Натуральное хозяйство это в древней руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием ( VI в.).

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.

Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г ., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

Социально-экономическое развитие Киевской Руси X-XI вв.

Сельское хозяйство Киевской Руси X-XI вв.

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие:

  • на юге - плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов;
  • на севере — сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми.

Выращивали, главным образом, зерновые культу ры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.

Севообороты в Киевской Руси:

  1. двухпольный ( вся масса обрабатываемой земли делилась на две части: одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая "отдыхала" — находилась под паром);
  2. трехпольный (помимо пара и озимого (засевается осенью) поля выделялось еще и яровое - засеваемое весной).

На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.

У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.

Ремесло Киевской Руси X-XI вв.

Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов:

  • оружейное,
  • ювелирное,
  • кузнечное,
  • гончарное,
  • ткацкое,
  • кожевенное.

Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

Торговля Киевской Руси X-XI вв.

Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо. Причина - господство натурального хозяйства.

Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, которое обеспечивало безопасность торговых путей и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках.

В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями.

Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников — оружейников и злато кузнецов, рабов.

В Киевскую Русь ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.

Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой — страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.

Общественный строй Киевской Руси X-XI вв.

Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках, поэтому вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным.

Большинство ученых поддерживают мысль академика Б.Д. Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IX в. ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси.

Феодализм Киевской Руси характеризуется:

  • полной собственностью феодала на землю;
  • неполной собственностью феодала на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения.

Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.

Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам. Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Рост экономического и политического могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев.

Категории населения Киевской Руси X-XI вв. :

  1. люди или смерды - свободные крестьяне, зависимые лишь от государства и великого князя;
  2. закупы - люди, получившие от землевладельца купу — помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами;
  3. рядовичи - люди, заключивший с феодалом определенный договор — ряд и обязанные выполнить различные работы согласно этому ряду;
  4. холопы или челядь - рабы, прежде всего, пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.

Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община — вервь . Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ.

Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем .

Вотчина в Киевской Руси X-XI вв.

Вотчина - основная ячейка феодального хозяйства , которая включала:

  • княжескую или боярскую усадьбу и
  • зависимые от нее общины-вервеи.

В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки.

Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие — тиуны и ключники , во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин .

Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.

Городское население также попадало в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слободами.

Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег — превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества.

Расцвет Древнерусского государства

В княжение Владимира Святославича (980-1015). к Древнерусскому государству были присоединены восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.

Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования.

Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь-бога, Хорса, Стрибога, Семаргла и Мокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком киевском холме. Возглавлял пантеон Перун—бог громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось.

Однако языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы, не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.

Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г . было принято христианство в православном его варианте. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения.

Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.

Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.

Князья Древней Руси

Один из сыновей Владимира, Святополк (1015-1019), захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев — Борис ростовский, Глеб муромский и Святослав древлянский.

Занимавший престол в Новгороде Ярослав Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054).

В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский.

В результате этой усобицы в коне чном итоге государство было поделено на две части:

  • область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу Тмутараканскому ,
  • территория западнее Днепра осталась за Ярославом Владимировичем, Великим князем Киевским (1019-1054) .

После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав (впоследствии - Мудрый) стал единодержавным князем Киевской Руси.

Время Ярослава Мудрого — это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью.

Первые признаки раздробленности Киевской Руси X-XI вв.

В Киевской державе каждый отдельный князь считался только временным владельцем княжества, которое доставалось ему по очереди старшинства. После смерти великого князя на его место "садился" не его старший сын, а старший в роду между князьями. Его освободившийся удел доставался также следующему по старшинству среди остальных князей. Таким образом, князья передвигались из одной области в другую, из менее в более богатую и престижную. По мере увеличения княжеского рода расчет по старшинству становился все труднее. В отношения князей вмешивалось боярство отдельных городов и земель. Способные и даровитые князья стремились подняться выше старших родичей.

После смерти Ярослава Мудрого Русь вступила в период княжеских усобиц . Однако о феодальной раздробленности в это время говорить еще нельзя. Она наступает, когда окончательно сформировываются отдельные княжества — земли со своими столицами, а на этих землях закрепляются свои княжеские династии. Борьба же между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого была еще борьбой, направленной на поддержание принципа родового владения Русью.

Каждая крестьянская семья производила для себя практически всё необходимое. Женщины пряли пряжу, затем ткали полотно и шили одежду. Мужчины изготавливали деревянную обувь, которую потом обшивали кусками кожи. Дети плели лапти.

1566px-Velazquez-las_hilanderas.jpg

Обычно в деревне единственным ремесленником был кузнец, который ковал для односельчан ножи, косы, серпы и другой инвентарь. С ним крестьяне расплачивались продуктами, которые сами же и производили.

Система, когда каждая семья обеспечивает себя всем необходимым для жизни, называется натуральное хозяйство .

И всё-таки даже в условиях натурального хозяйства торговля постепенно развивалась. Например, очень многим приходилось покупать соль. Феодалы покупали оружие, тонкие ткани для своих жён и дочерей, красивую посуду и многое другое.

Деятельность Петра I ещё при жизни по-разному оценивалась его современниками. И после смерти Петра не продолжали утихать споры. Одни называли его великим реформатором, который превратил Россию в крупную и сильную европейскую державу. Другие обвиняли в попрании традиций, обычаев, в разрушении национальной самобытности. Но одно несомненно - это была сильная, яркая личность, оставившая весомый след в истории России, страны, которую он так преданно любил. Велик Пётр , велики его дела!

Вопросы, по которым возникают споры

· Была ли деятельность Петра 1 подготовлена всем предыдущим ходом развития России?

· Реформы Петра - это только реакция на изменившуюся внешнюю обстановку или они были объективно необходимы стране?

· Насколько цели преобразований соответствовали тем огромным жертвам, которые были принесены во время их проведения?

Положительные оценки

· Историки 18 в.- (В.Татищев, И.Голиков, П. Шафиров и др.) видели в Петре 1 идеального монарха.

Отрицательные оценки

· Славянофилы были уверены, что у России свой путь развития, а Пётр I свернул с него.

Сочетание положительных и отрицательных оценок

· В советское время историки называли Петра I выдающимся историческим деятелем. Однако отмечали, что его преобразования усилили классовую борьбу, так как проводились насильственно, с использованием труда огромного количества крестьян.

· Многие современные учёные, положительно оценивая реформы Петра I, подчёркивали, что они проводились сверху, часто при сопротивлении широких слоёв общества(Н.Павленко, К.Анисимов).

В учебниках истории культуры народы условно делятся на земледельческие и скотоводческие. Условно, поскольку многие народы в разное время меняли основной род занятий, да еще и успешно сочетали то и другое. Мало того, эти виды деятельности могут быть и прямо взаимосвязаны. Как взаимосвязаны, наверное, все сферы экономики.

В чем особенность экономики Древней Руси? Снова не как у всех!

Сейчас речь о Руси, которая нам как бы ближе… Но все равно это скорее пример. Мы, конечно, выбиваемся из общего ряда из-за отличающихся условий, но ход развития определяется общими закономерностями.

На Руси природные условия располагают, по сути, лишь к промыслам. И ими занимались все. Сочетая с земледелием, поскольку зерно было, в общем-то, основным продуктом питания. Но хотя выжить на одном хлебе (не современном, естественно, а традиционном!), наверное, можно — это не очень радостно и здорово. Поэтому выращивали разные культуры, главным образом зерновые. Для изготовления тканей выращивали лен и коноплю.

Собирали в природе съедобные плоды, дикий мед… Дикий — не потому, что не умели содержать пасеки, просто дикого было в достатке. Так зачем лишние усилия?

Охотились, ловили рыбу, держали скот. В который раз напомню: все это не от избытка сил и времени. Тем более, не для роскоши. Короткий период полевых работ вынуждал браться за все доступные возможности.

Земледелие и скотоводство обеспечивают основу жизнедеятельности — питание. И именно они, прямо зависящие от климата, здесь невыгодны. И скотоводство! Выпас, заготовка корма на зиму — все это возможно в теплое время года. Причем сезон заготовки корма совпадает со сбором урожая, а в холодном климате времени на все это не так много!

Один из факторов — неразвитость коммуникаций. Огромные малонаселенные пространства и неблагоприятный климат — строить и поддерживать в исправности дороги попросту невыгодно! И некому — рассеянное население плотно занято хозяйством. И свободного времени короткий земледельческий период не оставляет. И брать дань — одно, а собрать вольное население на работы — совсем другое.

Наконец, используемые для торговли и полюдья пути проходят по рекам. Для международной торговли их достаточно! Населению тоже дороги без надобности.

И денежное обращение не развито. Наличных немного, дань выгодней брать продуктами промыслов — они же и продукты экспорта.

А раз торговля не развита — и производство не специализируется. Условно говоря, каждому приходится обеспечивать себя самому.

Понятна поголовная занятость всем сразу! И дань собирается прежде всего продуктами промыслов, которые Рюриковичи (неважно, скандинавы они или славяне) затем экспортируют. И в 17 в. торговля пушниной составляла основной доход казны.

Кстати, долгое время важной статьей экспорта был мед… Торговать же зерном можно при наличии излишков и спроса.

С излишками дела обстояли неважно. В средневековье урожайность на Руси примерно равнялась европейской, а особого спроса не было. Городское население очень долго отличалось от сельского только местом жительства. В отличие от Европы, на Руси не произошло разделения труда между городом и селом.

То есть даже будь возможность (на практике очень ограниченная) повысить урожаи, сбывать излишки было бы некуда. Почему? Это прямо связано с особенностями развития городов на Руси. Но города Древней Руси — вопрос отдельный…

А повышение урожайности в условиях Руси требовало неоправданно больших усилий. Экстенсивное земледелие с постоянной распашкой новых земель оказывалось куда выгоднее высокотехнологичного, с активным удобрением почвы и поисками новых способов ее обработки. Сложные орудия дороги, денег у населения мало. Новые же технологии — это всегда риск, а на Руси рисковать в земледелии смертельно опасно.

Все взаимосвязано! Чтобы выйти из замкнутого круга, нужны серьезные внутренние перемены или внешний толчок.

И хотя даже в богатейших русских лесах дичь иссякала, пушнина и другие продукты промыслов были основой русского экспорта еще как минимум при Иване Грозном. А ведь способы промыслов сравнимы с земледелием: искали не новые способы, а новые земли. Земледельцы двигались в леса и южные степи. А степи контролируются кочевниками, и правительству приходится отвоевывать их.

На восточном направлении настолько всерьез воевать не приходится. Зато там — совсем неизвестные и необжитые земли, которые заодно и осваивают… На юг движется земледельческое хозяйство, на восток — промысловое.

А дороги… Прежде всего, осваиваются нужные правительству пути. То есть — внешнеторговые. Например, к Архангельску, через который в 16 в. идет торговля с Англией.

И эта традиция, как многие другие, затянулась надолго. По сути, уже в 19 веке, в Крымскую войну, Россию сильно подвело отсутствие нормальных коммуникаций для снабжения армии…

Читайте также: