Контрреформация и орден иезуитов кратко

Обновлено: 08.07.2024

Успехи реформации и народные движения против церкви напугали и папу римского и феодальный мир Европы. К середине XVI в. от католической церкви отпали: Англия, Шотландия, часть Германии и Швейцарии. Реформация имела своих сторонников в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии, и даже в папских владениях было много сторонников ереси, а среди духовенства были сторонники реформы церкви и папства.

Папа и верхушка церкви совместно со всей феодальной реакцией, напуганной ростом массового движения, объединились для расправы с гуманизмом и ересью. Идеи, которые выдвигали гуманисты и передовые люди, — первенство разума, свобода совести, свобода научного исследования, ограничение феодальной власти церкви и реформа церковной жизни — вызвали ожесточенное сопротивление папства.

Для борьбы с прогрессивными движениями и наукой папство в XVI в. усилило инквизицию, создало орден иезуитов и пыталось укрепить свое положение в церкви с помощью созванного по требованию императоров и королей Испании, Франции и Германии Тридентского собора. Этот собор, созванный для реформы церкви, был так организован, что оказался выполнителем воли папы, и хотя заседал с перерывами восемнадцать лет (1545–1563 гг.), ноне посмел решить ни одного вопроса в духе малейшего ограничения папской власти. Путем подкупа, застращивания, угроз и прямого обмана папа и его ставленники добились от собора нужных им решений о неограниченности папской власти и против реформации.

Середина XVI в. ознаменовалась разгулом инквизиции, деятельность которой возродил папа Павел III. Во главе инквизиции он поставил зверя в образе человеческом — палача Караффу (в 1555 г. он был избран папой под именем Павла IV).

Десятки тысяч людей сожгла тогда инквизиция в разных странах Европы [55].

Религиозные ордена, как особые боевые организации церкви, непосредственно подчиненные папе, стали создаваться еще в XII в., во время крестовых походов, В 1118 г. для охраны захваченных крестоносцами на Востоке земель и для защиты пилигримов был создан из дворян-рыцарей орден (общество) тамплиеров (или храмовников), еще раньше был создан орден иоаннитов, а в конце XII в, — тевтонский орден, бывший орудием немецких князей и папы римского, стремившихся к завоеванию славянских и прибалтийских земель.


Медали, выбитые в память Варфоломеевской ночи папой Григорием XIII и королем Карлом IX

В XVI в. для борьбы с реформацией стали создаваться новые ордена. Среди них особое место заняли иезуиты.

Орден иезуитов отличается от всех других орденов католической церкви. Все монашеские ордена на словах проповедуют аскетизм, бедность, опрощение. Их члены живут в монастырях и обращают свою проповедь главным образом к народным массам. В отличие от них иезуиты с самого начала поставили себе целью укрепление власти папы путем проникновения в среду аристократии, в среду богатых и особенно правящих кругов разных государств. Втереться в доверие к правящим кругам, к влиятельным лицам, к землевладельческой и финансовой аристократии, воздействовать через них на политическую и общественную жизнь в духе папских требований и в целях усиления реакции — такова задача иезуитов. В связи с тем, что они обращаются не к народной массе, а к аристократии, иезуиты не требуют от своих членов обета бедности и опрощения, наоборот, они требуют, чтобы члены их ордена хорошо одевались, были воспитанны, умели себя держать в высшем обществе, были образованны, хорошо ориентировались в политике.

Основателем ордена иезуитов был испанский дворянин Игнатий Лойола (родился в 1491 г.). Человек невежественный, но огромного честолюбия, он стремился чем-нибудь выделиться. В 1521 г., будучи на офицерской службе в армии, Лойола был ранен. Военная карьера стала для него навсегда невозможной. Болезнь после ранения и чтение религиозных книг сделали Лойолу религиозным фанатиком. К тому же он страдал галлюцинациями, уверяя, что видит Иисуса, деву Марию, дьявола и т, д. Его религиозный фанатизм и сумасбродство смущали даже церковников, и он трижды привлекался инквизицией по обвинению в ереси.


Чтобы держать людей в своих руках, Лойола разработал сложную утонченную систему взаимного доносительства и шпионажа. Доносы и шпионаж считались благочестивым делом.

Орден иезуитов нашел приверженцев среди аристократии разных стран и быстро разросся. Он приобрел влияние на близкие к правителям круги, в частности на женщин из аристократии. Иезуиты старались прибрать к своим рукам школу, чтобы поставить преподавание в ортодоксальном католическом духе.

В то время, когда папский престол шатался и народы Европы освобождали себя от гнета римской церкви, иезуиты сыграли крайне реакционную роль. Орден иезуитов — олицетворение реакции — не раз изгонялся из ряда стран в периоды общественного подъема по требованию прогрессивных классов общества. Но в периоды реакции орден этот, при поддержке правящих классов, вновь развивал свою деятельность. Так было, например, в Европе после Французской революции конца XVIII в. Напуганные революцией господствующие классы повсюду восстановили орден иезуитов. Тогда-то особенно иезуиты развернули свою реакционную деятельность и в России: как Екатерина II, так после нее и царь Павел I и русские крепостники-помещики видели в иезуитах людей, которые способны спасти крепостнический строй от революционного взрыва.

Орден иезуитов существует и до сих пор. Число его членов ныне доходит до 26 тысяч. Он поныне придерживается старой тактики — влиять на политику правительств и на аристократию.

Усиление реакции в тех или иных странах и ныне ведет к усилению ордена иезуитов, подъем революционного движения, наоборот, бьет и по иезуитам. Так, под давлением народного движения в начале XX столетия иезуиты были изгнаны из Франции, но в 1928 г. французская реакционная буржуазия разрешила им вернуться в страну. В 1940 г., при реакционном правительстве маршала Петэна, иезуиты вновь получили большое влияние на школу во Франции. В 1931 г. восставший испанский народ изгнал иезуитов из Испании; в 1939 г. генерал Франко, вместе с восстановлением власти помещиков и буржуазии, восстановил и могущество ордена иезуитов.

Из иезуитов ныне комплектуется высшая иерархия католической церкви и советники папы. В их лице рабочее движение имеет коварных, непримиримых, вероломных и хитрых врагов.

Глава 13 Борьба с Реформацией

Глава 13 Борьба с Реформацией А теперь перейдем к религиозной политике Сигизмунда I. Первая жена короля Варвара умерла в 1515 г. после долгой болезни. Германский император предложил Сигизмунду, которому уже исполнилось 50 лет, невесту – двадцатичетырехлетнюю итальянскую

Иезуиты рулят

Иезуиты рулят Речь идет о знаменитом ордене иезуитов. Вполне очевидно, что создавался он на базе Воинства и вобрал в себя весь его опыт и все агентурные связи — иначе невозможно объяснить молниеносный взлет ордена и его словно по мановению волшебной палочки возникшую

ИЕЗУИТЫ

ИЕЗУИТЫ Владеющая огромными территориями Испания все еще имела вес на политической арене. А иезуиты имели вес в Испании, хотя вскоре появляется и противовес: в лице Карла III государство впервые получило по-настоящему просвещенного короля. Иезуиты были обвинены в

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ШВЕЙЦАРИИ ПЕРЕД КАЛЬВИНИСТСКОЙ РЕФОРМАЦИЕЙ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ШВЕЙЦАРИИ ПЕРЕД КАЛЬВИНИСТСКОЙ РЕФОРМАЦИЕЙ В первой трети XVI в. экономика Женевы переживала тяжелый застой. Обострилась и политическая обстановка. Герцог Савойский и епископ Женевский, пользуясь ослаблением города, попытались расширить свои

Гуманисты и иезуиты

41. ИЕЗУИТЫ ДЕЙСТВУЮТ

Иезуиты

Иезуиты Политико-философской концепцией династии Бурбонов был абсолютизм, утверждавший среди прочего, что ничто из того, что находилось в рамках государства, не могло противостоять этому государству или его представителям. В середине XVIII столетия в той части Америки, о

Иезуиты в Канаде


Католическая церковь включает в себя несколько монашеских орденов. Одним из самых влиятельных является орден иезуитов. Он также известен как Общество Иисуса или Орден св. Игнатия. Создание ордена иезуитов относится к периоду Контрреформации XVI века и связано с именем Игнатия Лойолы. По состоянию на 2016 год он ведёт деятельность в более чем 100 государствах мира и насчитывает около 16 тыс. участников.

Образование ордена

Годом создания ордена иезуитов стал 1534, то есть через 17 лет после начала Реформации в Центральной Европе и одновременно с завоеванием испанцами империи инков в Южной Америке.

Иезуиты

Рис. 1. Иезуиты.

Основатель ордена, Игнатий Лойола, происходил из дворян баскского происхождения из города Аспейтия на границе современных Испании и Франции. В 1521 году он был серьёзно ранен в битве при Памплоне. Во время выздоровления он решил заняться духовным служением. В 1534 году Игнатий и ещё шесть молодых людей дали обет бедности, целомудрия и послушания папе Римскому в деле руководства миссией. В 1540 году Римским папой Павлом III был утверждён устав монашеского ордена. Игнатий Лойола возглавлял орден до своей смерти в 1556 году.

Иезуиты сначала вели свою деятельность в Европе, но ещё при жизни основателя их представители отправились в Азию, Африку и Южную Америку, то есть в новые земли, открытые португальцами и испанцами. В Европе они противостояли Реформации и занимались в том числе и развитием образования. В 1565 году иезуиты появились в Польше, а в 1569 году их коллегиум возник в Вильно и вскоре, при короле Стефане Батории, был повышен до статуса академии.

Вместе с Игнатием орден создавали Пьер Фавр и Франциск Ксаверий. Последний вошёл в историю как первый католический миссионер в Японии. В рамках своих миссионерских путешествий в 1540-е годы он посетил восточное побережье Африки, города южной Индии, Малакку, Молуккские острова в современной Индонезии и город Кантон на юге Китая.

Игнатий Лойола

Рис. 2. Игнатий Лойола.

Деятельность ордена

Численность членов ордена за период с 1556 по 1615 год увеличилась с 2000 до 15 тыс. человек. Иезуиты занялись христианизацией Парагвая. В Китае они получили от императора право на распространение знаний по математике и астрономии. Под влиянием иезуитов Литва осталась католической, дети некоторых польских магнатов-протестантов вернулись в католичество. В 1580 году они создали коллегиум в Полоцке.

Эпоха просвещения стала для ордена тяжёлым периодом. В 1773 году папа Римский Климент XIV упразднил орден из-за давления со стороны королей крупных католических государств — Франции, Испании и Португалии. Несмотря на это, иезуитские миссии продолжали свою деятельность в Российской империи, Пруссии, Индии и Китае.

Орден был восстановлен в 1814 и его возглавил выходец из России — Фаддей Бжозовский из Полоцка. В XIX веке иезуиты открыли новые периодические издания, они занимались исследованиям по направлению естественных наук, среди них были не только богословы, но и палеонтологи.

Орден иезуитов, 1540 г.

Рис. 3. Орден иезуитов, 1540 г..

Что мы узнали?

Кратко основание ордена иезуитов изучают в школьном курсе истории 7 класса. Для понимания истории Европы периода Реформации и религиозных войн следует знать, кто основал его: этим человеком стал уроженец Пиренеев — Игнатий Лойола. С деятельностью иезуитов связан ряд достижений католической церкви, например, распространение христианства в Японии.

основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540
году. Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно
занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью.

Контрреформация — Контрреформация в Западной Европе — католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви и христианской веры

Официальная позиция католической церкви в отношении собственной реформы и Рефор­мации нашла отражение в политике папства. В 1520—1530-е годы действия пап по обновлению католической церкви, как и принятие контрреформационных мер, были малоэффективными. Более того, папы рассматривали церковный раскол как временное явление, ликвидация которого якобы зависит от расстановки политических сил. Почти всю первую половину XVI в. папы были заняты Итальянскими войнами и дипломатической борьбой вокруг событий на Апеннинах. К середине XVI в. положение изменилось. Папское го­сударство утратило политическое влияние как в Италии, так и в Европе в целом. Большой моральный и материальный ущерб ему нанес разрыв с английской, немецкой и скандинавскими церквами. Угрозу представляли и притязания католических монархов на вме­шательство в церковные дела национальных церквей. Обстоятельст­ва вынуждали пап идти на политические союзы с монархами и терпеть их контакты с турками-османами и протестантами.

Переход к церковной реформе в деятельности папства связан с понтификатом Павла III. Папа покровительствовал сторонникам обновления католической церкви и положил начало идейно - теоретической подготовке антиреформационного наступле­ния. Он выдвинул в кардиналы строгих монахов и умных реформа­торов — глашатая католической реформы Контарини, гуманиста Садолето и отца неаполитанско-испанской инквизиции Караффу. Павел III договорился с императором Карлом V о созыве Вселенско­го собора.

В 1542 г. по инициативе кардинала Караффы начал свою дея­тельность Высший инквизиционный трибунал в Риме — так было положено начало контрнаступлению на Реформацию. Трибунал получил неограниченную власть в делах веры и юрисдикцию, кото­рая распространялась на все католические государства. Комиссары этой “Святой службы” посылались в разные страны. Жертвами три­бунала стали Джордано Бруно и Дж. Ч. Ванини, приговоренные к сожжению на костре за ересь, а также Т. Кампаиелла, Г. Галилей и многие другие. В 1543 г. кардинал Караффа наложил запрет на печатание любых сочинений без разрешения инквизиторов. Первые каталоги запрещенных книг были составлены по инициативе мест­ных властей в Лувене, Париже, Венеции, Флоренции и Милане, В 1559 г. в Риме появился “Индекс запрещенных книг", обязательный для всей католической церкви. В него вошли сочинения протестан­тов и книги, не соответствующие официальному пониманию като­лического благочестия. В числе запрещенных оказался даже “Про­ект исправления церкви”, одним из составителей которого был сам кардинал Караффа, кроме того, труды иезуитов Ф. Суареса и Л. де Молины, а также “Примечания к Новому завету” Эразма Роттер­дамского, сочинения Боккаччо, Лоренцо Валлы, Макиавелли, Уль­риха фон Гуттена и другие. Компетентная комиссия просматривала литературу, доступную для чтения в школах и университетах, и изымала недозволенное или вымарывала отдельные страницы в ос­тавленных книгах. Закон о цензуре имел в виду не только книгоиз­дателей и книготорговцев, но также частных лиц, которые подлежа­ли наказанию за чтение, хранение, распространение запрещенных книг и сокрытие информации об этом.

Огромную роль в консолидации католической церкви сыграл Тридентскяй собор 1545—1563 гг. Если инквизиция и цензура были направлены на пресечение Реформации и искоренение ее идей, рав­но как и светского свободомыслия, то собор имел целью не только осудить протестантскую ересь, но и принять меры по укреплению католической церкви. Обнародованная папой булла обозначила сле­дующие задачи собора: ясное определение католической веры и реф

Контрреформация — Контрреформация в Западной Европе — католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви и христианской веры

Официальная позиция католической церкви в отношении собственной реформы и Рефор­мации нашла отражение в политике папства. В 1520—1530-е годы действия пап по обновлению католической церкви, как и принятие контрреформационных мер, были малоэффективными. Более того, папы рассматривали церковный раскол как временное явление, ликвидация которого якобы зависит от расстановки политических сил. Почти всю первую половину XVI в. папы были заняты Итальянскими войнами и дипломатической борьбой вокруг событий на Апеннинах. К середине XVI в. положение изменилось. Папское го­сударство утратило политическое влияние как в Италии, так и в Европе в целом. Большой моральный и материальный ущерб ему нанес разрыв с английской, немецкой и скандинавскими церквами. Угрозу представляли и притязания католических монархов на вме­шательство в церковные дела национальных церквей. Обстоятельст­ва вынуждали пап идти на политические союзы с монархами и терпеть их контакты с турками-османами и протестантами.

Переход к церковной реформе в деятельности папства связан с понтификатом Павла III. Папа покровительствовал сторонникам обновления католической церкви и положил начало идейно - теоретической подготовке антиреформационного наступле­ния. Он выдвинул в кардиналы строгих монахов и умных реформа­торов — глашатая католической реформы Контарини, гуманиста Садолето и отца неаполитанско-испанской инквизиции Караффу. Павел III договорился с императором Карлом V о созыве Вселенско­го собора.

В 1542 г. по инициативе кардинала Караффы начал свою дея­тельность Высший инквизиционный трибунал в Риме — так было положено начало контрнаступлению на Реформацию. Трибунал получил неограниченную власть в делах веры и юрисдикцию, кото­рая распространялась на все католические государства. Комиссары этой “Святой службы” посылались в разные страны. Жертвами три­бунала стали Джордано Бруно и Дж.Ч. Ванини, приговоренные к сожжению на костре за ересь, а также Т. Кампаиелла, Г. Галилей и многие другие. В 1543 г. кардинал Караффа наложил запрет на печатание любых сочинений без разрешения инквизиторов. Первые каталоги запрещенных книг были составлены по инициативе мест­ных властей в Лувене, Париже, Венеции, Флоренции и Милане, В 1559 г. в Риме появился “Индекс запрещенных книг", обязательный для всей католической церкви. В него вошли сочинения протестан­тов и книги, не соответствующие официальному пониманию като­лического благочестия. В числе запрещенных оказался даже “Про­ект исправления церкви”, одним из составителей которого был сам кардинал Караффа, кроме того, труды иезуитов Ф. Суареса и Л. де Молины, а также “Примечания к Новому завету” Эразма Роттер­дамского, сочинения Боккаччо, Лоренцо Валлы, Макиавелли, Уль­риха фон Гуттена и другие. Компетентная комиссия просматривала литературу, доступную для чтения в школах и университетах, и изымала недозволенное или вымарывала отдельные страницы в ос­тавленных книгах. Закон о цензуре имел в виду не только книгоиз­дателей и книготорговцев, но также частных лиц, которые подлежа­ли наказанию за чтение, хранение, распространение запрещенных книг и сокрытие информации об этом.

Огромную роль в консолидации католической церкви сыграл Тридентскяй собор 1545—1563 гг. Если инквизиция и цензура были направлены на пресечение Реформации и искоренение ее идей, рав­но как и светского свободомыслия, то собор имел целью не только осудить протестантскую ересь, но и принять меры по укреплению католической церкви. Обнародованная папой булла обозначила сле­дующие задачи собора: ясное определение католической веры и реформа церкви. Главной целью была систематизация и унифика­ция католического учения. Необходимость в этом вызывалась вы­ступлениями протестантских реформаторов, стремящихся поколе­бать традиционные устои. Папа Павел III считал догматическую и организационную консолидацию церкви под верховенством папы основополагающей для проведения реформы и борьбы с протестан­тами.

Работа собора, начатая в 1543 г. в маленьком пограничном между Италией и Германией г. Тренто, с длитель­ными перерывами продолжалась 18 лет, пока наконец не были при­няты решения. Прежде всего было указано на незыблемость иерар­хии, традиций и церковных таинств. Особо подчеркивалась функ­ция церкви как посредника в достижении спасения. Было подтверж­дено и закреплено все то, что хотели низвергнуть протестанты. Собор отверг основной постулат протестантских реформаторов, со­гласно которому только Библия — источник веры, и подтвердил, что Священное предание также является источником веры. Он под­твердил главенство папы в церкви, статус клириков, целибат, мес­су, таинство исповеди, почитание святых и поклонение мощам. В центре теологических дискуссий было учение о спасении и милости Божьей, т.е. то, что разделяло католическую и реформированную церкви. Собор установил, что спасение дается людям благодаря благодеяниям Христа, но вера — это только врата, открывающие путь к спасению. Для достижения же его необходимы посредничест­во церкви, активная религиозность и благодеяния. Таким образом была подтверждена вся догматическая основа и организационная структура католической церкви. Разрыв с протестантами стал окон­чательным.

Следует отметить, что на соборе вновь проявились противоре­чия, дававшие о себе знать еще в эпоху Соборного движения. Тридентский со­бор продемонстрировал противостояние двух сил — сторонников ограничения власти папы соборами и защитников абсолютной вла­сти главы Святого Престола. Между тем перед собором стояла зада­ча консолидации сил перед лицом Реформации, а такой консолиди­рующей силой мог быть только папа. Критерием верности католической церкви стала верность папству. Тридентский собор вновь продекларировал привержен­ность ранее сложившейся концепции папской власти и таким обра­зом обозначил границы начавшейся реформы католической церкви.

Для осуществления католической реформы были важны следу­ющие решения собора: о проведении раз в год епархиальных и раз в три года — провинциальных синодов; усилении епископского надзо­ра за подопечным духовенством; о введении мер против злоупотреб­лений, подрывающих авторитет церкви, — торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках не­скольких церковных бенефициев. Ряд постановлений откосился к обрядовой стороне культа. Кроме того, собор сохранил за католиче­ской церковью исключительное право толковать Священное Писа­ние, признав при этом истинность лишь одного латинского перевода Библии — Вульгаты Иеронима. Подтверждалась верность традиции в представлении о первородном грехе, спасении, чистилище, почи­тании святых и таинствах. Особо подчеркивалась необходимость соблюдения церковного порядка в таинстве отпущения грехов. Со­бор возвысил роль исповеди (покаяния) и признал недопустимость торговли индульгенциями. То, с чего началась Реформация, что принесло всеевропейскую известность Лютеру — отношение к ин­дульгенциям, — подверглось новому осмыслению, акцент делался на таинстве исповеди — осознании греха и покаянии. Это должно было способствовать морально-нравственному очищению католиков.

Одним из самых значительных решений собора было постанов­ление о создании духовных семинарий. Собор предписал, чтобы па мере возможности в каждой епархии был создан институт (семина­рия), который проводил бы в жизнь католическую реформу. Се­минарии должны были готовить священников нового типа, спо­собных соперничать в знании теологии с протестантскими пропо­ведниками.

Решения Тридентского собора были осуществлены не сра­зу и ие везде. Отказалась от реализации соборных постановлений Франция, медлила Испания. Более всего нареканий вызывали по­становления о праве папы назначать и смещать прелатов нацио­нальных церквей: эти решения ущемляли власть монархов в отно­шении "своих” церквей. Римская курия решительно взялась за ре­формы. Возросла роль папской канцелярии в управлении церковны­ми делами. Коллегия кардиналов была ограничена 70 членами и стала административным органом, подчиненным папе. При папе Григории XIII (1572—1585) были учреждены постоянные нунциату­ры (дипломатические представительства) при дворах светских госу­дарей. С санкции папы вводилось единообразие католической ли­тургии. В соответствии с решениями собора исправлялись богослу­жебные книги и обряды, уточнялись ритуалы и церемонии (в 1588 г. была создана специальная конгрегация по церковным обрядам). В 1592 г. вышло новое исправленное издание латинского перевода Библии. Дело католической реставрации папа Григорий XIII связы­вал с организацией основательного церковного обучения. Он окру­жил заботой Григорианский университет, созданный с одобрения папы Юлия III Лойолой еще в 1552 г. Выделив этому университету крупную сумму и отдав несколько зданий в Риме, он рассчитывал готовить достойных бойцов Контрреформации. Для иностранцев, обучавшихся в этом университете, открывались национальные кол­легии. Созданная в 1552 г. Германская коллегия уже в 1569 г. приняла до 100 студентов. Вслед за Германской в 1577 г. открылась Греческая коллегия для греков и армян, в 1579 г. — Английская коллегия, а затем Шотландская, Ирландская и другие.

При папе Григории XIII была осуществлена реформа календа­ря. Еще на Тридентском соборе встал вопрос о необходимости изба­виться от несоответствия между Юлианским календарем и астроно­мическим годом. Эта реформа, торжественно провозглашенная Григорием XIII, была принята во всех католических странах; протестанты ее признали спустя столе­тие, а ряд православных церквей, включая русскую, сохранили вер­ность Юлианскому календарю.

Стремлением усилить могущество католической церкви и авто­ритет духовенства была продиктована большая работа иезуитов и бенедиктинцев над публикацией средневековых исторических источников.

Что касается влияния Контрреформации на политическую об­становку, то в наследственных владениях Габсбургов, в верхнене­мецких княжествах она помогла государям, тогда как в Англии и Франции, напротив, антиправительственной католической оппози­ции. Контрреформация нашла союзника в абсолютистской власти в Испании и Португалии, в княжествах Южной Германии, а также в Италии. Сотрудничая со светскими государями, поддерживая борь­бу с Реформацией, папа не отказывал и в конкретной помощи борьбе против протестантов — деньгами, солдатами, священниками, пожертвованием церковного имущества.

Главной политической и военной силой Контрреформации были Габсбурги — в XVI в. испанские, а в XVII в. германские. Филипп II, опираясь на мощь своей обширной державы и на международные союзы, вел наступление на протестантизм по всей Европе. Он стре­мился сокрушить самую сильную цитадель протестантизма — анг­лийскую монархию. Ориентируясь на монархов, проводники Контр- реформации для восстановления католицизма в Северной Европе вели широкую устную и письменную пропаганду среди населения, возобновляли отправление традиционного богослужения и обрядов. Однако несмотря на известные успехи, в начале XVII в. деятель­ность проводников Контрреформации в основном была сведена на нет и католицизм сдавал свои позиции в королевствах Англии и Шотландии. В Германии активными проводниками реставрации католициз­ма были герцоги Баварские. С середины XVI в. Альбрехт V (1530— 1579) повел решительную борьбу с протестантизмом в своих владе­ниях, восстановив католицизм в Баденском герцогстве. К началу 17 в. католическая церковь сумела отстоять н даже вновь обрести значительные территории в Германии, где широко распространя­лись реформациониые учения, В 1608 г. силам католической церкви была противопоставлена Протестантская уния, на которую католи­ки ответили образованием лиги во главе с Баварией (1609). Это объединение поддержали австрийские Габсбурги, папа и Испания. Немецкие земли становились центром противоборства двух религи­озно-политических коалиций.

Политика папства обостряла не только внутриполитическую об­становку в европейских государствах, но осложняла международные отношения. Не случайно при заключении Вестфальского мира 1648 г., положившего конец 30-летней войне, папе не было отведе­но никакой роли, несмотря на протесты Святого Престола. В годы, последовавшие за европейским урегулированием 1648 г. (оставав­шимся в силе до 1713 г.), папский престол перестал быть главным центром европейской политики.

Особое место среди новых орденов занимал орден иезуитов. Возникновение его связано с именем испанского идальго Игнатия Лойолы, одного из военных героев, отличившихся при осаде французами г. Памплоны в годы Итальянских войн. Тяжелое ранение, полученное в бою, не только испортило ему блестящую военную карьеру, но, как оказалось, изменило всю его дальнейшую жизнь. Бывший офицер, не мысливший себя вне военной службы, посвятил свою жизнь “служению Иисусу”. После изучения наук и теологии сначала в Испании, затем в Парижском университете

Лойола получил степень доктора теологии и право на преподавание. В 1534 г. в Париже сложилось ядро будущего ордена иезуитов: шестеро единомышленников Лойолы дали клятву служить католи­ческой церкви. Официальное учреждение “Общества Иисуса” про­изошло в 1540 г., когда папа Павел III своей буллой санкциониро­вал его деятельность. Основная цель, которую ставил перед собой орден, сводилась к укреплению католической церкви и борьбе с ересью. Успехи Реформации делали эту задачу весьма актуальной. Орден выработал своеобразную организационную структуру, офор­мленную в его уставе. В отличие от средневековых монашеских орденов иезуиты отказались от части аскетических требований: они могли жить в миру, у них отсутствовали монастыри. Кроме того, иезуиты имели право снимать со своих членов обет нестяжания, и в отличие от нищенствующего монашества они могли владеть недви­жимостью. Особым пунктом устава иезуиты обязывались исполнять любые распоряжения папы, отдавая себя в полную его власть. Это был четвертый обет, помимо смирения, целомудрия и нестяжатель- ства, обязательных для остального монашества. Чтобы осуществить главную задачу своей деятельности, иезуиты разработали сложную организационную структуру ордена, построив его на началах мак­симальной централизации. Каждый член ордена должен был полно­стью повиноваться своему духовному господину (ена, быть “подо­бно трупу” в руках вышестоящего. Должность генерала янлялась пожизненной. Для контроля за его деятельностью создавалась сове­щательная коллегия. Помимо этого существовал верховный орган — конгрегация, которая выбирала генерала. Первым генералом ордена стал Лойола, ело преемником — Диего Лайнес.

Религиозно-философские воззрения иезуитов нашли отражение в “Духовных упражнениях” Лойолы, а также в трудах теологов Л. де Молины, Ф. Суареса и Р. Беллармина. Их стараниями рожда­лась новая схоластика: укреплялся авторитет учения Фомы Аквин­ского, использовался его метод. Эти богословы стремились привести католическое вероучение в соответствии с опытным знанием, с до­стижениями науки XVI в.

Иезуиты оказались самыми искусными защитниками Святого Престола: их теологи теоретически обосновали притязания папы на абсолютную власть вплоть до низвержения тех монархов, которые нарушали свой долг смирения перед церковью и папой. Как и про­тестанты, они создали свою доктрину тираноубийства. Убийцы французских монархов Генриха III и Генриха IV — Клеман и Ра- вальяк — стремились получить от папы оправдание этих действий.

Оплотами иезуитов в европейских государствах стали коллегии. Эти учебные заведения составляли неотъемлемую часть всей систе­мы образования во Франции, Испании, Португалии, Баварии, Авст­рии, Чехии и Венгрии. Кроме того, иезуиты активно занимались миссионерской деятельностью. В начале XVII в. орден, правда нена­долго, обосновался в Османской империи. Иезуиты проникли в Ост- Индию и Японию, Китай, Абиссинию и Латинскую Америку (в Парагвае они создали самостоятельное государство).

Легализация ордена вызывала сопротивление со стороны старых орденов, усматривавших в иезуитах опасных конкурентов. Непри­миримыми противниками иезуитов были доминиканцы, в руках ко­торых находилась инквизиция. Непомерные притязания ордена на власть, иногда большую, чем у папы, вызывали опасения у самого главы Святого Престола. Между тем при королевских дворах и в аристократических кругах иезуиты, выделявшиеся своей образован­ностью, изящными манерами, способностью выполнять самые дели­катные дипломатические поручения, пользовались доверием и ува­жением.

В 1520-1560-х годах волна Реформации захлестнула Европу.

Орден иезуитов

Игнатий Лойола (1491-1556)

Наблюдая, как рушится единство римской церкви, многие истинно верующие католики стремились любой ценой остановить Реформацию. Одним из них стал Игнатий Лойола (1491-1556). Иньиго (Игнатий) был тринадцатым ребенком в семье испанского рыцаря. Родители сочли не­нужным обременять себя лишней обузой, и мальчик был отдан на вос­питание своему крестному, королевскому казначею. По прошествии нескольких лет Иньиго оказался пажом в свите короля. За годы, прове­денные при дворе, молодой человек стал страстным поклонником жен­щин, вина, военной славы, причем, чтобы заслужить эту славу, он был готов жертвовать всем.

Основание ордена иезуитов

Деятельность иезуитов

Читайте также: