Целостная картина мира это кратко

Обновлено: 01.06.2024

Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект . С. А. Лебедев . 2004 .

Смотреть что такое "КАРТИНА МИРА" в других словарях:

КАРТИНА МИРА — КАРТИНА МИРА. 1. Совокупность знаний и мнений субъекта относительно реальной или мыслимой действительности. 2. Отраженные в языковых формах и категориях, текстах концепты, мнения, суждения, представления народа, говорящего на данном языке, о… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

КАРТИНА МИРА — система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы от нации или этноса до какой либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому… … Энциклопедия культурологии

Картина мира — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Картина мира — сформированная в сознании человека и словесно оформленная система сведений о различных сферах окружающей жизни. Картина мира – это целостная система знаний и представлений о мире, выполняющих функцию ориентировочной основы действий человека. Эта… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КАРТИНА МИРА — в широком смысле глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, присущее определенной исторической эпохе. В узком смысле это научная картина мира, включающая представления о Вселенной (о живой и неживой природе, об общественной… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Картина мира — существуют вещи и понятия, которые, в свою очередь, делятся на первичные и вторичные. Вещи это все то, что существует независимо от познающего субъекта: материя, пространство, время, вселенная (мир), движение. Понятия это механизм познания мира,… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

картина мира — pasaulėvaizdis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. world picture vok. Weltbild, n rus. картина мира, f pranc. conception du monde, f … Fizikos terminų žodynas

КАРТИНА МИРА — систематизированное целостное представление о природе, ее фундаментальных законах и свойствах. Естеств. науки закономерно формируют определенную К. м., к рая апробируется практикой, носит объективный характер и выступает антиподом религ.… … Атеистический словарь

Защита интеллектуальных прав

Делаем заявку вместе - от 30% стоимости!

При оформлении изобретений, авторам подарки!

Администрация гарантирует обеспечение сохранности авторской или согласованной с авторами версии опубликованных в каталоге и на сайте материалов

Каталог A

Авторство и подтверждение авторских прав - регистрация идей, концепций, теорий, гипотез.

Целостная картина мира

ЦЕЛОСТНАЯ КАРТИНА МИРА
Б.Х. Рустемов
15.01. 2015

Если вам удастся придумать точку
зрения на мир, которая согласуется
со всем тем, что уже же выяснено,
и приводит где-то, к другим результатам
в сомнительных областях, вы делаете
великое открытие
Р.Фейнман

Научная картина мира всегда опирается на определенные философские принципы, но сами по себе они еще не дают целостную картину мира, не заменяют ее. Эта картина формируется внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших достижений, а философские принципы целенаправляют этот процесс синтеза и обосновывают полученные в нем результаты.

Система знаний в научной картине мира не строится как система равноправных партнеров. В результате неравномерного развития отдельных отраслей знания одна из них всегда выдвигается в качестве ведущей, стимулирующей развитие других. В классической научной картине мира такой ведущей дисциплиной явилась физика с ее мощным теоретическим аппаратом, математической насыщенностью, четкости принципов и научной строгостью представлений. Эти обстоятельства сделали ее лидером классического естествознания, а методология сведения придала научной картине мира явственную физическую окраску.
Исследуя механизм влияния философии на формирование научного знания на материале физики, М.В. Мостапаненко подчеркивал, что между физической теорией и философией существует особое промежуточное звено, через которое, с одной стороны, философия влияет на физику, а с другой - физика влияет на философию. Этим промежуточным звеном является, система представлений и понятий, называемая физической картиной мира [4].


Н. Калягин отмечает, что современная научная картина мира охватывает широчайший спектр данных космогонии, биогенеза, антропогенеза, социогенеза и др. Эти данные настолько разнородны, что подподают под общий знаменатель только на уровне универсального причинно -следственного закона, в том числе и законы диалектики поддерживают устойчиво повторяющиеся связь явлений и их сущностей, что обеспечивает стройность, упорядоченность и целостность нашей Вселенной. Для всех этих законов характерно повторяемость, которая в свою очередь,обусловлено причинно- следственным законом. Почему так происходит в науке неизвестно. Тем не менее, ясно, без причинно-следственного закона не смог бы действовать ни один закон природы или общества, а мироустройство распалась бы, чего, однако, не наблюдается. Таким образом, открывается неожиданное обстоятельство, что глубже всех мыслимых законов любой степени фундаментальности всегда лежит закон причинности [3].

Принцип детерминизма в качестве черты научного мышления противостоит таким проявлениям обыденного сознания, как простая констатация фактов и слепое им подчинение без попыток выяснить, какова их причина, или стремление бороться с самими негативными явлениями, а не с причинами, их порождающими ( или еще хуже, с надуманными причинами) [7].
В научной картине мира принцип причинности, понимаемый как утверждение о всеобщей причинной обусловленности явлений реального мира, имеет важнейшее методологическое значение.Такое утверждение необходимо в физике, в первую очередь, тем, что во всех разделах и направлениях физики, описывающих законы природы, не хватает важнейшего параметра природы – хода времени. В законах физики полностью отсутствует исполнитель детерминизма – понятие ход времени из настоящего времени в будущее. В физических законах,хотя этот ход предполагается, но не учитывается, что является основной причиной существующего кризиса нынешней фундаментальной физики. Такое положение обычно связывают отсутствием физико – математического описания казуальности.


Все вышеизложенные сведения о физической картине мира служат ориентировочной основой для ее построения, однако они еще не являются недостаточным для ее оформления. В данной ситуации исследователь находится как бы в положении человека, который в абсолютной темноте стремится узнавать того, чего он вообще никогда не увидел и не знал. В связи с этим некоторые ученые считают, что создание целостной картины мира, дело даже не ближайшего будущего [9]. Несмотря на это современное состояние науки (прежде всего математики), переход в научных исследованиях от прагматической парадигмы - личностно ориентированной,технологический подход к решению научных проблем, несмотря на ограниченность наших знаний, открывает новые горизонты видения мира.

  1. Все подмножества, образующие разбиение, непусты.
  2. Любые два таких подмножества не пересекаются.
  3. Объединение всех подмножеств не пересекаются.

Разбиение универсального множества на множества попарно непересекающихся подмножеств по заданным свойствам допускает отображать отношение эквивалентности в виде диаграммы Эйлера – Венна, по сути которой является целостной картиной мира [5, 6] (см. рис.).

Рис. Целостная картина мира


Целостная картина мира, выраженная в виде диаграммы Эйлера – Венна, согласуется со всеми современными знаниями о ней и удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым ей.
Целостная картина мира является не только осмыслением научных результатов, но и концептуальной моделью, поддерживающей научное продвижение, для научного познания она выступает в качестве работающего теоретического образования. В мировоззренческом аспекте она выступает средством формирования научного мировоззрения.

Нам постоянно приходится слышать, что так называемая конвенциональная наука, при всех ее видимых достижениях, находится словно бы в шорах, если не в тупике, - и упорно не замечает некоторых важных явлений, которые не укладываются в ее жесткие схемы. Наш собеседник, профессор Алексей Ансельм, считает подобного рода заявления вымыслами людей, не способных воспринимать физический мир как единое целое.

- Ощущение мира как целого свойственно только профессионалам. Именно поэтому люди, далекие от науки, не могут понять, откуда ученый черпает уверенность, когда иной раз категорически утверждает, что чего-то быть не может. Не может - потому что противоречит всей картине мира, а не каким-то отдельным фактам. Конечно, наука не обладает способностью заглядывать в будущее. Она не знает, какие открытия будут сделаны; она знает, какие открытия не будут сделаны - и в какой области они сделаны быть не могут. Псевдооткрытия, вроде телепатии и телекинеза, смехотворны для ученого потому, что они делаются в области, которая давным-давно исхожена и истоптана вдоль и поперек. Такие псевдооткрытия противоречат всему, что мы знаем, а не каким-то конкретным фактам. Это очень трудный момент для людей, не связанных с наукой, - понять, что главная причина, по которой отвергается такое псевдооткрытие, заключена не в каком-то отдельном факте, а во всей совокупности фактов.

- Нередко приходится слышать еще и о левитации. Это загадочное слово отсутствует в русском языке, оно вдвойне загадочно потому, что советские источники не определяют стоящего за ним понятия. На Западе левитацию понимают как способность людей или предметов к свободному парению или полету. Примеры простираются от святых и йогов, которые усилием воли якобы отменяют земное притяжение и висят в воздухе, до ведьм, летающих на Лысую гору. Причем любопытно, что западные справочные издания отзываются об этом осторожно, они словно бы допускают нечто подобное. Как относится к этому настоящая наука?

А бывают и совершенно искренние ошибки. Вот случай, который произошел с академиком Мигдалом. Это крупнейший физик, очень яркий человек. Он сам рассказал мне эту историю. Ему так надоело слушать о прочтении мыслей, что он решил поставить научный опыт. Рассуждал он так: если кто-то может телепатировать, так неужели я не могу? Аркадий Бенедиктович по праву держался высокого о себе мнения. Подход он избрал, разумеется, количественный. Он посадил в кресло свою жену и сказал: "Когда я буду думать о чем-то очень будоражащем - о пожаре, несчастье или землетрясении, - ты ставь плюсик. А когда я буду думать о чем-нибудь спокойном, о какой-нибудь гладкой поверхности моря или там озера, ставь минус. " Опыт продолжался минут пятнадцать. Мигдал сменил чуть ли не сто сюжетов и сам тоже себе записывал плюсиками и минусиками. "Сравнил я, - говорит он, - свою запись с записью реципиента, то бишь жены, и у меня в глазах потемнело. Ни одной ошибки! Плюс на плюс, минус на минус - все до одного! Я пришел в страшное возбуждение, сказал, что это требует дальнейшего изучения. На это мне жена возразила: "Конечно, только ты имей в виду, что когда ты думаешь о чем-то неприятном, ты сопишь. " Вот, по-моему, типичная иллюстрация случаев совершенно искренних ошибок. Таких ошибок имеется неимоверное множество. Физики, которые по роду своей деятельности вынуждены выискивать очень тонкие экспериментальные эффекты, знают, как легко впасть в невольную ошибку. Так что про левитацию я вроде бы вам ответил: нет, не может быть левитации, увы.

Только для мира

1961 год Промышленный эксперимент 1961 год — третий год семилетки. Вся наша необъятная страна в лесах новостроек. Советский народ под руководством партии строит коммунизм. Но коммунистическое общество немыслимо без изобилия энергии. «Коммунизм — это есть советская власть

14. Несовершенство мира

14. Несовершенство мира Роберт Джордж родился весом шесть фунтов пять унций[67] в десять часов вечера в воскресенье 28 мая 1967 года, в тот самый момент, когда одинокий яхтсмен Фрэнсис Чичестер зашел в гавань Плимута, встречаемый ликующей толпой, из своего кругосветного

Системы мира (от древних до Ньютона)

Системы мира (от древних до Ньютона) „Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое, и чутко прислушивается к голосу опыта, практики. Если бы дело обстояло иначе, у нас не было бы вообще науки, не было скажем

III. ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

III. ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА Перейдем теперь к тому учению о вселенной, под влиянием которого люди находились втечение почти двух тысяч лет. Мы имеем в виду учение Аристотеля (384–322 до хр. эры), которое включило в себя всю совокупность знаний того времени. Это учение

VII. ПИФАГОРЕЙСКАЯ СИСТЕМА МИРА

VII. ПИФАГОРЕЙСКАЯ СИСТЕМА МИРА Когда Коперник осознал всю несообразность системы Птолемея и необходимость заменить ее другой, проще и гармоничнее связывающей отдельные части вселенной в единое целое, он под влиянием классических трудов древности естественно искал

Глава 3 Кентавры атомного мира

Законы сохранения и симметрия мира

Законы сохранения и симметрия мира Одним из очень интересных вопросов для физиков последних двух поколений был вопрос: существует ли какая-нибудь связь между другими общими свойствами Вселенной и законами сохранения? Оказывается, существует, и самая непосредственная —

Картина мира

Что такое картина мира и в чем ее ценность?

Картина мира – это умственная модель реальности, совокупность идей и знаний о мире, нас самих и жизни в целом. Двое разных людей могут придерживаться конкурирующих наборов ценностей и взглядов на мир. Например, если дюжина человек станет свидетелем дорожно-транспортного происшествия, а затем их опросят индивидуально, то будет, по крайней мере, дюжина различных версий того, что произошло. Почему? Это объясняется тем, что люди не способны напрямую ощущать реальность и взаимодействовать с ней по ряду причин:

Поэтому разные картины мира могут легко дополнять или противоречить друг другу. При этом многие люди не осознают собственную картину мира, пока не встретят другого человека, который придерживается иного набора предположений о действительности. Только тогда они начинают осознавать сходство и различие между собой.

Более того, наличие у человека определенных убеждений об устройстве окружающей реальности обеспечивает ему чувство смысла жизни, надежды и принадлежности к единому целому.

Формирование картины мира

Формирование картины мира – сложный и многоуровневый процесс. Существует несколько уровней или слоев картины мира, среди которых можно выделить три основных: философско-теологический, научно-эмпирический и социокультурный.

Первый уровень основан на мировоззрении людей, религиозных верованиях, экзистенциальных размышлениях и духовных практиках. Второй связан с приобретением объективных знаний, т.е. знакомством людей с естественными науками, физикой, математикой и технологиями. А третий основан на культурном происхождении, опыте поколений и социальном наследии. Все три слоя подпитывают друг друга, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Рассмотрим подробнее ключевые факторы, сказывающиеся на формировании картины мира.

Язык, на котором говорит человек, влияет на то, как он думает и воспринимает мир. Это явление называется лингвистической относительностью.

Язык может влиять и на то, как человек визуально воспринимает мир. В русском языке нет единого слова для обозначения, например, синего цвета. Есть два: голубой, т.е. светло-синий, и, собственно, синий, т.е. более темный оттенок. Это оказывает реальное влияние на то, как люди обрабатывают цвета и воспринимают визуальную информацию из окружающего мира.

Религия

Религия, особенно религиозные практики, формируют у людей внутренние правила, в соответствии с которыми они действуют в мире. Эти правила не просто определяют поведение и отношение к окружающим, а порождают определенную картину мира. К такому выводу пришли когнитивные психологи из Нидерландов Бернхард Хоммель и Лоренца Колзато. Разные вероисповедания приводят к сильным различиям в мышлении и восприятии реальности.

Наука

Естественные и гуманитарные науки способствуют формированию осмысленного взгляда на мир, являясь способом познания, который основан на рациональном мышлении, скептицизме и доказательствах. Ученые постоянно приходят к более точным и всеобъемлющим объяснениям отдельных аспектов физической реальности, меняя картины мира людей.

Культура

Социальная ориентация, культурные ценности и повествовательная среда, в которой вырастает человек, сильно сказываются на его картине мира. Способ организации знаний также зависит от конкретной культуры, а знания играют большую роль в том, как человек смотрит на мир. Однако все может измениться, если человек примет решение открыться для других культур. Именно в таких ситуациях он либо адаптирует свою картину мира, чтобы синхронизироваться со взглядами нового сообщества, либо остается верный корням.

Погружение исключительно в свою культуру и отсутствие взаимодействия с другими этническими группами приводит к формированию стереотипов.

Семья

Родители оказывают непосредственное влияние на формирование личной идентичности и картины мира. Они прививают те ценности и принципы, которые им дороги, учат тому, что правильно и неправильно лично для них, объясняют историю человечества и Вселенной со своей позиции. Позже создание собственной семьи может привести в движение укоренившиеся взгляды на вещи. Стать родителем значит искать ответы на вопросы, которые задает малыш, и процесс поиска может поменять картину мира самого родителя.

Жизненный опыт

По мере того как человек взрослеет, переживаемый им опыт либо подтверждает убеждения, привитые семьей и сообществом, либо уничтожает их. Некоторые жизненные обстоятельства могут шокировать до полного отрицания реальности и способствовать открытиям, которые поставят под сомнение то, что человек считал правдой, таким образом преобразовав индивидуальную картину мира.

Формирование картины мира – это процесс, который продолжается всю жизнь. Получая новый опыт, становясь свидетелем различных событий, погружаясь в другую культуру, взгляд человека на реальность может меняться как незначительно, так и кардинально.

Влияние личной картины мира на жизнь человека

Чтобы построить прочный дом, необходим фундамент и каркас. Аналогичный принцип применим и к жизни: чтобы обеспечить мышлению базовую стабильность, форму и структуру, требуются основополагающие допущения и рамки, которые и составляют индивидуальную картину мира. Они влияют не только на то, как человек понимает и осмысливает мир вокруг, но и на то, как выражает себя в этом мире.

Совокупность личных ценностей, убеждений, предположений, взглядов и знаний, из которых состоит картина мира, сказывается на целях и желаниях, отношениях и поведении. Например, в зависимости от прошлого опыта, воспитания и культуры можно быть оптимистом или пессимистом, склоняться к альтруизму или эгоизму, легко посвящать себя одному делу или быстро уставать от однообразия.

Исследование профессора социальных наук Сильвии Сяохуа Чен и ряда других ученых показало наличие взаимосвязи между сформированной картиной мира и самооценкой человека. Предвзятый взгляд на мир, который проявляется в недоверии к людям и социальным институтам, приводит к появлению цинизма. Негативные суждения отражаются на самооценке, ухудшая ее, что, в свою очередь, приводит к снижению удовлетворенности собственной жизнью.

С другой стороны, те, чья картина мира допускает, что люди дружелюбны, а усилия ведут к успеху, легче противостоят вызовам и преодолевают трудности, достигая большего, что приводит к позитивной самооценке и улучшению психологического благополучия.

Таким образом, картина мира представляет собой концептуальную основу и философию существования, служит ориентиром человека при навигации по окружающей среде. Личный взгляд на реальность формируется под воздействием множества факторов, начиная от опыта поколений и заканчивая пережитыми обстоятельствами. Несмотря на это, ваша картина мира принадлежит вам, а не является лишь продуктом прошлого или текущего опыта. Вы можете ее контролировать и менять, используя силу своего мышления.

Друзья, индивидуальная картина мира – это мощный инструмент, за формирование и использование которого ответственны, в первую очередь, вы. Желаем делать разумный выбор в пользу позитивного отношения к окружающим, целеустремленности и щедрости. Успехов!

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее сложной системной организации. Система (от греч. – целое, составленное из частей) – это совокупность элементов, которые своими отношениями и связями образуют определенную целостность, единство. Целостность как системообразующий признак представляет собой принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и зависимость каждого элемента от его места в системе. Практически каждый объект может быть представлен как система. Любая материальная система взаимодействует с целым рядом других систем и в ходе этого взаимодействия ее свойства меняются. Но некоторые свойства систем сохраняются при любых изменениях, и это является условием существования данной системы, условием сохранения ее структуры. Структура ( от лат. - строение, расположение) – это совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы, которые обеспечивают целостность системы. Следовательно, система – это элементы и их структура в целостном единстве.

Окружающий нас материальный мир можно представить как специфически различающиеся, но генетически связанные неорганическую, органическую (живую) и социально организованную материю. В каждой из них, в соответствии с современным уровнем развития науки, следует выделить структурные уровни, качественно отличающиеся друг от друга и подчиняющиеся своим особым законам.

В неживой природе: 1) субмикроэлементарный, 2) микроэлементарный, 3) ядерный, 4) атомарный уровни и соответствующие им поля, 5) молекулы, в своей совокупности образующие микромир или атомный уровень организации неживой материи; 6) макромир, представляющий собой совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений, или суператомный уровень организации неорганической материи; 7) планетарные системы; 8) звезды, галактики и системы галактик; 9) Метагалактики и 10) Вселенная, мир – мегамир в целом. Объекты микро-, макро- и мегамиров представляют собой вещественные формы организации материи (включая и антивещество), обладающие массой покоя. К невещественным формам материи относятся различные поля. Невещественным формам материи присуща не масса покоя, а так называемая масса движения, определяемая энергией соответствующих частиц, с которыми они неразрывно связаны различными взаимопревращениями. Изученное и известное убедительно доказывает справедливость учения о материальном единстве мира, о взаимосвязи и взаимообусловленности различных видов материи, о неисчерпаемости материи вширь и вглубь, о ее качественной специфике.

Современный уровень научных знаний позволяет сделать вывод, что на определенном этапе развития Метагалактики в некоторых планетарных системах могут создаться условия для возникновения из молекул неживой природы явлений органического живого мира. В живой материи можно выделить: 1) нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки как системы доклеточного уровня; 2) клетки и одноклеточные организмы; 3) многоклеточные организмы (растения и животные); 4) популяции; 5) виды; 6) биоценозы; 7) биосфера.

На определенном этапе развития в биосфере возникают особые популяции животных, которые благодаря орудийной деятельности превращают биологические формы жизни в социально организованную материю. В рамках биосферы начинает развиваться принципиально новый тип материальной системы – человеческое общество. В социально организованной сфере материального мира формируются структурные уровни: 1) человек; 2) семья; 3) производственный коллектив; 4) социальные группы, включающие и исторические формы и общности людей; 5) классы; 6) государства; 7) союзы государств; 8) общество в целом, человечество.

Как особая сфера материального мира человеческое общество существует благодаря целесообразной деятельности людей и включает в качестве обязательного условия своего функционирования и развития духовные процессы, деятельность сознания. Сознание может существовать только в рамках социального бытия, а само социальное бытие возможно только при наличии сознания. Эта специфика общественного развития ни в коей мере не нарушает общей картины эволюции материального мира, не отрицает объективного характера качественно специфических законов развития каждого структурного уровня системной организации материи. Все уровни организации материи представляют собой лишь ступени глобальной эволюции материального мира.




Важнейшие доказательства материального единства мира дают науки о неорганической материи: физика, химия, астрономия, математика, геология, доказывающие однотипность строения веществ земного и неземного происхождения, одинаковый химический состав земного и космического вещества, подчиненность движения космических тел законам, действующим и на Земле, и др. Науки о живой природе доказали единство растительного и животного мира, связь человеческого общества с природой, живой и неживой. Социология открыла законы, которым подчиняются все формы общественной жизни. Материя проявляет себя только через качественно специфические виды, каждому из которых соответствует своя форма движения и пространственно-временная организация.

Понятие картины мира. Научная картина мира и ее эволюция

Картиной мираназывается сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики.

Картина мира - это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается. Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают как в рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ. Различают несколько картин мира: обыденная картина мира, возникающая из повседневной жизни;; религиозные представления о мироздании, сложившиеся в деятельности религиозных групп; эзотерическая концепция Вселенной - знания, полученные путем озарений и откровений, которые появились в узком кругу посвященных и по сей день передаются в личном опыте, от учителя к ученику; философский подход к человеку и космосу; научная картина мира, или научный взгляд, создаваемый учеными-специалистами. У каждой картины мира есть свой смысловой центр, ядро, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной.

Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения мира, определяющих стиль и способ научного мышления, направляет движение мысли в поисках истины.

Эволюция современной картины мира отражает путь движения науки от создания классической к неклассической и постнеклассической картины мира.

Классическая картина мира основывалась на достижениях классической механики Галилея и Ньютона. В ее фундаменте лежали принципы однозначной детерминации, рациональной предсказуемости событий на основе единого общего правила или метода, гарантирующего построение истинной теории. Отдельные, единичные события не могли оказать существенного воздействия на фатальную предопределенность развития универсума. Графическим образом классической картины мира была модель прогрессивно направленного линейного развития.

Образ постнеклассической картины мира создается с учетом достижений синергетики. Древовидная ветвящаяся графическая модель позволяет представить неопределенность и случайность направленности развития.

БЫТИЕ ПРИРОДЫ

1. Системная организация мира

2. Понятие картины мира. Научная картина мира и ее эволюция

3. Синергетика как новое мировидение

4. Коэволюция и антропный принцип

Системная организация мира

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее сложной системной организации. Система (от греч. – целое, составленное из частей) – это совокупность элементов, которые своими отношениями и связями образуют определенную целостность, единство. Целостность как системообразующий признак представляет собой принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и зависимость каждого элемента от его места в системе. Практически каждый объект может быть представлен как система. Любая материальная система взаимодействует с целым рядом других систем и в ходе этого взаимодействия ее свойства меняются. Но некоторые свойства систем сохраняются при любых изменениях, и это является условием существования данной системы, условием сохранения ее структуры. Структура ( от лат. - строение, расположение) – это совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы, которые обеспечивают целостность системы. Следовательно, система – это элементы и их структура в целостном единстве.

Окружающий нас материальный мир можно представить как специфически различающиеся, но генетически связанные неорганическую, органическую (живую) и социально организованную материю. В каждой из них, в соответствии с современным уровнем развития науки, следует выделить структурные уровни, качественно отличающиеся друг от друга и подчиняющиеся своим особым законам.

В неживой природе: 1) субмикроэлементарный, 2) микроэлементарный, 3) ядерный, 4) атомарный уровни и соответствующие им поля, 5) молекулы, в своей совокупности образующие микромир или атомный уровень организации неживой материи; 6) макромир, представляющий собой совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений, или суператомный уровень организации неорганической материи; 7) планетарные системы; 8) звезды, галактики и системы галактик; 9) Метагалактики и 10) Вселенная, мир – мегамир в целом. Объекты микро-, макро- и мегамиров представляют собой вещественные формы организации материи (включая и антивещество), обладающие массой покоя. К невещественным формам материи относятся различные поля. Невещественным формам материи присуща не масса покоя, а так называемая масса движения, определяемая энергией соответствующих частиц, с которыми они неразрывно связаны различными взаимопревращениями. Изученное и известное убедительно доказывает справедливость учения о материальном единстве мира, о взаимосвязи и взаимообусловленности различных видов материи, о неисчерпаемости материи вширь и вглубь, о ее качественной специфике.

Современный уровень научных знаний позволяет сделать вывод, что на определенном этапе развития Метагалактики в некоторых планетарных системах могут создаться условия для возникновения из молекул неживой природы явлений органического живого мира. В живой материи можно выделить: 1) нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки как системы доклеточного уровня; 2) клетки и одноклеточные организмы; 3) многоклеточные организмы (растения и животные); 4) популяции; 5) виды; 6) биоценозы; 7) биосфера.

На определенном этапе развития в биосфере возникают особые популяции животных, которые благодаря орудийной деятельности превращают биологические формы жизни в социально организованную материю. В рамках биосферы начинает развиваться принципиально новый тип материальной системы – человеческое общество. В социально организованной сфере материального мира формируются структурные уровни: 1) человек; 2) семья; 3) производственный коллектив; 4) социальные группы, включающие и исторические формы и общности людей; 5) классы; 6) государства; 7) союзы государств; 8) общество в целом, человечество.

Как особая сфера материального мира человеческое общество существует благодаря целесообразной деятельности людей и включает в качестве обязательного условия своего функционирования и развития духовные процессы, деятельность сознания. Сознание может существовать только в рамках социального бытия, а само социальное бытие возможно только при наличии сознания. Эта специфика общественного развития ни в коей мере не нарушает общей картины эволюции материального мира, не отрицает объективного характера качественно специфических законов развития каждого структурного уровня системной организации материи. Все уровни организации материи представляют собой лишь ступени глобальной эволюции материального мира.

Важнейшие доказательства материального единства мира дают науки о неорганической материи: физика, химия, астрономия, математика, геология, доказывающие однотипность строения веществ земного и неземного происхождения, одинаковый химический состав земного и космического вещества, подчиненность движения космических тел законам, действующим и на Земле, и др. Науки о живой природе доказали единство растительного и животного мира, связь человеческого общества с природой, живой и неживой. Социология открыла законы, которым подчиняются все формы общественной жизни. Материя проявляет себя только через качественно специфические виды, каждому из которых соответствует своя форма движения и пространственно-временная организация.

Понятие картины мира. Научная картина мира и ее эволюция

Картиной мираназывается сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики.

Картина мира - это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала (научного принципа, идеи, религиозного догмата и т. д.), который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается. Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают как в рамках повседневной жизни, так и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ. Различают несколько картин мира: обыденная картина мира, возникающая из повседневной жизни;; религиозные представления о мироздании, сложившиеся в деятельности религиозных групп; эзотерическая концепция Вселенной - знания, полученные путем озарений и откровений, которые появились в узком кругу посвященных и по сей день передаются в личном опыте, от учителя к ученику; философский подход к человеку и космосу; научная картина мира, или научный взгляд, создаваемый учеными-специалистами. У каждой картины мира есть свой смысловой центр, ядро, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной.

Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения мира, определяющих стиль и способ научного мышления, направляет движение мысли в поисках истины.

Эволюция современной картины мира отражает путь движения науки от создания классической к неклассической и постнеклассической картины мира.

Классическая картина мира основывалась на достижениях классической механики Галилея и Ньютона. В ее фундаменте лежали принципы однозначной детерминации, рациональной предсказуемости событий на основе единого общего правила или метода, гарантирующего построение истинной теории. Отдельные, единичные события не могли оказать существенного воздействия на фатальную предопределенность развития универсума. Графическим образом классической картины мира была модель прогрессивно направленного линейного развития.

Образ постнеклассической картины мира создается с учетом достижений синергетики. Древовидная ветвящаяся графическая модель позволяет представить неопределенность и случайность направленности развития.

Читайте также: