Натурализм в социологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержимое работы - 1 файл

Натурализм в социологии

§ 1. Понятие натурализма в социологии

Развитию натурализма в социологии во второй половине XIX в. способствовали в значительной мере успехи естествознания. Наряду с достижениями в области физики заметную, а подчас и главную роль начинает играть биология с ее наиболее выдающимся открытием того времени — эволюционной теорией Ч. Дарвина. Вследствие серьезного воздействия на социологию со стороны естествознания в ней сложились две линии натурализма — социальный механицизм (определяющее влияние физики, механики) и социальный биологизм (доминирующее воздействие биологии). Постепенно вторая линия стала господствовать в натуралистическом направлении социологии. Однако, прежде чем говорить о ней, коротко охарактеризуем существо социального механицизма.

Социальный механицизм выступает как проявление (иногда пишут — крайняя форма) позитивизма, а его сущность заключается в характеристике общественных законов, открываемых и изучаемых социологией, как разновидности законов механики и физики. Общество рассматривается в качестве механического агрегата, а социальные процессы и структуры сравниваются с процессами и структурами неорганического мира.

Возникает одна из первых форм редукционизма в социологии, состоящая в выходе исследователей за пределы этой научной дисциплины в область механики и физики, в которой используются несоциологические методы изучения и познания. Например, немецкий ученый В.. Оствальд рассматривал культурный процесс как преобразование свободной энергии в связанную: чем больше получено полезной связанной энергии в таком преобразовании, тем значительнее прогресс культуры. Влияние механического и физического редукционизма в социологии проявляется также в том, что в ней активно используется естественно-научная, прежде всего физическая, терминология и фразеология.

Положительным здесь является то обстоятельство, что таким образом социологи пытались преодолеть субъективистские, религиозные, ненаучные трактовки общественных проблем. Но эти попытки рассматривать социальные процессы с естественно-научных позиций обусловили, с другой стороны, их сведение к механической, физической, химической основе, т.е. появление механического, физического, химического редукционизма, что явно ограничивало познавательные возможности исследователей.

У социального механицизма было немало сторонников, среди них в первую очередь франко-бельгийский социолог и статистик А. Кетле и итальянский социолог В. Парето. Об их творчестве в дальнейщем будет специально сказано. В целом же следует отметить, что в сравнении с социальным механицизмом социальный биологизм оказался развит значительно больше.

Два ответвления этой линии требуют своего рассмотрения — социальный органицизм и социал-дарвинизм. Поскольку первый наиболее ярко был представлен в рассмотренном уже творчестве Г. Спенсера, обратимся в этой главе к подробному рассмотрению второго ответвления — социал-дарвинизма. Он развивался в XIX в. активнее, чем социальный органицизм, и оказал более серьезное влияние на последующее развитие социологической мысли


§ 2. Социал-дарвинистское направление в социологии. Взгляды Л. Гумпловича и Г. Ратценхофера

Для социал-дарвинизма характерно применение дарвиновской теории борьбы за существование к рассмотрению социальной жизни, т.е. определение последней как арены непрерывной и повсеместной борьбы, столкновений, конфликтов между индивидами, социальными общностями (группами) людей, целыми обществами. При этом представители социал-дарвинизма приписывают социальным конфликтам статус естественности (подобно то-му как в органической природе естественной является внутривидовая и межвидовая борьба). При таком подходе очевидно, что социал-дарвинизму присущ биологический редукционизм. Наиболее яркими выразителями идей со-циал-дарвинизма стали польско-австрийский социолог Л. Гумилович и его австрийский последователь Г. Ратцснхофер, американские социологи А. Смолл и У. Самнер. Рассмотрим коротко существо их взглядов и позиций.

Людвиг Гумилович (1838—1909), один из известнейших европейских социологов XIX в., написал ряд крупных работ по общим проблемам социологии. Некоторые из них были переведены на русский язык 1 .

Важно, однако, отметить, что в основе межгрупповых конфликтов лежат, по мнению социолога, стремления людей к удовлетворению материальных потребностей. Следовательно, борьба — групповая, а интересы — индивидуальные. И это положение вошло в теоретический банк социологических идей, которые затем были взяты на вооружение некоторыми исследователями. Нужно только уточнить одно существенное обстоятельство: обращая внимание на социальные конфликты как основу общественной жизни, социал-дарвинисты (в первую очередь Гумилович) не имели в виду классовую борьбу. Связь между групповым противоборством и классовыми, более широко, социальными отношениями вообще не принималась ими в расчет.

Гумплович выступал противником простых аналогий между живой природой и обществом как объясняющего принципа социологии (что можно было найти, к примеру, у Спенсера). По его мнению, использование биологических сравнений, сопоставлений и даже в ряде случаев аналогий с общественными процессами и явлениями только лишь помогает более ясно и доходчиво попять последние. Но реального и подлинного знания социальной жизни таким образом получить нельзя. По существу, Гумплович приходит к положению о принципиальной несводимости общественных явлений к биологической природе индивида.

Еще одна классификация социальных групп, предложенная Гумплови-чем, заключается в выявлении среди них господствующих и подчиненных. Собственно говоря, стремление превратиться из подчиненной в господствующую, т.е. борьба за власть, и является источником межгрупповой борьбы и конфликтов.

Большое место в социологии Гумшювича занимает учение о конфликтах. Рассматривая взаимоотношения социальных групп, прежде всего простых (примитивных), он доказывает неизбежность конфликтов, которая имеет, таким образом, глубоко исторический характер. В конфликтах выражается прежде всего общественное неравенство групп, а внутри них — индивидов. В свою очередь само это неравенство определяется неравенством рас. Более сильная раса стремится подчинить слабую.

Идейно близок к Гумпловичу был сторонник социал-дарвинизма авст¬рийский социолог Густав Ратценхофер. Он (подобно Гумпловичу) считал, что в обществе действуют такие же закономерности, какие имеют место в органической природе. Как и у Гумпловича, в центре его интереса была со¬циальная группа. В качестве основных социальных явлений и процессов он рассматривал борьбу за существование, расовую расчлененность общества, враждебные отношения между расами и др. Основной социологической ка¬тегорией для австрийского социолога выступал интерес, который движет поведением групп и индивидов. Поэтому конфликты между группами и людьми — это прежде всего конфликты интересов.

Ратценхофер предложил классификацию интересов, включающую пять типов. Это: ирокреативные интересы, стимулирующие деятельность по продолжению рода; физиологические интересы, реализующиеся в пи¬тании; индивидуальные-интересы, в которых воплощается стремление к самоутверждению; социальные интересы, выражающиеся в стремлении к родственным и групповым связям; трансцендентные интересы, означаю¬щие связь с религией и стремление к ней.

Под натурализмом в социологии понимают направление или совокупность концепций, авторы которых, опирались в изучении общества и человека на методы и средства естественных наук. Для представителей натурализма характерно и заметно стремление выработать строгую систему знания об обществе и законах им управляющих.

Во второй половине XIX в. появились школы и социологии социальной биологии, социальной механики, социальной физики. Их представители сравнивали социальные процессы с физическими, химическими процесами и явлениями. Так, известный немецкий ученый Вильгельм Оствальд рассматривал культурный процесс как преобразова­ние свободной энергии в связанную. Чем больше получено, по его мнению, полезной связанной энергии, тем ощутимее про­гресс культуры. Натурализм в социологии способствовал преодолению ненаучных, а иногда субъективистских и религиозных трактовок общественных проблем, однако приводил к отожде­ствлению социальных действий с природными процессами, что затрудняло развитие социологии как науки.

Рассматривая натуралистические школы в социологии (а их было достаточно много), выделим как одну из наиболее разви­тых социал-дарвинистскую.Ее наиболее видный представи­тель — австрийский социолог Людвиг Гумплович(1838—1909). Понимание им предмета социологии и по сей день не потеряло актуальности, ведь Гумплович рассматривал социологию как на­уку о социальных группах и отношениях между ними. Главной характеристикой этих отношений он считал непрерывную борь­бу, приобретающую подчас жесткие и беспощадные формы, по­этому основным законом общества является "стремление каж­дой социальной группы подчинять себе каждую другую социаль­ную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабоще­нию, к господству" Не нужно специально доказывать, что мы столкну­лись с использованием дарвиновского закона борьбы за сущест­вование, но уже не на уровне отдельного человека, а в рамках межгрупповых противоречий и противоборств. Важно, однако, отметить, что в основе межгрупповых конфликтов лежат, по Гумпловичу, стремления людей к удовлетворению материаль­ных потребностей.

Итак, борьба групповая, а интересы индивидуальные. И это положение вошло в теоретический банк социологических идей, которые затем были взяты на вооружение некоторыми исследо­вателями. Нужно только уточнить одно важное обстоятельство: обращая внимание на социальные конфликты как основу обще­ственной жизни, социал-дарвинисты не имели в виду классовую борьбу. Связь между групповым противоборством и классовы­ми, более широко, социальными отношениями вообще не прини­малась ими в расчет.

Натурализм в социологии проявился в расово-антропологическойшколе, взгляды представителей которой (Ж. Гобино, Ш. Летурно, Франция) базировались на утверждениях о том, что социальное поведение целиком обусловлено биологической на­следственностью, что оно — результат действия расовых и ант­ропологических факторов. Именно в рамках этой школы были предприняты попытки доказать превосходство одной расы над другой и вредность расовых смешений. Схожие идеи были в дальнейшем использованы, и весьма активно, в реакционных це­лях (фашизм).

Это же касается и ряда выводов, имеющих геополитический характер и сделанных представителями географической школы.Речь идет о концепции жизненного пространства, которая долж­на определять политику государства (Ф. Ратцель, Германия; Р. Челлен, Швеция). Разумеется, географическая школа остави­ла социологии и иные идеи, более плодотворные. Они касаются роли географической среды и ее отдельных компонентов (кли­мата, почв, ландшафта и др.) в развитии конкретных типов об­щества (И.Мечников, Россия). Например, горы, островное положение, ограниченные пространства, способствуют изоляционизму, консерватизму и национализму. Жизнь на просторе, наоборот, формирует стремление к завоевательным походам, склонность к авантюризму, землепроходчеству – формирование деспотической власти Плодотворной оказалась и трие­диная формула определяющих факторов человеческой жизни, выдвинутая французским социологом Фредериком Ле Пле. К ним были отнесены место обитания, труд, семья.



Под натурализмом в социологии понимают направление или совокупность концепций, авторы которых, опирались в изучении общества и человека на методы и средства естественных наук. Для представителей натурализма характерно и заметно стремление выработать строгую систему знания об обществе и законах им управляющих.

Во второй половине XIX в. появились школы и социологии социальной биологии, социальной механики, социальной физики. Их представители сравнивали социальные процессы с физическими, химическими процесами и явлениями. Так, известный немецкий ученый Вильгельм Оствальд рассматривал культурный процесс как преобразова­ние свободной энергии в связанную. Чем больше получено, по его мнению, полезной связанной энергии, тем ощутимее про­гресс культуры. Натурализм в социологии способствовал преодолению ненаучных, а иногда субъективистских и религиозных трактовок общественных проблем, однако приводил к отожде­ствлению социальных действий с природными процессами, что затрудняло развитие социологии как науки.

Рассматривая натуралистические школы в социологии (а их было достаточно много), выделим как одну из наиболее разви­тых социал-дарвинистскую.Ее наиболее видный представи­тель — австрийский социолог Людвиг Гумплович(1838—1909). Понимание им предмета социологии и по сей день не потеряло актуальности, ведь Гумплович рассматривал социологию как на­уку о социальных группах и отношениях между ними. Главной характеристикой этих отношений он считал непрерывную борь­бу, приобретающую подчас жесткие и беспощадные формы, по­этому основным законом общества является "стремление каж­дой социальной группы подчинять себе каждую другую социаль­ную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабоще­нию, к господству" Не нужно специально доказывать, что мы столкну­лись с использованием дарвиновского закона борьбы за сущест­вование, но уже не на уровне отдельного человека, а в рамках межгрупповых противоречий и противоборств. Важно, однако, отметить, что в основе межгрупповых конфликтов лежат, по Гумпловичу, стремления людей к удовлетворению материаль­ных потребностей.

Итак, борьба групповая, а интересы индивидуальные. И это положение вошло в теоретический банк социологических идей, которые затем были взяты на вооружение некоторыми исследо­вателями. Нужно только уточнить одно важное обстоятельство: обращая внимание на социальные конфликты как основу обще­ственной жизни, социал-дарвинисты не имели в виду классовую борьбу. Связь между групповым противоборством и классовы­ми, более широко, социальными отношениями вообще не прини­малась ими в расчет.

Натурализм в социологии проявился в расово-антропологическойшколе, взгляды представителей которой (Ж. Гобино, Ш. Летурно, Франция) базировались на утверждениях о том, что социальное поведение целиком обусловлено биологической на­следственностью, что оно — результат действия расовых и ант­ропологических факторов. Именно в рамках этой школы были предприняты попытки доказать превосходство одной расы над другой и вредность расовых смешений. Схожие идеи были в дальнейшем использованы, и весьма активно, в реакционных це­лях (фашизм).

Это же касается и ряда выводов, имеющих геополитический характер и сделанных представителями географической школы.Речь идет о концепции жизненного пространства, которая долж­на определять политику государства (Ф. Ратцель, Германия; Р. Челлен, Швеция). Разумеется, географическая школа остави­ла социологии и иные идеи, более плодотворные. Они касаются роли географической среды и ее отдельных компонентов (кли­мата, почв, ландшафта и др.) в развитии конкретных типов об­щества (И.Мечников, Россия). Например, горы, островное положение, ограниченные пространства, способствуют изоляционизму, консерватизму и национализму. Жизнь на просторе, наоборот, формирует стремление к завоевательным походам, склонность к авантюризму, землепроходчеству – формирование деспотической власти Плодотворной оказалась и трие­диная формула определяющих факторов человеческой жизни, выдвинутая французским социологом Фредериком Ле Пле. К ним были отнесены место обитания, труд, семья.

  • Натурали́зм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — направление в социологии, объясняющее историю и функционирование общества различными природными факторами (климатическими, географическими, биологическими и т.д.) и теоретико-методологическая ориентация на методы естественных наук в объяснении социальных явлений и процессов. В социологии середины XIX – начала XX вв. существовал в двух своих главных разновидностях – социал-биологизм и социальный механицизм. В современном социологическом натурализме выделяются две основные его ветви:

онтологический — концепции, основанные на идее признания природных факторов в качестве определяющих в развитии общества и сведении социальных процессов и явлений к физическому, вещественному субстрату (субстанционализм);

Связанные понятия

Коне́ц исто́рии — философское предположение о том, что история человечества с какого-то момента станет однообразной, замедлится или закончится (то есть будет достигнут некоторый идеал или конечная точка бытия). Завершение истории связано с идеей цели, по достижении которой исчезают противоречия, которые подталкивали прежнюю историю, а описание нового, неспешного и прямого развития трудно назвать историей в привычном смысле слова.

Социальная реальность — итог взаимодействия между индивидами, включающий в себя общепринятые принципы, законы и социальные представления.

Упоминания в литературе

Натуралистическая парадигма ориентируется на рассмотрение человека как части природы и объяснение политики влиянием природной среды: географическими, климатическими факторами, биологическими и расовыми особенностями людей, врожденными психическими свойствами и т. д. Она объясняет природу политики исходя из доминирующего влияния внесоциальных факторов, не приобретенных, а врожденных, неизменных для человека и общества. Это направление возникло еще в древности. Так, уже в сочинениях Гиппократа, Платона, Аристотеля содержатся неоднократные указания на влияние географической среды на политику. В XVII–XVIII вв. натурализм стал одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли. Сторонники этого направления стремились распространить на общественную жизнь и поведение человека закономерности, установленные в физических науках. В политологии натурализм получил свое воплощение в геополитике, биополитике и психологизаторских концепциях.

В пределах социологического натурализма развиваются органистическая, расово-антропологическая, географическая школы, социальный дарвинизм и другие направления.

Поль Видаль де Ла Блаш (1845–1918) справедливо считается одним из основателей французской географической школы в социологии. Он уделял большое внимание процессам изменения географической среды под воздействием деятельности социальных групп. Сам ландшафт это не только продукт природных изменений, но и трудов человека, социальных групп. Задача социологов и социогеографов, по мнению П. Видаля, состоит не только в том, чтобы определить, что данная географическая природная среда предполагает тот или иной образ жизни, но и в том, чтобы выявить воздействие на нее этого образа жизни и изменения в самой среде в результате такого процесса. Натурализм сыграл в целом позитивную роль, поскольку стремился прибегать к научному объяснению социальных явлений и привлек внимание исследователей-обществоведов к достижениям естественнонаучного знания.

По предметно-методологическому принципу (в зависимости от методологического принципа, выбранного за основу) выделяют такие концептуальные направления, как натурализм, биологизм, психологизм, структурализм, функционализм и т. д. Четких границ между различными направлениями нет, часто наблюдается их взаимное сочетание, органичное переплетение.

Связанные понятия (продолжение)

Онтологизм (греч. ontos, от einai - быть, и logos - слово) – философская система, учение о начале, из чего все произошло, согласно которому достижение человеком знания возможно благодаря интуитивному познанию Бога и целостному вхождению познающего человека в существующее.

Инструментали́зм — направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Инструментализм тесно связан с прагматизмом, операционализмом и конвенционализмом. Развернутую концепцию инструментализма сформулировал Джон Дьюи. Идеи инструментализма оказали определённое влияние на позиции ряда ученых (Г. Р. Кирхгоф, Г. Герц, П. У. Бриджмен, А. С. Эддингтон).

Моральный универсализм (синонимы: моральный объективизм, универсальная мораль) — метаэтическая позиция, согласно которой возможна этическая система, эффективно регулирующая поведение членов любого сообщества, независимо от культуры, расы, пола, религии, национальности, сексуальной ориентации, или каких-либо других отличительных черт. Моральный универсализм противостоит моральному нигилизму и моральному релятивизму. Будучи некоторыми чертами близок к моральному абсолютизму и ценностному монизму, моральный.

Индетермини́зм (от лат. in — не и лат. determinare — определять) — философское воззрение и методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В философии науки: концепция, согласно которой фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, а случай является не только равноправной по отношению к необходимости сущностью природы, но и более фундаментальной.

Постгуманизм — мировоззрение, основанное на представлении, что эволюция человека не завершена и может быть продолжена в будущем. Эволюционное развитие должно привести к становлению постчеловека — гипотетической стадии эволюции человеческого вида, строение и возможности которого стали бы отличными от современных человеческих в результате активного использования передовых технологий преобразования человека. Постгуманизм признаёт неотъемлемыми правами совершенствование человеческих возможностей (физиологических.

Социальная практика — вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Трансцендентальный идеализм (нем. transzendentale Idealism) — в учении И. Канта установка, отождествляющая и ограничивающая наблюдаемые вещи феноменами сознания. Основной предпосылкой этой установки является различие между явлениями как единицами опыта и вещами в себе. Кант в Критике чистого разума прямо отождествляет свою философию с трансцендентальным идеализмом. Противоположностью трансцендентального идеализма является трансцендентальный реализм.

Историзм (историцизм) — немецкая философская школа конца XIX — начала XX века, к представителям которой относят В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Мейнеке, Г. Риккерта, М. Вебера, Э. Трёльча.

Постпозитиви́зм (англ. Postpositivism) — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта. Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин. К постпозитивизму близки работы школы неорационализма, в особенности Г. Башляра и М. Фуко.

Волюнтари́зм (лат. voluntas — воля) — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, волюнтаризм противостоит рационализму (или интеллектуализму) — идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего разум (или интеллект).

Энактиви́зм (англ. Enactivism) — группа теорий сознания, возникшая в рамках когнитивной науки и противопоставляющая себя как классическому картезианскому дуализму, так и современной аналитической философии сознания.

Функционали́зм – одна из ведущих теорий в современной философии сознания, которая возникла в качестве альтернативы теории идентичности и бихевиоризму. Функционализм берёт истоки из философии Аристотеля, Томаса Гоббса и Уильяма Джеймса, однако в качестве самостоятельной теории он оформился в последней трети XX столетия. Основная идея функционализма состоит в том, что психические состояния представляют собой не физиологические состояния и не феноменальные свойства, а функции, которые определяются в.

Теория действия — область философского исследования, предметом которой являются действия, прежде всего действия человека. В центре современных дискуссий вопросы природы действий, их адекватного описания и объяснения.

Интерсубъекти́вность — понятие, означающее 1) особую общность; 2) определённую совокупность людей, обладающих общностью установок и воззрений; 3) обобщенный опыт представления предметов.

Лингвистический поворот — явление в философии XX века, связанное с переосмыслением понятия и роли языка, а также одноимённая антология (англ. 'Linguistic turn: Recent Essays in Philosophical Method') под редакцией Ричарда Рорти, изданная в 1967 году.

Объективи́зм — философское учение об объективности реальности (материализм, объективный идеализм, реализм). Объективизм предполагает учёт максимального количества факторов при создании общей картины действительности.

Диалекти́ческое противоре́чие — философское понятие, применяемое в диалектике Гегеля, Канта и диалектическом материализме.

Антинаука — это позиция, отвергающая науку и научный метод. Люди, придерживающиеся антинаучных взглядов, не принимают науку как объективный метод, который может порождать универсальное знание. Они также убеждены, что научный редукционизм чрезвычайно ограничен для понимания сложного мира.

Фидеизм (от лат. fidēs — вера) — философское учение, утверждающее главенство веры над разумом и основывающееся на простом убеждении в истинах откровения. Существенной частью фидеизма является алогизм.

Социальный конструктивизм — социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского.

Мора́льный абсолюти́зм (лат. absolutus – безусловный) — утверждение о существовании только одного источника нравственных норм, значимость которых признается универсальной и ничем не ограниченной.

Стэ́нфордская филосо́фская энциклопе́дия (англ. The Stanford Encyclopedia of Philosophy) — публичная интернет-энциклопедия по философии, поддерживаемая Стэнфордским университетом. Каждая статья написана и обновляется экспертом в предметной области. В создание энциклопедии вовлечены профессора из 65 академических институтов по всему миру. Помимо онлайнового статуса, энциклопедия поддерживает традиционный академический подход, используемый в большинстве энциклопедий и академических журналов, достигая.

Ассоциативная психология (Ассоцианизм) — совокупность психологических концепций и школ XVIII – XIX вв., в которых ассоциация считалась главным или даже единственным механизмом работы сознания. Ассоциация идей может возникать в результате подобия (ассоциация предметов, имеющих одинаковые свойства и признаки), близости (ассоциация расположенных рядом предметов или событий, происходящих совместно в одно и то же время), контраста (ассоциация предметов, характеризующихся как противоположности друг друга.

Критический рационализм (критический эмпиризм, фальсификационизм) — эпистемологическая теория, основные принципы которой сформулированы Карлом Поппером.

Понима́ющая психоло́гия (нем. Verstehende Psychologie) — идеалистическое направление в немецкой философии и психологии, развившееся в конце XIX — начале XX веков и разработавшее особый метод психологического исследования, который заключается в соотнесении переживаний внутренней, душевной жизни индивида с окружающими его культурно-историческими ценностями.

Конструктиви́зм (от лат. constructio — построение) — одно из течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. По сути это эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира, а не как простое его отражение.

Операционализм — течение в философии и методологии науки XX века, полагающее операционализацию критерием научности теоретических и эмпирических суждений.

Французский материализм — философское направление во Франции XVII—XVIII века, вдохновленное возрожденным эпикуреизмом. Кризис Средневековья породил интерес к античной мысли, в том числе к философии эпикуреизма. Французские материалисты (Гассенди, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Кондорсе, Ламетри, Кабанис, Нежон), вслед за итальянскими неоэпикурейцами (Лоренцо Валла), в основу своей философии ставили этику удовольствия как антитезу средневековой этики долга. Благодаря этому они получили имя либертинов.

Элиминативный материализм (англ. Eliminative materialism; элиминативизм) — материалистическая позиция в философии сознания, согласно которой обыденное понимание сознания является ложным и некоторые ментальные состояния, в которые верят люди, не существуют. Некоторые элиминативисты считают, что для некоторых концепций, таких как вера или желание, не будет найдено нейробиологического базиса, поскольку они недостаточно точно определены. Они, в свою очередь, считают, что психологические концепции поведения.

Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, — это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только.

Множество — понятие в политической философии , в настоящее время связываемое прежде всего с работами Антонио Негри и Майкла Хардта, а также Паоло Вирно:409.

НАТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ - теоретико-методологич. ориентация на методы естественных наук. В социологии XIX - нач. XX в. существовали две главные формы Н. - социал-биологизм соц. механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями органицизма социального (см.) (Г. Спенсер, А Шеффле, Р. Вормс и др.) и дарвинизма социального (см.) (У. Беджгот, Л. Гумплович, У. Самнер и др.). Представители этого направления стремились понять законы функционирования и развития об-ва путем установления аналогий с биология, организмом или биологич. эволюцией в целом. Сторонники механицизма в социологии (см.) (А. Кетле, Г. Кэри, Л. Винярский, В. Парето и др.) пытались объяснить обществ. жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физич. науках. В современной социологии можно вычленить две основные ветви Н. - методологическую и онтологическую. Обе принимают позитивистский тезис "единства науки", но интерпретацию дают разную. Сторонники методологич. Н., исходя из признания единого для естественных и соц. наук "научн. метода", распространяют на сферу соц. познания наиболее общие принципы и понятия естественных наук, стремясь учесть вместе с тем своеобразие соц. действительности. Методологич. Е лежит в основе многих известных концепций, - таких, как структурный функционализм (см. Анализ функциональный в социологии), неоэво-люционизм (см.), системные теории, теории социального обмена (см.), нек-рые теории интеракционизма символического (см.) и др. Приверженцы онтологич. Н. настаивают на содержательном, предметном единстве соц. и естественных наук, пытаются редуцировать обществ. закономерности к природным. Большинство современных редукционистских концепций, напр, "этологизм" (К. Лоренц, Д. Моррис, Л. Тейчер) и социобиология (см.) (Э. Уилсон, П. Ван ден Берге), возникают на основе достижений в новейших областях естествознания - этологии, генетике, экологии и др. Для всех них характерно игнорирование качественного своеобразия соц. закономерностей, фатализм во взглядах на человеческую историю. М.С. Комаров.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Полезное

Смотреть что такое "НАТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ" в других словарях:

натурализм и культурцентризм — НАТУРАЛИЗМ И КУЛЬТУРЦЕНТРИЗМ две ведущие исследовательские программы социально гуманитарных наук. Генетически первая исследовательская программа обществознания Нового времени формировала идеал и нормы научности наук об обществе по образцу … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

НАТУРАЛИЗМ — англ. naturalism; нем. Naturalismus. 1. В философии направление, согласно к рому природа является единственным универсальным принципом объяснения всего сущего. 2. В социологии тенденция в объяснении соц. явлений и процессов развития общества… … Энциклопедия социологии

НАТУРАЛИЗМ — (франц. naturalisme от лат. naturalis природный, естественный) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все внеприродное, сверхъестественное .… … Большой Энциклопедический словарь

НАТУРАЛИЗМ (в философии) — НАТУРАЛИЗМ (франц. naturalisme, от лат. naturalis природный, естественный) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все внеприродное,… … Энциклопедический словарь

НАТУРАЛИЗМ — (французское naturalisme, от латинского naturalis природный, естественный) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все неприродное, сверхъестественное … Современная энциклопедия

Натурализм (философ.) — НАТУРАЛИЗМ (французское naturalisme, от латинского naturalis – природный, естественный) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все неприродное,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Натурализм (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Натурализм. Натурализм (фр. naturalisme; от лат. naturalis природный, естественный) философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип… … Википедия

Натурализм (социология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Натурализм. Натурализм в современной социологии две противоборствующие концепции натурализма: концепция, основанная на идее признания физических или биологических факторов в качестве… … Википедия

Социология как самостоятельная научная дисциплина возникает в середине XIX века. Ее возникновение связано с философией позитивизма. Позитивизм предполагает особое отношение к познанию, для которого характерно отказ от метафизики и стремление принимать во внимание только выводы, основанные на фактах; отказ от суждений, противоречащих друг другу; научная достоверность как результат возможности всесторонней верификации наблюдаемых фактов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Эволюционизм - база натуралистических школ в социологии……………4
2. Характеристика основных натуралистических школ социологии
2.1. Механистическая школа……………………………………………….6
2.2. Географическая школа…………………………………………………8
2.3. Расово-антропологическая школа…………………………………….10
2.4. Биоорганическая школа……………………………………………….12
2.5. Социал-дарвинистская школа………………………………………. 14
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

социология готовая.docx

1. Эволюционизм - база натуралистических школ в социологии……………4

2. Характеристика основных натуралистических школ социологии

2.3. Расово-антропологическая школа…………………………………….10

2.4. Биоорганическая школа……………………………………………….12

2.5. Социал-дарвинистская школа………………………………………. 14

Социология как самостоятельная научная дисциплина возникает в середине XIX века. Ее возникновение связано с философией позитивизма. Позитивизм предполагает особое отношение к познанию, для которого характерно отказ от метафизики и стремление принимать во внимание только выводы, основанные на фактах; отказ от суждений, противоречащих друг другу; научная достоверность как результат возможности всесторонней верификации наблюдаемых фактов.

Сам позитивизм возник на основе натурализма. Середина XIX века - это время увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско- натуралистического мировоззрения, под влиянием которого тогда и формировалась социология.

Они полагали, что, подобно закономерностям роста организмов, существует органический закон развития общественных институтов, который определяет регулярный и постепенный характер их изменений, одинаковый во всем мире. Поэтому достаточно открыть этот закон - и будет найден путь управления обществом.

1. Эволюционизм - база натуралистических школ в социологии

Середина и вторая половина XIX в. в интеллектуальной истории - время почти всеобщего увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско- натуралистического мировоззрения, под определяющим влиянием которого развивалась тогдашняя социология.

Эволюционная теория Ч. Дарвина заставила ученых обратить внимание на тот простой факт (игнорировавшийся ранее вследствие господства теологического мировоззрения), что между человеком и животным имеется не только различие, но и сходство, что человек - продукт длительной биологической эволюции и одно из звеньев в ее цепи. Эволюционная теория стала одним из основных факторов идейного климата второй половины XIX в. Эволюционизм как ведущее направление общественной мысли того времени опирался на представление о единстве законов истории природы и истории человека, о единстве метода естественных и общественных наук, подрывая тем самым провиденциалистские и финалистские объяснения развития.

Выдвижение на первый план тех или иных природных факторов или движущих сил социального развития, иногда методологических образцов определенной естественной науки служит основанием для классификации натуралистических школ. Так,

биоорганическая школа особое значение приписывала структуре социального целого, расово-антропологическая - влиянию биологической природы человека, его расовых черт и генотипа на общественную жизнь, социальный дарвинизм - борьбе за существование и естественному отбору, географическая школа - географической среде и пространственному размещению людей, и т.д.

2. Характеристика основных натуралистических школ социологии

2.1. Механистическая школа

Престиж методологии классического естествознания в социологии и влияние на нее механистического миропонимания и вульгарно-материалистических тенденций наиболее ясно обнаруживает механистическая школа, представляющая собой как бы скрытую мировоззренческую базу для многих натуралистических течений.

К механистической школе условно можно отнести социологические концепции, которые сравнивают социальные процессы и явления с физическими процессами и явлениями, а также используют для объяснения социального мира понятия механики, физики в широком смысле, энергетики и т.п.

Широко использовал количественные данные и их графические представления американский экономист и социолог Генри Чарлз Кэри (1793-1879), автор одной из первых развернутых механистических теорий в социологии XIX в.

Следуя общей редукционистской логике механицизма, Кэри искал простые законы, управляющие материей во всех ее формах и одинаково верные для физических и социальных наук, отличающиеся лишь объектами приложения и способом выражения.

Авторитет математического естествознания помогал распространению механистического типа мышления в начале XX в. Идеи социальной физики так или иначе развивали Владимир Михайлович Бехтерев, Леон Винярский и Антонио Барсело, Альфред Лотка, Вильфредо Парето и др.

Однако с точки зрения тенденций современной науки к сближению самых отдаленных друг от друга областей знания, к поиску универсальных для них принципов и аналогий, а также структурной общности разнородных систем и явлений некоторые стороны наследия механистической школы находят отражение в попытках использования в социологии кибернетики и общей теории систем. Как сторонники количественного анализа в социологии, создавшие методику численных оценок масштабов преобразования человеком природной энергии в социально- экономическую, механицисты внесли значительный вклад в теорию социальных измерений и статистику.

2.2 Географическая школа

Вопрос о роли географической среды в жизни общества в той или иной форме ставили почти все мыслители с момента зарождения учений. Социально-философская мысль эволюционировала от глобального сопоставления общества и природы к специальному изучению влияния разных факторов среды (климата, рельефа, природных богатств и т.д.) на отдельные социальные процессы и явления (рост населения, «производительные силы, политический строй и т.д.).

Становлению географической школы в социологии XIX в. способствовали как позитивистские история и философия [5.c 45], так и география.

Натурализм и географический псевдодетерминизм проникали тогда во все отрасли общественных наук, даже в системы идеалистического толка.

Английский историк-позитивист Генри Томас Бокль (1821-1862) в стремлении обосновать объективную закономерность исторического развития приводил многочисленные и на первый взгляд правдоподобные примеры того, как специфические ландшафт, климат, урожайность почвы, питание определили различия между народами в сознании, телосложении, накоплении богатства, затем в социальной организации и в конечном итоге в исторических судьбах [9.c.66].

Основным способом критики упрощенного географического детерминизма всегда было раскрытие того, как в одинаковых географических условиях развиваются общества и культуры совершенно разного уровня и типа. Одна и та же среда предоставляет разные экономические возможности людям, знающим и не знающим, как использовать ее ресурсы. Ценность этих ресурсов зависит не столько от их природных свойств, сколько от характера экономики и общественных отношений. Даже, казалось бы, очевидные зависимости между географическими условиями и характером питания в просто организованных обществах, употребляющих много сырых продуктов, в действительности сложны, опосредованы и имеют лишь локальное значение.

Читайте также: