Культурная эволюция человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Культурная эволюция - это эволюция поведения и способностей человека. Чтобы понять специфику развития человечества, оценить его возможности, необходимо понять особенности как биологической, так и культурной эволюции.

Биологическая эволюция, будучи саморазвитием органических форм - что признается в настоящее время большинством ученых, основывается на мутаційній изменчивости, на борьбе за существование и на естественном отборе. Биологическая преемственность при этом обеспечивается почти полной неизменностью наследственных признаков (генетической памятью) биологических видов. Только мутация приносит изменения в генетическую информацию, поскольку является единственным источником новых организмов в биосфере. Естественный отбор закрепляет лишь те изменения, которые увеличивают способность живого существа к добыванию пищи, самозащиты, размножение, т.е. направленные на повышение ее шансов на выживание, приспособления к жизни.

Биологическая эволюция человека - также результат мутаций, которые оказались в смене деятельности центральной нервной системы, развития мозга. В основе биологической эволюции лежит изменение информации, а не организмов как таковых.

Культурная эволюция во многом похожа на биологическую - информация передается последующим поколениям, но не через размножение с помощью ДНК, а путем подражания, обучения и овладения знаниями и навыками.

Культурная эволюция связана со способностью сохранять всю накопленную информацию и передавать ее следующему поколению.

Культурная эволюция не зависит полностью от случайности - человек способен активно искать новую информацию, сознательно выбирая направление своих поисков. Она может также получить ее путем размышлений, открывая новые факты, взаимосвязи, формы поведения методом дедукции. В культурной эволюции для устранения вредного информации не нужна гибель индивидов. Человек способен сознательно от нее отказаться. В биологической эволюции новые свойства могут набуватись только ценой потери прежних. Например, мутация, благодаря которой у птицы появляется клюв, может лишить его способности раскалывать зерна или улавливать насекомых. Наоборот, приобретения новой информации в ходе культурной эволюции обычно не сказывается негативно на прежних способностей индивида. Тем-то культурная эволюция может происходить значительно быстрее: ведь новые свойства не вытесняют существующие, а лишь дополняют их. Она имеет кумулятивный характер, и ее темпы с течением времени растут.

С помощью культурной эволюции человек произвела такое поведение, которое постоянно повышает приспособленность к жизни. За очень короткий срок человечество освоило и вдосконалило большинство специфических навыков, которыми другие организмы овладевали в течение всей биологической эволюции: мы летаем выше птиц и передвигаемся по воде скорее любую рыбу.

Человек - единственное живое существо, специфической особенностью которой является культурная эволюция как средство выживания и приспособления к окружающей среде. С помощью культурной эволюции человек постоянно повышает свою приспособленность к жизни путем усовершенствования своего поведения, своего отношения к окружающей действительности.

Таким образом, особенности культурной эволюции и ее отличие от биологической заключаются, во-первых, в способах передачи информации - в подражании (показе, примере), учебе, овладении знаниями и навыками в процессе общения с помощью языка и других знаковых систем. Во-вторых, в характере, содержании и оформлении, закреплении информации - накоплении знаний, оформлении их в науку: искусство, моральные нормы, материальные объекты и т.д. Знание стало первым и неисчерпаемым источником средств выживания человечества. Человек постоянно замечала, открывала и усваивал с пользой для себя все новые и новые взаимосвязи и закономерности типа "если-то", что дало ей возможность преобразовывать окружающий мир в соответствии со своими потребностями. В-третьих, в результатах ее - особенностях организации человеческой жизнедеятельности, становлении социальных взаимоотношений, общества. Когда возник Homo sapiens, все экологические ниши на Земле были заняты другими биологическими видами. И только благодаря возникновению новой формы жизнедеятельности - общества, человечество смогло выжить, розселитись по всей планете и стать доминирующим биологическим видом.

ЭВОЛЮЦИЯ — (от лат. evolutio развёртывание), в широком смысле синоним развития; процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Этим термином называют весь процесс развития, который состоит из достаточно плавных периодов и резких революционных периодов. Иногда этот термин употребляют для названия только плавных периодов развития.
Идею эволюции нельзя считать только одной из гипотез, объясняющей мироустройство. Это единственная разумная теория, позволяющая объединить, имеющиеся сведения о жизни разных существ в разные времена.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОГО.

Обязательными условиями эволюции живой природы являются следующие:
1. Изменчивость объектов живой природы. Потомки не должны являться полными клонами родителей и всегда отличаются от них в некоторых аспектах.
2. Дарвиновский естественный отбор. Живые объекты, находясь в популяциях, вынуждены бороться за ограниченные ресурсы питания. Поэтому неизбежно возникает борьба с себе подобными или с условиями среды за жизненно необходимые ресурсы, т.е. за возможность существования и размножения.
3. Механизмы наследования. Частичная передача свойств от одного поколения к другому обеспечивается механизмами наследственности. Те особи, которые ПО СВОИМ ВРОЖДЁННЫМ КАЧЕСТВАМ окажутся в наибольшей мере приспособленными (адаптированными) к условиям существования имеют больше шансов выживать и размножаться.
Ч.Дарвин назвал первые 2 необходимых условия эволюции, но он ничего не знал о механизмах наследования. Механизмы наследования были исследованы гораздо позже.
Если хотя бы одно из условий не выполняется, для каких-то живых существ, то они не эволюционируют. Во всей биологической эволюции первое и третье условие выполняется благодаря существующим механизмам наследования и наличием генов, которые играют ключевую роль в этих механизмах.
Гены обеспечивают наследование только ВРОЖДЁННЫХ, а не приобретённых в течение жизни свойств. Это одно из краеугольных положений популяционной генетики.
Культурная эволюция человека наблюдается в течение всего исторического периода. Наблюдаемое её проявление состоит в накоплении человечеством культурных достижений (адаптаций), достижений не врожденных, а приобретённых. Это вызывает вопросы о том, как возникают и где накапливаются культурные адаптации и каковы механизмы их наследования. Что будет играть роль репликаторов в культурной эволюции вместо генов?


ЭВОЛЮЦИЯ БЕЗ ГЕНОВ.

В популяциях живых организмов в ответ на изменения внешних условий существования возникают адаптации, как результат отбора. Эти адаптации фиксируются в генах и передаются в половом процессе в следующее поколение, т.е. гены осуществляют вертикальную репликацию, связывают поколения с помощью наследования.
Адаптации в биологической эволюции это изменение морфологии организмов, позволяющие организму лучше приспособиться к условиям существования. Адаптации заключаются в модификации генома, который программирует в значительной мере морфологические признаки организма.
В силу сложившегося механизма передачи адаптаций через половой процесс, перестройка морфологии организмов в популяциях происходит медленно, по масштабам человеческой жизни.
Исторический процесс развития человечества (культурная эволюция) демонстрирует постепенное развитие культуры. Одна культура сменяет другую, наследуя некоторые черты предыдущей. Эти изменения происходят существенно быстрее, чем процессы в биологической эволюции.
Наличие эволюции культуры человека указывает на то, что три необходимых для её протекания условия выполняются. Но наследование в культуре есть наследование приобретённых свойств, которые не могут осуществляться с помощью генов. Можно сделать вывод, что наблюдаемая культурная эволюция человека, видимо, происходит с помощью других репликаторов (не генов) и другого механизма наследования.
Поэтому можно говорить о культурной эволюции человека, как эволюции без генов, происходящей с помощью других репликаторов.

КУЛЬТУРА И МЕНТАЛЬНОСТЬ.

УТОЧНЕНИЕ ТЕРМИНА "КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ".

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АДАПТАЦИИ МОЗГА.

КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ В СОЦИОБИОЛОГИИ.

С точки зрения социобиологии культуру можно определить таким образом.

Культура это проявления в поведении и мышлении человека совокупности функциональных адаптаций мозга, возникших в результате исторического процесса развития вида Homo sapiens, которые передаются от человека к человеку, от поколения к поколению негенетическим путем.

Те, кто пытается дать такое определение культуры, которое могло бы в одну группу объединить поэзию, балет и живопись, например, не могут понять, что это не конструктивно. Объединять нужно в группу не по способам проявления выражения мыслей, эмоций в поведении, а по способу наследования этих проявлений в социумах. Культура это проявление разных сторон развития человеческой личности, которые накапливаются (наследуются) негенетическим путем.
Придумано множество философских определений культуры и ни одно из них не является содержательным. При этом все отмечают сложность конструирования подобного определения. Так вы не с той стороны взялись, господа. Культура человека должна определяться с позиций социобиологии, а не философии. Тогда все становится логичным.

В процессе биологической эволюции с появлением у многоклеточных организмов мозга, стало возможным в нём сохранять функциональные адаптации, регулирующие поведение. Значимость негенетических адаптаций у человека со временем возрастала. Наконец, эволюция на новой траектории, которая привела к развитию цивилизации, сделала мало востребованными старые, добрые морфологические методы адаптации для Homo sapiens.
Хотя с развитием цивилизации мир вокруг нас здорово изменился, но глобальные принципы эволюции сохранились. Для того чтобы в Мире выжить, к нему нужно адаптироваться. Иначе никак. Бесконечные разговоры о суверенитете в неизменном виде для государств - это манипуляция общественным мнением, психологический опиум для народа. Дискуссия допустима по вопросу - как лучше вписаться в этот мир, с минимальными для себя потерями. Если всё же дискуссия пойдёт не туда, то, возможно, следующей ветвью эволюции разумных существ станет неорганическая машинная цивилизация.

ОТЛИЧИЯ ЭВОЛЮЦИИ HOMO SAPIENS ОТ ДРУГИХ ВИДОВ.

Некоторым людям непереносимо сознавать, что человек и любой вид обезьян имеют общего предка. Этого снобизма я не понимаю. Но я знаю, что среди человеческого племени можно найти таких представителей, которые покажутся всякому цивилизованному человеку ужасными.
Когда знакомишься с человеком, правильнее смотреть не на его дальних предков, а что он собой представляет сегодня. В этом разделе мы покажем некоторые отличия эволюции человека, от эволюции других видов млекопитающих.

По биологической классификации принято считать человека, одним из видов отряда приматов, поэтому он обязан подчиняться общим для всех биологическим законам, но это оказывается не совсем так.

1. Базовой моделью, хорошо описывающей динамику популяции животных, является логистическая модель, предложенная бельгийским математиком Ферхюльстом ещё в 1838 году. Логистическая кривая, являющаяся решением уравнения Ферхюльстома, указывает на быстрый рост численности вида в начале и замедление при выходе на потолок экологической ниши. Таким образом, емкость экологической ниши представляет собой системный фактор, который определяет ограниченность роста популяции в данном ареале обитания.
Логистическая модель отражает динамику популяций, численность которой при любых начальных условиях приближается к некоторой стационарной величине.
Проще говоря, пока есть ресурсы для развития, численность данного вида быстро растет, но ресурсы всегда ограничены, что вызывает ограничение дальнейшего роста численности популяции. Рост останавливается. Экологическая ниша заполнена. Биологический вид является пассивным потребителем существующих ресурсов.

Перечисленные изменения (отклонения) говорят о том, что человек, каким-то образом эволюционировал и существенно отличается от Homo Sapiens, появившегося 160-180тыс лет назад. Но эти отличия не морфологические, вызванные генами. Отличия в поведении вызваны функциональным изменением процессов мышления.
Изменения процессов мышления произошли не за счет морфологической перестройки структуры мозга, а за счет функциональных изменений, программной перестройки. Аналогично, изменения операционной системы или браузера в компьютере или смартфоне вызывает изменения вида на экране одной и той же страницы сайта.
Приведенных аргументов достаточно, чтобы признать, что человек уже не животное и не может рассматриваться с чисто биологических позиций. Он эволюционировал. Но это произошло не с помощью генов, как происходит эволюция видов в биологии, а с помощью иных репликаторов и иного механизма наследования.

Но с другой стороны, человек имеет биологическую основу, которая учитывается нейронными сетями мозга, принимающими то или иное решение, относящееся к выбору поведения в той или другой ситуации. Поэтому представления философов, которые не учитывают биологическую природу человека, рассуждая о поведении социумов, не являются адекватными. Но именно такие представления навязываются гражданам представителями гуманитарных "наук". По существу это есть манипуляция сознанием людей, и как показывает опыт, она достаточна успешна.
Одной из таких идей, является идея о равенстве всех людей, которое должно быть в "правильном" социальном обществе. Клетки организма на каком то этапе дифференцируются, становятся неодинаковыми, что позволяет строить многоклеточные организмы. Наш многоклеточный организм состоит из разных типов клеток, имеющих разные возможности. Люди изначально рождаются неодинаковыми и не стоит их принудительно делать одинаковыми путем подрезания. Поэтому идеи о равенстве, о социальной справедливости нуждаются в корректировке.

Знаете ли вы культурную эволюцию? / культура

Люди - единственный вид, имеющий культуру. Это делает нас особенными. Мы собираемся создавать и передавать культуру. Но что такое культура? Культуру можно определить как развитие видов использования, обычаев, религий, ценностей, социальной организации, технологий, законов, языков, артефактов, инструментов, транспорта., которые развиваются путем накопления и передачи знаний для лучшей адаптации к окружающей среде. Культурная эволюция, с другой стороны, представляет собой трансформацию со временем культурных элементов общества, которые также меняют людей..


Культурная адаптация

Культура стала стратегией выживания. С его помощью была развита способность передавать знания и навыки, что сделало возможным появление более совершенной технологии. Благодаря культурной эволюции эволюционный процесс ускорился. Но для развития культуры необходимы два навыка. Это социальное обучение и теория ума.

Хотя некоторые животные, кажется, имеют культурные традиции, они не развиваются и не улучшаются с течением времени. Этого не произойдет, если эти животные не овладеют теорией разума и социального обучения. Наоборот, человеческие общества через совокупную культурную адаптацию развиваются и развиваются постепенно. Когда люди подражают друг другу, они выбирают и модифицируют существующие технологии, сохраняя при этом знания и навыки. Результатом всех этих процессов является разнообразная и сложная культура.


Теория мышления и социального обучения

Теория ума - это способность приписывать мысли и намерения другим людям. Эта способность приобретается в течение 6 лет и является обычной для людей.. Теория ума позволяет нам знать, что другие люди также думают и, следовательно, также имеет намерения. Это то, что помогает нам иметь общие убеждения и позволяет нам развивать культуру.

В то же время люди передают культуру. Когда мы говорим с кем-то о нашей религии и показываем ему священные обряды этого, мы передаем нашу культуру. Через социальное обучение мы подражаем и учимся на том, что видим. Например, Карл Саган сказал, что в Японии крабы имели форму самурайской маски. Это было потому, что в течение нескольких поколений крабы, которые имели эту форму, не были выловлены. Культура, которая поклонялась самураям, способствовала людям через социальное обучение, выпуская этих крабов и ловя других.

Теории культурных изменений

Теории, которые пытаются предсказать культурную эволюцию, вводят классификацию, которая исходит от Карла Маркса. Эта классификация делит различные аспекты культуры на три части: инфраструктура, структура и надстройка. Таким образом, все аспекты культуры классифицируются на каждом из этих трех уровней.

Инфраструктура включает в себя наиболее материальные аспекты или аспекты, связанные с технологиями, средствами производства и природными или человеческими ресурсами, которые общество использует в своей экономической и социальной деятельности.. Изменения в инфраструктуре трудно предвидеть. Это зависит от технологических достижений, экономического развития и изменений в экономике. Изменения на других уровнях будут влиять на инфраструктуру.


В структуре организации задач и социальных функций. На этом уровне у нас также есть иерархическая система власти, в дополнение к правилам, которые регулируют отношения между людьми. Изменения на этом уровне оказывают большое влияние на инфраструктуру и наоборот. Например, массовое вовлечение западных женщин в рынок труда с появлением большого числа рабочих мест в сфере услуг. Это изменение в инфраструктуре привело к изменению общественных отношений.


Пример культурной эволюции

Согласно этим теориям культуры являются адаптивными. Культуры пытаются адаптироваться к контексту, в котором они живут. Согласно культурному материализму, исследовательский подход создал Марвин Харрис, Изменения в инфраструктуре, в частности в способе производства или технологии, - вот что создает новые культурные факторы, которые меняют структуру и надстройку. Несмотря на это, три уровня взаимосвязаны, и изменения в одном из них могут повлиять на другие уровни, хотя и более тонким способом..

Одним из культурных изменений, интерпретируемых из культурной эволюции, является то, что относится к отказу от каннибализма. Каннибализм, культурная практика, появился в некоторых обществах как побочный продукт военной практики. Но с развитием государств и империй целью войны перестает быть уничтожение врага. Военнопленные могут способствовать расширению государства, поэтому каннибализм исчезает. Изменения в инфраструктуре, переход от племени к государству приводят к изменению структуры и отказ от каннибализма.

Лестница в небо

Возможно нижеизложенное позволит найти способы сделать это неизбежное маловероятным событием. Сейчас это важно для России, где происходит постоянное сокращение численности коренного населения.

Простые организмы делают это всего несколькими способами (разными для каждого отдельного вида).

А сложно устроенные живые организмы, например животные могут воздействовать на окружающее их пространство очень по-разному. Значительно повышая свои шансы для выживания.

Все известные на сегодня живые организмы передают своим потомкам эти способы воздействия на окружающую среду, через генетический код. Значительную часть этих способов часто называют инстинктами.

А сложно устроенные организмы, в том числе и человек, кроме инстинктивного способа и другими способами (кроме генетических, через другие информационные коды), которые традиционно называют навыками.

Сразу непросто понять, где пролегает граница между изначально заложенными инстинктами и приобретенными человеком (как, впрочем, и другими сложно устроенными живыми организмами) навыками. Четко определить эту границу могут только эксперименты над человеком, которые по своей сути аморальны и уничтожают жизнь этого человека, или трагические случайности, как например, истории детей "Маугли", воспитываемые дикими животными. Менее четко граница между инстинктами и навыками человека определяется путем экспериментов над другими животными, что, впрочем, также вызывает справедливые возмущения у многих людей.

Примером такого трудно определяемого навыка/инстинкта может служить один из самых эффективных способов обучения "Делай как Я", где человек не задумываясь "на автомате" получает другие навыки. Заложена эта способность воспринимать визуальную информацию для "копирования" от другого представителя своего вида на генном уровне или это приобретаемый навык? - понять сегодня трудно. Но есть множество способов воздействия на окружающее пространство, про которые можно с уверенностью утверждать, что они именно приобретенные способности, то есть навыки. Например, письменность, умение разжигать огонь, устный язык и множество других. Правда не всегда язык, как таковой это приобретенный навык, например, у пчел их язык (движения танца) возможно передается генетически.

Число навыков у человека и особенно в целом у человечества стремительно растет, и эти навыки к тому же разнятся по степени воздействия на окружающую среду.

Группировка навыков

Если замкнуть этот график в круговую диаграмму, то получается фигура в виде хорошо знакомого многим простейшего биологического существа — амебы. Возможно это и неслучайно.

Кстати, навыки схожие по степени и характеру воздействия на окружающую среду хорошо группируются вместе, образуя как бы похожие отростки/щупальца, но при незначительном числе навыков они более похожи на иголки в графическом отображении.

Звезда навыков


Хотя, конечно лучше представлять эту фигуру объемно (в нескольких проекциях), например, похожей на свернутого в клубок "ежика". Можно конечно и как амебу, осьминога, кому как удобнее. Навыки имеют не только люди, но и высшие животные, и эти ежики есть и у них.

Как же взаимодействуют эти ёжики из навыков между собой?

  • конфликт (разрушение);
  • сотрудничество (созидание).

борьба навыков

При сотрудничестве нет разрушения, а происходит заполнение внешней среды именно тем навыком, который наиболее выгоден группе ежиков (людей). Чем больше навыков сотрудничества и они более развиты, тем больше численность и устойчивость сообщества (группы) к воздействию внешней среды, в том числе и к агрессии других, как и групп, так и отдельных ежиков.

Сотрудничество образует устойчивые группы, а конфликты уничтожают нежизнеспособные сообщества, то есть: в сообществах те ежики, которые не умеют сотрудничать погибают (или не могут развиваться/размножаться). Именно разрушение и созидание являются механизмом эволюции, как малых, так и больших сообществ (систем).

Большое число конфликтов внутри сообществ и малое число сотрудничества, и уничтожают нежизнеспособные сообщества (народы). Увеличивают свою численность в долгосрочной перспективе те народы, где сотрудничество ежиков больше, чем у других.

Сообщества

Эти графические схемы на плоскости не достаточно полно отражают все возможные варианты взаимодействия навыков, например, размножение и смерть от старости, количество взаимных связей, взаимозависимость друг от друга и многие другие. Однако многие навыки можно группировать по разным показателям, в том числе и по уровням.

  • Возможность получить свой опыт (навык) — помогает человеку развиваться;
  • Возможность получить чужой опыт — увеличивает скорость развития (+);
  • Возможность приобрести опыт по познанию получения опыта (как метода) — умножает скорость развития (*);
  • Возможность знать Все — дает абсолютное знание (∞*∞);
  • Возможность сотворить Все (а точнее, уже Сотворение Всего) — дает уровень Совершенства (∞ ∞ ) и многие понимают это совершенство, как Бога.

Возможно культурная эволюция и создаст новую разумную сущность (именно как совокупность навыков). Эти ежики визуально похожи на нейроны человеческого мозга по своему способу взаимодействия, да и по своей численности число людей тоже в ближайшем будущем приблизится к числу нейронов в человеческом мозге. Как эта сущность будет называться в будущем, субстанцией Ноосферы, зарождением Бога, Высшим Разумом или как-то по другому, это не так важно.

Главное, Культурная эволюция идет более высокими темпами, чем биологическая человеческая и научно-техническая эволюции. Есть еще, например, такие части культурной эволюции, как искусство, образование, и многие навыки из них повышают устойчивость сообществ от распада.

Читайте также: