Литература во второй половине 18 века в россии кратко
Обновлено: 04.07.2024
Эпоха Просвещения — один из ключевых периодов в европейской культуре XVIII века, тесно связанный с развитием науки и философии. Базой для нового общественного движения выступили идеалы гуманизма и свободомыслия.
Есть несколько теорий хронологических границ эпохи Просвещения. В соответствии с самой распространенной она началась в 1688 году с восшествия на английский престол Вильгельма Оранжского, а закончилась с началом Великой Французской революции в 1789 году. Главная черта этого периода — опора на разум человека, стремление к самостоятельности мышления, выход из-под гнета авторитетов. На место верховной власти и религии постепенно приходят опыт, логика и разум. Никогда еще литература не была так связана с философией.
В российской литературе XVIII века было заметно серьезное отставание от зарубежной. Когда в Англии и Франции развивались крупные литературные формы и превозносили интеллектуальную свободу личности, в нашей стране продолжали восхищаться царской властью и переписывать жития и патерики. Жанровое разнообразие было незначительным.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Особенности развития литературы XVIII века
В литературе этого периода различают три направления:
- Классицизм.
- Реализм.
- Сентиментализм.
Классицизм — это направление в европейской культуре XVII-XVIII веков, ориентирующееся на античные образцы творчества и признающее их нормой.
Просветительский классицизм четко подразделял жанры на два типа и не допускал их смешения:
- Низкие — к ним относилась сатира, комедия и басня. В этих произведениях рассказывалось о жизни простого народа или буржуазии. Стиль написания — разговорный.
- Высокие — это ода, героическая песня, трагедия. В них воспевались правители и рассказывалось о высших слоях общества.
В произведениях классицизма применялось базовое правило трех единств — действия, места и времени. Такое произведение имеет одну линию сюжета, поэтому его композиция была простой. Все события должны происходить за один день и в конкретном месте, без перемещения в пространстве. При этом, многие принципы построения образов и подхода к изображению были позаимствованы у классицистов XVII века, но в отличии от них, деятельность просветителей была направлена не на укрепление, а на расшатывание абсолютизма существующей власти.
Реализм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое изображение действительности (в том числе — социальной несправедливости).
Просветительский реализм реформирует прежнюю систему жанров. В литературе появляется мещанская комедия и драма, большое значение приобретает роман (в нем характер героя постепенно изменяется под влиянием происходящих событий и в целом произведение носит воспитательный характер).
Сентиментализм — направление в искусстве, которое отличает повышенный интерес к чувственной области восприятия и излишне эмоциональное отношение к окружающим событиям.
Наибольшее отражение сентиментализм нашел отражение в жанрах романа и элегии. Так как это направление делает упор на чувства и переживания человека, оно сильно отличается от классицизма, возвеличивавшего разум и логику. По этой причине, много внимания в произведениях сентименталистов уделяется описанию жизненных ситуаций и природных явлений.
- Немецкое — при Петре I (начало XVIII в.).
- Французское — при Елизавете и Екатерине II (середина XVIII в.).
- Англо-немецкое — вторая половина царствования Екатерины II (конец XVII века).
И только после этого в российском обществе подошли к созданию литературы, основанной на национальных тенденциях и проявляющей себя как самостоятельная форма общественного сознания.
Жанры в начале века
В Российской литературе в начале XVIII века преобладали:
- Житийная литература — она была широко распространена, так как пропагандировалась церковью, в том числе в виде издания специальных сборников.
- Произведения восхваления (панегирики) — наиболее известным жанром здесь выступают оды, прославлявшие действующих монархов. Эта тенденция прочно закрепилась в отечественной литературе, несмотря на дальнейшие реформаторские преобразования.
- Стихи в простой форме — в основном они имели былинное происхождение.
Реформатором отечественной литературы выступил Василий Тредиаковский. Получив блестящее образование в России и за рубежом, он перевел большое число произведений европейской литературы (в том числе древнегреческой), облегчив современникам интеграцию в мировую культуру. Именно Тредиаковский определил прозу и поэзию различными направлениями. Он же разработал правила русского стихосложения.
Становление новой литературы в первой половине XVIII века
Период до 1730 года в зарубежной литературе относится к раннему Просвещению. Это период просветительского классицизма, продуктивно разрабатывающий такие жанры, как трагедия, эпопея, ода. Несмотря на то, что возможности автора были ограничены материалом античной философии и мифологии, художественная литература этого времени сыграла значительную роль в реформировании общества (например, в подготовке идеологических основ для Великой Французской революции).
Приход сатиры
Сатира — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.
Жанры середины XVIII века
Драма
Проза
Жанры в России
Литература в последней четверти XVIII века
В Европе
Литература в последней четверти века в России
В целом, в конце XVIII века в отечественной словесности начала формироваться фундамент для дальнейших стремительных преобразований. Через несколько десятилетий это выльется в золотой век русской литературы, время Александра Пушкина, Ивана Крылова, Михаила Лермонтова и других талантливых писателей и поэтов.
Кризис классицизма
Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.
Сентиментализм
Ведущие деятели литературы XVIII века
Страны, где литература этого периода получила наибольшее развитие, стали:
- Англия — Даниэль Дефо (1661-1731), Джонатан Свифт (1667-1745), Генри Филдинг (1707-1754), Роберт Бёрнс (1759-1796).
- Франция — Франсуа Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1813-1834), Жан-Жак Руссо (1812-1878), Бомарше (1832-1899).
- Германия — Фридрих Шиллер (1759-1805), Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781), Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Италия — Карло Гольдони (1707-1793), Карло Гоцци (1720-1806).
Русская литература 18 века отражала те процессы, которые происходили в обществе. Главенствующим литературным течением был классицизм. Он провозглашал античное искусство эталонным. Самые знаменитые представители классицизма: Д. И. Фонвизин, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин и другие.
Классические произведения создавались в определенных рамках. Так, нужно было соблюсти единство времени, места и действия. Не допускалось смешение стилей (высокого, среднего или низкого). То есть, если произведение по своему жанру было драмой, то в нем не допускались никакие черты комедии.
Произведения классиков часто носили явный поучительный характер. Главный герой был носителем всех добродетелей и примером для подражания.
Во второй половине 18 века классицизм со своими строгими догмами утратил лидирующие позиции. Ему на смену пришло новое направление – сентиментализм.
Сентименталисты не считали разум основной ценностью. Они больше воспевали чувства, концентрируясь на эмоциональную сторону жизни.
Часто в произведениях сентименталистов рассматривались глубокие социальные конфликты. В частности, неравенство между бедными и богатыми, крестьянами и дворянами.
В конце XVII и начале XVIII в. в западноевропейской литературе и искусстве господствовал классицизм - правление, выражавшееся в подражании искусству и поэзии древней Греции и Рима. Особенно сильное развитие классицизм получил во Франции. В русской литературе середины XVIII в. классицизм также становится господствующим направлением, причём в России классицизм принимает своеобразные формы.
В творчестве крупных представителей русского классицизма — Ломоносова, Сумарокова и Тредьяковского — народные и реалистические мотивы находят своё заметное выражение. В это время на русский язык стали усиленно переводиться произведения греческих и римских авторов. Изучение классической и западноевропейской литературы содействовало расширению умственных интересов, выдвигало перед русскими писателями новые темы.
Представителем классицизма в русской литературе середины XVIII в. был Александр Петрович Сумароков (1718—1777).
А.П.Лосенко. Портрет А.П.Сумарокова. 1760 г.
Сумароков был сторонником усиления политического значения среднего дворянства, в котором он видел основу всего государственного порядка России. Он враждебно относился к высшей придворной знати и в своих произведениях высмеивал невежество и дворянскую спесь.
Из произведений Сумарокова особенное значение имели исторические трагедии, любовные песни, комедии и сатиры. Даже в трагедиях, написанных на русские исторические темы, действующие лица говорили и действовали, как греческие или римские герои. И при этих недостатках трагедии Сумарокова сыграли положительную роль, так как послужили материалом для русского театра. Ещё большее значение имели комедии и сатиры Сумарокова. Они подготовили путь для развития последующей сатирической литературы. В поэзии Сумарокова ярко обнаруживается струя русского фольклора. Сумароков высоко ставил общественное значение литературы.
Денис Иванович Фонвизин (1745—1792)
Гавриил Романович Державин (1743-1816)
Сентименталисты в русской литературе
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русская литература во 2-ой половине 18 века. Выполнила студентка 265 гр. Панихина Крисина
Русская литература по истине представляет собой важнейший элемент русской культуры. Каждый период истории русской литературы имеет свои особенности и свои достижения
Литература второй половины 18 века представлена тремя основными литературными направлениями: -классицизм -художественно-реалистическое направление -сентиментализм
С развитием русского классицизма в литературе ассоциируется такие знаменитые фамилии как А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков и В. К. Тредиаковский. Они разрабатывали и развивали литературный язык, а также работали над такими формами как ода, сатира.
Отдельно следует выделить М. В. Ломоносова, который творил в эпоху расцвета этого литературного направления. М. В. Ломоносов известен своими одами и поэмами написанные в классическом стиле. Ода на прибытие Государыни Императрицы Ода на день восшествия на Всероссийский престол Утреннее Размышление о Божием Величестве
Во второй половине 18 века начинает свое формирование художественно-реалистическое направление русской литературы.
Сентиментализм в русской литературе 18 века. В сентиментализме доминирующую позицию занимает душа.
Во-первых, как уже было сказано выше писатели акцентируют внимание своих читателей на чувствах. В своих героях авторы подчёркивают умение сочувствовать и сопереживать другим. Во-вторых, в отличии от классицизма где в центре событий были представители высших сословий, в сентиментализме главные герои представлены обычными людьми. В-третьих, главными темами, которые затрагивали представители сентиментализма были высокие чувства такие как любовь, доброта, дружба. Сентиментализм имел свои особенные отличительные черты.
Самыми известными представителями русского литературного сентиментализма являлись И. И. Дмитриев Н. М. Карамзин В. А. Жуковский А. Радищев
Сентиментализм в России расходился на два направления: дворянский революционный. Дворянский Авторы – представители дворянского сентиментализма в своих произведениях были достаточно лояльными к существующему укладу, они писали о любви, о душе человека и не выступали за отмену крепостного законодательства. Революционный Писатели – представители революционного сентиментализма в своих произведениях яро выступали за отмену крепостного права. Центральное место в произведениях революционного сентиментализма занимали обычные люди, которые имеют право на свободную и счастливую жизнь
Сентиментализм, в отличии от классицизма не предполагал чётких установленных правил написания произведений, поэтому авторы имели полную свободу творчества. Так как героями произведений сентиментализма были простые люди, это нашло и отражение в языке произведений, который в свою очередь тоже становился все проще и проще, даже имели место быть элементы просторечия
Читайте также: