Научное общество это кратко

Обновлено: 03.07.2024

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО – совокупность ученых-профессионалов, организация которой отражает специфику научной профессии. Представление о научном сообществе было введено Р.Мертоном для выделения предмета социологии науки в ее отличии от социологии знания, а затем дополнено в работах Т.Куна, Т.Парсонса и Н.Сторера применительно к характеристике научной профессии.

Научное сообщество ответственно за целостность науки как профессии и ее эффективное функционирование, несмотря на то что профессионалы рассредоточены в пространстве и работают в различном общественном, культурном и организационном окружении. Деятельность институтов и механизмов научного сообщества по реализации этой цели обеспечивает следующие главные характеристики профессии: 1. Обладание совокупностью специальных знаний, за хранение, трансляцию и постоянное расширение которых ответственно научное сообщество. 2. Относительная автономия профессии в привлечении новых членов, их подготовке и контроле их профессионального поведения. 3. Заинтересованность социального окружения профессии в продукте деятельности ее членов (новом знании и владеющих им специалистах), гарантирующая как существование профессии, так и действенность профессиональных институтов. 4. Наличие внутри профессии форм вознаграждения, выступающих достаточным стимулом для специалистов и обеспечивающих их высокую мотивацию относительно профессиональной карьеры в различных социально-культурных окружениях. 5. Поддержание инфраструктуры, гарантирующей координацию и оперативное взаимодействие профессионалов и их объединений в режиме, который обеспечивает высокий темп развития системы научного знания.

1. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992;

НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА, добровольные объединения специалистов, ведущих науч. исследования, и лиц, интересующихся к.-л. отраслью науки безотносительно к роду своей осн. работы. Древним прообразом H. о. была Академия Платона (осн. в 387 до н. э., см. Академия платоновская). Позже, в 3 в. до н. э.- первых вв. н. э., H. о. в форме небольших кружков возникали в разных странах, часто под назв. академий. H. о. как профессиональные объединения учёных образовывались в 15-16 вв. Таким учреждением была, напр., платоновская академия во Флоренции (осн. в 1459), занимавшаяся историко-филос. вопросами. В 17 в. организовались H. о. (традиционно носившие название академий), к-рые концентрировали внимание и на естест-веннонауч. проблемах: Национальная академия деи Линчей (1603), Академия дель Чименто (1657) в Италии, "Леоиоль-дина" (1652) в Германии. Впоследствии из H. о.-академий возникали отраслевые АН, деятельность к-рых, в свою очередь, привела к созданию общенац. науч. центров (напр., Институт Франции). В ряде случаев к.-л. одна из таких академий, получив поддержку гос-ва, становилась нац. АН, как, напр., Нац. академия деи Линчей.

В отличие от H. о.-академий, собственно H. о. были организациями более широкими по своему представительству, объединявшими врачей, путешественников и др. Формирование таких H. о. (17 в.) было вызвано гл. обр. развитием естеств. наук. Тесно связанные с эмпирия, исследованиями, члены H. о. часто выступали против схоластич. учёности, превалировавшей во многих ун-тах Европы. В ходе такого противоборства возникло, напр., Лондонское об-во (1660, с 1662 - Лондонское королевское общество), ставшее примером для H. о. многих стран.

В 17-19 вв. осн. целями H. о. стало объединение учёных и координация исследований, обмен информацией, издание трудов, присуждение премий и т. п. Организационно H. о. строились на основе принципа выборности. В ряде стран, напр, в России, H. о. создавались при ун-тах (Московское общество испытателей природы, осн. в 1805; Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, осн. в 1863).

В СССР и др. социалистич. странах при развитой системе гос. науч. учреждений H. о. играют важную роль в распространении науч. знаний (наряду с об-вами пропагандистов науки, как, напр., "Знание" в СССР), проводят вневедомственную экспертизу решений научно-технич. задач, участвуют в организации экспедиций и т. п. H. о. работают при АН СССР, АН союзных республик, при отраслевых АН, при МГУ. Учёных и специалистов, работающих на производстве, объединяют научно-технические общества СССР. Название H. о. носят также создаваемые при вузах и др. уч. заведениях объединения молодёжи, интересующейся наукой: студенческие H. о., школьные И.о. и т. п.

В СССР имеется ряд всесоюзных H. о., в их числе минералогическое (осн. в 1817), географическое (1845), энтомологическое (1859), Российское палестинское (1882), астрономо-геодезическое (1932), ботаническое (1915), гидробиологическое (1947), химическое им. Д. И. Менделеева (1932), физиологическое им. И. П. Павлова (1916), почвоведов (1958), гельминтологов (1940), биохимическое (1958), генетиков и селекционеров (1965), философское (1972). Работают также Ассоциация сов. экономия, науч. учреждений (1956), Сов. ассоциация междунар. права (1957), Сов социологич. ассоциация (1958) и др.

H. о. вносят весомый вклад в развитие междунар. научно-технич. сотрудничества в рамках междунар. науч. союзов и ассоциаций. H. о. активно обмениваются науч. публикациями, проводят науч. конференции, симпозиумы, конгрессы.

Лит.: Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах, M., 1972 (лит.): В a t e s R. S., Scientific societies in the United States, 3 ed., Camb. (Mass ), 1965. Ю. M. Шейнин.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое наука? Что является объектом, субъектом науки? Каковы цели науки? Что такое научный метод?

2. Что такое знание и познание? Какие основные виды познания вы знаете?

3. Каковы критерии разграничения научного знания от других его видов? Кратко их охарактеризуйте.

4. Что такое принцип фальсификации и как этот принцип работает?

Каковы следствия введения этого принципа в анализ научного знания?
5. Что такое средства науки? Каковы их виды? Что такое методология, метод науки и научные методы? Дайте характеристику основных методов науки.
6. Какова структура научного знания? Что такое научная картина мира, концепции, гипотезы, проблемы, факты?

1. Какие уровни научного знания вы знаете? Чем отличаются эмпирический и теоретический уровни знания? Каковы их функции? Где пролегает граница между эмпирическим и теоретическим видами знания?

2. Что такое теория? Каковы ее функции? Какие методы изложения теорий вы знаете?

3. Охарактеризуйте основные пути научного познания. В чем сходства и различия индуктивного и рационалистического путей познания? Какой вид исследования, по вашему мнению, наиболее перспективен?

4. На основании чего можно считать науку социальным институтом? Что такое этика науки?

5. Каковы основные идеалы и ценности современной науки? Каковы механизмы воспроизводства идеалов и ценностей научного сообщества?

6. В чем заключается ответственность ученого и научного сообщества перед обществом? Каковы обязательства общества перед ученым и научным сообществом?

ЛИТЕРАТУРА

1. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания. Структурный курс основ естествознания. М., 2000.

2. Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 1997.

3. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

4. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. 1995. № 4.

5. Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М., 1968.

6. Найдыш В.М. Научная революция и биологическое познание: философско-методологический анализ. М., 1987.

7. Печенкин A.A. Обоснование научной теории: классика и современность. М., 1991.

8. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

9. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

10. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М., 1996.

11. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

12. Степин B.C. Философия науки. М., 2003.

13. Структура и развитие науки (из Бостонских исследований по философии
науки). М., 1978.

14. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

15. Философия и методология науки /Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

16. Философские проблемы естествознания. М., 1985.

17. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

18. Франк Ф. Философия науки. М., 1960.

19. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.

Комментарии (1)Обратно в раздел Наука

Список тегов:
абстрагирование выделение абстракция отвлечение критерии научности методологии истории методология науки методы научного познания научный стиль основы методологии основы философии синтетическая теория эволюции социальная ответственность структура научного знания структура научного исследования теоретические методы исследования что такое синонимы эмпирические методы исследования

См. также
Сад
библиотека педагогики - Бим-Бад Б. Педагогическая антропология Изучение эмпирических закономерностей
ЗАКОНЫ НАУКИ СПЕЦИФИКА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

добровольные объединения ученых и др. лиц, ведущих исследовательскую работу. Возникли еще в древности, с XV–XVI вв. — как профессиональные объединения ученых (часто под названием академий), позже — более широкие по составу. В XVII в. появились специализированные научные общества (географические, медицинские и др.). Университетские научные общества в XVIII–XIX вв. иногда становились национальными научными центрами, напр. Лондонское королевское общество. Цель научных обществ — обмен информацией, издание трудов, координация исследований. Деятельность научных обществ строится на демократических началах.

Читайте также: