Натурфилософия ф в шеллинга кратко

Обновлено: 03.07.2024

Фридрих Шеллинг — видный представитель немецкой классической философии. Учился в Тюбингенском Теологическом институте. Его однокурсниками и друзьями были в будущем знаменитый философ Гегель и поэт Гельдерлин. В ранний период творчества находился под влиянием философии Фихте. В разные годы являлся профессором Йенского, Вюрцбургского, Берлинского университетов; был президентом Баварской академии наук.

Основные сочинения Шеллинга:

Шеллинг о предмете и задачах философии

Натурфилософия Шеллинга

Необходимо отметить, что при создании философии природы Шеллинг опирался на новейшие открытия в различных областях естествознания. В области физики и химии важными источниками его идей были открытия и теоретические работы Гальвани, Вольта, Эрстеда, Дэви, Ломоносова, Лавуазье; в области изучения органической природы — исследования Галлера, Броуна, Кильмейера.

Учение Шеллинга о познании. Трансцендентальный идеализм.

История самосознания, по Шеллингу, проходит через следующие ступени

На первой — познавательный процесс определяется бессознательной деятельностью теоретического Я. Начинается он с ощущения, затем через созерцание, представление, суждение достигает высшего момента теоретического Я — разума, где теоретическое Я сознает себя самостоятельным и самодеятельным и, таким образом, становится сознательным и практически действующим.

На второй ступени развития самосознания основным моментом является воля практического Я. Волю Шеллинг понимает как желание человека познать самого себя и реализоваться. Воля, в свою очередь, неразрывно связана с нравственностью. Важно подчеркнуть, что, по мнению Шеллинга, человек реализует себя, лишь совершая нравственные действия по отношению к другим людям.

И на завершающей стадии развития самосознания возникает эстетическое Я, в котором преодолевается противоположность теоретического Я и практического Я, наступает гармония бессознательной и сознательной деятельности.

Шеллинг Философия искусства

Значение философии Шеллинга

Значение философии Шеллинга состоит, прежде всего, в том, что, в отличие от философии Фихте, природа получила значение самостоятельного объекта, которому свойственно диалектическое развитие, а человек понимался как вершина этого развития. Необходимым условием исследования природы Шеллинг считал отыскание в ней реальных динамических противоположностей и внутренних противоречий, которые являются источником ее развития.

В теорию познания в систематическом виде Шеллинг ввел принцип историцизма и понимание философии как возрастающего самосознания человечества. Шеллинг обосновал значение свободы и основанной на ней деятельности как важных факторов познания и существования действительности.

Философия Шеллинга стала переходом от философии Канта и Фихте к философии Гегеля и оказала большое влияние не только на немецкую философию, но и на философские взгляды мыслителей других стран, в том числе и на деятелей русской культуры XIX века.

Шеллинг – одна из самых ярких и неоднозначных фигур немецкой философии. Будучи персоной крайне увлекающейся, он постоянно корректировал, а то и в корне менял свои философские взгляды, попеременно углубляясь в самые разные философские течения своего времени.

Именно в связи с этим его философская система делится на несколько периодов, про которые мы и поговорим.

Первый период

Этот период Шеллинговской философии часто называют пантеистическим так как мысль знаменитого немецкого философа двигалась по пути сближения и ассимиляции всего сущего в единую дуалистичную систему, которая впоследствии преобразовалась в философию тождества.

Натурфилософия

Все философы, занимавшиеся натурфилософией, старались понять и определить основные закономерности природных явлений, найти истоки их происхождения.

Постепенно она вытесняется системой классической физики, которая практически полностью вытесняет натурфилософский подход, заменяя его философией науки, которая считала любую недоказываемую гипотезу несостоятельной и даже не рассматривало её. С этих времён в философии науки превалирует механистический подход.

Шеллинг был с этим не согласен и хотел создать свою натурфилософскую систему. Он живо интересовался научными открытиями в естественных науках и медицине, однако особое предпочтение отдавал тем, которые были близки его философскому миропониманию.

Как было сказано выше, Шеллингу не нравился механистический подход к натурфилософии. Он придерживался совершенно иного взгляда, представляя природу как некий живой организм, представленный совокупностью творческих и созидательных процессов и создающий сам себя.

Все создания, порождённые творческим механизмом природы (растения, животные и.т.д) обладают своеобразной целостностью и каждый из них играет свою роль в едином созидательном механизме. Вследствие этого природа может казаться нам осознанным творящим субъектом, хотя это и не так.

Шеллинг мыслил природу как слепой механизм, который тем не менее удивительно целесообразен.

Перед современной ему натурфилософией Шеллинг ставит 2 важных вопроса:

Одна часть этой двойственной противоположности – продуктивность. Она подразумевает конечные продукты созидательной природной деятельности. Исследованием этой части природы занимается научное ответвление естествознания.

Вторая часть – понимание того, что природа не стоит на месте и непрерывно развивается.

Из-за несовершенства человеческого сознания, считал Кант, человек не в состоянии понять то, чем вещи являются сами по себе.

Точка зрения Шеллинга здесь походит на кантовскую, однако в его интерпретации трансцендентальный идеализм стремится к тождественному сближению дуалистически противоположных понятий.

Касательно второго вопроса Шеллинг считал, что задача натурфилософии в том, чтобы полностью понять эти обе противоположности в их противоречии и единстве, научится выводить одно из другого, видеть не только весь процесс становления конечного предмета, но и видя предмет, представлять то, каким образом он мог быть создан.

Он считал, что свойства более высокоразвитой системы содержатся в зародышевом состоянии в низкоразвитых. Как живое, например, является эталоном для неживого, а бездуховное содержит какие-то зачатки души.

Однако на человеке это развитие заканчивается, считал Шеллинг, делая тем самым человека высшим эволюционным звеном.

По сути он пытался создать такую систему, где жизнь была бы неразрывно связана с неорганическими явлениями при этом сама жизнь считается творческим апофеозом природы, в которой тем не менее присутствует и сама природа. Это привело его к созданию теории тождества

Теория тождества

Философия тождества это несколько иные материи, нежели натурфилософия. Этот период характеризуется глубокими метафизическими размышлениями. Хотя он и тесно связан с натурфилософской работой Шеллинга

Свою философскую концепцию тождества, Шеллинг создал в противовес учениям Канта и Гегеля.

С помощью собственного понятия абсолюта, Шеллинг пытается ассимилировать друг с другом понятия мышления и бытия, реального и идеального. Абсолют в данном случае служит связующей силой, объединяющей, казалось бы, противоположные понятия в единое целое.

Однако сам Абсолют не един. Первое разделение происходит во время акта его самопознания. Так как мир идей в абсолюте тождественнен реальному, то каждая созданная идея обретает реальную форму.

Сам переход из формата идеального в реальное воплощение называется абсолютностью. Самопознание абсолютности очерчивает форму определённости идеального через её реальное воплощение. Само же реальное, воплощаясь в мире вещей представляет собой ни что иное как выражение формы абсолютности.

В итоге у Шеллинга получается следующая картина мироздания: Изначально, будучи созданным в Абсолюте, мир проистекает из него, одновременно в нём оставаясь.

Формы различённости абсолюта Шеллинг называет потенциями. Для прояснения этого понятия сам Шеллинг вводит своеобразное разделение на категории. Абсолютное делится на первообраз и противообраз, однако это деление призвано лишь выделить в едином абсолюте идеальную и реальную составляющую, ведь абсолют неделим, что следует из названия концепции.

В каждом из разделённых единств довольно специфически описывается единораздельность того самого абсолютного тождества, в котором идеальное равно реальному. Само идеальное также делится на реальное и идеальное. Для реального ситуация полностью идентична.

Здесь Шеллинг подходит к идее того, что для связи реального с идеальным внутри абсолюта должна быть какая-то особая связь, которая выступает в роли последней модификации, нужной для создания подобных единств. Это и есть порождения абсолютного, причём порождения не в физическом смысле, а скорее следствие самого абсолютного Сама философия, согласно Шеллингу, представляет собой интеллектуальное созерцание таких следствий.

Итого, теория, если говорить более простыми словами, выдвигает тезис о том, что человек мыслящий и объект, о котором он мыслит существуют не только в его голове, но и имеют воплощение в реальном, что говорит о неразрывной связи объекта с субъектом.

Такая сложная система не обошлась без своей проблематики.

Во-первых, непонятно, как же всё-таки образуется материя если мир всё время пребывает в плоскости, доступной лишь интеллектуальному созерцанию.

Попытка решить эти проблемы вылилась в кризис философии тождества, в следствие которого он выдвинул гипотезу о внезапном отпадении мира от абсолюта.

Это было поворотным моментом в его мировоззрении, после которого начался второй глобальный период его философии, в котором он начал сильно увлекаться религиозными идеями.

В этом периоде все его суждения основаны на протестантском религиозном учении.

Второй период

Философия откровений

Как уже было сказано выше, в этом периоде Шеллинг вплотную занялся изучением религии.

Если первый период можно было назвать пантеистическим, то второй целиком и полностью теистический. Весь этот период был посвящён трактованию христианской религии и попыткам разрешить свой кризис философии тождества, используя чисто теистический подход.

По своему содержанию, философия откровения делится на 2 части:

Негативной Шеллинг называет всю свою старую философскую систему за то, что она так и не смогла избавится от субъективной точки зрения. Ведь в каждой философской системе прежде всего присутствует точка зрения субъекта, поэтому познавать вещи мы можем только с субъективной точки зрения.

Однако если мы хотим попытаться познать каковы вещи на самом деле, следует отбросить субъективную сторону и выйти за пределы наших чувств и мыслей.

Позитивная и негативная философия – априорны, однако между ними есть существенное различие. Негативная – противится опыту, в то время, как позитивная сливается, ассимилируется с опытным познанием и содержит черты, свойственные науке a priori и a posteriori.

Согласно позитивной философии существование бога можно осознать через особый метафизический опыт.

В философии откровения присутствует также и общеонтологическая часть.

Она представляет собой креационистское учение, в основе которого лежит триединый Бог, который являет собой сочетание трёх потенций. Эти силы заранее формируют подход творца к будущему созиданию к этому моменту ещё не созданного бытия.

Вот эти потенции:

В самом начале акта творения потенции выходят из состояния равновесия и становятся космическими творящими силами. Постепенно процесс творения приводит потенции в более гармоничное состояние. Процесс этого восстановления представляют теогонический аспект – Потенции воссоединяясь становятся тремя ипостасями единого Бога и космогонический – разрозненные потенции образуют составляющие природного и духовного миров.

Конечным результатом творения должен стать первочеловек, существо свободное как от Бога, так и от потенций. Он вмещает в себя мироздание и служит связующим звеном между собой и тремя ипостасями троицы.

Благодаря этому он способен актом своей свободной воли отделиться от триединого бога, создав мир внебожественный.

Первоосновой откровения Шеллинг считает некий мифологический процесс. В течении этого процесса, потенции, действующие в сознании человека в конце концов становятся воплощениями единого Бога.

Послесловие

Шеллинг один из самых неординарных мыслителей немецкого идеализма. В первую очередь из-за частой смены деятельности. Занимаясь натурфилософией он много времени уделял естественным наукам и был в курсе последних достижений медицины своего времени.

После, заинтересовавшись метафизикой, он создаёт свою философию тождества. В последнем периоде своей деятельности он пытается преодолеть кризис философии тождества через религиозную философию, в особенности Христианскую.

Именно третий период философии Откровений критики считают самым спорным в его творчестве, особенно приверженцы материализма и атеисты.

Тем не менее несмотря на такую частую смену деятельности, вырисовывается общая картина его творчества, ибо он, так же как и Кант постоянно задавался вопросом: при каких условиях, станет возможно понимание реальности?

И попытка найти эти условия красной нитью тянется через все его 3 основных периода.

Попытка объединить дуалистичную природу мироздания в единую систему, доступную познанию.

Причём от возможности познания человеческим разумом, он отказывается довольно быстро, особенно хорошо это заметно в философии Откровения, в тезисе о первочеловеке.

Работы Шеллинга совершенно точно достойны внимания любого, кто увлекается немецкой классической философией. Его неординарные идеи довольно интересны, к тому же он был хорошим писателем и умел доходчиво излагать свои мысли.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854) – один из выдающихся представителей немецкой классической философии. С 1790 г. он учился в Тюбингенском теологическом институте вместе с Гегелем. Работая профессором в Йенском университете (1798–1803), Шеллинг сблизился с кружком романтиков (А. и Ф. Шлегели и др.). Впоследствии философ был профессором Эрлангенского, Мюнхенского и Берлинского университетов.


Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

У предшественников немецкой классической философии свобода фактически сводилась к познанной необходимости, которая к тому же понималась как не имеющая отношения к тому, что делают люди, к результатам их деятельности. Ревизия всех предшествующих концепций свободы и необходимости началась с Канта, который противопоставляет свободу природе и тем самым ограничивает царство необходимости одними лишь природными процессами. Фихте провозглашает свободу первичной реальностью, изначальной деятельностью, предшествующей всякому бытию и образующей все существующее. У Фихте свобода превращается в сущностное определение человека, приобретает статус центрального философского понятия.

Свобода, по его мнению, должна определяться как умопостигаемая сущность каждой вещи, которая находится вне всякой причинной связи, а также вне всякого времени или над ним. Она никогда не может быть определена чем-либо предшествующим ей, поскольку сама предшествует всему. Речь у Шеллинга идет не только о человеческой свободе или свободе воли, не просто о свободе в традиционном понимании. Свободно, согласно Шеллингу, то, что действует соответственно собственной сущности и ничему другому – ни находящемуся в нем, ни находящемуся вне его – не подчиняется. С этой точки зрения даже все органические процессы (развитие, целесообразность) возможны лишь как проявление внутренне присущей природному процессу свободы. Иерархия ступеней развития природы (от неорганической природы к органической, к возникновению живых существ, наконец к появлению интеллекта человека) есть превращение неосознанной свободы в осознанную деятельность. Природа рассматривается Шеллингом как бессознательное состояние мирового духа или необходимость. Бессознательный дух (необходимость) в то же время содержит в себе свободу. Однако во всех живых существах, за исключением человека, свобода и необходимость еще не противопоставлены друг другу. Лишь человеку свойственна вечная разорванность, ибо его действования либо необходимы и тогда несвободны, либо свободны и тогда не необходимы.

Таким образом, тождество необходимости и свободы – отнюдь не непосредственное, а, напротив, опосредованное отношение, которое предполагает и раздельное, в известной мере независимое, существование как свободных, так и необходимых процессов в деятельности человека. Необходимость не должна быть побеждена свободой, свобода не должна быть побеждена необходимостью. Борьба между ними не знает победителя и побежденного, обе они во всех отношениях равны. Это равенство необходимости и свободы обусловлено их первичным, субстанциональным тождеством.

Бог первичнее своей основы, но она представляет собой темное начало в Боге, начало, заключающее в себе слепую, неразумную волю, из которой проистекает своеволие, противостоящее разуму как универсальной воле.

Человеческое измерение свободы приводит Шеллинга к осмыслению основных черт социально-исторического процесса. Предметом исследования становится внутренний механизм превращения свободы в необходимость. По мнению философа, человеческие индивиды свободны именно как индивиды, самостоятельные существа, их поступки определяются их собственным выбором. В то же время эти индивиды, будучи членами общества, находятся в многообразных отношениях, отношениях, которые неизбежно ограничивают их свободу. Из того, что свобода каждого члена общества ограничена свободой других его членов, возникает, как считает Шеллинг, необходимость, а результаты самих по себе свободных поступков подвластны этой необходимости, которая возвышается над ними как ставшая независимой от них объективная реальность. Взаимозависимость индивидов, характеризуемая как скрытая необходимость, есть, с одной стороны, граница свободы каждого индивида, а с другой – необходимое условие осуществления его свободы.

Понятие свободы, которая первоначально определялась как вневременная субстанция, становится теперь у Шеллинга теоретическим обоснованием правового государства, демократического переустройства общества, т. е. предполагает такую систему права, которая обеспечивает равенство всех граждан перед законом, установленным посредством их свободного волеизьявления. Свобода гражданина в отличие от изначальной свободной самости человеческого существа, по мнению Шеллинга, не первична, а вторична, обусловлена соответствующим устройством общества. В то же время гарантируемая правовым строем свобода не может не предполагать эту изначальную вневременную свободу. Но как согласовать то обстоятельство, что правовой строй возможен лишь благодаря свободе человеческой личности со столь же несомненным обстоятельством, в соответствии с которым эта субстанциональная свобода вполне может быть реализована лишь в условиях правового строя? Это противоречие, как полагает Шеллинг, разрешается благодаря принципу тождества необходимости и свободы.

Однако тождество необходимости и свободы является, по мнению Шеллинга, основой противоположности между ними. В этой связи перед философом встал первоначальный вопрос: является ли тождество необходимости и свободы не только первоосновой этих противоположностей, но и всего многообразия реально существующих вещей? С одной стороны, логика мысли философа, согласно которой свобода понимается как первичная субстанциональная реальность, подсказывает положительный ответ на данный вопрос. Но с другой, учитывая религиозно-философские интенции Шеллинга, тождество свободы и необходимости не может им квалифицироваться как первостепенная основа. Ею, соответственно его учению, может быть лишь безусловное, не нуждающееся в основании именно потому, что оно само есть первое основание.

шейся среди немецких мыслителей конца XVIII — на-
чала XIX в. большим авторитетом.




Такое идеалистическое объяснение давал Шеллинг во-
сходящей иерархии эмпирических форм, наблюдаемых
в мире. С этих позиций он отвергал материалистиче-
ский эволюционизм, учивший о естественном преобра-
зовании одних видов органического мира в другие
и имевший своей предпосылкой положение о есте-
ственном же переходе от неорганической природы
к органической природе. Материалистическая каузаль-
ность в объяснении восхождения природы по ступеням
своей организации замещалась Шеллингом на идеали-
стическую финальность, что означало вытеснение де-
терминистского понимания телеологическим. Настаи-
вание на том, что всё в сущности является живым,
означало и то, что все развивается, и то, что им-
пульсы этого развития являются духовными в своей
основе.

гих государствах и их объединением в федерацию,
прекращающую войны и устанавливающую вечный
мир. Правда, Шеллинг уже не уверен в осуществлении
такого состояния человечества, но все же рассматри-
вает его как важнейшую цель, к которой надо всячески
стремиться. Согласно Шеллингу, «окончательная .
достижимость этой цели не может быть ни доказана
теоретически априори, ни получить свое подтвержде-
ние в опыте, как он до сих пор имел обыкновение про-
текать: на веки вечные это останется исповеданием
веры для человека действующего и работающего
(78. 342-343).

Важной новацией Шеллинга является постановка
проблемы отчуждения в истории. По его мнению, да-
же самая целерациональная деятельность людей всег-
да отмечена недостаточным осознанием ее социально-
исторического смысла, в результате чего возникают не
просто неожиданные, но и нежелательные для них ре-
зультаты, ведущие к подавлению их свободы. Стрем-
ление реализовать свободу оборачивается, таким
образом, порождением противоположности — порабо-
щением. Подобное отчуждение Шеллинг счел даже су-
щественнейшим определением истории. Шеллингов-
ский тезис об отчуждении возник на основе осознания
того факта, что реальные результаты Великой фран-
цузской революции оказались разительно не соответ-
ствующими тем высоким идеалам просветительской
философии, под знаменем которых она начиналась.
«Теория и история, — делал поспешный вывод Шел-
линг, — полностью противоположны друг другу. Чело-
век лишь потому входит в историю, что ничто из его
будущих поступков не может быть учтено заранее на

шейся среди немецких мыслителей конца XVIII — на-
чала XIX в. большим авторитетом.

Такое идеалистическое объяснение давал Шеллинг во-
сходящей иерархии эмпирических форм, наблюдаемых
в мире. С этих позиций он отвергал материалистиче-
ский эволюционизм, учивший о естественном преобра-
зовании одних видов органического мира в другие
и имевший своей предпосылкой положение о есте-
ственном же переходе от неорганической природы
к органической природе. Материалистическая каузаль-
ность в объяснении восхождения природы по ступеням
своей организации замещалась Шеллингом на идеали-
стическую финальность, что означало вытеснение де-
терминистского понимания телеологическим. Настаи-
вание на том, что всё в сущности является живым,
означало и то, что все развивается, и то, что им-
пульсы этого развития являются духовными в своей
основе.

гих государствах и их объединением в федерацию,
прекращающую войны и устанавливающую вечный
мир. Правда, Шеллинг уже не уверен в осуществлении
такого состояния человечества, но все же рассматри-
вает его как важнейшую цель, к которой надо всячески
стремиться. Согласно Шеллингу, «окончательная .
достижимость этой цели не может быть ни доказана
теоретически априори, ни получить свое подтвержде-
ние в опыте, как он до сих пор имел обыкновение про-
текать: на веки вечные это останется исповеданием
веры для человека действующего и работающего
(78. 342-343).

Важной новацией Шеллинга является постановка
проблемы отчуждения в истории. По его мнению, да-
же самая целерациональная деятельность людей всег-
да отмечена недостаточным осознанием ее социально-
исторического смысла, в результате чего возникают не
просто неожиданные, но и нежелательные для них ре-
зультаты, ведущие к подавлению их свободы. Стрем-
ление реализовать свободу оборачивается, таким
образом, порождением противоположности — порабо-
щением. Подобное отчуждение Шеллинг счел даже су-
щественнейшим определением истории. Шеллингов-
ский тезис об отчуждении возник на основе осознания
того факта, что реальные результаты Великой фран-
цузской революции оказались разительно не соответ-
ствующими тем высоким идеалам просветительской
философии, под знаменем которых она начиналась.
«Теория и история, — делал поспешный вывод Шел-
линг, — полностью противоположны друг другу. Чело-
век лишь потому входит в историю, что ничто из его
будущих поступков не может быть учтено заранее на

Читайте также: