Наука в башкортостане кратко

Обновлено: 06.07.2024

В прошлом башкиры накопили определенный опыт и навыки в использовании природных богатств края. Они обладали простейшей технологией выплавки и обработки металлов, знали целебные свойства растений и продуктов животноводства. Башкирские рудознатцы оказали видную помощь в разведке рудных месторождений при строительстве заводов в XVII-XVIII вв. Лучшее достижение народной медицины (например, кумысолечение) применяются в современной врачебной практике. Некоторые башкирам даже в условиях дореволюционной России удавалась получить образовании и вести научные изыскания. В XVII в. Башкир И. Тасимов явился инициатором основания Горной академии в Петербурге. Во второй половине XIX в. Появляется ряд ученых просветителей, которые внесли заметный вклад в изучение исторического прошлого, нравов и обычаев башкирского народа, культуры и языка. Среди них М. Бикчурин, автор пособия по изучению восточных языков и составитель сравнительного словаря башкирского языка, М. Куватов и С. Батыршин, опубликованные образцы башкирского фольклора, этнографы М. Баишов и В. Юлуев, разносторонний ученый и писатель М. Уметбаев. В начале XX в. М. Султанов собирал произведения народной музыки и издал сборник башкирских и татарских мелодий. Врач и филолог М. Кулаев разработал оригинальную азбуку для башкир на базе русской графики и составил грамматику башкирского языка по типу европейских.

В 30-е годы XX в. Сделали большие шаги наука в Башкортостане. В 1930 г. был создан Башкирский комплексный научно-исследовательский институт, а 1931-1932 гг. было организовано несколько научных центров Башкирский научно-исследовательс-кий институт социалистической реконструкции сельского хозяйства и Почвенно-ботанический институт, Башкирский научно-исследовательский институт национальной культуры, Институт марксистко-ленинской педагогики и Научно-исследовательский институт промышленности.

Большое значение для развития научных исследований в республике имело создание в 1951 г. Башкирского филиала Академии наук СССР, который объединил Горно-геологический и Биологический институты, Институт истории языка и литературы. А также отделы органической химии и экономических

исследований. Позднее были организованы самостоятельный Институт химии, отделы биохимии и цитохимии, физики и математики, Ботанический сад.

Научные изыскания ведутся во всех вузах, многочисленные отраслевых научно-исследовательских институтах. В научных учреждениях и вузах работает более 250 докторов и 2,5 тыс. кандидатов наук. Ученые Башкортостана добились значительных результатов в изучении геологического строения края, в разведке нефтяных, газовых и рудных месторождений, в исследовании биологии растений и выделении высокоурожайных культур. Многие технологические процессы в промышленности, особенно в нефтепереработке и нефтехимии, впервые разработаны в Башкортостане. К крупным достижениям общественных наук в республике относятся фундаментальные исследования по истории края и его коренного населения-башкир, по башкирской филологии, археологии, этнографии и фольклористике. Башкирский народ выдвинул из своей среды целый ряд талантливых ученых, внесших определенный вклад в развитие науки. Широко известны в республике и в стране имена доктора геолого-минералогических наук К. Р. Тимергазина, профессоров-лингвистов Дж. Киекбаева и К. Ахмерова, члена-корреспондента АН СССР С. Рафиков, доктора исторических наук Р.Г.Кузеева, доктора биологических наук М. Бурангуловой, докторов сельскохозяйственных наук В.Г. Гирфанова и С. Тайчинова, врача-офтальмоголога профессора Г. Х. Кудоярова, профессоров-филологов А. Н. Харисова, А. Н. Киреева, Г. Б. Хусаинова и др.

В настоящее время в Башкирии насчитывается более 80 научно-исследовательских институтов, конструкторских и проектных организаций. В них трудится 33тыс. человек, в том числе 7 тыс. научных сотрудников. Среди них два члена корреспондента, 170 докторов и 2500 кандидатов наук.

Из истории науки Башкортостана.

Сложением шести и единицы

Десятки, как ни бейся, не добиться,

Смещеньем стрелок время не ускорить

Без помощи наук мечтам не сбыться.

Эти проникновенные и мудрые строки принадлежат замечательному сыну башкирского народа, поэту-просветителю Муфтахетдину Акмулле, чьё творчество является неисчерпаемым духовным источником национальной культуры и культуры народов практически всего тюркского мира. Оглядывая мысленным взором историю науки и культуры Башкортостана, можно убедится, что призыв мудрейшего не остался без отклика.

Говоря о научной мысли Башкортостана раннего периода, нельзя упоминать Мухаметсалима Уметбаева-историка и этнографа, языковеда и географа, поэта и просветителя. Много сделали для становления башкирской науки и образования видные деятели татарской интеллигенции Ш. Марджани, Г. Алпаров, Г. Ибрагимов. Особое место в создании государственности в Башкортостане, росте национального самосознания башкирского народа принадлежит выдающемуся ученому-историку и лингвисту, общественному деятелю Ахметзаки Валиди. Десятилетия забвения его имени и трудов не смогли умалить великих достоинств этого человека, и сейчас в Башкортостане Ахметзаки Валиди пользуется почти такой же популярностью, как А. С. Пушкин в России и Дж. Г. Байрон в Англии.

В1912 г. была организована Чишминская сельскохозяйственная опытная станция. Впервые в условиях Башкортостана станция проводила исследования по применению удобрений, изучала различные виды занятых паров, разрабатывала меры по борьбе с вредителями растений.

Разумеется, в сравнении с современными , это были весьма небольшие научные учреждения, работы которых не могли оказать заметного влияния на хозяйственную и культурную жизнь Башкортостана. Тем не менее, исследования русских ученых и путешественников, первых ученых-краеведов башкир, научных организаций и учреждений региона оказались чрезвычайно важными, ибо на их основе было начато и продолжено системное изучение природных ресурсов республики, её хозяйства и культуры.

Как известно, вместе со всем Советским Союзом и Башкортостан прошёл пятилетние циклы планирования и развития народного хозяйства. В период индустриализации в республике были открыты первые вузы: педагогический институт (1929 г.), сельскохозяйственный (1930 г.) и медицинский (1932 г.) институты.

Начали функционировать институт реконструкции сельского хозяйства (1931 г.), почвенно-ботанический институт, институт национальной культуры и НИИ промышленности (1932 г.). Сформировался первый отряд башкирских учёных, среди которых выделялись С.З.Лукманов, Г.Г.Терегулов, И.Г.Кадыров, Г.Х.Кудояров, З.Ш.Загидуллин, В.А.Смирнова, И.А.Сайгин, А.С.Шутко, Ю.А.Усманов и др.

В последующие годы, когда Башкортостан стал признанным центром добычи и переработки нефти, получила сильное развитие профилирующая наука. Уже к концу 40-х годов республика начала готовить кадры нефтяной, химической и авиационной промышленности. К началу 50-х годов в Башкортостане работало около 600 научных и научно-педагогических работников.

Так начиналась современная наука в республике. Сейчас в институтах и лабораториях Академии наук Республики Башкортостан и Уфимского научного центра РАН трудятся сотни докторов и тысячи кандидатов наук. В 60-70-е годы получили развитие новые и весьма актуальные для республики отрасли науки, такие как математика (теория функций, дифференциальные уравнения, вычислительная математика), перспективные разделы физики (молекулярная физика, теоретическая физика, теория ферро- и антиферромагнетиков), нефтехимия, химия полимеров, молекулярная биология и генетика, региональная экономика и др. На современном же этапе для науки Башкортостана решающими направлениями являются прежде всего математика, физика, механика, молекулярная биология, микробиология, нефтехимия и химия полимеров. Впечатляющи успехи учёных Башкортостана в области офтальмологии и микрохирургии глаза. Достаточно сказать, что в Уфе функционируют два центра офтальмологии, достигших мирового уровня в своих теоретических исследованиях и практики.

Ахмектзаки Валиди Тоган

(учёный, политик, личность)

Судьба народа иногда находит наиболее яркое проявление в судьбе его выдающихся представителей. Примером этому может служить жизненный путь двух наиболее значительных представителей. Примером этому может служить жизненный путь двух наиболее значительных представителей башкирского народа-Салавата Юлаева и Заки Валидова. Оба после самоотверженной борьбы за свободу, подняв на неё весь свой народ, большую часть жизни провели на чужбине, Один - в царской каторжной тюрьме в Эстонии, другой в эмиграции в Германии и Турции.

Детство и юность будущего историка Заки Валиди прошли в небольшой деревне Кузяново Ишимбайского района. Кузяново было захолустьем с точки зрения таких центров русской культуры, как Москва и Петербург, но оно не было оторвано от великих культурных традиций Востока. Отец и мать учёного владели арабским,

В прошлом башкиры накопили определенный опыт и навыки в использовании природных богатств края. Они владели простейшей технологией выплавки и обработки металлов, знали целебные свойства растений и продуктов животноводства. Башкирские ру­дознатцы оказали видную помощь в разведке рудных месторожде­ний при строительстве заводов в XVII – XVIII веках. Лучшие дос­тижения народной медицины (например, кумысолечение) приме­няются в современной врачебной практике. Некоторым башкирам даже в условиях дореволюционной России удавалось получить образование и вести научные изыскания. В XVIII в. башкир И. Тасимов явился инициатором основания Горной академии в Петер­бурге. Во второй половине XIX века появляется ряд ученых про­светителей, которые внесли заметный вклад в изучение историче­ского прошлого, нравов и обычаев башкирского народа, культуры и языка. Среди них М. Бикчурин, автор пособия по изучению вос­точных языков и составитель сравнительно1 о словаря башкирского языка, М. Куватов и С. Батыршин, опубликовавшие образцы баш­кирского фольклора, этнографы М Баишов и Б. Юлуев, разносто­ронний ученый и писатель М. Уметбаев. В начале XX в. М. Султа­нов собирал произведения народной музыки и издал сборник баш­кирских и татарских мелодий. Врач и филолог М. Кулаев разрабо­тал оригинальную азбуку для башкир на базе русской графики и составил грамматику башкирского языка по типу европейских.

В 30-е годы XX в. сделала большие шаги наука в Башкорто­стане. В 1930 г. был создан Башкирский комплексный научно-ис­следовательский институт, а в 1931 – 1932 годах было организо­вано несколько научных центров: Башкирский научно-исследовательский институт социалистической реконструкции сельского хозяйства и Почвенно-ботанический институт, Башкирский на­учно-исследовательский институт национальной культуры, Инсти­тут марксистко-ленинской педагогики и Научно-исследователь­ский институт промышленности.

Большое значение для развития научных исследований в рес­публике имело создание в 1951 г Башкирского филиала Академии наук СССР, который объединил Горно-геологический и Биологи­ческий институты, Институт истории языка и литературы, а также отделы органической химии и экономических исследований. Позднее были организованы самостоятельный Институт химии, отделы биохимии и цитохимии, физики и математики, Ботаниче­ский сад.

Научные изыскания ведутся во всех вузах, многочисленных от­раслевых научно-исследовательских институтах. В научных учре­ждениях и вузах работает более 250 докторов и 2,5 тыс. кандида­тов наук. Ученые Башкортостана добились значительных резуль­татов в изучении геологического строения края, в разведке нефтя­ных, газовых и рудных месторождений, в исследовании биологии растений и выведении высокоурожайных культур. Многие техно­логические процессы в промышленности, особенно в нефтепере­работке и нефтехимии, впервые разработаны в Башкортостане. К крупным достижениям общественных наук в республике относятся фундаментальные исследования по истории края и его коренного населения – башкир, по башкирской филологии, археологии, этно­графии и фольклористике Башкирский народ выдвинул из своей среды целый ряд талантливых ученых, внесших определенный вклад в развитие науки. Широко известны в республике и в стране имена доктора геолого-минералогических наук К. Р Тимергазина, профессоров-лингвистов Дж. Киекбаева и К. Ахмерова, члена-кор­респондента АН СССР С. Рафикова, доктора экономических наук Г. Хамидуллина, доктора исторических наук Р. Г. Кузеева, доктора биологических наук М. Бурангуловой, докторов сельскохозяйст­венных наук В. Г. Гирфанова и С. Тайчинова, врача-офтальмолога профессора Г. X. Кудоярова, профессоров-филологов А. Н. Хари-сова, А. Н. Киреева, Г. Б. Хусаинова и других.

Башкортостан – признанный научный центр, известный не только в нашей стране, но и в мире. Он входит в число лидеров по объемам средств, выделяемых на науку и образование.

Развитие науки и образования – билет в будущее


Республика Башкортостан занимает территорию 143 тыс. кв. км, что составляет 0,8 процента от общей площади страны.

По численности населения – 4 млн. 051,6 тыс. человек – она находится на седьмом месте в России. Плотность населения составляет 28,3 человека на один квадратный километр территории против 8,3 человека в среднем по России.

В республике 54 административных района, 21 город, 40 поселков городского типа.

Русские составляют 36,3 процента населения, башкиры – 29,8 процента, татары – 24,1 процента. А всего в республике проживают представители более ста национальностей и народностей. Государственными являются башкирский и русский языки.

Башкортостан входит в число ведущих индустриальных регионов Российской Федерации. Аналитики причисляют его к субъектам федерации с наименьшим инвестиционным риском. Это один из основных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих районов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Примечательно, что выпускаемые нефтепродукты конкурентоспособны, востребованы на внутреннем и внешнем рынках и соответствуют европейским стандартам качества. Кроме того, республика имеет мощные строительный и транспортный комплексы и занимает третье место в России по общему объему продукции сельского хозяйства.

Башкортостан – признанный научный центр, известный не только в нашей стране, но и в мире. Он входит в число лидеров по объемам средств, выделяемых на науку. В регионе сохранены ведущие научные школы и их кадровый потенциал, проводятся фундаментальные и прикладные исследования на актуальные темы, в ведущих отраслях промышленности созданы уникальные научно-образовательные комплексы вузов, колледжей, научно-исследовательских институтов, опытных заводов, проектных и конструкторских организаций.

Представителями академической науки в республике являются Уфимский научный центр Российской Академии наук и Академия наук Республики Башкортостан.

В республике работает 14 институтов академического профиля, 24 отраслевых НИИ, проектных институтов, 10 конструкторских бюро, научно-исследовательские подразделения предприятий, вузов.

Персонал, занятый научными исследованиями, составляет более 10 тыс. человек или около 7 процентов от общего числа научных работников Приволжского федерального округа. Среди них более 800 докторов и около 4 тыс. кандидатов наук.

Признаны ведущими в стране и удостоены грантов Президента Российской Федерации 9 научных школ Башкортостана. Ряд ученых авиационного и нефтяного университетов являются лауреатами премии Правительства России в области науки и техники.

В регионе созданы благоприятные условия для профессионального роста ученых, повышения мотивации их творческой деятельности, в частности, утверждены республиканские премии в области науки и техники, а также аналогичные молодежные премии. С 2007 года молодым ученым и молодежным научным коллективам ежегодно вручается по 30 республиканских грантов. Регулярно проводятся международные и российские научные конгрессы и форумы, конкурсы молодых ученых. Укрепляются связи науки с производством, углубляется интеграция науки и образования, расширяется международное сотрудничество.

В высшем профессиональном образовании наработан немалый опыт реализации направлений Болонского процесса: вводится двухуровневая система подготовки специалистов, в вузах применяется система зачетных единиц, действуют системы обеспечения качества обучения, широко используются различные формы международного сотрудничества, начата выдача выпускникам европейских приложений к диплому. В ряде высших учебных заведений совместно с иностранными партнерами реализуются учебные программы по отдельным направлениям подготовки бакалавров, общими усилиями проводятся научные исследования и готовятся публикации.

Вузы участвуют в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, образовательных и научных программах, практикуют стажировки преподавателей и научных сотрудников за границей. Профессорско-преподавательский состав выезжает в зарубежные страны для чтения лекций в ведущих университетах. Башкирские студенты обучаются за пределами России, а республиканские вузы принимают иностранных граждан на обучение.

Из 18 вузов республики 6 имеют статус академии, 6 – института, 6 – университета. Государственными являются 11 учебных заведений.


В Центральном банке данных государственной аккредитации содержатся сведения о 100 средних учебных заведениях и 47 филиалах, в которых обучается 9 тыс. 360 студентов. В учебных заведениях контингент обучающихся насчитывает свыше тысячи человек.



Обзор подготовлен по данным Центрального банка данных государственной аккредитации, официального информационного портала органов власти Республики Башкортостан и информационных Интернет-сайтов.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты познавательной деятельности:

  1. разделение и кооперацию научного труда
  2. научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование
  3. методы научно-исследовательской работы
  4. понятийный и категориальный аппарат
  5. систему научной информации
  6. а также всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Актуальность данной темы состоит в интересе к научным исследованиям ввиду быстрого развития общества. Именно научные достижения составляют основу нашего мироздания и способствуют прогрессивному развитию во всех отраслях нашей жизни.

Цель данного исследования состоит в изучении современной науки в Республике Башкортостан.

1 Изучение современной науки в Республики Башкортостан;

2. Изучение научных достижений в Российской Федерации;

3. Анализ научных достижений.

Исследование состоит из введение, основной части, заключения, списка используемой литературы и приложения.

1. Наука в современном Башкортостане

Сейчас в институтах и лабораториях Академии наук Республики Башкортостан и Уфимского научного центра РАН трудятся сотни докторов и тысячи кандидатов наук. В 60-70-е годы получили развитие новые и весьма актуальные для республики отрасли науки, такие как математика (теория функций, дифференциальные уравнения, вычислительная математика), перспективные разделы физики (молекулярная физика, теоретическая физика, теория ферро- и антиферромагнетиков), нефтехимия, химия полимеров, молекулярная биология и генетика, региональная экономика и др. На современном же этапе для науки Башкортостана решающими направлениями являются прежде всего математика, физика, механика, молекулярная биология, микробиология, нефтехимия и химия полимеров. Впечатляющи успехи учёных Башкортостана в области офтальмологии и микрохирургии глаза. Достаточно сказать, что в Уфе функционируют два центра офтальмологии, достигших мирового уровня в своих теоретических исследованиях и практики.

4 мая в Уфе состоялось общее собрание Академии наук Башкортостана. В нем принял участие Президент республики Рустэм Хамитов. Он осмотрел выставку институтов и научных организаций региона, а также выступил перед членами Академии наук.

По словам Рустэма Хамитова, наука переживает не самые лучшие времена. Финансирование оставляет желать лучшего, молодежь уходит в другие отрасли, в то время как кадры нужно обновлять.

Президент выразил благодарность всем, кто, несмотря на трудности, остался преданным своему делу и внес непосильный вклад в развитие науки.

Отдельно он поблагодарил ректора Уфимского государственного нефтяного технического университета Айрата Шаммазова, который в течение пяти лет занимал должность президента Академии наук.

Обращаясь к ученым, Рустэм Хамитов с сожалением отметил, что в последние годы республика потеряла позиции в экономике и науке.

Всемерная поддержка науки — одно из приоритетных направлений деятельности Президента Республики Башкортостан, Госсобрания и правительства Республики Башкортостан.

Башкортостан занимает одно из передовых мест в стране по объемам средств, выделяемых на науку. Предпринятые в республике меры позволили смягчить последствия кризиса российской науки 1990-х годов, сохранить существенную часть накопленного научно-технического потенциала, а также передовые позиции в важных направлениях современной науки и техники.

Благодаря господдержке, в Башкортостане сохранены ведущие научные школы, их кадровый потенциал, проводятся фундаментальные и прикладные исследования, созданы уникальные научно-образовательные комплексы вузов, колледжей, научно-исследовательских институтов, опытных заводов, проектных, конструкторских организаций в ведущих отраслях промышленности. Академическая наука Республики Башкортостан представлена Уфимским научным центром Российской академии наук (УНЦ РАН) и Академией наук Республики Башкортостан (АН РБ). Создание в 1991 году Академии наук Республики Башкортостан способствовало сохранению научного потенциала и сплочению научных сил республики.

В настоящее время в АН РБ 10 тематических отделений, в состав которых входят институты:

нефтехимии и катализа;

проблем транспорта энергоресурсов;

нефтехимпереработки; нефтеотдачи пластов;

гербицидов и регуляторов роста растений;

вакцин и сывороток имени Ивана Мечникова;

медицины труда и экологии человека;

сельского хозяйства, а также опытная станция пчеловодства;

научно-исследовательский и производственный институт

К структурным подразделениям АН РБ относятся также семь недавно созданных исследовательских центров. Два центра гуманитарного направления активно участвуют в разработке ряда республиканских социально-политических и экономических программ.

В 1951 году образован Уфимский научный центр Российской Академии наук (УНЦ РАН) — высшее научное учреждение Российской Академии наук на территории Республики

Башкортостан, как Башкирский филиал Академии наук СССР.
В 1987 году БФ АН вошел в Уральское отделение АН СССР и был преобразован в Башкирский научный центр (БНЦ УрО АН СССР), а в 1992 году — в УНЦ РАН.

В настоящее время в его состав входят институты:

биохимии и генетики;

истории, языка и литературы;

проблем сверхпластичности металлов;

физики молекул и кристаллов;

Центр этнологических исследований, Ботанический сад-институт.

Несмотря на то, что темпы развития науки сегодня несколько снизились, происходит движение науки вперед.

2. Современная наука в Российской Федерации

Одной из примечательных особенностей современной науки является то, что в ней все более заметное место занимает этическая проблематика. Безусловно, интерес к этим проблемам возник отнюдь не сегодня — их обсуждение, хотя в известном смысле оно и было факультативным, имеет свою длительную и содержательную историю. Тем не менее никогда в прошлом не было такого, чтобы исследователям и администраторам науки в своей повседневной деятельности приходилось тратить столько времени и сил не только на их обсуждение, но и на попытки найти то или иное решение. Никогда в прошлом научные исследования и их приложения не оказывались объектом такого интенсивного и детального регулирования — не только этического, но и юридического. Сегодня принимается несметное количество нормативных актов — как внутри-, так и межведомственных, как национальных, так и международных, призванных обеспечить такое регулирование.

За последние четыре года интерес россиян к новым научным и техническим достижениям снизился: доля тех, кого привлекает эта область, сократилась с 68 до 54%. Одновременно больше стало тех, кто индифферентно относится к открытиям в науке и технике (с 28 до 43%).

Самые интересные области научного знания – технические достижения и медицина

Самым известным отечественным ученым-современником остается Ж.Алферов.

Наука является при этом основным элементом любой национальной инновационной системы. В условиях недостаточной развитости исследований и разработок в стране нельзя ожидать больших инновационных успехов. Если качество системы образования, ответственной за распространение знаний, невысокое, то и уровень подготовки инженерно-технических работников будет низким, что сразу скажется на инновационной активности.

Эффективность результатов прикладных исследований и разработок может снизиться из-за чрезмерно большого лага между появлением научно обоснованных предложений ведущих ученых и специалистов и принятием решений органами государственного управления.

Выступая на совещании в Мытищах президент страны Дмитрий Медведев отметил, что особенно критическая ситуация сложилась с подготовкой технических кадров, подчеркнув, что выпускники вузов не обладают практическими навыками и знанием современного производства. Как я уже писал ранее, в России не готовят инновационных инженеров и первый курс лекций по этой тематике намечен в открытом университете Сколково. По данным экспертов, подготовка инженерных специалистов в России все еще ориентирована на массовое индустриальное производство 30–50-летней давности.

В этом отношении данная стратегия мало чем отличается от большинства аналогичных документов. По оценке А.Л. Кудрина, озвученной 27 февраля 2011 г. на Красноярском экономическом форуме:

Ранее предполагалось увеличить долю затрат на исследования до 2 % от ВВП в 2010 г. Фактически этот показатель уменьшился за 2005–2008 гг. с 1,07 до 1,04 %, а затем – в 2010 г. (при сокращении ВВП) достиг 1,32 %. Это, во-первых, существенно меньше стратегических ориентиров, во-вторых, этот рост обеспечен исключительно бюджетными программами, и, в-третьих, перспективы дальнейшего роста бюджетного финансирования сейчас значительно хуже, чем в первой половине 2000-х гг. Целевой показатель 2020 г. – 2,5–3,0 %, из которых больше половины, по мысли авторов проекта, – за счет частного сектора. Сейчас действует другая тенденция – доля частного финансирования сокращается и совершенно не ясно, при каких условиях она будет расти.

Ещё один целевой показатель – увеличить долю российских публикаций в общемировом потоке научной литературы с 2,48 % в 2008 г. До 5 % в 2020 г. В данном случае мы также наблюдаем в последние 10 лет постепенное снижение этого показателя. И дело здесь не только в публикационной активности российских ученых. В этот период снизилась доля всех развитых стран в глобальных публикациях, поскольку резко возросло число статей ученых из Китая и Индии. И по всем прогнозам, доля этих двух стран будет продолжать расти, а всех остальных – снижаться. Для того, чтобы увеличить вдвое долю российских публикаций, надо как минимум в четыре-пять раз повысить число статей в ближайшие 5–6 лет, что не реально с учетом продолжения тенденции сокращения численности научных кадров и нестабильности финансирования. К этим фантазиям можно добавить и целевой индикатор стратегии – число патентов, регистрируемых российскими заявителями в мировой патентной триаде (ЕС, США, Япония) увеличить с 63 в 2008 г. до 2,5–3 тысяч в 2020 г.

В стратегии приводятся и такие показатели:

средняя цитируемость научных работ российских исследователей повысится до 5 ссылок на статью в 2020 году (в 2009 году – 2,4 ссылки на статью);

не менее 5 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов, согласно международным рейтингам (в 2009-ом – ни одного).

Кстати, изобретатели Израиля продают в год лицензий на сумму в 100 тысяч раз большую, чем вся наука России.

Премьер-министр России Владимир Путин провёл в Томске совещание по совершенствованию инструментов инновационного развития, где он заметил, что

Россия, имеющая высочайший потенциал рынка и собственного производства, нуждается в главном – создании системы передачи инноваций в промышленность от фундаментальной науки. Высокотехнологичное производство рождается в несколько стадий. Первая стадия – фундаментальные исследования, новые разработки в области физики твердого тела, плазмохимии, материаловедения. Эти разработки по большей части проводятся государственными учреждениями – университетами и исследовательскими институтами. На этом этапе исследований основным инвестором остается государство. Следующий шаг делают ученые-инженеры. В СССР этим занималась отраслевая наука, в Европе сейчас за это отвечают R&D подразделения . Они создают инновации (для микроэлектроники это работы в области структуры интегральных схем и процесса их производства) и разрабатывают технологию производства инновационных продуктов.

Институты R&D уже не целиком государственные: в целом отраслевую науку движет бизнес, который нуждается в модернизации технологий для победы на конкурентном рынке. Для разработки инновационных промышленных технологий создан ряд специализированных центров, где возможности фундаментальных исследований сочетаются с вкладом частных компаний, использованием их инфраструктуры и установок.

И это происходит в момент, когда российская наука находится в критически плохом состоянии – худшем, чем когда-либо за 285 лет своего существования. Финансирование науки совершенно недостаточно, и отъезд научной молодежи за рубеж продолжается.

Что касается финансирования, то здесь уместно привести некоторые цифры. Бюджет Академии наук со всеми ее двумястами научно-исследовательскими институтами и центрами, архивами и библиотеками составляет 1 млрд. долл. в год. Научных сотрудников, состоящих в академических институтах, – 55 тыс., а общее число людей, финансируемых из бюджета Академии, более 100 тыс. 1 млрд. в год – это бюджет хорошего американского университета, в котором около 3 тыс. преподавателей – профессоров трех уровней и лекторов. А таких университетов в США – более сотни.

Недофинансирование российской науки – факт просто вопиющий. Стипендия аспиранта в институтах Академии наук равна 1500 руб. По оценке экспертов по внешней миграции, число уехавших за рубеж на постоянную или временную работу российских ученых составляет от 100 до 250 тыс. человек. А каково отношение к этим фактам общественного мнения? Некоторые утверждают, что уехали неудачники, не сумевшие найти достойного места на родине. Это утверждение заведомо ложно. Многие сделали отличную карьеру и в России – стали профессорами, академиками, руководителями институтов и лабораторий. Они не стали богатыми людьми, если это имеется в виду под достойным местом на родине, напротив, унизительно низкие зарплаты вынудили их уехать туда, где ценятся талант и квалификация ученого. Можно услышать и другие голоса: да, наука в России умирает. Это грустно, но не трагично. Это естественный, закономерный процесс. Россия обойдется и без науки. Существуют же в мире общества, которые безо всякой науки отлично живут.

В нашем обществе отсутствует адекватное понимание роли науки в человеческом обществе. Существует недобрая шутка, что ученые удовлетворяют собственное любопытство за счет государства. Конечно, они удовлетворяют любопытство, но это – драгоценное любопытство к тайнам природы. Да, в газете New York Times каждый день есть вкладка о новостях бизнеса. Но раз в неделю, по средам, появляется обширная вкладка, посвященная новостям науки. Ощущение того, что наука движется вперед, приносит удовлетворение – все идет, как должно идти. Прогресс науки осуществляет роль социального стабилизатора. Общество, где уважаются наука и ученые, – здоровое общество. Там не надо бороться с антинаукой, там не расцветают пышным цветом шаманы, колдуны и заклинатели духов мертвых.

Для тех, кто полагает, что цивилизация и культура нам не нужны, обратимся к практической пользе науки.

В последнее время много говорится о необходимости инновационных прорывов и развития новых технологий. Отчего же не обратить внимание на то, что развитые страны мира именно сейчас, во времена финансового кризиса, резко увеличивают расходы на науку? Это делается потому, что без науки не будет никаких новых технологий и прорывов. Важнейшая функция фундаментальной науки в том и состоит, что она закладывает основы технологий будущего. Их нелегко предвидеть. Ни Герц, ни Мендель, делая свои опыты, не могли представить себе телевидение и генную инженерию.

Разумеется, возлагать на ученых ответственность за внедрение новых технологий в промышленность нельзя. За это ответственны специализированные компании, в которых работают сотни и тысячи человек. Дело ученых – научный поиск, воспитание нового поколения профессионалов и экспертная функция. Например, профессор технического университета, специалист по паровым турбинам, проектировать новые турбины не обязан. Но он обязан знать, какие турбины, когда и где работали и работают, что может произойти при эксплуатации, какие у них типичные неполадки, каковы критические нагрузки. При случае он возглавит комиссию по изучению причин аварии. И свои знания передаст студентам, поставляя промышленности вновь обученных специалистов. Вот настоящее место ученого.

Академическая наука находится в бедственном состоянии, но заменить ее нечем. Для исторически сложившейся в России формы организации и управления научным сообществом с помощью академических структур в настоящее время не просматривается альтернативы. Взятый же правительством курс – закупать новые технологии за рубежом и оттуда же приглашать на работу специалистов – убьет российскую науку окончательно. На закупку новых технологий выделяется 600 млрд. руб. – сумма, в тридцать раз превышающая финансирование институтов Академии наук! Из средств, выделенных на нанологический пузырь, лишь 1% обещается академической науке.

Времени для спасения российской науки почти не осталось. Еще несколько лет, и произойдет полный разрыв связи между поколениями ученых! Если не дать возможность еще оставшимся в живых профессионалам передать свой научный опыт и не открыть перед молодыми учеными перспективу, на российской науке можно поставить крест.

Первым следствием ухода из российской действительности профессионалов, занятых наукой ради науки, будет упадок образования. Он уже происходит. Придется распроститься с планами развивать у себя новые технологии – для этого нужны новые идеи и высококвалифицированные кадры. Более того, поддержание уже имеющейся технически сложной инфраструктуры станет проблемой, и техногенные катастрофы, вроде той, что случилась на Саяно-Шушенской ГЭС, станут обыденным делом. Неспособная идти в ногу с техническим прогрессом, страна станет беспомощной в военном отношении. Через десять–пятнадцать лет произведенное нами оружие будет относиться к будущим стандартам как арбалет к автомату. Или вы надеетесь покупать также и военные технологии?

Падение международного престижа страны никакими олимпиадами восстановить будет невозможно. К нам будут относиться как к незадачливому купчику, который разбазарил отцовское состояние. Таких людей не любят на протестантском Западе, а в Китае над ними просто смеются. Мы превратимся в страну-изгоя, и в случае дипломатического или военного конфликта весь мир встанет на сторону, противную нам.

В Республике Башкортостан работают Уфимский научный центр Российской академии наук, Академия наук Республики Башкортостан, ряд отраслевых научно-исследовательских институтов. Кроме того, активно ведутся фундаментальные и прикладные исследования.

Для внедрения научных разработок в производство действуют технопарки и индустриальные парки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, венчурные фонды, производственно-технологические центры субъектов малого предпринимательства.

В республике функционируют 11 самостоятельных государственных вузов: Башкирский государственный университет, Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный медицинский университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфимский государственный университет экономики и сервиса, Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Башкирская академия государственной службы и управления, Бирская государственная социально-педагогическая академия и Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой.

Все высшие образовательные заведения осуществляют подготовку специалистов по регионоведению, экологии, энергетике, IT-технологиям и нанотехнологиям.

В 2015 году вузы Республики Башкортостан успешно прошли мониторинг Министерства образования и науки России, по итогам которого все образовательные учреждения и их филиалы были признаны эффективными, то есть соответствующими строгим критериям.

Наряду с основными показателями деятельности вузов мониторинг учитывал информацию о фактическом трудоустройстве выпускников и показатели средней заработной платы профессорско-преподавательского состава.

Читайте также: