Наука в древней греции и риме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает их до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, но приобрела новые, отличные от них черты и стала колыбелью европейской культуры. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный характер (интеракция-взаимодействие). Во-первых, диффузия ахейской культуры (ахейцы прибыли в Грецию в XX в. до н.э.) и критской (ахейцы завоевали Крит в XVI н.э.), как результат- возникновение микенской культуры. Во-вторых, взаимодействие с дорийской культурой. В-третьих, оживленная морская торговля способствовала обогащению культуры.

Содержание

Введение
1.Наука и образование Древней Греции
2. Наука и образование в Древнем Риме
3. Заключение
4. Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

культурология.docx

1.Наука и образование Древней Греции

2. Наука и образование в Древнем Риме

4. Список литературы

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает их до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, но приобрела новые, отличные от них черты и стала колыбелью европейской культуры. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный характер (интеракция-взаимодействие). Во-первых, диффузия ахейской культуры (ахейцы прибыли в Грецию в XX в. до н.э.) и критской (ахейцы завоевали Крит в XVI н.э.), как результат- возникновение микенской культуры. Во-вторых, взаимодействие с дорийской культурой. В-третьих, оживленная морская торговля способствовала обогащению культуры.

Согласно марксистско- ленинской теории основой греческого феномена является способ жизнедеятельности античного общества: частная собственность, рабство, полисная демократия, отсутствие чиновничье-бюрократической элиты и жреческой касты, десакралитизация политической и культурной жизни, идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством, созданием высокоразвитой греческой культуры. Именно эти факторы объясняют появление греческого типа культуры, переход от мифологического мышления к теоретическому, расцвет искусства. Оценивая вклад греков в мировую науку достаточно сказать, что почти до середины XX в. мы учили геометрию по Евклиду, что основы механики заложены Архимедом, и астрономы-географы эпохи эллинизма впервые вычислили размер земного шара, предвосхитив гелиоцентрическую систему Коперника. Наконец, художественное наследие античной Эллады имеет значение не только как историко-культурная, но и как живая, полная очарования и магического обаяния духовная сила.

Если же говорить о культуре Древнего Рима, то римляне, стоящие на более низкой ступени культурного развития, завоевав народы Греции, более продвинутые в культурном отношении, первоначально были обречены на роль подражателей и не могли соперничать с греками. Однако без стадии ученичества не мыслим последующий расцвет.

Наука и образование древней Греции

Уже в древнегреческой мифологии выразительно видно стремления даты всеобъемлющую картину мира, найти объяснение всему сущему. Те же поиски уже на другом мировоззренческом уровне были продолжены учеными Древней Эллады. Именно в античной культуре наука впервые в человеческой истории выделяется в самостоятельную сферу, и у нас есть основания вести речь не просто о накоплении научных знаний (что находились, как правило, в руках жрецов), а о развитии профессиональной науки.

Не мимолётное значение имеет античная философия. В Древней Греции зарождается философия как научная теория, развивается система понятий, относятся и получают свое оригинальное решение основные философские проблемы. Одним из важнейших границ древнегреческой философии есть разработка космологических вопросов - о происхождении Вселенной, о природе человека.

Довольно рано стали обобщаться медицинские знания. Верховным заместителем медицины, богом-целителем считался один из олимпийских богов - Аполлон. Бог собственно медицины стал Асклепий, причем немало ученых сейчас считают, что у этого мифологического персонажа был исторический прообраз, реальный мастерский врач. В Греции сложилось несколько научных медицинских школ. Представителем одной из школ был Гиппократ, который жил в классическую эпоху. Его соображение о причинах болезней, о четырех темпераментах, о роли прогноза при лечении, о морально-этических требованиях к врачу осуществили большое влияние на дальнейшее развитие медицины. Клятва Гиппократа и сегодня является моральным кодексом врачей всего мира.

На основе трудов вавилонских ученых получила дальнейшее развитие астрономия. Так, например, Селевк Вавилонский старался обосновать положение, что Земля и планеты оборачиваются вокруг Солнца по круговым орбитам. Походи Александра Македонского, значительно расширили географическое представление. Дикеарх составил карту мира. Ератосфен с Кирены вычислил длину экватора Земли, получив результат, близкий к правильному (по этому ученый выходил из гипотезы о шарообразной форме Земли). Изучались вулканические и метеорологические явления, были открыты муссоны и их практическое значение. Заметно продвинулось изучение человека. Герофил Халкедонський проявил нервы и установил их связь с мозгом, он же высказал допущение, которое с мозгом связаны умственные способности человека. Ерасистрат изучал анатомию сердца.

Наибольшим научным центром эллинистического мира были Мусейон и библиотека Александрии, что начисляла более чем полмиллиона книг. Сюда приезжали работать выдающиеся ученые, поэты, художники из всего Средиземноморье.

В ходе развития античной духовной культуры постепенно вырабатывается идеал человека, который предусматривает гармонию, объединение физической и духовной красоты. С этим идеалом соотносилась вся система воспитания и образования, уникальная в свое время. Именно в полисах Эллады впервые в истории явилась задача обучения детям всего свободного населения (речь шла прежде всего о мальчиках). Причем внимание обращалось как на приобретение научных знаний, так и на физическое развитие, на усвоение морального кодекса свободного гражданина. Существовали частные и государственные учебные заклады. На структуре образования отбивались политические отличия между полисами. В признанном центре образования - Афинах - с их демократическим республиканским устройством оформилась следующая система обучения.

Все эти типы учебных заведений в Афинах принадлежали частным лицам. Завершалось общее образование в гимназии, где юноши 16-18 лет совершенствовались в науках, в число которых входили риторика, этика, логика, география, а также в гимнастике. Гимназиями ведало государство, для них строились монументальные здания. Богатые люди считали за честь занять выборную должность руководителя гимназии, несмотря на то, что она была связана с большими личными затратами. Гимназии были центрами умственной жизни полиса, в Афинах их было несколько. Наиболее прославилась Академия, где вел беседы со своими учениками Платон и Ликей, основанная Аристотелем. После гимназии можно было стать эфебом - учеником высшего учебного заклада. Своеобразной формой высшего образования можно считать кружки, которые группировались вокруг больших ученых.

В Спарте контроль государства над развитием личности был довольно жестким. По пересказам, новорожденных осматривали члены герусии (городского совета старейшин) и отбирали только здоровых детей. Хлипких и болезненных снимали у пропасть Тайгетського позвоночника. Существовала система государственного школьного обучения, обязательная для каждого спартиата от 8 до 20 лет. Учили в школах, в отличие от Афин, и мальчики, и девушки.

Наука и образование в Древнем Риме.

1) Греции характерны теоретические науки, Риму-прикладные.

2) Знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.

Наука "о природе" в Древней Греции включила три кардинальных направления:

1) изучение "природы" живого (и прежде всего человеческого) организма;

2) изучение "природы" космоса в целом;

3) изучение "природы" (в смысле внутренней структуры) вещей окружающего мира.

Всех греческих мальчиков в возрасте семи лет отдавали в школу, где они изучали чтение, письмо, арифметику, музыку, поэзию, танцы, атлетику. Такое обучение называлось гармоническим, греки считали, что оно лучше всего подходит для физического и духовного развития. Богатые греки отдавали сыновей обучаться в известные школы, основанные философами, – в Академию и Лицей.

В I в. до н. э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновение латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей I I в. до н. э.

14. Эксперимент в истории науки - возможности и ограничения.

Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко гл. задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (т. н. решающий Э.). В связи с этим Э. как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности науч. познания в целом.

Экспериментальный метод исследования возник в естествознании нового времени (У. Гильберт, Г. Галилей) . Вперые он получил филос. осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию Э. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирич. и теоретич. знания. Преодоление односторонности этих направлений нашло завершение в диалектич. материализме, в котором тезис о единстве теоретич. и экспериментальной деятельности является конкретным выражением общего положения о единстве чувственного и рационального, эмпирич. и теоретич. уровней в процессе познания

Наука и ученые средневекового арабского Востока.

Математика


Известен трактат "Книга о механике", принадлежащий знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы - трем братьям Бану Муса (IX-Х вв.). Из среднеазиатских ученых следует назвать, прежде всего, математика IX в. Абу Абдаллу Мухаммеда бен-Муса аль-Хорезми (787 - ок. 850), работавший в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна. Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствии европейской математикой. Также в Хорезми описывает арифметические действия с целыми числами и дробями.

Астрономия

География

Большое практическое значение имела география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов- путешественников:

- "Книга путей и государств" Ибн Хордадбека, IX в.

- "Дорогие ценности" - географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.)

- "Записка" Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию

- 20 трактатов Масуди (X в.)

- "Книга путей и царств" Истахри

- 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса

- многотомный "Словарь стран" аль-Кинди Якута

- "Путешествие" Ибн Баттуты.

Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы. Бируни производил географические измерения.

Физика

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965—1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструируя для них приборы. Он разработал теорию зрения, описал анатомическое строение глаза и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камер-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие, плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически.

Алхазен занимался исследованием преломления света. Он разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения.

Как и предыдущий период в истории римской науки, эпоха первых императоров отмечена не столько умножением знаний, сколько энциклопедизмом, стремлением освоить и систематически представить уже накопленные научные достижения. Однако это не значит, будто в 1—II вв. н. э. не появлялись выдающиеся творческие умы, замечательные ученые, такие, как Клавдий Гален в медицине, Клавдии Птолемей в географии и астрономии, Сальвий Юлиан в области права.

Но если в целом в грамматике и филологии греки намного опережали римлян, то область права оставалась доменом римских юристов. Здесь соперничали между собой несколько школ правоведов, к одной из которых принадлежал выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан. По поручению императора он просмотрел все существовавшие к тому времени преторские эдикты (напомним, что преторы осуществляли верховную судебную власть) и, отобрав те, что еще соответствовали изменившимся условиям жизни, привел их в систему, а затем свел в единый, обязательный для всех постоянный преторский эдикт, который таким образом впитал в себя все самое ценное в предшествовавших судебных решениях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

А ГДЕ ЖЕ НАУКА?

НАУКА

НАУКА Эпоха эллинизма стала периодом расцвета античной науки. Именно в это время наука стала отдельной сферой культуры, окончательно отделившись от философии. Ученых-энциклопедистов, подобных Аристотелю, теперь уже почти не было, но зато каждую научную дисциплину

НАУКА

НАУКА Как и предыдущий период в истории римской науки, эпоха первых императоров отмечена не столько умножением знаний, сколько энциклопедизмом, стремлением освоить и систематически представить уже накопленные научные достижения. Однако это не значит, будто в 1—II вв.

3. Наука

3. Наука 3.1. Естествознание и техника. Как и в предшествующий период, наиболее значительным был прогресс в области естественных и технических наук, что объясняется их связью с потребностями промышленного производства, армии, сельского хозяйства.• Большой вклад в

3. Наука

3. Наука 3.1. Организация научной деятельности. Перед руководителями советской власти стояла задача восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу социалистическому строительству. После революции была сохранена сеть научных учреждений – Российская

3. Наука

3. Наука

3. Наука 3.1. Состояние научно-технического прогресса в СССР. Наука и научно-технический прогресс (НТП) в СССР были государственным делом, требовавшим бюджетного финансирования (свыше 95 %) и руководства со стороны государственных органов. Наука и вся инфраструктура НТП

Глава девятая Наука, одна наука… Лекция в Филадельфии. Глаз и свет. Три рода излучений

Глава девятая Наука, одна наука… Лекция в Филадельфии. Глаз и свет. Три рода излучений Наука, одна наука…Дни и ночи за разрешением бесконечных вопросов, возникающих в процессе разработки способов практического использования токов высокой частоты, в поисках возможности

3. Наука

3. Наука Значительного уровня развития достигла в XVIII в. русская наука. М. В. Ломоносов (1711–1768) был выдающимся ученым XVIII в., интересы которого охватывали различные области наук. Главная его заслуга состояла в основании и открытии Московского университета (1755 г.).В XVIII в.

5. Наука

5. Наука В древности активно развивалось и научное знание. Среди наук выделяются:1) география (Эратосфен);2) физика (Демокрит);3) философия (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и др.).Под покровительством государства формируется знаменитая библиотека и научная школа в

2. НАУКА

2. НАУКА Царское правительство не заботилось о развитии науки и отпускало ничтожные средства на содержание и оборудование научно-исследовательских лабораторий и кабинетов.Несмотря на это, ученые России сделали немало открытий, вошедших в сокровищницу мировой науки. На

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ) М.И. СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Мир саги Становление литературы Отв. редактор Д.С. ЛИХАЧЕВ ЛЕНИНГРАД "НАУКА" ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1984 Рецензенты: А.Н. БОЛДЫРЕВ, А.В. ФЕДОРОВ © Издательство "Наука", 1984 г. МИР САГИ

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ) М.И. СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Мир саги Становление литературы Отв. редактор Д.С. ЛИХАЧЕВ ЛЕНИНГРАД "НАУКА" ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1984 Рецензенты: А.Н. БОЛДЫРЕВ, А.В. ФЕДОРОВ © Издательство "Наука", 1984 г. МИР САГИ "А

Античная наука – наука Древней Греции и Рима. Развитие Греческой науки делится на несколько этапов:

1)Связан с идеями космоцентризма в натур-философии. Начало становления науки связано с Афинами, 5-4 вв до н.э., когда формируется учение об атоме Левкипом и его учеником Демокритом. Основные принципы атомистики:

1. Вся вселенная состоит из мельчайших частиц-атомов и пространства, в котором движется атом.

2. Атомы вечны, неуничтожимы, а значит вселенная вечна.

3. Атомы абсолютно неизменимы и неделимы.

4. Все предметы образуются из сочетания атомов разной формы и соединений.

Выдающимся представителем был Платон из Афин (427347 гг до н.э.). Создатель целостной философской системы. Настоящее его имя Аристокл. Он принадлежал к роду афинской аристократии, по линии отца царского рода, а по линии матери – мудрецкого рода. Был слушателем кружка Демокрита, писал стихи, участвовал в спортивных состязаниях. После встречи с Сократом стал его верным учеником. После смерти Сократа поехал в Италию путешествовать. Был исключительным человеком, разработал идеальную систему государства, пытался претворить ее в жизнь. Предложил свою системы Дионисию Старшему, ее не приняли и продали его в рабство, друзья выкупили его из плена. Основал философскую школу– академию оставил после себя свои произведения – диалоги. Одним из участников диалога был Сократ.

Академия - философская школа, открыл ее в 40 лет, поместил ее в помещение гимнасии, которая была расположена в роще, посаженной в честь героя Аттики – Академа. Цель академии – через знания сформировать людей нового типа, которые смогут преобразовать государство. Считал, что знания облагораживают людей, а благородные люди - общество. плата за образование не предусматривалась. Впоследствии академия стала очагом развития математики. Из академии вышли Февдий и Архий (создатель научной механики). Учился выдающийся астроном Эвдокс, который разработал метод математического анализа.

Крупным врачом школы был Диокл. Сделал акцент на распорядок дня в каждое время года, должен направляться на охрану здоровья, постоянная проблема гигиены и диеты, организации досуга.

Существенные вклад в развитие анатомии и физиологии внес римский врач Гален. Свою практику прошел среди гладиаторов хирургом. Стал личным врачом императора Аврелия. Учебное руководство по медицине и его работе терапевтического метода. Считал, что невежество врача связано с небрежным отношением к своим обязанностям, ненасытной тяге к деньгам, ленью. Гален систематизировал все достижения античной медицины, создав единое медицинское учение.




Выдающимся математиком был Апполоний из перги – разработал аналитическую геометрию, развивали Эвклид и Архимед.

Больших успехов достигли географы и астрономы – связано с походами Александра Македонского.

Основоположником физической и математической географии стал Эратосфен. Оставил подробное описание населения мира и мир разделил на 4 части. Ввел параллели и меридианы, и длина меридиана, введенная им, существует до сих пор.

Особенности развития античной науки:

1. Сначала созданы идеи, потом опустились вниз

2. Практически не было экспериментального метода

3. Основой греческого мышления была созерцательность – теория

4. Основное внимание уделялось технике мышления, которая основана на формальной логике Аристотеля. Логика была инструментом.

5. Первой теоретической наукой в Греции становится математика и разработан математический аппарат. Основы разработали в Пифагорейской школе.

Античная наука – наука Древней Греции и Рима. Развитие Греческой науки делится на несколько этапов:

1)Связан с идеями космоцентризма в натур-философии. Начало становления науки связано с Афинами, 5-4 вв до н.э., когда формируется учение об атоме Левкипом и его учеником Демокритом. Основные принципы атомистики:

1. Вся вселенная состоит из мельчайших частиц-атомов и пространства, в котором движется атом.

2. Атомы вечны, неуничтожимы, а значит вселенная вечна.

3. Атомы абсолютно неизменимы и неделимы.

4. Все предметы образуются из сочетания атомов разной формы и соединений.

Выдающимся представителем был Платон из Афин (427347 гг до н.э.). Создатель целостной философской системы. Настоящее его имя Аристокл. Он принадлежал к роду афинской аристократии, по линии отца царского рода, а по линии матери – мудрецкого рода. Был слушателем кружка Демокрита, писал стихи, участвовал в спортивных состязаниях. После встречи с Сократом стал его верным учеником. После смерти Сократа поехал в Италию путешествовать. Был исключительным человеком, разработал идеальную систему государства, пытался претворить ее в жизнь. Предложил свою системы Дионисию Старшему, ее не приняли и продали его в рабство, друзья выкупили его из плена. Основал философскую школу– академию оставил после себя свои произведения – диалоги. Одним из участников диалога был Сократ.

Академия - философская школа, открыл ее в 40 лет, поместил ее в помещение гимнасии, которая была расположена в роще, посаженной в честь героя Аттики – Академа. Цель академии – через знания сформировать людей нового типа, которые смогут преобразовать государство. Считал, что знания облагораживают людей, а благородные люди - общество. плата за образование не предусматривалась. Впоследствии академия стала очагом развития математики. Из академии вышли Февдий и Архий (создатель научной механики). Учился выдающийся астроном Эвдокс, который разработал метод математического анализа.

Крупным врачом школы был Диокл. Сделал акцент на распорядок дня в каждое время года, должен направляться на охрану здоровья, постоянная проблема гигиены и диеты, организации досуга.

Существенные вклад в развитие анатомии и физиологии внес римский врач Гален. Свою практику прошел среди гладиаторов хирургом. Стал личным врачом императора Аврелия. Учебное руководство по медицине и его работе терапевтического метода. Считал, что невежество врача связано с небрежным отношением к своим обязанностям, ненасытной тяге к деньгам, ленью. Гален систематизировал все достижения античной медицины, создав единое медицинское учение.

Выдающимся математиком был Апполоний из перги – разработал аналитическую геометрию, развивали Эвклид и Архимед.

Больших успехов достигли географы и астрономы – связано с походами Александра Македонского.

Основоположником физической и математической географии стал Эратосфен. Оставил подробное описание населения мира и мир разделил на 4 части. Ввел параллели и меридианы, и длина меридиана, введенная им, существует до сих пор.

Особенности развития античной науки:

1. Сначала созданы идеи, потом опустились вниз

2. Практически не было экспериментального метода

3. Основой греческого мышления была созерцательность – теория

4. Основное внимание уделялось технике мышления, которая основана на формальной логике Аристотеля. Логика была инструментом.

5. Первой теоретической наукой в Греции становится математика и разработан математический аппарат. Основы разработали в Пифагорейской школе.

Культура всякого народа имеет свои отличительные черты. Для Римской культуры была характерна практичность, свойственная всему образу жизни ранней римской общины. Развивалось все необходимое и полезное в повседневной жизни: инженерное искусство, строительство и архитектура, медицина, право.

Еще одной ее особенностью было воплощение римских ценностей: доблести, суровой простоты, нравственной строгости и преданности гражданскому коллективу.

Образование

Образование издавна было доступно всем римским гражданам. По словам историка Полибия, легионеры, несущие стражу, получали от офицеров пароль в письменном виде.

Римские наука и искусство

Система образования в Риме состояла из трех ступеней. Начальная давала навыки чтения, письма и счета. В 12–13 лет ученики приступали к грамматике, что предполагало изучение греческой и латинской литературы. После этого переходили к риторике, необходимой для того, чтобы составлять и произносить речи. Школы учреждались и содержались на городской счет, в годы империи часть средств на оплату учителей отпускала императорская казна.

Императоры же обеспечивали возможность посещать школы детям из бедных семей. Обеспеченные юноши для завершения образования отправлялись в платоновскую Академию в Афинах, служившую своего рода университетом древности. В Афинах изучали философию и совершенствовали греческий язык. Своя философская школа была и в Александрии. Как центры образования славились Массилия (современный город Марсель), Бурдигала (современный город Бордо), Трир.

Философия

Марк Порций Утический, или Младший. Лувр

Римский бюст Эпикура

Бюст Сенеки

Наука

Медицина, юриспруденция и лингвистика – науки, в которых римляне смогли добиться наибольших успехов.

Бюст Цицирона

Римские юристы сформулировали принципы, на которых строится современное право. Римские лингвисты так отточили латынь, что на протяжении столетий она оставалась языком образования и науки.

Ливий Тит

Читайте также: