Литература во второй половине 18 века в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эпоха Просвещения — один из ключевых периодов в европейской культуре XVIII века, тесно связанный с развитием науки и философии. Базой для нового общественного движения выступили идеалы гуманизма и свободомыслия.

Есть несколько теорий хронологических границ эпохи Просвещения. В соответствии с самой распространенной она началась в 1688 году с восшествия на английский престол Вильгельма Оранжского, а закончилась с началом Великой Французской революции в 1789 году. Главная черта этого периода — опора на разум человека, стремление к самостоятельности мышления, выход из-под гнета авторитетов. На место верховной власти и религии постепенно приходят опыт, логика и разум. Никогда еще литература не была так связана с философией.

В российской литературе XVIII века было заметно серьезное отставание от зарубежной. Когда в Англии и Франции развивались крупные литературные формы и превозносили интеллектуальную свободу личности, в нашей стране продолжали восхищаться царской властью и переписывать жития и патерики. Жанровое разнообразие было незначительным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Особенности развития литературы XVIII века

В литературе этого периода различают три направления:

  • Классицизм.
  • Реализм.
  • Сентиментализм.

Классицизм — это направление в европейской культуре XVII-XVIII веков, ориентирующееся на античные образцы творчества и признающее их нормой.

Просветительский классицизм четко подразделял жанры на два типа и не допускал их смешения:

  • Низкие — к ним относилась сатира, комедия и басня. В этих произведениях рассказывалось о жизни простого народа или буржуазии. Стиль написания — разговорный.
  • Высокие — это ода, героическая песня, трагедия. В них воспевались правители и рассказывалось о высших слоях общества.

В произведениях классицизма применялось базовое правило трех единств — действия, места и времени. Такое произведение имеет одну линию сюжета, поэтому его композиция была простой. Все события должны происходить за один день и в конкретном месте, без перемещения в пространстве. При этом, многие принципы построения образов и подхода к изображению были позаимствованы у классицистов XVII века, но в отличии от них, деятельность просветителей была направлена не на укрепление, а на расшатывание абсолютизма существующей власти.

Реализм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое изображение действительности (в том числе — социальной несправедливости).

Просветительский реализм реформирует прежнюю систему жанров. В литературе появляется мещанская комедия и драма, большое значение приобретает роман (в нем характер героя постепенно изменяется под влиянием происходящих событий и в целом произведение носит воспитательный характер).

Сентиментализм — направление в искусстве, которое отличает повышенный интерес к чувственной области восприятия и излишне эмоциональное отношение к окружающим событиям.

Наибольшее отражение сентиментализм нашел отражение в жанрах романа и элегии. Так как это направление делает упор на чувства и переживания человека, оно сильно отличается от классицизма, возвеличивавшего разум и логику. По этой причине, много внимания в произведениях сентименталистов уделяется описанию жизненных ситуаций и природных явлений.

  • Немецкое — при Петре I (начало XVIII в.).
  • Французское — при Елизавете и Екатерине II (середина XVIII в.).
  • Англо-немецкое — вторая половина царствования Екатерины II (конец XVII века).

И только после этого в российском обществе подошли к созданию литературы, основанной на национальных тенденциях и проявляющей себя как самостоятельная форма общественного сознания.

Жанры в начале века

В Российской литературе в начале XVIII века преобладали:

  • Житийная литература — она была широко распространена, так как пропагандировалась церковью, в том числе в виде издания специальных сборников.
  • Произведения восхваления (панегирики) — наиболее известным жанром здесь выступают оды, прославлявшие действующих монархов. Эта тенденция прочно закрепилась в отечественной литературе, несмотря на дальнейшие реформаторские преобразования.
  • Стихи в простой форме — в основном они имели былинное происхождение.

Реформатором отечественной литературы выступил Василий Тредиаковский. Получив блестящее образование в России и за рубежом, он перевел большое число произведений европейской литературы (в том числе древнегреческой), облегчив современникам интеграцию в мировую культуру. Именно Тредиаковский определил прозу и поэзию различными направлениями. Он же разработал правила русского стихосложения.

Становление новой литературы в первой половине XVIII века

Период до 1730 года в зарубежной литературе относится к раннему Просвещению. Это период просветительского классицизма, продуктивно разрабатывающий такие жанры, как трагедия, эпопея, ода. Несмотря на то, что возможности автора были ограничены материалом античной философии и мифологии, художественная литература этого времени сыграла значительную роль в реформировании общества (например, в подготовке идеологических основ для Великой Французской революции).

Приход сатиры

Сатира — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.

Жанры середины XVIII века

Драма

Проза

Жанры в России

Литература в последней четверти XVIII века

В Европе

Литература в последней четверти века в России

В целом, в конце XVIII века в отечественной словесности начала формироваться фундамент для дальнейших стремительных преобразований. Через несколько десятилетий это выльется в золотой век русской литературы, время Александра Пушкина, Ивана Крылова, Михаила Лермонтова и других талантливых писателей и поэтов.

Кризис классицизма

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

Сентиментализм

Ведущие деятели литературы XVIII века

Страны, где литература этого периода получила наибольшее развитие, стали:

  • Англия — Даниэль Дефо (1661-1731), Джонатан Свифт (1667-1745), Генри Филдинг (1707-1754), Роберт Бёрнс (1759-1796).
  • Франция — Франсуа Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1813-1834), Жан-Жак Руссо (1812-1878), Бомарше (1832-1899).
  • Германия — Фридрих Шиллер (1759-1805), Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781), Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
  • Италия — Карло Гольдони (1707-1793), Карло Гоцци (1720-1806).

Русская литература 18 века отражала те процессы, которые происходили в обществе. Главенствующим литературным течением был классицизм. Он провозглашал античное искусство эталонным. Самые знаменитые представители классицизма: Д. И. Фонвизин, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин и другие.

Классические произведения создавались в определенных рамках. Так, нужно было соблюсти единство времени, места и действия. Не допускалось смешение стилей (высокого, среднего или низкого). То есть, если произведение по своему жанру было драмой, то в нем не допускались никакие черты комедии.

Произведения классиков часто носили явный поучительный характер. Главный герой был носителем всех добродетелей и примером для подражания.

Во второй половине 18 века классицизм со своими строгими догмами утратил лидирующие позиции. Ему на смену пришло новое направление – сентиментализм.

Сентименталисты не считали разум основной ценностью. Они больше воспевали чувства, концентрируясь на эмоциональную сторону жизни.

Часто в произведениях сентименталистов рассматривались глубокие социальные конфликты. В частности, неравенство между бедными и богатыми, крестьянами и дворянами.

В конце XVII и начале XVIII в. в западноевропейской литературе и искусстве господствовал классицизм - правление, выражавшееся в подражании искусству и поэзии древней Греции и Рима. Особенно сильное развитие классицизм получил во Франции. В русской литературе середины XVIII в. классицизм также становится господствующим направлением, причём в России классицизм принимает своеобразные формы.

В творчестве крупных представителей русского классицизма — Ломоносова, Сумарокова и Тредьяковского — народные и реалистические мотивы находят своё заметное выражение. В это время на русский язык стали усиленно переводиться произведения греческих и римских авторов. Изучение классической и западноевропейской литературы содействовало расширению умственных интересов, выдвигало перед русскими писателями новые темы.

Представителем классицизма в русской литературе середины XVIII в. был Александр Петрович Сумароков (1718—1777).

А.П.Лосенко. Портрет-А.П.Сумарокова. 1760

А.П.Лосенко. Портрет А.П.Сумарокова. 1760 г.

Сумароков был сторонником усиления политического значения среднего дворянства, в котором он видел основу всего государственного порядка России. Он враждебно относился к высшей придворной знати и в своих произведениях высмеивал невежество и дворянскую спесь.

Из произведений Сумарокова особенное значение имели исторические трагедии, любовные песни, комедии и сатиры. Даже в трагедиях, написанных на русские исторические темы, действующие лица говорили и действовали, как греческие или римские герои. И при этих недостатках трагедии Сумарокова сыграли положительную роль, так как послужили материалом для русского театра. Ещё большее значение имели комедии и сатиры Сумарокова. Они подготовили путь для развития последующей сатирической литературы. В поэзии Сумарокова ярко обнаруживается струя русского фольклора. Сумароков высоко ставил общественное значение литературы.

Денис Иванович Фонвизин (1745—1792)

Гавриил Романович Державин (1743-1816)

Гавриил Романович Державин

Сентименталисты в русской литературе

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Русская литература во 2-ой половине 18 века. Выполнила студентка 265 гр. Пани.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская литература во 2-ой половине 18 века. Выполнила студентка 265 гр. Пани.

Русская литература во 2-ой половине 18 века. Выполнила студентка 265 гр. Панихина Крисина 

Русская литература по истине представляет собой важнейший элемент русской кул.

Русская литература по истине представляет собой важнейший элемент русской культуры. Каждый период истории русской литературы имеет свои особенности и свои достижения 

Литература второй половины 18 века представлена тремя основными литературным.

Литература второй половины 18 века представлена тремя основными литературными направлениями: -классицизм -художественно-реалистическое направление -сентиментализм 

С развитием русского классицизма в литературе ассоциируется такие знаменитые.

С развитием русского классицизма в литературе ассоциируется такие знаменитые фамилии как А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков и В. К. Тредиаковский. Они разрабатывали и развивали литературный язык, а также работали над такими формами как ода, сатира. 

Отдельно следует выделить М. В. Ломоносова, который творил в эпоху расцвета.

Отдельно следует выделить М. В. Ломоносова, который творил в эпоху расцвета этого литературного направления. М. В. Ломоносов известен своими одами и поэмами написанные в классическом стиле. Ода на прибытие Государыни Императрицы Ода на день восшествия на Всероссийский престол Утреннее Размышление о Божием Величестве 

М. В. Ломоносов 

Во второй половине 18 века начинает свое формирование художественно-реалисти.

Во второй половине 18 века начинает свое формирование художественно-реалистическое направление русской литературы. 

Ярким представителем этого направления является Д.И. Фонвизин и его знаменит.

Сентиментализм в русской литературе 18 века. В сентиментализме доминирующую п.

Сентиментализм в русской литературе 18 века. В сентиментализме доминирующую позицию занимает душа. 

Во-первых, как уже было сказано выше писатели акцентируют внимание своих чита.

Во-первых, как уже было сказано выше писатели акцентируют внимание своих читателей на чувствах. В своих героях авторы подчёркивают умение сочувствовать и сопереживать другим. Во-вторых, в отличии от классицизма где в центре событий были представители высших сословий, в сентиментализме главные герои представлены обычными людьми. В-третьих, главными темами, которые затрагивали представители сентиментализма были высокие чувства такие как любовь, доброта, дружба. Сентиментализм имел свои особенные отличительные черты. 

Самыми известными представителями русского литературного сентиментализма явля.

Самыми известными представителями русского литературного сентиментализма являлись И. И. Дмитриев Н. М. Карамзин В. А. Жуковский А. Радищев 

Сентиментализм в России расходился на два направления: дворянский революционн.

Сентиментализм в России расходился на два направления: дворянский революционный. Дворянский Авторы – представители дворянского сентиментализма в своих произведениях были достаточно лояльными к существующему укладу, они писали о любви, о душе человека и не выступали за отмену крепостного законодательства. Революционный Писатели – представители революционного сентиментализма в своих произведениях яро выступали за отмену крепостного права. Центральное место в произведениях революционного сентиментализма занимали обычные люди, которые имеют право на свободную и счастливую жизнь 

Сентиментализм, в отличии от классицизма не предполагал чётких установленных.

Сентиментализм, в отличии от классицизма не предполагал чётких установленных правил написания произведений, поэтому авторы имели полную свободу творчества. Так как героями произведений сентиментализма были простые люди, это нашло и отражение в языке произведений, который в свою очередь тоже становился все проще и проще, даже имели место быть элементы просторечия 

Читайте также: