Наука и техника в межвоенный период кратко

Обновлено: 20.05.2024

Название работы: НАУКА И КУЛЬТУРА ЗАПАДНЫХ СТРАН В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Предметная область: История и СИД

Описание: НАУКА И КУЛЬТУРА ЗАПАДНЫХ СТРАН В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД Естественные науки и техника. Еще на рубеже XIX XX вв. начался революционный переворот в естествознании который в межвоенные годы привел к важным изменениям в производстве и в быту людей. Прежде всего он затронул физику.

Дата добавления: 2013-07-17

Размер файла: 39.5 KB

Работу скачали: 143 чел.

НАУКА И КУЛЬТУРА ЗАПАДНЫХ СТРАН В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Естественные науки и техника. Еще на рубеже XIX — XX вв. начался революционный переворот в естествознании, который в межвоенные годы привел к важным изменениям в производстве и в быту людей. Прежде всего он затронул физику, где особенно выдающуюся роль сыграли такие ученые, как А. Эйнштейн, Э. Резерфорд, М. Планк, Н. Бор. Немецкий ученый Альберт Эйнштейн (1879—1955), создавший в начале XX в. теорию относительности, продолжал плодотворную работу в области исследования квантовой теории света, космологии, использования атомной энергии и т. д. В 1922 г. он получил Нобелевскую премию. В 1939 г. Эйнштейн направил письмо президенту США, в котором предостерегал об опасности появления атомного оружия у Германии. После этого США ускорили работу над созданием атомной бомбы.

В области химии на основе периодической системы Д. И. Менделеева продолжалось открытие новых элементов. Вместе с тем были заложены научные основы для производства искусственных материалов. Эти достижения в межвоенные годы привели к ускоренному развитию химической промышленности. В биологии стала развиваться новая отрасль — генетика, которая сыграла огромную роль в сфере сельского хозяйства и медицины. Большое практическое значение имело открытие витаминов, гормонов, развитие вирусологии. Лауреатом Нобелевской премии стал шотландский ученый А. Флеминг, открывший в 1928 г. один из самых распространенных лекарственных препаратов в то время — пенициллин. В межвоенные годы в передовых странах возникла микробиологическая промышленность. В 20-е гг., благодаря исследованиям прежде всего австрийского ученого Зигмунда Фрейда, значительных успехов добились психология и психиатрия. Работая долгое время в клиниках, применяя гипноз, 3. Фрейд пришел к выводу, что поведением человека управляют инстинкты и неврозы, его подсознательная сфера.

Благодаря использованию технических средств, изменялась повседневная жизнь людей. Крупный предприниматель сменил конный экипаж на личный автомобиль, рабочий стал ездить трамваем; использовались также мотоцикл, велосипед. В городах начало широко использоваться электрическое освещение, радио и телефон, в быту появились лифт, пылесос, холодильник. Стали распространенными граммофон (проигрыватель) и просмотр фильмов в кинотеатрах.

Огромное место и в личной судьбе, и в творчестве многих прогрессивных деятелей культуры заняла борьба с фашизмом. Некоторые из них, например Э. Хемингуэй, с оружием в руках выступили против фашизма во время гражданской войны в Испании. Талантливый испанский поэт Ф, Гарсиа Лорка был расстрелян фашистами.

В 20-е гг. в литературе и искусстве усиливаются модернистские течения, направления, связанные с поиском новых выразительных форм. Наибольшее влияние на развитие литературы оказали произведения писателей этого направления Марселя Пруста и Франца Кафки.

Рост городов и численности городского населения, развитие радио, кино, периодической печати, средств звукозаписи вызвали появление так называемой массовой культуры. Она была рассчитана на массового потребителя. Действительность в ней принижалась, упрощалась, подавалась в стандартизированных вариантах. Типичными жанрами массовой культуры стали детективные романы, комиксы, эстрадная музыка.

Выводы. 1. Новые открытия обеспечили возможность широкого использования достижений науки в повседневной жизни. 2. Первая мировая война, мировой экономический кризис и нарастание угрозы новой войны усилили как реалистическое направление в области культуры, так и модернистское, представители которых стремились разными средствами отразить свое тревожное время. 3. В межвоенный период начинает формироваться массовая культура, которая диктовала рядовому человеку стандарты его поведения.

Огромное влияние на развитие западной цивилизации в межвоенное время оказали достижения науки и техники. Наука добилась новых успехов, обогатилась новыми отраслями знаний. Важные шаги в своем развитии сделали естественные науки. Среди них передовые позиции заняла атомная физика, возникшая в начале 30-х гг. Она значительно углубила знания о строении и состоянии атома, о структуре и свойствах его ядра, открыла новые элементарные частицы, искусственную радиоактивность и в конце 30-х гг. вплотную подошла к осуществлению цепной ядерной реакции.

Эти успехи разделили выдающиеся ученые многих стран. Среди них -лауреаты Нобелевской премии Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми, супруги Фредерик и Ирен Жолио-Кюри, Джеймс Чедвик, Поль Адриен Морис Дирак и др.

Достижения атомной физики имели универсальный характер. Ее методы проникновения и идеи нашли широкое применение в химии, астрономии, биологии, медицине и других областях естествознания. Они ускорили развитие или появление новых междисциплинарных наук: биофизики и биохимии, биоэнергетики и генетики, геофизики и геохимии, физической химии и химической физики.

Продолжала нарастать тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу. Важное значение имела электрификация народного хозяйства. Она стала основой технического прогресса. Поточно-конвейерное производство перешагнуло границы Америки и распространилось на Европу. Оно обеспечило массовый выпуск грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов, тракторов, комбайнов и другой техники новых марок. Благодаря успехам химии было освоено производство искусственных материалов. В медицинскую практику вошли новые лекарственные препараты: витамины, гормоны, антибиотики.

В начале 20-х гг. в США, СССР, Франции, Англии, Германии, Италии и других странах вступили в строй радиовещательные станции, и в 30-е гг. радиовещание приобрело всеохватывающий характер. С середины 20-х гг. в жизнь людей вошло телевидение, с конца 20-х гг. вместо немого кино появилось звуковое, а в 30-е гг. — цветное кино.

На основе научных достижений развернулась новая гонка вооружений. Быстро совершенствовалась боевая техника, способная поражать людей и на суше, и на море, и в воздухе: разные типы самолетов, танков, бронемашин, надводный и подводный флот, артиллерия и т. д. Кровавый опыт первой мировой войны не образумил человечество. Оно опять стало совершенствовать и накапливать орудия собственного истребления.

46. Развитие культуры в странах Западной Европы и США в межвоенный период.

Литература и искусство. Многообразная и противоречивая жизнь западного общества межвоенного времени нашла широкое отражение в художественной культуре. В ней также существовали различные течения, которые стремились по-своему выразить сложные явления современности, глубже проникнуть в их суть. Вместе с тем появился ряд новых течений, объявивших себя авангардными, новейшими, или модернистскими. В литературе и искусстве они нашли воплощение в таких течениях, как

экспрессионизм (от лат. Expression – выражение),

дадаизм (франц. dadaisme, от dada — конек, деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет),

сюрреализм (франц. surrealisme, букв. – сверхреализм) и др.

Авангардизм - весьма сложное по своему характеру явление в художественной культуре. В нем переплетались различные идеологические воззрения и представления — от пессимизма и иррационализма до яростного протеста против пороков существующего социального строя и осуждения войны. В литературе видными представителями этого течения были француз Марсель Пруст, австриецФранц Кафка, ирландец Джеймс Джойс; в изобразительном искусстве — испанский художник Сальвадор Дали, немецкий — Отто Дикс, бельгийский -- Франс Мазерель. В музыке поиском новых средств выразительности занимались русский композитор И. Ф. Стравинский, француз Артюр Онегер, немец Карл Орф, поляк Кшиштоф Пендерецкий, австриец Арнольд Шенберг, венгрБела Барток и др.

В первое послевоенное время авангардизм стал весьма влиятельным течением в художественной культуре. Однако основной тенденцией ее исторического развития оставался реализм.

В это же время в литературе творили свои бессмертные произведения корифеи реализма писатели Теодор Драйзер, Эптон Билл Синклер, Эрнест Хемингуэй, Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Ромен Роллан;

в изобразительном искусстве и архитектуре — Альберт Марке, Рокуэлл Кент, Шарль Эдуар Ле Корбюзье;

в скульптуре — Аристид Майоль;

в кино — Чарлз Чаплин, Уолт Дисней, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и др.

Большое влияние на духовную жизнь общества в 30-е гг. оказало нарастание угрозы фашизма и войны. Многие произведения выдающихся мастеров культуры того времени стали наполняться тревожными предчувствиями и ощущениями надвигающейся новой катастрофы. В них раскрывались беспощадная правда о национализме, шовинизме и фашизме, картины прошлой войны – гигантской и бездушной мясорубки, звучали предупреждения людей о новой опасности, призывы к объединению в борьбе с фашизмом. Этот лейтмотив пронизывал творчество Теодора Драйзера, Ромена Роллана, Бертольта Брехта, Эриха Марии Ремарка, Эрнеста Хемингуэя, Луи Арагона, Гарсиа Лорки, Паб-ло Пикассо, Франса Мазереля, Отто Дикса и других и насыщал пафосом антифашистской борьбы жизнь общества.

Массовая культура. Важным явлением духовной жизни межвоенного времени стала массовая культура. Ее рождение связано с заметным ростом общеобразовательного уровня и материального благосостояния населения и его потребностей в культурной продукции. С помощью радио, кино, периодической печати, а потом и телевидения массовая культура, получила широкое распространение и постепенно превращалась в индустриально-коммерческую форму производства. В отличие от элитарных авангардистских и модернистских течений, рассчитанных на образованную верхушку общества, массовая культура предназначалась для широких масс, с их недостаточно развитыми, а то и вульгарными вкусами. Для нее были характерны развлекательность, сентиментальность, пропаганда культа успеха, потребительства, насаждение определенного образа жизни, стремление к сенсационности и т. д.

В массовый вид искусства превратилось кино. В США оно стало очень прибыльной отраслью экономики, а район Лос-Анжелеса – Голливуд являлся ее центром. Экраны всех стран мира заполнили комедии Чарлза Чаплина и Бестера Китона, приключенческие фильмы с участием Оливии Де Хэвилленд, сентиментальные – с Мэри Пикфорд, ковбойские — с Томасом Инсом.

В литературе небывалую популярность приобрел детектив с его занимательной интригой и простотой повествования. Миллионы людей зачитывались детективными романами англичан Артура Конан Доила, Гилберта Кита Честертона, Агаты Кристи, француза Жоржа Сименона, американца Рекса Стаута и др. Созданные их фантазией герои Шерлок Холмс, отец Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ, Ниро Вульф приобрели необычайную популярность среди читателей.

Массовая культура многообразна, демократична и общедоступна. Она заполняет досуг населения, способствует приобщению к культуре вообще. Правда, массовую культуру можно использовать в целях манипуляции духовным миром людей. В межвоенное время в фашистских государствах, например, над ней был установлен весьма жесткий контроль. Саму ее превратили в инструмент формирования у населения определенного мировоззрения и укрепления тоталитарных режимов.

Развитие науки и культуры в начале XX в. ознаменовалось бурным развитием техники, внедрением новых технологий, а также появлением новых стилей и направлений в искусстве.

Вопросы в параграфе

1. Как изменилась жизнь людей с появлением радио, телевидения и звукового цветного кинематографа?

Жизнь людей изменилась с появлением радио, телевидения и звукового цветного кинематографа в том, что люди стали более информированы о происходящем в мире событиях в политической, экономической и культурной жизни. Началось создание информационного общества.

2. Как вы думаете, какие особенности мировосприятия людей межвоенного периода привели к рождению течений сюрреализм и абстракционизм.

Новыми особенностями мировосприятия в межвоенный период стало стремление освободиться от влияния норм и догматов старого мира, сформировать новый взгляд на привычное устройство мира и общества. Этому активно способствовал крах привычных духовных ценностей

3. Из курса всеобщей истории 7-8 классов вспомните, чем характеризуется классицизм в архитектуре.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие основные научные открытия были сделаны в межвоенный период?

Открыта структура атома, создание искусственных твёрдых материалов (полиэтилен и нейлон), открыта атмосфера на Венере, компьютер, реактивные двигатели.

2. Какие новые науки и направления исследований появились в это время?

Атомная физика и квантовая механика – новое направление физики, биофизика и биохимия.

3. Что изменилось в жизни людей в связи с появлением новых видов техники и оборудования? Можно ли считать эти перемены революционными?

С появлением новой техники изменился быт и труд человека, скорость перемещения. Да, их можно назвать революционными, т.к. они в значительной мере меняли жизнь человека.

4. В чём заключаются основные идеи экзистенциализма?

Экзистенциализм рассматривал человека как уникальное духовное существо, способное самостоятельно выбирать свою судьбу, а не слепо следовать божественному предназначению. Избрание судьбы предполагало свободу и ответственность личного выбора. Рождение экзистенциализма отразило глубокие искания, в которых пребывали представители духовной элиты западного общества.

5. Составьте таблицу шедевров мировой художественной культуры в межвоенный период (вид искусства, автор, название произведения).

Составьте таблицу шедевров мировой художественной культуры в межвоенный период

7. Почему в 1920-е гг. в живописи происходит уход от реализма к абстрактному искусству, сюрреализму, модернизму и т. п.?

Стремление освободиться от влияния норм и догматов старого мира, сформировать новый взгляд на привычное устройство мира и общества. Этому активно способствовал крах привычных духовных ценностей

8. Какие новые веяния проявились в изобразительном искусстве Латинской Америки?

В странах Латинской Америки крупные перемены в искусстве, произошедшие в 1920-е гг., были связаны с деятельностью мексиканских художников-муралистов, которые занимали левую, революционную позицию, были тесно связаны с коммунистической партией, а их работы демонстрировали великую внутреннюю силу народа, вскрывали социальные и исторические противоречия, стали своеобразным гимном трудящимся.

Да, согласен, т.к. любой город является системой, состоящих из взаимосвязанных элементов, которые должны быть правильно расположены, в противном случае без такого четкого планирования город не будет единым пространством и человеку в нем будет не удобно.

Развитие культуры в межвоенный период характеризовалось последствиями научной революции, которая началась на рубеже XIX и XX вв. и продолжалась в межвоенный период. Прежде всего революция в науке затронула физику. Были сделаны три крупнейших открытия: 1) электрон (1896); 2) радиоактивность (1898); 3) принцип относительности (1905, 1916). В итоге революции в естествознании были опровергнуты принципы классической механики: неделимость атома, неизменяемость массы, абсолютизация законов механики. Формирование теории относительности А. Эйнштейна и квантовой механики ставило под сомнение концепцию механической картины мира. Выяснилось, что законы развития макромира и микромира не соответствуют друг другу.

Английский ученый Э. Резерфорд открыл атомное ядро в 1911 г., а на основе этого открытия датский физик Н. Бор, используя теорию квантов М. Планка, создал квантово-планетарную теорию строения атома. В 1905 г. А. Эйнштейн сформулировал специальную теорию относительности. В 1916 г. он же создал общую теорию относительности. Научные открытия, приведшие к революции в науке, послужили основой для выработки новой картины мира, которая строилась на органической связи пространства и времени с материей и ее движением. Это отличало ее от картины мира Ньютона, которая базировалась на существовании трех не зависимых друг от друга явлениях: 1) вещество; 2) абсолютное пространство; 3) абсолютное время. Столь значительные изменения в науке, приведшие к кардинальному изменению картины мира, открывали большие возможности для развития науки и техники, цивилизации в целом. В конечном итоге это отразилось и на духовной культуре общества.

В межвоенный период больших успехов достигла химическая наука, прежде всего в области создания искусственных материалов. Значительные достижения в биологии, особенно в развитии генетики, позволили решить проблему многих ранее не излечимых болезней. Были открыты витамины, гормоны, электрическая природа нервного импульса. Стандартизация и рациональная организация труда открыли возможность широкого распространения конвейера и массового производства. Происходило превращение науки в непосредственную производительную силу. Если до начала XX в. значительная часть технических изобретений было делом рук талантливых самоучек, то в дальнейшем большинство открытий, представлявших интерес для производства, явилось результатом использования научного знания. Многие открытия начала XX в. получили широкое практическое применение в межвоенный период. Широко использовались возможности телеграфа, телефона, радио, кинематографа. В 30-е гг. получило развитие звуковое и цветное кино. Возросла роль технических средств в повседневной жизни людей. Распространенным явлением стали электрическое освещение, автомобиль, лифт, холодильник, средства звукозаписи. Произошло увеличение тиражей газет и журналов. Все это переориентировало общество на потребительский тип материальной культуры и заложило основы массовой духовной культуры.

Мировой экономический кризис оказал значительное влияние на темпы, направление и характер развития науки и техники в 30-е гг. Он затронул прежде всего предприятия старых отраслей хозяйства с устаревшими оборудованием и технологией производства. Вместе с тем кризис открыл путь для неизбежной модернизации техники и технологии. Количественный и качественный рост промышленности в 30-е гг. происходил в тесной взаимосвязи с быстрым развитием ее научно-технических основ. Рост производства все более зависел от использования новой техники и технологий. Параллельно все это требовало углубления научных знаний. Отличительной чертой развития науки и техники в 30-е гг. стало возрастание социальной значимости их достижений. Применение на практике новых естественнонаучных знаний и достижений инженерной мысли привело к модернизации производства, возрастанию интенсификации труда и как следствие этого повлекло за собой рост безработицы и другие социальные проблемы. Новый технический уровень производства диктовал необходимость изменений в социальной структуре и характере подготовки различных слоев трудящихся. Постепенное повышение образовательного уровня рабочих сопровождалось развитием разнообразных форм специализированного технического обучения. Росли жизненные потребности населения. Вместе с тем возросла социальная активность масс, что заставляло правящие круги шире использовать технические средства для усиления идеологического воздействия на массовое сознание.

Вместе с тем в межвоенный период существовала и альтернатива развитию искусства, она была связана с творчеством деятелей культуры реалистического направления. В произведениях Б. Шоу, Д. Гол-суорси исследованы новые сложные процессы в духовной жизни индустриального общества, Т. Драйзер показал американскую трагедию, где основа счастья и цель успеха — деньги. В этом же русле творили и Дж. Стейнбек, У. Фолкнер. Философская глубина мысли и творчество реалиста неразрывно слились с пафосом антифашистской борьбы в произведениях Э. Хемингуэя. Во Франции широкой известностью пользовались произведения писателей реалистического направления Ф. Мориака, Р. Мартена дю Тара. Своеобразным сочетанием реализма и модернизма отличалось творчество М. Пруста. Полны искренней любви к людям и глубоко философичны произведения А. де Сент-Экзюпери. В Германии многие писатели-экспрессионисты в последующие годы эволюционировали к реализму. Л. Фейхтвангер поднимал острые вопросы, волновавшие послевоенную Германию. В книгах Э. М. Ремарка глубина социального анализа общества связана с традиционным пацифизмом. Необычный творческий подъем характерен для деятельности немецких писателей-эмигрантов. Достаточно известными стали романы В. Бределя, А. Зегерс, философские поэмы И. Бехера. Велика роль в антифашистской борьбе творчества Б. Брехта. После установления фашистской диктатуры представители прогрессивной немецкой интеллигенции эмигрировали. На родине их книги были запрещены. Оказавшись в изгнании, они продолжили борьбу с нацизмом. Большую роль в антифашистском сопротивлении играли произведения видных писателей И. Бехера, Б. Брехта, В. Бренде-ля, А. Зегерс.

Значительный вклад в испанскую культуру внес выдающийся поэт и драматург Ф. Гарсия Лорка. Чудовищный облик фашизма, несущего миру смерть и разрушение, изобразил П. Пикассо.

С середины 30-х гг. лейтмотивом многих произведений очень разных по характеру творчества художников становится ощущение опасности тоталитаризма, роста военной угрозы. Эта тема пронизывает творчество английских писателей Дж. Оруэлла, Дж. Олд-риджа, Г. Уэллса, Г. Грина, американца С. Льюиса, бразильца Ж. Амаду, чилийца П. Неруды. В атмосфере угрозы тоталитаризма в 30-е гг. реалистическое искусство стало подлинным участником борьбы против фашизма и войны.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Антуан де Сент-Экзюпери

ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК (отрывок)

«Технические средства не создаются за две недели. Мы не могли не отстать в гонке вооружений. Нас было сорок миллионов земледельцев против восьмидесяти миллионов людей, занятых в промышленности!

Мы воюем один против трех. У нас один самолет против десяти или двадцати и один танк против ста. Нам некогда размышлять о прошлом. Мы живем настоящим. А настоящее таково. Никакая наша жертва никогда и нигде не может задержать наступление немцев.

Жертва теряет всякое величие, если она становится лишь пародией на жертву или самоубийством. Самопожертвование прекрасно, когда гибнут немногие ради спасения остальных. И кажется, мы просто обрекаем на гибель тех, за кого мы сражаемся или делаем вид, что сражаемся, потому что самолет, сметающий города в тылу войск, полностью изменил характер войны.

ВСПОМИНАЯ ВОЙНУ В ИСПАНИИ (отрывок)

«Борьба за власть между различными группировками Испанской Республики — тема большая и слишком сложная. Упоминаю об этом с единственной целью предупредить: не верьте ничему или почти ничему из того, что пишется про внутренние дела в правительственном лагере. Из каких бы источников ни исходили подобные сведения, они остаются пропагандой, подчиненной целям той или иной партии, — иначе сказать, ложью.

Занимая антифашистскую позицию, можно создать в целом правдивую историю войны, однако это окажется пристрастная история, которой нельзя доверять в любой из самых важных подробностей. Во всяком случае, какую-то историю напишут, а когда уйдут все воевавшие, эта история станет общепринятой. И значит, если смотреть на вещи реально, ложь с неизбежностью приобретет статус правды.

1. Какие открытия влияли на развитие науки в межвоенный период?

2. Как повлиял мировой экономический кризис 1929 — 1933 гг. на развитие науки и техники?

3. Какие новые тенденции и направления, а также оценки действительности появились в литературе и искусстве в период между двумя мировыми войнами?

Читайте также: