Научная революция 16 17 веков кратко

Обновлено: 02.07.2024

Научные революции - это перестройка оснований в науке. Во время революций кардинально меняется вся исследовательская стратегия, представления о целях научной деятельности и способах их достижения, меняется научная картина мира, философские идеи и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования.

Различают две разновидности научных революций:

- когда идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а перестраивается только картина мира;

- когда одновременно с картиной мира полностью меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания.

Всего насчитывается четыре научных революции: 1. XVI-XVII вв, 2. конец ХVШ-первая половина XIX в, 3. с конца XIX в. до середины XX в, 4. в последнюю треть XX в

Первая научная революция привела к возникновению классической европейской науки. Возникла механика, позже физика. Сформировался научный тип рациональности. Да и наука обрела социальный статус. Хотя и признавалось создание мира Богом, но затем мир стал развиваться по своим внутренним законам (имманентно). Произошло удвоение бытия на религиозное и научное. Предметом научного познания стал реальный мир. В научную рациональность входил эксперимент, дававший возможность препарировать мир в идеальном плане с последующим контролируемым воспроизводством. Механика применялась ко всем наукам, даже к химии. Господство­вала механическая картина мира, продолжавшаяся вплоть до начала XIX в.

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет, если является правильным, экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Следующей базовой характеристикой пересмотра воззрений на науку является формирование знания, которое, в отличие от предшествующего, средневекового, объединяет теорию и практику, науку и технику, создавая новый тип ученого-экспериментатора, сила которого - в эксперименте, становящемся все более строгим, а благодаря новым измерительным приборам, все более и более точным. Деятельность ученого нового типа часто протекает вне (а то направлена и против) старых структур знания, например университетов .

Таким образом, мы видим, что происходит слияние техники с познанием, а именно этот факт и составляет суть современной нам науки. Поэтому смело можно утверждать, что наша классическая наука берёт начало из Нового времени.

Наука Нового времени - это экспериментальная наука, она объединяет теорию и практику. Науке придаётся новый статус, уже не только социальный, но и эпистемологический (научное познание). Одновременно, на основе чувственного опыта и необходимых доказательств, формируется и особый научный дискурс.

Новое время – это период, когда формируются новые установки, так, например, меняются образы мира и человека. Следует обратить внимание на то, что, существовавшая, и считавшаяся единственно правильной, геоцентрическая картина мира Аристотеля – Птолемея подверглась критике и, более того, произошёл радикальный переворот в науке, а именно, геоцентризм сменился на гелиоцентризм.

Критерием истины в Новое время стал эксперимент, опыт, новая система доказательств. Именно на экспериментальном методе базируется автономия науки; последняя открывает свои истины независимо от философии и от веры. Стремительное развитие науки требовало пересмотра многих представлений о мире. Вся прежняя система знаний, ее истинность, покоилась на Божественном Откровении.

Мир, благодаря открытиям Галилея, стал больше, и количество небесных тел неожиданно значительно возросло. Этот факт потряс основы астрологии. Следует помнить, что в контексте идей Нового времени сложно отделить одну научную дисциплину от любой другой. Нет четкой грани между комплексом научных дисциплин, с одной стороны, и умозрительными магико-астрологическими рассуждениями - с другой. Магия и медицина, алхимия и естественные науки и даже астрология и астрономия в тот период

Видимо, следует кратко перечислить основные открытия Нового времени. В первую очередь, это научные приборы. Про телескоп и линзы Галилео Галилея уже было сказано выше. Ещё до него оптикой занимался голландец Липперсей, который в конце ХVI изобрёл микроскоп. В XVII веке появились так же барометр, воздушный насос и термометр, были значительно усовершенствованы часы.

Наиболее выдающимися достижениями в чистой математике стали дифференциальное и интегральное исчисления, изобретенные независимо друг от друга Ньютоном и Лейбницем. В 1614 году Непер опубликовал свое изобретение логарифмов, а аналитическая геометрия явилась результатом работ нескольких математиков XVII века, в числе которых находится и Декарт (1596-1650), который, в области математики, занимался и алгебраическими функциями. Он считал, что математика - это мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.

В шестнадцатом-семнадцатом веках активно развивается экспериментально-математическое естествознание и интеллектуальная жизнь людей. Естествознание занимает передовые позиции в рассуждениях, вызванных развитием капиталистического производства. Наука способна ответить на насущные вопросы народа, которые постепенно меняются, как и новое общество. Природу можно изучить с помощью реальных, действенных законов. Для этого не нужен божественный дух, все объяснимо и понятно.

В теоретическом мировоззрении начинает проявляться методологическая подоплека. Стартует развитие гносеологии. Философия и наука связаны между собой, что сопровождается переориентацией мышления.

Философия 17 века – кратко

Научная революция в философии – это переход к философским взглядам Нового времени. XVII век становится периодом отхода от средневековых тенденций, полностью исключаются схоластические догмы, формируются иные приоритеты. Бог более не может являться путем к познанию. Разум, знания становятся ключевыми аспектами в суждениях философов. Зачастую именно семнадцатый век характеризуют как эру рационализма.

Научная революция 17 века приводит к популяризации математической методологии в сфере естествознания. Это способствует колоссальному прорыву. Рационалисты в этот период были приверженцами математического направления. Каждое исследование на основе математики становилось идеальным научным знанием для приверженцев рационализма. Основываясь на этом, они выдвигали философские теории:

  • Опыт может порождать или определять истину;
  • Чувственные, неустойчивые, переменчивые взгляды не являются определяющими критериями;
  • Рациональные, дедуктивные методы поиска истины в математике являются примером для философской мысли. Она должна быть результатом действия разума, иметь обоснование.

Философы 17 века научный прогресс воспринимали по-разному. Возникали разногласия и споры по поводу подлинных знаний и их основы. Некоторые считали, что опыт является основой, другие отстаивали теорию разума. В период Нового времени сторонники этих теорий присоединились к группам эмпиризма и рационализма.

Во время семнадцатого века сформировались принципиально новые философские взгляды. Они основывались на экспериментально-опытных исследованиях и ценности разума.

Научная революция в философии – развитие науки в 16-17 веках

Много открытий, исследований и становление производства приводят к первым революциям. Военный конфликт спровоцирован не был, однако революционные настроения Нидерландов и Англии привели к ряду рациональных изменений в следующих областях:

  • Экономической;
  • Политической;
  • Социальной;
  • Мировоззренческой.

Семнадцатый век стал периодом всестороннего развития. Активно прогрессировала сфера мануфактурного производства, развивалась мировая торговля, область мореплавания, военное дело. Открылась первая академия, где проводились научные исследования прикладного и практического значения. Для купцов, ученых идеалом становится человек. Именно он способен достигнуть успеха, развивать мир.

Появились научные общества. Научная революция привела к становлению механики, которая объясняла передвижение объектов в пространстве. Это стало значимым аспектом для становления философского мировоззренческого мышления семнадцатого столетия.

Философия и социальная среда оказались связаны между собой только через естествознание, различные его проявления. Религиозное восприятие также имело большое значение, так как представляло идеологию государства. Передовые мыслители возвращались к божеству, потому что считали механистическое мировоззрение ограниченным.

Г. Галилей заложил основы новой науки и мировоззрения нового типа. Новая научная методология Галилеяможет быть сведена к следующим положениям:

1. 1. Объективность. Ученый считал, что для формулирования четких суждений в науке необходимо учитывать только объективные, т. е. поддающиеся точному измерению, свойства предметов - размер, форма, количество, масса, движение. Только с помощью количественных измерений наука может получить истинные знания о мире. Субъективные свойства - цвет, звук, вкус, осязание и др. можно оставить без внимания.

2. 2. Экспериментальность. Проверка истинности гипотез осуществлялась ученым эмпирически. Для этой цели Галилей изобрел и усовершенствовал множество технических приборов и экспериментальных установок: линзу, телескоп, микроскоп, воздушный термометр, барометр и др.

3. 3. Доказательность. Научная теория должна быть, по мысли ученого, иметь подтверждение. Галилей использовал доказательство как прием проверки истинности гипотезы.

4. 4. Математизация. Свою ориентацию на опыт Галилей сочетал с математическим осмыслением, которое ставил чрезвычайно высоко, считая возможным заменить математикой традиционную логику.

5. 5. Аналитико-синтетический подход. Галилей широко использовал в своей научной методологии анализ и синтез. При помощи аналитического метода он расчленял исследуемое явление на более простые составляющие его элементы. Проверка правильности высказанной гипотезы осуществлялась при помощи синтетического метода.

Особое значение для науки имели открытия Галилея в области механики. С помощью новой методологии им были опровергнуты догматические положения схоластической физики Аристотеля. Особенно важное значение имели работы Галилея о движении. Он установил, что:

· · тяжелые тела не всегда движутся вниз, а легкие вверх (например, бревно в воде);

· · тела разной массы падают с одинаковым ускорением, величина которого

Галилей открыл и изучил инерцию, высказал идею об относительности движения. Законы механики Галилея в комплексе с его астрономическими открытиями подвели научную базу под теорию Коперника и способствовали утверждению гелиоцентрической доктрины в науке. Но остался нерешенным вопрос о соотношении земных и небесных движений, объясняющих движение самой Земли.

Завершил первую научную революцию И. Ньютон. Заслуга Ньютона заключается в том, что он:

· · соединил механистическую философию Декарта, законы Кеплера о движении планет и законы Галилея о земном движении, сведя их в единую теорию;

· · доказал существование тяготения как универсальной силы, которая является причиной замкнутых орбит, по которым движутся небесные тела. Каждая частица материи во Вселенной притягивает каждую другую частичку с силой прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

· · математическим путем вывел эллиптическую форму планетных орбит;

· · объяснил, что планеты движутся и одновременно удерживаются в пределах своих орбит под действием сил инерции и гравитации;

· · разработал физический принцип дальнодействия, выражающийся в мгновенном воздействии тел друг на друга на разных расстояниях без посредников;

· · ввел в физику понятия абсолютного пространства и абсолютного времени;

Результатом первой научной революции явилось возникновение естествознания и становление классической науки.



Г. Галилей заложил основы новой науки и мировоззрения нового типа. Новая научная методология Галилеяможет быть сведена к следующим положениям:

1. 1. Объективность. Ученый считал, что для формулирования четких суждений в науке необходимо учитывать только объективные, т. е. поддающиеся точному измерению, свойства предметов - размер, форма, количество, масса, движение. Только с помощью количественных измерений наука может получить истинные знания о мире. Субъективные свойства - цвет, звук, вкус, осязание и др. можно оставить без внимания.

2. 2. Экспериментальность. Проверка истинности гипотез осуществлялась ученым эмпирически. Для этой цели Галилей изобрел и усовершенствовал множество технических приборов и экспериментальных установок: линзу, телескоп, микроскоп, воздушный термометр, барометр и др.

3. 3. Доказательность. Научная теория должна быть, по мысли ученого, иметь подтверждение. Галилей использовал доказательство как прием проверки истинности гипотезы.

4. 4. Математизация. Свою ориентацию на опыт Галилей сочетал с математическим осмыслением, которое ставил чрезвычайно высоко, считая возможным заменить математикой традиционную логику.

5. 5. Аналитико-синтетический подход. Галилей широко использовал в своей научной методологии анализ и синтез. При помощи аналитического метода он расчленял исследуемое явление на более простые составляющие его элементы. Проверка правильности высказанной гипотезы осуществлялась при помощи синтетического метода.

Особое значение для науки имели открытия Галилея в области механики. С помощью новой методологии им были опровергнуты догматические положения схоластической физики Аристотеля. Особенно важное значение имели работы Галилея о движении. Он установил, что:

· · тяжелые тела не всегда движутся вниз, а легкие вверх (например, бревно в воде);

· · тела разной массы падают с одинаковым ускорением, величина которого

Галилей открыл и изучил инерцию, высказал идею об относительности движения. Законы механики Галилея в комплексе с его астрономическими открытиями подвели научную базу под теорию Коперника и способствовали утверждению гелиоцентрической доктрины в науке. Но остался нерешенным вопрос о соотношении земных и небесных движений, объясняющих движение самой Земли.

Завершил первую научную революцию И. Ньютон. Заслуга Ньютона заключается в том, что он:

· · соединил механистическую философию Декарта, законы Кеплера о движении планет и законы Галилея о земном движении, сведя их в единую теорию;

· · доказал существование тяготения как универсальной силы, которая является причиной замкнутых орбит, по которым движутся небесные тела. Каждая частица материи во Вселенной притягивает каждую другую частичку с силой прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

· · математическим путем вывел эллиптическую форму планетных орбит;

· · объяснил, что планеты движутся и одновременно удерживаются в пределах своих орбит под действием сил инерции и гравитации;

· · разработал физический принцип дальнодействия, выражающийся в мгновенном воздействии тел друг на друга на разных расстояниях без посредников;

· · ввел в физику понятия абсолютного пространства и абсолютного времени;

Результатом первой научной революции явилось возникновение естествознания и становление классической науки.

В 16-17 вв. произошел переход от натурфилософии к современному естествознанию. Основной предпосылкой данного перехода стал процесс формирования основ индустриального капиталистического общества. Развитие капиталистической промышленности требовало постоянного совершенствования и изобретения новых технических систем и технологических процессов и вовлечения в практико-производственную сферу разнообразных природных материалов с целью их преобразования. Для этого необходимы были значительные знания о закономерностях природных явлений и процессов.

В 16-17 в. происходит бурное развитие опытно-экспериментального исследования природы. Оно отделяется от натурфилософии и мистики. Происходит соединение опытно-экспериментального и теоретического познания природы на математической основе. Указанные процессы могут быть квалифицированы как научная революция, в ходе которой возникает новое естествознание.

Особое значение для развития естествознания имеют работы Галилея в области астрономии и механики. Он впервые придал естествознанию экспериментальный и математический характер, сформулировал гипотетико-дедуктивную модель научного познания. Галилей обосновал материальный характер небесных тел, сформулировал понятия физического закона, скорости, ускорения. Крупнейшими открытиями ученого стали идея инерции и классический принцип относительности.

Важную роль в становлении естествознания сыграли труды французского философа и ученого Рене Декарта. Ученый построил атомистическую картину Вселенной, охватив в ней все элементы природного мира: от небесных светил до животных и человека. При этом свою модель природы Декарт строил только на основе механики, которая в то время достигла наибольших успехов. Декартовское (картезианское) естествознание закладывало основы механического понимания природы, процессы которой рассматривались как движения тел по геометрически описываемым траекториям.

Своеобразным завершением научной революции 16-17 вв. считается творчество английского ученого Исаака Ньютона. Он доказал существование тяготения как универсальной силы и сформулировал закон всемирного тяготения. Механика Ньютона основана на понятиях количества материи (массы тела), количества движения, силы и трех законов движения: закона инерции, закона пропорциональности силы и ускорения и закона равенства действия и противодействия.

Согласно ньютоновской концепции, физическая реальность характеризуется понятиями пространства, времени, материальной точки и силы (взаимодействия материальных точек). Любое физическое действие представляет собой движение материальных точек в пространстве, управляемое неизменными законами механики. Ньютон предложил подтверждавшийся, как тогда казалось, бесчисленным количеством фактов принцип дальнодействия — мгновенное действие тел друг на друга на любом расстоянии без каких-либо посредствующих звеньев, через пустоту. Принцип дальнодействия невозможен без привлечения понятий абсолютного пространства и абсолютного времени, также предложенных Ньютоном. Абсолютное пространство понималось как вместилище мировой материи. Его можно сравнить с большим черным ящиком, в который можно поместить материальное тело, но можно и убрать, тогда материи не будет, а пространство останется. Также должно существовать и абсолютное время как универсальная длительность, постоянная космическая шкала для измерения всех бесчисленных конкретных движений, оно может течь самостоятельно без участия материальных тел. Именно в таком абсолютном пространстве и времени мгновенно распространялась сила тяготения. Воспринимать абсолютное пространство и время в чувственном опыте невозможно. Пространство, время и материя в этой концепции — это три независимых друг от друга сущности.

В развитии естествознания можно выделить три этапа:

- классический (17 – рубеж 19-20 вв.);

- неклассический (первые две трети 20 в.);

- постнеклассический (последняя треть 20 – начало 21 вв.).

Классическое естествознание

Хронологически период классического естествознания начинается с научной революции 16-17 вв. и завершается на рубеже 19-20 вв.

Основные методологические ориентации классического естествознания:

1) Догматическая интерпретация истины в ее абсолютно завершенном и не зависящем от условий познания виде.

2) Установка на однозначное причинно-следственное описание событий и явлений, исключающее учет случайных и вероятных факторов, которые оценивались как результат неполноты знания и субъективных привнесений в его содержание.

3) Зависимость научного знания только от объекта познания, исключение из контекста естествознания всех субъективных компонентов познания, а также характерных для него условий и средств осуществления познавательных действий.

4) Интерпретация любых предметов научного познания как простых механических систем, подчиняющихся требованиям неизменности своих основных характеристик.

В свою очередь классический период можно разделить на два этапа:

- этап механистического естествознания (до 1830-х гг.);

- этап зарождения и формирования эволюционных идей в естествознании (с 1830-х гг. до рубежа 19-20 вв.).

Этап механистического естествознания

Лидирующее положение на этом этапе принадлежало физике, и, прежде всего, классической механике. В ее русле происходило формирование и развертывание основного понятийного аппарата, методологического инструментария для специальных исследований. Успехи механики, являвшейся в то время единственной математизированной областью естествознания, в немалой степени способствовали утверждению ее методов и принципов познания в качестве эталонов научного исследования природы.

Доминирование механики в системе научного знания той эпохи обусловило ряд особенностей стиля мышления классической науки. Объяснение сводилось к поиску механических причин и носителей сил, детерминирующих изучаемые явления, а обоснование предполагало сведение знания из любой области естественнонаучного исследования к фундаментальным принципам и идеям классической механики. Идеалом построения научного знания служили закономерности динамического типа. Исследовательские программы классического естествознания, заданные механической картиной мира, позволяли осваивать в качестве объектов познания лишь малые системы, включавшие в свой состав сравнительно небольшое количество элементов. В силу этого важнейшим методом специальных научных исследований выступал анализ – математический анализ в физике, количественный анализ в химии и т.д.

Начало формированию методологии классического естествознания было положено еще Г. Галилеем. По его мнению, исходным пунктом познания является чувственный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, опирающимся на строгое количественно-математическое описание.

1) проведение опытов в форме наблюдений и экспериментов;

2) вычленение посредством индукции в чистом виде отдельных сторон естественного процесса;

3) выявление управляющих этими процессами фундаментальных закономерностей и принципов;

4) осуществление математического выражения этих принципов, т.е. математическая формулировка взаимосвязи естественных процессов;

5) построение целостной теоретической системы путем дедуктивного развертывания фундаментальных принципов;

6) использование теоретических знаний на практике.

В результате синтеза знаний на основе вышеуказанных установок сформировалась механическая картина мира, основное содержание которой составляли следующие постулаты:

1) Весь мир представляет собой совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенно передающимися от тела к телу через пустоту.

2) Все события и процессы жестко детерминированы законами классической механики.

4) Движение атомов и тел представлялось как их перемещение в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Пространство и время – арена движущихся тел, свойства которых неизменны и независимы от самих тел.

До середины 19 в. механическая картина мира выступала в роли общенаучной картины мира, оказывая существенное влияние и на исследовательские стратегии в других отраслях естествознания, прежде всего в химии и биологии. Успехи механики породили представление о принципиальной сводимости всех процессов в мире к механическим. Поэтому к началу 19 в. механика прямо отождествлялась с естествознанием. Ее задачи и сфера применения казались безграничными.

Однако по мере экспансии механической картины мира на новые предметные области наука все чаще сталкивалась с необходимостью учитывать особенности этих областей, требующих новых, немеханических представлений. Накапливались факты, которые трудно было согласовать с принципами механической картины мира. В итоге к середине 19 в. она утеряла свой универсальный характер.

Во второй половине 19 в. французский химик Антуан Лавуазье предложил новую теорию, суть которой состоит в следующем:

- никакой особой субстанции в виде флогистона не существует;

- химические элементы – это простые вещества, которые не разлагаются в химических процессах;

Этап зарождения и формирования эволюционных идей в естествознании

Данный этап был связан в значительной степени с появлением дисциплинарно-организованной науки. Механическая картина мира окончательно потеряла статус общенаучной. С развитием специализированных отраслей естественнонаучного исследования произошли значительные изменения в методологии естествознания.

Подрыв механической картины мира шел, главным образом, с двух сторон: со стороны самой физики, и со стороны биологии и геологии.

Изменения в физике связаны с исследованиями в области электрического и магнитного полей. В 1820 год датский физик Эрстед на опыте обнаружил электромагнитное взаимодействие. Замыкая и размыкая цепь с током, он увидел колебания стрелки компаса, расположенной вблизи проводника. Французский физик Ампер в 1821 году установил, что связь электричества и магнетизма наблюдается только в случае электрического тока и отсутствует в случае статического электричества. В 1831 г. английский физик М. Фарадей экспериментально обнаружил и дал математическое описание явления электромагнитной индукции – возникновения электродвижущей силы в проводнике, находящемся под действием изменяющегося магнитного поля. В 1864 г. английский физик Дж. Максвелл создаёт теорию электромагнитного поля, согласно которой электрическое и магнитное поля существуют как взаимосвязанные составляющие единого целого — электромагнитного поля. В 1887 г. немецкий физик Г. Герц поставил эксперимент, полностью подтвердивший теоретические выводы Максвелла.

В результате данных открытий материя предстала не только как вещество (как в механической картине мира), но и как электромагнитное поле. Успехи электродинамики привели к созданию электромагнитной картины мира, которая объясняла более широкий круг явлений и более глубоко выражала единство мира, поскольку электричество и магнетизм объяснялись на основе одних и тех же законов (Ампера, Ома, Био-Савара-Лапласа). Поскольку электромагнитные процессы не редуцировались к механическим, то стало формироваться убеждение в том, что основные законы мироздания – не законы механики, а законы электродинамики. Механистический подход к таким явлениям, как свет, электричество, магнетизм, не увенчался успехом, и электродинамика все чаще заменяла механику.

Однако главную роль в падении механистически-метафизического естествознания сыграли три научных открытия, совершенных в 1830-1850-е гг.:

1) клеточная теория (М. Шлейден, Т. Шванн) – доказала внутреннее единство всего живого и указала на единство происхождения и развития всех живых существ;

3) эволюционная теория Ч. Дарвина – все растительные и животные организмы, а также человек, являются результатом длительного естественного развития органического мира, ведут свое начало от немногих простейших существ, которые в свою очередь произошли из неживой природы.

Вместе с тем и на этом этапе сохранялся присущий классическому естествознанию объективизм. Достижения эволюционизма 19 в. лишь дополняли, но не отвергали классический подход к проблемам естествознания.

Научные революции – это вид новаций, которые отличаются от других видов не столько характером и механизмами своего генезиса, сколько своей значимостью, своими последствиями для развития науки и культуры.

Примерами таких революций являются:

1) создание гелиоцентрической системы мира (Коперник),

2) формирование классической механики и экспериментального естествознания (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон),

3) революция в естествознании конца XIX − начала XX в. − возникновение теории относительности и квантовой механики (А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг и др.).

Крупные изменения происходят в современной науке, особенно связанные с формированием и бурным развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся систем), электроники, генной инженерии и т.п.

В философии науки принято выделять три типа глобальных научных революций, обусловленных появлением трех типов рациональности – классической, неклассической и постнеклассической.

Первая научная революция произошла в XVII в. Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего, механики, а позже физики. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности, получивший название научного:

1. Бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог, Единое. Величественный античный Космос был отождествлен с природой, которая рассматривалась как единственная истинная реальность, из которой был вытеснен духовный компонент. Первые естественные науки − механика и физика − изучали этот вещественный универсум как набор статичных объектив, которые не развиваются, не изменяются.

2. Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур, осуществляемых исследователем. Разум человеческий дистанцировался от вещей.

3. Не отказываясь от открытой античной философией способности мышления работать с идеальными объектами, наука Нового времени признавала правомерность только тех идеальных конструктов, которые можно контролируемо воспроизвести, сконструировать бесконечное количество раз в эксперименте.

4. Основным содержанием тождества, мышления и бытия становится признание возможности отыскать такую одну единственную идеальную конструкцию, которая полностью соответствовала бы изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность содержания истинного знания.

5. Наука отказалась вводить в процедуры объяснения не только конечную цель в качестве главной в мироздании и в деятельности разума, но и цель вообще. Изъятие целевой причины превратило природу в незавершенный ряд явлений и событий, не связанных внутренним смыслом, создающим органическую целостность. Научная рациональность стала объяснять все явления путем, установления между ними механической причинно-следственной связи.

Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая науки.

Классическая наука возникла в условиях Нового времени, когда в Европе прогремели первые буржуазные революции (Нидерланды, Англия) и началась эпоха бурного промышленного развития. Классическая наука опиралась на механистический и метафизический материализм, суть которых сводится к следующим положениям: а) объективный мир существует вне и независимо от познающего субъекта, б) объекты познания воздействуют на субъект и отражаются в его сознании в виде идеальных образов, в) эти образы адекватно объекту познанию, поэтому возможно получение объективного знания и постижение истины, г) в результатах познавательной деятельности не должны присутствовать субъективные моменты, д) полученные знания являются абсолютной истиной, дающей полное знание о природе и обществе. Зарождение классической науки связано с именем Галилея, основано на механистических принципах и утверждении универсальности причинно-следственных связей (детерминизм). Особенностью классической науки является математизация знания, использование приборов и экспериментальных установок.

В начале XX века формируется неклассическая наука, чему способствовали открытия в области физики (электрон, рентгеновские лучи, радиоактивность, закон сохранения энергии, исследование электромагнитного поля и т.д.). На изучаемые объекты неклассические науки стала смотреть как на сложное системное образование, свойства которых не сводились к сумме свойств систем, каждая система предполагала наличие своей структуры и системы возможных подсистем. В неклассической науке меняется представление о детерминизме. На смену приходит понимание случайности и хаоса, а отношение частиц в микромире носит вероятностный характер. Особенностью неклассической науки является и отношение к объекту, который можно познать только при помощи макроприборов, на основании чего формулируется принцип дополнительности. Так, в неклассической науке меняется представление об объективности познавательного процесса: объект рассматривается в связи с техническими средствами и в зависимости от познавательной деятельности субъекта, т.е. изменяется роль и значение субъекта познания. Характерной чертой неклассической науки является переход научной деятельности от творчества отдельных ученых в новый статус социального института. Наука приобретает утилитарный характер. Теряется уверенность в возможности достижения абсолютной истины. Происходит процесс дифференциации и интеграции науки. Часто происходит смена парадигм, что порождает сомнения в возможностях рационального познания мира, в силе человеческого разума. Все чаще истина трактуется как субъективная и относительная.

В 70-80-е гг. XX века зарождается постнеклассическая наука, которая ориентируется на процессы глобального эволюционизма и на саморазвивающиеся сверхсложные системы. Зарождаются глобальные проблемы человечества. Последствия экстенсивного развития экономики сказываются на состоянии природной среды, изменении ее климатических и геофизических параметров. Отсюда основная тенденция постнеклассической науки связана с экологизацией. Потребительская идеология современного общества обнаруживает тенденцию на гуманизациюпостнеклассической науки, что предполагает гуманитарную экспертизу научных исследований (опасность для здоровья). Признаком развития постнеклассической науки становится высокая степень нравственной ответственности ученых за свои открытия. Особенностью современного этапа развития науки становится ее комерционализация, которая носит утилитарный характер (исследования, не сулящие непосредственные выгоды, не финансируются), поэтому фундаментальные исследования – отстают от развития науки.

Читайте также: