Абашевская культура бронзового века кратко

Обновлено: 07.07.2024

КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ
3200/2900 гг. до н. э. - 2300/1800 гг. до н. э.
↓↓↓

АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРА

1800 - 1600 гг. до н.э.
Средний Дон (Воронежской обл.), Южн. Приуралье, респ. Марий Эл, Чувашия, Башкортостан



Абашевская культура Пепкинский могильник

Похожие петроглифы были обнаружены на Урале. На Урале, по все¬му протяжению горной гряды и предгорий, чрезвычайно богатая арийская топонимика. Например, "Урал" многими народами произ¬носится как "Орал", и это название не только горного массива, но и одной из крупнейших рек региона. Более того, на Южном Урале есть речка Орь, на берегах которой стоит город Орск. Исторические данные и топонимика совпадают тем самым с именем легендарного прародителя арийцев Оря (Ария). Арии (древнейшие индо-иранцы) начали функционировать под своим собственным именем только тогда, когда они уже отделились от предков хетто-лувийцев, иллирийцев, праэллинов, балто-славян, албано-фракийцев, армяно-фригийцев, прагерманцев и других древних подразделений индоевропейской языковой семьи. Само название "арийцы" происходят от санскр.aryja, т. е. верный, благородный (отсюда арабское понятие "неверный"). В Персии слово трансформировалось в airja и arija, откуда появилось Airjana - Иран, т.е. страна благородных, страна ариев. Слово "благородный" арийцами применялось исключительно для обозначения "своих" и означало полноправных людей, в отличие от покоренных народов или просто соседей.


На территории современной Воронежской области, Марий Эл, Чувашии и Башкирии (в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале) распространились племена абашевской культуры, которые, принадлежали к культуре шнуровой керамики и обнаруживали родственные связи со среднеднепровской культурой.

Культура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены её курганы.

Ведущими отраслями хозяйства населения культуры являлись патриархально-пастушеское подвижное бесстойловое скотоводство, металлургия и металлообработка бронзы, достаточно развитый гужевой колесный транспорт.

Фатьяновские племена (см. Сейминско-турбинская культура) окончательно поглощены наступавшими абашевскими племенами.

Места поселений абашевской культуры найдены лишь в Приуралье. На территории республики Башкирии расположены неравномерно и сконцентрированы на правобережье р. Белой. Здесь выявлены Береговский и Тюбякский комплексы памятников. Поселения размещаются на мысовых площадках надпойменных террас. Жилища представляют собой многокамерные наземные каркасные сооружения со слабо углубленным в материк котлованом и 2- или 4-скатной крышей из органических материалов: камыша, травы, коры.

Керамика изготовлена с добавлением мелкотолченых раковин, реже - растительных остатков, песка, шамота. В качестве основы выделяются горшечная и баночная формы. Этнографической особенностью посуды является колоколовидность. Встречаются сосуды специального (острореберные) и производственного (плавильные чаши) назначения. На поселении найдены изделия из металла (пластинчатые орудия: ножи, кинжалы, долота, топоры, тесла, наконечники копий, втульчатые крючья, шилья; украшения: браслеты, пронизи, подвески), кости (лощила, проколки, долота, пряжки), камня (топоры, песты, терочники, молотки, наковальни), кремния (наконечники стрел, скребки, ножевидные пластинки). Выявлены следы обработки металла (кусочки руды, шлак, капли бронзы, плавильные чаши). Абашевцы первыми начали разработку месторождений цветных металлов на Урале.

Подкурганные захоронения в ямах. Различаются простые земляные насыпи, курганы с каменными оградками, кольцевыми рвами и следами столбовых ограждений. Кроме простых грунтовых ям известны могильные камеры, оформленные изнутри камнем или деревом, в ряде случаев перекрытые сверху также камнем или деревом. Основные типы захоронений: трупоположение скорченно на спине, вторичные, коллективные. Важным элементом культуры абашевцев было коневодство. Они умели изготовлять колесницы. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте, скотоводстве и земледелии.
У абашевских племен был чрезвычайно развит культ огня и солнца (аналог зороастризма).

Взаимодействие с андроновской культурой

По образу жизни абашевцы были близки к племенам андроновской культуры. Абашевцы Южного Урала тесно контактировали с восточными соседями - андроновцами. Абашевцы заимствовали некоторые узоры андроновских племен для украшения глиняных сосудов. Такие сосуды найдены на раскопках Метевтамакского могильника. В то же время некоторые черты, свойственные культуре абашевцев, переходят к андроновцам. Именно этим объясняются многочисленные случаи находок абашевских металлических украшений в андроновских памятниках.

На рубеже 18 - 17 вв. до н.э. абашевские племена послужили одним из компонентов формирования раннесрубного и раннеалакульского населения степной и лесостепной обл. Северной Евразии. Европеоидный широколицый тип срубников хорошо представлен в абашевских погребениях.

В середине 2 тыс. до н.э. на юге Ярославского края распространились ираноязычные скотоводческие племенаабашевской культуры, пришедшие из Подонья. Они были не слишком многочисленны и достаточно быстро растворились в местном населении. Основными памятниками абашевской культуры являются круглые и овальные курганы, под насыпью которых располагались могильные ямы. Умерших укладывали на спину с подогнутыми ногами. Среди погребального инвентаря можно выделить плоские бронзовые топоры, копья с длинной втулкой, богато украшенные женские головные уборы, желобчатые браслеты и спиральные перстни. Своеобразна керамическая посуда: острореберные плоскодонные сосуды, похожие по форме на перевернутый колокол, горшки баночной формы и круглодонные сосуды, украшенные волнистыми линиями и вдавлениями.

На реке Нерехта у д. Сенинские Дворики (Ковровский район) раскопан единственный пока на Владимирской земле курганный могильник абашевской культуры (сер. II тыс. до н.э.). Это, вероятно, самые древние курганные насыпи, обнаруженные на территории края. Под насыпью абашевского кургана обычно располагалось несколько погребений. В могилах очень немного вещей, в основном, это глиняные сосуды, кремневые наконечники стрел, бронзовые ножи и редкие украшения (браслеты), керамика круглодонная или с плоским дном, по форме напоминающая перевернутый колокольчик (колоколовидные сосуды), орнамент (зигзаги "елочка") нанесен гребенчатым или зубчатым штампом. Так же, как и поздняковские племена, абашевцы занимались скотоводством. Основной арсенал культуры располагался далеко к югу и юго-востоку от Волго-Окского междуречья, однако отдельные группы абашевцев проникали на север, вплоть до Верхнего Поволжья. А курганы деревни Сенинские Дворики - одна из северо-западных точек расселения абашевских племен в Волго-Окском междуречье.



Керамика Абашевской культуры. Музей истории города Владимира

АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРА
арии
Средний Дон
18 - 17 вв. до н.э.
↓↓↓ СРУБНАЯ КУЛЬТУРА
1600 – 1200 гг. до н.э.
ПротоСкифы. Киммерийцы.
↓↓↓
ПОЗДНЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА
Бассейн рек Оки, Клязьмы
ХV- ХII вв. до н.э.

Памятники истории Владимирской области

Стоянка Сунгирь.
Стоянки мезолита Владимирской обл.
Верхневолжская культура. 5200 - 3500 гг. до н.э.
Культура ямочно-гребенчатой керамики (Льяловская культура и Балахнинская культура). 4200 - 2000 до н. э.
Волосовская культура. 3500 - 2200 - 1500 гг. до н.э.
Фатьяновская культура. 2200 - 1500 гг. до н.э.
Сейминско-турбинская культура.
Абашевская культура. 1700 - 1500 гг. до н.э.
Поздняковская культура. 1500 - 1200 гг. до н.э.
Культура сетчатой керамики.
Дьяковская археологическая культура и Городецкая культура были потомками культуры Текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы; оттуда дьяковцы (а ранее их предки — носители текстильной керамики) двинулись по берегам рек на запад.
Городецкая археологическая культура раннего Железного века.
Дьяковская археологическая культура раннего Железного века.
Ратьковский дьяковский могильник. Александровский р-н. Р.ж.в.
Городищи Раннего железного века.
Культура Рязано-Окских могильников.

АБА́ШЕВСКАЯ КУЛЬТУ́РА (в современных работах – абашевская культурно-историческая область или общность – АКИО), группы археологических памятников начала позднего бронзового века (кон. 3-го – 1-я треть 2-го тыс. до н. э.), известные главным образом в лесостепной и части степной зонах Восточной Европы, от востока Днепровского левобережья и верховий Северского Донца на западе до Среднего Поволжья и Южного Прикамья на севере, бассейна верховий Тобола и Урала на востоке, излучины Волги, где она сближается с Доном, на юге. Отдельные памятники – дисперсно в лесной зоне, до левобережья Верхнего Поднепровья, Западного Поочья, бассейна реки Нерль на северо-западе; Вятского Увала, р. Вычегда на северо-востоке. А. к. выделена В. Ф. Смолиным после раскопок в 1925 курганного могильника у села Абашево Чебоксарского района Чувашии. В рамках АКИО различают особые доно-волжскую, средневолжскую, уральскую абашевские культуры. Есть ряд попыток наметить локальные группы памятников и варианты культуры. Некоторые исследователи объединяют АКИО с синташтинской культурой в рамках т. н. абашевско-синташтинской общности.

Датировка: 17—10 вв. до н.э.

Получила название от курганной группы близ села Абашево Чебоксарского района Чувашии.

Культура развивалась в Подонье, Среднее Поволжье, Южный Урал.

Памятники культуры зафиксированы от Калужской области до южной Башкирии.

Абашевцы занимали территорию распротранения не сплош ным массивом.

Основные группы памятников абашевской культуры сосредоточены на территории Среднего Поволжья – в бассейне рек Илети, Цивиля, Свияги, низовьях Камы.

Предшествует срубной и андроновской культурам.

Абашевская культура, как и фатьяновская культура, по своему происхождению связана с среднеднепровской культурой и является развитием локального варианта срубной культуры. Европеоидный широколицый тип срубников хорошо представлен в абашевских погребениях.

Можно отметить своеобразие височных колец, аналогичных с находками на Северном Кавказе, что отражает южное влияние на абашевскую культуру.

О снову хозяйства составляло скотоводство, в т.ч. и коневодство. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте и земледелии.

Известны укреплённые поселения. Поселки состояли из слабоуглубленных в землю построек с двух- и четырехскатными крышами, крытыми камышом.

М еста поселений абашевской культуры найдены в Приуралье и на Дону. Множество курганных могильников. В курганах открыты захоронения с орнаментированной глиняной посудой, медными и серебряными украшениями. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте, скотоводстве и земледелии, а клады медных орудий — о значительном развитии металлургии. Они умели изготовлять колесницы. Абашевцы первыми начали разработку месторождений цветных металлов на Урале.

Погребальный обряд, являющийся одним из определяющих признаков археологической культуры, у абашевцев был весьма устойчив. Костяки лежали, как правило, на спине с подогнутыми ногами. Во время погребения ноги, по-видимому, были подтянуты пятками к тазу и стояли коленями вверх. Руки согнуты в локтях, кистями лежали на груди и тазовых костях, а иногда положены на плечи, редко вытянуты вдоль тела. Встречаются скорченные на левом и правом боку (Абашево, Васюковский могильник), а также вытянутые на спине (Абашево, Катергино). В большинстве своем покойники ориентированы головой на юго-восток и восток, в единичных случаях – на северо-восток и северо-запад, очень редко встречается южная ориентировка.

В керамике выделяются колоколовидные и баночные формы с прочерченным орнаментом; костяные дисковидные псалии с шипами свидетельствуют о появлении колесниц в степях Евразии.

У абашевских племен был чрезвычайно развит культ огня и солнца (аналог зороастризма).

П о образу жизни абашевцы были близки к племенам андроновской культуры.

Абашевцы Южного Урала тесно контактировали с восточными соседями — андроновцами. Абашевцы заимствовали некоторые узоры андроновских племен для украшения глиняных сосудов. Такие сосуды найдены на раскопках Метевтамакского могильника. В то же время некоторые черты, свойственные культуре абашевцев, переходят к андроновцам. Именно этим объясняются многочисленные случаи находок абашевских металлических украшений в андроновских памятниках.

Абашевские племена были представителями индоевропейской или индоиранской языковой общности. Нетюркские и нефинно-угорские древние элементы в чувашском языке являются наследием абашевских племен.

Абашевскую культуру с фатьяновской роднит не только сходство формы орнамента сосудов, но и способ захоронения покойников в грунтовых ямах, заложенных сверху настилом.

Существует генеалогическая связь абашевцев с балановцами и племенами срубной культуры.

Заметны совпадения территории распространения памятников культур балановцев и абашевцев, однотипных орудий и украшений (медные наконечники копий со свёрнутой втулкой, височные кольца из меди, бронзовые пронизи, вислообушные топоры и др.), сходство орнаментации (расположение узоров зонами, разделенными линиями, общие элементы орнамента – ромб, треугольник, зигзаг, прямоугольник, вертикальные полотнища, спускающиеся на стенки сосуда и др.); сходные черты погребального обряда (захоронения в скорченном положении в грунтовых ямах), преемственное развитие скотоводческого и земледельческого хозяйства и т.д. – все эти параллели достаточно убедительно говорят о генетических связях абашевцев с балановцами, между которыми существовали тесные культурные связи.

В начале формировании абашевской культуры немаловажную роль сыграли северные группы срубных племен, появившихся в Среднем Поволжье в середине 2-го тыс. до н.э. Европеоидный широколицый тип срубников хорошо представлен в абашевских погребениях.

В сложении абашевской культуры участвовали также местные (неолитические) элементы (вытянутые погребения в части абашевских могил).

Истоки абашевской культуры есть в Среднем Поднепровье, где в начале 2-го тысячелетия до н.э. получили распространение колоколовидные, реберчатые и цилиндрические сосуды с примесью раковины орнаментированные ямками, шахматным и метопическим узором.

Абашевская культура была генетически связана с ямной культурной общностью.

Абашевские племена не были потомками ни срубных, ни фатьяновских племен, а являлись особой группой со своеобразной культурой, оставившей яркий след в материальной культуре позднейшего финноязычного населения Поволжья.

П о соседству с абашевскими, к юго-востоку от них, обитали срубные племена, оставившие в южной части Среднего Поволжья большие курганы степного типа. Впоследствии группа срубных племен, отпочковавшаяся от основного массива, продвинулась на запад и проникла в бассейн р.Оки (поздняковская культура).

Около середины III тыс. до н.э. поздняя Ямная культура распадается на две крупные культурные области – Катакомбную на западе, между Днепром и Волгой, и Полтавкинскую на востоке, между Волгой и Уралом (XXV-XX вв. до н.э.). Несколько позднее на северной периферии этого культурного горизонта возникает Абашевская культура (XXII-XVIII вв. до н.э.), распространяющаяся от левобережья Днепра до Тобола. Абашевцы были скотоводами, державшими в основном крупный и мелкий рогатый скот. Известно более двухсот их поселений, которые, однако, были недолговечными. Абашевцы жили в больших двух- или многокамерных слабо углублённых в материк домах со стенами из отвесно поставленных столбов и двухскатной кровлей. Позднее появляются однокамерные дома с тамбурной частью. Ранняя керамика Абашевской культуры сходна с фатьяновской и балановской.

Своих мёртвых абашевцы хоронили под уплощёнными насыпями, вокруг которых часто возводились кольцевые или прямоугольные сооружения из столбов. Могильные ямы иногда облицовывались деревом или камнем. Тела укладывались на спину с вытянутыми или подогнутыми ногами, обычно головой на восток или юго-восток. Захоронения, как правило, бывают одиночными, реже коллективными, иногда встречаются кенотафы. В могилы клались части туш крупного и мелкого рогатого скота или шкуры с головой и ногами. Абашевские женщины хоронились в богатой одежде – особенно это касается служивших признаком этничности и статуса головных уборов, украшенных мелкими нашивными полукруглыми бляшками, проволочными пронизками и т.п.

Абашевцы разрабатывали месторождения богатых мышьяком медных руд урало-тобольского региона. Из меди и мышьяковой бронзы они производили украшения, пластинчатые орудия труда (ножи, серпы, скобели) и оружие (топоры, наконечники копий, кинжалы). Около половины абашевских металлических изделий (в основном украшения) сделаны из чистой меди с месторождений Юго-западного Урала, другая половина (в основном оружие и орудия) – из мышьяковой бронзы с месторождений Юго-восточного Урала, служивших позднее основным источником медной руды для синташтинцев.

В Среднем Поволжье абашевцы вступили во враждебные отношения с балановцами, отражениями которых являются балановские укрепления (например, Васильсурское городище в низовьях реки Суры) и братские могилы абашевских воинов. Самая известная такая могила (датируемая XXII-XX вв. до н.э.) была обнаружена в Пепкинском кургане на нижней Суре (северная граница Абашевской культуры). В могильной яме размером 10,2 х 1,6 м с деревянной облицовкой стен и деревянным перекрытием были захоронены 27 костяков мужчин и 2 отдельных черепа. Почти на каждом костяке имелись следы смертельных ран, нанесённых балановским оружием. С одним из мужчин был положен набор орудий труда металлурга-литейщика, в т.ч. литейная форма для отливки топоров, плавильные чаши, каменные наковальни, молоты и т.д. Погребальный инвентарь включал изделия, сделанные из меди, добытой на Таш-Казганском месторождении в Зауралье.

В бою, в ходе которого погибли абашевцы из Пепкинского кургана, должны были участвовать несколько сотен воинов. Подобная тревожная обстановка помогает лучше понять последовавшую вскоре милитаризацию степных культур, главным событием которой стало изобретение колесницы. Свидетельствующие об этом событии дисковидные конские нащёчники с шипами появляются в захоронениях позднего этапа Абашевской культуры. В число их лучших образцов входят два украшенных нащёчника из слоновой кости, найденные в основном погребении кургана № 2 Старо-Юрьевского могильника в Верхнем Подонье.

Вследствие продвижения абашевцев на восток (вероятно, в поисках месторождений меди) в Южном Приуралье возникает индоиранская Синташтинская культура (XXI-XIX вв. до н.э.). Из синташтинского ареала выходит Петровская культура Северного Казахстана (XIX-XVIII вв. до н.э.), носители которой, по всей видимости, были языковыми предками индоариев. После их ухода на юг место Петровской культуры занимает Алакульская, которую считают ранним этапом иранской Андроновской культуры (XVIII-XIII вв. до н.э.). Одновременно с Синташтинской культурой западнее неё в волжско-уральской лесостепи существует Потаповская культура (XXI-XVIII вв. до н.э.), из которой потом развивается Покровская культура, дающая начало Срубной культуре (XVIII-XII вв. до н.э.), ираноязычные носители которой постепенно распространяются на запад и занимают все степи Северного Причерноморья.

Таким образом, праиндоиранцы Абашевской культуры двигались не из степных областей Ямной культуры в занятые шнуровиками леса, а в противоположном направлении – из лесных областей культуры Шнуровой керамики в степи.

Носители Ямной, Афанасьевской, Полтавкинской и Катакомбной культур образуют по аутосомным генам единый кластер, от которого носители Синташтинской, Андроновской, Потаповской, Срубной и других родственных им индоиранских культур отличаются наличием примеси генов европейских неолитических земледельцев, которую шнуровики получили в Центральной Европе от захваченных ими в плен женщин культуры Шаровидных амфор и родственных ей культур. Отличие также наблюдается в мужских гаплогруппах. Как говорилось ранее, восточные ямники и афанасьевцы принадлежали в основном к линии R1b-Z2103 (R1b1a2a2). Та же линия преобладала у носителей Полтавкинской культуры. У четверых полтавкинцев из могильников Кутулук III, Грачёвка II, Николаевка III и Лопатино II (Самарская область), живших ок. 2925-2484 гг. до н.э., обнаружены линии R1b1a2a2 (мито H6a2), R1b1a2 (мито U2d2), R1b1a2a (мито H13a1a) и R1b1a2a2 (мито I3a). [4] Ещё двое, жившие в 2876-2666 и 2800-2000 гг. до н.э., оказались представителями линии R1b1a1a2a2. [5] У троих представителей Катакомбной культуры обнаружена линия R1b1a2. [6]

Что касается мужчин Синташтинской, Андроновской и других индоиранских культур, то они были носителями по преимуществу линии R1a-Z93 (R1a1a1b2a2). Эта линия обнаружена у двоих синташтинцев из могильников Буланово и Степное VII. То же исследование включало троих синташтинских женщин (из могильников Буланово, Большекараганский и Танаберген II). Мужчины и женщины были носителями материнских гаплогрупп U2e, J1, J2 и N1a. [7] Крупный синташтинский некрополь 2020-1750 гг. до н.э. был исследован в Каменном Амбаре V в 260 км к югу от Челябинска. Некрополь составляли 4 кургана, расположенные рядом с современной им крепостью. Мужские гаплогруппы были определены у 31 человека. Носителями R1a из них оказались 18 человек, у 10 из которых удалось более точно установить R1a-Z93 (R1a1a1b2), также имелись трое носителей R1, один – P1, двое – Q1a, один – I2a1a1a и пять – R1b (R1b1, R1b1a1a, R1b1a1a1, R1b1a1a2 и R1b1a1a2a2). [8]

В могильнике Кытманово (Алтайский край) были обнаружены останки четырёх андроновцев – одного мужчины и троих женщин. По материнской линии двое из них были представителями гаплогруппы U4 и ещё двое – U2e. У мужчины была установлена отцовская гаплогруппа R1a-Z93 (R1a1a1b2a2). [9] Более раннее исследование обнаружило у троих андроновцев из Красноярского края отцовские гаплогруппы R1a1 (2) и C(xC3) (1) и материнские гаплогруппы U2e, U5a1 и U4. [10] В недавной публикации данных двенадцати андроновцев из Красноярского края имеется по одному представителю гаплогрупп Q1a2 и R и десять представителей гаплогруппы R1a, из которых у троих удалось более точно установить линию R1a-Z93 (R1a1a1b2) и у одного – линию R1a-Z283 (R1a1a1b1). [11]

Генетиками были исследованы останки троих представителей Потаповской культуры 2200-1800 гг. до н.э. – двоих мужчин и одной женщины, обнаруженные у деревни Утёвка в Самарской области. Один мужчина имел отцовскую галогруппу R1a1a1b (и материнскую U2e1h), другой – отцовскую гаплогруппу P1, женщина имела материнскую гаплогруппу T1a1. [12] В более позднем исследовании те же самые мужчины указываются как носители гаплогрупп R1 и R1a-Z93 (R1a1a1b2a2a). [13]

Из 14 исследованных генетиками людей Срубной культуры, живших на территории современной Самарской области, 6 были мужчинами и 8 – женщинами. Все мужчины оказались носителями отцовской гаплогруппы R1a, у троих была более точно установлена линия R1a-Z93 (R1a1a1b2a2a). Мужчины и женщины имели материнские гаплогруппы H3g (2), J2b1a2a, T2b4, U5a1f2, U5a1, H5b, K1b2a, I1a1, T1a1, U5a1, H6a1a, U5a2a1 и H2b. [14]

По аутосомным генам синташтинцы попадают в четырёхугольник, образованный русскими Каргополя, Курска, Воронежа и Смоленска

По аутосомным генам синташтинцы попадают в четырёхугольник, образованный русскими Каргополя, Курска, Воронежа и Смоленска

Читайте также: