Наука и техника кратко

Обновлено: 18.05.2024

В последнее столетие наука развивалась и развивается очень быстрыми темпами. В настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. За последние 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок в своем развитии. Около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время. Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество.

Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии.

И только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание.

Сегодня тема науки и техники, и их взаимоотношений весьма актуальна. Это свя­за­но, пре­ж­де все­го, с той си­туа­ци­ей, в ко­то­рой ока­за­лась со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция. С од­ной сто­ро­ны, вы­яви­лись не­ви­дан­ные пер­спек­ти­вы нау­ки и ос­но­ван­ной на ней тех­ни­ки. Со­вре­мен­ное об­ще­ст­во всту­пило в информационную ста­дию раз­ви­тия, ра­цио­на­ли­за­ция всей со­ци­аль­ной жиз­ни ста­но­вит­ся не толь­ко воз­мож­ной, но и жиз­нен­но не­об­хо­ди­мой. С дру­гой сторо­ны, об­на­ру­жи­лись пре­де­лы раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции од­но­сто­рон­не техноло­ги­че­ско­го ти­па: и в свя­зи с гло­баль­ным эко­ло­ги­че­ским кри­зи­сом, и как след­ст­вие вы­явив­шей­ся не­воз­мож­но­сти то­таль­но­го управ­ле­ния социальны­ми про­цес­са­ми.

1. Развитие науки

Большой вклад в изучение истории науки внес академик В.И. Вернадский. Для Вернадского не составляет сомнений, что наука была порождена жизнью, практической деятельностью людей, развивалась как ее теоретическое обобщение и отражение. Наука вырастала из потребностей практической жизни. Формирование науки Вернадским рассматривается как глобальный процесс, обще планетарное явление. Главным стимулом и причиной зарождения науки, новых идей, Вернадский считал требование жизни. Целью открытий было стремление к знанию, а его двигала вперед жизнь, и ради нее, а не собственно науки, трудились и искали новые пути (знания) ремесленники, мастера, техники и т.п. Человечество в процессе своего развития осознало необходимость искания научного понимания окружающего, как особого дела жизни мыслящей личности. Уже при самом начале своего зарождения наука поставила одной из своих задач овладеть силами природы для пользы человечества.

О науке, научной мысли, их появлении в человечестве можно говорить — только тогда, когда отдельный человек сам стал раздумывать над точностью знания и стал искать научную истину для истины, как дело своей жизни, когда научное искание явилось самоцелью. Основным явилось точное установление факта и его проверка, выросшие, вероятно, из технической работы и вызванные потребностями быта. Истинность знаний, открываемых наукой проверяется практикой научного эксперимента. Главный критерий правильности научных знаний и теорий является эксперимент и практика.

В своем развитии наука прошла следующие этапы:

1. Преднаука — она не вышла за рамки наличной практики, и моделирует изменения объектов, включенных в практическую деятельность (практическая наука). На этом этапе происходило накопление эмпирических знаний, и закладывался фундамент науки — совокупность точно установленных научных фактов.

3. Формирование технических наук как своеобразного опосредующего слоя знания между естествознанием и производством, а затем становление социальных и гуманитарных наук. Эта стадия связана с эпохой индустриализма, с увеличивающимся внедрением научных знаний в производство и возникновением потребностей научного управления социальными процессами.

В современном понимании наука — это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. Главное качество науки — постоянно генерировать рост нового знания, выходя за рамки привычных и уже известных представлений о мире.

Производство знаний в обществе несамодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Наука возникает из потребностей практики и особым способом регулирует ее. Она взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания. Признак предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой науки. Наука есть динамическое явление, находится в постоянном изменении и углублении. Постоянное стремление науки к расширению поля изучаемых объектов безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения выступает системообразующим признаком, который обосновывает другие признаки науки. Науке присущи следующие характеристики: системная организация, обоснованность и доказанность знания. Наука использует свои специальные научные методы познания, которые она постоянно совершенствует.

Каждый этап развития науки сопровождался особым типом ее институализации, связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности — научных кадров. Как социальный институт наука начала формироваться в 17-18 в.в., когда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы. К середине 19 в. формируется дисциплинарная организация науки, возникает система дисциплин со сложными связями между ними. В 20 в. наука превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий многообразные типы объединения ученых, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров.

В процессе развития науки менялись ее функции в социальной жизни. В эпоху становления естествознания наука отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. В 19 ст. к мировоззренческой функции науки добавилась функция быть производительной силой. В первой половине 20 в. наука стала приобретать еще одну функцию — она стала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальной жизни и регулируя различные виды человеческой деятельности.

На каждом из этапов развития науки научное познание усложняло свою организацию. Совершались новые открытия, создавались новые научные направления и новые научные дисциплины. Формируется дисциплинарная организация науки, возникает система научных дисциплин со сложными связями между ними. Развитие научного познания сопровождается и интеграцией наук. Взаимодействие наук формирует междисциплинарные исследования, удельный вес которых возрастает по мере развития науки.

2. Влияние науки на материальную сторону жизни общества

Человек постоянно создает для себя мир новых идей, предметов и объектов и непрерывно потребляет их. Он живет результатами своей деятельности, продуктами своего труда. Это касается всех основных аспектов жизнедеятельности человека, начиная от самых исходных, обеспечивающих само его биологическое существование и заканчивая разнообразными видами его духовной жизни. Человечество постоянно расширяет свою силу и влияние в биосфере — создает для последующих поколений сознательной государственной научной работой неизмеримо лучшие условия жизни.

Государственное значение науки, как творческой силы, как основного элемента, ничем не заменимого в создании народного богатства, как реальной возможности быстрого и массового его создания уже проникло в общее сознание, с этого пути человечество не сможет уже сойти, так как реально наука есть максимальная сила создания материальных благ для человечества.

3. Техника в исторической ретроспективе

В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте — например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в раннем Средневековье тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего — в самых различных областях науки и техники.

В науке Нового времени можно наблюдать иную тенденцию — стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Именно этот идеал привел в конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе. Сначала наука многое взяла у мастеров-инженеров эпохи Возрождения, затем в XIX—XX веках профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX—XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования.

Итак, можно видеть, что в ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического действия, но первоначально опираются еще не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику. Это хорошо видно из описания технической рецептуры в многочисленных пособиях по ремесленной технике, направленных на закрепление и передачу технических знаний новому поколению мастеров. В рецептах уже нет ничего мистически-мифологического, хотя перед нами еще не научное описание, да и техническая терминология еще не устоялась.

В Новое время возникает настоятельная необходимость подготовки инженеров в специальных школах. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера к ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования.

4. Нау­ка и тех­но­ло­гия

Ос­нов­ное назна­че­ние при­клад­ных на­ук есть ис­сле­до­ва­ние действительно­сти с целью применения ре­зуль­та­тов этих исследований в разно­об­раз­ных сфе­рах прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка посредством техно­ло­гий. Технология суть при­ме­не­ние научных зна­ний на прак­ти­ке с целью про­из­вод­ст­ва пред­ме­тов по­треб­ле­ния, с це­лью из­ме­не­ния, совершенство­ва­ния и кон­тро­ли­ро­ва­ния ус­ло­вий жиз­ни.

Ко­гда ны­не рас­смат­ри­ва­ют­ся про­бле­мы тех­но­ло­гии, то не­из­беж­но вста­ет во­прос о на­прав­лен­но­сти ее раз­ви­тия, ее воз­дей­ст­вия на жизнь общества. Как ино­гда го­во­рят ка­ж­дое тех­но­ло­ги­че­ское дос­ти­же­ние по необходи­мо­сти ам­би­ва­лент­но, т. е. оно мо­жет слу­жить в за­ви­си­мо­сти от подхода к не­му или сло­жив­шей­ся си­туа­ции на поль­зу или же во вред человеку. Бо­лее то­го, тех­но­ло­гии, за­дей­ст­во­ван­ные во бла­го че­ло­ве­ка, мо­гут иметь в хо­де сво­его раз­ви­тия и от­ри­ца­тель­ные по­боч­ные по­след­ст­вия, так что тех­но­ло­ги­че­ское раз­ви­тие ну­ж­да­ет­ся в по­сто­ян­ном по­ни­ма­нии и кон­тро­ле. По­след­нее ста­ло бо­лее чем оче­вид­ным в на­ше вре­мя, в пе­ри­од стремительного тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва. Ны­не об­ще­ст­во овладело та­ки­ми мощ­ны­ми си­ла­ми, дей­ст­вие ко­то­рых срав­ни­мо с геологически­ми и гро­зит че­ло­ве­че­ст­ву са­мо­унич­то­же­ни­ем. На­уч­ные исследова­ния про­ни­ка­ют в тон­чай­шие ме­ха­низ­мы ге­не­ти­че­ско­го управ­ле­ния жи­вы­ми сис­те­ма­ми, что мо­жет при­вес­ти к ко­рен­ным, не­об­ра­ти­мым изменениям в хо­де эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов.

От­сю­да и вста­ют во­про­сы о на­прав­лен­но­сти тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва и об от­вет­ст­вен­но­сти за по­след­ст­вия это­го раз­ви­тия.

Вы­бор ос­нов­ных на­прав­ле­ний в об­ще­ст­вен­ном раз­ви­тии непосредственно за­тра­ги­ва­ет са­ми ба­зис­ные фор­мы ор­га­ни­за­ции жиз­ни людей. Со­от­вет­ст­вен­но это­му ко­рен­ные во­про­сы раз­ви­тия об­ще­ст­ва определя­ют­ся ин­те­ре­са­ми оп­ре­де­лен­ных групп, сло­ев, клас­сов, по­ли­ти­че­ских сил. Бо­лее то­го, все наи­бо­лее зна­чи­мые на­уч­но-тех­ни­че­ские про­грам­мы (разви­тие ядер­ной энер­ге­ти­ки, элек­тро­ни­ки, биотехнологий и др.) принимаются на уров­не прави­тельств, пар­ла­мен­тов. Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет. Это проявление изменения биосферы есть неизбежное, сопутствующее явление росту научной мысли. Это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс. А так как среда жизни есть организованная оболочка планеты — биосфера, то вхождение в нее, в ходе ее геологически длительного существования, нового фактора ее изменения — научной работы человечества — есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние — ноосферу. Наконец, те крупные и великие изменения условий жизни человечества, блага культуры и техники, имеющие целью общую пользу, смягчение и уничтожение всех физических бедствий человечества, отдельных классов и отдельных личностей сознательно достигаются только наукой, только ростом и развитием научного знания.

Заключение

Причиной зарождения науки, движущей силой развития науки есть жизнь, жажда жизни, стремление человека к улучшению условий жизни. В своем развитии наука прошла путь от эмпирического накопления фактов к теоретическому их обобщению и к предсказанию будущих изменений объектов.

На начальном этапе теоретических обобщений возникает прикладное в науке, прикладные исследования, прикладные науки. Прикладные науки являются связующим звеном между фундаментальными знаниями и их воплощением в практику жизни, в технологии на благо жизни.

Сила науки заключена в истинности научных знаний. В основе науки, научного исследования лежит научная мысль. Развитие науки и развитие научной мысли это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса.

ХХ век может быть охарактеризован как всё расширяющееся использование техники в самых различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее применяться в различных сферах управления. Она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию техники иногда характеризуют как превращение её в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции техники и её роль как непосредственной производительной силы.

Современная философия техники рассматривает развитие техническое познание как социокультурный феномен. И одной из важных её задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового технического познания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

Философия техники не ставит своей обязательной задачей чему-то учить. Она не формулирует никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Философия техники в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех для всех приложений во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих техническую рациональность. Современная философия техники показала, что сама техническая рациональность исторически развивается и что доминирующие установки технического сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые техника вносит свой специфический вклад.

С повсеместным развитием техники и науки философские знания все больше отходят на второй план. Однако не следует забывать о том, что именно философия является "матерью" всех наук. Благодаря ей можно проследить историю той или иной дисциплины, узнать ее предмет, место и тенденции развития. О философских проблемах техники и технических наук будет подробно рассказано в нашем материале.

Что такое наука?

Начать изучение философского направления следует с раскрытия понятие науки. Так принято называть особую сферу человеческой деятельности, целью которой считается формирование и теоретический сбор в систему объективных знаний о любого рода деятельности.

Вам будет интересно: Ратный - это. Значение слова и где его можно употреблять

Философией науки и техники в современном обществе закрепляется постулат о том, что само по себе научное знание считается явлением многоликим. Выступает оно в разных качествах. Это всеобщий духовный продукт социального развития, своеобразная форма сознания общества, раскрывающая духовный потенциал материального производства. Наука есть орудие господства человека над природой. Так получилось вследствие того, что сам человек сумел накопить и обобщить опыт своих предков. Это стало и основной мировоззрения для многих.

Особенности науки

Вам будет интересно: Data Mining - это. Понятие, алгоритм проведение анализа, назначение и применение

Наука обладает рядом индивидуальных и неотъемлемых особенностей. Она использует специально сформированные интеллектуальные средства - такие как терминология, наглядные образы, знаковые системы и многое другое. Само представление о науке как знании было унаследовано по традиции от того исторического периода, когда она была еще не опытной, а экспериментальной. Тогда наука считалась скорее умозрительной, а задача ее состояла в идеальном формировании существующего мира. Сегодня же целью научного знания считается преобразование окружающей среды.

философские проблемы науки и техники учебник

Если кратко, философскими проблемами науки и техники закрепляется тезис о том, что научное знание - это полноценная система общественной деятельности исследовательского характера, которая направлена на производство новых знаний о мире, природе, человеке и его мышлении.

Классификация наук

Научная классификация являет собой процедуру раскрытия взаимной связи наук на базе ряда принципов. Системой закрепляется выражение этих принципов в виде особой связи, которой определяются:

  • предмет науки и объективные отношения между разными его сторонами;
  • целями, которыми формируются и которым служат знания;
  • методы и условия исследования предметов наук.

Вам будет интересно: Григорович Дмитрий Павлович: биография, интересные факты

Выделяются также основные принципы классификации. Первая группа включает в себя объективный принцип, где связь наук выводится из цепочки самих исследовательских объектов, и субъективный принцип, когда в основу научной классификации включаются особенности субъекта, то есть ученого.

Есть также методологическая точка зрения, согласно которой классификации наук делятся на внешнюю, с расположением дисциплин в строго определенном порядке, и внутреннюю, когда все науки выводятся и получают свое развитие друг за другом.

С точки зрения логики, за основу классификации следует взять различные стороны общей связи наук. Тут есть два принципа: убывающей общности и возрастающей конкретности. В первом случае происходит переход от общего к частному, а во втором - от абстрактного к конкретному.

Закономерности развития научных знаний

Следует выделить наиболее важные закономерности развития науки. Первый момент связан с тем, что развитие научного знания обусловлено потребностями социально-исторической практики. Это являет собой главную движущую силу, то есть источник развития науки.

философские проблемы техники и технических наук

В системе философских проблем техники и технических наук закрепляется вторая закономерность. Связана она с тем, что в своем развитии научное знание включает в себя относительную самостоятельность. Наука может ставить перед собой множество конкретных задач, однако решение их может быть реализовано лишь по достижении определенных уровней развития познавательного процесса. Происходит последовательный переход от явлений к сущности, от менее глубоких процессов к более глубоким.

Особенности развития науки

Третий момент связан с постепенным развитием науки при чередовании периодов относительного спокойного развития и бурной ломки теоретических научных основ, системы ее понятий и представления. Четвертая закономерность связана с тем, что происходит некая преемственность в эволюции методов, принципов и приемов, понятий и систем.

Происходит единый целенаправленный процесс со множеством сложных внутренних элементов. Существует и множество других закономерностей в системе философские проблемы техники. Наука и техника сами по себе считаются явлениями очень сложными. В связи с этим закономерностей здесь достаточно много.

Аксиологические и нравственные проблемы современного научного знания

Вам будет интересно: Пытка каплями воды: история применения, действие и результат

Следует кратко изучить основные ценностные и моральные проблемы науки и техники. Философские проблемы техники тесно связаны с таким явлением, как этика. Это раздел в науковедении, который охватывает исследование моральных норм, регулирующих отношения между учеными. Исследованию подвержены и социально-этические проблемы, порождаемые усиливающимся взаимодействием общества и научного знания.

философские проблемы науки и техники кратко

В научных работах и учебниках философские проблемы науки и техники закреплены достаточно четко. Помимо этики, здесь следует выделить понятие общечеловеческой морали и гуманизма. Все подобные явления характерны для каждой научной дисциплины как для специального общественного института. Сами нормы дают возможность ученым получать новые, оригинальные и проверенные результатов научной деятельности.

Важное место в системе социально-этических проблем, которые связаны с наукой и техникой, философскими проблемами техники, занимает дилемма о социальной ответственности каждого представителя науки. Особая ее актуальность объясняется превращением научного знания в прямую производительную силу.

Техника с философской точки зрения

Техника являет собой систему искусственно сформированных органов общественной деятельности, которые развиваются посредством опредмечивания в природном материале любых рабочих функций, знаний, опыта, познания и применения сил с закономерностями природы. Современная техника делится на следующие отрасли функционального характера:

  • производственная техника;
  • военная техника;
  • транспорт и связь;
  • образовательная техника;
  • культура и быт;
  • медицинское оборудование;
  • техника управления.

наука и техника философия кратко

Естественно, функциональные отрасли не ограничиваются обозначенным выше списком. Закономерности технического развития не сводятся к одним лишь закономерностям социально-экономического характера. Исходный пункт в социологическом исследовании техники - это анализ взаимоотношения ее с человеком в трудовом процессе.

Внутренняя логика совершенствования техники связана с человеком и природой. Определяющим фактором является логическое и историческое соотношение техники с функционирующими органами человека. Замена естественных производственных инструментов на искусственные, а также замена силы человека силами природы являет собой базовый закон самодвижения техники.

Закономерности совершенствования техники

История техники может быть поделена на три этапа. Здесь следует выделить, например, орудия ручного труда, то есть инструменты. Характеризуются они способом соединения техники и человека в технологическом процессе, при котором представитель общества представляет собой материальную базу технологического процесса, а орудия только усиливают и удлиняют его работающие органы. Сама работа носит при этом ручной характер.

философские проблемы науки и техники рпд

Второй этап связан с машиной. Если кратко, философия науки и техники сводится к тому, что технический элемент является базой технологического процесса. Человек же только старается дополнять ее своими органами труда. Сам труд, соответственно, становится механизированным.

Отдельно следует выделить процесс автоматизации, предпосылки которого появились еще в античной культуре. Философия науки и техники предполагает, что автоматизация характеризуется свободным типом связи техники и человека. Переставая быть прямым элементом технологической цепи, человек приобретает условия для применения своих способностей в творчестве. Сама техника не ограничивается в своем совершенствовании физиологическими пределами организма.

Техническое задание и техника

Философские проблемы науки и техники включают также понятие технического знания. Данное явление следует считать обособленной отраслью знания, отличной от естествознания в силу того, что его объект, а именно техника, подвергается непрерывным изменениям. Оно определяет постоянную направленность технологического знания в будущее.

философия наука и техника в античной культуре кратко

Распространение технических наук существенным образом усложнило всю сферу научного знания. Изначально они решали задачу о том, как практически применить естественнонаучные достижения. Подобного рода производственные задачи дали определение прикладному характеру технических наук. Техническая же теория выполнила роль связующего звена между естественной научной теорией и практикой инженерного характера.

Тем не менее следует помнить о том, что конструктивно-технологические расчеты часто идут впереди уровня развития естествознания попросту из-за того, что задачи техники как части материально-технической практики несколько опережают уровень развития естествознания. А потому техническая теория в системе философских проблем науки и техники (РПД) может и должна в дальнейшем задавать направление научных поискам. Далее следует обозначить основные особенности технического знания.

Специфика технического знания

Первые отголоски специфических особенностей технического знания стали появляться еще в философии науки и техники античной культуры. Кратко в этом разобраться поможет анализ специфики обозначенного явления. Вот что следует здесь выделить:

  • Содержание технического знания с необходимостью включает процедуры измерения, в то время как в естественнонаучной картине они являют собой лишь средство получения знания.
  • Физические теории, которые выступают в качестве эмпирического основания технических теорий. В структуру вводятся такие теоретические понятия, как "язык теоретического уровня".

Таким образом, само понятие технического задания достаточно многогранно. Примеры этого явления можно отследить во все времена существования философии. Это философия науки и техники в Средние века, в Эпоху Возрождения и прочие периоды. Примеры некоторых работ Леонардо да Винчи вполне можно обозначить как технические задания.

Техническая теория и ее содержание

Содержание теории обуславливается следующими моментами:

  • выбор цели, то есть назначение конструкции;
  • исследование возможностей, которые предоставляются естествознанием для достижения цели;
  • изучение материалов, которые могут быть применимы для создания конструкции;
  • анализ исследований, которые связаны с применением нового технического объекта.

философия наука и техника в античной культуре

В зависимости от характера решаемых задач образуется ряд технических объектов. Всем им следует дать подробную характеристику.

Классы технических теорий

В зависимости от характера решаемых задач и сложности технических объектов, следует говорить о трех классах технических теорий. Первая - метатеория. Это интегративная форма знания, формулирующая законы и принципы, которые относятся к потенциальной действительности. Второй элемент - это теория. Так называют систему знаний, внутри которой происходит решение некоторого класса проблем, которые обуславливаются их целевым назначением.

Наконец, субтеория. Это особая знаниевая система, формирующая способы реализации теоретически решенной, технической задачи. Сюда относятся, в частности, технологические разработки.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ . С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "НАУКА И ТЕХНИКА" в других словарях:

Наука и техника — Наука и техника: Наука и техника (журнал, Ленинград) государственный популярный научно технический журнал, издавался в Петрограде (Ленинграде) областным издательством в 1922 1941 годах. Наука и техника (журнал, Рига) популярный научно … Википедия

Наука и техника (значения) — Наука и техника (советский журнал, Ленинград) государственный популярный научно технический журнал, издавался в Петрограде (затем Ленинграде) областным издательством с 1922 по 1941(?) год. Наука и техника (советский журнал, Рига) … … Википедия

Наука и техника (журнал) — Наука и Техника обложка журнала Наука и техника Специализация: научно популярный, технический Периодичность выхода: ежемесячно Сокращенное название: НиТ Язык: русский Адрес … Википедия

Наука и техника (украинский журнал) — Наука и Техника обложка журнала Наука и техника Специализация: научно популярный, технический Периодичность выхода: ежемесячно Сокращенное название: НиТ Язык: русский Адрес … Википедия

Наука и техника в газовой промышленности (журнал) — Наука и техника в газовой промышленности Специализация … Википедия

Наука и техника (журнал, Харьков) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наука и техника (значения). Наука и Техника … Википедия

Наука и техника (современный журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наука и техника (значения). Наука и Техника обложка журнала … Википедия

Наука и техника Третьего рейха — Основная статья: Третий рейх … Википедия

Вавилоно-ассирийская наука и техника — наука и техника народов, населявших в теч. 4 1 го тыс. до н.э. терр. древ. Месопотамии (Двуречья). Уже с 5 4 го тыс. до н.э., в связи с потребностями ирригац. земледелия, прорываются каналы, возводятся дамбы и плотины. В это время были… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Философия науки и техники – это разделы философии, рассматривающие проблемы науки и техники, их цели и задачи, место в человеческой культуре, потенциальные возможности и угрозы, перспективы развития.

Развитие науки и философии науки

Стремление к познанию окружающего мира, представляет собой насущную потребность не только для человека, но и большинства живых существ, поскольку только познание, т.е. распознавание значимых свойств предметов и явлений, связей между ними способно обеспечить выживание живого существа, его приспособление к динамичным условиям окружающей среды. Однако уровни познания человека и животных крайне различаются. По способности воспринимать и реагировать на внешние раздражители ученые выделяют несколько стадий развития психики:

  • элементарно-сенсорную,
  • перцептивную,
  • интеллектуальную.

На элементарно-сенсорной стадии живое существо реагирует лишь на биологически значимые для него стимулы (свет, тепло, пища и т.д.). На перцептивной способно отражать биологически нейтральные объекты и устанавливать их связи с биологическими значимыми (тень-опасность, свет-пища и т.д.). И лишь на интеллектуальной стадии можно говорить о простейших формах познания как таковых, когда животное способно воспринимать сложные связи между предметами и явлениями и также строить прогнозы (решение интеллектуальных задач крысами, воронами, обезьянами). При этом в естественной среде процесс познания природы как у животных, так и человека не выходит за пределы его потребностей и непосредственного опыта. Получаемые знания передаются из поколения в поколение, в силу их практической необходимости, значения для выживания индивида, рода, племени, функционирования общества, государства.

Данный период в развитии познания называют донаучным. Донаучный период в Европе продолжается до времен античности и становления математики как научной дисциплины, а на Востоке вплоть до средневековья. Специфика донаучного периода в том, что хотя накоплен значительный пласт знаний и существуют даже специальные институты по изучению мира (астрономические обсерватории др. востока, средневековые лаборатории алхимиков и т.д.), нет самой науки как системы организации знаний, их единообразия, сохранения, критического осмысления. Знания, полученные отдельным лицом, или передаваемые в среде узкой группы лиц (жреческого культа напр.) могли быть легко потеряны.

Готовые работы на аналогичную тему

Преодоление данной позиции произошло уже в Новое время, с выходом философии из узких рамок схоластики, происходит расцвет и науки, становление естественных дисциплин. Развитие естественных наук, применение получаемых знаний на практике повлекли за собой выделение технических, инженерных дисциплин, рассматривающих вопросы техники и технологии. А в рамках философии выделилась и философия науки, ставящая перед собой задачи критического переосмысления научного и философского знания, его очищения от метафизики и ненадежных данных с помощью различных процедур – верификации, фальсификации, демаркации и т.д.

Становление философии техники

Техника в широком смысле включает в себя всю совокупность приспособлений, созданных и используемых человеком для удовлетворения его потребностей.

Техника сопровождает человека на всем пути его исторического развития, согласно ряду философских концепций именно техника и техническое развития представляют собой детерминанты развития человека и общества. Простейшие образцы развития техники – инструменты и предметы труда первобытных людей – ножи, скребки, иглы и т.д.

Несмотря на неотъемлемый характер техники в человеческой цивилизации, философское осмысление ее роли и значения произошло сравнительно поздно, с становлением технических наук. В качестве основных этапов развития философии техники выделяют:

Значение техники в жизни человека и общества неуклонно растет. Если в донаучный период техника играет роль лишь усилителя естественных возможностей человека, дает ему дополнительные расширенные возможности, то уже в классический период техника начинает образовывать с человеком производственное единство, в котором человек включается в цепь деятельности как управляющее звено, оператор деятельности техники, а на современном этапе с разработкой автоматизированных систем и искусственных интеллектов, человек может и вовсе выноситься за рамки деятельности, отдавая их на откуп технических устройствам.

При этом техника меняет и среду обитания человека с естественной, где он находится в постоянном взаимодействии с естественной природой, на техническую, в которой человек может вообще не вступать во взаимодействие с природными факторами.

Основные философские проблемы науки и техники

Бурный расцвет научно-технического знания и прогресса, подкрепленный философией просвещения, позитивизма, гносеологического оптимизма, создал человеческую установку, на бесконечное могущество способности к познанию и управлению миром, решению возникающих проблем через изобретение новых технических средств, будь то инструменты, приборы, транспорт, лекарственные средства или вооружение.

Вместе с тем, развитие науки и техники несет в себе и определенные риски. Часть данных рисков связана с недобросовестным использованием плодов прогресса в военных и террористических целях. Не меньшую проблему представляет собой способность человека вмешиваться в естественные, природные процессы, для решения собственных проблем, без комплексного учета всех последствий подобного вмешательства, которые способны повлечь локальные и глобальные экологические катастрофы. Наконец темпы развития науки и техники во много раз превышают темпы развития самого человека, как физиологического, так и психологического. Как следствие возникают новые, порожденные непривычными условиями жизни заболевания, распространение психических расстройств, изменение поведенческих стереотипов и социальной структуры общества, под воздействием новой информационной среды его обитания.

Читайте также: