Наука при брежневе кратко

Обновлено: 28.06.2024

Значительные успехи в 1964-1985 гг. были достигнуты советской наукой, на развитие которой выделялись большие ассигнования[1]. Возросло до 2607 количество научно-исследовательских институтов, до 1491 тыс.- количество научных сотрудников. Одним из ключевых направлений советской прикладной науки стало решение проблемы энергоснабжения. В процессе разработки новых энергоресурсов в труднодоступных районах Севера ученые создали метод изготовления многослойных труб для газопроводов огромной протяженности. В 1964 г. Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова запущен первый реактор прямого преобразования тепла в электричество "Ромашка". Высокотемпературный ядерный реактор-преобразователь позволил получать электроэнергию без участия каких-либо движущихся рабочих тел и механизмов. Ученые этого Института под руководством академика Л. А. Арцимовича заняли ведущее место в исследованиях по физике высокотемпературной плазмы и проблеме управляемого термоядерного синтеза.

Специалистам Института химии природных соединений под руководством М. М. Шемякина удалось получить искусственные гены, найти подходы к изменению наследственности растений и живых организмов.

Флагманом науки являлась космонавтика. В 1965 г. автоматическая станция "Зонд-3" сфотографировала обратную сторону Луны, что позволило составить на основе сделанных снимков полную карту и глобус Луны.

Среди важных событий освоения космоса были совершены:

· Первый в мире выход из корабля в открытое космическое пространство (18 марта 1965 г. космонавт Алексей Леонов).

· Автоматическая стыковка на орбите искусственного спутника Земли "Космос-188" со спутником "Космос-186"

· Продолжалось освоение планет солнечной системы.

· 3 февраля 1966 г. была осуществлена мягкая посадка спускаемого корабля на Луну и телепередача с ее поверхности на землю.

· 8 октября 1967 г. спускаемый аппарат совершил посадку на Венеру и собрал ценные сведения о ее атмосфере.

· Построение крупнейшего в мире радиотелескопа РАТАН-600

· В технологической гонке с СССР американцы в середине 1970-х гг. отказались от разработок одноразовых ракет "Аполлон" и перешли к созданию многоразовых космических кораблей, запуски которых были значительно дороже и не привели к серьезному прорыву в освоении космоса.

Советский Союз же основное внимание уделил в эти годы созданию орбитальных станций[2]. 16 января 1969 г. на околоземной орбите начала работу первая экспериментальная космическая станция. На ее борту находился экипаж в составе: В. Шаталова, Б. Волынова, А. Елисеева, Е. Хрунова.

Был признан вклад советских ученых в развитие мировой экономики как науки. В 1975 г. Л. В. Канторович получил Нобелевскую премию по экономике "за вклад в разработку теории оптимального использования ресурсов в экономике", разделив её с американским экономистом Т. Купмансом.

В эти годы большую известность обрела немарксистская концепция развития человеческого общества Л. Н. Гумилева. В книге "Этногенез и биосфера земли" (1979) автор отрицал социальные факторы в истории, признавал движущей силой исторического развития биохимическую энергию – пассионарность.

В исторической науке представители "нового направления": П. Волобуев, К. Тарновский обратились к изучению истории Октябрьской революции 1917 г., ее предпосылок, специфики империализма в России, становления рабочего класса, пытались составить свое представление об этом периоде отечественной истории. Под давлением отдела науки и учебных заведений ЦК КПСС новое направление подверглось административному разгрому. Была также запрещена публикация истории коллективизации, подготовленная авторским коллективом во главе В. Даниловым. Результатами исследований историков этих лет стали многотомные работы: "История КПСС", "История СССР с древнейших времен до наших дней", "История Второй мировой войны". Продолжается плодотворное творчество историков Б. Рыбакова, В. Янина, Н. Дружинина, А. Преображенского, А. Кузьмина, И. Фроянова, А. Зимина.

Значительные успехи были достигнуты в развитии образования. В 1970-е гг. взросли расходы на развитие образования. С 1978 г. вводятся бесплатные учебники.

В 1975-76 гг. в СССР действовали 856 вузов, в которых обучались более 5 млн студентов, 6272 профессионально-технических учебных заведения с 3 млн учащихся. На начало 1975/1976 учебного года функционировали 167 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучались 48 млн учеников. Государство через систему распределения в эти годы гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику учебного заведения.

В первой половине 1980-х гг. снова наметилась тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В 1984 г. были приняты "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. В плане трудового воспитания ставятся задачи общей трудовой подготовки в сочетании с мерами по профессиональной ориентации школьников. В старших классах средней школы организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям. Разработанная система трудового обучения школьников просуществовала до в 1988 г. В эти годы развернулась деятельность талантливых педагогов-новаторов В. Шаталова, Е. Ильина, Ш. Амонашвили и др.

К 1985 г. советская система образования достигла выдающихся результатов. Все виды образования предоставлялись бесплатно. Качество образования в СССР находилось на высоком уровне по мировым стандартам.

Серьезно ощущался кризис советской науки в сфере гуманитарного знания. С одной стороны, в СССР в 1970-е годы значительное развитие приобрели перспективные исследования в области экономики, социологии, социального прогнозирования, были разработаны крупномасштабные программы по развитию и размещению отраслей народного хозяйства страны, учитывающие гармоничное использование природных ресурсов и производственного потенциала различных регионов по совершенствованию народно-хозяйственного комплекса в целом. Историческая наука достигла значительных успехов в исследовании конкретных фактов и событий прошлого. Но с другой стороны, большинство теоретических разработок в области экономики и социологии оставалось лишь на бумаге, развитие же гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологическими рамками, что особенно пагубно влияло на изучение проблем советского периода отечественной истории. Значительное место в работе обществоведов отводилось созданию многотомных трудов, в том числе по истории КПСС, Второй мировой войны, Октябрьской революции, а также различного рода юбилейных изданий. В этот период слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.

Развитие науки в СССР в середине 60-х - 80-х гг. в целом не может быть охарактеризовано как застой. За счет массированного финансирования государством целевых фундаментальных научно-исследовательских программ (до 25 млрд руб. в 1980 г.) сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась. На первый план были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координационные научные советы. С целью превращения науки в непосредственную производительную силу еще в 60-е гг. начали создаваться научно-производственные объединения, такие как Ленинградское оптико-механическое объединение, военно-промышленные объединения по выпуску новейших образцов военной техники (НПО "Энергия") и др. Всего к 1985 г. в СССР действовало 250 таких НПО.
Важнейшей из научно-технических задач в этот период являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики. Так, были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, пущен в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол "Арктика". Эти работы осуществлялись под руководством президента Академии наук СССР А. П. Александрова. Другим направлением в развитии энергетики явилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, потребовавшее новых, оригинальных технологических разработок по добыче и транспортировке полезных ископаемых.
Особенно значительными были достижения советской науки в "области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника). Важные открытия в этих областях принадлежали А. М. Прохорову, Н. Г. Басову, Л. А. Арцимовичу, И. М. Лившицу, А. Ф. Андрееву и др.
Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии. Успехом советских ученых стали работы по расшифровке структуры белка, получению искусственных генов (генная инженерия), лазерная медицина.
Результаты большинства научных разработок были тесно связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий, которые в 70-е гг. являлись главным направлением государственной политики в области науки.
Однако из-за активного вмешательства в сферу научного творчества органов партийно-государственного контроля и управления, применения жестких административных мер наблюдались значительные перекосы в планировании исследовательских программ. Например, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной техники, принятая за основу в начале 70-х гг., привела к серьезному отставанию СССР в этой наиболее динамично развивающейся отрасли знаний и технологий от большинства развитых индустриальных держав мира. А экологически опасная программа переброса великих северных рек в Среднюю Азию привела к бессмысленной трате огромных материальных и финансовых средств. В случае же ее реализации последствия могли быть катастрофическими для всей планеты.
В начале 1980-х гг. советская наука в силу структурного кризиса социально-экономической системы "государственного социализма" стала неуклонно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, где ее приоритет ранее был неоспорим. Проявлением этого явилась регулярная корректировка сроков реализации научных программ, торможение выполнения даже наиболее важных для государства космических исследований, как это произошло с запуском космического "челнока" "Буран" - советского аналога американского "Шаттла".
Еще более серьезным был кризис советской науки в сфере гуманитарного знания. С одной стороны, в СССР в 70-е гг. значительное развитие приобрели перспективные исследования в области экономики, социологии, социального прогнозирования, были разработаны крупномасштабные программы по развитию и размещению отраслей народного хозяйства страны, учитывавшие гармоничное использование природных ресурсов и производственного потенциала различных регионов, по совершенствованию народнохозяйственного комплекса в целом. Историческая наука достигла значительных успехов в исследовании конкретных фактов и событий прошлого. Но с другой стороны, большинство теоретических разработок в области экономики и социологии оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологическими рамками, что особенно пагубно влияло на изучение проблем советского периода отечественной истории. Значительное место в работе обществоведов отводилось созданию многотомных трудов, в том числе по истории КПСС, второй мировой войны, Октябрьской революции и т. д., а также различного рода юбилейных изданий.

Другие записи

В 60-70-е гг. руководство страны взяло курс на значительный рост образовательного уровня населения. Был осуществлен переход к всеобщему полному среднему образованию. Уже в 1975 г. 86% молодежи вступало…


Основным художественным методом оставался социалистический реализм с его социалистической идейностью произведений и партийностью. На деле – восхваление существующего строя и замалчивание его недостатков.

Вывод.

В развитии отечественной культуры 1960-х- начала 80- гг. выделяется два направления: официально-охранительное и демократическое, готовившее предпосылки для духовного обновления общества.

ДАТЫ И СОБЫТИЯ.

1964

- Ю. Любимов основывает Московский театр драмы и комедии на Таганке.

1965

- М. Шолохову присуждена Нобелевская премия по литературе.

1966

1967

1968.

1969

- ПЕРВЫЙ международный конкурс артистов балета в Москве.

- Ноябрь – исключение из союза писателей СССР Солженицына.

- Создание инициативной группы защиты прав человека в СССР.

1970

— 8 октября. А. Солженицыну присуждена Нобелевская премия по литературе.

- Создание Комитета прав человека в СССР, один из инициаторов – А.Д. Сахаров.

1971

1972

-В заключении умирает поэт Ю. Галансков, эмигрирует поэт И. Бродский.

— 25 января. ЦК заявляет о необходимости вести идеологическую войну с нонконформистскими явлениями.

1972-1974 гг.- усиление репрессий против правозащитного движения.

1973

- Эмигрируют писатели А. Синявский и Ж. Медведев.

1974

- Эмигрируют писатели В. Некрасов и B. Максимов и поэт, автор песен A. Галич.

1975

— 17 октября. Присуждение Нобелевской премии по экономике Л. Канторовичу.

- Нобелевская премия мира за правозащитную деятельность присуждена А.Д. Сахарову.

1976

- Эмигрируют историк А. Амальрик и математик Л. Плющ.

- Выдворен из страны скульптор Э. Неизвестный.

1977

1978

- Вынужденный отъезд в эмиграцию А. Зиновьева, философа, писателя .

1979

1980

— Декабрь. Вынуждены покинуть страну писатели В. Войнович, В. Аксенов и Л. Копелев.

- Высылка А.Д. Сахарова в Горький.

1982

Читайте также: