Наука древней индии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Индия. Ворота в ограде культового сооружения (называемого ступа) в Санчи украшены резьбой по камню и фигурами животных. II век до н.э.

Образец непрочитанного до сих пор письма Индской цивилизации и стеатитовая печать (стеатит — мягкий камень). Мохенджо-Даро. Середина III тысячелетия до н. э.

Одно из важнейших достижений Древней Индии — создание позиционной десятичной системы счисления с применением нуля — той самой, которой пользуемся в настоящее время и мы. В хараппские времена (цивилизация долины Инда, III—II тысячелетия до н. э., или цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро, — по названию одного из городов, близ которого начались раскопки) индийцы, как полагают учёные, уже считали десятками.

Арьябхата был и выдающимся астрономом. Он утверждал, что Земля движется вокруг своей оси, верно объяснял причины солнечных и лунных затмений, чем вызвал резкую критику со стороны индусских жрецов и многих собратьев по науке. От гуптской эпохи до нас дошло несколько астрономических трактатов, обнаруживающих помимо оригинальных разработок знакомство индийских учёных с греческой астрономией, в том числе с трудами Птолемея. Древнеиндийская астрономия и математика оказали большое влияние на арабскую науку: заслуги индийских учёных признавал великий аль-Бируни.

Знания анатомии и физиологии человека были в Древней Индии на довольно высоком уровне: индийские врачи правильно объясняли назначение многих органов. При постановке диагноза и назначении курса лечения врач должен был учитывать не только физическое состояние больного, которое определялось по совокупности самых различных показателей (пульс, температура тела, состояние кожных покровов, волос и ногтей, мочи и так далее), но и психологический настрой пациента.

Хирурги с помощью 120 видов инструментов производили сложнейшие для своего времени операции: трепанацию черепа, кесарево сечение, ампутацию конечностей.

Древняя индийская цивилизация появилась благодаря местному населению Северной части Индии еще в 3 веке до н.э. Самыми древними центрами Индии, историки считают города Мохенджо-Даро и Хараппа. Главными достижениями этого времени были:

  • канализация и водопровод;
  • письменность на санскрите;
  • наличие нескольких религий, – брахманизм (индуизм и джайнизм), буддизм и ислам
  • развитие науки.

Научная мысль Древней Индии заметно отличалась от древнегреческой, индийские ученые обладали особым типом мышления, который был основан на нравственных идеях и невероятных способностях, позволяющих раскрыть многие тайны Вселенной, эти знания и явления не требовали доказательств их просто было достаточно увидеть.

Достижения науки Древней Индии становятся известны западным государствам лишь в конце 18 века, это связано с тем, что они были изложены на санскрите

  • брахманы (жрецы, философы, ученые),
  • кшатрии (воины, правители),
  • вайшья (торговцы, земледельцы и скотоводы),
  • шудры (рабочие и слуги).

Ригведа – собрание текстов, состоящее преимущественно из религиозных гимнов.

Достижения науки

Готовые работы на аналогичную тему

Сначала это была рыба, она спасла людей от потопа, после - черепаха, стремящаяся найти эликсир вечной жизни; далее кабан, который поднял Землю из преисподней; Рама – человек благородный; Кришна – бог в обличие человека. За всем этим ученые прослеживают аналогию с эволюцией хордовых в биологии и с социальной эволюцией человека.

Еще одно важное достижение древней Индии – появление десятичной системы счисления с применением нуля – этой самой, системой мы пользуемся до сих пор.

Если сравнить современную науку с системой знания Древней Индии, то она также сосуществовала в единстве и связи, отдельные положения и знания одной науки использовались другой для достижения хорошего практического результата. Так, например, васту – древняя наука о строительстве и дизайне зданий опиралась на знания, которые были известны из астрологии, так же было и с аюрведой – если грамотный аюрведический лекарь назначал лечение, он учитывал наиболее благоприятный период для начала терапии, который определял с помощью звезд.

Йога как наука

Самой популярной древней индийской наукой считается йога. Правда, в современное время йога рассматривается не как наука, а как спортивная дисциплина или система оздоровления тела, ее уже не связывают с ее древним смыслом.

Под значением слова йога объединяли большое количество направлений, которые реализуют разные цели при помощи специальных практик.

  1. Хатха йога (самая известная) приводит тело человека в идеальное состояние.
  2. Раджа йога – ментальные практики, направленные на контролирование ума.
  3. Джняна йога направлена на познание реальности, а не иллюзорного мира.
  4. Бхакти йога направлена на гармоничное сосуществование с Божественным через практики.

На высоком уровне в древней Индии были физиология и анатомия, индийские врачеватели уже в то время правильно объясняли функционирование органов человека, так при постановке диагноза и назначения лечения врач должен был не только изучить состояние больного с помощью анализа пульса, температуры, состояния кожи, мочи, но и учесть психологическое состояние пациента.

Медицина в Древней Индии развивалось очень активно, врачи проводили сложнейшие операции, такие как кесарево сечение, ампутации, удаление катаракты, делали даже ринопластику (восстанавливали носы).

Речь врача, говорил он, всегда должна быть спокойной, ясной и приятной, врач должен быть сдержан, рассудителен и всегда стремиться к самопознанию. Придя к больному в дом, врач должен лечить больного в любых условиях и при этом соблюдать врачебную тайну, никому не говорить о том, что он увидел и услышал в его доме. Во многих индийских городах открывали специальные больницы (центры) для бедняков и путников, существовали они за счет средств богатых горожан.

Таким образом наука в Древней Индии заложила фундамент многим великим научным идеям и положениям, а древние индийские тексты считаются уникальными сборниками знаний и мудрых наставлений.

Одна из важнейших задач понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.

Содержание

Введение 3
1. Математика Древней Индии 4
2. Физика и химия Древней Индии 6
3. Астрономия Древней Индии 7
4. Медицина Древней Индии 8
Заключение 12
Список литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

nauka_drevnej_indii_-_referat.doc

Введение

Культура Индии имеет большую и богатую историю, истоки которой уходят в седую древность. Ещё в глубокой древности в Индии были накоплены большие знания в области грамматики, медицины, математики, астрономии, физики, химии и других наук.

Одна из важнейших задач понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.

Наибольших успехов индийские учёные в древности достигли в области математики. Достижения индийских учёных в области арифметики и алгебры, оказали сильное влияние на развитие восточной, а затем и европейской математики.

Основные сведения о различных науках в Древней Индии содержатся в Ведах, священных книгах индуизма, а также в трактатах, написанных по отдельным наукам в до- и послеведийский период. В Ведах мы находим исчерпывающие ссылки на эти науки и, соответственно, можем датировать их эпохой Вед или даже более ранней эпохой.

Веды являются очень древним памятником, время их возникновения определить сложно. Немецкий индолог С.Якоби обнаружил в одном из гимнов Ригведы (X.85.13) прямое указание на положение колюра солнцестояний в "Уттара Пхальгуни" (Leonis) и "Уттара Бхадрапад" (Andromedae) и на то, что год начинался во время летнего солнцестояния в сезон дождей (РВ VII.103.9), и таким образом датировал Ригведу периодом с 4500 по 2500 г. до н.э.

В этой главе кратко описаны только некоторые из наук, поскольку цель этой книги - дать лишь общее представление о древних науках и ученых. Чтобы иметь возможность дать оценку научной деятельности древних индийцев потребуется многотомное исследование.

Кроме наук, описанных здесь, были достигнуты значительные успехи в ветеринарии, известной как "шалихотра". Были написаны трактаты о болезнях лошадей, слонов, и других животных, широко использовавшихся в то время. В древних медицинских трактатах-шастрах также подробно изложены законы гигиены.

1. Математика Древней Индии

Высокий уровень развития, которого достигла индийская астрономия, уже является доказательством успехов индийцев в математике. Древность астрономии подтверждает еще большую древность математики. Индийцы изобрели числительные, немецкий филолог Шлегель отмечает, что "десятичная система счисления, являющаяся наряду с письменностью одним из важнейших достижений человечества, с общего согласия авторитетных историков признана изобретением индийцев"

Крупнейший индолог и блестящий санскритолог Моньяр Вилльямс в своей книге "Мудрость индийцев" признает, что "у них (индийцев) арабы почерпнули не только первые представления об алгебраическом анализе, но и те цифры и десятичную систему, которые используются теперь во всем мире."

Другой английский исследователь Хантер отмечает, что "им (индийцам) мы обязаны изобретением чисел десятичной шкалы, и индийские цифры от 1 до 9 являются сокращенными формами начальных букв самих числительных, а ноль представляет собой первую букву санскритского слова "шунья", что значит "пустота". Арабы заимствовали их у индийцев и способствовали их распространению в Европе."

Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науке. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н. э.

Алгебра. Древние индийцы умели решать квадратные уравнения и были знакомы с иррациональными числами и извлечением корней. Алгебра развивалась вместе с астрономией, следовательно можно заключить, что она существовала еще в 3000-2500 г. до н.э.

Геометрия. Древние индийцы достигли больших успехов в геометрии. Эта наука была известна им задолго до написания "Сурья Сиддханта" ("Законы солнца") (2000 г. до н.э.), где изложена рациональная тригонометрическая теория. Она основывается на теореме о синусе дуги и включает ряд теорем, сформулированных и доказанных в Европе лишь несколько столетий спустя.

"Индийцы знали о различных свойствах треугольников, в том числе о том, что площадь треугольника можно выразить через его стороны, и о соотношении между радиусом и длиной окружности и измеряли их в одних и тех же единицах. Это соотношение не было известно за пределами Индии вплоть до современности."

Исследования пролили свет на астрономические таблицы, составленные, по всей вероятности, по принципам геометрии около 3000 г. до н.э. Известными учеными древности были Арьябхата (5 в. н.э.), Шридхарачарья, автор "Patiganita" (9 в. н.э.), Бхаскара (629 г. н.э.) и Бхаскара II (1114 г. н.э.).

Нумерация. Современные цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0, получившие мировое признание и распространение, по мнению большинства учёных, индийского происхождения. Но это вовсе не значит, что у самих индейцев они именно такой вид. Нужно было много веков, чтобы индийские обозначения цифр приняли, наконец, современную форму. Счёт целых чисел в Индии с древних времён носил десятичный характер. Полагают. Что цифры самих индийцев, которыми они пользовались раньше в своей десятичной системе, произошли от первых букв числительных имен. Подтверждением этому служит то, что на санскритском языке, которым обычно пользовались индийские ученые, первые десять числительных имен все начинаются с различных букв.

В отличие от цифр карошти, цифры брахми записывались слева направо, как индийское письмо. Важным отличием цифр брахми от карошти было наличие специальных знаков для чисел от 1 до 9. Эта особенность цифр брахми стала предпосылкой для создания в Индии десятичной позиционной нумерации.

К основным арифметическим действиям индийцы относили сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в квадрат и куб, и извлечение квадратного и кубического корней.

Сложение и вычитание производились как слева направо, т. е. от низших разрядов к высшим, так и наоборот.

Для умножения существовало около десятка способов. При основном способе умножения операцию можно было начинать как с низшего, так и с высшего разряда. В процессе умножения цифры множимого постепенно стирались, а на их месте записывались цифры произведения

2. Физика и химия Древней Индии

Представления древних индийцев в области физики были тесно связаны с религией и теологией. Считалось, что вселенная состоит из пяти элементов: земли, огня, воды, воздуха и эфира. Существовало убеждение, что все элементы, за исключением эфира, имеют атомарную структуру. Инидийская атомная теория была независимой от греческой, поскольку сформулирована она была Пакудхой Катьяяной, старшим современником Будды, а значит появилась раньше идей Демокрита.

Атом считался вечным, однако, некоторые буддисты полагали, что он занимает место в пространстве минимально короткий промежуток времени и мгновенно заменяется новым атомом. Другая древнеиндийская школа утверждала, что атомы соединяются в молекулы, а последние образуют тела. Индийские атомные теории основывались, безусловно, не на опытах, а на интуиции и логике.

Индийские металлурги достигли высокого мастерства в добыче металлов из руды и литье металлов. Химия в древней Индии была вспомогательной наукой, подчиненной, однако, не развитию технологий, а медицине. Индийцы преуспели в получении многих щелочей, кислот и солей металлов при помощи обычных процессов кальцинирования и возгонки.

3. Астрономия Древней Индии

Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.

Граф Бьорнстшерна в своей книге "Индуистская теогония" доказывает, что астрономия в Индии была высоко развита еше в начале калиюги, или железного века, около 5000 лет тому назад.

Индийцы знали о предварении равноденствий и о том, что за сутки земля совершает оборот вокруг своей оси. Жрецы-брахманы говорили об этом в 5 в. до н.э.

Астрономия возникла в Индии очень давно. Знаменитые ученые написали множество трактатов по астрономии и астрологии, которой придавалось не меньшее значение. Известными учеными были Парашар (12 в. до н.э.), Арьябхата и Варахамихира.

"Индийские астрономы знали о делении эклиптики на лунные дома, о предварении равноденствий, обороте луны вокруг своей оси, расстояние от нее до Земли, размеры орбит планет, способы вычисления дат затмений" (Вильсон, "История Индии").

Древние знали, что Земля имеет форму шара. В астрономическом трактате "Арьябхатейя" мы читаем: "Земля расположена в центре вселенной, она состоит из пяти элементов и имеет сферическую форму".

Теория гравитации излагается в труде мудреца Бхаскарачарьи "Сиддхантха сиромани" следующим образом: "Благодаря силе тяготения Земля притягивает к себе все предметы, и кажется, что они падают на землю".

Другой древний ученый, Гаргья, первым перечислил созвездия и разделил зодиакальный пояс на 27 равных частей. Говорят, что Варахамихира, сын Гаутамы, первым обнаружил планету Юпитер ( в индийской ирадиции Брихаспати), ссылки на что есть в Ригведе.

Ближе к современной эпохе, в 1727 г. н.э., родился махараджа Джай Синх II, строитель Джайпура, одного из наиболее старых городов, следующих единому плану сторительства, и создатель знаменитых обсерваторий в Джайпуре, Дели, Варанаси, Матхуре и Удджайне. Часть приборов в этих обсерваториях до сих пор работает точно. Солнечные часы в Джайпуре сообщают время с точностью до двух секунд! Джай Синх также внес исправления в индийский календарь.

4. Медицина Древней Индии

Древние индийцы достигли в медицине высокого уровня мастерства. По свидетельству английского исследователя Уильяма Хантера "индийская медицина включала в себя все области этой науки. Она описывала строение организма, органы, связки, мышцы, сосуды и ткани. Лекарственные вещества включали широкий спектр средств минерального, растительного и животного происхождения. Фармакологии были известны сложные способы изготовления лекарственных препаратов и их классификация с подробными указаниями по их назначению и применению."

Замечательным достижением древних и средневековых медицинских знаний является традиционная система индо-тибетской медицины, которая на протяжении долгих веков формировалась на основе лучших традиций народной медицины многих стран этого региона.

Индо-тибетская медицина располагала своеобразными методами лечения, собственной системой теоретических взглядов и особыми философскими концепциями, впрочем, весьма подобными философским построениям врачевателей других государств древности.

Содержание даже самых ранних индийских трактатов свидетельствует о весьма высоком уровне медицинских знаний в глубокой древности. Уже около 1 тысячелетия до н.э., когда большинство философских и научных школ Древней Индии достигли наивысшей ступени развития, в зените расцвета находилась и медицина.

К примеру, медицинские знания нашли свое отражение в столь почитаемом на Востоке "Астрологическом календаре животных", имеющем огромное медицинское значение при диагностике заболеваний и определении индивидуальных особенностей пациентов.

Важнейшая из естественных наук, медицина была поставлена на вполне рациональную основу. Главным принципом индо-тибетской медицины во все времена являлось положение о единстве и целостности человеческого организма. Поэтому и любое заболевание рассматривалось древними медиками Индии и Тибета как болезнь всего организма. Лечению подвергалась не болезнь, но сам конкретный пациент со всеми его особенностями и индивидуальными предрасположенностями, распознавание которых древними диагностами было развито до совершенства.

Отношение врачевателей Древней Индии и Тибета к лечению выражалось следующим образом: только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье. Индо-тибетская медицина никогда не впадала в "узкий физиологизм", столь типичный для ряда лечебных школ античной Эллады и возродившийся во многих позднейших формах западной медицинской науки Нового Времени.

Врач в Индии обязан был досконально знать психологию, ботанику, биологию, фармакологию, химию и другие науки.

Добрый день! Этой публикацией я завершаю тему древней Индии на своем канале. Мне кажется, получилось затронуть если не все, то многие темы, касающиеся этой культуры. Были истории про ведическую религию , про сами Веды , про варны , про Брахму и Шивы , про дашаватар Вишну , про два древних эпоса " Рамаяну " и " Махабхарату ", про буддизм , про искусство и литературу . Теперь осталось добавить несколько слов про научные знания. И сразу скажу, что одной из черт древнеиндийской культуры является уважение знаний.

Астрономы Древней Индии делили год на 12 месяцев по 30 дней, а каждые 5 лет добавляли 13 месяц; ими выдвигалась идея шарообразности земли и вращения ее вокруг своей оси.

В III тыс. до н.э. индийские математики сформулировали десятичную систему счисления с применением нуля. Цифры, известные всему миру как "арабские", на самом деле являются индийским изобретением. Они на много удобнее римских. Попробуйте, для примера, записать число 3888 двумя вариантами и сразу станет понятна разница.

Стоит добавить, что индийцы не сразу пришли к именно такой форме записи чисел.

В V в. до н.э. жители Индии умели извлекать квадратный и кубический корень, пользовались числом "Пи" и знали много других математических законов.

Химикам была известна термическая обработка металлов, изготовление кислот, растительных и минеральных красок, ядов, парфюмерии, лекарств и препаратов из ртути. Они умели делать стекло, искусственные драгоценные камни. Выдвигались идеи о том, что все состоит из атомов - “ану”. Были разработаны уникальные методы в сфере психотренинга.

Аюрведа (наука о долголетии) достигла больших результатов, на ней основывается знаменитая тибетская медицина.

Индийская философия развивалась с древности. Философские школы принято делить на ортодоксальные - астики, т.е признающие авторитет Вед и неортодоксальные - настики, т.е. отрицающие авторитет Вед .

К первым относятся: миманса, веданта, санкхья, ньяя, йога, вайшешика. Ко вторым: буддизм, джайнизм и локаята-чарвака.

Не откажу себе в удовольствии рассказать вам пару слов о последней.

Это атеистическая философия, зарождение которой относят то ли к философу Чарвака, автору “Брихаспати-сутр” VII в. до н.э., то ли к легендарному Брихаспати - наставнику богов, что само по себе восхитительно!

Термин “локаята” происходит от “локаятана”, что переводится как “позиция здравого смысла”.

Есть еще одна версия, которая дает происхождение “чарваки” от глагола “черв” - “жевать”, т.е. представители этого направления проповедовали получение удовольствия от жизни, как и, позднее, греческие эпикурейцы в IV-III вв. до н.э.

На этой, совсем не божественной ноте. завершаю свой рассказ о древней Индии. Следующей большой темой будет культура древнего Китая .

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать для чтения перейдя на Карту канала

Видео-версию об искусстве, литературе и науке древней Индии Вы можете посмотреть на моем ютуб-канале:

Подобно Древнему Египту и Месопотамии, на территориях Южной Азии зародилась индийская цивилизации. Какими были природные условия Древней Индии, когда там возникли первые государства, в чем состояли особенности индийской религии, культуры, искусства – вы узнаете из этого урока.

План урока:

Природные условия Древней Индии

Индия – страна, занимающая полуостров Индостан, расположенный на территориях Южной Азии. На юге, западе и востоке, ее побережья омывают теплые воды Индийского океана. На севере Индию окружает естественная природная граница – признанные самыми высокими в мире Гималайские горы.

karta


Карта

Древнеиндийская цивилизация [1] зародилась примерно в 3 тысячелетии до нашей эры. Центральным местом расселения первых ее жителей стали плодородные долины крупнейших индийских рек – Инда и Ганга. С древних времен, из-за обильных дождей в июле и августе, эти полноводные реки выходили из берегов, заливая все вокруг. Древние индийцы верили, что Инд и Ганг, берущие свое начало в горах Гималаях, являются священными реками, которые снизошли по воле богов с небес на землю.

Климат Индии - жаркий и влажный,способствовал развитию на этих территориях земледелия. Индийцы выращивали пшеницу, ячмень, рис, многочисленные фрукты и овощи. Из сахарного тростника [2] , растущего вблизи болот, индийцы научились добывать сахар. Богатая природа Древней Индии давала населению растения, из которых изготавливали пряности, лекарства, благовония.

Запоминаем новые слова!

Пряности – это различные виды растений, используемые в кулинарии, обладающие ярко выраженным вкусом и запахом. Например: черный перец, корица, имбирь, тмин, лавровый лист, куркума.

Благовония – это натуральные вещества, обладающие приятным запахом, используемые для ароматизации помещения.

Несмотря на благоприятный индийский климат, далеко не все территории полуострова Индостан были пригодны для земледелия. Большую часть долины Ганга покрывали густые тропические леса – джунгли. Высокие деревья, вечнозеленые кустарники, яркие душистые цветы часто сплетались друг с другом, создавая труднопроходимые заросли. На каждом углу неосторожного путника подстерегали ядовитые змеи и насекомые, многочисленные хищные животные.

Чтобы подготовить участок для поселений, древние индийцы выжигали джунгли огнем, вырубали деревья и кустарники, выкорчевывали пни и глубокие корни растений. Со временем поселения объединялись между собой, образовывая небольшие государства.

В I тысячелетии до нашей эры на территориях Индии сложилось множество разрозненных царств. Объединить их между собой в одно государство смог царь Ашока [3] . Это произошло в 3 веке до нашей эры. Но после смерти правителя государство распалось. Снова началась череда непрерывных войн между царствами, боровшимися за лидерство.

Культура, наука и искусство Древней Индии

Культура Древней Индии - одна из самых богатых во всем мире. Ее отличают высокий уровень материального и духовного развития.Древнейшие священные тексты Индии – Веды содержали в себе не только религиозные учения, но и знания в области астрономии, медицины, математики, химии, музыки, военного искусства, архитектуры. Для написания этих текстов использовался специальный язык – санскрит, который понимали только брахманы (жрецы) и кшатрии (воины-правители).

Индийское изобразительное искусство, архитектура и литература были тесно связаны с религией. Самыми величественными сооружениями были храмы. Их строили с особенной роскошью, украшали многочисленными скульптурами, золотой росписью. Некоторые храмы вырубали прямо в скале, самый знаменитый из них, сохранившийся до наших дней – Аджанта.

Самые известные литературные произведения Древней Индии – Махабхарата и Рамаяна, описывали истории жизни великих царей, которых считали воплотившимися на земле богами. Например, главный герой Рамаяны – Господь Рамачандра – родился в царском роду сыном царя, чтобы наказать за время своего правления всех злодеев.

Немалыми были достижения индийцев и в научной области:

Индийская религия

Древнейшая религия индийцев – индуизм, была основана на поклонении сотням богов. Главными среди них считались три бога:

  1. Вишну – создатель всего сущего, верховный повелитель вселенной. Индийцы верили, что по милости бога Вишну происходит создание, поддержание и разрушение бесчисленных миров. Что он спасает людей от страха и горя, дарует успех, обильные урожаи, богатства. Традиционно его изображали в виде синего божества с четырьмя руками и телом человека, лежащего или стоящего на цветке лотоса.
  2. Бог Брахма– сын Вишну, которому Отец поручил создать Землю, людей и законы. Его изображали в виде человека с четырьмя головами, которые символизировали способность контролировать все четыре стороны света. Также индийцы верили, что именно Брахма основал деление общества на касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов-правителей), вайшьев (торговцев и ремесленников) и шудр (рабочих).
  3. Шива – разрушитель вселенной, повелитель духов и демонов. Индийцы верили, что бог Шива в конце каждой эпохи танцует танец разрушения, уничтожающий всю вселенную. Несмотря на это, Шива почитался как милостивый бог, которому поклонялись для исцеления от болезней, победы в битве, обретении власти, освобождении от всех страданий.Чаще всего его изображали многоруким, танцующим священный танец.

Запоминаем новые слова!

Касты – это отдельные общественные группы индийского общества, принадлежность к которым определялась по рождению, передавалась по наследству. Например, сын рабочего становился рабочим, потомки воина наследовали профессию своего отца.

В середине I тысячелетия до нашей эры в Древней Индии зародилось новое религиозно-философское учение – буддизм. Возникновение буддизма связано с именем индийского царевича – Сиддхартхи Гаутамы, который отказался стать царем, чтобы обрести Просветление (освобождение от всех страданий, связанных с рождением и смертью).

Это интересно! Будда – не вымышленный персонаж, а реальная историческая личность.

Согласно легенде, Сиддхартха долгие годы не выходил за стены царского дворца, окруженный заботой слуг и роскошью. Отец скрывал от своего сына все страдания мира, так как ему предсказали, что Гаутама откажется занять престол и уйдет в монахи. Но однажды царевич покинул царский дворец и встретил на своем пути старика, неизлечимо больного человека и похоронную процессию. Так он понял, что в этой жизни всех людей, независимо от их происхождения и богатства, ожидают старость, болезни и смерть. Сиддхартха ушел из дворца и стал странствующим монахом. Через 35 лет он стал Буддой (просветленным, пробужденным) и основал свое учение, с помощью которого все люди могли навсегда прекратить свои страдания.

Разделение индийского общества на касты

Согласно религии – индуизму, индийское общество было разделено на 4 основные касты:

Первая каста - брахманы (жрецы, ученые, учителя) – самые мудрые и почитаемые члены общества. С раннего детства брахманы осваивали священный язык санскрит, читали Веды и другие религиозные тексты, обучались многим наукам. Когда обучение подходило к концу, ученик должен был сделать выбор: завести семью или удалиться от мира и стать отшельником. Традиционно брахманы осуществляли все религиозные обряды, при начале любого важного дела, цари приглашали их в свои дворцы, чтобы брахманы произносили мантры на санскрите (специальные молитвы, которые должны были обеспечить успех в любом начинании). Брахманы, которые обзаводились семьей, могли также становиться учителями или учеными, набирать к себе на обучение учеников.

Вторая каста – кшатрии (воины – цари и остальные военные). Все индийские цари принадлежали к касте кшатриев. В мирное время они правили своим царством, а во время войны лично возглавляли войска. Кшатрии были самыми богатыми среди остальных категорий населения, но в принятии наиболее важных решений они советовались с брахманами, подчинялись им.

Третья каста - вайшьи (торговцы, ремесленники,землевладельцы). Вайшьи занимали промежуточное положение между высшими кастами и низшими, пользовались в обществе уважением.Они зарабатывали себе на жизнь своим талантом, предпринимательской деятельностью. Среди них было немало богатых землевладельцев, которым принадлежали обширные пастбища для скота, участки плодородной земли.

Четвертая каста – шудры (слуги, наемные сельскохозяйственные работники, рабы). Эта категория населения занималась исключительно тяжелым физическим трудом, не пользовалась уважением в обществе. Шудрам было запрещено обучаться грамоте, совершать религиозные обряды, вступать в брак с представителями высших каст.

Это интересно!

Согласно легенде представители разных каст произошли от разных частей бога Брахмы. Брахманы произошли из его рта, поэтому считалось, что они получили способность красиво излагать свои мысли, произносить мудрые речи. Кшатрии появились из рук индийского бога, который наделил их силой, смелостью, способностью защищать слабых и беззащитных. Вайшьи произошли из бедер Брахмы, а шудры из его пыльных ног.

Отдельно от 4 основных каст, в Древней Индии жили неприкасаемые – люди, находившиеся на положении ниже шудр, презираемые всеми членами общества. Согласно учению о карме, индийцы верили, что неприкасаемые совершили в прошлой жизни много грехов и злых дел, поэтому вынуждены теперь терпеть всеобщее неуважение и страдания. Неприкасаемым запрещено был пить воду из общего колодца, приближаться к представителям 4 каст, заходить в храмы. Они селились за пределами города и жили обособленно от других категорий населения.

Словарь

1. Цивилизация – это самобытное сообщество государств и народов, существовавшее в пределах определенного времени. Цивилизации отличаются друг от друга традициями, культурными особенностями, уровнем хозяйственного развития, особенностями среды обитания.

2. Сахарный тростник – это однолетнее растение, используемое человеком для получения сахара.

3. Царь Ашока – индийский правитель, завоевавший большинство царств Древней Индии, объединивший их в одно государство. Предположительно Ашока правил с 273 по 232 гг. до нашей эры, после его смерти могущественная империя распалась.

Читайте также: