Эрот и психея кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для начала давайте вспомним, что означает слово психология? Оно составное из двух слов: псюхе – душа (греч.), и логия – учение (наука).

А кто знает, какая богиня из греческой мифологии олицетворяет душу? Психея! Она не принадлежит к олимпийским богам или к богам старшего поколения – титанам. Более того, эта богиня родилась вообще не богиней, а смертной женщиной. О том, как она стала бессмертной, и будет эта лекция. Развитие от смертного человека к бессмертному можно назвать личностным ростом?

Итак, миф о Психее.

Теперь угадайте, как к этому отнеслась Афродита? Как любой начальник, когда у него заводится конкурент! Афродита пришла в ярость, конечно.

Позвав своего сына (как думаете - какого?) - Эрот а, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Но Эрот, посмотрев на девушку, сам влюбился в нее. И как думаете, он послушал мать? Нет, конечно.

Кстати, имея способность вселять непреодолимую любовь, он мог воспользоваться этой способностью в личных целях? Мог.

Между тем, сама Психея чувствовала себя очень несчастной. Все любуются ею, но свататься никто не дерзает. Невротические страдания от неудовлетворенного желания выйти замуж усугубляются еще и тем, что сестры уже замужем.

Кстати, здесь описан один психологический феномен: к слишком красивым (и умным) женщинам обычные мужчины бояться подойти. И чтобы ей решить свой секс-вопрос — нужно подняться гораздо выше своей среды! Например к богам, как сделала Психея.

В горе обратился её отец к милетскому оракулу . А папа-то чего горевал? Действует механизм сценарных родительских программ. Оракул сказал, что мужем ее станет не человек, а некто крылатый, палящий огнем, гроза богов и даже Стикса. Психею, одетую в погребальные одежды, надо отвести на скалу и там оставить. Исполняя волю оракула, отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну. И вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа.

Какое-то время Психея блаженствовала в роскоши, окруженная невидимыми слугами. По ночам к ней являлся Эрот, который уходил от нее до восхода солнца. Он много раз предупреждал ее, что если она попытается его увидеть, то навсегда лишится супружеских объятий. Но душа-то наша еще в сценарии, неразвитая. Скажите, может ли сценарный человек долго находиться в уравновешенном состоянии? Нет, конечно. Ей же надо реализовывать свой сценарий. Вместо того, чтобы заняться каким-то делом, она начинает скучать по сестрам. У здорового человека сестры в иерархии ценностей на каком месте? Ни на каком. Хлам. Но Психея со слезами вымаливает у мужа разрешение на встречу с сестрами, хоть он ее и предупреждает, что это добром не кончится.

Сестры являются к обрыву, и дуновение ветра Зефира переносит их во дворец к Психее. Из противоречивых рассказов Психеи о муже они делают вывод, что это бог. Однако из зависти говорят, что это, наверное, дракон, который рано или поздно съест беременную Психею вместе с ребенком.

Поверила невротичная Психея сестрам, как думаете? Да, хотя муж ее вполне устраивал, но базовая враждебность и тревожность взяли верх. По наущению сестер она готовит бритву и светильник, чтобы отсечь своему мужу голову, когда он будет спать. И вот, выбрав одну из ночей, она дожидается когда муж уснет, зажигает светильник и рассматривает своего супруга. В то время как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога падает горячая капля масла и он от боли просыпается. Увидев склонившуюся над ним жену с бритвой, Эрот взлетает – он же крылатый бог. Упрекая жену в предательстве и неблагодарности он летит к матери Афродите залечивать свой ожог.

А Афродита уже давно искала Психею, чтобы с ней разделаться, поэтому-то Эрот и прятал ее так усердно. Афродита узнает, что эта ненавистная ей Психея, является ко всему прочему ее невесткой и принимает меры к ее розыску.

Психея, видимо впервые в жизни осознав свою глупость, сначала попыталась утопиться, но река не приняла ее – вынесла на берег. Тогда она отправляется на поиски мужа, чтобы вымолить у него прощение. С этого первого осознания и начинается ее долгий путь к личностному росту.

Поэтому Деметра и Гера не выдают Психею, но и не дают ей убежища. Хотя Психея наводит порядок в храме Деметры и как беременная вправе рассчитывать на помощь Геры – покровительницы законного брака. Мудро они поступают, отказавшись заниматься избавительством.

Но Психея, услышав объявление Гермеса о том, что ее разыскивает свекровь, готова сама идти к ней на поклон, чтобы смягчить ее гнев и найти супруга. Как думаете, боялась она? Да, конечно, но она уже готова идти навстречу страху и брать на себя ответственность за свои действия. Появляются признаки зрелости.

Итак, Психея является к Афродите сама.

Обрадовалась богиня, что попалась наконец к ней в руки Психея. Приставила к ней двух своих верных служанок — Заботу и Уныние, чтобы сторожили ее неотступно . А сама стала придумывать Психее невыполнимые задания. (Вот как! Если богиня любви на кого зла — она приставляет к ним Заботу и Уныние! Отсюда вывод: что просто в чудесных условиях и только с одной любовью человек счастлив быть не может! На него накатит уныние! Бойтесь этого! - В.Ч.)
Для начала смешала Афродита в кучу семена ржи, ячменя, проса, мака, гороха, бобов и чечевицы и велела Психее разобрать кучу по зернышку к вечеру, а сама отправилась на свадебный пир.
Посмотрела Психея на перемешанные зерна и поняла, что не справится с заданием. Заплакала она горько. Увидел это маленький муравьишка и пожалел прекрасную жену Эрота. Позвал он на помощь своих собратьев. Они за несколько часов разложили кучу перемешанных зерен по сортам — как было велено.

В психологической литературе этому заданию приписывают такой психологический смысл: Прежде чем принимать существенные решения, часто вначале нужно привести в порядок свои мысли и чувства. Ситуация часто усложнена, когда к этому прикладывает руку Афродита. "Сортировка семян", в этом случае, это внутренняя задача, требующая, чтобы человек честно посмотрел внутрь себя, тщательно просеял свои эмоции, ценности и мотивы, и отделил то, что и вправду важно, от несущественного.

А эти бараны были огромные, впавшие в бешенство, рогатые чудовища, бодающиеся друг с другом на поле. Если бы Психея пошла между ними и попыталась бы собрать их шерсть, ее наверняка бы смяли или растоптали. Вновь задача казалась непосильной, но на помощь пришел прибрежный тростник. Он посоветовал Психее подождать до заката. Вечером бараны расходятся и отдыхают. Тогда она сможет в безопасности собрать клочки золотого руна с колючих кустов, которые задевали золоторунные бараны.

Как это задание толкуется психологами.

Символически золотое руно представляет собой силу, которую нужно получить человеку и при этом не быть разрушенным.

В этом мифе содержится мудрый совет, помогающий Психее овладеть силой дикого барана. Ей не следует идти на поле в разгар светового дня; ей следует собирать золотую шерсть с веток деревьев и кустарников, но только не с баранов. Очень многие видят признак силы в том, чтобы выдернуть клок золотой шерсти из спины барана, а затем, купаясь в лучах славы, праздновать триумф. Но сила, как и власть,— обоюдоострый меч. Поэтому в отношении власти или силы существует очень строгое правило: их следует брать не больше того количества, которое требуется, и делать это как можно спокойнее. Взять власть в момент, когда ты для нее не созрел,— значит находиться под влиянием внутреннего родительского голоса. Избыток власти может быстро превратиться в насилие и бессильную ярость, уподобляющую бешеному барану.

Для третьего задания Афродита положила маленькую хрустальную фляжку в ладонь Психеи и сказала, что та должна наполнить ее водой из самого Стикса. А Стикс — это река, стекавшая с высокой горы, исчезавшая в недрах земли, и вновь поднимавшаяся к горным вершинам. Это был бесконечный круговорот, в котором водяной поток, вернувшийся к своему источнику, тут же скатывался вниз, достигая преисподней, чтобы оттуда вновь вознестись на вершину высокого утеса. Стикс охраняли огромные страшные чудовища, а поблизости от него не было ни краешка земли, на который можно было бы поставить ногу, чтобы наполнить фляжку водой.

По мере выполнения заданий Психея (душа) становится все сильнее и мудрее. Как говорил Франкл, в горниле страданий выковывается личность.

И наконец, Афродита дает ей последнее, четвертое задание. Она велит Психее спуститься в подземный мир и попросить у богини Персефоны склянку с волшебной амброзией, которая делает женщин прекрасными.

Персефона – жена Аида, бога подземного царства мертвых.

А для смертного путь в царство мертвых заказан. Кто из смертных туда попадает – обратно не возвращается. Понимая тщетность всех попыток выполнить это задание, Психея поднялась на высокую башню с намерением броситься вниз и свести счеты со своей ужасной судьбой.

Но башня, которую выбрала Психея, поведала ей все, что следует сделать. Психея должна найти единственное, скрытое от посторонних глаз место на земле, где живой человек мог проникнуть в подземное царство Аида. Не следует отправляться туда с пустыми руками, ибо за вход в подземный мир существует определенная плата. Психее необходимо взять в каждую руку по куску ячменного пирога, положить под язык две монеты и собрать в себе достаточно силы духа, чтобы пройти через ждущие ее суровые испытания.

Психея нашла место, где начинался бесконечный путь и спустилась к Стиксу. Там она встретила лодочника Харона, который переправлял на лодке тени умерших в царство Аида. За переправу он спросил у нее одну монету. Переправляясь через реку, Психея увидела тонущего человека, умолявшего его спасти, но проплыла мимо. Находясь на пути к богине подземного царства, человек должен сохранить весь свой ресурс, не растрачивая его на достижение менее значимых целей.

Очутившись в царстве мертвых, Психея по дороге во дворец встретила трех старых женщин, прявших нити судьбы. Они попросили Психею помочь им, но та должна была пройти мимо, не обращая никакого внимания на их просьбу. Трудно, конечно, пройти мимо трех судеб, не удовлетворив свое любопытство. Но Психея была предупреждена о том, что остановившись хоть на мгновение, она потеряет кусок ячменного пирога, без которого ей не пройти дальше.

Вскоре Психея увидела стража царства мертвых Цербера— чудовищного пса с тремя головами. Она бросила мерзкому чудовищу один из кусков ячменного пирога, и пока три головы грызлись между собой из-за него, проскочила мимо.

Наконец, она вошла в чертоги Персефоны. Следуя мудрым предостережениям, Психея должна была отказаться от щедрого гостеприимства, которое окажет ей Персефона. Ей следовало принять лишь самую простую еду и есть, сидя прямо на земле. Старые обычаи связывают вас с домом, где было оказано гостеприимство. Поэтому воспользовавшись благосклонностью хозяйки дома, Психея может навсегда связать себя с царством мертвых.

Психея, будучи уже зрелой душой, сделала все, что требовалось, и попросила у Персефоны сосуд с чудесной амброзией. Персефона дала ей волшебную склянку, и Психея отправилась в обратный путь. У нее оставался второй кусок пирога, чтобы пройти мимо ужасного Цербера, и вторая монета, которую следовало отдать лодочнику за переправу.

Итак, в чем психологический смысл испытания? Чтобы совершить это путешествие, необходимы целеустремленность и способность рассчитывать свои силы. По пути не следует ни останавливаться, ни отклоняться в сторону, руководствуясь великодушием и добротой. Иначе можно стать беспомощным и беззащитным.

Это задание уже нечто большее, чем традиционная проверка героя на храбрость и решительность. Афродита сделала его особенно сложным. Психее было сказано, что ей встретятся вызывающие жалость люди, которые попросят у нее помощи, и три раза ей надо будет "заставить окаменеть свое сердце к сочувствию", игнорировать их мольбы и продолжать свой путь. Если она не сделает так, то останется навсегда в подземном мире.

Психея выполняет задание, когда говорит "нет" три раза, для того чтобы совершить выбор. Многие люди позволяют себе быть использованными и отклоняются от делания чего-нибудь для себя. Пока мы не можем сказать "нет" искушению – неважно, человек ли это, или комфорт, или безопасность, мы не можем предопределять курс своей жизни.


Последний из советов, который башня дала Психее, был очень важным, но она ему не последовала. Ей ни в коем случае нельзя было открывать сосуд и интересоваться его содержимым. Но в самом конце путешествия, уже увидев проблески света человеческого мира, Психея подумала про себя: "В этой склянке, которую я держу в руках, находится то, что дает Афродите волшебное очарование. Неужели я окажусь абсолютной дурой и, упустив такой случай, не загляну в сосуд и не возьму себе капельку волшебной амброзии, чтобы стать неотразимой в глазах моего любимого Эроса?" Как видите, тяга сценария сильна. Надо было открывать волшебную склянку? Нет. Но Психея открыла. И тут же была наказана. Ей показалось, что в склянке ничего нет! Не произошло никакого чуда, а Психея упала на землю и уснула. В склянке был мертвый сон. Психея лежала на земле, напоминая бесчувственный труп.

Но к счастью уже залечивший свои раны Эрос узнал, что произошло с его Психеей. Он понял, что она уже не та глупая, незрелая душа, от которой он когда-то улетел. Поэтому он нашел ее и подлетев к любимой, смахнул с ее лица мертвый сон и собрал его обратно в сосуд. Затем он разбудил Психею и рассказал девушке, как ее едва не погубило любопытство.

Психея отправилась выполнять свое задание; взяла волшебную склянку и принесла ее Афродите.

А Эрос полетел прямо к Зевсу и признался ему в своей любви к Психее. Громовержец собрал на совет всех богов и повелел Гермесу доставить Психею в свой чертог. Он объявил всем жителям Олимпа, что Эрос уже давно находится во власти любовных чар, и наступило время этого юного повесу и непоседу связать узами брака. Так как брак между смертной женщиной и бессмертным богом был невозможен, Зевс дал прекрасной Психее чашу с нектаром бессмертия и велел выпить из нее все до капли. Так Психея обрела бессмертие.

Благодаря испытаниям, потребовавшим от нее развития своих сил и способностей, Психее удалось развиться. При этом все, что она делала, было сделано ради любви.

Согласно Аристофану, Эрос был рождён Эребом, олицетворяющим вечный мрак, и богиней ночи Нюктой (Никта). В более поздних мифах он представлен сыном Афродиты и Ареса.

Одна из ранних легенд гласит, что именно Эрос заставил сплестись в объятии Урана (Небо) и Гею (Землю), которые дали жизнь многочисленным потомкам. По Аристофану, именно Эрос даровал людям свет бытия! Носамое интересное это то, что перед Эросом равны все: как боги, так и простые смертные!

Обычно Эроса изображают в виде крылатого мальчика или юноши с луком и стрелами, причем стрелы у него двух видов: золотые, оперённые голубиными перьями, и свинцовые с совиными перьями. Первые вызывают любовь, а вот другие - безразличие.

Однако, случилось так, что однажды Эрос сам влюбился и не на шутку!

Эрос и Психея
Амур и Психея, Антонио Канова, Эрмитаж
Психея Покинутая, Лувр

Юный бог был неразлучным спутником своей матери - Афродиты, а также исполнителем её воли и помощником во всех её божественных делах.

Как-то Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки по имени Психея. Богиня, охваченная ревностью, повелела сыну пронзить сердце девушки золотой стрелой, чтобы та влюбилась в самого отвратительного мужчину на свете. Эрос согласился исполнить желание матери, но, увидев Психею, сам влюбился в неё.

Прекрасная Психея стала женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно прилетал к ней, правда, только по ночам и в темноте, при этом предупредив свою возлюбленную о том, что она не должна вносить огонь в спальню и видеть его без покрова ночи.

Лучшие отели Греции Посмотреть все

Stella Island Luxury Resort & Spa

Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц. Подробнее

10% скидка на Раннее Бронирование, плюс 5% доп. скидка от Грекомании

Amada Colossos Resort

5-звездочный отель с видом на пляж Каллифея - на восточном побережье Родоса, с прямым выходом на 430-метровый золотистый пляж и Эгейское море. Подробнее

10% скидка по спец-предложению отеля, плюс 5% доп. скидка от Грекомании

Pomegranate Wellness Spa Hotel. Неа Потидеа, Халкидики

Новый суперсовременный пятизвездочный отель Pomegranate Spa Hotel, расположенный на узком перешейке, между двумя заливами. Подробнее

До 15% скидка отеля, плюс 5% доп. скидка от Грекомании

Психея полюбила Эроса, несмотря на то, что даже не видела его. Однако, ревнивые сёстры всячески пытались убедить девушку, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Так потихоньку они привели её к мысли об убийстве своего мужа.

В одну роковую ночь любопытство и страх взяли верх, и Психея решила спрятать у себя в спальне масляную лампу вместе с ножом. Когда Эрос заснул, она зажгла огонь в светильнике, готовясь увидеть монстра, но вместо этого увидела необыкновенно красивого юношу, спящего на её кровати.

При виде его красоты Психею охватила трепетная дрожь - так, что несколько капель раскалённого масла со светильника попали на его кожу. Эрос проснулся от боли и заметил нож в руках любимой. Увидев такое предательство, он сразу улетел… Психея же в отчаянии отправилась искать своего возлюбленного по всему свету.

Эрос вернулся к своей матери, которая излечила его раны, но вконец измучила бедную Психею. После нескольких трудных заданий Афродита приказала Психее спуститься в Нижний Мир, чтобы взять у Персефоны шкатулку с частицей её красоты. Психея и не ведала о намерениях богини, которая надеялась на то, что девушка просто не выдержит столь опасного пути. Однако, несмотря ни на что, ей удалось достичь цели, благодаря наставлениям разговаривающей башни, с которой она хотела броситься вниз, чтобы свести счёты с жизнью. Получив шкатулку у Персефоны, Психея открыла её в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погрузилась в глубокий сон, подобный смерти.

Еротас и Психея, Антонио Канова
Свадьба Амура и Психеи, Франсуа Буше
Свадьба Амура и Психеи, Помпео Батони

Эрос, уже исцелившийся от ран, затосковал по своей возлюбленной и стал повсюду её искать. Найдя Психею, он разбудил её уколом своей стрелы и сразу улетел к Зевсу, чтобы попросить Отца людей и богов встать на его сторону в споре с рассерженной Афродитой. В конце концов, Афродиту удалось умиротворить, и Зевс, благословив Психею и Эроса, превратил девушку в богиню, подарив ей бессмертность.

Вот почему Душа (Психея) и Любовь (Эрос) бессмертны и неразлучны. Именно поэтому влюблённые соединяются навеки.

Кстати, у Психеи и Эроса родилась дочь, которую назвали Наслаждением (Идони).


Амур (или Купидон) – это древнеримский бог любви, помощник и постоянный спутник своей матери – Венеры. Он олицетворяет влечение и продолжение жизни на Земле и представляется в виде ангела с луком и стрелами.

амур и психея миф

Краткое содержание

У царя было три дочери, все они славились красотой, но больше других – младшая по имени Психея. Слава о ее исключительной внешности разошлась по всем уголкам мира, и люди приезжали отовсюду, чтобы только полюбоваться ею. Доходило до того, что Психее воздавали вполне божеские почести, забыв напрочь про Венеру, богиню красоты.

В результате Венера оскорбилась и приняла решение устранить соперницу. Для чего призвала на помощь своего сына Купидона. Она указала ему на красавицу-соперницу и приказала заставить ее полюбить самого страшного, отверженного и неприглядного из людей.

Сама же Психея вовсе не была счастлива от своей красоты. Люди любовались ей как вещью, и никто не относился к ней серьезно и не звал замуж.

Горевавший отец ее попросил помощи у оракула. Ответ был таков: Психея в погребальной одежде должна пойти на скалу и обвенчаться с кошмарным чудищем. Еще более несчастный отец повел дочь на место, где оставил ее одну. Внезапное дуновение ветра унесло девушку в чудесный замок, наводненный духами, где она стала женой таинственного существа.

Счастливая жизнь Психеи была короткой: когда о ней прознали сестры, то преисполнились зависти и решили разрушить ее жизнь. Они подговорили девушку, чтобы та нарушила обещание мужу никогда не допытываться о том, кто он. Сестры солгали ей, что на самом деле он дракон, который съест ее и ее будущего ребенка, когда она будет меньше всего ожидать.

В итоге они уговорили ее убить своего супруга ночью. Прихватив светильник, и вооружившись мечом, наивная Психея так и сделала. Она зажгла лампу и пошла в спальню. При свете же она узрела, что ее супруг – прекрасный Амур.

легенда об амуре и психее

Девушка была так поражена красотой своего мужа, что залюбовалась и не заметила, как со светильника упала горячая капля масла. Она попала на Амура, и тот проснулся от боли. Муж был оскорблен и раздосадован легкомыслием и недоверием к нему супруги, и улетел от нее в тот же миг.

Обманутая и покинутая, Психея пошла искать своего суженого. Она долго бродила по миру, пока не была вынуждена прийти на поклон к своей сопернице – Венере. Та все еще искала случая отомстить девушке, для чего даже посылала за ней Гермеса. А обожженный Купидон тем временем пребывал у нее же на излечении.

Так и получилось: супруги оказались под одной крышей, и Психея должна была сносить преследования богини красоты, которая желала ее смерти, для чего придумывала невыполнимые задания.

Испытания Психеи

Венера решила, что даст влюбленным встретиться только в случае прохождения девушкой четырех заданий. Все эти задачи придумывались как невыполнимые, но каким-то чудом каждый раз Психее удавалось их решить.

В этом смысле интересен психологический анализ мифа Амура и Психеи. Каждое выполненное задание делало девушку сильнее и развивало ее. Она приобретала знания и умения, которые были необходимы для того, чтобы стать Женщиной.

Первое

Венера привела Психею в комнату с горой различных семян и дала приказ рассортировать все. По мнению психологов, символика этого задания следующая: перед тем как принять окончательное решение, женщина должна разобраться в своих чувствах. Рассортировать и разложить все по полочкам. Ей придется оставить страхи в стороне и отделить важное от несущественного.

В выполнении задания Психее помогали птицы и насекомые. По его завершении Венера все еще не хотела пускать девушку к сыну и поэтому придумала следующее задание.

Психея по дороге в Тартар

Второе

Психее предстояло добыть золотое руно от овнов солнца – больших злобных чудовищ, которые могли бы легко растоптать ее. На пути к выполнению задания девушка встретила тростник, который рекомендовал ей подождать ночи, когда животные уйдут с поля.

В плане психологического анализа это метафора обретения силы женщиной. Она должна суметь найти свою силу, не жертвуя при этом ни личностью, ни способностью к эмпатии.

Третье

Девушка должна была получить воду из запретного источника на самой высокой скале. Психея разбилась бы насмерть, если бы ей не помощь не пришел орел. Тут психологи читают способность видеть полную картину происходящего, без которой не решаются большие задачи.

Четвертое

Последнее испытание состояло в том, чтобы добыть из подземного царства шкатулку с мазями для лечения. Спуститься в преисподнюю равносильно самой смерти. И тут прочтение таково: фокусироваться на цели и уметь отказывать людям при необходимости.

По дороге назад Психее попалось много немощных людей, молящих о лекарствах в ее руках. Но она должна была выполнить задание и не позволить себе отвлекаться, несмотря на сочувствие к страдающим.

Богиня Персефона передала девушке шкатулку и приказала не открывать ее. И тут Психее снова стало трудно совладать со своей натурой: на пути назад она все-таки открыла ларец, чтобы взять немного божественной красоты. А в банке была не красота, а подземный смертельный сон, тут же охвативший ее. Но история Амура и Психеи на этом не обрывается.

Долго лежала девушка где-то между миром живых и мертвых. А в это время Купидон излечился от ожогов, улучил момент, когда Венера не могла его видеть, и отправился на поиски суженой. Он снял с девушки сон, положил его обратно в коробочку и легким уколом своей стрелы пробудил Психею. Проснувшейся супруге он приказал отнести шкатулку своей матери и обещал взять все остальные хлопоты на себя.

история амура и психеи

Когда задание было выполнено, Амур взял суженую на Олимп, где получил разрешение Зевса на брак с Психеей. Чтобы женить пару по всем божественным законам, тот подарил девушке бессмертие и причислил к сонму богов. Состоялась пышная свадьба, на которой были все, и даже Венера занимала почетное место и радовалась за суженых. У супругов родилась дочь Волупия, богиня наслаждения.

Легенда про Амура и Психею сводится к одному простому высказыванию: только союз любви и души порождает подлинное наслаждение и счастье.

Образ Психеи

Краткое содержание мифа об Амуре и Психее не дает полной картины превращения женщины в богиню, но именно эта линия в истории насыщена символами и очень полезна для понимания эволюции женской роли в истории.

любовь амура и психеи

В искусстве богиня души представлялась в виде молодой девушки с небольшими крылышками. Это могли быть крылья бабочки или небольшого насекомого. Часто ее изображали появляющейся из огня или в погребальном царстве. В мифологии бабочка напрямую связана с умершими.

Смертельный брак

То есть речь идет о феминности, нежной и цветущей, подчиненной маскулинности. Для женщины вступление в брак и лишение невинности – это мистерия и момент перехода, а также символическая смерть, необходимая для перерождения и обретения новой роли – жены. А для мужчины – это завоевание и похищение.

Амур и Психея - влюбленность

Архетип сестер

Психологи говорят о том, что сестры в мифе отражают теневую сторону самой героини. Это ее протест против заточения, жизни в неволе: она не видит и не знает своего супруга, похитившего ее и овладевшего ею. Психея считает его чудовищем, которому была завещана. И хоть он и нежен и добр с ней ночью, она не может подчиниться, пока не сделает самостоятельный выбор.

Первый контакт

Психея поддается увещеванию сестер (своей тени) и решает убить мужа и освободиться из плена. Миф интересен еще и тем, что девушка действительно любит в нем доброго мужа, но ненавидит чудовище, которое, считает, в нем сидит. Она делает нелегкий выбор.

С масляной лампой в руке Психея подходит к спящему супругу. По одной из версий она сама ранится о его стрелу и окончательно влюбляется в Купидона. Психологи считают этот момент переломным в истории феминности, так как до этого представление об отношениях мужчин и женщин сводилось к божественной силе первых и подчиненном, пассивном принятии и следовании вторых.

Союз влюбленных

В произведении Апулея Психея сама совершает действия, в результате которых знакомится с мужчиной во плоти (которого она до этого не имела права даже видеть). То есть она перестает быть женщиной – жертвой обстоятельств. Это равно выходу из темноты, из области бессознательного. На свету ей открывается, что нет разницы между мужем и чудовищем. Она прекращает быть пассивной и становится любящей и отдающей себя сознательно.

И при этом она не отказывается от своей женской сущности, а наоборот, пробуждает и усиливает ее до уровня амазонки.

Внутренний Амур

Когда Психея видит суженого и влюбляется в него, внутри нее создается образ своего Амура. Это образ ее любви, высшее выражение того существа, которое находится сейчас перед ней в физическом обличии. По одной из версий, Купидон улетает, потому что не в силах тягаться с новым образом в голове Психеи.

Миф о любви Амура и Психеи наполнен приключениями и романтикой. Он рассказывает о странствиях души, жаждущей слиться с любовью.

"Когда, раззадорясь, Эрос
острой стрелой, не целясь,
пронзает сердце навылет,
сердце теряет ценность.
Пошли мне - молю Киприду -
любовь, а не эвмениду,
любовь, что легко осилит
предательство и обиду,
горечь и боль разлада.
Такая любовь - отрада.
Другой мне любви не надо".

Пер. Иосиф Бродский

Как нам зачастую не хватает слов, чтобы выразить свою привязанность к человеку! Любовь, дружба… да, пожалуй, и все.

Наша путаница в определениях приводит к непониманию того, что же могло или может происходить между двумя людьми (если нам, конечно, должно быть до этого дело).

Так вот, сегодня мы снова вернемся к Эросу (Эроту) и я наконец-то сведу воедино все свои публикации о том, что от любви может пострадать даже сам бог любви.

Оказывается, несколько месяцев назад я интуитивно нащупала вопрос, который занимает не таких любителей, как я, а вполне серьезные научные умы.

Пока я подбирала картинки всяческих фей, у меня созрел вопрос - а почему у них крылья? Вот попытка ответа на этот вопрос.

Совершенно неожиданно эта публикация подвела меня к мысли о Психее. Я задалась вопросом - откуда у нее крылья бабочки? Ну, естественно, вышла на миф о Психее и Эроте.

Когда я опубликовала несколько публикаций о самом сюжете и о его отображении в искусстве, то поняла, что никак не коснулась темы происхождения Эрота. А ведь это интереснейший предмет!

Исправляюсь! Попыталась сделать это максимально читабельным, но что вышло, то вышло.

Если быть совсем откровенной, то вся публикация была затеяна не столько с целью упорядочить предыдущие публикации на эту тему, сколько из-за невероятной картины Максимилиана Пирнера "Рождение Эрота" (см. выше). Нельзя было оставить ее без внимания!

Откуда же взялся Эрот? Я в двух словах скажу о том, откуда эта идея пришла в греческую мифологию, а потом о том, что древние греки думали о его родословной.

Н.В. Брагинская, историк культуры, антиковед, переводчик, пишет - "своеобразие иконографии Эрота, его крылатость, связана с переработкой на греческой почве также восточных иконографических образцов".

В самом конце этой статьи оставляю ссылку на работу Н.В. Брагинской для самых любознательных. Там вы найдете квинтэссенцию того, что нам вообще известно об Эроте и его крылатости.

Эрот – бог плотской любви, страсти и желания. Он считается изначальным божеством, рожденным из Хаоса, хотя теорий его происхождения несколько.

Из Хаоса (трактуют по-разному – Эрос появился из Хаоса или после Хаоса, две большие разницы, как говорится. Если после Хаоса, то, будучи изначальным богом, он не имеет родителей)

От Афродиты (как-то маловероятно. Ведь сама Афродита – богиня любви. Как любовь могла существовать до той силы, которая ее пробуждала?)

От Зефира и Ириды (ветер и радуга)

Из яйца, снесенного Ночью. Согласно орфическим теориям сам Эрос в своей ипостаси Фанеса стал отцом Ночи (тут у нас модуляция в другую тональность, и я представляю вашему вниманию замечательные картины, изображающие Никс - надеюсь, дзен меня за них не забанит)

От Хроноса

Вот более схематично о том же

1. Не имеет родителей, будучи один из первых созданий во вселенной (согласно теогонии Гигина)

4. Эреб (вечный мрак) и Никс (Гигин, Цицерон)

Ясное дело, ни одну из этих теорий проверить нельзя.

Перед вами Ночь (Никс, Нюкта), одна из претенденток на роль родительницы Эроса.

Уже знакомый нам по изображениям Амура и Психеи Уильям-Адольф Бугро, Ночь William-Adolphe Bouguereau (1825–1905), Night (1883), oil on canvas, 208.3 × 107.3 cm, Hillwood Museum, Washington, DC. Wikimedia Commons.

Уже знакомый нам по изображениям Амура и Психеи Уильям-Адольф Бугро, Ночь William-Adolphe Bouguereau (1825–1905), Night (1883), oil on canvas, 208.3 × 107.3 cm, Hillwood Museum, Washington, DC. Wikimedia Commons.

Лука Джордано, Ладья Харона, Ночь и Морфей Luca Giordano (1634–1705), Charon’s Barque, Night and Morpheus (detail) (1684-86), fresco, dimensions not known, Palazzo Medici-Riccardi, Florence, Italy. Wikimedia Commons.

Лука Джордано, Ладья Харона, Ночь и Морфей Luca Giordano (1634–1705), Charon’s Barque, Night and Morpheus (detail) (1684-86), fresco, dimensions not known, Palazzo Medici-Riccardi, Florence, Italy. Wikimedia Commons.

Нордическая Ночь, сестрица нашей греческой Нюкты. Peter Nicolai Arbo (1831–1892), Nótt riding Hrímfaxi (1887)

Нордическая Ночь, сестрица нашей греческой Нюкты. Peter Nicolai Arbo (1831–1892), Nótt riding Hrímfaxi (1887)

Эвелин де Морган. Ночь и Морфей Evelyn De Morgan (1855–1919), Night and Sleep (1878), oil on canvas, 42 × 62 cm, The De Morgan Centre, Guildford, Surrey, England

Эвелин де Морган. Ночь и Морфей Evelyn De Morgan (1855–1919), Night and Sleep (1878), oil on canvas, 42 × 62 cm, The De Morgan Centre, Guildford, Surrey, England

Раз мы упомянули слово орфики, надо бы разобраться, кто это такие.

Орфики (гр. orphikoi, лат. orphici) — Орфизм — религиозное направление, создателем которого по традиции считался Орфей, мифический поэт-песнопевец из Фракии. Греки считали его первым греческим поэтом, более древним, чем Гомер. С образом Орфея связаны многочисленные легенды. Согласно одной, он погиб, разорванный на части фракийскими женщинами-вакханками, а его голова и лира переплыли через море на берег Лесбоса. Там его погребли, а Лесбос стал с той поры островом поэтов. Орфизм распространился в Греции в VII, а особенно в VI вв. до н. э.

Анри-Леопольд Леви, Смерть орфея 1870 Страшная картина. Ну, собственно, и в легенде ничего веселого нет. Мне вспомнилось, как один из участников Led Zeppelin сказал в интервью, что, когда их выводили после концерта под охраной к лимузинам сквозь толпу поклонников, они чувствовали себя, как Орфей, которого вот-вот разорвут вакханки.

Анри-Леопольд Леви, Смерть орфея 1870 Страшная картина. Ну, собственно, и в легенде ничего веселого нет. Мне вспомнилось, как один из участников Led Zeppelin сказал в интервью, что, когда их выводили после концерта под охраной к лимузинам сквозь толпу поклонников, они чувствовали себя, как Орфей, которого вот-вот разорвут вакханки.

Меня больше всего впечатляет теория появления Эрота из Хаоса. Мне кажется, так наиболее отражается сама его суть.

Вот, как об Эросе сказал А.Ф. Лосев (1893-1988), философ, филолог, переводчик, знаток античности.

Так Хаос увидел И.К. Айвазовский. Это, безусловно, не античный взгляд.

Но мне очень близка эта картина. Я, в силу своего рождения, вообще не представляю, как можно жить не возле моря. А где же тогда?

Психея

Небольшой в руках светильник,
Необъятный в сердце пыл,
Тихо льнет Психея к ложу,
Где крылатый бог почил.

И трепещет, и краснеет,
И любуется красой.
Но проснулся, и мгновенно
Улетел Амур нагой.

Вечно каяться Психее!
Грех ее неискупим,
Оттого что перед нею
Бог любви предстал нагим.

(Перевод с немецкого Маршака)

Не могу не оставить здесь ссылку на статью о реставрации скульптуры антонио Кановы "Амур и Психея", хранящейся в Эрмитаже. Это сокровище попало в Россию благодаря князю Николаю Борисовичу Юсупову (1751 – 1831), который с 1783 по 1789 год находился на дипломатической службе в Италии.

А теперь, собственно говоря, ссылки на все публикации по порядку.

Первая публикация о Психее и Эроте - краткий пересказ сюжета и много дивных иллюстраций.

Вернемся к происхождению Эрота.

Мы уже поняли, что, скорее всего, Эрот восточного происхождения - заимствованный из финикийской космологии. Вот еще один аспект его появления, о котором мы узнаем от Н.В.Брагинской.

Я так понимаю, что все или почти все персонажи древнегреческой мифологии были заимствованы из более древних культур (финикийской, как мы только что прочли), те заимствовали у еще более древних цивилизаций и так мы могли бы углубиться на тысячелетия назад, если бы сохранились хоть какие-то источники. При этом персонажи сливались, обменивались функциями, разъединялись, трансформировались, оставив нам зыбкую почву для построения догадок. Вот так, если выразиться предельно просто. "Взгляд, конечно, очень варварский, но верный". Как вам кажется?

Eros Red-figured amphora (jar) with Hades, Persephone and Hermes and below Eros and a woman. N. Apulia c. 340-330 BC. British Museum, London.

Eros Red-figured amphora (jar) with Hades, Persephone and Hermes and below Eros and a woman. N. Apulia c. 340-330 BC. British Museum, London.

Eros Red-figured loutrophoros (funeral and marriage vase) with Eros. N. Apulia c.310-300 BC. British Museum, London.

Eros Red-figured loutrophoros (funeral and marriage vase) with Eros. N. Apulia c.310-300 BC. British Museum, London.

Продолжение - Испытания Психеи

"Древние авторы особенности Эрота видели и обдумывали. Антагор цитирует философа-академика Крантора:

То ли назвать тебя богом, из тех, кто первыми в мире

Были Эребом седым рождены и царственной Ночью

В давние веки в бескрайней пучине глубин Океана?

Или Киприда тебя родила многоумная? Или

Гея-Земля, или Ветры над ней? Такое ты людям

Благо приносишь и зло, что видишься нам ты двуликим (букв. "твое тело двуприродно"). "

Здесь мне бы хотелось буквально в двух предложениях вернуться опять к орфикам и их теории происхождения Эроса.

Перед вами Фанес (Эрос).

В греческой мифологии, особенно в философии орфиков, Фанес - это золотокрылое изначальное существо, вылупившееся из сияющего космического яйца (тут мне сразу приходит на память Сальвадор Дали с его одержимостью яйцами - какой символизм в этом? Но не будем распыляться), которое было источником вселенной. Называемый Протогонос (Первенец) и Эрос (Любовь), будучи родителем всех богов и людей, Фанес означает "нести свет" или "сиять" и связан с латинским " Люцифер ".

Орфический первичный Эрос-Фанес выходит из мирового яйца. Греко-римский барельеф 2 века нашей эры из Модены.

Орфический первичный Эрос-Фанес выходит из мирового яйца. Греко-римский барельеф 2 века нашей эры из Модены.

Древний орфический гимн обращается к нему так:

Орфический гимн Эроту

Протогону
воскурение - смирна

Я зову Протогона двуполого: странник в эфире,
Яйцерожденный, златыми крылами преславный, великий,
Быкоревущий, единый родитель блаженных и смертных,
Семя премудрое, в таинствах неизреченный премногих,
Эрикепей, громогласный и скрытый, всесветлая поросль,
Ты прогоняешь с очей своих мрак, затмевающий, черный,
Космос обширный приводишь в движенье ударами крыльев,
Свет благодатный являя – за это зовешься Фанетом,
Также владыкой Приапом и быстрооким Антавгом.
О, многоумный, блаженный, гряди и ликуй, плодовитый,
К многоукрашенным этим обрядам, и нам, их вершащим.

(Πρωτογόνου, θυμίαμα σμύρναν.

Πρωτόγονον καλέω διφυῆ, μέγαν, αἰθερόπλαγκτον,
ὠιογενῆ, χρυσέαισιν ἀγαλλόμενον πτερύγεσσι,
ταυρωβόαν, γένεσιν μακάρων θνητῶν τ' ἀνθρώπων,
σπέρμα πολύμνηστον, πολυόργιον, Ἠρικεπαῖον,
ἄρρητον, κρύφιον ῥοιζήτορα, παμφαὲς ἔρνος,
ὄσσων ὃς σκοτόεσσαν ἀπημαύρωσας ὁμίχλην
πάντῃ δινηθεὶς πτερύγων ῥιπαῖς κατὰ κόσμον
λαμπρὸν ἄγων φάος ἁγνόν, ἀφ' οὗ σε Φάνητα κικλήσκω
ἠδὲ Πρίηπον ἄνακτα καὶ Ἀνταύγην ἑλίκωπον.
ἀλλά, μάκαρ, πολύμητι, πολύσπορε, βαῖνε γεγηθὼς
ἐς τελετὴν ἁγνίαν πολυποίκιλον ὀργιοφάνταις.)

Следующая часть - Психея спускается в Аид

Интересно, что колчан Эроса содержал два разных типа стрел. Первые - разжигающие любовь; они были острыми с золотыми наконечниками. Однако Эрос также мог использовать другой тип тупых стрел со свинцовыми наконечниками, которые делали любого, в кого они попадали, невосприимчивым к любовным ухаживаниям.

Однажды, после насмешек Аполлона, Эрос доказал свою силу, выстрелив в бога стрелой с золотым наконечником, а в Дафну, возлюбленную Аполлона, свинцовым наконечником. Таким образом, Аполлон томился по лесной нимфе, но ее не трогали его ухаживания. Все это кончилось совершенно трагично.

Читайте также: