Храмовая медицина в древней греции кратко

Обновлено: 04.07.2024

В медицине Древней Греции имелось два направления: светская и храмовая(асклепионы).

Лечение в асклепейонах при храмах заключалось в значительной степени во внушении: подготавливали больного постом, молитвами, жертвоприношениями, одурманивающими курениями и т. п. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Из лечебных процедур уделялось внимание водолечению и массажу. Но иногда имело место и более активное вмешательство, до хирургических операций включительно. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные щипцы, зубные щипцы, долота, шпа-телиу-зонды и пр.

При раскопках обнаружены также слепки больных органов, приносившиеся больными в храмы иногда как жертвоприношения в ожидании излечения, иногда,как благодарность за излечение. Слепки эти изготовлялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя в этом

случае своеобразный вид гонорара жрецам. Одновременно они дают представление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков.

В медицине Древней Греции имелось два направления: народная и храмовая.

Светская


Медицина в Греции издавна носила светский характер: 'Она основывалась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.'
Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были искусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав. Они пользовались глубоким уважением.

Были некоторые представления об анатомических познаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее медицинская номенклатура 'Иллиады' и 'Одиссеи' составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в состав современного анатомического языка.
В поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.
В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Существовали объяснения возникновения заразных болезний.

18. Медицинские школы: Сицилийская школа; Книдская и Косская школы.

В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии, в Книдосе и Косе. Из школы на острове Кос вышел знаменитый врач Гиппократ.

Косская школа. Учеником этой школы являлся Гиппократ. Представители этой школы обращали внимание на общее состояние больного и занимались преимущественно объективным исследованием больного, прогностикой, этиологией заболевания

  • Противоположное лечить противоположным
  • Приноси пользу, а не вред
  • Избавляться от болезни следует с помощью природы

. В период, когда жили и работали александрийские врачи, еще не было запрета на анатомирование трупов умерших людей. Свободное вскрытие человеческих тел открывало возможность более тщательно исследовать строение различных частей организма. Врачей больше всего интересовали нервная система и головной мозг.

Все перечисленные исследования привели александрийских врачей к твердому убеждению, что действительным органом души является головной мозг. Более того, ими была установлена некоторая специализация в локализации психических функций.

Установив анатомическую основу психики и связав душевные явления с мозгом, александрийские врачи попытались выявить механизмы тех изменений в нервной системе и мозге, которые стоят за многочисленными функциями души. Здесь они были вынуждены обратиться к понятию пневмы, введенному стоиками. Пневма рассматривалась в качестве материального носителя жизни и психики. При вдыхании воздух из легких проникает в сердце. Смешиваясь в нем с кровью, воздух образует жизненную пневму, которая растекается по всему телу, наполняя все его части, включая и головной мозг. В мозге растительная пнев-ма преобразуется в животную (психическую) пневму, которая направляется в нервы, а через них – к органам чувств и мышцам, приводя и те и другие в действие




Герофил функции животной или чувствующей души, т. е. ощущения и восприятия, связывал с мозговыми желудочками. Вскрывая трупы, Герофил пришел к выводу, что головной мозг, во-первых, центр всей нервной системы, а во-вторых, орган мышления.

К сожалению, достижения ученого не совпадали со взглядами

Герофил описал и назвал двенадцатиперстную кишку, установил различие между артериями и венами.

Эразистрат соотносил ощущения и восприятия с мембранами и извилинами головного мозга, а самому мозговому веществу приписывал двигательные функции.

Исследования Эразистрата не только дополняли, но и развивали исследования и взгляды Герофила. Эразистрат производил вскрытия и вивисекции, способствовал развитию анатомических, в частности патологоанатомических и физиологических знаний.

Эразистрат первым высказал мысль, что душа (пневма) располагается в желудочках мозга, самым главным из которых является четвертый.

21. Древний Рим. Медицина и врачевание в древнеримском пантеоне. Институт архиатров. Государственные и частные медицинские школы.

· Большое число рабов позволяло осуществлять строительство крупных сооружений по городскому благоустройству и санитарии: водопроводов, канализации, бань и пр. Памятником городского благоустройства Древнего Рима остаются и крупные бани-термы.

· В законах римлян имелись постановления санитарного характера: запрещение хоронить внутри города, предписание пользоваться для питья водой не из Тибра, на берегах которого расположен Рим, а ключевой водой с Сабинских гор и др. Наблюдение за проведением санитарных мероприятий входило в обязанность специальных городских чиновников (не врачей) — эдилов.

· В императорском Риме была введена должность архиятров — главных врачей, наблюдавших за другими прачами. Впоследствии архиятры были введены в отдаленных провинциях Римской империи как должностные лица для наблюдения за здоровьем римских воинов и чиновников. Врачи состояли при цирках, театрах, общественных садах, а позднее при возникших объединениях ремесленников.

· Врачеванием в Древнем Риме занимались обычно иноземцы—-сначала рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и приезжиу; иностранцы: преимущественно греки или выходцы из стран Востока—„ Малой Азии, Египта и др. Положение врачей в Риме отличалось от их Положения в Древней Греции. В Греции врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и лечащего его врача; государство привлекало врачей к работе во время эпидемий или войн. В Риме были элементы государственной врачебной деятельности и врачебного дела. В Рим(е медицина получила большие возможности для своего развития и в значительной степени утратила связи с религиозными установлениями . Храмовая медицина в Риме играла незначительную роль.

· В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других городах империи. Анатомия преподавалась на животных, а иногда - на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного.Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршествах и иметь подозрительные знакомства. Нарушавший эти правила, подвергался телесному наказанию, а в ряде случаев высылался в родной город до окончания обучения.Наряду с государственными медицинскими школами в Римской империи существовало небольшое число частных медицинских школ. Одну из них основал Асклепиад.

. Санитарно-технические сооружения. Становление военно-медицинского дела. В Риме в условиях обширного государства медицина получила значительно большие возможности развития, чем в Древних восточных рабовладельческих государствах с их более низким уровнем производительных сил, с их патриархальными пережитками и чем в Древней 1 Реции, раздробленной на ряд мелких городов-государств. Высокий уровень развития государственности выразился в создании постоянной армии. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, нужна была организованная военно-медицинская служба. Были созданы военные госпитали (валетудинарии, буквально — здравницы), выделены лагерные врачи, врачи легионов и т. п. До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений, обслуживавших мирные нужды крупных городов римского государства и прежде всего самого Рима. Большое число рабов позволяло осуществлять строительство крупных сооружений по городскому благоустройству и санитарии: водопроводов, канализации, бань и пр. Памятником городского благоустройства Древнего Рима остаются и крупные бани-термы (с III века до н. э. и позднее); некоторые из них были рассчитаны на тысячи купающихся одновременно. При термах имелись площадки для физических упражнений и состязаний, для отдыха и принятия пищи, для народных собраний и пр.
. Асклепиад и методическая школа. Развитие энциклопедического знания (А.К.Цельс, Плиний Старший, Диоскорид).

Асклепиад (128—56 г. до и. э.) занимался врачебной деятельностью. По учению Асклепиада, человеческий организм состоит из атомов. Они образуются из воздуха в легких и из пищи в желудке, затем поступают в кровь и разносятся ею по организму, где и потребляются тканями для питания и восстановления вещества. В тканях атомы движутся по невидимым канальцам (порам). Если атомы движутся в порах беспрепятственно и в тканях располагаются правильно, то человек здоров. Причину болезни Асклепиад видел в нарушении правильного расположения атомов, в смешении жидких и газообразных атомов и в нарушении движения атомов, их застое, который приводит к изменению плотных частей. Ближайшей причиной нарушения движения атомов в порах и расположения их в тканях Асклепиад считал излишнее сужение или расслабление пор. Состояние пор зависит от вредностей климата, местности и образа жизни человека — вредностей питания, недостатка движения.

Целью лечения Асклепиад считал восстановление правильного движения и расположения атомов и рекомендовал разумное питание и возможно большее пребывание на воздухе, поскольку из пищи и воздуха образуются атомы, составляющие тело, а также физические упражнения, чтобы способствовать движению атомов по порам и тканям

Цельс собрал и сохранил для последующих поколений много произведений древней медицины, оригиналы которых впоследствии погибли, и эти1 произведения дошли до нас только благодаря ему.

Диоскрид-военный врач, который написал труд о лекарственных растениях, он систематизировал 600 видов растений, лекарственных форм

Плиний старший-писатель, ученый,гос деятель, Писал сочинения об астрологии, географии, истории, зоологии, ботанике. Изложил народные поверья.

24) Гален- римский медик, хирург и философ. Изучал анатомию, физиологию, патологию, фармакологию и неврологию. Описал мышцы, изучал сердце, ГМ и СМ.

25) Природа и медицина для философов и врачей оставалась во времена средневековья закрытой книгой. Господствовали астрология, алхимия, магия, колдовство. Свирепствовала чума, оспа, проказа прочая подобная хрень.

26) с историей Византии тесно связано возникновение и развитие монастырских бол ьниц и больничного дела. Появились ксенодохии(монастырские приюты для увеченных и больных путников)

27) Алекса́ндр Трале́сский — греческий врач VI века; жил в Риме, написал сочинение по патологии, в котором выказал себя оригинальным мыслителем;

28) Медицина в араб. Халифате была в особом почете. Больницы финансировались за счет частных пожертвований. При них создавались библиотеки и мед. школы. А тупые чиновники надзирали за их деятельностью.

29) Создание аптек, больниц и медицинских школ в период Средневековья V-ХVII вв.

Били организованы изоляторы для инфекционных больных-прообраз лазаретов. При больницах создавались школы. Первые гос. аптеки.

30) Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на, известный на Западе как Авице́нна —средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. По данным ученых Авиценна написал более 450 трудов, из них до нас дошли около 240. Ибн Сина оставил огромное наследие: книги по медицине, логике, физике, математике и другим наукам.

В 14-15 вв в общественной и культурной жизни ЗЕ произошли большие перемены. В это время зарождался новый капиталистический способ производства

image

Древние греки рассматривали болезнь как божественное наказание и исцеление. Если совсем буквально, как дар богов. Но к V веку до н.э. греки уже пытались понять материальные, а не духовные причины болезней, что привело к постепенному переходу от суеверий к научным исследованиям. Хотя на самом деле они никогда не были полностью отделены друг от друга.

Так, например, бог Асклепий считался дарителем исцеления и в то же время высококвалифицированным врачом-практиком. Несмотря на очевидный период просветления, многие врачи все равно продолжали обращаться к своим богам, если лечение не давало должного эффекта. Асклепий был греческим богом исцеления, и в Эпидавре был храм Асклепион.

image


Статуя Асклепия

Тогда же греческие врачи стали интересоваться устройством тела человека и исследовать связь между причиной и следствием, отношением симптомов к самой болезни и успехом или неудачей различных методов лечения. Греческая медицина не была единением знаний и практики, а представляла собой набор методов и убеждений, которые зависели от географии, периодов времени, местных традиций и даже гендерного и социального класса пациента.

image


Статуя Гигейи

В целом медицинскую мысль в Древней Греции пронизывают две основные идеи — озабоченность позитивными и негативными последствиями диеты и убеждение, что пациент действительно может побороть недуг, в отличие от более фаталистического и духовного мышления более ранних времен.

Наблюдение за симптомами — отличительная черта греческих врачей. Они обнаружили, что образ жизни и такие факторы, как тепло, холод или травма, важны, поскольку могут облегчать или ухудшать болезнь или ее симптомы. Они также признали, что конституция тела человека может влиять на тяжесть заболеваний и его восприимчивость к ним. Тогда же греки укрепились в своем мнении о том, что лучшее понимание возникновения симптомов болезни может помочь в борьбе с самим недугом. Вместе с большим пониманием работы тела человека пришло и убеждение, что дисбаланс жидкостей в организме может быть одним из факторов, вызывающих болезнь.

Из-за того, что у врачей не было профессиональной квалификации, любой человек мог стать врачом и путешествовать в поисках пациентов, с которыми можно было бы практиковать то, что было известно как техника (или искусство, хотя и таинственное) медицины. Лишь у спартанцев были люди, ответственные за медицинскую помощь в профессиональной армии.

Практикующие врачи пользовались большим уважением, несмотря на отсутствие признанного профессионального органа, наблюдающего и готовящего будущих врачей. В Древней Греции не только врачи могли лечить и давать медицинские консультации, но также акушерки, спортивные тренеры и все те, чей практический опыт относительно здоровья организма и тела человека мог быть полезен другим.

Мы знаем, что греки расчленяли мертвые тела (и иногда — живые), чтобы узнать, что происходит внутри. Но историки медицины так и не нашли достоверного подтверждения тому, что греки выполняли хирургические операции на внутренних органах. Как и в Древнем Египте, у греков не было никаких обезболивающих средств и только несколько травяных антисептических смесей. Греческие полисы постоянно воевали между собой, что давало врачам большой опыт практической первой помощи. Древнегреческие медики становились квалифицированными специалистами. Греки хорошо вправляли сломанные кости и фиксировали вывихи.

image


Жертвоприношение Асклепию

Со временем магия и обращения к богам уступили место поиску естественных причин болезней. Это привело к исследованию естественных лекарств. Греческие врачи стали экспертами-травниками и часто назначали пациентам натуральные средства борьбы с недугами. Они убедились в том, что никто не справится с лечением лучше, чем природа.

image


Ахилл, перевязывающий руку Патроклу

Медицинские сцены и врачи также часто упоминаются в других видах греческой литературы, например, комедийных пьесах. Наиболее подробные источники из примерно 60 трактатов, которые часто приписывают Гиппократу — самому известному древнегреческому целителю. Однако историки до сих пор не могут однозначно установить, были ли они написаны Гиппократом или кем-то другим. В текстах, приписываемых Гиппократу, рассматриваются всевозможные медицинские темы, которые можно сгруппировать в основные категории диагностики, биологии, лечения и общих рекомендаций для врачей.

image


Гиппократ

Другие источники знаний о древнегреческой медицине — тексты из области естественной философии, датируемые VI-V веками до н.э. Философы связывали хорошее здоровье и состояние ума и души, часто касались прямо или косвенно мыслили о человеческом теле и медицине. Среди этих мыслителей — Платон, Эмпедокл Акрагантский, Филистим Локри и Анаксагор.

Согласно древним записям, одна из ранних греческих медицинских школ была основана в Книде в V веке до н. э. В этой школе работал Алкмеон Кротонский, и именно при нем началась практика наблюдения за пациентами. Он считается одним из самых выдающихся медицинских теоретиков и философов в древней истории.

image


Алкмеон Кротонский

Некоторые исследователи считают, что он был практикующим врачом и по совместительству учеником Пифагора, а другие — отрицают это, так как уверены, что он занимался только теоретическими изысканиями. Как бы то ни было, историки сходятся во мнении, что он был первым человеком, который задавался вопросом о возможных внутренних причинах болезни. Алкмеон выдвинул предположение о том, что болезнь может быть вызвана проблемами с экологией, неправильным питанием и образом жизни.

Первые научные школы развивались в Сицилии и Калабрии — на территориях, которые сегодня принадлежат Италии. Самой известная — пифагорейская школа. Великий математик Пифагор привнес свою теорию чисел в естественные науки — в то время такой области знания, как медицина, еще не было.

Последователи Пифагора полагали, что некоторые цифры имеют особые значения, особенно это касалось 4 и 7. Например, произведение 4 и 7 представляет собой продолжительность лунного месяца, а также менструального цикла у женщин. Если 7 умножить на 40, то получится полное время здоровой беременности в 280 дней. Пифагорейцы также полагали, что ребенок будет более здоровым, если родится на 7 месяце беременности. Считалось, что продолжительность карантина в 40 дней позволит избежать заражения, поскольку число 40 было священным.

Самой известной и, вероятно, самой важной медицинской фигурой в Древней Греции был Гиппократ, которого сейчас часто называют отцом медицины. Основанная им медицинская школа произвела своего рода революцию в научном знании того времени и определила медицину как самостоятельную дисциплину.

Гиппократу приписывают создание одноименной клятвы — обета, принятого среди студентов-медиков, когда они становятся квалифицированными врачами. Сегодня эту клятву также принимают и другие специалисты в области здравоохранения. Некоторые классические ученые, такие как Людвиг Эдельштейн, считают, что клятва была создана пифагорейцами, однако доподлинно это не известно.

Считается также, что Гиппократу принадлежит идея клинической медицины — изучения болезни путем непосредственного обследования живого пациента. Историки медицины говорят, что сам Гиппократ и его ученики были связаны клятвой и строгим этическим кодексом. Студенты, которые внесли плату за вступление в ряды учеников, были встречены учителями так, будто они были членами одной семьи. Обучение медицине включало в себя устное преподавание и практическую работу в качестве помощника учителя — согласно клятве, студент должен взаимодействовать с пациентами.

Гиппократ и его ученики были первыми, кто правильно описали некоторые заболевания и расстройства. Полагают, что Гиппократ первым описал симптом барабанных палочек, или как его еще называют, синдром пальцев Гиппократа.

Два известных философа — Аристотель и Платон — пришли к выводу, что человеческое тело не использовалось в загробной жизни. Эта идея повлияла на образ мышления греческих врачей, которые будучи в Александрии научились делать вскрытие на трупах и изучать их. Именно благодаря этим исследованиям хирург Герофилус (335-280 гг до н.э.) пришел к выводу, что не сердце контролирует движение конечностей, а мозг. Еристрат (304-250 гг до н.э.) обнаружил, что кровь проходит по венам, однако он не обратил внимание на то, что она циркулирует.

Почти 2 тысячи лет (до 1700 года н.э.) просуществовала теория о зависимости между состоянием здоровья и балансом четырех главных жидкостей — крови, мокроты, желтой и черной желчей — в человеческом теле, которую греки переняли у египтян.

В своих книгах он предлагает следующие рецепты:

При заболеваниях грудной клетки — суп из ячменя плюс уксус и мед, которые увеличивают мокроту.
При болях в боку — окуните большую мягкую губку в воду и мягко разотрите. Если боль достигла ключиц, рекомендуется пустить кровь около локтя, до тех пор, пока кровь не станет ярко-красной.
При пневмонии — принять ванну. Она снимет боль и поможет увеличить мокроту.

Пытаясь сбалансировать четыре жидкости при болезнях пациентов, врачам иногда удавалось побороть их, даже если причина заболевания крылась в другом. В попытках сбалансировать естественную температуру пациента, при простуде врачи держали их в тепле, сохраняли пациентов с лихорадкой в сухости и прохладе, пускали кровь, чтобы восстановить баланс, промывали организм для восстановления желчного баланса.

Власти греции не задумывались о необходимости общественного здравоохранения. Города-государства не стремились обеспечить всех граждан хорошим запасом воды, чтобы те могли регулярно совершать гигиенические процедуры и сохранять свои дома в чистоте. Общественных канализационных систем тоже не было. Из трех родившихся детей только двое доживали до двух лет. Ожидаемая продолжительность жизни здорового взрослого грека составляла около 50 лет.

По словам Гиппократа, бедные люди слишком сосредоточены на том, чтобы сводить концы с концами, чтобы беспокоиться о своем общем здоровье. Чего нельзя было сказать о богатых и образованных греках: они работали над сохранением постоянной температуры тела, чистили зубы, регулярно принимали ванны и следили за своим питанием. Их цель состояла в том, чтобы сохранить баланс четырех жидкостей в организме на протяжении всего года.

Несмотря на то, что религия медленно уступала логическим рассуждениям, греки все еще призывали богов исцелить их в Асклепии. В конце концов эти храмы стали оздоровительными курортами, гимназиями, общественными банями и спортивными стадионами.

Методы постановки диагноза греческими врачами не отличались от тех, которые используются сегодня. Многие из естественных средств профилактики болезней во многом похожи на те эффективные домашние средства, которые используются в наше время. Но несмотря на передовые для того времени взгляды и подходы, теория четырех жидкостей сильно мешала развитию медицинской практики.


Своё начало древнегреческая медицина, как и вся греческая культура, берёт ещё Минойской цивилизации, возникшей в середине бронзового века (2700—1400 гг. до н. э.) с центром в Кноссе на острове Крит, в Эгейском море. Первые достоверные сведения о медицине древней Эллады датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). Главными средствами врачевания в храмах древней Греции были приёмы народной медицины, водолечение, массаж, лечебное голодание, лечили мёдом, молоком, виноградным вином, гимнастическими упражнениями, а также методами психологического воздействия — театральными представлениями, исцеляющим душу искусством, музыкой, лечебным сном и толкованием сновидений.




Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славяно-русским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите (х)Елхен — helhn — олень и лось. Имя известно и в славянской мифологии — Лель. Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа — эллины (олень или лань) и название страны — Эллада.


На Пелопоннесе, в 150 км от Афин, в городе Эпидавр, находилось в 5 веке до н.э. величайшие святилище бога Асклепия, Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium).

На территории Асклепиона в Эпидавре были построены баня, Абатон, где больные лежа принимали лечебные грязи, бассейн с минеральными водами из источника, библиотека, гимнасий и стадион и даже театр, построенный Поликлетом Младшим. В Аслепейоне были построены спортивные сооружения, стадий — 192 метра — стадион, гимнасий — зал для занятия гимнастикой и театр, построенный Поликлетом младшим. В театре помещалось до 20 тысяч зрителей. Театр посвящался богам — темы для представлений способствовали исцелению больных. Театр Эпидавра, как бы впечатан в гору, он существует до сих пор с великолепной акустикой.


Выбирая место строительства Асклепийона — святилища бога-врачевателя Асклепия в древней Греции, врачеватели искали рядом с будущим храмом минеральные источники, обладающие лечебными действиями, целебные грязи, и кипарисные рощи.


В подземелье Асклепиона в Эпидавре располагались три больших бассейна, наполненных водой из целебных источников. Вода источника использовалась в качестве основного целебного средства, и потому источник считался священным. Асклепион и Храм Асклепия строили в окружении кипарисной рощи, источающей целебный воздух. Рядом с древнегреческим Асклепейоном всегда находилась река, озеро, море, где больные, пришедшие на лечение,могли принять омовение. Храм Асклепия в Эпидавре и называют главной здравницей древнего мира.

Центральное место в Асклепионе в Эпидавре занимал храм Асклепия (IV век до н. э.), украшенный многочисленными колоннами, и статуями в честь бога Асклепия, Гигиеи, Махаона, Гипноса и других богов-врачевателей Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, мраморные стелы, на которых высекали тексты, описывающие удачные исцеления.

Почитались в Асклепионе: Гера — покровительница семьи и замужних женщин.
Артемида — богиня луны и охоты, покровительница амазонок и защитница женского целомудрия.
Гермес — бог торговли, воровства, предсказатель будущего и перевозчик душ в царство Аида (Hermes-Psychopompos)
Афродита — богиня красоты и любви.
Гестия — богиня домашнего очага.
Гипнос — бог сна, сын богини Ночи и брат Танатаса, бога смерти. Гипнос мог усыпить подлетев к уху человека.


В Асклепионе в Эпидавре находилась громадная скульптура бога-врачевателя Асклепия, сделанная из золота и слоновой кости скульптором Фрасимедом Паросским. Бог врачевания Асклепий, сын Аполлона гиперборейского, был изображён сидящим на троне в окружении священных животных — золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа у его ног. На территории святилища стоял большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос с источником целебной воды, воздвигнутый в IV веке до н. э., выдающимся древнегреческим зодчим Поликлетом Младшим. Путь к храму и источнику шёл по длинным коридорам, наполненным змеями, где больного лечили стрессом.


Как основная богиня деторождения наряду с Артемидой, Илифия имела множество святилищ во многих местах Греции, начиная с неолита и кончая римскими временами, что указывает на то, что она была чрезвычайно важна для беременных женщин и их семей. Дочери Геры и Зевса Илифии молились и оставляли богатые приношения призывая её для помощи при родах, оставляли вотивные дары благодарности за успешные роды. Археологические свидетельства терракотовых статуэток с изображением детей, найденных в святилищах Илифии, предполагают, что родители молились ей о защите и заботе о своих детях. Акушерки играли важную роль в древнегреческом обществе, женщины всех классов могли быть акушерками, причем многие из них были рабынями, получив лишь эмпирическую подготовку или некоторую теоретическую подготовку в акушерстве и гинекологии.
Более образованных акушерок, обычно из высших классов, называли ятренами , отсюда происходит слово «Педиатрия«.

Роженицы молились богине Илифии, чтобы облегчить боль при родах и ускорить роды. Каллимах записал гимн:

Ἀγνοδίκη (Agnodike, ок. 4 в. До н.э.) - первая акушерка

Ἀγνοδίκη (Agnodike, ок. 4 в. до н.э.) — первая акушерка

Агнодика (греч. Ἀγνοδίκη) в 4 веке до н.э. была известна, как первая акушерка (doula) и женщина-врач в древних Афинах. Она была вынуждена помогать роженицам, переодевшись мужчиной, потому что в этот период женщинам не разрешалось быть врачами. Когда же раскрылась правда, её вызвали в суд, но о на была оправдана, и впоследствии закон против женщин-врачей в Афинах был отменён.


Во время археологических раскопок в Эпидавре, найдено большое количество изображений исцеленных частей тела, сделанных из мрамора, золота, серебра рук, ног, сердец, глаз, принесённых в храм, в качестве платы за услуги врачевателя.


Древнегреческие врачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них — ножницы, скальпели, ложки, кисти, ушные ложечки и зонды, зубные щетки, губки, бинты, банки для мазей, клистиры.

Прогревающие процедуры в древней Греции.

грелки

В древнем Пафосе и на острове Кипр во время раскопок найдены глиняные грелки I века до н.э. в форме частей человеческого тела.

грелка для рук

Исследователи предполагают, что это своего рода грелка, действовавшая как разогревающее средство, плотно прилегающее к больному месту, как пластырь (emplastra) или грелка древних.

Глиняные сосуды с очень тонкими стенками, форма которых соответствует разным частям тела: руки, ступни, колени, уши.

грелка для ног

Предполагается, что в глиняные грелки заливали тёплую жидкость, вероятно, горячую воду или горячее оливковое масло и прикладывали к больной части тела, чтобы вызвать гиперемию и облегчить боль.


Большое значение греки придавали этическим правилам, внешнему виду лекаря и его поведению в обществе. Врач не должен начинать приём больного с обсуждения платы за лечение — это не этично. Иногда, врачу следовало лечить больного даром, ибо добрая память важнее материального вознаграждения.



Больные проводили первую ночь в храме Асклепия, где была его скульптура, и потом рассказывали свои сны жрецам храма, и жрецы Асклепия использовали эти сведения для лечения. Врачевание в храме Асклепия было природным и естественным, и выражалось в форме религиозного культа, и стихийного материализма древних греков. С помощью природных факторов, воздействующих на больного, древнегреческий врач пытался разбудить в больном внутренние силы организма, способные победить болезнь и помочь больному излечиться.


Подобно тому, как с словом баять сочеталось понятие лечения, так сочеталось оно и с корнем vid (ведать) в санскрите: vaidya — медик и мудрец, vaidya — лекарство, литов. waistas — то же, waistitojis — медик, серб. видати — лечить, вида — лекарь, илл. is-vidati, is-vidagne — лечить, леченье, русск. вещетинье (Волог. губ.) — лекарство, англос. wita, witega, сканд. vitkr, др.-нем. wizago — чародей, пророк (== ведун). Слово врач от санскр. bri — говорить (звук б изменился на в, как это случается довольно часто: бой и вой-на, болий и велий и пр.), кельт. bri — слово, brudiwr — предсказатель, пророк; от того же корня образовались в русском глаголы: врукати (ворчать, бормотать) и врати (первоначальный смысл: говорить, издавать звуки); серб. врач — колдун, заклинатель, предвещатель, как у нас в старину врачевать означало: колдовать. Лекарь (от лек, серб. лиjек — лекарство), лит. lekorus, готск. lekeis, др.-вер.-нем. lahhi — medicus, сканд. la’eknir, шв. lakare, дат. lage, анг. leech — знахарь, ср.-вер.-нем. lachenaere, lachenaerinne — колдун и колдунья.


Народное врачевание издревле и доныне совершается чрез заговоры и нашептывания; греки, по свидетельству Гомера, лечили заговорами, римляне употребляли против болезней carmina; песням и музыке славянское поверье приписывает целебные свойства от телесных и душевных недугов. Ипатьевская летопись упоминает о гудце, который мог привораживать зельем (озелить — околдовать) и песнями:

“по смерти же Володимере, оставшю у Сырьчана единому гудьцю… посла и во Обезы, река: Володимер умерл есть, а воротися, брате! пойди в землю свою; молви же ему моя словеса, пой же ему песни половецкия, оже ти не восхочет, дай ему поухати зелья именем евшан”.

В Патерике Печерском читаем: “и много от врачев, волхвов же помощи искаше”. То же сопоставление встречаем в старинной песне, где жена, притворяясь больною, посылает своего мужа: “ты поди дохтуров добывай, волхви-то спрашивати”. Муж приводит к ней скоморохов. В псковской летописи доктор Бомелий назван волхвом.

Молитвы, следовательно, возглашались и при вечерней заре и ночью при восходе месяца и возжении блестящих звезд, причём, следуя старинному обряду. Нашептывание заговоров появилось, вероятно, позднее, когда в них стали видеть таинственное, заповедное знание, которое должно быть скрыто от всех непосвященных.

В архаическое и классическое время истории древней Греции хоровая торжественная песнь в честь Аполлона-Пеана использовалась в различных религиозных, политических событиях в жизни общины, и личной жизни: в битве, во время празднования победы, на праздниках частного и семейного характера и др.; общие предназначения хорового песнопения состоят в создании диалога между божеством и человеком, который обращался к богу с просьбой или благодарил божество за благополучие и спасение.


Основными поводами для исполнения такого рода гимнов были: религиозный праздник в честь Аполлона; ситуация болезни или эпидемии (например, чумы), когда Аполлон рассматривался в его ипостаси целителя (Il., I, 473); военные действия (Il., XXII, 391, Aesch. Sept., 635); симпосиальный контекст – на симпосиях пеаны исполнялись в унисон после возлияний (Alcman., fr. 98, 2; Aeschyl. Ag., 247; Plat. Symp., 176a; Athen., IV, 31, p. 149c); на официальных общественных мероприятиях, например при заключении мирного договора (Xen. Hell., VII, 4, 36). Пеаны могли посвящаться не только Аполлону, но и другим богам – Зевсу (Xen. Anab., III, 2, 9), Посейдону (Xen. Hell., IV, 7, 4), Дионису, Асклепию и Гигее.


В Древней Греции существовали как светская, так и жреческая, или храмовая медицина, причем, вероятно, храмовая медицина возникла раньше светской, поскольку основные источники знаний находились именно в храмах. По представлениям одной группы ученых возникновение храмовой медицины в Древней Греции связано с именем Асклепия (Эскулапа) – бога-врачевателя, способного не только лечить, но и воскрешать мертвых. (Зевс якобы наказал его именно за воскрешение неугодного ему человека)[1,2].

Существует предположение, что египетский Тот Гермес Трисмегист был известен древним евреям под именем Еноха, грекам – под именем Гермеса, а римлянам – под именем Меркурия. Вполне допустимо существование реального прообраза этих богов в лице какого-то древнего мудреца и учителя [4].

Лечение же в храмовой медицине осуществлялось, в основном, следующим образом. Больные приходили в храм Асклепия, Гермеса или другого божества (часто Аполлона) и проводили в храме одну или несколько ночей до появления необычных сновидений. Затем жрецы толковали эти сновидения и давали рекомендации по излечению болезни.

Основы медицинской доктрины пифагорейцев

Комментарии к этому списку показывают, что Пифагор, по-видимому, первым в истории медицины обратил внимание не только на больного, но и на здорового человека, считая здоровье гармонией всех элементов человеческого организма, сочетанием разнообразных и противоречивых качеств, связанных с проявлением и духовной, и телесной жизни. Обращаясь к основам пифагорейской медицины, отметим, что Пифагором была разработана едва ли не первая в мире система добродетельной жизни, органично включавшая в себя и пифагорейскую медицину.

Ученики Пифагора делились на две большие группы, первую из которых составляли последователи и продолжатели дела (их называли пифагорейцами, эзотериками, познавателями и математиками), а вторую – подражатели (пифагористы, экзотерики или акусматики). Для акусматиков придумывались своего рода пословицы, или акусматы, легко запоминаемые и отражающие основные ключевые позиции философии Пифагора. Приведем некоторые из них:

«Что самое праведное? – Жертвовать.

Что самое мудрое? – Наука врачевания.

Что самое прекрасное? – Гармония.

Что самое сильное? – Мысль.

Что самое лучшее? – Счастье.

Приведенные акусматы определяют и значимость, и основу подхода Пифагора к медицине.

Пифагорейцы знали и активно использовали целебные свойства огромного числа трав и растений.

Пифагор и его ученики значительно чаще своих предшественников применяли целебные мази. Любимым методом лечения у пифагорейцев были припарки.

Пифагор противился хирургии во всех ее формах, так как не допускал изменения человеческого тела, данного Творцом.

В ряде случаев пифагорейцы использовали заклинания.

Система питания

Путь к здоровой и добродетельной жизни Пифагор советовал начинать с правильного питания. Каждый продукт питания, по мнению Пифагора, порождает свойственное лишь этому продукту состояние души, поэтому нельзя было есть пищу, во-первых, чуждую богам, и, во-вторых, пищу, которая считалась священной. К первой группе относилось, в частности, мясо, а также вино (впрочем и то, и другое Пифагор разрешал потреблять ученикам в ограниченных количествах), ко второй – мальва, считавшаяся первым вестником тяготения небесного к земному и использовавшаяся Пифагором при длительном уединении и медитациях (см. далее), и бобы.

Пифагор, кроме того, не рекомендовал есть пищу, которая мешает предвидению будущего, чистоте души и ясности сновидений. По-видимому, это, прежде всего, относится к мясным продуктам. Пифагор настоятельно рекомендовал не есть мяса городским чиновникам накануне рабочего дня и особенно судьям накануне судебных разбирательств.

Вареную пищу Пифагор не советовал жарить, так как считал недопустимым смешивать свойство мягкости, присущее вареному, со свойством гнева (огня), присущим жареному.

Когда Пифагор удалялся в храм Бога для молитв и медитаций, то брал с собой заготовленный запас пищи и питья: равные части мака и кунжута, шкурки морского лука для выдавливания сока, цветки нарцисса, листья мальвы, ячмень и горох. Сюда же добавлялся дикий мед. Для приготовления питья Пифагор использовал семена огурцов, изюм без косточек, цветы кориандра, семена мальвы и портулака, тертый сыр, молоко и масло, смешанные вместе и услащенные диким медом. Пифагор говорил, что это – диета Геркулеса, а рецепт Геркулесу был дан самой богиней Цецерой.

В состав этой диеты входили и наркотические вещества, прежде всего, мак и, очевидно, мальва, что, вероятно, способствовало процессам медитации.

Однако заметим, что даже на пифагорейцев, не говоря уже о пифагористах, Пифагор не накладывал никаких строгих запретов по приему пищи. Все его советы носили исключительно рекомендательный характер. Единственное, о чем Пифагор предупреждал строго, – о необходимости соблюдать умеренность в еде и питье. Пифагорейцы всегда должны были заботиться о том, чтобы их тело не было бы ни слишком тощим, ни тучным.

Эмоциональная сфера

Пифагор и его последователи придавали огромное значение контролю и управлению эмоциями и постоянно заботились о поддержании в себе ровного настроения. Пифагорейцы не должны были быть ни слишком веселыми, ни излишне мрачными. Поддерживаемое ими эмоциональное состояние можно характеризовать как умеренно радостное.

Особенно опасными состояниями эмоциональной сферы считались состояния раздражения и гнева. Пифагор неукоснительно требовал, чтобы раздраженный или, тем более, разгневанный человек не принимал никаких решений и не совершал никаких действий. Один из учеников Пифагора, Архит из Тарента, после возвращения из военного похода обнаружил, что управляющий его имением и подчиненные ему рабы во время отсутствия хозяина не занимались земледелием, а проводили время в праздности и разгуле. Архит был разгневан, но, как истинный пифагореец, в гневе даже не отругал управляющего и рабов. Лишь через несколько дней Архит выгнал управляющего, а рабов простил.

Чем выше поднимались пифагорейцы по ступеням знания, тем строже становились требования к контролю над эмоциями. Пифагор, мнение которого чрезвычайно ценили ученики и похвала которого приводила их в восторг, вынужден был даже отказаться от критических замечаний в их адрес. Известен случай, когда один из учеников Пифагора был так расстроен сделанным ему замечанием, что покончил с собой. Это произвело на Пифагора глубочайшее впечатление, и он стал чрезвычайно строго относиться к каждому своему слову и жесту.

Вслед за контролем над эмоциями тщательному анализу подвергались желания человека. Пифагор учил, что никогда не нужно позволять человеку делать все, что ему захочется. Желания человека разнообразны и бесконечны. Желания могут породить стремления к наслаждениям, а наслаждения – постоянные спутники малых и больших заблуждений. Начинать же контролировать свои желания нужно с простого: с контроля за пищей и питьем, которые принимает человек, с контроля над эмоциями. Вслед за этим идет контроль за оценкой похвал в свой адрес и контроль за оценкой общественного мнения о себе, затем контроль над принимаемыми решениями и поступками.

Интеллектуальная сфера

Культивируемое пифагорейцами умеренно радостное состояние эмоциональной сферы должно было, по замыслу Пифагора, готовить учеников к тому, чтобы ни одно из несчастий человеческой жизни не обрушилось на них неожиданно. Но, естественно, этого было мало. Для преодоления невзгод необходимо было иметь ясный ум и способность спокойного, не отягощенного эмоциями анализа случившегося. Путь же к ясности ума лежал через тренировку памяти.

Пифагором был разработан комплекс упражнений для тренировки памяти. До нас дошло одно и, по-видимому, самое простое упражнение. Пифагореец, пробудившись утром ото сна, должен был не вставать с постели до тех пор, пока не припомнит в подробностях всю последовательность событий дня минувшего, а если позволяло время, то и предшествовавшего ему дня. Пифагор также считал полезным, чтобы человек ежедневно размышлял о Боге (богах), о том, что Он существует и что Он любит человека и наблюдает за ним.

В результате контроля над эмоциональной иинтеллектуальной сферой человек может стать таким, что без посторонней помощи и совета сможет предвидеть, что пойдет ему на пользу. Это трудно, но существует промежуточная ступенька, достигнув которую человек сможет на примере того, что случилось с другим, установить полезные для себя действия. В любом случае следует стремиться к тому, чтобы не оказаться худшим человеком (по классификации Пифагора), т.е. человеком, совершающим дурные поступки и при этом надеющимся на лучшее.

Лечение музыкой и стихами

Пифагор, составивший гармонический ряд и заложивший основы музыкальной грамоты (Платон, который продолжил исследования в этой области, считал это теорией музыки), придавал огромное значение использованию музыки для лечения. Помимо чисто профилактического воздействия музыкой, которое постоянно использовалось в школе Пифагора, где по утрам и вечерам проводилось хоровое пение, сопровождавшееся струнными инструментами (часто пелись пеаны – гимны богу Аполлону), Пифагор воздействовал музыкой и пением на больных людей. Описан случай, когда Пифагор предотвратил поджог и убийство, воздействовав музыкой на разъяренного ревнивца, пытавшегося поджечь дом своей подруги. Когда ревнивец подкладывал к дверям дома хворост, флейтист неподалеку играл возбуждающую фригийскую мелодию. Пифагор попросил флейтиста сменить мелодию на более медленную и спокойную, и разъяренный ревнивец присмирел, одумался, забрал свой хворост и ушел.

Лечение музыкой впоследствии использовал и Гиппократ. Он, в частности, лечил радикулит и нервные болезни громкой игрой на трубе перед пациентом.

Однако Пифагор отдавал явное предпочтение струнным музыкальным инструментам и предупреждал своих учеников, чтобы они не прислушивались, даже мимолетно, к звукам флейты и цимбал.

Значительно интереснее то, что Пифагор классифицировал мелодии, применявшиеся для лечения, по болезням и имел для каждого заболевания собственный музыкальный рецепт. К сожалению, ни эта классификация, ни сами мелодии до нас не дошли.

О подготовке к деторождению и воспитании детей

Пифагор считал плохую заботу о потомстве главной и очевиднейшей причиной того, что многие люди дурны и порочны. Более того, он говорил, что никто из живых существ не уделяет так мало внимания заботе о потомстве, как человек.

Родители будущих детей должны были вести разумный и здоровый образ жизни, совсем не пить вина, не есть мяса, питаться в установленное время и ни в коем случае не переедать.

Поскольку самой большой несправедливостью на свете Пифагор считал разлучение детей и родителей, родители должны были постоянно присматривать за детьми и воспитывать их в соответствии с законами добродетельной жизни. Детям же полагалось вторыми после Бога чтить родителей.

Воспитывавшиеся таким образом дети до 20 лет не должны были стремиться к половой близости, а, пройдя путь добродетельной юности, создать на тех же началах новую семью.

Достижения медицинской школы пифагорейцев

Алкмеон был первым или одним из первых врачей, занимавшихся анатомированием, хотя анатомировать человеческое тело в Древней Греции запрещалось. Анатомические опыты разрешалось проводить на домашних животных и обезьянах. Разумеется, некоторые знания по физиологии человеческого тела врач мог получить и во время хирургических операций. Лишь в первой половине III в до н.э. в Александрии Герофил и Эрасистрат начали проводить вскрытие, причем делали это публично. Тем не менее, результаты, полученные Алкмеоном, позволяют говорить о том, что он занимался анатомированием, причем в наибольшей степени его интересовала анатомия органов чувств и в этой сфере ему принадлежит открытие нервов, идущих от органов чувств к мозгу. Не будем упрекать Алкмеона за то, что нервы он считал полыми трубками, заполненными жидкостью. Главное, что он обнаружил нервы и определил их основное функциональное назначение – передачу информации от органов чувств к мозгу, который, по мнению Алкмеона, был центром чувственной и сознательной жизни. При этом Алкмеон не ставил знака равенства между ощущением и мышлением, а считал, что мышление лишь зависит от ощущений.

Алкмеон умел отличать вены от артерий и знал, что в мертвых телах кровь находится только в артериях, а вены пусты. Это, видимо, дало толчок к возникновению гипотезы сна: Алкмеон утверждал, что сон наступает в результате временного и частичного отлива крови из вен в артерии, а при полном отливе наступает смерть. Еще одним достижением пифагорейской медицины являлось учение о критических днях, согласно которому кризис каждой болезни наступал в строго определенные критические дни. Эти дни отсчитывались от начала болезни и выражались нечетными числами. Учение о критических днях существовало в европейской медицине вплоть до ХVII в.

Разумеется, нельзя назвать пифагорейскую медицину научной в строгом смысле этого слова, но основы или элементы научного подхода в этой медицине, несомненно, присутствовали, и она была в числе базовых компонент, из которых в ХIХ в. начала формироваться научная медицина.

Пифагорейская медицина и развитие храмовой медицины

Основные (или хотя бы некоторые) черты медицинской системы Пифагора можно реконструировать по работам тех людей, которые занимались герметической наукой и ссылались на Пифагора или пифагорейцев, считая себя их последователями.

Обратим внимание на то, что все тезисы этого отрывка практически перекликаются с медицинскими принципами Пифагора, и на то, что, по Парацельсу, причины болезней кроются в невидимой, а точнее, пока непознанной природе человека. Это основной принцип герметической медицины, идущий, вероятно, от Гермеса. Перечислим очень кратко семь причин болезней и семь методов лечения, сформулированные Парацельсом, развивающие и распространяющие, по нашему мнению, пифагорейские принципы врачевания на область герметической медицины Средневековья. Причиной болезни может стать:

1) действие дьявольских духов;

2) несогласованность духовной и материальной природы человека;

3) отклонение от нормы умственного состояния;

4) действие закона возмездия за проступки в прошлой жизни человека (закона Кармы);

5) влияние небесных тел, которое само по себе не вызывает болезнь, но при определенных условиях может ее стимулировать;

6) неверное использование органов тела (перегрузка, перенапряжение и т.п.);

7) попадание посторонних субстанций из внешней среды, например, из загрязненного воздуха, воды и т.д.

К седьмой причине не относятся раны, полученные в результате несчастных случаев, поскольку они есть следствие проявления закона Кармы.

Соответственно причине следовало выбирать и метод лечения:

1) изгнание злых духов;

3) применение талисманов и амулетов;

5) лечение травами и лекарственными растениями, подбираемыми специально для каждой болезни, в том числе и с учетом положения планет;

6) диета и установление правильного образа жизни;

7) совокупность приемов, включающая кровопускания, очищение организма и т.д.

Применялись и комбинации этих методов.

Таким образом, пифагорейская медицина оказала влияние не только на гиппократовскую, или светскую, но и на храмовую медицину, элементы которой до сих пор присутствуют в методах некоторых (часто очень популярных) народных целителей и экстрасенсов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Г.Кун, Легенды и мифы Древней Греции.
  2. Р.Менар, Мифы в искусстве старом и новом, Репринтн. воспроизведение изд. 1900г., Молодая гвардия, Москва (1992).
  3. М.Холл, Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии, Т.I, Наука, Новосибирск (1992).
  4. М.Холл, Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии, Т.II, Наука, Новосибирск (1992).
  5. Л.Я.Жмудь, Пифагор и его школа (около 530 – около 430 гг. до н.э.), Наука, Ленинград (1990).
  6. Ямвлих, Жизнь Пифагора.
  7. Аристотель, Метафизика, Собр. сочинений в 4-х т., Т.I, Мысль, Москва (1976), с. 76-77.

Читайте также: