Наука об организме человека кратко

Обновлено: 04.07.2024


Огромный вклад в изучение организма человека внесла медицина . Медицина — это практическая деятельность и наука, которая направлена на сохранение здоровья людей, на предупреждение болезней и их лечение.

С медициной тесно связаны анатомия и физиология . Анатомия изучает строение всего организма, его систем и отдельных органов, а физиология — процессы жизнедеятельности, которые протекают в организме.

На данных медицины, анатомии и физиологии базируется гигиена , задачи которой — определение влияния условий жизни на здоровье человека и выработка мер по профилактике болезней.


Важную роль в понимании закономерностей развития человека играет генетика — наука о наследственности и изменчивости организмов.

Изучением разных аспектов происхождения и формирования человека занимается антропология , а особенностями поведения, взаимодействия с социумом — психология , социология , педагогика .

Новые открытия, как правило, связаны с открытиями в естествознании (теория эволюции, рентгеновские лучи и др.) и новыми технологиями (изобретение микроскопа, томографа, нанотехнологий и т. д.).


Анато́мия челове́ка (от др.-греч. ἀνατομή — рассечение ἀνά сверху и др.-греч. τομή, tomé — разрезание) — раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия человека — одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского и биологического образования, тесно связанная с такими отделившимися от неё дисциплинами, как антропология и физиология человека, а также сравнительной анатомией, эволюционным учением и генетикой. Выделение анатомии человека из сферы анатомии живых организмов обусловлено не только наличием у человека характерных анатомических признаков, но и формированием у человека мышления, сознания и членораздельной речи.

Достижения медицины способствовали выделению отдельной дисциплины, изучающей морфологические изменения систем и органов человека при заболеваниях — патологической анатомии.

С развитием рентгенологии была создана принципиально новая анатомическая дисциплина — рентгеноанатомия, предметом изучения которой является структура рентгенологического изображения внутренних органов. Внешнюю форму тела человека и его пропорции изучает пластическая анатомия. [1]

Содержание

Историческое развитие анатомии человека как науки

Знания об анатомии в Древнем мире





Средние века и эпоха Возрождения

В эпоху Средневековья в анатомии человека не было сделано существенных открытий. В этот период были запрещены вскрытия, изготовление скелетов.

Анатомы эпохи Возрождения первыми после античных врачевателей предприняли попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, и положили начало научной медицине и анатомии. Они добились разрешения на проведение вскрытий. Были созданы анатомические театры для проведения публичных вскрытий. Основоположниками научной анатомии являются Леонардо да Винчи, Андреас Везалий и Уильям Гарвей.



Леонардо да Винчи (1452—1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлёкся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей для исследования строения человеческого тела. Леонардо да Винчи первым правильно изобразил различные органы человеческого тела, внёс крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии.

Новое время

На протяжении XVII—XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, сравнительная и топографическая анатомия, антропология.



Член Санкт-Петербургской Академии наук Каспар Вольф (1734—1794) доказал, что в процессе эмбриогенеза, органы возникают и развиваются заново. Поэтому в противовес теории преформизма, согласно которой все органы существуют в уменьшенном виде в половой клетке, он выдвинул теорию эпигенеза.

Эмбриологические исследования Ковалевского, а также Бэра, Мюллера, Дарвина и Геккеля нашли своё выражение в биогенетическом законе. Последний был углублён и исправлен Северцовым, который доказал влияние факторов внешней среды на строение тела животных и, применив эволюционное учение к анатомии, явился создателем эволюционной морфологии.

Нормальная анатомия человека

Разделами нормальной (систематической) анатомии человека являются: остеология — учение о костях, синдесмология — учение о соединениях частей скелета, миология — учение о мышцах, спланхнология — учение о внутренних органах пищеварительной, дыхательной и мочеполовой систем, ангиология — учение о кровеносной и лимфатической системах, анатомия нервной системы (неврология) — учение о центральной и периферической нервной системах, эстезиология — учение об органах чувств. [2]



Патологическая анатомия человека

Патологическая анатомия — научно-прикладная дисциплина, изучающая патологические процессы и болезни с помощью научного, главным образом микроскопического, исследования изменений, возникающих в клетках и тканях организма, органах и системах органов. Основателем современной патологической анатомии считается Рудольф Вирхов — немецкий исследователь, создавший учение о целлюлярной (клеточной)патологии. Помимо сущности микроскопических изменений в тканях, современная патологическая анатомия включает в себя изучение причин (этиологию), механизмов развития (патогенез), а также осложнений и исходов заболеваний. Она занимается также исследованием причин и механизмов смерти (танатогенез) при разных болезнях, изменчивостью заболеваний (патоморфоз) и патологией, вызываемой лечением (ятрогенная патология, ятрогения).

Топографическая анатомия



В последние десятилетия топографическая анатомия доступна для изучения при помощи метода компьютерной томографии с трёхмерной и мультипланарной (многопроекционной) реконструкцией [3]

Топографическая анатомия (хирургическая анатомия) — научно-прикладная дисциплина, раздел анатомии, изучающий послойное строение анатомических областей, взаиморасположение (синтопию) органов, их проекцию на кожу (голотопию), отношение к скелету (скелетотопию), кровоснабжение, иннервацию и лимфоотток в условиях нормы и патологии, с учётом возрастных, половых и конституциональных особенностей организма.

Имеет прикладное значение для хирургии.

Топографическая анатомия изучает строение человеческого организма по условно выделяемым известным частям тела (голова, шея, туловище и конечности), каждая из которых дифференцируется на относительно небольшие анатомические области.

Анатомическая терминология

Все описания в анатомии человека основаны на предположении, что тело находится в позиции анатомической стойки, то есть человек стоит прямо, руки опущены, ладони обращены вперёд.

Направление

Области, расположенные ближе к голове, называются верхними; дальше — нижними. Верхний, superior, и нижний, inferior, соответствуют общеанатомическим понятиям краниальный и каудальный. Передний, anterior, и задний, posterior, соответствуют общеанатомическим понятиям вентральный и дорсальный. Анатомические образования, лежащие ближе к срединной линии — медиальные, medialis, а расположенные дальше — латеральные, lateralis. Образования, расположенные на срединной линии, называют срединными, medianus. Образования, расположенные ближе к середине туловища будут проксимальными по отношению к более удалённым, дистальным.

Плоскости


Анатомические плоскости. Зелёным обозначена аксиальная плоскость, синим — фронтальная плоскость, красным — сагиттальная плоскость.

Если тело человека, находящегося в анатомической стойке, условно поместить в трёхмерную прямоугольную систему координат, плоскость YX оказывается расположенной горизонтально, ось X располагается в переднезаднем направлении, ось Y идёт слева направо или справа налево, а ось Z направляется вверх и вниз, то есть вдоль тела человека.

  • Сагиттальная плоскость, XZ, разделяет правую и левую половины тела. Частным случаем сагиттальной плоскости является срединная плоскость, она проходит точно посередине тела, разделяя его на две симметричные половины.
  • Фронтальная плоскость, или корональная, YZ, также располагается вертикально, перпендикулярно к сагиттальной, она отделяет переднюю (вентральную) часть тела от задней (дорсальной) части.
  • Горизонтальная, аксиальная, или поперечная плоскость, XY, перпендикулярна двум первым и параллельна поверхности земли, она отделяет вышележащие отделы тела от нижележащих.

Движение

Термином сгибание, flexio, обозначают движение одного из костных рычагов вокруг фронтальной оси, при котором угол между сочленяющимися костями уменьшается. Движение в противоположном направлении называется разгибанием, extensio.

Исключением является голеностопный (надтаранный) сустав, в котором разгибание сопровождается движением пальцев вверх, а при сгибании, например, когда человек встаёт на цыпочки, пальцы движутся книзу.

Движениями вокруг сагиттальной оси являются приведение, adductio, и отведение, abductio. Приведение — движение кости по направлению к срединной плоскости тела или (для пальцев) к оси конечности, отведение характеризует движение в противоположном направлении.

Под вращением, rotatio, понимают движение части тела или кости вокруг своей продольной оси. Вращение конечностей обозначают также терминами пронация, pronatio, или вращение кнутри, и супинация, supinatio, или вращение кнаружи. При пронации ладонь свободно висящей верхней конечности поворачивается кзади, а при супинации — кпереди. Если при движении вокруг всех трёх осей конец конечности описывает окружность, такое движение называют круговым, circumductio.

Антероградным называют движение по ходу естественного тока жидкостей и кишечного содержимого, движение же против естественного тока называют ретроградным. Так, движение пищи изо рта в желудок антероградное, а при рвоте — ретроградное.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Науки об организме человека. Учитель: Маркова Юлия Викторовна МБОУ СШ №7 г.о.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Науки об организме человека. Учитель: Маркова Юлия Викторовна МБОУ СШ №7 г.о.

Науки об организме человека.
Учитель: Маркова Юлия Викторовна
МБОУ СШ №7 г.о.Кохма,Ивановской области

Почему в курсе биологии организм человека мы изучаем после зоологии?

Почему в курсе биологии организм человека мы изучаем после зоологии?

Что такое здоровье?

Что такое здоровье?

Что, по-вашему, нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

Что, по-вашему, нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

ЗДОРОВЬЕ

Что для вас означает быть здоровым?

Что для вас означает быть здоровым?

Для чего необходимо изучение строения организма человека? Что необходимо для.

Для чего необходимо изучение строения организма человека? Что необходимо для того, чтобы как можно дольше сохранить здоровье и работоспособность?

АНАТОМИЯ

ФИЗИОЛОГИЯ

ГИГИЕНА

ЦИТОЛОГИЯ

ГИСТОЛОГИЯ

МЕДИЦИНА

Методы исследования

МикроскопияВ гистологии и цитологии

Микроскопия
В гистологии и цитологии

Электрокардиография

Флюорография

УЗИ

Рентген

биохимический анализ

Эндоскопический метод

Визуальный осмотр

Антропометрический метод

Генетический анализ

Домашнее задание: параграф 1 учить пересказ, Термины- наизусть или близко к.

параграф 1 учить пересказ,
Термины- наизусть или близко к тексту

Краткое описание документа:

Почему в курсе биологии организм человека мы изучаем после зоологии?Что такое здоровье?Что, по-вашему, нужно делать, чтобы сохранить здоровье? - Здоровье. Что для вас означает быть здоровым? Здоровье – одна из важнейших составляющих человеческого счастья. Здоровье – это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления планов, труда, создания семьи, рождения и воспитания детей. С точки зрения биологии у здорового человека нормально функционируют все системы органов, организм правильно реагирует на все изменения во внешней среде. - Для чего необходимо изучение строения организма человека? Что необходимо для того, чтобы как можно дольше сохранить здоровье и работоспособность? - Для того чтобы решить эти проблемы, необходимо знать, как устроен организм человека, как он функционирует, что для него полезно, а что вредно. Науки об организме человека; их значение для сохранения здоровья человека. Биологические науки, изучающие строение человека и процессы, происходящие в нем, - анатомия и физиология. Существует также биосоциальные науки – гигиена и психология. Они помогут вам лучше понять физиологические процессы, происходящие в организме, когда мы трудимся, отдыхаем, спим, едим, занимаемся спортом. При изучении данных наук вы сможете найти ответы на многие вопросы. Например, для чего необходимы активные двигательные упражнения и к чему может привести малоактивный образ жизни; почему нашему организму требуется нормальный сон; и многое другое. Анатомия – наука о строении организма и его органов. Физиология- наука о жизненных функциях организма и его органов. Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья. Главная потребность человека – сохранение жизни и здоровья. Большинство людей не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм. Мы должны знать, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлить активную жизнь, быть здоровым. В этом году вы также познакомитесь с такими науками, как цитология и гистология. Цитология – наука, которая изучает строение клеток, их органоидов. Гистология – наука о строении, функционировании и особенностях тканей. Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов. Роль медицины в диагностике и профилактике заболеваний. Основные методы современной медицины. Для каждой науки характерны свои методы изучения. Мы с вами рассмотрим основные, имеющие наибольшее значение, применение которых актуально и сегодня. Многие из вас хотя бы раз проходили медицинский осмотр – либо перед поступлением в школу, либо в качестве допуска к тренировкам или же для справки в бассейн. При поступлении на работу тоже необходимо проходить медосмотр. В этом нам помогает медицина. Как и у любой другой науки, медицина имеет методы изучения. Д Один из основных методов цитологии и гистологии – микроскопия. С помощью светового микроскопа можно различить разные типы тканей и увидеть в клетке некоторые структуры. Но для более детального изучения строения клетки и тканей используют электронный микроскоп. Сканирующий электронный микроскоп может создать трехмерное изображение изучаемого объекта. Для изучения состава слюны, крови, лимфы и других жидких структур нашего организма используют биохимический анализ. С помощью некоторых реактивов можно обнаружить те или иные химические соединения, сделать их количественный анализ. Эндоскопический метод дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости и сосудов. Визуальный осмотр (соматоскопический метод) используют в медицине для определения конституции тела, диагностики тела, диагностики искривления позвоночника. То есть то, что можно определить простым взглядом на тело. Антропометрический метод изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорций тела, соотношения мышечной, костной и жировой тканей. Генетический анализ проводится для выявления наследственных факторов предрасположенности к тем или иным заболеваниям. Все эти методы позволяют более точно узнать о строении организма человека, обнаружить заболевание, если оно есть, и вовремя начать лечение. Надеюсь, что теперь у вас сформировалось более точное представление о том, что необходимо знать о строении тела человека.

Материал содержит информацию по основным наукам изучающих организм человека и условия сохранения его здоровья.

Схема основные науки о человеке

Основные науки о человеке схема

наука о строении, форме человеческого организма, его органов и образующих их тканей с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме человека.

наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезней.

это комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой.

занимается изучением развития человеческого организма с момента образования одноклеточной зиготы, или оплодотворенного яйцеклетки, до рождения ребенка.

наука, которая занимается изучением наследственности и изменчивости живых организмов, а также методов управления ими.

это раздел биологии, который изучает живые клетки, их органоиды, строение, функционирование, процессы размножения клеток, старения и смерти клеток

это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.

Читайте также: