Симоне мартини творчество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Итальянский живописец. Работал в Тоскане, а также в Неаполе (1317), Орвието (1320), Ассизи (1320-е годы) и Авиньоне (с 1340). Мастер сиенской школы, Мартини был последователем и, возможно, учеником Дуччо ди Буонинсенья, испытал влияние живописи французской готики.

Симоне Мартини. Маэста. 1315 г. Палаццо Пубблико. Сиена

Современник и друг Петрарки, Симоне Мартини кроме Сиены работал в Ассизи, в Авиньоне и Неаполе. К 1315 году относится его известная фреска “Маэста”, во многом аналогичная по композиции с иконой Дуччо, но написанная не для церкви, а для зала Большого совета Палаццо Пубблико. Уже одним этим она приобретала более светский и парадный характер; в смысле своей композиции она также отличалась большей пространственностью и свободой, которые, однако, прихотливым образом сочетались в произведениях Симоне с плоскостным декоративным началом. В этой фреске все фигуры, начиная с мадонны, отмечены чертами готического изящества и элегантности, в какой-то степени отражающими черты рыцарского быта, к которому Симоне Мартини испытывал большой интерес. Женские образы приобретают в трактовке сиенского мастера гораздо большую мягкость и поэтическую одухотворенность; помимо этого они обладают большей объемностью, чем фигуры Дуччо.

Симоне Мартини. Гвидориччо да Фольяно. Фреска. Палаццо Пубблико. Сиена

Причудливая смесь северноготических средневековых форм, заимствованных из французской книжной миниатюры, и реалистического начала, проникшего в сиенскую живопись после Джотто, отразилась во фреске Симоне Мартини, исполненной им в 1328 году также для сиенской ратуши, изображающей полководца Гвидориччо да Фольяно, едущего на коне. Эта фреска, написанная на противоположной от фрески “Маэста” стене, приобретала своего рода символическое значение, так как была трактована художником как призыв к военному возрождению республики. Помимо того, что здесь была предпринята попытка изобразить, правда, еще условный, но с намеками на перспективу пейзаж — рыжие холмы с феодальными Замками и крепостями на фоне синего неба, — эта фреска важна тем, что здесь создан один из первых портретов в искусстве треченто, выражавший еще не индивидуальные, а обобщенно-типические черты кондотьера. Этот всадник в одеянии, украшенном узором из ромбов, таким же, какой украшает чепрак его коня,— является прототипом многочисленных конных памятников, исполненных в скульптуре и в живописи итальянскими мастерами 15 века.

Заказчик капеллы кардинал Сан Мартино аи Монти перед св. Мартином.

В произведениях художника Симоне Мартини (фрески в Палаццо Публико в Сиене - “Маэста”, 1315, и изображение кондотьера Гвидориччо да Фольяно, 1328; росписи со сценами из жизни святого Мартина Турского в Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи, около 1326; алтарный образ “Благовещение”, 1333, Уффици) главенствующее место занимают идеалы позднерыцарской культуры с присущими ей утонченным спиритуализмом, любовью к изысканным линиям и силуэтам, эмоционально выразительному, мягкому колориту.

Благовещение, 1333 Галерея Уффици, Флоренция

“Благовещение” — одна из самых лучших работ художника. Бесплотная фигура мадонны, задрапированная в темно-синий плащ, выделяющий ее изящный силуэт на золотом фоне, представлена в эффектном эмоциональном и цветовом контрасте с фигурой стоящего перед ней на коленях светлого ангела с большими узорными крыльями. В центре между фигурами помещена золотая граненая ваза с высокими лилиями. На боковых створках композиции изображены святые. Овеянное тонким лиризмом, это произведение с его нежными звучными красками и плавной мелодией линий, создающих гибкие контуры фигур, характеризует творческий расцвет мастера. Маленькая Мадонна из сцены “Благовещение” (Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанная на золотом тисненом фоне, с ее легким и изысканным силуэтом невесомой и изящной фигурки, узким овалом лица, с миндалевидным разрезом глаз и тонкими длинными пальцами также является одним из шедевров Симоне Мартини.

Симоне Мартини. Святое семейство. 1342. Художественная галерея Уолкер. Ливерпуль

Посвящение в рыцари, фреска, 1326 Сцены из жизни святого Мартина Церковь Сан-Франческо, Ассизи

Искусство Симоне Мартини особенно далеко от флорентийского варианта треченто. Живописцу присуща тончайшая духовность, нередко столь возвышенно-отрешенная, что она как бы очищена от конкретных человеческих эмоций. Работая в Авиньоне, Мартини сблизился с Франческо Петраркой, исполнил для него портрет Лауры (не сохранился) и фронтиспис к манускрипту Вергилия (библиотека Амброзиана, Милан). Искусство Симоне Мартини послужило образцом для многочисленных подражаний, получив известность в других городах Италии и странах средневековой Европы, однако в формировании искусства Возрождения оно сыграло незначительную роль, так как не заключало в себе тех принципиально новых художественных реформ, которые были необходимы для создания нового, реалистического стиля.

Симоне Мартини. Алтарь Блаженного Агостино Новелло. 1324-26. Сиена, Пинакотека.

Симоне Мартини и Липпо Мемми. Благовещенье. 1333. Уффици. Флоренция

Симоне Мартини. Фронтиспис к рукописи Вергилия, принадлежавшей Петрарке. Амброзианская библиотека. Милан

Симоне Мартини. Алтарь св. Людовика Тулузского. 1317. Музей Каподимонте. Неаполь

Симоне Мартини (ок. 1284, Сиена — 1344, Авиньон) — крупный итальянский художник XIV века, представитель сиенской школы живописи.

Сиенская школа живописи

Биография

Наряду с Дуччо и Амброджо Лоренцетти Симоне Мартини является крупнейшим сиенским художником первой половины XIV в. О первых тридцати годах жизни художника нет никакой информации. Симоне часто приезжал из Сиены в Ассизи, где готовил рисунки оконных витражей для капеллы Сан Мартино. Первая достоверная работа Симоне— фреска "Маэстра" в городской ратуше Сиены, на которой стоит дата (1315 г.) и подпись "a man di Symone", то есть "работа Симоне". Этому же времени соответствуют две записи в расходных книгах сиенского казначейства— выдача 34 лир и 12 сольди 7 июня 1315 г., и 46 лир и 8 сольдо между 20 октября и 12 декабря того же года. Уже сам факт, что молодому художнику доверили столь ответственную работу в зале сиенского правительства, свидетельствует о его известности и сложившейся к тому времени хорошей репутации . После фрески "Маэста" Симоне по всей вероятности работает над фресками в капелле Сан Мартино в знаменитой церкви Сан Франческо в Ассизи, которые завершает в 1317 году. В 1319 г. Симоне Мартини написал полиптихдля церкви Санта Катерина, а в 1320 г. — полиптих, который ныне хранится в музее в Орвьето. Все остальные произведения этого периода не имеют точных дат создания, но приписаны к нему по сходным стилистическим характеристикам. Этот период был весьма плодотворным, Симоне со своей мастерской работал в Орвьето, однако продукция, выходившая из её стен, была неравномерного качества, и специалисты до сих пор спорят, где рука мастера, а где рука подмастерьев. В 1321г. имя Симоне опять появляется в записях сиенского казначейства— Биккерны— он получил плату за реставрацию своей фрески "Маэста", которая уже к тому времени была испорчена проступившей влагой. В 1322-23 гг. в счетах Биккерны имя Симоне Мартини вновь несколько раз упоминается в связи с выплатами ему сумм за ряд неуточнённых работ в Палаццо Пубблико. В 1324 г. Симоне Мартини женится на Джованне, дочери художника Меммо ди Филиппуччо и сестре Липпо Мемми. Незадолго до этого, в январе-феврале 1324 г. он купил у своего тестя дом, а позднее преподнёс своей невесте щедрый подарок— 220 золотых флоринов. По свидетельству Петрарки, Симоне не отличался красотой, к тому же невеста была значительно моложе его, и можно только догадываться о причинах столь щедрого подарка. Эта женитьба ввела Симоне в семью Липпо, которой принадлежала успешная мастерская, укрепила профессиональные и дружеские связи, которые поддерживались в течение всей жизни. Венцом этих отношений следует считать знаменитое "Благовещенье" из галереи Уффици во Флоренции, в котором ученые до сих пор не могут отличить руку одного мастера от руки другого. К 1320-ым годам, вероятно, относится создание алтаря "Блаженного Агостино Новелло". В 1326 г. Мартини создал картину для Палаццо Капитано дель Пополо, которую в XV в. хвалил Гиберти, но она не сохранилась. В 1329-30 гг. он создал два произведения для Палаццо Пубблико, которые тоже не дожили до наших дней. В 1330 г. он пишет фреску "Гвидориччо да Фольяно" в честь освобождения в 1328 г. сиенской крепости Монтемасси. В 1333 г. совместно с Липпо Мемми создает "Благовещенье" (Флоренция, Уффици). Это его последняя известная работа перед отъездом в Авиньон, куда он приезжает, судя по всему, в 1336 г. Перемещение папского престола в Авиньон превратило этот маленький городок в художественный центр. Туда переезжали как отдельные художники, так и целые мастерские. Папская казна щедро оплачивала строительство и украшение своей новой резиденции. Симоне Мартини прибыл в Авиньон по протекции одного из кардиналов. Симоне был аристократическим художником, поддерживавшим связи в высших слоях общества, обслуживавшим и выражавшим своим искусством интересы анжуйской династии, папы и сиенского совета Девяти. Он сделал блестящую карьеру, превратившись из художника местного значения в мастера международного класса, обслуживавшего папский престол. Его репутация в родной Сиене была безукоризненной. 30 июня 1344 г. Симоне Мартини составил завещание. Вероятно, он был уже серьёзно болен и составлял завещание, предчувствуя близкий конец. Написанный и засвидетельствованный флорентийским нотариусом сер Джеппо ди сер Бонайуто Галгани, этот документ сообщает, что всё своё состояние (два дома, земли с виноградниками и солидная сумма денег) он своею волей поделил между супругой, племянницами Франческой и Джованной и детьми своего брата Донато. Своих детей у Симоне не было, поэтому раздача состояния племянницам и племянникам выдаёт в нём человека чадолюбивого и сентиментального. Через месяц с небольшим Симоне Мартини скончался в Авиньоне.

В 1284 году родился Мартини Симоне. Но о первых тридцати годах его жизни история, к сожалению умалчивает. Тем не менее, частичная нехватка фактов всё же позволила выдвинуть ряд веских гипотез. По одной из них он родился в семье некоего Мартини Сиене (квартал Сант-Эджидио). А по другой Энцо Карли считает, что умелец был рождён в сиенском контадо (близ Сан Джиминьяно) и являлся сыном мастера Мартино. Мастер занимался подготовкой нижнего слоя штукатурки (arriccio), который накладывается на камень или кирпич стен, предназначенных для фресковой живописи, что и повлияло на будущую специальность живописца.

Пизанский полиптих Свою школу Симоне скорее всего получил у мастера Дуччо ди Буонинсенья. Известность же пришла после создания Маэста в зале Маппамондо в сиенском Палаццо Пубблико. Обрамление данной фрески заключает надпись, которая указывающая дату (1315 год) и автора произведения (работа Симоне). Поступок Сиенской коммуны — выбор Симоне из всех художников города для выполнения действительно ответственного задания говорит о безупречной репутации мастера задолго до заказа Маэста. Только самые выдающиеся мастера того времени (конца XIII - первой половины XIV века) такие как Дуччо, Амброджо Лоренцетти и Симоне удостаивались чести декорировать Палаццо Пубблико, центра города в символической и буквальной интерпретации.

Возможно, именно он опередил других современников в распознавании физиогномических особенностей. Так король Роберт в алтаре из Неаполя наделён острым профилем, а взгляд кардинала Джентиле Партино да Монтефьоре во фреске над аркой, которая приводит капеллу Сан Мартино наполнен почтительностью. Алтарь св. Людовика Достаточно большая и разнообразная группа картин на дереве, по которой можно наблюдать эволюцию работ Мартини датируется концом 1310-первой половиной 1320-х годов. Сквозь, несомненно, готизирующий стиль, проявляющийся в новом методе передачи объёмов, прихотливости в игре линий и светоносности фонов проступают протоджоттистские черты (фрески в Ассизи), реминисценции искусства Дуччою.

Из-за малого количества сохранившихся документов можно говорить о точной дате создания только двух из этих работ: 1319 год (полиптих в церкви Санта Катерина) и 1320 год. Если говорить об остальных полиптихах, которые вышли из мастерской в Орвьето, то историки, полагаясь на стилистический анализ, присуждают им отрезок времени начала 1320-х годов. Важным остаётся и тот факт, что изучать творчество Симоне в Орвьето усложняется участием в работах его помощников. Согласно финансовым отчетам Сиенской коммуны за 1320-е годы, в которых зафиксированы разнообразные выплаты в адрес Мартини, мастер был активен в своей деятельности в Сиене до отъезда в Авиньон.

В данных документах содержится перечень крайне разноплановые работы, большинство из которых не поддаётся идентификации, а многих и попросту утрачены. Благовещение 1321 год охарактеризован для Симоне платой за проделанную реставрацию своей личной Маэста (испорченной проникшей сквозь стену влагой), а также за роспись креста, который позднее будет завершен его последователем Чино ди Мино Уги. А в 1322и 1323 годах мастер получает вознаграждение за список неутонченных в счетах работ, которые были выполнены Симоне в Палаццо Пубблико. 1324 год стал знаковым для Мартине — состоялась его свадьба на Джованни (дочь Меммо ди Филиппуччо и сестра Липпо Мемми). Если судить о доходах, которые ему приносила живопись, скорее всего Симоне был достаточно преуспевающим и богатым человеком.

Небольшой городок Прованса — Авиньон превращается в художественный центр в связи с перемещением в начале XIV века папской резиденции. В Авиньон стекались художники, и даже целые мастерские (итальянские кардиналы всячески этому способствовали), которые привозили свои работы. Таким образом, в 1336 году в этом славном городе оказался и Мартине Симоне.

Активизированная художественная атмосфера привела к преображению изобразительного языка северных мастеров, который приобрёл аристократическую элегантность, столь характерную для итальянской живописи и бесспорно близкую искусству Мартини — одного из предшественников интернационального готического стиля, олицетворившего утонченность придворной культуры. Общество было чётко дифференцировано (папа и Папское государство, император и феодальная иерархия, граждане) и Мартини Симоне постоянно имел хорошие отношения с высшими социальными слоями, выполняя важные заказы представителям высшей ступени социума. Симоне в сиене украшал резиденцию правительства Девяти, а позже расписывал главную культовую базилику францисканцев (с наложенной печатью политической ситуации эпохи) Сан Франческо в Ассизи. Святое семейство О позднем творчестве Мартини практически ничего не известно и мнения учёных неоднозначны.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх) поддержите наш проект, подписы вайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Современник Джотто и его антипод, Симоне Мартини был при жизни одним из самых прославленных мастеров Италии. Он работал не только в своем родном городе — Сиене, но и в Неаполе при дворе короля Роберта, пожаловавшего в 1317 году Мартини рыцарское звание, а также в Ассизи, Орвьето, Пизе. Последние пять лет жизни он провел в Авиньоне (Франция), где в это время находилась резиденция Папы римского. Симоне Мартини завоевал огромное признание среди своих современников. Тесная дружба связывала его с великим итальянским поэтом Франческо Петраркой, для которого Мартини украсил миниатюрой фронтиспис кодекса стихотворений древнеримского поэта Вергилия (Милан, Библиотека Амброзиана) и выполнил не дошедший до нас портрет возлюбленной поэта Лауры.

Уроженец консервативной Сиены, в живописи которой еще в начале XIV века сохранялись византийские традиции, Симоне Мартини был создателем нового для итальянцев утонченного стиля поздней готики, в которой утонченный спиритуализм органически переплетается со светским началом.


Симоне Мартини — самый утонченный из европейских мастеров XIV века.

Наделенный поэтическим воображением и утонченным вкусом, он обладал даром остро чувствовать музыкальность линий, красоту чистого, эмалево-драгоценного цвета; в его работах нередко есть нечто от великолепия произведений прикладного искусства. Недаром его первая, сразу прославившая его большая работа — колоссальная фреска "Маэста", украсившая сиенскую ратушу (1315, Сиена, Палаццо Пубблико) — имитирует тканый ковер, обрамленный орнаментальным бордюром. В средневековой Европе многие европейские города считали своей покровительницей Деву Марию, ее имя носили городские соборы. Но в Сиене Мария считалась не только покровительницей, но и верховной правительницей Сиенской республики. Отсюда и особый тип многофигурной композиции "Маэста (Величание Богоматери)". У Симоне Мартини небесное видение, предстающее на фоне темной ультрамариновой синевы, поражает своим светским великолепием. Мадонна и Младенец облачены в драгоценные парчовые одеяния, их золотые нимбы и нимбы святых, украшенные рельефным растительным орнаментом, — это великолепные произведения искусства; на лицах Мадонны и Младенца, выделяющихся в толпе святых юношей и молодых женщин играет нежный румянец. Небесное видение предстает перед нами и как полная ослепительного великолепия придворная церемония, и как драгоценное произведение прикладного искусства.



В еще большей мере светское начало проступает в сравнительно небольшом фресковом цикле "История Святого Мартина" (1322—1326, Ассизи, базилика Сан Франческо, Нижняя церковь, капелла Монтефьори), в создании которого участвовал помощник Мартини — Липпо Мемми. Эти росписи, относящиеся к самым гармоничным работам Мартини, немногословны и спокойны, мягка и гармонична красочная гамма, сочетания бледно-розовых, фисташковых, золотистых, бледно-желтых, голубых, приглушенных карминно-красных тонов. Сам Святой Мартин предстает в этих росписях в облике белокурого рыцаря с нежным юным лицом. В Отречении от оружия он мягким жестом отвергает повеление римского императора служить в его войсках.


В алтарных картинах Симоне Мартини готическая стилистика сказывается в большей мере, чем в его росписях. В многостворчатых алтарях Мадонна и святые предстают на сияющем золотом фоне; их фигуры, очерченные плавными, круглящимися линиями, почти силуэтны, карминно-красные, небесно-голубые, золотистые тона их одеяний подобны драгоценным эмалям. Таков "Триптих из Кембриджа" с поясными изображениями архангела Михаила и Святых Амвросия и Августина (ок. 1320—1325, Кембридж, Музей Фитцуильям), в котором строгость живых, совсем не иконописных лиц святых сочетается с драгоценностью небесно-голубых, бледно-розовых, золотистых, карминно-красных тонов их одеяний.


В работах Симоне Мартини 1330-х годов нарастает утонченность, одухотворенность, эмоциональное начало. Такова одна из его самых совершенных и изысканных композиций — алтарь "Благовещение" (1333, Флоренция, Галерея Уффици). Хрупкие, почти бесплотные фигуры испуганно отшатнувшейся Марии, закутанной в темный синий плащ, и ангела в парчовом одеянии, только что остановившего свой стремительный полет, не только полна одухотворенности и грации. Они охвачены и более сильным, открытым порывом чувств, чем персонажи Мартини 1320-х годов. Это эмоциональное начало пронизывает взволнованное, одухотворенное лицо ангела, кроткое личико Марии, изощренную каллиграфию линий, легких, летящих и чеканно застывших, полных живого трепета и свивающихся в орнаментальные виньетки. Изысканности и одухотворенности полна и миниатюрная "Мадонна из Благовещения" (втор. пол. 1330-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).


Эмоциональное начало приобретает еще более открытый, драматический характер в так называемом "Полиптихе Орсини", состоящем из шести миниатюрных композиций, посвященных Страстям Христа, ныне разрозненных и находящихся в различных музеях Европы. В этом цикле господствуют драматическое начало, резкость движений, всплески эмоций, патетичность красочной гаммы с преобладанием красных тонов. Таково входящее в эту серию драматическое "Распятие" (середина 1330-х, Антверпен, Музей Конинклийк).

Последний период творчества Симоне Мартини связан с Авиньоном, куда он переселился около 1340 года. К сожалению, не сохранились росписи в Папском дворце в Авиньоне, выполненные Мартини; до нас дошли только фрагменты синопий — подфресковых рисунков, нанесенных на первый слой штукатурки.

Симоне Мартини оказал большое влияние на дальнейшее развитие сиенской школы XIV века. Еще более значительным было его влияние на готическую живопись Европы этого столетия.

Читайте также: