Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий кратко

Обновлено: 18.05.2024

Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно. Поэтому влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Существует и другая точка зрения, характерная для тех психологов, которые, не отвергая значимость борьбы мотивов и внутренней работы сознания, видят сущность воли в исполнении принятого решения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т. е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели.

Заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

В различных конкретных условиях проявляемые волевые усилия будут различаться по интенсивности. Это связано с тем, что интенсивность волевых усилий прежде всего зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия. Однако, помимо ситуативных факторов, существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

АВС действия

АВС действия Биология дала нам знание, благодаря которому мы можем выделить в окружающей нас среде объекты, которые могут двигаться самостоятельно, и объекты, которые не обладают такими возможностями. Это знание питает нашу моральную способность, поскольку оно

64. Анализ сложного волевого действия

64. Анализ сложного волевого действия Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью. Однако такие действия, как ходьба, устный счет в пределах таблицы умножения, речевое общение с близкими, родными и т. д., не являются

§66. Анализ волевого действия

§66. Анализ волевого действия Волевое действие, как мы знаем, предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Это значит, что человек, прежде чем приступить к действию, намечает мысленно, для чего и как он будет действовать,—

Выполнение волевого акта

Выполнение волевого акта

ДЕЙСТВИЯ

ДЕЙСТВИЯ Все животные совершают действия; большая часть животных только этим и занимается. Кроме того, почти все животные создают артефакты, конструкции или изделия, такие, как гнезда, паутина, лежбища и норы. Обезьяны, судя по всему, способны к абстрактному мышлению. Но

6.7. Природа волевого усилия

6.7. Природа волевого усилия Природа волевого усилия до конца еще не раскрыта. Каковы физиологические механизмы возникновения волевого усилия, каким путем человек регулирует его интенсивность, т. е. энергию, — все это остается пока не выясненным до конца (что дает

6.8. Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия

6.8. Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия Волевое усилие возникает не спонтанно, а под влиянием самостимуляции, которая является психологическим механизмом волевой активности. Одним из первых на сознательную самостимуляцию волевых усилий обратил

6.9. Характеристики и виды волевого усилия

6.9. Характеристики и виды волевого усилия Волевое усилие может иметь различную степень выраженности как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявляемую тем или иным человеком силу воли.Волевое усилие характеризуется и таким свойством,

8.3. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества)

8.3. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества) Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения

Оценка силы и длительности волевого усилия по А. Н. Шадрину

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины — наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины – наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

Действие сознательного целенаправленного характера, с помощью которого человек осуществляет цель, при этом контролирует свои импульсы и изменяет окружающий мир, подчиняя его осуществлению поставленной задачи, называется волевым действием. Об этом пишет Л.С.Рубинштейн, выделяя четыре этапа волевого акта.

Структура волевого акта

Волевой акт начинается с желания, стремления произвести действие для чего-то. Затем рассматриваются мотивы, прогнозируется результат. Наконец, наступает момент принятия решения, который может протекать по-разному. Если борьба мотивов отсутствует, решение принимается без каких-либо ярких проявлений, так как цель полностью совпадает с принятием решения. По утверждению Рубинштейна после того, как цель поставлена, мгновенно приходит осознание того, что это необходимо сделать. После осознания возникает желание начать действовать. Если мотивов несколько, и они конфликтуют между собой, полное и окончательное решение принимается после борьбы мотивов. Если мотивы равны по значимости и интенсивности, решение принимается насильственно, путем искусственного снятия борьбы мотивов. Принятие решения сопровождается эмоциональной составляющей. Человек переживает за результат будущих действий, осознает, что от него зависит исход той или иной ситуации, рождается чувство ответственности.

Переживание волевого действия субъектом

Акт воли не является реализацией импульса, поэтому необходимую энергию для деятельности он берет из другого источника. Таким источником является личность человека.

Различия между волевым и произвольным действием

Произвольные действия знаково опосредованы. Мотив четко согласован с целью.

Волевое знаково опосредованное действие всегда направлено на реализацию ценностного мотива, вопреки актуальному мотиву или при недостаточно интенсивном актуальном мотиве. Для волевого акта характерны специальные приемы, двойное опосредование. Степень овладения этими приемами определяет волевые качества личности. Действие воли всегда осознанно, наблюдается активность целостной личности.

Волевая деятельность состоит из определенных действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Они бывают простыми и сложными.

К простым относятся те, когда человек без колебаний идет к намеченной цели и ему ясно, чего и как он будет добиваться. В этом случае выбор цели, принятие решения выполнять действие определенным способом не предполагают борьбу мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1. Осознание цели и стремление достичь ее.

2. Осознание возможностей достичь цели.

3. Появление мотивов, подтверждающих или отрицающих эти возможности.

4. Борьба мотивов и выбор.

5. Принятие одной из возможностей в качестве решения.

6. Осуществление принятого решения.

7. Преодоление внешних препятствий и достижение поставленной цели.

Поскольку желания человека различны и одновременное их удовлетворение объективно исключено, происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления к ее достижению она разрешается выбором цели действия, после чего напряжение ослабевает.

На следующем этапе вероятные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Каждый из потенциальных способов рассматривается на соответствие ценностям конкретного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и при выборе цели, возможна конфликтная ситуация. Она связана с тем, что человек осознает возможность легкого пути (это понимание — один из результатов второго этапа), но в то же время из-за своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), зато следование им больше соответствует системе ценностей.

Результатом разрешения такой ситуации является следующий этап — принятие одного из вариантов в качестве решения. Эта фаза характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т. е. происходит уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия. Первое — это достижение конкретной цели, второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов и затраченных усилий.

72. Развитие воли в онтогенезе. Волевые качества личности.

Воля — это способ-ть чел-ка настойчиво достигать сознательно поставленной цели, несмотря на наличие внеш. и внутр.препят-ий. Чел-к, кот. преодолевает разнообразные трудности, побеждает искушающие его, мешающие ему желания и добивается поставлен.цели, доводит начатое, даже и скучное, дело до конца, представляется нам волевым. И наоборот, тех, кто колеблется, отступает от задуманного, работает спустя рукава, и, наконец, совсем бросает начатое дело, мы считает людьми неорганизов-ыми, слабовольными.

Напор сильных желаний, заставляющих чел-ка преодолев. препятствия, — необход. условие волевого поведения. Для того чтобы оно могло осуществ-ся, чел-к должен прежде сильно захотеть.

Значительная роль в формир-нии воли в дошкол. возрасте принадл. игре. Игра, как деят-ть увлекател., необязательная, не направленная на опред, результат, часто противопоставляется таким видам деят-ти, как труд или учение. Игре свойственны такие особ-ти, кот. способ-ют формированию волевого поведения у детей этого возраста. В игре реб-к должен подчиняться опред. правилам, это и делает ее важнейшим средством воспитания воли. Очень важно для воспитания воли и то, что в игре реб-к подчиняется каким-то правилам не по принуждению взрослого, а по собственному желанию.И это очень важно, ибо для истинной воли как раз хар-но, что объективно сущ-щее требование, правило или соц. норма выполняются не по внеш. принуждению, а по собствен. желанию, как бы в порядке самопринуждения. Не менее важным для формирования воли явл. и то, что, подчиняясь в игре опред правилам, дети испытывают удовлетворение и радость, а это, накладывает светлый эмоц. отпечаток на сами эти правила, требования и нормы, что необходимо для формирования не только, нравственных знаний, но и нравственных чувств. Игра не только в раннем и дошкол, но и в школ. возрасте в известном смысле явл. школой жизни.

Развитие воли в млад. Школ. возрасте. Начинает особенно интенсивно формироваться память, что обусловливает быстрое накопление у реб-ка индивид-го опыта. В связи с развитием памяти у детей появл. так назыв. мотивирующие представления, кот. начинают как бы изнутри побуждать поведение и деят-ть реб-ка, обеспечивая ему тем самым способ-ть действовать вопреки требованиям, кот. навязываются ему окруж. людьми или ситуацией. Иначе говоря, в этот период уже появляются самые первые, самые элементарные волевые действия. В период млад. Школ. возраста в центр психич. развития выдвигается развитие самой произвольности: формируется произвольный хар-р памяти, внимания, мышления реб-ка; возникает способ-ть действовать организованно, в соответствии со стоящими перед ним задачами. Объясняется это тем, что в указанный период реб-к нач. учиться в школе, а положение школьника и его учебная деят-ть предъявляет к произвольному поведению уже достаточно высокие требования.

Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни реб-ка. Ведь учение в школе — деят-ть обязательная, ответственная, требующая систематич.организован. труда.

В психологии хар-ра выделяют множ-во волевых кач-в личности. К основным, базовым волевым кач-ам личности, определяющим больш-во поведенч/ актов, относятся целеустрем-ть,иници-ть, решит-ть, настой-ть, выдержка, дисциплинир-ть. Все эти кач-ва связаны с этапами осуществления волевого акта. 1. С первой фазой волевого акта связаны целеустрем-ть, инициат-ть, самостоят-ть, выдержка, кот. в явл проявлением самодетерминации воли. Целеустрем-ть - сознател. и активная направл-ть личности на определ. результат деят-ти. Целеустрем-ть явл. обобщенным мотивационно-волевым св-ом личности, опред-им содержание и уровень развития др. волевых кач-в. Различают целеустрем-ть:а)стратегическая - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеят-ти определ. ценностями, убеждениями и идеалами. Б)Тактическая связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения. Инициативность - активная направл-ть личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту опред. направл-ти. Инициат-ть связана с самосто-тью. Самостоят-ть - сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения др. лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоят-ть может проявиться лишь при наличии опред. выдержки.

Выдержка - сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, кот. проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить'' те действия, чувства, мысли, кот. мешают осуществлению задуманного действия. Чел-к, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответ-щий условиям и оправданный конкретными обстоятел-ми. 2. Вторая фазах-формируются решительность и смелость. Решительность – св-во личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминир-его мотива и прав. действия и в выборе адекватных ср-в достижения цели. Внешне решит-ть прояв. в отсутст. колебаний. Решител-ть не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижен., переживания сложной внутр. борьбы, столкновения мотивов. Решит-ть проявл. и при осуществ. принятого решения. Для решит. людей хар-н быстрый переход от выбора сре-в к исполнению самого действия. Смелость - умение противостоять страху и идти на оправдан. риск для достижения своей цели. Смелость явл. предпосылкой для формир. решит-ти. Кач-ми, противополож.решит-ти, с точки зрения волевого регулирования, выступают импульс-ть, понимаемая как торопл-ть в принятии и осущес-ии решений, когда чел-к действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку ср-во или цель. С другой стороны, решит-ти противостоит нерешит-ть, проявляющаяся как в сомнениях, в длител. колебаниях до принятия решения, так и в непоследоват-ти при претворении их в жизнь. 3. На исполнител. этапе формир-ся важнейшие волевые кач-ва - энергичность и настойчивость, а также организов-ть, дисциплина и самоконтроль Энергичность – кач-во личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставл. цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настой-тью. Настойчивость –кач-во, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоян. и длит. борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойч-ть может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство –кач-во личности, выраженное в неразумном испол-ии волевых усилий в ущерб достижению поставл. цели. Организов-ть – кач-во личности, проявляющееся в способ-ти разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деят-ти. Дисциплинир-ть – кач-во личности, проявляющееся в сознател/ подчинении своего поведения общепринятым нормам, установлен.порядку.Самоконтроль – кач-во личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деят-ти на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой волевого действия: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.

Далее рассмотрим понятие воли, волевого действия и структуру волевого действия.

Понятие воли и волевого действия

Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.

Волевое действие (с точки зрения Рубинштейна) – это сознательное действие, которое направлено на достижение определенной поставленной человеком цели.

Волевое действие

Все действия человека могут быть разделены на две группы:

Произвольные действия осуществляются под контролем сознания, соответственно – непроизвольные подчинены бессознательному.

Разберем структуру волевого действия. Общая модель волевого действия представлена на рисунке 1.

Психологическая структура волевого акта

Далее изучим сам процесс принятия решения и типы решительности по У. Джеме.

Читайте также: