Монастырь это кратко 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: духовно-нравственное развитие детей.

Задачи:

  • сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества;
  • изучить монашеские одежды
  • воспитывать любовь и уважение к православным святыням России;
  • развивать память, внимание, речь, наглядно-образное и логическое мышление.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. Организационный момент

- Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
И за парты тихо сели.

- Я рада видеть вас здоровыми и жизнерадостными. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Желаю нам успешной работы на уроке!

2. Проверка домашнего задания

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

1. Работа со стихотворением

– Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ивана Саввича Никитина.

Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов,
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье,
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладой веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом;
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом,
И внемлет вечное бог слово,
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.

- Ребята, как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети высказывают свое мнение.

– Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на нашем уроке? (о монастыре)

2. Рассказ учителя о монахах и монастырях.

– Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с православным монастырем, узнаем, кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А также узнаем, какие монастыри есть в мире.

Дети высказывают свое мнение.

– Хорошо, а сейчас послушайте меня внимательно. (рассказ учителя сопровождается просмотром иллюстраций с диска)

Обучающиеся слушают рассказ учителя.

Монахи дают обеты (обещания Богу) послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

Существуют очень много православных обителей — и маленьких, и больших, но самые знаменитые — это, например, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Ново-Иерусалимский, ВалдайскийИверский Богородицкий Святоозерский монастырь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и много - много других.

А возглавляет монастырь правящий в области архиерей, епископ или архиепископ. Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом непросто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.

Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

  • исполнение заповедей Господних;
  • нестяжание (добровольная нищета)
  • безбрачие (отказ от семейной жизни)
  • послушание (отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику)

После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Затем торжественно на монаха надевают его новую одежду.

3. Монашеское облачение.

– Ребята, а знаете ли вы, что входит в монашеское облачение? (иллюстрация)


- В монашеское облачение входят: хитон, клобук, мантия, четки, пояс, подрясник, ряса, апостольник.

- Кто из вас знает, что означают эти слова?

Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта.

Хитон - длинная рубашка из простой ткани.

Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты.

Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.

Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве.

Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве.

Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину.

4. Занятия монахов.

- Ребята, как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре? (Ответы учащихся).

Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре. Какие правила поведения в монастыре мы должны соблюдать?

(Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта).

В монастыре запрещается:

  • Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.
  • Говорить по мобильному телефону на территории монастыря.
  • Носить шорты на территории монастыря.
  • Лицам женского пола находиться без головного убора.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни.

Главу клобуком покрыли,
Очи в землю опустили,
В чёрну мантию облекли
И монахом нарекли.
Подавали чётки в руки,
Чтобы меньше было скуки,
Вместо сладких всяких вин
Наливают квас един.
Подавают кислы щи –
Ешь, монах, и не ропщи…

- Ребята, ответьте на следующие вопросы:

– Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде. Кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо)
– Как вы понимаете значение слова ропот? (Роптать - значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни)

Работа с притчей.

Пришел однажды к старцу молодой послушник и говорит:

- Авва, я уже несколько лет соблюдаю строгий пост, ежедневно изучаю Ветхий и Новый завет. Готов ли я стать монахом?

- Стала ли для тебя скудость все равно, что изобилие?

- Бесчестие – как похвала?

- Враги – как друзья?

- Тогда, - сказал старец, - иди трудись дальше, ты пока не готов.

- Скажите, о чем притча?

- Какое послушание нес человек?

- С каким вопросом он пришел к старцу?

- Как старец решил проверить послушника?

- Какой можно сделать вывод? Что еще кроме послушания необходимо будущему монаху?

Монашество - это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.

Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.

6. Работа с учебником. Слово о святом Луке.

– А сейчас давайте прочитаем в учебнике на стр.83 описание жизни одного монаха.

Дети работают с текстом учебником, читают по цепочке.

- Что вы узнали об этом святом?

- Как он стал монахом?

- Почему святой Лука считал, что, став монахом, он должен оставаться врачом?


Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Познакомить учащихся с жизнью православного монастыря;

Проанализировать смысл монашеских обетов;

Изучить монашеские одежды;

Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь;

Воспитывать любовь и уважение к православным святыням России;

Новые слова: монах, монастырь, хитон, мантия, апостольник, чётки.

клобук, ряса, подрясник, параман,

Ребята! Сегодня мы познакомимся с православным монастырём, узнаем кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А так же мы совершим путешествие по наиболее значимым монастырям России

2.Беседа по опережающему домашнему заданию:

Что вы узнали о монастырях из домашнего прочтения?

Всё ли вы поняли из прочитанного?

Что вам особенно запомнилось?

Обсудили ли вы прочитанное с родителями?

Готовы ли вы к новым открытиям?

Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие.

3.Объяснение нового материала.

Возглавляет монастырь правящий в области архиерей, епископ или архиепископ.

Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.

Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

Исполнение заповедей Господних;

Добровольная нищета;

Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.

После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу.

Торжественно на монаха надевают его новую одежду.

Словарная работа

Хитон - длинная рубашка из простой ткани.

Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий

монаху его обет добровольной нищеты.

Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.

Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед, а также непрестанное духовное радование. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве.

Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни.Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей

Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве

Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину

Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни. Вот оно:

Главу клобуком покрыли,

Очи в землю опустили,

В чёрну мантию облекли

И монахом нарекли.

Подавали чётки в руки,

Чтобы меньше было скуки,

Вместо сладких всяких вин

Наливают квас един.

Подавают кислы щи –

Ешь, монах, и не ропщи…

Ответьте на следующие вопросы:

( Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души.)

Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения?

(Монах должен ограничивать себя в еде. Кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо.)

Как вы понимаете значение слова ропот?

( Роптать, значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни).

Просмотр слайдов о жизни монахов, комментарии

Рассказ о Серафимо-Дивеевском монастыре.




Ребята, сегодня я бы хотела познакомить вас с одним из наиболее почитаемых монастырей России, Серафимо-Дивеевским женским монастырём, который называют четвёртом Уделом Пресвятой Богородицы. Давайте совершим путешествие по этому святому месту.

История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря начинается с 1760 года. Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица Мария, Матерь Божия возвестила матушке Александре (Мельгуновой), будущей первоначальнице Дивеевской обители, что на этом месте будет великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете. Четвёртым уделом Своим на земле избрала Божия Матерь Дивеевскую обитель и обещала низвести на неё благословение со всех трёх жребиев Своих на земле: с Иверии, Афона и Киева.

На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Начался он с каменной Казанской церкви, построенной в 1773 – 80 годах трудами матушки Александры на том месте, где явилась ей Царица Небесная. По благословению преподобного Серафима к паперти Казанского храма были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год). В центре обители в 1865-75 годах был возведён пятипрестольный Троицкий собор. В линию с ним на рубеже XIX и XX веков поднялась пятиярусная колокольня. По сторонам от Троицкого собора в конце XIX века были построены игуменский корпус с домовым храмом в честь равноапостольной Марии Магдалины и трапезный храм в честь св. благоверного князя Александра Невского. В начале XX века за Троицким собором, чуть в стороне от него, воздвигнут Преображенский собор (1907-1916 годы).

В храмах обители почивают во святых мощах её небесные покровители: преподобный Серафим Саровский, преподобные Александра, Марфа и Елена, блаженные Дивеевские Пелагия, Параскева и Мария, преподобноисповедница Матрона.

В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году – 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была поновлена, а старинная Казанская церковь восстановлена в прежнем виде. Святая Канавка ныне устроена так, как велела Сама Царица Небесная преподобному Серафиму.

8. Просмотр слайдов о монастырях

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги нашего путешествия.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Как вы думаете, легко ли быть монахом?

Показалась ли вам история Серафимо-Дивеевского монастыря интересной и почему?

4.Хотели ли бы вы туда поехать?

Если вам понравилось сегодняшнее занятие, прикрепите к доске улыбающегося смайлика.

До новых встреч,ребята.






-80%

Морфология: (нет) чего? монастыря́, чему? монастырю́, (вижу) что? монастырь́, чем? монастырём, о чём? о монастыре́; мн. что? монастыри́, (нет) чего? монастыре́й, чему? монастыря́м, (вижу) что? монастыри́, чем? монастыря́ми, о чём? о монастыря́х

1. Монастырь — это религиозная община монахов или монахинь, которая принимает единые правила жизни (устав) и занимается хозяйственной деятельностью.

Валаамский монастырь. | Мужской, женский монастырь. | Уйти в монастырь.

В последний путь его провожали всем монастырем.

3. Монастырь — это здание или ряд зданий с прилегающей к ним территорией, в которых живут монахи или монахини.

Стены старого монастыря.

4. Если вы говорите, что кто-то подвёл вас под монастырь, вы имеете в виду, что из-за этого человека вы оказались в очень сложном положении, которое грозит вам наказанием; разговорное выражение.

Жизнь несправедлива, и самые лучшие друзья могут подвести человека под монастырь.

Монастырский устав. | Монастырская жизнь.

Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "монастырь" в других словарях:

МОНАСТЫРЬ — (греч. monasterion, от monos уединенный). Общежитие братий и сестер, принявших монашество, обитель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАСТЫРЬ греч. monasterion, от monos, уединенный. Здание, в… … Словарь иностранных слов русского языка

МОНАСТЫРЬ — муж. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. | яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри. | моск. церковный двор, погост … Толковый словарь Даля

Монастырь — (от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными… … Художественная энциклопедия

монастырь — Лавра, обитель, общежитие, пустынь, скит. См … Словарь синонимов

МОНАСТЫРЬ — МОНАСТЫРЬ, монастыря, муж. (греч. Monasterion). 1. Земельно церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти… … Толковый словарь Ушакова

МОНАСТЫРЬ — МОНАСТЫРЬ, я, муж. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м. 2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря. • В… … Толковый словарь Ожегова

монастырь — МОНАСТЫРЬ, лавра, обитель, пустынь, скит МОНАСТЫРСКИЙ, лаврский, скитский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Монастырь — (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 ок. 483 до н.э.) основал монашескую… … Всемирная история

Монастырь — (Битолія). См. Славяно греко турецкая война 1912 13 гг.1 [1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был … Военная энциклопедия

МОНАСТЫРЬ — (от греч. monasterion келья отшельника) в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав). В русском государстве до секуляризации М. были крупными… … Юридическая энциклопедия

МОНАСТЫРЬ — Поставить к монастырю кого. Жарг. угол., арест. Расстрелять кого л. ТСУЖ, 142. Беззаботный монастырь. Дон. 1. О беспечной, беззаботной жизни. 2. О беззаботном, беспечном человеке. СДГ 2, 141. Девий (девичий, девочий) монастырь. Арх. Ирон. О… … Большой словарь русских поговорок


Что такое монашество?

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Управление монастырем

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Монашество

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

монастырь. О монастыре

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

монастырь. Где живут монахи?

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Фильмы о монастырях:

Мир православия. Монашество — путь к Богу

Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Читайте также: