Научные концепции социализации и инвалидизации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Авторская разработка на тему "Научные концепции социализации и инвалидизации" по предмету "Основы туристской деятельности" содержит 51 страницу, 2 рисунка, 3 таблицы и 36 источников.

Ключевые слова: Основы туристской деятельности, История экономических учений, Туризм, Государственное и муниципальное управление, Социальное обеспечение, Социальная психология, Реклама и PR, Экономика организаций и предприятий , Основы сертификации и стандартизации .

Объектом исследования является анализ условий "Научные концепции социализации и инвалидизации". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Научные концепции социализации и инвалидизации" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Научные концепции социализации и инвалидизации", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Научные концепции социализации и инвалидизации", изучалась природа темы "Научные концепции социализации и инвалидизации".

Далее проводилось исследование актуальности "Научные концепции социализации и инвалидизации" в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Научные концепции социализации и инвалидизации", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Научные концепции социализации и инвалидизации" и определены тенденции развития тематики "Научные концепции социализации и инвалидизации".

Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Научные концепции социализации и инвалидизации".

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему "Научные концепции социализации и инвалидизации" рассматривает Ильин С. С., Васильева Т. И. в книге "Экономика. Экономическая теория. Современные концепции. Менеджмент и маркетинг", изданной в 1999 году и содержащей 544 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Научные концепции социализации и инвалидизации" касается Н. И. Ляхова, Л. В. Попова в монографии "Финансовые основы саморазвития регионов и муниципальных образований". Данная книга была выпущена в издательстве "ООО "ТНТ"" в 2011 году, содержит 248 стр.

Монография посвящена важной и актуальной теме - выявлению особенностей регионального уровня управления и формированию источников финансирования для развития территорий. Определение методологической основы исследования региональных социально-экономических систем и их развития позволило авторам разработать концепцию саморазвития регионов, опирающуюся на положения бюджетного федерализма, регулирующего финансовые взаимосвязи в бюджетной системе и способствующего финансовой самостоятельности территорий. Субъекты Российской Федерации, выступающие в качестве регионов, состоят из муниципальных образований, финансовую базу для развития которых, по мнению авторов, представляют муниципальные земли, поэтому в работе большое внимание уделяется земле как важнейшему источнику получения доходов, направляемых в местные бюджеты. Книга имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение. Предназначена для специалистов финансово-бюджетной сферы, региональных и муниципальных органов.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Кредитная система. Опыт, новые явления, прогнозы и перспективы". А. И. Полищук определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2005 году в издательстве "Финансы и статистика". В описании книги сказано следующее.

Дан принципиально новый подход к выделению типов кредитной системы, определены современные механизмы, рассмотрен широкий круг проблем: становление и развитие кредитной системы России, взаимосвязи и границы кредитных отношений. Раскрываются тенденции развития кредитной системы в условиях глобализации мировой экономики, проводится сравнение различных моделей кредитных систем. Для научных работников, аспирантов и студентов экономических специальностей, а также специалистов кредитной системы.

  1. Исследования и научно-практические статьи управление культурой в условиях мегаполиса. В.А. Есаков, "Управление персоналом", № 24, декабрь 2007.
  2. Использование в собственных целях положительных результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Т. Сильвестрова, "Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  3. Концепция планирования выездных налоговых проверок. О.В. Данильчук, "Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", № 6, ноябрь-декабрь 2007.
  4. Беседуем о современном состоянии и тенденциях арбитражного правосудия в России. интервью с А.К. Большовой, председателем Коллегии посредников Торгово-промышленной палаты РФ, главным научным сотрудником Отдела гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Е.Н. Трикоз, "Арбитражное правосудие в России", № 10, октябрь 2007.
  5. Концепция, сущность и функции управленческого учета. Н. Адамов, "Финансовая газета. Региональный выпуск", № 17, 18, апрель, май, 2007.

Представленная работа посвящена теме "Научные концепции социализации и инвалидизации".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Научные концепции социализации и инвалидизации" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Научные концепции социализации и инвалидизации".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Научные концепции социализации и инвалидизации". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Научные концепции социализации и инвалидизации" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Научные концепции социализации и инвалидизации" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Научные концепции социализации и инвалидизации" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Научные концепции социализации и инвалидизации".

Теоретическое значение изучения проблемы "Научные концепции социализации и инвалидизации" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Научные концепции социализации и инвалидизации".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Научные концепции социализации и инвалидизации" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Научные концепции социализации и инвалидизации".
  2. Сказать об актуальности проблемы "Научные концепции социализации и инвалидизации" в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики "Научные концепции социализации и инвалидизации".
  4. Обозначить тенденции развития тематики "Научные концепции социализации и инвалидизации".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Научные концепции социализации и инвалидизации". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Научные концепции социализации и инвалидизации".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Научные концепции социализации и инвалидизации".

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Научные концепции социализации и инвалидизации".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Научные концепции социализации и инвалидизации", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Научные концепции социализации и инвалидизации" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Научные концепции социализации и инвалидизации", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Основы туристской деятельности образцы работ
История экономических учений образцы работ
Туризм образцы работ
Государственное и муниципальное управление образцы работ
Социальное обеспечение образцы работ
Социальная психология образцы работ
Реклама и PR образцы работ
Экономика организаций и предприятий образцы работ
Основы сертификации и стандартизации образцы работ

  1. Исследования и научно-практические статьи управление культурой в условиях мегаполиса. В.А. Есаков, "Управление персоналом", № 24, декабрь 2007.
  2. Использование в собственных целях положительных результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Т. Сильвестрова, "Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", № 12, декабрь 2007.
  3. Концепция планирования выездных налоговых проверок. О.В. Данильчук, "Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", № 6, ноябрь-декабрь 2007.
  4. Беседуем о современном состоянии и тенденциях арбитражного правосудия в России. интервью с А.К. Большовой, председателем Коллегии посредников Торгово-промышленной палаты РФ, главным научным сотрудником Отдела гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Е.Н. Трикоз, "Арбитражное правосудие в России", № 10, октябрь 2007.
  5. Концепция, сущность и функции управленческого учета. Н. Адамов, "Финансовая газета. Региональный выпуск", № 17, 18, апрель, май, 2007.
  6. Выполнение работ научным подразделением вуза и учет спецоборудования в рамках осуществления приносящей доход деятельности. И. Зернова, "Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", № 4, апрель 2007.
  7. Взаимосвязь концепции существенности и аудиторского риска. Н.Г. Комогорцева, "Аудиторские ведомости", № 2, февраль 2007.
  8. Специфика спроса на стоматологические услуги: научно-практический аспект. И.С. Кицул, "Менеджер здравоохранения", № 8, август 2006.
  9. Место правового регулирования военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами как совокупности научно обоснованных положений и полученных в результате исследования знаний в военно-правовой науке. В.В. Кудашкин, "Российский военно-правовой сборник" № 1, апрель 2004.
  10. О юридической природе нормативно-правовых предписаний: основные научные концепции. М.Л. Давыдова, "Журнал российского права", № 10, октябрь 2003.
  11. Принудительная социализация. И. Новиков, "Банковское обозрение", N 9, сентябрь 2012 г.
  12. Научно-техническая деятельность и повышенный коэффициент амортизации. С. Джаарбеков, "Налоговый учет для бухгалтера", N 12, декабрь 2011 г.
  13. Комментарий к Федеральному закону от 20.07.2011 N 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности". М.В. Подкопаев, "Акты и комментарии для бухгалтера", N 17, сентябрь 2011 г.
  14. Международная экологическая криминология: концепция мониторинга и контроля в обеспечении геоэкологической безопасности. Б.Б. Тангиев, "Гражданин и право", N 9, сентябрь 2011 г.
  15. Концепция подготовки и представления финансовой отчетности. А.Ю. Ежова, "Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", N 5, сентябрь-октябрь 2011 г.
  16. Современные концепции формирования и реализации кадровой политики. Опыт европейских стран и США. Т. Модянова, "Кадровик. Кадровый менеджмент", N 2, февраль 2011 г.
  17. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики в Российской Федерации. научный обзор. А.И. Вялков, "Экономист лечебного учреждения", № 1 январь 2011.
  18. Концепция контроля и консолидация в МСФО. Е.А. Кондратюк, "МСФО и МСА в кредитной организации", № 4, октябрь-декабрь 2009.
  19. Концепция формирования и поддержки государством институтов гражданского общества: возникновение, развитие и содержание. Л.Ю. Грудцына, "Законодательство и экономика", № 9, сентябрь 2008.
  20. Концепция контроллинга и практика применения. И.В. Антонов, "МСФО и МСА в кредитной организации", № 3, июль-сентябрь 2008.
  21. Концепции мотивации и стимулирования трудовой деятельности. А. Кибанов, "Кадровик. Кадровый менеджмент", № 5, май 2008.
  22. Врачебная тайна в аспекте концепции неприкосновенности частной жизни граждан России / Ю.С. Исаев, В.Н. Проскурин, А.В. Воропаев / Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Суздаль, 2008.
  23. Учет по договорам на НИОКР. в научных учреждениях. В.И. Юдин, "Бюджетный учет", № 1, январь 2008.

Свяжитесь со мной, если вам нужна консультация по этой теме или сопровождение.

Гладышева Марина Михайловна

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

Существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями, разработаны методики решения практических задач.


    • с позиций социоцентристских теорий;

    • с позиций антропоцентризма.

    На основе социоцентристских теорий развития личности К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Т. Парсонса рассматривались социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения общества в целом. Анализ социальных проблем социальной реабилитации инвалидов в социологических концепциях более общего уровня обобщения сущности этого социального явления — оформился в виде концепции социализации.

    На основе антропоцентристского подхода Ф. Гиддингса, Ж. Пиаже, Г. Тарда, Э. Эриксона, Ю. Хабермаса, Л. С. Выготского, И. С. Кона, Г. М. Андреевой, А. В. Мудрика и других ученых раскрываются психологические аспекты повседневного межличностного взаимодействия.

    Социальная реабилитация инвалидов важна как средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм со здания равных возможностей инвалидам, для того чтобы быть социально востребованными.

    Социальная реабилитация определяется как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (по жилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантным поведением личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения и др.).

    Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной не зависимости.

    Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход.

    2. Сущность и содержание социальной реабилитации

    В 1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах умственно отсталых лиц, где утверждалась необходимость в максимальной степени осуществлять обеспечение прав таких инвалидов; декларировались права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет умственно отсталому лицу развивать свои способности и возможности. Следует отметить особо оговоренное право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень.

    Особое значение имеет норма, утверждающая, что в тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.

    В 1989 г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено также право детей с отклонениями в развитии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполно ценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполно ценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, что приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

    Положения о защите прав инвалидов содержатся так же в таких документах, как Декларация социального прогресса и развития, Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психической помощи и т. п.

    Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденные ООН в 1994 г.

    Идеология Правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Всего таких правил 20.

    Правило № 1 — углубление понимания проблем — предусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей.

    Правило № 2 — медицинское обслуживание — предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов.

    Правило № 3. Специальное правило посвящено занятости — государствами признан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости. Государства должны активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда.

    № 4. В соответствии с правилом поддержания доходов и социального обеспечения государства несут ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов. Государства должны учитывать при оказании помощи издержки, которые часто несут инвалиды и их семьи в результате инвалидности, а также обеспечивать материальную поддержку и социальную защиту лицам, которые взяли на себя заботу об инвалиде. Программы социального обеспечения должны также стимулировать усилия самих инвалидов, направленные на поиск работы, которая приносила бы доход или восстанавливала их доходы.

    № 5. Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Государства должны содействовать тому, чтобы консультативные услуги по вопросам семьи включали соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь. Семьи, имеющие инвалидов, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а так же иметь дополнительные возможности для ухода за инвалидами.

    Специальные правила направлены на выработку стандартов, обеспечивающих вовлечение инвалидов в культурную жизнь и участие в ней на равной основе. Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. В частности, государства должны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом, гостиницам, пляжам, спортивным аренам, залам и т. д. Такие меры включают оказание поддержки персоналу, осуществляющему организацию отдыха и занятий спортом, а также проекты, предусматривающие разработку методики доступа и участия в этих мероприятиях инвалидов, обеспечение информации и разработку учебных про грамм, поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях.

    В области религии стандартные правила предполагают поощрение мер, направленных на обеспечение равного участия инвалидов в религиозной жизни их общин.

    В области информации и исследований государства обязаны регулярно собирать статистические данные об условиях жизни инвалидов. Сбор таких данных может осуществляться параллельно с проведением национальных переписей населения и обследований домашних хозяйств и, в частности, проводиться в тесном сотрудничестве с университетами, научно-исследовательскими институтами и организациями инвалидов. Эти данные должны включать вопросы о программах, услугах и об их использовании.

    Стандартными правилами определяются требования по разработке политики и планированию мероприятий в интересах инвалидов на национальном, региональном и мест ном уровнях. На всех этапах принятия решений должны привлекаться организации инвалидов к участию в разработке планов и программ, касающихся инвалидов или затрагивающих их экономическое и социальное положение, и потребности и интересы инвалидов по возможности включать в общие планы развития, а не рассматривать отдельно.

    Специально оговаривается необходимость содействовать разработке местными общинами программ и мероприятий для инвалидов. Одной из форм такой деятельности является подготовка учебных пособий или составление перечней подобных мероприятий, а также разработка учебных про грамм для персонала на местах.

    Стандартные правила определяют, что государства несут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов для использования их в качестве национальных координационных центров по вопросам, касающимся инвалидов.

    Стандартными правилами рекомендуется экономически и другими способами поощрять и поддерживать создание и укрепление организаций инвалидов, членов их семей и/или лиц, защищающих их интересы, а также обеспечить консультативную роль организаций инвалидов в принятии решений по вопросам, касающимся инвалидов.

    Государства несут ответственность за обеспечение должной подготовки на всех уровнях персонала, который участвует в разработке и осуществлении программ и предоставлении услуг, касающихся инвалидов.

    Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за постоянный контроль и оценку выполнения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов, а также другим положениям.

    любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;

    ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;

    затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности).
    В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан медико-социальная экспертиза (по нормативно-правовым актам СССР — Врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК)) устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.

    медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

    научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов;

    формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;

    разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий;

    В 1982 г. Организацией Объединенных Наций была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, которая предусматривала такие направления, как:

    раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;

    консультирование и оказание помощи в социальной области;

    подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, независимому образу жизни;

    обеспечение вспомогательными техническими средствами, средствами передвижения, социально-бытовыми приспособлениями и пр.;

    специальные услуги в области образования;

    2 Фромм Э. Душа человека / Пер. с нем. и англ. М.: Республика, 1992. С. 333.

    3 Бергер П., Луман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. М.: Медикм, 1995. С. 228. * Ковалева А.И., Реут М.Н. Социализация неслышащей молодежи. М.:Соци-ум, 2001. С. 89—116.

    Т. Парсонсу принадлежит разработка социального по­нятия "роль больного", введенного в 1935 г. Гендерсоном 1 . Рассматривая болезнь как форму социального отклонения, при которой индивид играет специфическую социальную роль, ученый разработал модель этой роли больного. Мо­дель описывается четырьмя характеристиками: больной ос­вобождается от обычных социальных обязанностей; боль­ной индивид не считается виновным в том, что он болен; поскольку болезнь социально нежелательна — больной стре­мится скорее выздороветь и обращается за компетентной

    1 См.: Васильева Н.В. Социологические концепции исследования инвалидно­сти // Социологический сборник. Вып. 7. М.: Социум, 2000. С. 51.

    профессиональной помощью; ожидается, что в рамках этой социальной роли индивид будет соблюдать предписания ком­петентного врача 1 . В рамках данной социальной модели Т. Парсонс не рассматривает в качестве болезни такие пси­хофизические состояния, как алкоголизм, беременность, ин­валидность, поскольку при этих состояниях человек не ос­вобождается от социальных обязанностей.

    Важными в разработке теории социальной реабилита­ции являются подходы к понятию инвалидности, предло­женные Н. В. Васильевой, рассмотревшей восемь социоло­гических концепций инвалидизации.

    В структурно-функциональном подходе (К. Дэвис, Р. Мертон, Т. Парсонс) рассмотрены проблемы инвалиднос­ти как специфического социального состояния индивида (мо­дель роли больного Т. Парсонса), социальной реабилита­ции, социальной интеграции, социальной политики госу­дарства по отношению к инвалидам, конкретизируемой в деятельности социальных служб по поддержке семей, име­ющих детей-инвалидов. Предложены понятия: "дети с ог­раниченными возможностями", "инвалиды". В отечествен­ных исследованиях в рамках структурно-функционального анализа проблему инвалидизации исследовали Т. А. Добро­вольская, И. П. Каткова, Н. С. Морова, Н. Б. Шабалина и др.

    В рамках социально-антропологического подхода (Э. Дюркгейм) в отношении инвалидизации исследовались стандартизированные и институциональные формы соци­альных отношений (социальная норма и девиация), соци­альные институты, механизмы социального контроля. Ис­пользована терминология для обозначения детей-инвали­дов: нетипичные дети, дети с ограниченными возможностя­ми. В отечественных трудах данный подход продолжили А. Н. Суворов, Н. В. Шапкина и др.

    Макросоциологический подход к изучению проблем ин­валидности отличает социально-экологическую теорию

    1 См.: Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. Казань: Изд-во КГУ, 1997. С. 19.

    У. Бронфебреннера, продолженную в отечественных иссле­дованиях В. О. Скворцовой. Проблемы инвалидности рассмат­риваются в контексте "воронки" понятий: макросистема, экзосистема, мезосистема, микросистема (соответственно политические, экономические и правовые позиции, господ­ствующие в обществе; общественные институты, органы власти; взаимоотношения между различными жизненными областями; непосредственное окружение индивида).

    В теориях символического интеракционализма (Дж. Г. Мид, Н. А. Залыгина и др.) инвалидность описывается посредством системы символов, характеризующих эту социальную груп­пу лиц с ограниченными возможностями. Рассматриваются проблемы становления социального "Я" инвалида, анали­зируется специфика этой социальной роли, устойчиво вос­производимые стереотипы поведения самих инвалидов и отношение к ним социального окружения.

    В рамках теории наклеивания ярлыков или теории со-циентальной реакции (Г. Беккер, Э. Лемертон) для обозна­чения лиц с ограниченными возможностями появляется по­нятие "девианты". Инвалидность рассматривается как от­клонение от социальной нормы, носителям этой девиации наклеивается ярлык — инвалид. В рамках этой социоцент-ристской теории изучаются социальные проблемы конкрет­ного индивида посредством изучения отношения к нему об­щества в целом через изучение феноменов социального кон­троля, социальной реакции. Появляется новое понятие "со­циальный аттитюд". В отечественных исследованиях на этой методологической базе проблемы инвалидизации изучались М. П. Левицкой и др. :

    Н. В. Васильева отдельно рассматривает теорию стиг­матизации И. Гоффмана. В этой также социоцентристской теории изучаются социальные проблемы конкретного ин­дивида посредством изучения отношения к нему общества в

    1 См.: Левицкая М. П. Социальные проблемы регулирования труда инвали­дов: Дис. канд. соц. наук. Кишинев, 1991.

    целом, проблема инвалидов мыслится в понятиях "девиан­ты", понятие "стигма" в данном аспекте близко к понятию "наклеивание ярлыка". Рассмотрение механизмов и соци­альных последствий стигматизации с оговорками можно со­отнести с механизмами социальной реакции, социального контроля.

    Феноменологический подход отличает социокультурную теорию нетипичности Е. Р. Ярской-Смирновой 1 . Феномен "не­типичного ребенка" формируется и транслируется всем его социальным окружением. Он характеризуется всем многооб­разием исторически сложившегося этноконфессионального, социокультурного макро- и микросоциума, в котором нети­пичный ребенок проходит социализацию. Этот подход про­должен в исследованиях Д. В. Зайцева, Н. Е. Шапкиной и др.

    В итоге можно сделать вывод о том, что социальная реабилитация определяется как комплекс мер, направлен­ных на восстановление разрушенных или утраченных инди­видом общественных связей и отношений вследствие нару­шения здоровья со стойким расстройством функций орга­низма (инвалидность), изменением социального статуса (по­жилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантным поведением лично­сти (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения и др.) 2 .

    Целью социальной реабилитации является восстанов­ление социального статуса личности, обеспечение социаль­ной адаптации в обществе, достижение материальной не­зависимости.

    Основными принципами социальной реабилитации яв­ляются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтап-ность их проведения, системность и комплексность, инди­видуальный подход.

    1 См.: Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности // Социс. 1999. № 4. С. 38—45.

    2 См.: Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холосто-вой. М.: Юристъ, 1997. С. 327.

    Вопросы для самоконтроля

    1. В поле каких научных подходов рассматриваются проблемы инвалидизации?

    2. В чем состоит сущность социализации лиц с ограни­ченными возможностями?

    3. Какой, на ваш взгляд, должна быть государственная социальная политика в отношении инвалидов?

    4. Назовите имена отечественных исследователей, за­нимающихся проблемами социализации и интеграции инва­лидов в обществе.

    1. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб.: "Ленато ACT", 1996.

    2. Фром Э. Душа человека / Пер. с англ. М., 1992.

    3. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности. М., 1999.

    4. Ким Е. Независимая жизнь лиц с ограниченными воз­можностями. М., 1997.

    5. Мухлаева А. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов: Автреф. дисс. канд. соц. наук. М., 2002.

    § 2. Сущность и содержание социальной реабилитации

    Для того чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации инвалидов, вообще лиц с ограниченными воз­можностями, необходимо выяснить, каково содержание понятия "инвалидность", какими социальными, экономичес­кими, поведенческими, эмоциональными гениями оборачи-

    ваются те или иные патологии здоровья и, естественно, что представляет собой процесс социальной реабилитации, какую цель он преследует, какие составные части или эле­менты в него ходят.

    .Термин "инвалид" восходит к латинскому корню (valid — "действенный, полноценный, могущий") и в буквальном пе­реводе может означать "непригодный", "неполноценный". В российском словоупотреблении начиная со времен Пет­ра I такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспо­собны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штат­ских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более под­вергали мирное население всем опасностям военных конф­ликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле об­щего движения по формулированию и защите прав чело­века в целом и отдельных категорий населения в частности происходит формирование понятия "инвалид", относяще­гося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

    В Рекомендациях 1185 к реабилитационным програм­мам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как "ограниче-

    ния в возможностях,, обусловленные физическими, психо­логическими, сенсорными, социальными, культурными, за­конодательными и иными барьерами, которые не позволя­ют человеку, имеющему инвалидность, быть интегриро­ванным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества". Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инва­лидность, для того чтобы они могли жить независимой жиз­нью.

    В 1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах умственно отсталых лиц, где утвер­ждалась необходимость в максимальной степени осуществ­лять обеспечение прав таких инвалидов; декларировались права на надлежащее медицинское обслуживание и лече­ние, а также право на образование, обучение, восстанов­ление трудоспособности и покровительство, которое по­зволяет умственно отсталому лицу развивать свои способ­ности и возможности. Следует отметить особо оговоренное право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможнос­тей, с чем связано право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень.

    Особое значение имеет норма, утверждающая, что в тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи и участвовать в различ­ных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны по­лучать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше от­личались от условий обычной жизни.

    В 1989 г. Организацией Объединенных Наций был при­нят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено также право детей с от­клонениями в развитии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство,

    способствуют его уверенности в себе и облегчают его ак­тивное участие в жизни общества (ст. 23); право неполно­ценного ребенка на особую заботу и помощь, которая дол­жна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспе­чивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполно­ценному ребенку эффективного доступа к услугам в облас­ти образования, профессиональной подготовки, медицинс­кого обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха та­ким образом, что приводит к наиболее полному по воз­можности вовлечению ребенка в социальную жизнь и дос­тижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

    ( Положения о защите прав инвалидов содержатся так­же в таких документах, как Декларация социального про­гресса и развития, Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психической помощи и т. п.

    Интегративным документом, охватывающим все сторо­ны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденные ООН в 1994 г.

    Идеология Правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды яв­ляются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в кото­рой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Всего таких правил 20 1 .

    Правило№ 1 — углубление понимания проблем — пре­дусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на уг­лубление понимания инвалидами их прав и возможностей. Повышение самообеспечения и расширение прав позволит

    См.: Преодолевая барьеры инвалидности. М., 1997.

    инвалидам воспользоваться предоставленными им возмож­ностями. Углубление понимания проблем должно стать важ­ной частью образовательных программ для детей-инвали­дов и программ реабилитации. Инвалиды могли бы оказы­вать помощь в углублении понимания проблемы в рамках мероприятий своих собственных организаций.

    Правило№ 2— медицинское обслуживание — предпи­сывает принятие мер для разработки программ раннего об­наружения, оценки и лечения дефектов. К осуществлению этих программ привлекаются дисциплинарные группы спе­циалистов, что позволит предупреждать и сокращать мас­штабы инвалидности или устранять ее последствия. Обес­печить всестороннее участие в таких программах инвали­дов и членов их семей на индивидуальной основе, а также организаций инвалидов в процессе системы общего образо­вания. К процессу образования на всех уровнях должны при­влекать родительские группы и организации инвалидов.

    Специальное правило посвящено занятости — госу­дарствами признан принцип, в соответствии с которым ин­валиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости. Государства должны активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Такая активная поддержка может осуществ­ляться с помощью различных мероприятий, включая про­фессиональную подготовку, установку стимулирующих квот, резервируемое или целевое трудоустройство, пре­доставление ссуд или субсидий мелким предприятиям, зак­лючение специальных контрактов и предоставление пре­имущественных прав на производство, налоговые льготы, гарантию соблюдения контрактов или оказания других ви­дов технической или финансовой помощи предприятиям, нанимающим рабочих-инвалидов. Государства должны по­буждать нанимателей осуществлять разумные меры для создания инвалидам соответствующих условий, принимать меры для вовлечения инвалидов в разработку программ под-

    готовки кадров и программ занятости в частном и неофици­альном секторах.

    В соответствии с правилом поддержания доходов и со­циального обеспечения государства несут ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов. Государства должны учитывать при оказании помощи издержки, которые часто несут ин­валиды и их семьи в результате инвалидности, а также обеспечивать материальную поддержку и социальную за­щиту лицам, которые взяли на себя заботу об инвалиде. Программы социального обеспечения должны также сти­мулировать усилия самих инвалидов, направленные на по­иск работы, которая приносила бы доход или восстанавли­вала их доходы.

    Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возмож­ности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Государства должны содействовать тому, чтобы консульта­тивные услуги по вопросам семьи включали соответствую­щие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь. Семьи, имеющие инвалидов, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а так­же иметь дополнительные возможности для ухода за инва­лидами. Государства должны устранять все неоправданные препятствия для лиц, желающих или усыновить ребенка-инвалида, или обеспечить уход взрослому инвалиду.

    Специальные правила направлены на выработку стан­дартов, обеспечивающих вовлечение инвалидов в культур­ную жизнь и участие в ней на равной основе. Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвали­дам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. В частности, государства должны принимать меры для обес­печения доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом, гостиницам, пляжам, спортивным аренам, залам и т. д. Такие меры включают оказание поддержки персона­лу, осуществляющему организацию отдыха и занятий

    спортом, а также проекты, предусматривающие разработ­ку методики доступа и участия в этих мероприятиях инва­лидов, обеспечение информации и разработку учебных про­грамм, поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях. В некоторых случаях для тако­го участия достаточно лишь обеспечить доступ инвалидов к этим мероприятиям. В других случаях необходимо при­нимать специальные меры или организовывать специаль­ные игры. Государства должны поддерживать участие ин­валидов в национальных и международных соревнованиях.

    В современном мире все очевиднее проявляется роль и значение духовно-воспитательных аспектов в жизнедеятельности каждого человека, члена общества. Приоритетными качествами человека становятся: развитость его интеллекта, гуманистическое отношение к окружающим, участие в образовательных и культурных процессах общества. От степени включенности каждого гражданина в социально-культурные взаимодействия (его социально-культурной интеграции в общество) во многом зависит качество его жизни, социальный статус.

    В научной сфере признана эффективность терапевтического воздействия культуры и искусства, как на здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями. Социально-культурная деятельность во всем ее многообразии занимает достойное место в комплексе мер реабилитации инвалидов. Это позволяет рассматривать социально-культурную реабилитацию как самостоятельное направление в социальной работе с инвалидами для решения задачи их социально-культурной интеграции в общество.

    Социально-культурная интеграция является сложным, многоуровневым процессом, в котором человек, группа проходят множество стадий социального развития – адаптацию к окружающему миру, социализацию, культурацию, ассимиляцию путем освоения культурных ценностей и включения их в нормы и образ своей жизни, ментальность и другие.

    Данная концепция основывается на системе принципов, к основным из которых следует отнести принципы: всеобщего массового культуротворчества, гуманизма, диалектического единства и преемственности, социальной значимости, инвариантности и многомерности, содержательности и репродуктивности, законности, равноправия, системного подхода, сотрудничества, самореализации, самопознания и самодеятельности, мультиконтактности, оценивания и критичности.

    В современной системе социально-культурной интеграции реабилитация охватывает не все население, а лишь те группы людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации – инвалидов и других. Включение таких групп населения в интеграционную систему невозможно без предварительной, специально организованной подготовки – комплексной реабилитации.В ее содержание различные компоненты (виды реабилитации): медицинская, профессионально-трудовая, бытовая, социальная (в том числе социально-культурная), педагогическая, психологическая, политическая, экономическая.

    В контексте современных представлений о данном процессе социокультурную реабилитацию можно рассматривать как один из способов приобщения людей с инвалидностью к активной жизни общества, и в то же время – как один из путей его гуманизации и стабилизации.

    Социокультурная реабилитация, равно как и другие ее виды, достойна партнерского взаимодействия с другими, прежде всего, медицинскими направлениями реабилитации, поскольку, как показывает практика, зачастую реабилитационный эффект от воздействия социокультурных мер является преобладающим. Основой таких мер является обеспечение взаимодействия субъектов, один из которых является реабилитантом. Таким образом, возникает острая необходимость поиска механизмов взаимодействия субъектов. Поэтому задача воспитательного влияния на личность инвалида, способной к вхождению в интеграционные отношения, заключается в организации коммуникативной деятельности, осуществляемой в социально-культурной среде.

    Развитие данного принципа прослеживается в положениях философии независимого образа жизни, предусматривающих интеграцию инвалидов, как возвращение прерванных связей с обществом на основе активизации каждой личности. Содержание идеи этой философии можно выразить следующими основными тезисами:

    человек с инвалидностью имеет право на включение во все сферы жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, равенство с другими людьми;

    система социальных служб, открывающая доступ инвалидам ко всем направлениям жизнедеятельности призвана помочь ему реализовать это право;

    Трансляторами этой концепции (как за рубежом, так и в России) являются, в основном, общественные организации.

    Опираясь на принцип нормальности, который рассматривает человека с ограниченными возможностями здоровья личностью, имеющей потенциальные способности к участию во всех аспектах жизни общества, к успешному взаимодействию и партнерству, внесению уникального вклада в общественное и культурное достояние государства, можно добиться существенных успехов.

    Очевидно, что независимость людей с инвалидностью – понятие скорее психологичес-кое, чем физическое. Для независимости необходима безбарьерная среда, технические приспособления, услуги персонального ассистента, которого инвалид нанимает и оценивает качество его работы самостоятельно. Однако понятно, что человек с инвалидностью, не желающий мириться со своим физическим недугом, социальной недостаточностью, мобилизуя компенсаторные способности организма, личностные амбиции, в состоянии приобрести достойный социально-культурный статус посредством коммуникативной деятельности и участия в жизнедеятельности общества на условиях партнерства.

    В социальную модель проникает базовый принцип, который рассматривает человека с ограниченными возможностями не как больного, которому нужны лечение и забота, а как человека, нормальной жизнедеятельности которого мешают физические, психологические и, как следствие, социальные барьеры.

    Эта мысль отражена в концепции компенсации Л.С. Выготского, утверждавшего, что на основе нарушенного дефектом равновесия в приспособительных функциях перестраивается на новых началах вся система приспособления, которая стремится к новому равновесию. Компенсация как реакция личности дает начало новым, обходным процессам развития, замещает, надстраивает, выравнивает психологические функции. Все связи с людьми, место человека в социальной среде, все функции общественного бытия перестраиваются. Компенсация происходит в сторону нормы, приближения к определенному социальному типу. Поэтому задача воспитания личности инвалида заключается в том, чтобы нарушение социальных связей с жизнью было налажено другим путем (например, в коммуникативной деятельности).

    Поэтому к эффективным технологиям самопомощи можно отнести, в частности, коммуникативный компонент педагогического менеджмента.

    Таким образом, концепцию современной социально-культурной реабилитации, ориентированной на успешную интеграцию инвалидов в общество, можно обозначить следующей формулой: от усилий государства для улучшения жизни населения (в нашем случае его группы – инвалидов) – к самостоятельности и инициативе самого населения (инвалидов), к сознательному культурному росту масс, который достигается, прежде всего, за счет оптимизации коммуникативной деятельности.

    Практика применения положений данной концепции свидетельствует: для многих инвалидов занятие видами социально-культурной деятельности, вхождение в коммуникативные связи кроме удовольствия, отдыха и развития творческих способностей является средством жизнеобеспечения, поскольку производство материальных ценностей и продуктов культуры помогает выживать.

    Сегодня в различных направлениях (реабилитационных, психолого-педагогических и других) социальной работы уже используются экспериментальные социально-культурные методики и технологии. Это игровые, рекреационные, развивающие, культуротерапевтические, проективные, креативные технологии. Однако социальные учреждения испытывают острую необходимость в научно-методическом обеспечении и овладении социально-культурными технологиями.

    Решение множества коммуникативных проблем интеграции в досуговой среде (методических, организационных и других) зависит во многом от финансовых, материальных, кадровых возможностей органов местного самоуправления.

    Успех социально-культурной реабилитации инвалидов во многом определяется тем, насколько полно и точно реализуются принципы ее организации и осуществления. Основными принципами социокультурной реабилитации являются: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния инвалида, условий осуществления реабилитационных мероприятий.

    В настоящее время система принципов социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями уточняется и дополняется. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, изменением политической и экономической жизни российского общества, динамикой потребностей и интересов инвалидной категории и здорового населения.

    Читайте также: