Каста это в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каста — группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.

Брахман - член высшей жреческой касты в Индии.

Отшельник - человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединённо.

Буддизм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "КАСТЫ" в других словарях:

касты — термин, применяемый в первую очередь к основному разделению индусского общества на Индийском субконтиненте. Им пользуются также для обозначения любой социальной группы, придерживающейся жестких норм группового поведения и не допускающей чужаков в … Географическая энциклопедия

КАСТЫ — (португ. casta от лат. castus чистый; санскр. джати), 1) замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к… … Большой Энциклопедический словарь

КАСТЫ — (португ. casta род, поколение, происхождение, от лат. caslus чистый; санскр. эквивалент джати), эндогамные наследств, группы людей, занимающие оцредел. место в социальной иерархии, связанные с традиц. занятиями и ограниченные в общении… … Философская энциклопедия

Касты — (португ. casta, от лат. castus чистый) 1) замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной… … Политология. Словарь.

Касты — (португальское casta, от латинского castus чистый, санскритское джати), 1) замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КАСТЫ — в Индии исторически сложившиеся замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и… … Юридический словарь

Касты — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

касты — (португ. casta, от лат. castus чистый; санскр. джати), 1) замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к… … Энциклопедический словарь

КАСТЫ — (португ. casta род, поколение, от лат. castus чистый; санскр. джати) эндогамные группы людей, имеющие мифического общего предка и ограниченные в общении друг с другом. . Одна каста отделена от другой; между ними не допускается смешение путем… … Советская историческая энциклопедия

Касты — (португ. casta род, поколение, происхождение; санскритский эквивалент джати) эндогамные (см. Эндогамия) наследственные группы людей, занимающие определённое место в социальной иерархии, связанные с традиционными занятиями и ограниченные в … Большая советская энциклопедия

Про­ис­хож­де­ние каст в це­лом свя­зы­ва­ет­ся с об­щественным раз­де­ле­ни­ем тру­да. Ие­рар­хия ста­ту­сов каст свя­за­на с пред­став­ле­ния­ми о ри­ту­аль­ной чис­то­те/не­чис­то­те, жё­ст­ко ре­гу­ли­рую­щи­ми нор­мы по­ве­де­ния и фор­мы об­ще­ния ме­ж­ду чле­на­ми од­ной кастой и ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных каст. Кас­то­вые раз­ли­чия час­то со­че­та­ют­ся с эт­ни­че­ски­ми и кон­фес­сио­наль­ны­ми. Касты ха­рак­тер­ны для мно­гих ар­ха­ичных об­ществ Аф­ри­ки, Юго-Восточной Азии, Аме­ри­ки и других: каста жре­цов в Древ­нем Егип­те и Древ­нем Ира­не, каста тор­гов­цев в средне-вековых об­ще­ст­вах Ближ­не­го и Среднего Во­сто­ка и у на­ро­дов Западной Аф­ри­ки (например, тор­гов­цы-ман­ден - дью­ла, или ван­га­ра), при­ви­ле­ги­ро­ван­ные касты ха­са­нов у мав­ров и ско­то­во­дов-тут­си у на­ро­дов восточно-африканского Меж­озе­рья, касты охот­ни­ков, вои­нов, ска­зи­те­лей-грио­тов, му­зы­кан­тов, куз­не­цов, тка­чей, ко­же­вен­ни­ков и других (например, у ку­ши­тов и ман­де­языч­ных на­ро­дов Аф­ри­ки), зем­ле­дель­цев сре­ди ко­чев­ни­ков-ско­то­во­дов (например, ха­ра­ти­ны в оази­сах Са­ха­ры или ри­май­бе у фуль­бе) или пасту­хов сре­ди осед­лых зем­ле­дель­цев (груп­пы фуль­бе сре­ди хау­са и бам­ба­ра). Близ­кие к касте профессиональные кор­по­ра­ции су­ще­ст­во­ва­ли в Древ­нем Ри­ме (кол­ле­гии) и средне-вековых ев­ропейских го­ро­дах (це­хи). В Ин­дии сис­те­ма каст ста­ла ос­но­вой тра­дицией со­ци­аль­ной струк­ту­ры.

В рас­ши­рительном зна­че­нии кастой на­зы­ва­ет­ся зам­кну­тая со­ци­аль­ная груп­па, обе­ре­гаю­щая свою об­особ­лен­ность, при­ви­ле­гии и ин­те­ре­сы.

Джа­ти фор­ми­ру­ет­ся как эн­до­гам­ный брач­ный круг из па­ри­тет­ных по ста­ту­су эк­зо­гам­ных кол­лек­ти­вов род­ст­вен­ни­ков (ко­то­рые в раз­ных ре­гио­нах и у раз­ных каст на­зы­ва­ют­ся ку­ла, гот­ра, пан­га­ли, ва­каи­я­ра и др.). Со­став отдельных джа­ти не­по­стоя­нен: она те­ря­ет со­став­ные час­ти и об­ре­та­ет но­вые. Ста­тус каж­дой ку­ла (гот­ра), джа­ти и касты оп­ре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью ри­ту­аль­ной чис­то­ты её про­фес­сии, брач­ных обы­ча­ев, бы­то­вых норм, пи­ще­вых пред­поч­те­ний и т. п. Ад­рес­ное ре­лигиозное на­став­ле­ние (джа­ти-дхар­ма - смотрите в статье Дхар­ма) пред­пи­сы­ва­ет ка­ж­дой касте осо­бый об­раз жиз­ни и свой ва­ри­ант ох­ра­ни­тель­ной рег­ла­мен­та­ции кон­так­тов с пред­ста­ви­те­ля­ми чу­жих каст, ог­ра­ни­че­ние ко­то­рых воз­рас­та­ет в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни бли­зо­сти (слу­чай­ное столк­но­ве­ние в пу­ти, пре­бы­ва­ние в од­ном замк­ну­том по­ме­ще­нии, слу­чай­ное при­кос­но­ве­ние, си­де­ние ря­дом, при­ня­тие во­ды из чу­жих рук, со­вме­ст­ное ку­ре­ние, со­вме­ст­ное при­ня­тие пи­щи и, на­ко­нец, брач­ные от­но­ше­ния): чем боль­ше бли­зость, тем у́же круг об­ще­ния. Не­со­блю­де­ние этих пра­вил ве­дёт к не­об­хо­ди­мо­сти про­вес­ти очи­стительные об­ря­ды, ино­гда - к ис­клю­че­нию из кас­ты.

Раз­де­ле­ние тру­да ме­ж­ду кастами реа­ли­зу­ет­ся в фор­ме кас­то­вой об­щи­ны, ос­но­ван­ной на джад­жма­ни - ри­туа­ли­зованных от­но­ше­ни­ях на­ту­раль­но­го (ны­не так­же де­неж­но­го) об­ме­на ме­ж­ду семь­я­ми раз­ных каст, в т. ч. в городских ус­ло­ви­ях. Для кас­то­вой об­щи­ны ха­рак­те­рен на­бор каст, не­об­хо­ди­мых для её са­мо­дос­та­точ­но­го су­ще­ст­во­ва­ния: жре­цов-брах­ма­нов, зем­ле­дель­цев, ре­мес­лен­ни­ков (куз­не­цов, тка­чей, плот­ни­ков и др.), об­слу­жи­ваю­щих каст (во­до­но­сов, пра­чек, ци­рюль­ни­ков и т. д.), бух­гал­те­ров-учёт­чи­ков, вои­нов и др. Ре­гио­наль­ная ие­рар­хия каст до­пус­ка­ет мо­биль­ность ста­ту­сов от­дель­ных каст; час­то до­ми­ни­рую­щей ста­но­вит­ся не брах­ман­ская, а зем­ле­вла­дель­че­ская каста (тха­кур, рад­жпут и др.). Со­об­ще­ст­ва му­суль­ман, джай­нов, сик­хов, хри­сти­ан и других свя­за­ны с кас­то­вы­ми ин­дуи­ста­ми эко­но­мическими от­но­ше­ния­ми, рег­ла­мен­ти­ро­ван­ны­ми по ти­пу кас­то­вой об­щи­ны. Не­ко­то­рые на­ро­ды, лишь час­тич­но вос­при­няв­шие кас­то­вые фор­мы со­ци­аль­ной жиз­ни в про­цес­се сво­ей ин­дуи­за­ции (брах­ма­ни­за­ции, сан­скри­ти­за­ции), ны­не пред­став­ля­ют со­бой эт­но­ка­сто­вые общ­но­сти (рад­жпу­ты, гуд­жа­ры, вел­ла­ла и др.).

Ис­то­рия из­уче­ния индийских каст. Ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми на­учной тео­рии каст вы­сту­пи­ли дея­те­ли британской ко­ло­ни­аль­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции в Ин­дии, ис­поль­зо­вав­шие ре­зуль­та­ты пе­ре­пи­сей на­се­ле­ния Ин­дии (с 1869-1871 годов), си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ные в ви­де га­зет­ти­ров - эко­но­ми­ко-гео­гра­фических спра­воч­ни­ков и сло­ва­рей каст и пле­мён раз­ных про­вин­ций.

Дру­гое на­прав­ле­ние пред­став­ле­но ра­со­вой тео­ри­ей каст, соз­дан­ной Г. Рис­ли (с 1901 года ру­ко­во­ди­тель пе­ре­пи­сей на­се­ле­ния) на ос­но­ве брах­ма­нического уче­ния о ра­со­вом конф­лик­те ари­ев и ав­тох­то­нов Ин­дии и под влия­ни­ем ра­со­вой тео­рии П. То­пи­на­ра. Опи­раясь на ан­тро­по­мет­рическую ста­ти­сти­ку, Рис­ли по­ст­ро­ил клас­си­фи­ка­цию на­ро­дов и каст Ин­дии. Его тео­рия до кон­ца британского прав­ле­ния в Ин­дии ста­ла тео­ре­тическим об­ос­но­ва­ни­ем ци­ви­ли­за­тор­ской мис­сии английского ко­ло­ниа­лиз­ма и лег­ла в ос­но­ву прак­тических ме­ро­прия­тий английской ад­ми­ни­ст­ра­ции.

В ставших клас­сическими ра­бо­тах Дж. Хат­то­на касты рас­смат­ри­ва­ют­ся как про­дукт уни­каль­но­го со­че­та­ния в Ин­дии при­род­ных и ис­то­рических фак­то­ров (в т. ч. от­но­си­тель­ной изо­ля­ции от внеш­не­го ми­ра) и как си­сте­ма, спо­соб­ная про­ти­во­стоять чуж­дым влия­ни­ям и поз­во­лив­шая со­хра­нить на про­тя­же­нии ты­ся­че­ле­тий раз­но­об­ра­зие куль­тур Ин­дии.

КА́СТА (пор­туг. casta – род, по­ро­да, вид, от лат. castus – чис­тый), со­ци­аль­ный ин­сти­тут, от­ли­чаю­щий­ся замк­ну­то­стью, эн­до­га­ми­ей и на­след­ст­вен­но­стью об­ществ. ста­ту­са и про­фес­сии. Про­ис­хож­де­ние К. в це­лом свя­зы­ва­ет­ся с об­ществ. раз­де­ле­ни­ем тру­да. Ие­рар­хия ста­ту­сов К. свя­за­на с пред­став­ле­ния­ми о ри­ту­аль­ной чис­то­те/не­чис­то­те, жё­ст­ко ре­гу­ли­рую­щи­ми нор­мы по­ве­де­ния и фор­мы об­ще­ния ме­ж­ду чле­на­ми од­ной К. и ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных К. Кас­то­вые раз­ли­чия час­то со­че­та­ют­ся с эт­ни­че­ски­ми и кон­фес­сио­наль­ны­ми. К. ха­рак­тер­ны для мно­гих ар­ха­ич. об­ществ Аф­ри­ки, Юго-Вост. Азии, Аме­ри­ки и др.: К. жре­цов в Древ­нем Егип­те и Древ­нем Ира­не, К. тор­гов­цев в ср.-век. об­ще­ст­вах Ближ­не­го и Ср. Во­сто­ка и у на­ро­дов Зап. Аф­ри­ки (напр., тор­гов­цы-ман­ден – дью­ла, или ван­га­ра), при­ви­ле­ги­ро­ван­ные К. ха­са­нов у мав­ров и ско­то­во­дов- тут­си у на­ро­дов вост.-афр. Меж­озе­рья, К. охот­ни­ков, вои­нов, ска­зи­те­лей- грио­тов , му­зы­кан­тов, куз­не­цов, тка­чей, ко­же­вен­ни­ков и др. (напр., у ку ­ши­тов и ман­де­языч­ных на­ро­дов Аф­ри­ки), зем­ле­дель­цев сре­ди ко­чев­ни­ков-ско­то­во­дов (напр., ха­ра­ти­ны в оази­сах Са­ха­ры или ри­май­бе у фуль­бе ) или пасту­хов сре­ди осед­лых зем­ле­дель­цев (груп­пы фуль­бе сре­ди хау­са и бам­ба­ра ). Близ­кие к К. проф. кор­по­ра­ции су­ще­ст­во­ва­ли в Древ­нем Ри­ме ( кол­ле­гии ) и ср.-век. ев­роп. го­ро­дах ( це­хи ). В Ин­дии сис­те­ма К. ста­ла ос­но­вой тра­диц. со­ци­аль­ной струк­ту­ры.

Но сначала надо говорить о делении общества на варны (в переводе "цвет" как на более крупные социальные единицы, которые так названы, потому что изначально представители каждой варны носили шнурки характерного для них цвета.

В Индии существует 4 варны:

  • брахманы (жрецы, священники);
  • кшатрии (воины);
  • вайшьи (земледельцы, торговцы);
  • шудры (рабочие, слуги).

Отдельно выделены неприкасаемые, они не относятся ни к одной варне.

Внутри одной варны могут быть представители разных профессий, но обязательно с одинаковым материальным статусом. Варны делятся на касты, точное число которых не известно, существует их около 3 тысяч. В зависимости от штата одна и та же профессия может относиться к разным кастам.

Характерные особенности каждой варны

1. Брахманы . Это варна интеллектуальной элиты общества. Исторически к ней относились жрецы, священнослужители. Сейчас предствители этой варны - служители церкви, духовные наставники, учителя. Они должны знать священные писания, уметь проводить религиозные обряды, вести праведную жизнь.

Для брахманов существуют ограничения, которые они обязаны соблюдать:

  • им нельзя заниматься домашним хозяйством (за исключением женщин), земледелием;
  • не могут жениться на представительницах других варн;
  • не могут употреблять в пищу продукты, приготовленные людьми из других варн.

2. Кшатрии . Изначально это были воины. Сейчас представители этой варны могут быть военными, полицейскими, часто занимают руководящие должности. Основными их качествами должны быть справедливость, смелость, желание защитить слабого. Несмотря на занимаемые высокие посты, они подчиняются брахманам и обязаны во всём с ними советоваться. Представитель кшатрии может жениться на девушке из варны ниже, но женщины не имеют права выбирать жениха рангом выше.

3. Вайшьи . Исторически это варна торговцев, земледельцев, ремесленников. В настоящее время представители варны могут быть бизнесменами, работать в сфере банковских и финансовых услуг.

4. Шудры . Это низшая варна. Исторически они не имели права иметь наделы, у них не было своего жилья. В настоящее время они являются представителями рабочих специальностей: ремесленники, рабочие на заводах и др.

Неприкасаемые относятся к так называемым "нечистым" кастам. Они живут обособленно, за чертой поселений представителей остальных варн, образуя собственные гетто. К неприкасаемым по разным подсчётам относится 15-20% населения Индии. Они занимаются самой грязной работой: убирают туалеты, работают могильщиками, сжигают трупы животных и т.д.

Изначально неприкасаемым было запрещено находиться в обществе, их не пускали в магазины, транспорт и другие места. Но всё изменилось в 1950, когда в Конституцию Индии были внесены параграфы, запрещающие дискриминацию неприкасаемых, а также прописаны квоты для обучения в высших учебных заведениях и работы на государственной службе.

В зависимости от вида деятельности и места проживания неприкасаемые делятся на несколько каст. Самыми часто встречающимися являются:

  • чамары (кожевники, занимаются обдиркой туш животных, выделкой кожи и изготовлением обуви);
  • дхоби (каста, основным ремеслом которых является стирка белья);
  • парии (особая каста, состоящая из тех, кто рождён от межкастовых супругов и родителей париев).

В современной политической системе официально объявлено равноправие, по закону все имеют право участвовать в голосованиях, выбирать себе образование и работу, но по факту в обществе принадлежность к определённой касте по-прежнему сильно влияет на межличностные отношения.

Читайте также: