Сепаратизм в европе кратко

Обновлено: 03.07.2024

1.Сепарати́зм — политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии. Сепаратизм ведёт к нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности государства, принципа нерушимости границ и, как показывает опыт, может явиться источником острейших межгосударственных и межнациональных конфликтов.

Причины:

• грубое нарушение прав человека и народов, национальных, расовых и религиозных групп (меньшинств);

Сепаратизм в современной зарубежной Европе

Сепаратизм в современной зарубежной Европе имеет широкое распространение. Многие обозреватели считают такие тенденции не менее сильными, чем интеграционные. Прогнозирует, что в XXI веке в Старом Свете теоретически могут возникнуть более 10 новых государств.[1]

Современный европейский сепаратизм классифицируют в зависимости от доминирующих проблем, обусловливающих центробежные тенденции в каждом конкретном случае:[2]

В основном, в Европе преобладают этно-конфессиональный и социально-экономический факторы, методы борьбы остаются в политических рамках, а создание суверенного государства как цель борьбы сменяется максимальной национально-культурной, экономической и политической автономией в пределах границ современных государств.[3]

Испания

Каталония. Эта провинция тоже имеет автономный статус и национальный язык в качестве официального, а её отношения с центральным правительством регулируются отдельной хартией. В последней редакции этого документа закреплён статус каталонцев как отдельной нации, а Каталонии — как государства. В 2010 году конституционный суд Испании указал на отсутствие правовой основы, чтобы считать каталонцев отдельной нацией, и это вызвало беспрецедентные акции протеста — так, в июле того же года в состоявшейся в столице провинции Барселоне демонстрации приняло участие от 1,1 до 1,5 млн человек, то есть от 15 % до 20 % населения Каталонии.

Кроме того, с 2009 года в Каталонии проводятся неофициальные референдумы, на которых за отделение от Испании высказываются почти 100 % голосующих. Впрочем, участвует в них, как правило, не более половины населения. Центральная власть результатов этих референдумов не признаёт, но многочисленные политические и общественные организации Каталонии, борющиеся за полную независимость от Испании, планируют до 2014 года провести и официальный референдум.[5]

Великобритания

В Шотландии, формально объединившейся с Англией в единое государство только в 1707 году, собственные парламент и правительство существуют с конца XX века. На выборах 2007 года Шотландская национальная партия (ШНП), выступающая за государственный суверенитет Шотландии, получила большинство мест в парламенте, её лидер Алекс Сэлмонд сформировал правительство и заявил, что вопрос о независимости может быть решён в течение десятилетия. На выборах 2011 года ШНП получила абсолютное большинство мест в парламенте, что делает проведение референдума о независимости реальным.

Министр по делам Шотландии лондонского правительства Майкл Мур признаёт законность такого шага и утверждает, что центральные власти Великобритании чинить препятствий не будут. Тем не менее британские политики предостерегают, что Шотландия понесёт определённые потери в случае отделения.

Первый министр Шотландии Алекс Салмонд наметил референдум о независимости на 2014 год, но Шотландия не планирует отказываться от монархии и английский монарх останется и монархом Шотландии (в настоящее время британская королева является также королевой Австралии, Новой Зеландии, Канады, Ямайки и прочих королевств содружества). Общественное мнение по вопросу о независимости разделено в Шотландии примерно поровну.[6]

Бельгия

В этой стране сильны противоречия между франкоговорящим населением южной части страны, Валлонии, и нидерландоговорящими фламандцами, живущими в северной части страны — Фландрии. Последние составляют большинство населения Бельгии, однако первые полтора века существования государства французский язык был единственным государственным, а фламандский получил такой статус только в 1980 году.

После обретения Бельгией независимости от Нидерландов был длительный период, когда франкоязычное население занимало господствующие позиции в политике, а всё нидерландское подвергалось притеснениям. Это способствовало неравномерности экономического развития, а кроме того в пользу Валлонии действовали и сугубо экономические факторы: крупные залежи каменного угля и железной руды сделали этот регион самым развитым в Европе конца XIX века.

Затем ситуация стала меняться: важность тяжёлой промышленности снижалась, а лидерами национальной экономики стали порты, находящиеся на территории Фландрии, а также высокотехнологичные отрасли, развиваемые преимущественно там же. В итоге в настоящее время уже Фландрия в большей степени развита экономически, в результате чего имеет место постоянное и существенное перераспределение средств, заработанных на севере страны, в поддержку южан. Как следствие, значительная часть фламандцев считает причиной такого положения дел недостаточное трудолюбие валлонов и склоняется к разделению Бельгии надвое.

Франция

Жители этого средиземноморского острова борются за независимость с XVIII века — когда Корсика ещё не входила в состав Франции, а принадлежала Генуэзской республике. С 1970-х годов начался современный этап этой борьбы, характеризующийся высокой террористической активностью — так, по данным на ноябрь 2003 года, сепаратисты совершили более 400 громких терактов, они практикуют похищения людей, подрывы отделений жандармерии, нападения на представителей местной власти. С 1998 по 2008 год в результате подобных действий погибло около 3 тыс. человек, причём в основном террор направлен против тех жителей острова, которые имеют некорсиканское происхождение.

Ещё в 1991 году Корсика получила в составе Франции особый статус со следующей формулировкой:

Французская республика гарантирует… корсиканскому народу — составной части французского народа — право на сохранение его культурных особенностей и на защиту его специфических социальных и экономических интересов, если они не наносят ущерба национальному единству и целостности Франции.

У Emgann есть и экстремистское крыло, Бретонская революционная армия, действующая уже около четырёх десятилетий, однако террористических актов эта организация совершила немного, и почти все они обходились без жертв. Бретонские сепаратисты осознают, что на отделение от Франции шансов практически нет. Реальная борьба в основном идёт за сохранение культурно-языковых отличий и за возвращение Бретани исторической столицы, города Нант, который в настоящее время относится к департаменту Луар-Атлантик.[9]

Сербия

Населённый преимущественно албанцами Автономный край Косово фактически вышел из подчинения властям Сербии ещё в 1999 году, а в феврале 2008 года парламент края провозгласил его независимым государством. К середине 2011 независимость Косово признали 80 стран и Международный суд ООН, однако многие страны (включая Россию) такого государства не признают, а Сербия не согласна терять эту территорию даже в обмен на вступление в Евросоюз, что в очередной раз было подтверждено в августе 2011 года.

Население Косова не способно себя обеспечивать.

Греция

В июле 2008 года Никола Груевский, премьер-министр северного соседа Греции — Республики Македония (РМ) — заявил, что славянское население греческой провинции Эгейская Македония должно быть признано этническим меньшинством Греции и ему должны быть предоставлены права на получение образования на родном языке, употребление родного языка в местных учреждениях и сохранение национально-культурной самобытности. В ответ премьер-министр Греции Костас Караманлис, поддержанный всеми политическими силами страны, включая оппозицию, заявил, что в его стране нет македонского национального меньшинства, а Республика Македония пытается вмешиваться во внутренние дела Греции.

Возможные пути решения сепаратизма

Проблему сепаратизма можно решать по разному. Для того, чтобы выбрать оптимальное решение, необходим анализ ситуации. Необходимо выяснить, сколько вообще есть сепаратистов, чего они в действительности хотят (почему хотят отделения). Также важно знать мнение остальной части общества, чтобы понять, какие компромиссы возможны в конкретной ситуации. Если сепаратистов мало, требования их совершенно неприемлемы, и ни на какие компромиссы они не согласны, то можно их игнорировать, а любую их антиобщественную деятельность подавлять силовыми методами. В остальных случаях решение подскажет изучение общественного мнения: открытое обсуждение проблем, голосования-референдумы по разнообразным вариантам. Возможно, большинство граждан согласятся с изменениями в законодательстве, снимающими проблему конкретного случая сепаратизма. Не исключено, что не придется даже менять федеральные законы, и проблемы решатся на уровне местного самоуправления в местах компактного проживания сепаратистов. А может быть, оптимальным решением окажется-таки разделение государства, и демократическим путем будут найдены наиболее приемлемые для большинства граждан условия отделения. Тщательное изучение мнения сепаратистов может дать и другое решение: может оказаться, что в мире уже есть государства с законами, которые так нравятся сепаратистам, соответственно, возможно, что узнав об этом, многие сепаратисты просто переберутся в другую страну. Как правило, в таком случае нет смысла (не эффективно) создавать еще одно государство со своей бюрократией.

Но все же главный путь борьбы с сепаратизмом — это уважение и реальное соблюдение прав и свобод человека и народов, гарантирование им достойных условий жизни и развития. Это, естественно, не исключает возможность правового ограничения и даже подавления незаконных действий воинствующих сил, пытающихся использовать популистские лозунги сепаратизма в своих корыстных, антидемократических целях.[14]

Список использованной литературы

[2] Егорова, М. Малые народы Европы и новые вызовы времени: проблема самоопределения // Вестник Российского университета дружбы народов : Серия: Политология. — М.: 2009. — № 2. — С. 94–101.

[6] Лидер Шотландии объяснил, зачем ей нужна независимость. — Би-би-си, 25 января 2012 года.

[9] Why independence?. Официальный сайт движения Emgann (26 февраля 2003 года).

[14] Политология : курс лекций / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002

Единство Европы – идея фикс большинства политиков Старого Света. Почти все их начинания так или иначе оправдываются желанием создать общее экономическое и социальное пространство или даже культурную, политическую и военную общность.

Однако грёзы таких чиновников разбиваются о жестокую реальность: сегодня почти в каждой европейской стране есть свои сепаратистские движения, активно поддерживаемые национальными меньшинствами. Они только и ждут момента, чтобы вырвать у центральных властей право на самостоятельность и реализовать данное им ООН право на самоопределение.

Конечно, надо отдать борцам за свободу должное: радикальные методы, присущие, например, Стране басков, давно уже не в моде. Со временем сепаратисты вписываются в политическую систему не только стран, властям которых они противостоят, но и Европейского союза.

Так произошло с националистами Каталонии, Шотландии, Фландрии и многих других регионов, бьющихся за независимость. Однако от этого их шансы на успех, допустим, в течение 10 ближайших лет не становятся меньше, и скорее даже увеличиваются.

Шотландия против Лондона

Ближе всех к независимости, пожалуй, в 2014 году становились шотландцы. Тогда им удалось добиться проведения цивилизованного и конституционного референдума о выходе из состава Соединённого Королевства.

До самого дня голосования было неясно, останется ли Шотландия в составе Великобритании. По предварительным социальным опросам число сторонников и противников отделения было почти равно – с небольшим перевесом в сторону последних. А за две недели до голосования, согласно исследованиям, сепаратистам удалось добиться преимущества. Однако итог для них оказался неутешительным – 55,3% процента выступили против разрыва Эдинбурга с Лондоном.

Велика вероятность, что на этот раз итог референдума будет не такой, как четыре года назад: Brexit показал всем, что британцы способны удивлять.

Каталония против Мадрида

Ещё один претендент на скорую самостоятельность – Каталония. В отличие от Шотландии, этому региону центральное правительство не предоставляет законную возможность решить свою судьбу на всеобщем голосовании. Однако это не помешало местным властям провести 1 октября 2017 года референдум о статусе автономии. И хотя испанскими властями он был признан нелегальным, ему удалось наделать шума в Европе.

Результаты референдума наверняка повергли Мадрид в шок: более 90% высказались за отделение. Возможно, если бы явка на голосовании оказалась выше 43%, то итог был бы иным. Но для правительства Каталонии было достаточно поводов, чтобы глава кабмина Карлос Пучдемон подписал документ о независимости региона.

Правда, уже через несколько дней центральные власти начали процедуру лишения Каталонии автономии, а ещё через какое-то время – отправили правительство Пучдемона в отставку. После того, как 27 октября каталонский парламент провозгласил независимость Республики, Мадрид ввёл прямое правление в регионе и распустил законодательный орган, назначив досрочные выборы. После этого Пучдемон был вынужден бежать из страны.

Однако в результате перевыборов альянс сепаратистских партий опять получил большинство в парламенте Каталонии. И хотя сейчас их силы подорваны, а главные действующие лица либо сидят в тюрьме, либо скрываются от правосудия, сомневаться в том, что сторонники отделения ещё дадут бой, не приходится.

Фландрия против Брюсселя

Действительно, выход из её состава Фландрии станет трагедией для страны. В этом регионе сосредоточено более половины населения и предприятий государства. Однако пока что переговоры о статусе региона приостановлены. Хотя, вероятно, после новых выборов в парламент они могут возобновиться с новой силой.

Карта Старого Света изобилует и другими регионами, которые совсем не прочь побороться за свою независимость. Это и провинции Пьемонт, Венето и Ломбардия в Италии, и Трансильвания в Венгрии, и Бавария в Германии, и Корсика во Франции, и многие другие. В большинстве из них, правда, политики-националисты предпочитают довольствоваться синицей в руках: экономическими преференциями, большей автономией и самостоятельностью. Если центральная власть идёт на уступки, то и требования сепаратистов становятся более умеренными.

Мешает перекроить карту Европы и сложность борьбы за отделение. Исторический опыт показывает, что насильственные меры не помогают достичь заветной цели. Переговорный процесс же осложняется как неуступчивостью политиков, так и двойными стандартами в самом Старом Свете. Ведь если для того же Брюсселя отделение Косово под ударами НАТО – это пример самоопределения нации, то претензии Каталонии – уже нарушение конституции Испании.

Ирландия на протяжении долгих лет боролась за свою независимость , но обрела ее только в прошлом веке. Ирландские земли захватили англичане еще в 12 веке . До 16 века Ирландия имела автономию , но уже в 16 веке, когда остров стал королевством, все его территории были присоединены к Англии . С тех времен началось массовое притеснение ирландцев, у них отбирали земли, а католическую веру объявили вне закона. В 1 641 году произошло восстание ирландцев, и она ненадолго обрела независимость, но позже была снова покорена Кромвелем и присоединена к Англии.

В 18 веке из-за американской революции начинается восстание и в самой Ирландии, которое было жестоко подавленно. В 1921 году начинается очередное восстание, в ходе которого Ирландия получила автономию в 1921 году, а позже вышла из состава в 1937 году окончательно. Несмотря на это, север острова остался за британцами, из-за чего на севере были различного рода сепаратистские движения и теракты, напряжение остается до сих пор.

В середине 16 века Нидерланды попали под владение Испанской империи . Однако, между Нидерландами и империей сразу же возникло множество проблем. Они были как религиозного характера, так и социально экономического. Регион был самым развитым в империи, и испанцы активно вывозили оттуда ресурсы. В 1566 году разразилась война за независимость Нидерландов , которая продлилась 82 года с перерывами.

Курдистан является крупнейшей сепаратисткой областью в данный момент. На протяжении всего 20 века курды боролись за свою независимость. Так сегодня в мире насчитывается около 40 миллионов курдов. Это крупнейший народ без собственного государства. Курдский сепаратизм появился во время распада Османской империи. В 1920 году должен был появится независимый Курдистан , но этого не произошло, а территорию государства разделили между собой 4 страны . Борьба за независимость продолжается до сих пор.

Сепаратизм в Квебеке существует уже пару веков, и сегодня частично достиг некоторых результатов. Корни сепаратизма лежат в правлении французов в данном регионе. Во время франко-британской войны в Северной Америке , французы передали данный регион британцам с этого и начался сепаратизм . Британская корона стала навязывать свои правила в регионе, новое законодательство, повсеместное насильное избавление от французского языка . После множества восстаний, Квебек получил много прав и свобод, а также свое собственное законодательство, но сепаратизм в Квебеке так и не угас.

Венгрия на протяжении многих веков находилась под разными коронами. В 16-17 века она была под властью Османской империи . На протяжении веков Венгрия была ареной для сражения мировых держав, ее народ всячески хотел получить независимость, и закончить череду разрушительных войн на своей территории. В Венгрии происходит множество восстаний и революций, что в конечном итоге приводит ее к независимости в 1918 году .


В ряду наиболее актуальных тем международной жизни конца 2012 г. – начала 2013 г. после кризиса зоны евро и трагических событий на Ближнем Востоке привлекает внимание оживление сепаратистских настроений в отдельных европейских государствах. Сепаратисты добились заметных успехов на выборах в местные органы власти испанской Каталонии и бельгийской Фландрии. Лидеры шотландских сепаратистов вынудили Лондон обсуждать вопрос проведения референдума о независимости. Лига Севера вновь заявляет о нежизнеспособности нынешнего унитарного итальянского государства.

Сепаратистская активность наиболее заметна в регионах таких государств Евросоюза, как Великобритания (Шотландия, Северная Ирландия), Испания (Каталония, Страна Басков), Бельгия (Фландрия), Италия (Северные провинции), Франция (Корсика). Деятельность сепаратистов охватывает не только сферу политики, но иногда (в Северной Ирландии, Стране Басков, на Корсике) выражается и в террористических актах. Большая часть сепаратистов склонна добиваться уступок от центральных властей посредством переговоров, требуя проведения референдумов о независимости соответствующих регионов (Шотландия, Каталония). Однако часть населения, представляющего национальные меньшинства, не готова к выходу своих регионов из существующих государств. Затрудняют этот путь и законодательные препоны, прописанные в конституциях и других государственных актах. Евросоюз также не готов автоматически включить в свои ряды обретших новую государственность. Этот путь особенно сложен в период нынешнего экономического и финансового кризиса, поскольку ставит под вопрос существование новых государств без поддержки извне.

Сепаратисты в Европе: чужие среди своих


Партии сепаратистов


Фото: Reuters
Первый министр Шотландии Алекс Сэлмонд
объявляет о начале подготовки референдума
о независимости Шотландии
David McCrone: Prospects of Scottish
Independence

Всплеск активности сепаратистов можно рассматривать с точки зрения внутриполитической ситуации в соответствующих государствах. Однако специфические страновые нюансы нельзя отделять от общей социально-экономической и финансовой нестабильности в странах Евросоюза. Нельзя сбрасывать со счетов и глубинные исторические корни такого внутренне противоречивого явления, как европейский сепаратизм.

Сепаратизм в ряде государств Старого Света исторически порожден конфликтом этнонациональных, конфессиональных, культурно-обособленных меньшинств с представителями титульных наций, ограничивавшими их суверенные права.

Во второй больной сепаратизмом точке Европы – Испании – также исторически наличествуют две недовольные своим положением области: Каталония и Страна Басков. Население этих частей Испании всегда страдало от принижения центром их национальных, культурных и языковых особенностей. При диктатуре Франко произошла полная унификация – каталонцев и басков лишили каких-либо региональных прав. Они были восстановлены лишь после перехода страны к демократическим формам правления в последней трети XX века. Очевидную роль играет и экономический фактор – хозяйственный подъем Каталонии, дающей сегодня пятую часть национального ВВП.


Экономика является альфой и омегой сепаратистов Севера Италии, считающих, что эта индустриально развитая часть страны – кормилица коррумпированного центра Италии и особенно экономически депрессивного и мафиозного юга.

Проблема острого противоборства части населения вышеобозначенных государств с центральной властью не ограничивается лишь перечисленными странами Европы. В последнее время периодически заявляют о своих суверенных от Дании правах жители Гренландии и Фарерских островов. Свои проблемы (прежде всего, в сфере культурно-национальной и языковой автономии) у турок в Болгарии, у венгров в Румынии и Словакии, у русскоязычного меньшинства в странах Балтии. Правда, здесь программой-максимум является удовлетворение прав меньшинств в рамках существующих государств, а не отделение от них или присоединение к странам с этнически и лингвистически однородным населением.

От терроризма к переговорному процессу

Еще совсем недавно некоторая часть европейских сепаратистов использовала вооруженные методы борьбы. Вспомним хотя бы столь характерные для последней трети XX века действия Ирландской республиканской армии (ИРА) в Ольстере (Северная Ирландия) или террористические вылазки баскской ЭТА. Нелишне упомянуть и о террористических актах на Корсике, организованных теми, кто не готов мириться с сохранением средиземноморского острова в составе Франции.


Сегодня эти крайние меры сепаратистского характера являются лишь слабыми отголосками того, что имело место в недавнем прошлом. Умеренное крыло сепаратистских сил, представленное популярными в соответствующих регионах Европы партиями и движениями, встало на путь переговоров с центральными властями и добилось положительных для себя результатов. Так, лейбористское правительство Великобритании предоставило шотландцам и североирландцам право созыва региональных парламентов с достаточно широким кругом полномочий. В 2011–2012 гг. Лондон пошел на уступки Эдинбургу в вопросах финансовой и налоговой самостоятельности. Сепаратисты Каталонии добились от центра конституционно оформленного права считать их родину особым субъектом Испанского королевства. В переговорах между лидерами сепаратистов и Мадридом наметился прогресс в вопросе о проведении референдума как начального этапа к возможному образованию самостоятельного каталонского государства. Однако власти Мадрида весьма негативно отреагировали на объявленное в конце января 2013 г. решение каталонского парламента о суверенитете этой части Испании. На путь переговоров с такой же целью встали политические лидеры Страны Басков. ЭТА открыто заявила о прекращении вооруженной борьбы. Приступила к самороспуску и североирландская ИРА.

В целом политические силы зоны сепаратистской активности в Европе готовы добиваться своих целей методами демократического диалога, не отказываясь при этом от таких форм сопротивления, как массовые акции протеста, забастовки регионального масштаба, использование в своих целях средств массовой информации и Интернета.

Шансы сепаратистов


Отметим еще одно важное обстоятельство: процедура выхода, например, из Испании и Великобритании предполагает согласие на это других субъектов данных федераций, в том числе центральных парламентов. Последнее слово – за местными монархами. В частности, бельгийский король Альберт II неоднократно заявлял, что не готов к саморазрушению Бельгии. Сходную позицию занимает и испанский монарх Хуан Карлос. Крайне негативно настроена против сепаратистов Каталонии и Страны Басков католическая церковь Испании. Сепаратистов заставляет задуматься и экономическая составляющая раскола. Ведь желаемое ими новое государство сразу же лишится экономических связей, которые они имеют в границах нынешних государств. Показателен и резкий спад настроений в пользу воссоединения с Ирландией у ольстерцев. Последние отдают себе отчет в том, что желаемая ими родина является сегодня одной из слабейших частей Европы в экономическом и финансовом отношении.

Неясен и вопрос с суверенизацией природных богатств новообразований. В частности, власти Великобритании четко заявили, что нефть в шотландском шельфе Северного моря не может стать в полном объеме собственностью Эдинбурга.

Существенным тормозом на пути сепаратистов является и позиция Евросоюза. В новой редакции его Конституции зафиксировано, что новообразованные страны не становятся членами ЕС автоматически, а обязаны вновь пройти всю многосложную, как показывает практика новичков из Восточной Европы, процедуру обретения полноправного членства. Сходную позицию относительно новичков занимает и НАТО. Наконец, перманентный кризис еврозоны, нарастающие инфляционные процессы, увеличение числа безработных, практически неконтролируемый рост числа иммигрантов из беднейших стран мира, нерешенные экологические и энергетические проблемы – все это и многое другое заставляет сепаратистов более трезво оценивать свои шансы.

Не отказываясь от независимости как конечной цели, они сегодня рассчитывают на осуществление программы-минимум: получение новых уступок со стороны центральных властей, прежде всего, в плане экономической поддержки регионов; дальнейшее развитие системы самоуправления; укрепление культурно-языковой идентичности в зонах сепаратистской активности. Признавая справедливым удовлетворение этих требований, следует все же подчеркнуть, что сепаратизм в условиях становящегося перманентным кризиса Евросоюза является деструктивным фактором, осложняющим становление той гармоничной во всех отношениях Европы, к которой на словах стремятся лидеры ЕС.

Читайте также: