Натурфилософия дж бруно кратко

Обновлено: 03.07.2024

Эпоха Возрождения стала источником идей, которые в последствие породили предпосылки для формирования классического естествознания. Это произошло из-за мировоззренческой революции, которая способствовала перевороту мысли о мире, природе и месте человека в этой среде.

Основные концепции натурфилософии не оказывали прямого действия на развитие естествознания. Скорее они способствовали оживлению интереса к исследованию природы и желанию поиска свободного духа.

Зарождение натурфилософии

Переходный период от теоцентризма к пантеизму способствовал развитию идей натурфилософии. Именно в этот период появилось новое понимание Бога и природы. Бог – это что-то внутреннее, принадлежащее миру, а природа – это определённая субстанция, которая существует и реально, и потенциально, при этом соединяет в себе материю и форму.

Философы Эпохи Возрождения не допускали мысли о том, что в природе возможно творение из ничего, утверждая, что ничто не рождается и не исчезает.

Мыслители эпохи Возрождения, которые придерживались натурфилософских воззрений, говорили о целостном изучении природы. Но логично предположить, что понимание и изучение природы в целом, было скорее чем-то фантастическим, нежели реальным. Кроме того, огромное желание овладеть силами природы, стало источником увлечения магией, кабалистикой и даже пифагорейской мистикой чисел.

Каким бы удивительным это не казалось, но развитие естественных наук повлекло за собой и широкой распространение знаний паранаук. Здесь говорим об алхимии, магии, астрологии, в которых изо дня в день проводились определённые исследования и, более того, совершались важнейшие открытия.

Представители натурфилософии Возрождения

Бернандино Телезио

Ярким представителем натурфилософии эпохи Возрождения стал Бернандино Телезио (1509-1583). Он является основателем академии в Неаполе (Academia Telesiam). И всё это для того, чтобы изучать природу, основываясь на её законах. Ключевой труд Телезио – "О природе вещей согласно её собственным началам". Главная особенность этого сочинения в том, что оно написано с позиции гилозоизма. Имеются в виду представления о том, что всё материальное имеет душу. Его учение о "живой материи" гласит о том, что любой предмет и вещь внутри себя кроет духовную причину, которая соединяет её с всеобщим живым пластом субстанций.

Прибегал в своих суждениях Телезио и к алхимии. Так он трактовал чувственную сторону всеобщего познания. Говоря о том, что чувства и разум не имеют чёткой границы между собой. А скорее наблюдение за фикциями естественных процессов непротиворечиво возводит к усвоению духовных начал.

Своими способами познания, которые были основаны на опытах, Телезио оказал большое влияние на Дж. Бруно и Ф. Бэкона, который является основоположником эмпиризма Нового времени.

Джироламо Кардано

Джироламо Кардано (1501-1576) натурфилософ эпохи Возрождения. Однако эго деятельность в сфере философии – это, скорее ядро всей его деятельности в других науках и окончательный результат его исследований в математике, астрологии, алхимии, медицине, физике, инженерии, психологии и многих других областях. Нельзя недооценивать его достижения в алгебраической науке. Он исследовал теорию рычагов и теорию передачи движения.

Формула Кардана – способ решения неполного кубического уравнения. Авторство принадлежит именно Джироламо. А также понятия "карданный механизм" и "карданная передача".

В основе его натурфилософии лежат принципы пантеизма, разбавленные мистическими представлениями о мире и природе.

В своих трудах Кардано говорил о существовании материи, и при этом оспаривал положения схоластики о том, что материя Вселенной вечна. ОН утверждал, что космос состоит из "тончайшей материи" и она имеет способность принимать различные формы. Вселенная, по его мнению, это единое целое, а предметы, из которых она состоит, неразрывно связаны между собой и синтезируются в единство. А активное жизненное начало есть единство мироздания, которое достигается посредством мировой души.

Современники знали его как астролога-теоретика. Его авторство носят несколько сочинений по астрологии. Более того, он изучал религию, опираясь на астрологические знания, тем самым, достаточно элементарно, объясняя происхождение, расцвет и упадок религий, выдвигая мнение о том, что всё зависит от влияния небесных тел.

Из сочинений Джироламо Кардано: "Законы религий проистекают от Бога, но их образ действия зависит от планет и звезд".

Он является составителем гороскопов епископов, кардиналов, пап, а также Христа и Мухаммеда.

В этой связи назревает вполне уместный вопрос: "Насколько совместимы научные исследования с астрологией?" Говоря о естествознании и астрологии с точки зрения научного естествознания, можно смело сделать вывод о том, что они не имеют ничего общего. Но для исследователей эпохи Ренессанса мистика и астрология органично соединялись с изучением природы.

Астрологические исследования И. Кеплера, который сделал открытия на тему "Движения планет" и изучения И. Ньютона в области естествознания невозможно не оценивать высоко, хотя оба они были величайшими мистиками.

Джордано Бруно

Советская история гласит о том, что Бруно вёл жёсткую борьбу с ретроградными церковными догмами, кроме того говорилось о том, что его казнили за его научные убеждения и пристрастия к новой гелиоцентрической системе мира, которую создал Коперник.

Хотя с исторической точностью можно говорить о том, что эти убеждения Бруно интересовали инквизиторов меньше всего. Убеждения о том, что церковь преследовала Бруно за причастность и принадлежность к новой науке полностью ложные. Всё потому, что во время процесса церковь не имела реальных доказательств и положительная или отрицательная оценка была невозможно, поскольку теория по астрономии Коперника была запрещена только в 1616 г.

Настоящая причина его казни заключалась в его связи как еретика с протестантами.

Бруно был настроен показать свои сочинения Папе, и он надеялся, что последний даст своё одобрение на проведение реформы католической церкви. Он говорил о том, что чувствует в себе силы бороться, и уверен в своём исключительном призвании.

Джордано Бруно писал: " …знаю больше, чем апостолы, и сумею, если захочу, сделать так, чтобы во всем мире была одна религия".

Но ничего у него не получилось, поскольку от был осуждён за свою связь с протестантами и еретические взгляды.

Одним из самых ключевых трудов в области естествознания Дж. Бруно было учение о бесконечной Вселенной "О бесконечности, Вселенной и мирах". Его теория по космологии не была похожа на средневековые или античные представления. В античные времена и Средневековье учёные полагали, что у космоса есть конец. Вселенная в представлениях Бруно не имеет конца и предела.

Он не ограничивается представлениями о космосе, которые были характерными до него. Он смело выдвигает мнение о том, что из-за своей бесконечности Вселенных может быть бесконечное множество подобно нашей. Кроме того, он выдвинул неоспоримый аргумент о том, что конечный мир ограничивается конечным благом, а бесконечный мир есть бесконечное благо. В виду этого, Бруно с лёгкостью опровергает мнение Аристотеля о понятии абсолютных мест: абсолютного верха, низа и т.п. Вместе с этим вводит новое понятие в физическую науку – относительность всякого места.

Бруно разрушает целиком конечный космос Аристотеля и его систему абсолютных мест. Этим самым он создаёт предпосылки для формирования идей об относительности всякого движения. Таким образом, учёный подрывает все принципы системы физики Аристотеля и наглядно показывает тщетность геоцентрической системы мира. Также как и Коперник, Бруно стал основоположником идей, которые послужили твёрдой почвой для нового научного естествознания.

Бруно обучал мненотехнике,много путешествует по Европе,много конфликтует,вспыльчив,самоуверен. Отрицает Троицу,считает ,что Иисус-высший маг,он не воскресал.Отвергает все христианские догмы,за что и был сожжен.

с име­нем связан решающий поворот в утверждении новой космологии.

Манада-точка,атом.

Вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр — его звезда.

Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало.

Если в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. Героический энтузиазм(Погружение в Бога) Бруно-стремление человека слиться с природой и следовательно с Богом

Вопрос 29 Политическая философия Никколо Макиавелли

О Человеке

Природа человека постоянна и вечна. Люди корыстны, жестоки, эгоистичны, погрязли в пороках. Правильный политик должен уметь играть этими пороками. Природа наделила человека потребностями и влечениями, но не дала средств. Для человека самое важное –это собственность- Человек скорее переживет смерть отца, чем потерю имущества. Главное в человеке-способность к деятельности.Человек несовершенен.

О фортуне и Virtu

Новаторство Макиавелли




Его концепция опиралась на осмысление истории политики древних государств. Макиавелли освободил политику от церковной морали, сделал ее светской. Отделил политику от религии и морали. Считал, что гос-во должно строиться на полном подчинении, все должны бояться своего правителя, при этом должна обеспечиваться безопасность имущества и личности. Идеала гос-ва у Макиавелли нет. Нужна монархия а не аристократия. Связывает политику с психологией, нужно знать специфику характера людей, чтобы понять их поступки. Религия должна служить политике. Предметом политики считал власть во всех ее проявлениях.

Вводит термин-стата-гос-во и гос.интерес(он оправдывает все)

Об истории

Нужно изучать историю, чтобы предвидеть будущее. История-это борьба групп сословий, личностей, а не божественный промысел. Считал, что падение Рима-это не божественный промысел, а воля людей, кризис гражданской религии.

О государе

Государь должен вызывать страх и любовь. Животные, которым должен быть подобен государь-лев, лиса. Он должен иметь конкретную позицию, ведать военными делами, поощрять свой народ. Лучше быть скупым, чем разорять свой народ.

Нужно КАЗАТЬСЯ щедрым, добродетельным. Некоторые дела можно доверять подчиненным, чтобы в случае чего можно было обвинить их.

Государь должен учитывать опыт предшественников, быть стойким в своих решениях и не метаться туда сюда. Не вызывать ненависти и презрения.

Войска

Наймные, союзнические, свои(самые надежные)

Советники

Об уме правителя судят по людям, которых он к себе приближает. Хороший советник не ищет выгоды для себя, а думает о государстве. Государь должен отобрать несколько мудрых людей которые будут ему высказывать все, что они думают, но только тогда ,когда он их об этом спросит. Нужно выслушать их совету ,но решение принять самому. Советоваться только тогда, когда этого хочет сам государь, а не другие.

Сословия
знать(вельможи-заботятся о гос-ве, из них нужно выбирать советников и феодалы-паразиты общества, делают все для себя, не заботясь о гос-ве)-хочет подчинить народ и народ(не все население и не низы общества, это более богатая часть горожан-купцы)-не хочет подчиняться

Народ-опора государя. Государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать. Знать нужно держать в узде и не вызывать ненависти в народе. Для народа важна частная собственность.

Восток- знать-чиновники, захватить власть сложно, но легко удержать. Запад-захватить власть легко, но трудно удержать, тк знати много и она может свергнуть того, кого ранее поддерживала.

Церковь и религия

Религия обязательна для построения гос-ва. Христианство-негативно, тк оно не способствует формированию сильной личности, направлено на терпение и небесную жизнь, а не на подвиги и действие.

Религия необходима для объединения народа. Идеальная религия-язычество, тк оно воспитывало активность и делала человека могущественным.

Папство-причина упадка гос-ва. Правители церковного гос-ва на самом деле не управляют им, им управляет церковь. Религия важна как орудие.

ПАТРИОТИЗМ-НОВАЯ РЕЛИГИЯ. ГОСУДАРСТВО-НОВАЯ ЦЕРКОВЬ

Бруно обучал мненотехнике,много путешествует по Европе,много конфликтует,вспыльчив,самоуверен. Отрицает Троицу,считает ,что Иисус-высший маг,он не воскресал.Отвергает все христианские догмы,за что и был сожжен.

с име­нем связан решающий поворот в утверждении новой космологии.

Манада-точка,атом.

Вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр — его звезда.

Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало.

Если в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. Героический энтузиазм(Погружение в Бога) Бруно-стремление человека слиться с природой и следовательно с Богом

Вопрос 29 Политическая философия Никколо Макиавелли

О Человеке

Природа человека постоянна и вечна. Люди корыстны, жестоки, эгоистичны, погрязли в пороках. Правильный политик должен уметь играть этими пороками. Природа наделила человека потребностями и влечениями, но не дала средств. Для человека самое важное –это собственность- Человек скорее переживет смерть отца, чем потерю имущества. Главное в человеке-способность к деятельности.Человек несовершенен.

О фортуне и Virtu

Новаторство Макиавелли

Его концепция опиралась на осмысление истории политики древних государств. Макиавелли освободил политику от церковной морали, сделал ее светской. Отделил политику от религии и морали. Считал, что гос-во должно строиться на полном подчинении, все должны бояться своего правителя, при этом должна обеспечиваться безопасность имущества и личности. Идеала гос-ва у Макиавелли нет. Нужна монархия а не аристократия. Связывает политику с психологией, нужно знать специфику характера людей, чтобы понять их поступки. Религия должна служить политике. Предметом политики считал власть во всех ее проявлениях.

Вводит термин-стата-гос-во и гос.интерес(он оправдывает все)

Об истории

Нужно изучать историю, чтобы предвидеть будущее. История-это борьба групп сословий, личностей, а не божественный промысел. Считал, что падение Рима-это не божественный промысел, а воля людей, кризис гражданской религии.

О государе

Государь должен вызывать страх и любовь. Животные, которым должен быть подобен государь-лев, лиса. Он должен иметь конкретную позицию, ведать военными делами, поощрять свой народ. Лучше быть скупым, чем разорять свой народ.

Нужно КАЗАТЬСЯ щедрым, добродетельным. Некоторые дела можно доверять подчиненным, чтобы в случае чего можно было обвинить их.

Государь должен учитывать опыт предшественников, быть стойким в своих решениях и не метаться туда сюда. Не вызывать ненависти и презрения.

Войска

Наймные, союзнические, свои(самые надежные)

Советники

Об уме правителя судят по людям, которых он к себе приближает. Хороший советник не ищет выгоды для себя, а думает о государстве. Государь должен отобрать несколько мудрых людей которые будут ему высказывать все, что они думают, но только тогда ,когда он их об этом спросит. Нужно выслушать их совету ,но решение принять самому. Советоваться только тогда, когда этого хочет сам государь, а не другие.

Сословия
знать(вельможи-заботятся о гос-ве, из них нужно выбирать советников и феодалы-паразиты общества, делают все для себя, не заботясь о гос-ве)-хочет подчинить народ и народ(не все население и не низы общества, это более богатая часть горожан-купцы)-не хочет подчиняться

Народ-опора государя. Государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать. Знать нужно держать в узде и не вызывать ненависти в народе. Для народа важна частная собственность.

Восток- знать-чиновники, захватить власть сложно, но легко удержать. Запад-захватить власть легко, но трудно удержать, тк знати много и она может свергнуть того, кого ранее поддерживала.

Церковь и религия

Религия обязательна для построения гос-ва. Христианство-негативно, тк оно не способствует формированию сильной личности, направлено на терпение и небесную жизнь, а не на подвиги и действие.

Религия необходима для объединения народа. Идеальная религия-язычество, тк оно воспитывало активность и делала человека могущественным.

Папство-причина упадка гос-ва. Правители церковного гос-ва на самом деле не управляют им, им управляет церковь. Религия важна как орудие.

Путь мыслителя от рождения до смерти

фото 631

Биография Джордано начинается в 1548 году, когда он родился в итальянском городе Нола. Детские годы мальчик провел за созерцанием природных процессов. Десятилетним юнцом переехал к родственникам, у которых продолжил обучение на пансионной основе.

Но спрятаться на родине у мудреца не получилось, поэтому Джордано отправился в Париж. Франция встретила писателя, научного исследователя радушно, с уважением. Благодаря неординарным идеям, особому опережающему действительность взгляду на вещь философа заметил Генрих III, который тогда был французским правителем. Король дает Бруно звание экстраординарного профессора, позволяет (спонсирует) продолжать ученому свою деятельность. Преследование католической церкви вынуждает беглеца покинуть Францию, перебраться в Англию. Но и там монашеский орден не позволяет философу спокойно жить.

Роль материи в познании мира

Философия нужна для созерцания сути окружающего мира, так считал мыслитель и описывал в своих трудах. Но познать природу способен тот, кто ищет Господа в каждой ее частичке.

Близкой по духу для философа стала концепция Коперника, которая разбивала о камни теорию католичества о неподвижности, конечности мира, нахождении Земли в его центре. Бруно, вдохновленный концепцией, выдвинул новое видение бесконечности Вселенной, ее ограниченности во времени и пространстве. Пантеизм, как единение Бога и мира, у Джордано Бруно получил продолжение в бесконечности космической материи. К тому же религиозной теории замкнутости мира мудрец противопоставил теорию его множественности и однородности, где у каждого есть центр, отдельная история развития, но все они подчиняются одним законам, состоят из подобных элементов, подвержены общему движению.

Философ одним из первых предположил существование разумных существ на других планетах.

Его идеи оставались лишь предположением, пока современная наука, оснащенная гениальными изобретениями, не подтвердила его догадки.

Метафизическая философия

Космология мыслителя опередила свое время. Его по праву можно называть предшественником, а по большому счет даже основателем современных наук (физики, математики, астрологии), философии. Идеи мудреца были необъяснимы, смелы, считались мятежными, но впоследствии оказалось, были настолько точны, что на них стали основываться многие научные деятели.

Метафизика в философии неоспоримо сложна, многозначна. Она является направлением философской мысли, занимающимся развитием технических наук, их взаимосвязи с гуманитарным осознанием. Так как для направления характерна определенная особенность, а именно изучение неизменных вещей, то метафизика Бруно была ориентирована на осмысление мира, материи, космоса, роли божественного начала.

Она стала соединяющим мостом между теориями Николая Кузанского и идеями Спинозы, оказала колоссальное воздействие на развитие классического европейского идеализма.

фото 632

Понятие натурфилософии

Натурфилософия подразумевает философствование о природе. Во времена Джордано понятие природы и Бога имели тесную связь. Бруно полагает, что именно природа посредством материи олицетворяет Бога в вещах.

По мнению мудреца, материальная природа одушевлена, а духовным первоисточником выступает Мировая душа (аналог Творца). Она выступает двигателем каждой материальной частицы, всеобщим разумом. Материя с душой, являясь антиподами, непостижимо образуют единое целое, объединяясь в бесконечном разнообразии Солнечной системы.

Природа у мыслителя выступает непостижимой самостоятельной Вселенной, единым независимым бытием, подчиняющимся исключительно собственным законам. Творческим потенциалом, источником динамики является сама природа.

Дуалистический взгляд на причины или начала

Философия Возрождения гласит – Бог есть начало мироздания. Джордано Бруно выражал основные идеи о первоначале иначе: изначальная причина и изначальное бытие едины в лице Всевышнего, но различны в природе. Объяснение — первопричиной является универсальный разум, воплощающий задумки природы, а первоначалом есть материя, подчиняющаяся разуму, интерпретированная им.

На момент рождения Солнечной системы мировым интеллекта в качестве первой идеи была выбрана материя не внешняя, а внутренняя. Это сделало ее одухотворенной, способной воспроизводиться в различные формы без помощи разума.

Цикличность и завершенность природы в учении Бруно

Философия цикличности и завершенности природы, в учениях мыслителя отличалась от однобоких толкований данного вопроса остальных деятелей эпохи Возрождения целостностью изложения. Концепция мыслителя заключается в следующем: каждая материя обладает универсальным разумом, который уже определил свое место. Он классифицировался, подчинил себе видоизменение, динамику материи. Это объясняет природную логичность, законченность. По этому принципу каждая частица совершает личный цикл существования, после чего опять становится материей.

Литератор предположил существующий физический кругооборот вещей в природе, который на тот момент узколобой инквизиции казался ересью. Гибель ученого не предотвратила развитие научного общества, потому что произведения мудреца все равно дошли до читателей.

Единство философских понятий

Философия поэта имела отчасти мистический оттенок, потому что только мистика могла объяснить непостижимые предположения, чем направила на себя ненависть религии. Вечный спор науки, философии, религии породили у Джордано философскую мысль о том, что божество является слиянием бытия и формы, материи и разума, данные понятия равны между собой в Творце. Без их единства мир не был бы единым целым, представляющим собой постоянно трансформированную материю, подчиняющуюся общим законам.

Сущность естественного подобия

Джордано последовал за философом Кузанским и астрономически направленным Коперником. Развивая их теории, он предполагает, что реально существующие в мире противоположности совпадают, то есть являются неопровержимым тождеством. Данное тождество олицетворяет Бога, материю, которые находится везде и нигде, являясь не обособленной сущностью, а единой общностью.

фото 633

По мнению Бруно, по-настоящему верующий человек должен познать законы движения, а божья воля заключается в природном законе, благочестии души, красоте вещей. Желание осознать естественное подобие разума (материи) и Бога – высоконравственный удел. Слепая вера нужна для управления глупыми людьми.

Постоянство и изменчивость природы

Учение материалиста основывается на познании природы, а целью выступает установление за выраженной внешне изменчивостью материи постоянства природных законов. Этот процесс не имеет конца, так как в нем проявляет свою сущность цикличность.

Утверждение Джордано об одновременном существовании универсального интеллекта, материи, нахождении их повсюду, но неизвестно где, является стимулом к преображению, умению противоречиво мыслить, искать истину в противоположных вещах, находить постоянство в изменчивости.

Такой реформаторский подход к познанию ознаменовал, отрыв от средневекового мировоззрения, переход к новому этапу развития.

Джордано Бруно прославился как активный пропагандист идей Николая Коперника о том, что не Земля, а Солнце является центром Вселенной. Но он пошел дальше, развил и уточнил эту теорию, подведя под нее философскую основу.

Последователь Коперника

Джордано Бруно

Из чего состоит Вселенная?

Божественная природа

Имеются сведения и о том, что Бруно увлекался мистическими учениями: так, он часто упоминает имя Гермеса Трисмегиста — мифического мудреца, учение которого, составленное из философии, магии и астрологии, категорически не одобрялось католической церковью. При этом, споря с оппонентами, Бруно приводил научные доводы, основанные на расчетах и наблюдениях. Правда, сам он был скорее талантливым и харизматичным лектором, нежели кабинетным ученым.

Усваивать и удерживать в памяти колоссальное количество информации Джордано Бруно помогало владение мнемоническими техниками — приемами запоминания информации, в основном путем ассоциаций.

Читайте также: