужасные поступки Юстиниана, его жены Феодоры и ближайшего окружения.

В XI-XII в. работали выдающиеся византийские историки Михаил Пселл, Анна Комнина, Никита Хониат и др.

Астрономия, математика, физика, химия, история, география, медицина, богословие, политика, грамматика и этика.

О могуществе и влиянии этой империи свидетельствуют не только успешные военные походы, обширные территории, но и уникальное культурное наследие. Византийской империи удалось чудесным образом объединить собственные достижения с культурой и научными знаниями времен античности. Как развивалась система образования, архитектура и живопись в Византии? Какой вклад в становление науки внесли византийские ученые?

План урока:

Особенности образования

С момента основания и практически до половины XII столетия Византийская империя носила гордое звание самой могущественной, богатейшей и культурно развитой державы. Для поддержания порядка в государстве, а также для его развития необходимы были грамотные люди. В первую очередь императору нужны были образованные помощники – чиновники, владеющие навыками составления указов, законов и договоров, основами ведения деловой переписки. Очевидной стала необходимость в создании достаточного количества образовательных учреждений, для развития образования и науки в Византии.

Византийцы могли пройти обучение в церковной, государственной или частной школе.


Занятия в византийской школе

Для учеников стало доступным изучение трудов античных и византийских ученых, а не только религиозных произведений.

Благодаря подобной организации системы образования в Византийской империи насчитывалось значительно большее количество образованных людей, чем в других европейских государствах. Грамотного византийца можно было встретить даже среди простолюдинов.

ВЫВОД: доступность и развитие образования послужили толчком для роста грамотности среди разных слоев населения Византии.

Становление науки

Византийцы сохранили многие достижения античного времени и преумножили их своими научными знаниями. Благодаря значительному вкладу в образование, стало возможным процветание разноплановых научных областей.

Развитие научных знаний

Математические навыки античности византийцы успешно применяли при проведении земляных замеров, при возведении зданий, при вычислении налогов, при астрологических расчетах.

Наиболее известен византийский мыслитель Лев Математик, живший в IXвеке. Он является автором изобретения звуковой сигнализации, которая могла передавать сведения на расстояние. Он разработал систему автоматических устройств для тронного зала дворца императора. Эта система приходила в движение при помощи воды. Этому ученому принадлежит первенство применения буквенных обозначений в математических формулах. Его можно назвать основателем алгебры.

Медицинские знания византийских ученых были основаны на сочинениях древнегреческого ученого Гиппократа и древнеримского врача Галена. Дополняя эти знания своими наблюдениями и выводами, византийцы создавали учебники по медицинским направлениям.

Лечебные учреждения организовывали при монастырях. В XI веке при одной из больниц столицы было открыто первое в европейских государствах медицинское училище. В 370 году в Кессарии Василий Великий построил первую большую больницу, похожую на небольшой город.


В византийской больнице

Византийские врачи занимались лечением многих тяжелых заболеваний и даже проводили хирургические операции.

Большое значение ученые придавали изучению лекарственных растений. Многие названия этих растений используются и в наши дни.

В Средневековой Византии зарождались теоретические и практические знания в области химии. Были сохранены античные рецепты изготовления керамики, смальты для мозаики, стекла, различных красок.

Научные знания Византии успешно пополнялась изучением географии. Купцы, отправляющиеся в другие государства с целью торговли, составляли описание своих путешествий.

Византийцы владели мастерством составления чертежей городских поселений и географических карт.

Византийцы очень трепетно и почтительно относились к своей истории. Они считали себя наследниками римлян и стремились сохранить произведения известных историков древности.

Благодаря многочисленным энциклопедическим историческим произведениям до наших дней дошли ценные сведения о средневековой жизни, историко-географические и этнографические данные.

Наряду с исторической наукой в Византии широко было распространено составление хронографий, в которых в хронологическом порядке записывались важные события того периода.

Одним из известнейших византийских историков является Прокопий Кесарийский – автор трудов об императоре Юстиниане.

ВЫВОД:научные знания ученых и философов античного периода послужили основой для развития науки в Византии и позволили ей достигнуть значительных успехов относительно своей эпохи.

Живопись и архитектура

На становление архитектуры и живописи Византии огромное воздействие оказала христианская религия. Роскошь византийской культуры представлена, в первую очередь, в строительстве храмов.

Развитие архитектуры Византии происходило в несколько основных этапов:

6


Византийская базилика

Со времен правления императора Константина храмы размещались в базиликах – зданиях, имеющих форму прямоугольника, разделенного внутри на несколько частей при помощи колонн, расположенных продольными рядами. Изначально эти помещения предназначались для проведения судебных заседаний и торговых мероприятий. К V веку византийские архитекторы предприняли попытки добавить к базилике купол. Так появились купольные базилики.

Во время правления императора Юстиниана был возведен грандиозный по своим масштабам и великолепию храм Святой Софии в Византии. Он должен был затмить все, что было возведено ранее и стать центральным храмом всего мира христиан. Для его возведения были приглашены лучшие архитекторы и ремесленники. Авторами архитектурного решения стали Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Строительство длилось более пяти лет – с 532 по 537 год.

Храм Святой Софии

С распространением христианства произошли изменения в предназначении храма. В древнегреческих храмах скульптуры бога размещали в самом здании, а богослужения проводились на улице. Следовательно, больше внимания уделялось украшению внешнего вида. Христианская же религия предполагала проведение церемоний в самой церкви и для нее требовалось красочное оформление внутренних помещений. Не стал исключением и Софийский собор– внешне он отличается простотой форм и массивностью сооружений. Поразительным является его внутреннее убранство.


Зал в Храме Святой Софии

Для строительства стен и сводов уникального храма Софии в Византии был выбран кирпич. Для отделки широко применялись дорогостоящие и редкие материалы – гранит, золото, серебро, слоновая кость, яшма. Впервые был задействован цветной мрамор разнообразных оттенков – изумрудный, розовый, белоснежный, темно-серый. С его помощью были выложены затейливые узоры на стенах.


Купол в Софийском соборе

При возведении Софийского собора архитекторам удалось создать новое архитектурное решение – парус – треугольную поверхность, располагавшуюся между арками и нижними краями купола. В совокупности со скрытыми мощными столбами и арками это изобретение позволило точно распределить тяжесть купола, создав ощущение невесомости столь массивной конструкции.

На сегодняшний день храм внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО и открыт для посещения как уникальный музей, сочетающий в себе христианскую и мусульманскую религии. Расположен он в городе Стамбул.


Схема крестово-купольного храма

Крестово-купольные храмы Византии обладали большей высотой и выглядели легче своих предшественников, имеющих прямоугольную форму. Стены выкладывали узорами из кирпича красного цвета и белоснежного раствора.

Искусство живописи в Византии развивалось параллельно архитектуре и призвано было украшать внутренние стены соборов. В связи с этим, распространены были следующие направления:

Внутри храмы в Византии украшали изображениями, выложенными при помощи маленьких разноцветных камешков. Помимо этого, в Византии было освоено производство смальты. Так называют маленькие кусочки разноцветного непрозрачного стекла. Эти кусочки приклеивали под различным уклоном к влажной штукатурке, благодаря чему они переливались и искрились на солнце.

Чуть позже византийские художники стали применять для внутренней отделки церквей роспись водяными красками по сырой штукатурке. Изображения, сделанные таким способом называют фресками.

Фрески, как и мозаики, были известны еще в античном мире, а Византия сохранила и преумножила это искусство.

Еще одним направлением византийской живописи стала икона. В отличие от фрески или мозаики, икону можно было перенести, взять с собой или подарить. На иконах изображались лики святых, они украшались красивыми узорами и рамами.

Особо почитаемая на территории Руси икона Владимирской Богоматери была завезена из Византии.


Икона Владимирской Богоматери

К XI веку сложились оригинальные византийские элементы украшения книг. Среди них присутствовали витиеватые растительные орнаменты, замысловатые виньетки, богатые узоры заглавных букв. Главный признак византийской книги – роскошный переплет.


Переплет византийской книги

Оформление книг в Византийской империи превратилось в отдельное искусство.

ВЫВОД: принятие христианства оказало значительное влияние на развитие архитектуры и живописи в Византии и позволило сделать новый виток развития в этом направлении.

Культурное взаимодействие с другими государствами

Самым высококультурным государством Раннесредневековой Европы по праву была Византийская империя. Она оказала значительное воздействие на культурное развитие многих государств.

Византийских архитекторов, мастеров ювелирного дела, живописцев часто приглашали правители разных государств. Особенно жаловали их в Италии.

В Константинополь съезжались студенты для освоения математических азов, медицинских знаний, основ права, греческого языка. Так столица Византии стала своеобразным студенческим центром.

К византийским мастерам и умельцам приезжали учиться ремеслу жители иностранных государств.

Сложно переоценить влияние Византии на культуру славян. В период с IX по X века киевские князья предпринимали многочисленные набеги на столицу империи. Некоторые из военных походов русских князей заканчивались заключением торговых договоров с Византией. В конце IX века Русь, на ряду с болгарским и сербским народами, переняла христианство из Византии. Очень много религиозных произведений было переведено на славянский с греческого языка. Для строительства первых храмов из камня на территории Руси приглашались архитекторы из империи.


Первая каменная церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) в Киеве

Развитие еще двух христианских государств – Армении и Грузии – также испытало на себе значительное воздействие культуры Византии.

ВЫВОД: благодаря тому, что Византия сохранила, объединила и распространила греческое, римское и восточное культурное наследие, в наши дни доступны многие ценные знания и материалы того времени.

Науки и техники византийский сыграли большую роль в сохранении знаний , полученных во время классической древности и их передачи в арабском мире и в Западной Европе в конце Средневековья и раннего Возрождения итальянский . За исключением нескольких изобретений, особенно в военной области, византийцы не слишком много вводили нововведений, ни на научном уровне, будучи менее заинтересованными в теоретических аспектах таких наук, как математика или астрономия, чем в их практических приложениях, ни на техническом уровне, где они увековечили методы, использовавшиеся в Римской империи .

Понятия науки и техники тогда были далеки от того, чем они являются сегодня. Священные тексты и философия были такой же его частью, как математика и астрономия (высокие науки) или астрология и алхимия (низкие науки). Таким образом, в истории Универсальные Хроники , очень популярные в Средние века, были, по сути, предназначены для демонстрации роли, которую играла Империя в божественном плане, в то время как Истории были не столько объективным отчетом о прошлых событиях, сколько извинениями князя и его семья. Разделение между науками было далеко не окончательным, и интеллектуал мог преподавать и медицину, и философию; поэтому упоминание того или иного ученого в той или иной категории часто отражает только основную сферу деятельности, в которой этот человек отличился.

Резюме

Наука


Мишель Пселл, интеллектуал и политик, был одним из величайших полиграфологов своего времени, чьи знания касались всего: философии, риторики, геометрии, теологии, медицины, истории . Вот его Математический компендиум в издании 1647 года.

Византийское научное производство не демонстрирует какого-либо заметного прогресса по сравнению с классической античностью, в которой оно берет свое начало. Тем не менее, у него будет то преимущество, что он сохранит его и передаст в мусульманский мир и Европу итальянского Возрождения . Он основан на философии и метафизике, к которым будут добавлены история и география, математика и астрономия. Несмотря на определенную оппозицию языческой традиции, многие классические ученые, такие как Мишель Пселлос или Жан Мавропус, занимали высокие посты в церкви. В трудах древности не перестают быть изучены в Византии на могуществу классических исследований в Афинах Академии для IV - го века и V - го века, в жизненности философской академии Александрии и ростом университета Константинопольского где преподавались только светские предметы, богословие преподавалось в Патриаршей академии. Монашеские школы сосредоточились на Библии, богословии и литургии. С тех пор переписчики в монастырях сосредоточили свои усилия на воспроизведении рукописей религиозного характера, в то время как произведения языческой древности были расшифрованы, обобщены и аннотированы гражданскими лицами или членами духовенства, такими как Фотий , Арета Кесарийский , Салоники Евстат и Василий Бессарон . Различие между различными науками или даже их отношение друг к другу было гораздо менее четким, чем сегодня, и многие ученые работали на полиграфе и писали на разные темы. Таким образом , Мишель Italikos в первой половине XII - го века преподавал наряду с священными текстами математикой (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), механикой, оптикой, медициной и философией.

История


История в Византии принимает две формы: либо описание событий царствования или периода, обычно написанное во славу князя или семьи, либо универсальная хроника, цель которой - убедить читателя в том, что византийский мир и православная вера под руководством императора воспроизводят на земле порядок, желанный Богом на небесах. В то время как первые написаны в изящном и изысканном стиле, вторые написаны на языке, который не так уж далек от повседневного.

Перечислить здесь всех византийских историков невозможно. Упоминание только через век Феофилакт Симокатт , которые можно рассматривать в качестве последнего историка древнего мира и которые жили в начале VII - го века. Он написал работу под названием историографических Истории , поступив в связи историков VI - го века ( Прокопий , Агафия Мирина, Менандр Протектор ) хроника царствования императора Восточной Maurice I ст (582-602) , который является основным источником информации о что персы и славяне . Феофан Исповедник (758/759 - 817/818), аристократ, монах, богослов и летописец, наиболее известен как автор важной хронографии, продолжающей хронографию Георгия Синцелла (умер после 810 г.) от Диоклетиана до падения Михеля I. st Rhangabé .

В XI - м веке, Джордж Cédrenne сказал Cécaumène, написал Универсальная хроника расширяясь, как обычно в это время, с момента создания мира до появления Исаака Комнина (1057); это один из немногих источников о городах Хазарии после разграбления Итиля (или Атиля) в 969 году.

Первый ребенок императора Алексия I - го , Анна Комнина (1083-1153) писал в 1148 году в Alexiade , извиняющимся работы , посвященной его отцу, но также содержит обширную информацию о норманнов , что скифы (печенегов) и турки в дополнение к показывая нам историю Первого крестового похода с византийской точки зрения.

Помимо передачи нам исторических знаний античности, многие из этих авторов, взяв за основу работы древних авторов, некоторые из которых известны нам только через них, добавляют данные о более позднем мире до своего времени.

География


Математика и астрономия


Астролябия будет предметом многочисленных работ по астрономии на Западе и на Востоке. Вот средневековый исламский образец, датируемый примерно 1480 годом (Музей истории науки, Оксфорд).

Новая эра открылась в IX - м века с Лео Математика , ученым, философом и религиозным византийского, который начал выполнять математические науки и астрономию и естественные науки, и кому мы обязаны была основные труды древних математиков таких как скопировали Евклид, Диофант, Аполлоний, Птолемей, Архимед и другие.

Однако с этого периода работы древнегреческих авторов покинули Константинополь вместе с эмигрантами, поселившимися на Западе, где, наряду с уже переведенными на арабский, латынь или иврит, они внесут свой вклад в возрождение математики.

Физический


В этом вопросе византийцы продолжат работу древних греков, копируя, обучая или развивая их, чтобы примирить греческую мысль и христианские представления о вселенной; Однако велика их заслуга будет передавать эти знания сирийцы, арабы и, в XIII - го века Норман Сицилии. Как и в географии, их интерес будет меньше в теории, чем в применении физики к техническим проблемам.

Жан Филиппон (также известный как Иоанн Граммэрианец - ок. 490 - после 568 г.) Философ и теолог-монофизит подверг сомнению теорию Аристотеля о том, что снаряды продолжают двигаться под действием движущей силы, передаваемой метателем (а не движением воздуха) и заменим его теорией импульса . Его критика станет источником вдохновения для Галилео Галилея, который будет много раз цитировать его в своих работах.

Физика Аристотеля не будет изучаться в Константинополе до XIV - го века и будут проходить обширные комментарии по Simplicius (около 480 - 509), Михаил Пселл (1017/1018 - 1078), Майкл Эфесский ( XI - го века) и Теодор Метохит ( 1270–1332). Среди прочего мы обязаны Мишелю Пселлосу многими работами по материи, цвету, движению, эху, дождю, грому и молнии, а также его современнику Симеону Сету , которому мы обязаны Трактатом по физике в пяти книгах (на Земле, четырех элементы, небеса, материя и душа, а также конечная причина) аристотелевского вдохновения.

Медицина

Что касается архитектуры, медицина - одна из наук, в которой византийцы превзошли своих греко-римских предшественников и повлияли как на арабо-мусульманскую медицину, так и на медицину, которая развивалась в Европе в эпоху Возрождения. Работа Гиппократ и из Галена легла в основе медицинских знаний , обогащенных учеными как Oribasius (ст 325 -.. V 395), византийский составитель медицинских знаний , которые не стеснялись правильные неисправными древними методы, Аэции Амиды ( VI - й век), Александр Траллесом ( VI - го века) и Пол Эгины ( VII - й век), Плеяды Series (греч epitomes iatrikes Biblia гепта , Latin: де - Ре Medica Libri Septem ), это семь книг сборник текстов древние врачи, провозглашающие антологический подход к традиции.

Особое внимание, уделяемое гигиене и организации здравоохранения, было источником постоянной заботы для имперской администрации и для церкви, которая за нее отвечала, и представляет собой новшество по сравнению со старейшинами. Он вдохновил на создание больниц, обучение врачей, приготовление и хранение лекарств.

Технология

Архитектура


Помимо зданий, предназначенных для богослужений, византийская архитектура развивалась вместе со многими гражданскими зданиями: Большой Константинопольский дворец , ныне разрушенный, был крупнейшим архитектурным ансамблем Константинополя. Постоянно расширяются Константин I ул к X - го века, это была целые несколько пестрых административные здания, дворы, павильоны и церковь, напоминает Кремль в Москве. Стены Константинополя со стеной Феодосия позволили своими двадцатью километрами в длину и своими внушительными башнями более тысячи лет противостоять всем врагам.

Военная техника


Византийский корабль , используя греческий огнь против этого Томаса славянина в 821 (Скилицах Иллюстрации Мадрида, XII - го века).

Струя жидкости нагревалась и выбрасывалась сифоном из бронзовой трубки. Он мог гореть в воде, и его можно было потушить только песком, лишив огонь его кислорода, или с помощью уксуса или старой мочи, вероятно, из-за определенной химической реакции.

Его использование, особенно против военных флотов, имело катастрофические последствия для врага и обеспечило выживание империи во время двух арабских осад Константинополя (в 674-678 и 717-718 годах).

Вскоре византийцы обнаружили, что этот греческий огонь также можно было спровоцировать с помощью зажигательных гранат, которые появились вскоре после правления Льва III (717-741) в виде каменных или керамических сосудов. Эти довольно большие контейнеры были запущены по противнику с помощью катапульты или требушета, либо уже горели, либо воспламенялись пылающей стрелой после выстрела.


Точно так же переносной требушет (греч. Cheiromangana ) состоял из рогатки, установленной на подставке, которая использовала рычаг для метания снарядов. Его использовал император Никифор II Фокас около 965 года для разгона вражеских формирований на открытой местности. Он также упоминается в тактике генерала Никифора Урана (около 1000 г.) и классифицируется как форма оружия в De obsidione толеранда (анонимный автор).

Отношения с арабским миром


Культурные и научные обмены между византийским миром и арабским миром были многочисленными и частыми. Даже в пределах халифата Аббасидов существовали монастыри и христианские общины , где греческая литература распространилась по всему VIII - го века. Халифы пытались привлечь некоторых византийских ученых , как Лев Математик ( IX - го века) в Багдаде; Фотий ( IX - го века), а затем профессор в Константинополе и будущий патриарх Константинопольский, мог , вероятно , работа в Багдаде в посольствах , которые приняли в 838, 845 и 855. Византии и позволил средневековый мусульманский мир , чтобы приобрести древние и более современные Греческие тексты по астрономии, математике и философии, которые затем были переведены на арабский язык. Тем не менее, ученые византийские как Грегори Чониадс (начало XIII - го век-начало XIV - го века , который посетил блестящий МАРАГ интеллектуального центр, Персию, со своей обсерваторией , основанной в 1259 год по Хулагу - хану , в переводе на греческие астрономические таблицы персов, в частности Ilkhanian Столы из Насир ад-Дин ат-Туси , в Sinjaric Столы из аль-Хазини , астроном из Мерва византийского происхождения (флор. 1115-1130), а также таблицы и комментарии его хозяина Шамс аль-Bukhariv Другие византийские ученые использовали транслитерации с арабского языка для описания определенных научных концепций, а не традиционных древнегреческих терминов, таких как арабский термин талеи вместо древнегреческого гороскопа .

Отношения с западом


В средние века греческий язык был практически неизвестен на Западе. Сохранилось лишь несколько текстов Аристотеля (часть " Органона" благодаря Боэцию ) и ранних отцов церкви. Эволюция произошла с развитием торговли между Востоком и Западом после первых крестовых походов. В городах северной Италии, а затем в Риме (куда папство переселилось в 1420 году после длительного пребывания в Авиньоне ), а также в Венеции (включая ее университетский город Падуя ), экономическая и политическая буржуазия того времени начала расти. проявлять все больший интерес к наследию древних греков и римлян и их политической мысли. На юге Италии продолжали существовать в XIII - м веке является важным греческой общины сосредоточены в регионе Мессина в Калабрии и Апулии . Она сохранила свою культурную идентичность благодаря многочисленным контактам с Константинополем, а также своей религиозной идентичности, как благодаря своей привязанности к литургии, отличной от римской литургии, так и благодаря Константинопольскому патриарху, которого она считала истинным главой церкви.

Если Петрарка и Боккаччо выразили желание изучать греческий язык, чтобы читать древние тексты, эта мечта могла осуществиться только с прибытием византийского дипломата Мануэля Хризолораса (ок. 1355–1415). После первой поездки в Италию в 1394 году с просьбой о помощи Запада против турок, Хризолорас прибыл в Венецию в 1396 году и в следующем году поселился во Флоренции . В течение трех лет, проведенных там, он давал уроки греческого языка нескольким гуманистам, включая Никколо Никколи и Леонардо Бруни .


Спустя двадцать лет после смерти Хризолораса Флорентийский собор был созван, чтобы достичь воссоединения христианских церквей Востока и Запада, чтобы провести важнейшую встречу между итальянскими и византийскими интеллектуалами в этот поворотный период между Средневековьем и Возрождение. В ноябре 1437 года император и делегация из 700 человек, в том числе патриарх Иосиф II, двадцать митрополитов, несколько епископов, а также миряне, сведущие в богословии, отправились в Венецию. Среди них был Жорж Гемист (ок. 1355/1360 - 26 июня 1452 г.), известный как Плетон по аналогии со своим кумиром Платоном. Его мало интересовали богословские дискуссии, он проводил большую часть своего времени, читая лекции о философских различиях между Платоном и Аристотелем, которые очаровывали флорентийцев. Его трактат, в котором он защищал Платона и критиковал Аристотеля, вызвал споры, которые продолжались в Риме еще долгое время после Собора и возвращения Плетона в Мистру, где он закончил свои дни. Вероятно, именно его деятельность натолкнула Козимо Медичи на идею основания Платонической академии.

Одним из его коллег в византийской делегации был Василий (Жан) Бессарион (1403-1472), который участвовал в совете с про-юнионистами и обратился в католицизм в конце собора. Отвергнутый своими соотечественниками по возвращении в Константинополь, он вернулся в Рим, где был назначен кардиналом и привез из Константинополя ряд древних рукописей, чтобы защитить их от неминуемого турецкого вторжения. Именно эти рукописи будут использовать Жорж де Требизонда , Теодор Газа и, возможно, Лоренцо Валла , среди прочего , для перевода и популяризации нескольких авторов и отцов греческой церкви. Его библиотека, состоящая из 746 рукописей, будет передана после его смерти Венецианской республике, где вместе с другими они составят коллекцию Biblioteca Marciana.

Захват Константинополя турками в 1453 году привел к изгнанию не только многих византийских интеллектуалов, университетских профессоров, но и значительного числа людей, работающих в их окружении, таких как переписчики или анонимные переводчики, которые часто играли определенную роль. неясное, но, тем не менее, важное при распространении греческих текстов. Более того, эти эмигрантские художники и мастера не только привезли с собой много рукописей, ранее неизвестных на Западе, но и исправят часто искаженные тексты, которые уже прибыли туда, в частности, с помощью различных арабских версий и, обращаясь к комментаторам Аристотеля и Платона, византийцев и александрийцев, лучше поймут изначальный дух. Наконец, их сотрудничество с набирающими популярность прессами дало новый импульс их преподаванию в различных итальянских университетах.

Читайте также: