Натурализм в живописи это кратко

Обновлено: 07.05.2024

Натурализм — это стиль живописи, в котором художник при написании картины придерживается правдивости и естественности. Натурализм возник в обществе, уставшем от переизбытка приукрашенной действительности, и потому развернувшемся в сторону реализма. А последователи натурализма всегда стремились к максимально точному и объективному воспроизведению окружающего мира. Именно потому они имели успех, пусть и в слишком короткий период времени.

История натурализма

Натурализм как направление живописи сформировался в последней трети XIX века и формально объединил художников из Европы, Америки, Австралии и России. Наибольшую распространенность получил во Франции, где развивался не только как художественное, но и как литературное течение. Его вдохновителями стали Эмиля Золя (Émile Zola) и братья Жюль и Эдмон Гонкуры (Jules de Goncourt, Edmond Huot de Goncourt), исповедовавшие философию о том, что человек искусства обязан отражать мир таким, какой он есть, без табу, завуалированности и стыдливости.

Отличительные черты натурализма

К натурализму (от фр. naturalisme и от лат. naturalis — природа, естественный) часто относят картины, созданные представителями различных художественных школ и течений, например, реализма и раннего импрессионизма. Особенно, когда живописец бесстрастно изобразил сцену насилия и жестокости или откровенно показал голое эротическое тело. Но это не означает, что если сюжет, герои и предметы поданы с пристальным вниманием к запретному, то работу можно смело назвать натуралистичной. Ведь если исходить из такой трактовки термина, то практически каждый художник создал хотя бы одно произведение в подобном стиле и может претендовать на принадлежность к натурализму.

Истинные натуралисты имели иную цель. Они добивались в своей работе фотографической точности, сознательно отказываясь от стилистических украшений, анализа и обобщения социально-экономических проблем общества. Критики стиля часто упрекали натуралистов в ограниченном творческом подходе, в отсутствии драматизма и страсти, в нежелании погружать зрителя в духовность и возбуждать в нем возвышенные чувства.

Так, любимыми темами последователей натурализма стали:

    , причем не только красивые пейзанские ландшафты, но и предместья крупных городов с полуразвалившимися сараями, шаткими мостиками и потемневшими от старости телегами; , среди которых как изнурительный труд крестьян в поле, так и праздная жизнь проститутки в борделе;
  • обнаженная натура, причем не возвышенно-прекрасная без изъянов, а естественная, с малопривлекательными физиологическими особенностями и даже патологиями тела;
  • криминальные сюжеты, беспристрастно описывающие все детали преступления; , преимущественно мрачные изображения усталых и безрадостных современников автора;
  • драматические события — похороны, казни.

Примечательно, что натурализм сузил глобальное представление живописца об окружающем мире до конкретного вида за окном. Вместо мифологических героев и представителей знати зритель рассматривает репортажные зарисовки о такой знакомой и привычной жизни, которую он проживает каждый день рядом со своей семьей, соседями и односельчанами. Неудивительно, что натуралисты редко были популярны за пределами той местности, где они жили и работали.

В русской же живописи изображения обнаженного тела всегда было мало. Только в середине XIX века появились академические рисунки мужского торса, а к концу столетия Валентин Серов добился права приглашать в качестве живой натуры женщин.

Самые известные художники-натуралисты

Из многочисленной плеяды натуралистов можно выделить несколько самых ярких и неординарных живописцев:

  • Жюль Бастьен-Лепаж (Jules Bastien-Lepage), французский живописец, одним из первых изобразил быт крестьян; (Marie Bashkirtseff), талантливая русская, украинская и французская художница;
  • Антон Мауве (Anton Mauve), известный пейзажист и анималист, предпочитающий спокойные и лиричные композиции; (Thomas Cole), американский пейзажист, основатель Школы реки Гудзон.

Коллекционеры с удовольствием покупают натуралистические картины на аукционах онлайн-портала. В каталогах Very Important Lot также представлены работы современных художников, пишущих в бытовом и пейзажном жанрах. Купить картины мастеров живописи вы можете напрямую у автора.


Натурализм ­– одно из направлений живописи, отличающееся правдивым изображением действительности в её естественном состоянии. Стремление к максимально точной и полной передаче окружающего мира во всех его деталях и различных проявлениях – есть наиболее широкое значение термина натурализм, образованного от лат. naturа — природа.

Тенденция к абсолютной достоверности и скрупулёзно точной прорисовке подробностей изображаемого материала периодически возникала в творческой среде и формировалась в различные исторические периоды как соответствующие направления. Образовывались различные школы и течения со своей неповторимой методикой и приёмами изображения окружающего мира.

Как следствие, натурализм в искусстве разными историческими периодами понимался по-своему. Его следует отличать от близких по характеру стилей – реализма и академизма.

Натурализм, особенности и отличительные черты

Фотографическое изображение действительности – отличительная черта этого стиля живописи. Тщательная детализация и прорисовка подробностей без прикрас и завуалированности, отсутствие обобщения или анализа общественных социально-экономических проблем отличает это направление от художественного реализма, пришедшего на смену ограниченности творческого подхода натуралистов. Их справедливо упрекали в бездушии, нежелании пробуждать в зрителе духовность, лучшие качества человеческой натуры, поиск справедливости. Отсутствие драматических страстей и только голая, неприкрытая действительность ограничивала творческий подход художника к жизни и поэтому направление быстро утратило свою актуальность.

Стиль натурализма со временем уступил свои позиции вытеснившему его импрессионизму. Это направление быстро набирало популярность в творческой среде художников и литераторов всего мира. Цель беспристрастного изображения действительности утратила свою актуальность как бесперспективное течение искусства. Интерес к натурализму падал, тем более что его задачи стала идеально выполнять фотография, появившаяся как одно из ярких проявлений научно-технического прогресса общества.

Столь мощная конкуренция всё-таки не лишила натурализм главного качества – гипнотической способности погружать зрителя в живописный мир окружающей среды, создавая иллюзию непосредственного присутствия в конкретной точке мира. Причём присутствие не в абстрактном месте, а в определённом адресе со своими географическими координатами. В этом неоспоримое преимущество натурализма как стиля живописи.

урожай картошки

жнецы

коровы на пастбище

Признаки натурализма в искусстве

Это художественное направление в искусстве имеет несколько отличий. Его девизы:

  • следовать природе, честности, точности;
  • добиваться фотографического эффекта;
  • не загружать работу дополнительными смыслами и нововведениями;
  • уделять внимание деталям;
  • создавать гипнотический эффект присутствия зрителя в живописном мире.

А о зарисовках излишне физиологических подробностей принято говорить в рамках натурализма в литературе – вспомним хотя бы Эмиля Золя. Бывает, что между изобразительным творчеством и написанием книг в данном контексте ставят знак равенства, однако это не совсем правильно. Получается, что под такое определение можно подогнать каждого второго художника – от немецких экспрессионистов до портретиста Люсьена Фрейда.

Так получилось, что натурализм заявил о себе одновременно с революционным импрессионизмом и развитием фотографии. Конкуренция серьёзная! Поэтому успех воспроизведения на холсте неприукрашенной действительности был кратким.

мальчик

деревенская любовь

Чем отличается натурализм от реализма в искусстве

фабрика

разгрузка брига

Что обычно изображают на картинах натуралисты

Если пейзаж – то не нарочито прилизанный, а сельская улочка с покосившимся сараем. Если портрет – то не точёная фигурка, а девушка со всеми достоинствами и недостатками. Это обычные люди, мы с вами. Натуралистов в том числе привлекает обнажённая натура: с естественными особенностями тела, не всегда идеальным животом и подтянутыми бёдрами.

девушка с кистью

портрет девушки

Какие художники были последователями натурализма в живописи

весна

летний вечер

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.


25 февраля 2022


09 февраля 2022

Стиль прованс, появившийся в французской провинции, сегодня украшает многие дома и квартиры. Утонченная цветовая гамма, текстуры и простые формы дарят интерьеру милое очарование.


08 февраля 2022

Искусство в дизайне интерьера. Как применить предметы искусства в современном интерьере.


31 января 2022

Эргономика сегодня играет важную роль при обустройстве внутреннего пространства домов и квартир. Дизайн, созданный с учетом анатомических и психологических особенностей человека, будет наиболее удобным, красивым и безопасным.

Натурализм

Натурализмом в истории искусства принято называть художественное направление второй половины XIX века , формально объединяющее европейских , американских , русских и австралийских художников , которые ставили перед собой одну простую цель — следовать природе.

Прерафаэлиты – первые авангардисты Европы, которые протестовали против классической портретной школы с ее париками и пудрой, воспевая естественную, романтическую, шекспировскую красоту. Читать дальше

или импрессионисты), натуралисты стремились практически к фотографическому эффекту в своих работах , к точности и честности. Они сознательно отказывались от каких бы то ни было дополнительных смыслов и стилистических нововведений. Писали тщательно и детально , использовали лессировки для создания гладкой и ровной красочной поверхности.

Джон Констебл. Белая лошадь у пруда

Предшественником натурализма в живописи считают англичанина Джона Констебла, который писал самые простые английские деревенские пейзажи с телегами , ручьями , покосившимися мостиками , лошадьми и коровами. Но простыми и будничными они кажутся нам , спустя 200 лет , а до Констебла так не писали. Такие тихие , лишенные страсти и драматизма пейзажи считались низким жанром , а английские критики даже недоумевали , зачем художник вздумал для столь незначительных сюжетов брать большие холсты , как будто это важное историческое или религиозное полотно. Подумаешь , деревенский ручей с коровами.

И пока англичане опасались идти за Констеблом по его шатким , покосившимся деревенским мостикам , французы в восторге запрокинули головы в констебловское небо , вдохнули свежий воздух полной грудью и , отдышавшись , начали искать в предместьях Парижа свои мостики и ручьи. И нашли , конечно. Картины Констебла произвели огромное впечатление на французских художников , а первая группа художников-натуралистов появилась именно во Франции.

Антон Мауве. Крестьянка в сарае

Местный колорит

Специалисты-искусствоведы насчитывают 8 национальных школ художников-натуралистов. И название практически каждой из них тесно связано с какой-то конкретной местностью: школа реки Гудзон ( Америка), Гейдельбергская школа ( Австралия), Гаагская школа ( Нидерланды), Ньюлинская и Норвичская школы ( Англия). И эта тесная связь с небольшим , но очень близким каждому из художников , местом , пожалуй , самый главный принцип и особенность натурализма.

Натуралистическая живопись заявила о себе не только одновременно с расцветом революционного движения импрессионистов , но и во время основательного утверждения фотографии.

Несмотря на эту достаточно мощную конкуренцию , натурализм строит отношения с окружающим миром и историей искусства на своих условиях — и добивается гипнотического эффекта погружения и присутствия зрителя в живописном мире. Причем этот живописный мир , в свою очередь , совершенно точно можно найти на географической карте мира и обозначить точные координаты , а может быть , даже адрес.

Джордж Клаузен. Ворота сарая

Томас Коул. Белая гора

Алексей Кондратьевич Саврасов. Оттепель. Ярославль

Джон Кром. Вид в Норвиче

Паскаль Адольф Жан Даньян-Бувре. Бретонцы

В отличие от реализма , натурализм не стремится ни к какому социальному или политическому высказыванию , в отличие от большинства авангардных течений-ровесников — не ищет новых стилистических , колористических , композиционных решений.
Он сужает взгляд живописца до вида за окном — и взгляд этот становится пристальным и проницательным , он сокращает круг моделей художника до соседей и прохожих , и вместо типизированных героев реализма или одинаково прекрасных рыжеволосых красавиц прерафаэлитов получаются практически репортажные , беспристрастные зарисовки о жизни , которая протекает рядом.

Художники-натуралисты невероятно популярны и любимы именно в той местности , стране , где они работали. Чтобы понять этот феномен , просто представьте , какой восторг вызвал бы у вас фильм Квентина Тарантино , снятый буквально на вашей улице и в том самом парке , где вы любите гулять с собакой. Или новый музыкальный клип , да пусть даже рекламный ролик новой коллекции Diesel или Guess , снятый в вашем любимом кафе или клубе. Именно поэтому мы больше знаем о натуралистах Шишкине, Левитане или Саврасове, чем о барбизонцах , гудзонцах или натуралистах из Глазго. И любим их , само собой , больше.

При чем здесь Эмиль Золя?

О натуралистах язвительно шутили , что они заняты описанием содержимого ночного горшка героя.

Кроме произведений самого Золя , литературный натурализм легко отыскать у Ги де Мопассана или братьев Гонкуров , а в Америке — у Джека Лондона , Теодора Драйзера и Джона Стейнбека.

Как любая медийная личность и автор теории, Золя, конечно, хотел доказать, что натурализм — общекуль

Как любая медийная личность и автор теории , Золя , конечно , хотел доказать , что натурализм — общекультурное явление и проявляет себя не только в литературе , но и в живописи. И находил подтверждения своей теории — именно он назвал натуралистами в изобразительном искусстве Эдуара Мане и его последователей , будущих импрессионистов. Содержимое ночных горшков эти художники , конечно , не писали , но их бесстрашная готовность писать фиолетовые тени на снегу или обнаженных проституток , не маскируя их наготу именами греческих богинь , была сродни готовности Золя описать жизнь вульгарной и бессердечной содержанки Нана , хладнокровно разрушающей жизни влюбленных в нее мужчин.

Со временем живопись импрессионистов перестала соответствовать представлениям Золя о революционном и передовом натурализме , но новый герой не заставил себя ждать — воплощением всех принципов натурализма в живописи для Золя и для целого будущего поколения художников стал Жюль Бастьен-Лепаж.

Читайте также: