Международные отношения в 70 80 годы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мир вступал в восьмое десятилетие XX в. в обстановке, значительно отличающейся от той, которая была десять лет назад. Подписав ряд конкретных договоров и соглашений по ядерной проблеме в 1960-е и 1970-е го-

ды и приняв важные решения, в том числе о прекращении войны во Вьетнаме, США в 1980-е годы изменили внешнеполитическую линию, что вызвало рост напряженности в мире.

На развитии международных отношений отрицательно сказался ввод советских вооруженных сил в Афганистан в декабре 1979 г. Представляется, что решение о введении советских войск в Афганистан было не продуманным. Несмотря на происходящие в это время события в Афганистане, вряд ли было целесообразно вводить туда войска. К сожалению, при выводе советских войск из Афганистана были допущены просчеты, что сказалось на последующих трагических событиях в стране и отразилось на советско-афганских отношениях.

Охлаждение между СССР и США, начавшееся на рубеже 1970-х и 1980-х годов, отразилось и на общем состоянии международных отношений. Постепенно все, что было достигнуто положительного, отходило на задний план. Наметившееся решение ряда вопросов, связанных с проблемами разоружения и с урегулированием ряда конфликтов, не состоялось.

В 1980-е годы гонка вооружений продолжала нарастать, что создавало большую угрозу для человечества. Нельзя было допустить, чтобы этот процесс подошел к черте, за которой стало бы невозможно остановить его с помощью соглашения и поставить под строгий контроль. Ведь тогда он мог стать неуправляемым. Поэтому главной проблемой международных отношений оставалось прекращение гонки вооружений, особенно ядерных. Но поскольку американская администрация стремилась любыми путями добиться военного превосходства над СССР, то, идя на то или иное соглашение, она тут же находила новые пути к наращиванию вооружений. В традиционном послании конгрессу в январе 1980 г.

президент США Дж. Картер писал, что Соединенные Штаты должны заплатить любую цену, какая только потребуется, чтобы оставаться самой могучей страной в мире.

1 980-1 985 гг. Новый президент США Р. Рейган в марте 1983 г. провозгласил так называемую стратегическую оборонную инициативу (СОИ). Это было не что иное, как долгосрочная программа США по использованию космического пространства в военных целях. Ее развертывание приняло угрожающий размах. Выходя на новый виток гонки вооружений, американские политики рассчитывали намного опередить здесь Советский Союз и игнорировали тот факт, что использование космоса в военных целях несет смертельную опасность не только какой-либо отдельной стране или региону, но и всему человечеству. По некоторым данным, Соединенные Штаты Америки в 1970-е и 1980-е годы истратили на осуществление космических военных программ до 50 млрд

долларов. В Пентагоне понимали, что Советскому Союзу неминуемо придется заниматься этими же проблемами, чтобы прикрыть свою территорию от возможных ударов из космоса. США хотели не только обогнать СССР в военных планах, но и вынудить его тратить огромные, непосильные средства и тем самым обескровить советскую экономику.

Некоторые советские предложения 1980-х годов можно критиковать за общие формулировки. Но даже и они, не говоря уже о тех, в которых выдвигались конкретные меры, свидетельствовали о поиске путей к достижению соглашений. СССР предлагал полностью запретить использование космического пространства в военных целях, заключить под строгим контролем соглашение о невыводе на орбиту объектов с ядерным оружием.

Он выступал за использование космоса исключительно в мирных целях. С 1962 г., когда СССР начал космические научные исследования, по октябрь 1985 г. было запущено 1687 спутников, которые принесли народному хозяйству конкретные результаты.

После 1985 г. состоялся ряд встреч между представителями СССРиСША, в том числе и на самом высоком уровне.

В целях достижения соглашений о предотвращении использования космоса в военных целях советское правительство осенью 1981 г. внесло на XXXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложение заключить международный договор, который запретил бы размещение в космическом пространстве какого бы то ни было оружия.

В 1984 г. СССР выступил с новой инициативой. Правительству США предлагалось «начать на уровне специально назначенных делегаций со-

Рейган не принимал советских предложений по проблемам разоружения, уменьшению напряженности и налаживанию советско-американских отношений.

1985-1 990 гг. И все же во второй половине 1980-х годов начали постепенно проявляться те процессы, которые полностью раскрылись в следующее десятилетие.

И в СССР и в США все больше осознавали опасность взаимного уничтожения в случае военного конфликта и необходимость договариваться.

Последующие события привели к значительным изменениям в мире. Стали ощущаться некоторые просчеты внешней политики СССР и в

Летом 1985 г. Советский Союз, чтобы вывести международные процессы из тупика, в одностороннем порядке приостановил все ядерные взрывы и заявил о согласии немедленно возобновить переговоры о полном прекращении ядерных испытаний. В том же году советское правительство подтвердило положение о введении моратория на испытания противоспутникового оружия. С января 1986 г. СССР продлил срок одностороннего моратория на ядерные взрывы, хотя США продолжали испытания ядерного оружия.

С конца 1988 г. в СССР начался период одностороннего сокращения вооруженных сил. Был уменьшен количественный состав армии. Ликвидировалась техника. В армии началась реорганизация. Значительная часть советских войск была выведена из Монголии. Расчеты на то, что США и Запад последуют советскому примеру, не оправдались. Тем не менее события развивались в прежнем направлении. Рухнула Берлинская стена, с согласия Москвы два германских государства были объединены. Затем перестал существовать Варшавский пакт.

Несмотря на огромные арсеналы, гонка вооружений продолжалась, и надо было остановить ее и принять какие-то совместные решения о сокращении накопленного оружия, особенно ядерного. Главная роль в этом принадлежала СССР и США, но нельзя забывать о том, что ядерное оружие и ракеты имеются не только у них, но и у других стран Запада и Востока.

Советско-американские отношения до конца 1980-х годов находились в глобальной конфронтации, существенным фактором которой яв

лялся баланс стратегических ядерных сил. К началу 1990-х годов у каждой страны имелось более 10 тыс. боеголовок в наступательных стратегических арсеналах.

Так же как весной 1955 г., спустя 30 лет, в январе 1986 г., Советский Союз внес конкретное предложение о полной и повсеместной ликвидации ядерного оружия при достижении договоренности и запрете на создание ударных космических вооружений. Советская программа предлагала решить все проблемы в течение 15 лет в три этапа. В 1986 г., как и в 1955-м, советские предложения были отвергнуты Западом.

В Анголе в это время разгорелась гражданская война. Борьба за власть здесь шла между тремя группировками - марксистским Народным движени­ем за освобождение Анголы (МПЛА) во главе с Агостиньо Нето и созданны­ми на этно-племенной основе Национальным фронтом освобождения Анголы (ФНЛА) и Национальным союзом за полную независимость Анголы (УНИТА). МПЛА пользовалась поддержкой СССР и Кубы, ФНЛА - Заира и Китая, а УНИТА - США и ЮАР. Таким образом, конфликт в Анголе приобрел международный характер. К тому же на стороне всех группировок сражалось много европейских наемников. Пришедшее к власти правительство МПЛА попыталось балансировать между СССР и США, но без кубинской военной поддержки обойтись не могло. В 1977 г. обученные кубинскими инструктора­ми ангольские войска вторглись на территорию Заира (бывшего бельгийского Конго), поддержав восстание против диктатора Мобуту. Американские само­леты были использованы для выброски французских и бельгийских парашют­ных десантов в Заире. Эта операция прошла успешно, но уже спустя год в Заире вновь вспыхнул межплеменной конфликт, и из этой страны пришлось эвакуировать европейцев.

Не меньшую тревогу в Вашингтоне вызвало усиление советского влияния в Эфиопии. 12 сентября 1974 г. здесь был свергнут режим импера­тора Хайле Селассие. Начался сложный период становления демократичес­кой государственности. В условиях тяжелого экономического кризиса и племенной розни в 1977 г. к власти пришло марксистское правительство во главе с Менгисту Хайле Мариамом. Оно запросило полномасштабную помощь у СССР для подавления сепаратистского движения в Эритрее и отражения агрессии со стороны Сомали. В Эфиопию прибыли 1500 советс­ких и 18 тысяч кубинских технических специалистов и военных вместе с большим количеством техники. Советский флот получил доступ в эфиопс­кий порт Массава.

СССР, который в предыдущие годы активно помогал военному строи­тельству в Египте и Сирии, резко осудил действия Израиля и разорвал с ним дипломатические отношения. Совет Безопасности ООН не признал аннек­сию Израилем Иерусалима. От дальнейших переговоров с Израилем отказа­лись и главы арабских государств. Наиболее решительно настроенные из них — Сирия, Ирак, Южный Йемен, продолжали получать огромные воен­ные поставки из СССР. Поддержкой со стороны Москвы пользовалось и палестинское движение сопротивления, хотя его радикальное крыло встало на путь террора. Самой громкой из террористических акций стало нападе­ние на израильских спортсменов во время олимпийских игр 1972 г. в Мюнхене.

Американская дипломатия в сложившейся ситуации склонялась к под­держке Израиля. Но препятствием стал жесткий отказ Тель-Авива от выпол­нения резолюций Совета Безопасности ООН по урегулированию конфликта. К тому же после гибели в 1970 г. президента Египта Насера новый египетс­кий лидер А. Садат демонстрировал готовность к политическому диалогу с США. Впрочем, одновременно Египет активизировал и сотрудничество с СССР, получая крупные партии вооружений. В египетском и сирийском руководстве сохранялись сильные реваншистские настроения. Новый виток арабо-израильского противостояния оказался неизбежным.

6 октября 1973 г., во время иудейского религиозного праздника Судно­го дня (Иом Кипур), египетская армия после артиллерийской подготовки форсировала Суэцкий канал и прорвала израильскую линию укреплений. Используя мощную танковую группировку, египтяне сумели быстро занять западную часть Синайского полуострова. Одновременно сирийцы начали наступление на Голанские высоты и овладели укреплениями на горе Хер- мон. В этот критический для Израиля момент США организовали срочную переброску на театр военных действий противотанкового и противовоздуш­ного вооружения. Израильтяне сумели переломить ход кампании и 11 октяб­ря вновь овладели Голанами. Спустя четыре дня фронт стабилизировался уже в 35 км от Дамаска. Одновременно парашютисты генерала Шарона форсировали Суэцкий канал и закрепились на его западном берегу. К 19 октября израильская ударная группировка развернула наступление на Каир.

Американская дипломатия попыталась использовать итоги ближневос­точного конфликта в свою пользу. 11 января 1974 г. при посредничестве £ША было подписано израильско-египетское соглашение о разграничении военных позиций в зоне Суэцкого канала и о режиме использования канала. Египетское и израильское руководство все больше ориентировались в своих действиях на США. 15 марта 1976 г. Садат денонсировал договор о дружбе с Советским Союзом от 1971 г. Развивая успех, президент Картер добился важного шага в урегулировании арабо-израильского конфликта. Он пригла­сил Садата и израильского премьер-министра Менахема Бегина для перего­воров в свою резиденцию Кэмп-Дэвид в сентябре 1978 г. Достигнутое в ходе Переговоров соглашение предусматривало постепенный вывод израильских «ойск из Синайской пустыни. В обмен на это Египет официально признал

Израиль. В феврале 1980 г. обе страны обменялись послами. Но впослед­ствии выяснилось, что Кэмп-Дэвидские соглашения стали лишь паузой в затяжном ближневосточном конфликте, а США превратились в основного противника арабского мира.

Действительную уязвимость политических позиций США на Ближнем Востоке ярко продемонстрировали события в Иране, в которых Советский Союз обвинить было уже трудно. Иранский шахский режим считался надеж­ным союзником США. Но в январе 1979 г. он пал под натиском исламистс­кой оппозиции во главе с Хомейни. Американские специалисты и военные советники были вынуждены срочно покинуть территорию страны. 4 ноября 1979 г. 60 американцев, находившихся в посольстве в Тегеране, были захвачены в качестве заложников, а операция спецслужб по их освобожде­нию завершилась неудачей (заложники были освобождены лишь после вступления в должность президента Рональда Рейгана в январе 1981 г.). С учетом крайне сложных отношений США с Ираком потеря влияния в Иране была очень серьезным геополитическим поражением. И именно на этом фоне в 1979 г. произошло вторжение советских войск в Афганистан.

В апреле 1978 г. президентом Афганистана стал просоветски настро­енный коммунист Hyp Мухаммед Тараки. Вместе со своим премьер-мини­стром Хафизуллой Амином он начал серию радикальных реформ, которые вызвали в стране широкое недовольство. 5 декабря 1978 г. Тараки заключил договор о дружбе и помощи с Советским Союзом, но вскоре погиб в результате заговора Амина. Советское руководство подозревало нового афганского лидера в тайных намерениях установить связи с США и Пакис­таном. 27 декабря 1979 г. после вторжения советских войск Амин был убит. Афганское правительство возглавил лояльный к СССР Бабрак Кармаль. Но неожиданно для советского руководства афганский конфликт перерос в тяжелейшую длительную войну. Очень негативными оказались и его между­народные последствия. Реакция Запада на афганскую войну была жесткой и демонстративной. Олимпийские игры в Москве в июле 1980 г. подверглись бойкоту со стороны США и его союзников. Американский сенат отказался ратифицировать договор ОСВ-2, а размещение новейших ядерных вооруже­ний НАТО в Европе стало неизбежным. Впрочем, чрезвычайно жесткие демарши американского руководства в отношении СССР во многом объяс­нялись событиями не только в Афганистане, но и в Центральноамериканс­ком регионе. В 1979 г. в Никарагуа к власти пришли представители сандини- сткого движения, которые открыто демонстрировали свое дружеское отно­шение к Кубе и СССР. 13 том же 1979 г. прокубинский режим был установлен на острове Гренада. В Вашингтоне все эти события были восприняты как проявление нарастающего советского экспансионизма.

В марте 1983 г. без консультаций с союзниками по Е1АТО Рейган выступил с претенциозным проектом СОИ (Стратегической оборонной инициативы). Это была долгосрочная программа по использованию косми­ческого пространства в военных целях. Предполагалось создание системы вооружений, способных уничтожать ядерные ракеты в полете с помощью лазерных пушек, размещенных на военных спутниках в космосе. Проект СОИ вызывал сомнения и с технической точки зрения, и в связи с предстоя­щими огромными затратами, и по своим международно-правовым послед­ствиям (он противоречил договорам по ПРО и о принципах использования космического пространства). Кроме того, было очевидно, что система СОИ не способна обеспечить защиту европейских стран. В силу всех этих соображений большинство стран НАТО не поддержали проект.

В 1950-1980 годы центральное место в международных отношениях занимало противостояние двух сверхдержав – США и СССР. За этот период времени холодная война породила множество проблем и противоречий. Но постепенно, угроза перерастания холодной войны в Третью мировую ослабевала, во взаимоотношениях между ведущими державами стали преобладать формы мирного соревнования. Каким образом США и СССР перешли от гонки вооружений к политике разрядки международной напряженности – вы узнаете из этого урока.

План урока:

Гонка вооружений

В 1950-1960-е годы международные отношения развивались в условиях холодной войны [1] между ведущими мировыми державами – СССР и США. Непосредственного военного противостояния между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки не было, однако каждая из сторонне исключала вероятность начала Третьей мировой. Главной особенностью холодной войны была гонка вооружений, она стала основной формой соперничества между советским и американским руководством.

Запоминаем новые слова!

Гонка вооружений – это политика государства, направленная на достижение военного преимущества через изобретение новых видов оружия, развитие военной промышленности, усовершенствование военных технологий.

Советское руководство стремилось превзойти американскую военную промышленность во всех отношениях. В СССР выпускались новые корабли, танки, подводные лодки, самолеты. Но главным достижением советской военной отрасли было изобретение ядерного, ракетного и космического оружия.

Это интересно!

Ядерное оружие – оружие массового поражения с использованием атомной энергии. Впервые в 1945 году атомную бомбу удалось создать американцам. СССР приложил все усилия, чтобы изобрести аналогичное оружие, и ему удалось это сделать в 1949 году.

Космическое оружие – системы вооружения, размещаемые и применяемые в космическом пространстве на орбитах планет или их спутниках.

Кризисы холодной войны

Не один раз взаимоотношения между СССР и США максимально обострялись, в условиях кризиса в любой момент могла разгореться полномасштабная война. Историки выделяют следующие кризисы холодной войны:

  1. Берлинский кризис;
  2. Карибский кризис;
  3. Корейский кризис.

Берлинский кризис

После окончания Второй мировой в Германию были введены американские, английские, советские и французские войска, для контроля над побежденной державой. Восточная часть страны была занята советскими войсками, Западную часть занимали английские, американские и французские вооруженные силы. Политика советского государства в Восточной Германии радикальным образом отличалась от американской политики в Западной Германии, что в скором времени привело к окончательному расколу страны на ГДР (Германскую Демократическую Республику) и ФРГ (Федеративную Республику Германии).

Через 9 лет после раскола Германии, в 1958 году СССР вывел свои войска из восточной зоны оккупации [2] – ГДР и потребовал аналогичных действий от американского правительства в отношении ФРГ. Эти требования не были приняты американским президентом Кеннеди. Он опасался перспективы присоединения ФРГ к ГДР. Это был первый Берлинский кризис, вследствие которого было ограничено свободное перемещение между Западной и Восточной частью страны.

13 августа 1961 года коммунистическое правительство Восточной Германии возвело бетонную стену в центре Немецкой столицы – Берлине. Берлинская стена разделила не только восточную и западную часть города, но и отделила ГДР от ФРГ.

Это интересно!

После образования ФРГ и ГДР усилилась миграция [3] из Восточной в Западную часть Германии. Население территорий, подконтрольных СССР, мечтало о лучших экономических условиях жизни в Западной части страны. Остановить поток мигрирующих жителей Советский Союз смог только с помощью Берлинской стены – укрепленной государственной границы, разделявшей Германию на две части.

Реакция Америки на возведение Берлинской стены была агрессивной – 25 октября к стене были переброшены американские военнослужащие, чтобы в любой момент США могли применить военную силу. Советские и американские войска простояли у стены друг напротив друга до 28 октября, после чего оба противника приняли решение об отведении войск. В итоге Берлинский кризис обошелся без кровопролития.

Карибский кризис

В 1961 году американское руководство разместило ядерные ракеты на территории Турции. В ответ на это СССР приступил к размещению аналогичного оружия в Западном полушарии, для этой цели он выбрал территории Кубы.

Фидель Кастро - лидер кубинского государства, который пришел к власти благодаря Кубинской революции 1953-1959 гг, поддерживал сотруднические отношения с Советским правительством. СССР предоставлял Кубе техническую и экономическую помощь, поэтому Фидель Кастро согласился с переброской на остров советских вооруженных сил и ядерных ракет.

  1. Нейтрализации советских ракет на острове путем их точечной бомбардировки [4] .
  2. Полномасштабному военному вторжению на Кубу.
  3. Введению морской блокады острова.

Так как Карибский кризис в любой момент мог спровоцировать Третью мировую войну, американский президент Кеннеди отказался от непосредственных боевых действий. США приступили к реализации 3 варианта – блокаде Кубы в Карибском море. Американские суда окружили Кубу, нервозная обстановка, царившая в советском и американском руководстве, нарастала.

Карибский кризис был разрешен благодаря переговорам советского руководства и американского президента Роберта Кеннеди. Он испытывал сильное давление со стороны военных, которые убеждали его начать войну с СССР. Однако Роберт не желал войны, которая привела бы к общемировому конфликту. Кеннеди предоставил гарантии ненападения на Кубу и последующий вывод ядерных ракет из Турции, в ответ на обещание Никиты Сергеевича Хрущева вывезти советские ракетные установки с острова. Угроза Третьей мировой осталась позади. 20 ноября 1962 года блокада Кубы была прекращена.

Это интересно!

Корейский кризис

В течение 35 лет Корея являлась колониальным [5] владением Японии. После окончания Второй мировой войны полуостров был освобожден от власти японцев. Но стать самостоятельным государством Корея так и не смогла, так как находилась в слабом положении на международной арене.

Две сверхдержавы – СССР и США устремились к установлению контроля над Кореей, по взаимной договоренности они провели границу, по которой север полуострова отошел СССР, а южные территории – США. Планировалось, что раскол Кореи продлится не более 5 лет, однако это государство вплоть до настоящего времени не смогло восстановить свое единство.

В южной части полуострова 15 августа 1948 года была провозглашена Республика Корея, которую возглавил президент Ли Сын Ман. Примеру юга последовал и север, провозгласив 9 сентября 1948 года создание КНДР – Корейской Народно-Демократической Республики, которую возглавил Ким Ир Сен.

На севере полуострова утвердились коммунистические ценности, Южная Корея придерживалась демократических идей. Противоречия между югом и севером были непримиримы, что стало причиной Корейской войны 1950-1953 гг. Военные действия не принесли победы ни одной из сторон, не привели к объединению страны. После окончания войны конфликты на полуострове продолжались, отношения между Южной и Северной Кореей остаются напряженными и по сей день.

Разрядка международной напряженности

1950-1960-е годы стали временем наивысшей конфронтации [6] в отношениях между СССР и США. То и дело вспыхивали кризисы, угрожавшие началом Третьей мировой. Однако в 1970- е годы державы перешли к политике разрядки международной напряженности – мерам по снижению агрессивности во взаимоотношениях между странами. Постепенно наращивание вооруженных сил уходило на второй план, соревнование держав переходило в сферу экономики, культуры и спорта.

Причины и предпосылки разрядки международной напряженности:

  • СССР и США достигли равновесия – равенства в ядерных потенциалах и других видах вооружений. В этом случае военный конфликт между державами грозил им взаимным уничтожением, поэтому обе стороны пошли путем взаимных уступок.
  • Война во Вьетнаме породила антивоенное движение в США. Потому что американские граждане выходили на улицы с требованием прекращения войны во Вьетнаме, отхода от агрессивной политики в условиях холодной войны.
  • В странах Западной Европы к середине 1960-х годов возник экономический кризис. В кризисных условиях Запад был заинтересован в возобновлении торговых отношений с СССР, богатого месторождениями нефти, природного газа.

Политика международной разрядки предусматривала ряд взаимных ограничений в ядерных и других видах вооружений(систем противоракетной обороны, стратегических наступательных вооружений), сотрудничество СССР и США в сфере культуры, науки, образования, а также в космической сфере.

26 мая 1972 года был подписан советско-американский договор ОСВ-1 (договор о сокращении стратегических наступательных вооружений), сроком действия на 5 лет. Как для СССР, так и для США этот договор позволил снизить долю государственных военных расходов, так как обе стороны обязались прекратить наращивание ядерного и других видов оружия.

18 июня 1979 года Советский Союз и Соединенные Штаты Америки подписали договор ОСВ-2. Это был последний акт советско-американского сотрудничества, после которого, начиная с 1980 года сотрудничество между державами прекратилось, взаимоотношения стали ухудшаться.

Словарь

1. Холодная война – это агрессивная политика конфликтующих государств, которая ограничивается экономическим, идейным и политическим противостоянием без непосредственных боевых действий.

2. Оккупация – это насильственное занятие чужой территории посредством силы оружия.

3. Миграция – это переселение народонаселения из одного государства в другое.

4. Бомбардировки – это поражение противника с помощью 4. сбрасывания авиационных бомб.

5. Колониальные владения – это территории лишенные независимости, находящиеся под властью другого государства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция № 4

Внешняя политика СССР в 1970-1985 гг.

1. Отношения со странами Запада.

1. Отношения со странами Запада.

Основные направления внешней политики СССР включали в себя:


- укрепление социалистического лагеря;
- стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами;
- поддержка международного коммунистического движения, национально-освободительных и революционных сил в третьем мире;


С 1957 по 1985 гг. министром иностранных дел СССР был А.А.Громыко.

1. Разрядка международной напряженности.

Конец 1960-х - середина 1970-х гг. знаменовались тем, что политика мирного сосуществования, провозглашённая на XXII съезде КПСС, стала наполняться реальным содержанием. Программа мира была выдвинута XXIV съездом КПСС (1971 г.) и дополнена XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.) съездами партии.

В целом она содержала следующие основные положения: запрещение оружия массового поражения и сокращение его запасов; прекращение гонки вооружений; ликвидация военных очагов и конфликтов; обеспечение коллективной безопасности; углубление и укрепление сотрудничества со


Начало 70-х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый к 1969 г. Советским Союзом военно-стратегический паритет с США.

Разрядка – качественно новый этап развития международных отношений, который характеризуется переходом от конфронтации к укреплению взаимного доверия, разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения силы и угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более тесным сотрудничеством в различных областях. Важнейшие звенья процесса разрядки: улучшение отношений между СССР, США и Западноевропейскими державами; ФРГ и странами Восточной Европы; СБСЕ; окончание Вьетнамской войны и др.

1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия.

1971 г. - Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей, океанов и в недрах.

Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией ( договор 1970 г. ) и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе).

В этот период происходит мирное урегулирование территориальных вопросов в Европе. В начале 1970-х гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией, в которых признавалась нерушимость границ в Европе, сложившихся после второй мировой войны.

В сентябре 1971 г. на основе четырехстороннего соглашения СССР, США, Великобритания и Франции был урегулирован статус Западного Берлина.

Практическими шагами на пути потепления международного климата являлись также двусторонние встречи глав СССР и США на высшем уровне (1972 г. - визит Никсона в СССР; 1973 г. - визит Брежнева в США; 1974 г. – визит Форда в СССР).

Были подписаны договоры общего характера: "Основы взаимоотношений между СССР и США"(1972 г.), "Соглашение о предотвращении ядерной войны", "Соглашение по мирному использованию атомной энергии".

Произошло снижение ядерного противостояния:

- Договора по ограничению стратегических вооружений - ОСВ-1 (1972 г.), ОСВ-2 (1979 г.) (в действие так и не вступил) - были установлены потолки наращивания стратегических вооружений;

- Договор об ограничении систем ПРО (1972 г.);

- Договор об ограничении подземных ядерных взрывов (не выше 150 килотонн) (1974 г.);

- Договор о ядерных взрывах в мирных целях и др.

Процесс разрядки был закреплен Хельсинским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе ( 1975 г. ). Европейские страны, в том числе СССР, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания, который зафиксировал военно-политическое и территориальное размежевание, сложившееся в мире после второй мировой войны. Важным итогом Хельсинки было обязательство следовать принципам взаимного уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела, что дополнялось договоренностями о соблюдении прав человека в странах-участницах.

Последующие встречи участников СБСЕ стали называть Хельсинским процессом, или движением СБСЕ. СССР расценил Хельсинки как свою крупную победу.

Деятельность СССР по реализации Программы мира повысила авторитет советского государства. К сожалению, советской дипломатии был присущ и ряд недостатков: дефицит открытости и гласности; необоснованная секретность о наличии химического оружия в СССР; отстаивание принципа самоконтроля за вооружением.

Основным противоречием международных отношений периода 1970-х гг. являлась не прекращавшаяся гонка вооружений, которую поддерживали, как Советский Союз, так и его потенциальные противники. Создание новых видов вооружений и содержание огромной армии изматывали СССР значительно больше, чем западные страны, которые обладавшие во много раз большим экономическим потенциалом. Так, рост военных расходов США со 122 млрд. долларов в 1979 г. до 284 млрд. в 1985 г. подтолкнул СССР к затратам за пятилетие на сумму более триллиона долларов.

На смену разрядки опять пришла гонка вооружений .

Основными причинами являлись:

Во-первых, идеологические стереотипы и догматизм мышления политиков всех стран. Об этом свидетельствовали следующие факты: а) стратегическая концепция "ядерного сдерживания", лежавшая в основе политики стран Запада; б) утверждение советского руководства о том, что мирное сосуществование является "специфической формой классовой борьбы"; в) понимание безопасности, как наращивания военной силы и вооружений и т.д.

Во-вторых, решение о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. В этой необъявленной 9-летней войне погибло 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. было ранено. Во всем мире это событие расценили как открытую агрессию. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном составе осудила действия СССР. Афганские события резко понизили авторитет СССР, привели к серьезному сужению его внешнеполитической деятельности.

В-третьих, решение советского руководства о размещении ракет средней дальности в Европе.

В итоге страна оказалась втянутой в изнурительную гонку вооружений.

Используя размещение в Восточной Европе советских ядерных ракет малой и средней дальности (с 1977 г.) и афганский фактор, Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР научно-техническую блокаду, используя Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный в 1949 г. в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны.

В 1980 г. американцы бойкотировали ХХII Олимпийские игры, проходившие в Москве (в ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе).

В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия.

В 1983-1984 годы - США размещают на территории ФРГ, Англии, Италии ядерные ракеты среднего радиуса действия.

В 1984 году СССР размещает в ГДР и ЧССР ядерные ракеты среднего радиуса (СС-20), наращивает танковые части в Европе, развертывает строительство авианосцев.

В результате, в начале 80-х гг. мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы).

Взаимоотношения СССР и развивающихся стран в годы "застоя" были наиболее деформированными. Всесторонняя помощь СССР 45-и бывшим зависимым странам осуществлялась, в основном, на безвозмездной основе. Хотя наша страна и не участвовала в их колониальном ограблении, негативное здесь заключалось в следующем: идеологизированность, поддержка режимов, заявляющих о социалистической ориентации; недооценка уровня развития этих стран; использование военной силы в стремлении удержать страны третьего мира в сфере социалистического лагеря. Крупным просчетом советского руководства стал ввод войск в Афганистан в 1979 г., приведший к мировой изоляции СССР.

Одним из наиболее крупных столкновений СССР и США была война во Вьетнаме, где с 1966 по 1972 г. США использовал свои сухопутные и воздушные силы. Количество Американских войск в Южном Вьетнаме - 550 000 (1968 г.). СССР добился прекращения бомбардировок и войны в целом.

СССР осуществлял последовательную поддержку национально-освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР.

Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. рублей.

СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая первое место в мире в течение последних 30 лет). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд. долларов (при этом, многие братские страны брали в долг, который исчислялся млрд. долларов).

В странах Азии, Африки и Латинской Америки противостояние СССР и США разворачивалось особенно широко, несмотря на разрядку. Соединенные Штаты, как и СССР, оказывало широкую помощь, в том числе военными специалистами, своим сторонникам в третьем мире. Эта борьба также отнимала у Советского Союза огромные средства.

В третьем мире интересы СССР столкнулись также с интересами Китая, который заметно укрепил здесь свои позиции.

Во второй половине 70-х годов СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Анголе, Мозамбике, Эфиопии).

В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Это была попытка изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство во главе с Брежневым понимало, что своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю.

Приоритетной задачей в этой области дипломатии стало укрепление пошатнувшихся в связи с десталинизацией позиций СССР в социалистическом лагере.

Возникла необходимость устранения угрозы распада социалистического содружества, особенно после событий в Чехословакии в августе 1968 г. , когда сюда были введены войска СССР, Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР, и в связи с событиями в Польше в конце 70-х гг.

СССР всеми средствами, включая безвозмездную финансовую помощь и, подчас, прямой диктат, стремился к развитию экономической и военной интеграции стран социалистического лагеря, прежде всего в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и Организации стран Варшавского договора.

Взаимоотношения СССР с социалистическими странами имели как успехи, так и недостатки.

Несомненными успехами стали:

1) Экономическое сотрудничество в рамках СЭВ, развитие интеграционных процессов, особенно в топливно-сырьевой и энергетической сфере (газопроводы "Дружба", "Союз", "Ямбург"; энергосистема "Мир"). В 1971 г. СЭВ была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего была прекращена.

2) Интернациональная помощь Вьетнаму от агрессии США.

3) Прорыв экономической и дипломатической изоляции Кубы.

4) Всеобщее признание суверенитета ГДР и прием ее в члены ООН.

5) Активное сотрудничество в рамках ОВД. Практически ежегодно в 1970-1980-е гг. проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 г. в рамках ОВД действовал Политический консультативный Комитет министров обороны.

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс.

Однако в отношениях с социалистическими странами имелись и недостатки :

1) Парадность и разговорный уровень решения проблем на многих встречах руководителей.

3) Экономическая, политическая и военная помощь польскому руководству с целью подавления антиправительственных выступлений в начале 80-х гг.

4) Разногласия между СССР и КНР дошедшие до вооруженных конфликтов на границе в 1969 г.

5) Противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД в конце 70-х - начале 80-х гг.

В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

В условиях, когда в странах Восточной Европы зрело недовольство советской политикой вмешательства, США в отношении стран Восточной Европы проводили собственную политику мирного проникновения, которая дала результаты уже к концу 70-х гг.


В рассматриваемый период продолжилось ухудшение отношений СССР с КНР и Албанией .

Конфликт с Китаем вылился в 1969 г. в вооруженное столкновение на пограничном острове Даманском, в ходе которого с советской стороны погибло 152 человека. В дальнейшем сохранялась опасность эскалации вооруженного конфликта, учитывая, что в идеологической сфере китайское руководство продолжало выступать против советского ревизионизма, а СССР, в свою очередь, критиковал китайский гегемонизм.

Итоги внешней политики:


1. За 1965-1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности.


2. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР.


3. В советской внешнеполитической концепции действовали тенденции, которые воспринимались на Западе как гегемонистские. Тезис о советской экспансии служил основой для сплочения государств иной социальной системы против СССР (прежде всего в рамках НАТО).


4. У советского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки первой половины 70-х годов.

5. Но к началу 80-х гг. СССР втянулся в очередной виток гонки вооружений, который еще более подрывал и без того ослабленную советскую экономику. Международный кризис, в значительной степени вызванный действиями СССР в Афганистане, поставил мир на грань новой мировой войны.

Читайте также: