Каста это в истории кратко
Обновлено: 05.07.2024
Каста — группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.
Брахман - член высшей жреческой касты в Индии.
Отшельник - человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединённо.
Буддизм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии.
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .
Полезное
Смотреть что такое "КАСТЫ" в других словарях:
касты — термин, применяемый в первую очередь к основному разделению индусского общества на Индийском субконтиненте. Им пользуются также для обозначения любой социальной группы, придерживающейся жестких норм группового поведения и не допускающей чужаков в … Географическая энциклопедия
КАСТЫ — (португ. casta от лат. castus чистый; санскр. джати), 1) замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к… … Большой Энциклопедический словарь
КАСТЫ — (португ. casta род, поколение, происхождение, от лат. caslus чистый; санскр. эквивалент джати), эндогамные наследств, группы людей, занимающие оцредел. место в социальной иерархии, связанные с традиц. занятиями и ограниченные в общении… … Философская энциклопедия
Касты — (португ. casta, от лат. castus чистый) 1) замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной… … Политология. Словарь.
Касты — (португальское casta, от латинского castus чистый, санскритское джати), 1) замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КАСТЫ — в Индии исторически сложившиеся замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и… … Юридический словарь
Касты — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия
касты — (португ. casta, от лат. castus чистый; санскр. джати), 1) замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к… … Энциклопедический словарь
КАСТЫ — (португ. casta род, поколение, от лат. castus чистый; санскр. джати) эндогамные группы людей, имеющие мифического общего предка и ограниченные в общении друг с другом. . Одна каста отделена от другой; между ними не допускается смешение путем… … Советская историческая энциклопедия
Касты — (португ. casta род, поколение, происхождение; санскритский эквивалент джати) эндогамные (см. Эндогамия) наследственные группы людей, занимающие определённое место в социальной иерархии, связанные с традиционными занятиями и ограниченные в … Большая советская энциклопедия
Происхождение каст в целом связывается с общественным разделением труда. Иерархия статусов каст связана с представлениями о ритуальной чистоте/нечистоте, жёстко регулирующими нормы поведения и формы общения между членами одной кастой и между представителями разных каст. Кастовые различия часто сочетаются с этническими и конфессиональными. Касты характерны для многих архаичных обществ Африки, Юго-Восточной Азии, Америки и других: каста жрецов в Древнем Египте и Древнем Иране, каста торговцев в средне-вековых обществах Ближнего и Среднего Востока и у народов Западной Африки (например, торговцы-манден - дьюла, или вангара), привилегированные касты хасанов у мавров и скотоводов-тутси у народов восточно-африканского Межозерья, касты охотников, воинов, сказителей-гриотов, музыкантов, кузнецов, ткачей, кожевенников и других (например, у кушитов и мандеязычных народов Африки), земледельцев среди кочевников-скотоводов (например, харатины в оазисах Сахары или римайбе у фульбе) или пастухов среди оседлых земледельцев (группы фульбе среди хауса и бамбара). Близкие к касте профессиональные корпорации существовали в Древнем Риме (коллегии) и средне-вековых европейских городах (цехи). В Индии система каст стала основой традицией социальной структуры.
В расширительном значении кастой называется замкнутая социальная группа, оберегающая свою обособленность, привилегии и интересы.
Джати формируется как эндогамный брачный круг из паритетных по статусу экзогамных коллективов родственников (которые в разных регионах и у разных каст называются кула, готра, пангали, вакаияра и др.). Состав отдельных джати непостоянен: она теряет составные части и обретает новые. Статус каждой кула (готра), джати и касты определяется степенью ритуальной чистоты её профессии, брачных обычаев, бытовых норм, пищевых предпочтений и т. п. Адресное религиозное наставление (джати-дхарма - смотрите в статье Дхарма) предписывает каждой касте особый образ жизни и свой вариант охранительной регламентации контактов с представителями чужих каст, ограничение которых возрастает в зависимости от степени близости (случайное столкновение в пути, пребывание в одном замкнутом помещении, случайное прикосновение, сидение рядом, принятие воды из чужих рук, совместное курение, совместное принятие пищи и, наконец, брачные отношения): чем больше близость, тем у́же круг общения. Несоблюдение этих правил ведёт к необходимости провести очистительные обряды, иногда - к исключению из касты.
Разделение труда между кастами реализуется в форме кастовой общины, основанной на джаджмани - ритуализованных отношениях натурального (ныне также денежного) обмена между семьями разных каст, в т. ч. в городских условиях. Для кастовой общины характерен набор каст, необходимых для её самодостаточного существования: жрецов-брахманов, земледельцев, ремесленников (кузнецов, ткачей, плотников и др.), обслуживающих каст (водоносов, прачек, цирюльников и т. д.), бухгалтеров-учётчиков, воинов и др. Региональная иерархия каст допускает мобильность статусов отдельных каст; часто доминирующей становится не брахманская, а землевладельческая каста (тхакур, раджпут и др.). Сообщества мусульман, джайнов, сикхов, христиан и других связаны с кастовыми индуистами экономическими отношениями, регламентированными по типу кастовой общины. Некоторые народы, лишь частично воспринявшие кастовые формы социальной жизни в процессе своей индуизации (брахманизации, санскритизации), ныне представляют собой этнокастовые общности (раджпуты, гуджары, веллала и др.).
История изучения индийских каст. Основоположниками научной теории каст выступили деятели британской колониальной администрации в Индии, использовавшие результаты переписей населения Индии (с 1869-1871 годов), систематизированные в виде газеттиров - экономико-географических справочников и словарей каст и племён разных провинций.
Другое направление представлено расовой теорией каст, созданной Г. Рисли (с 1901 года руководитель переписей населения) на основе брахманического учения о расовом конфликте ариев и автохтонов Индии и под влиянием расовой теории П. Топинара. Опираясь на антропометрическую статистику, Рисли построил классификацию народов и каст Индии. Его теория до конца британского правления в Индии стала теоретическим обоснованием цивилизаторской миссии английского колониализма и легла в основу практических мероприятий английской администрации.
В ставших классическими работах Дж. Хаттона касты рассматриваются как продукт уникального сочетания в Индии природных и исторических факторов (в т. ч. относительной изоляции от внешнего мира) и как система, способная противостоять чуждым влияниям и позволившая сохранить на протяжении тысячелетий разнообразие культур Индии.
КА́СТА (португ. casta – род, порода, вид, от лат. castus – чистый), социальный институт, отличающийся замкнутостью, эндогамией и наследственностью обществ. статуса и профессии. Происхождение К. в целом связывается с обществ. разделением труда. Иерархия статусов К. связана с представлениями о ритуальной чистоте/нечистоте, жёстко регулирующими нормы поведения и формы общения между членами одной К. и между представителями разных К. Кастовые различия часто сочетаются с этническими и конфессиональными. К. характерны для многих архаич. обществ Африки, Юго-Вост. Азии, Америки и др.: К. жрецов в Древнем Египте и Древнем Иране, К. торговцев в ср.-век. обществах Ближнего и Ср. Востока и у народов Зап. Африки (напр., торговцы-манден – дьюла, или вангара), привилегированные К. хасанов у мавров и скотоводов- тутси у народов вост.-афр. Межозерья, К. охотников, воинов, сказителей- гриотов , музыкантов, кузнецов, ткачей, кожевенников и др. (напр., у ку шитов и мандеязычных народов Африки), земледельцев среди кочевников-скотоводов (напр., харатины в оазисах Сахары или римайбе у фульбе ) или пастухов среди оседлых земледельцев (группы фульбе среди хауса и бамбара ). Близкие к К. проф. корпорации существовали в Древнем Риме ( коллегии ) и ср.-век. европ. городах ( цехи ). В Индии система К. стала основой традиц. социальной структуры.
Но сначала надо говорить о делении общества на варны (в переводе "цвет" как на более крупные социальные единицы, которые так названы, потому что изначально представители каждой варны носили шнурки характерного для них цвета.
В Индии существует 4 варны:
- брахманы (жрецы, священники);
- кшатрии (воины);
- вайшьи (земледельцы, торговцы);
- шудры (рабочие, слуги).
Отдельно выделены неприкасаемые, они не относятся ни к одной варне.
Внутри одной варны могут быть представители разных профессий, но обязательно с одинаковым материальным статусом. Варны делятся на касты, точное число которых не известно, существует их около 3 тысяч. В зависимости от штата одна и та же профессия может относиться к разным кастам.
Характерные особенности каждой варны
1. Брахманы . Это варна интеллектуальной элиты общества. Исторически к ней относились жрецы, священнослужители. Сейчас предствители этой варны - служители церкви, духовные наставники, учителя. Они должны знать священные писания, уметь проводить религиозные обряды, вести праведную жизнь.
Для брахманов существуют ограничения, которые они обязаны соблюдать:
- им нельзя заниматься домашним хозяйством (за исключением женщин), земледелием;
- не могут жениться на представительницах других варн;
- не могут употреблять в пищу продукты, приготовленные людьми из других варн.
2. Кшатрии . Изначально это были воины. Сейчас представители этой варны могут быть военными, полицейскими, часто занимают руководящие должности. Основными их качествами должны быть справедливость, смелость, желание защитить слабого. Несмотря на занимаемые высокие посты, они подчиняются брахманам и обязаны во всём с ними советоваться. Представитель кшатрии может жениться на девушке из варны ниже, но женщины не имеют права выбирать жениха рангом выше.
3. Вайшьи . Исторически это варна торговцев, земледельцев, ремесленников. В настоящее время представители варны могут быть бизнесменами, работать в сфере банковских и финансовых услуг.
4. Шудры . Это низшая варна. Исторически они не имели права иметь наделы, у них не было своего жилья. В настоящее время они являются представителями рабочих специальностей: ремесленники, рабочие на заводах и др.
Неприкасаемые относятся к так называемым "нечистым" кастам. Они живут обособленно, за чертой поселений представителей остальных варн, образуя собственные гетто. К неприкасаемым по разным подсчётам относится 15-20% населения Индии. Они занимаются самой грязной работой: убирают туалеты, работают могильщиками, сжигают трупы животных и т.д.
Изначально неприкасаемым было запрещено находиться в обществе, их не пускали в магазины, транспорт и другие места. Но всё изменилось в 1950, когда в Конституцию Индии были внесены параграфы, запрещающие дискриминацию неприкасаемых, а также прописаны квоты для обучения в высших учебных заведениях и работы на государственной службе.
В зависимости от вида деятельности и места проживания неприкасаемые делятся на несколько каст. Самыми часто встречающимися являются:
- чамары (кожевники, занимаются обдиркой туш животных, выделкой кожи и изготовлением обуви);
- дхоби (каста, основным ремеслом которых является стирка белья);
- парии (особая каста, состоящая из тех, кто рождён от межкастовых супругов и родителей париев).
В современной политической системе официально объявлено равноправие, по закону все имеют право участвовать в голосованиях, выбирать себе образование и работу, но по факту в обществе принадлежность к определённой касте по-прежнему сильно влияет на межличностные отношения.
Читайте также: