Первые даосские школы кратко

Обновлено: 04.07.2024


В этой статье мы коснёмся вопросов возникновения ранних школ религиозного даосизма Китая и, в целом, разберем некоторые моменты, связанные с Даосской религией, ее праздниками и иерархией божеств.

Сама по себе тема религиозного даосизма достаточно непростая, поскольку Даосская религия не имеет широкого распространения за пределами Китая, да и в самом Китае она находится в специфическом положении.

С одной стороны, религия не запрещена, но в тоже время многие древние храмы сейчас превратили фактически в музейные экспонаты, где может жить лишь небольшое количество даосов, присматривающих за территорией, а в течение целого дня храмы посещает большое количество туристов, которые буквально норовят заглянуть в каждый уголок и от их любопытного взора никуда не скрыться. Также существует определенный контроль со стороны государства за тем, какие методы и ритуальные практики даосы могут официально совершать, а какие нет. При этом в разных даосских религиозных направлениях могут иметь место некоторые расхождения во взглядах на структуру мироздания, доминирующих Божеств, отмечающиеся праздники, ритуальные практики и т.п.

В целом, религиозный церемониальный даосизм начинает формироваться примерно с 1-2 вв. н.э. вбирая в себя некоторые элементы народных верований и древнего шаманизма. До этого времени даосизм существовал лишь как методология по совершенствованию человека и непосредственного постижения им реальности без преломления через религиозность (религиозные праздники, божества, поклонения, ритуалы и т. п.). И следует отметить, что есть целый ряд Школ, которые существуют в таком формате и до сих пор. Но они никогда не имели широкой популярности, у них не было своих монастырей, а поэтому количество учеников могло колебаться от 2-3 до нескольких десятков.

Эти Школы относятся к чистому Высшему Пути Внутренней Алхимии (Нэйдань), они очень трудны как для понимания, так и для практики, но именно они позволяют обрести максимальный возможный результат за минимальное время. Отсутствие явной религиозной принадлежности и, вообще говоря, малая известность позволяли им спокойней существовать даже в те времена, когда официальный религиозный Даосизм находился под запретом.

Следует отметить, что мужчинам и женщинам давались имена разных духов из различных списков-реестров. Если же двое последователей совершали бракосочетание, то они могли открыть друг другу имена своих духов, тем самым получая власть над 150 духами-генералами, при этом они (последователи) должны были следовать 72 заповедям. Для мирян этот уровень посвящения считался наивысшим. Дальнейшие посвящения предназначены уже для тех, кто хочет стать Наставником Школы, а для этого нужно было хорошо знать различные психофизические практики, иметь истинное устремление и способности к распространению Учения Тянь Ши Дао и соблюдать 180 заповедей.

Если кто-либо из последователей нарушал заповедь, то для искупления проступка существовали особые ритуалы, которые включали не только особую церемонию покаяния, но и воздержание от злаков. Хотя последнее (воздержание от злаков) могло совершаться и как одна из психофизических практик для обретения чистоты тела и сознания-сердца.

Одной из особенностей раннего периода существования Школы было наличие в ней сексуальных ритуальных практик. Прежде чем приступить к ним, необходимо было совершить трехдневный пост (воздержание от злаков), выполнять дыхательные упражнения, читать священные тексты и делать поклонения Божествам. Все это было необходимо дабы очистить тело и сознание. Для осуществления ритуала Наставник определял партнеров, которые во время самого соития должны были также выполнять определенные созерцательно-визуализационные методы. Сама практика символизировала слияние двух Божественных сущностей, соединение Инь и Ян, а также позволяла обрести здоровье тела. В дальнейшем от сексуальных ритуальных практик в Школе Тянь Ши Дао отказались.

В целом, Школа Небесных Наставников была ориентирована не на индивидуальное достижение состояния святого бессмертного, а на общинную деятельность, потому получила очень широкое распространение среди народных масс и была популярной даже во времена немилости к Даосизму со стороны властей.

Следует отметить, что в Школе Тянь Ши Дао считали лишь свое направление истинным, а потому их последователям запрещалось выражать почтение Божествам других Школ и духам народных верований.

В истории Школы было даже такое, что внук Чжан Даолиня Чжан Лу (сын Чжан Хэна), будучи третьим Патриархом Школы, основал в области Ханьчжун в провинции Шэньси даосское теократическое государство, которое, правда, не очень долго просуществовало (около 30 лет), но все же этот интересный факт имел место быть. Еще один интересный исторический факт, заключался в том, что в 1275 г. во время династии Сун Школа Тянь Ши Дао пришлась Императору страны по душе, а потому 36-й Наставник Чжан Цзунъянь был провозглашен главой над всеми направлениями Даосизма. Резиденцией Школы было решено сделать горы Лунхушань в провинции Цзянси.

Еще одной специфической особенностью Школы Тянь Ши Дао является то, что линия преемственности передается только лишь по родословной линии, поэтому она полностью состоит из потомков Чжан Даолиня. В 1949 г. в связи со сложной политической ситуацией в Китае, 63-й Небесный Наставник эмигрировал на Тайвань, где его родословная продолжается и поныне: сейчас там живет 65-й Патриарх Школы.

Школа Шанцин (Маошань)

В 3-4 вв. н.э. формируется Школа Шанцин (上清派) (Маошань) и примерно же в это время Школы Линбао и Саньхуанвэнь. Основателем школы Шанцин (Высшей Чистоты) считается госпожа Южного пика Вэй Хуацунь. Она была родом из провинции Шаньдунь и имела благородное происхождение. Уже в возрасте 12 лет она была в состоянии запомнить и по памяти декламировать священные тексты. А когда ей было 20 лет, то она уже превосходно разбиралась в лекарственных травах и могла делать из них различные снадобья, что позволяли избавиться от многих болезней. Эти снадобья она бескорыстно раздавала людям. Ее отец был не в восторге от ее занятий и интересов, поэтому, когда Вэй Хуацунь исполнилось 24 года, он выдал ее замуж, и у нее родилось двое сыновей.

Во время одной из таких практик адепт связывает свое сердце, которое воспринимается как духовный центр, ведущий на Небеса, и дверь к Божественному, и свой Дух, что локализован в верхнем даньтяне, с созерцаемыми Божествами, которые, как правило, располагаются над его головой и/или (реже) перед ним. При длительной практике и достижении единства с Божествами человек пропитывается их божественной сущностью, что пробуждает его изначальную сущность, и он сам становится подобен Божеству.

Еще одна методика заключается в том, что поскольку в теле человека уже присутствуют 18 000 духов, то, практикуя медитацию, он должен осознать их, а также сделать их светлыми и яркими, и чтобы этот свет заполнил все тело. Когда это сделано, то он как бы фиксирует их в правильном состоянии, и поэтому они станут видимыми для Неба, и тогда Небеса (Дао) пошлют ему еще 18 000 духов, которые проникнут в тело практикующего. Таким образом, всего получается 36 000 духов, т.е. число, символизирующее совершенство.

Тексты Школы Шанцин входят в высший раздел Дао Цзана. Одним из наиболее известных Патриархов этой Школы был Тао Хунцзин, поскольку именно он сформировал (собрал тексты воедино) канон своей школы. В целом, Школа Шанцин долго сохраняла свою популярность и авторитетность, она даже продолжала существовать во времена династий Тан и Сун, т.е. в то время, когда происходит зарождение новых мощных и в дальнейшем доминирующих Школ Даосизма таких, как Цюаньчжэнь и Лунмэнь.

Но со временем Школа Шанцин начинает терять свои позиции из-за отсутствия в достаточном количестве Просветленных Наставников и из-за неправильных толкований ее методов профанами, и во время династии Юань (1277-1367) теряет прямую передачу и перестает существовать как отдельное направление. Поэтому в наше время данная Школа во всей своей полноте не существует, хотя следует сказать о том, что ряд ее методов был впитан другими малоизвестными направлениями, а некоторые Мастера до сих пор хранят знания об истинной реализации этих технологий. До нашего времени сохранились такие субнаправления Школы Шанцин как:

  1. Фэн Ян Пай (鳳陽派)
  2. Лю Жэнь Пай (六壬派)
  3. Цзинь Ин Пай (金英派)
  4. Бай Лянь Пай (金英派) (Белый Лотос)
  5. Бай Лянь Пай (百連派) (Сто Соединений).

Все они являются очень малочисленными и малоизвестными, и сложно говорить насколько они действительно полно воплощают методологию Школы Шанцин.

Школа Саньхуанвэнь

Это очень большой текст, состоящий из 20 глав, в которых автор рассматривает такие темы как: даосские философские взгляды на мир, практические методы внешней и внутренней алхимии, отшельничество, магические амулеты, ответы на самые разнообразные вопросы, касающиеся совершенствования человека и Пути Дао. Поскольку данный трактат, в котором частично представлена методология Школы Саньхуанвэнь, переведен на русский язык, то мы не будем останавливаться на этом подробно.

Упомянем лишь то, что в данном направлении также, как и в Маошань, говорится о том, что если человек хочет изучать Даосизм, то для начала ему необходимо накопить заслуги и совершать добродетельные поступки. Прежде чем приступить к серьезной практике внутренней алхимии, необходимо очистить и подготовить тело такими методами, как Туна (дыхательные упражнения) и Дао Инь. Все это можно было сочетать с приемом особых внешних снадобий, ингредиенты которых собраны в священных горах.

Школа Линбао

Школу Линбао (靈寶派) (Духовной Драгоценности) основал Гэ Чаофу, который считается внучатым племянником Гэ Хуна. Она во многом перекликается со школой Шанцин и достаточно тесно с ней взаимодействовала. Так, например Тао Хунцзин (4), который был IX патриархом школы Шанцин, помог упорядочить пантеон богов школы Линбао. В целом же в Школе Линбао большое внимание уделяется религиозно-ритуальным практикам, декламации священных текстов, совершению обрядов в честь различных Божеств и их почитание, созданию различных талисманов-амулетов.

Во всех вышеперечисленных Школах существует своя система ритуалов, взгляды на устройство Мира и иерархию Небес. В школах Маошань и Саньхуанвэнь несмотря на существующую ритуально-религиозную структуру (в большей степени она выражена у Маошань, чем у Саньхуанвэнь), большое внимание уделялось как медитативной практике внутренней алхимии, визуализации различных божеств и соотнесению их с различными внутренними состояниями и энергиями, так и дополнительным искусствам таким, как Дао Инь, Туна, прием внешних снадобий.

В Школах Тянь Ши Дао и Линбао доминирующими методами становятся совершение обрядов и поклонений Божествам и духам, чтение религиозных текстов, создание различных магических защитных амулетов и т.п. В разные периоды существования ритуальные практики в этих Школах могли видоизменяться и реформироваться. Так, например, в 415 в. Коу Цяньчжи ( 寇謙之 ), последователь Тянь Ши Дао, сообщил что он получил новые указания от Лао Цзы и, в силу этого, провел определенную реформу, основав северное направление этой Школы, т.к. считал, что Школа Небесных Наставников пошла по пути заблуждения.

Коу Цяньчжи также покровительствовал император Тай У-ди, и на то время он провозгласил Даосизм государственной религией. Спустя некоторое время религиозные новшества и видоизменения Коу Цяньчжи принимаются и основной Школой Тянь Ши Дао. Также известен такой факт, что в религиозно-ритуальных практиках до определенного времени не уделялось внимание тому, каким должно быть даосское одеяние в повседневности и во время различных церемоний, пока в начале пятого века н.э. даос Лу Сюцзин не ввел определенные правила и разграничения. Еще известно, что первоначально ритуалы не сопровождались музыкой, и лишь через некоторое время музыкальное сопровождение начало использоваться в различных даосских Школах.

Так или иначе, считается, что Школы Линбао, Маошань и Саньхуанвэнь не сохранились во всей полноте в прямой преемственности до наших дней. Школа же Тянь Ши Дао, пришедшая в упадок, возродилась лишь в 12 в. н.э. но уже под названием Чжэн И Дао ( 正一道 ). Также в этот период формируются такие крупные Школы как Цюаньчжэнь (5) и Лунмэнь (6). И на данный момент эти три Школы фактически являются доминирующими религиозными организациями, а существующие храмы и монастыри так или иначе относятся к одной из этих Школ или к их субнаправлениям. Но даже в рамках одного направления (например, Цюаньчжэнь) могли существовать определенные различия как в ритуалах, так и в доминанте поклонении тем или иным Божествам.

Это было обусловлено тем, что, имея очень широкую сеть монастырей по всему Китаю, обладающих определенной автономией и независимостью, каждая из Школ фактически не обладала единым административным указующим центром, который мог бы свести все к единому образцу. Хотя, по сути, это могло быть и невыполнимой задачей, ведь монастыри были расположены территориально в разных провинциях и горах, и вполне логично, что каждый совершал дополнительные ритуалы-поклонения Божествам-покровителям именно своего региона и тем Бессмертным, что обрели святость именно в этих горах.

Сами же ритуальные практики по своей сути могут быть разделены на две категории:

  1. Ритуально-алхимические – они отображают процессы внутренних трансформаций через определенный внешний символизм, выражающийся через различные предметы и действия.
  2. Ритуалы-почитания – предназначены для почитания различных Божеств и совершения праздников в их честь.

Ритуально-алхимические практики более сложны для понимания и, как правило, передавались лишь тем, кто имел определенный уровень понимания, чистоту сердца и истинное стремление к изучению Пути-Дао. Также эти методы больше носят индивидуальный характер выполнения.

Ритуалы-почитания направлены на реализацию других целей, которые в меньшей степени связаны с обретением бессмертия, и в большей – направлены на избавление от страданий (а не искоренение их причин), совершенствование сердечной природы и обретение некоторых внутренних совершенств. Подобные ритуалы выполняются в большей степени с совершением внешних действий и носят групповой характер выполнения, во время которого могут присутствовать в виде наблюдателей и обычные люди. Во время их совершения, читаются различные молитвы, заклинания и формулы (7) обращенные к Божествам, что позволяет выразить свое почтение и уважение к ним, смирить свою личность (Эго), сонастроиться с силами, которые они воплощают, для раскрытия Небесных принципов, очистить сердце-сознание от Мирского обуславливания и вредоносной энергии.

Примечания

2. Данный текст был настолько популярен, что другие даосские Школы имели свой вариант этой книги

5. Школа Цюаньчжэнь ( 全真道 ) восходит к Патриарху Люй Дунбиню ( 吕洞宾 ) и его ученикам Ван Чунъяну ( 王重阳 ), который сформировал северное направление даосизма. Ван Чунъян возглавляя северное направление школы Совершенной Истины (Цюаньчжэнь) создал стройную систему монастырского образования, отклонения от которой не приветствовались. Также была разработана ритуальная часть этого направления, что позволило привлечь много последователей, и сделало это направление более понятным для простого народа, а соответственно и очень популярным.

6. Школа Лунмэнь ( 龙门派 — Драконовых Врат) была основана Цю Чуцзы, который был одним из знаменитых семерых учеников Ван Чунъяна.

7. Заклинания (чжоу) и формулы-обеты (чжу) – различные божественные тексты, которые могут быть предназначены для разнообразных целей, например, помочь практикующему поднять свой дух к Высшему, очистить сердце-сознание, выразить свое почтение-уважение к Божеству, попросить помощи в делах, исцелении, защите от злых сил или умыслов и т.п.

Китай считается родиной философии и древних учений. Вместе с буддизмом и конфуцианством огромное влияние имел и даосизм. Истоки религия берет в шаманской практике и магии, поэтому она считается одной из древнейших в мире. У учения Дао свои обряды, формы проявления и постулаты. Желающим познать эту религию понадобятся десятилетия, чтобы изучить все ее тонкости.

  • Особенности учения
  • Основоположники религии
  • Этапы развития
  • Формы проявления
  • Главные постулаты
  • Столпы и сокровища
  • Мужское и женское начала
  • Положения и обряды

Принципы и основные идеи даосизма

Особенности учения

Дата появления даосизма — примерно пятое столетие до нашей эры. Понятие соединило черты религии и философии. Дао цзя — трактаты, изучение бытия, получение знаний о Вселенной, а дао цзяо — это вера в высшие силы и проведение духовной практики. Но разделение практически незаметно, поэтому даосизм рассматривают как совокупность аспектов. Бога в учении нет, есть только дао. Этим термином называют Вселенную, путь ее достижения и самосовершенствования. Цель любого монаха, исповедующего эту философию — слиться с дао.

Обучение

Конфуцианство имеет несколько схожих определений. Но в этом учении дао называют правила гуманизма и моральные принципы. Человек должен совершенствоваться: изучать точные науки, музыку, письму, разным видам спорта.

Вмешиваться в размеренное течение жизни не нужно, лучше подчиниться ему.

Основоположники религии

Окончательно даосизм сформировался только ко второму веку нашей эры. Основой для учения стали шаманизм южнокитайских провинций, магические обряды области Ци и философия северных регионов.

Основоположников всего три:

Хуан Ди

Существует несколько легенд об основателях даосизма. Одна из них рассказывает об императоре Хуан Ди. Его биография покрыта тайнами, а в гробнице лежит только его одежда. Считается, что сам император вознесся на небеса.

Существуют свидетельства о личном знакомстве мудреца с Конфуцием. Лао критиковал философа за слишком активную социальную жизнь. Именно поэтому он основал собственное учение, где были совершенно другими основные идеи. Кратко даосизм — это противоречие конфуцианства.

Дальнейшая судьба мудреца осталась неизвестной. Он либо доживал свои годы в Тибете, либо в Индии, где принял буддизм. А также есть мнение, что он отправился на земли, которые позже стали Киевской Русью. Книгу Лао Цзы дополнил своим трактатом Чжуан Чжоу. Он жил в 4−3 столетии до нашей эры и также изучал даосизм.

Этапы развития

В первом веке до н. э. начали появляться школы даосизма. Со временем они изменялись, а некоторые сливались в одно заведение. Главные учреждения:

  • школа Небесных наставников;
  • Цюаньчжэнь;
  • Маошань;
  • Линбао.

Школа Небесных наставников

В южных регионах во времена после господствования монгольских племен открылась школа Цюаньчжэнь. Маошань или Шанцинь существовала до 14 века. Здесь ученики практиковали общение с духами и высшими силами. Линбао делала уклон на медитацию, она больше напоминала буддийскую школу.

В пятом столетии приверженцев даосизма стало больше: к ним добавились отшельники, мечтавшие о долголетии. Учение в это время превращается в религию, а его целью становится стремление к бессмертию. Тогда было всего 250 трактатов с основными определениями, принципами и концепциями. А сегодня существует более 1500 книг и сочинений.

Основные идеи даосизма

Даосизм не считается традиционной религией. В его основе лежит принцип равенства человечества. Благодаря этому философию изучали разные категории людей. Но в Средние века возводили монастыри, куда допускали только просвещенных монахов.

В 17 веке правила династия Цин, которая поощряла гонения на философию. Правители считали учение лженаукой, поэтому приказывали сжигать книги, разрушать монастыри, наказывать сторонников даосизма. Реабилитация началась только в 60-е годы прошлого столетия. Но современная философия отличается. Ее основой стали медитации и магические обряды.

Учение прославилось на западе благодаря уникальным боевым искусствам, дыхательным упражнениям, направлению фен-шуй.

Формы проявления

Даосизм разделялся на несколько форм. Так происходило потому, что необходимо было удовлетворить вопросы и интересы разных слоев общества. Существует три формы проявления учения:

  • мистическая;
  • научная;
  • философско-этическая.

Формы проявления даосизма

Бедные слои населения отправлялись к монахам, чтобы получить советы и предсказания. В этом заключалась мистическая сторона даосизма. Благодаря такому воздействию просвещенных простым крестьянам прививали моральные ценности и нормы поведения.

Монахи постоянно пытались найти секрет бессмертия. Ходили легенды, что Чан Таолинь — один из сторонников таоизма — нашел рецепт эликсира вечной молодости. Но позже он был утерян, хотя самому монаху долгое время поклонялись и считали, что он жил в горах отшельником.

В результате следующих поисков и занятий алхимией появилось много полезных для человека предметов — компас, порох, фарфор, стекло, стенобитные орудия. Первые теории о возникновении людей и других живых существ, неба и земли также появились благодаря постоянным размышлениям монахов.

На основе даосизма создавались этика и философия. Учение помогало самовыражаться образованным слоям населения. Но при этом соблюдалось всеобщее равенство на духовном уровне. С помощью философии даосизма можно было объяснить суть человеческого бытия и мировоззрения, цель жизни.

Главные постулаты

Вселенная в даосизме — это макрокосм, а человек является микрокосмом. Смерти монахи не боятся, так как она означает всего лишь соединение с дао. Учение не принимает личности, формы и цвета. Все мирские радости воспринимаются как пустота, а человек должен только наблюдать за происходящим, но не вмешиваться.

При этом просвщенные пытаются привить остальным умение различать зло и добро, с помощью медитации заглядывать в свой внутренний мир и добиться гармонии с окружающими. Постичь дао можно только в том случае, если соблюдать древнекитайские постулаты:

  • насыщение души;
  • питание тела;
  • у-вэй.

Главные постулаты даосизма

Питание души заключалось в том, чтобы поддерживать ее качества. Кормить своих демонов нельзя, так как это отдаляет человека от счастья. Монахи и все, кто изучает даосизм, должны питаться без издержек. Нужно соблюдать диеты и посты. А идеальный вариант, указанный в трактатах — насыщать организм только росой с растений и собственной семьей. Обязательно выполнение физических и дыхательных упражнений. Сексуальные отношения разрешены, но только с одним постоянным партнером.

У-вэй в даосизме — это недеяние, то есть невмешательство в переменчивость вселенной. Понятие состоит из двух иероглифов: У — небытие или отсутствие, Вэй — деяние, осуществление. Человек не должен делать что-то целенаправленно, так как взаимодействие с космологическими порталами может привести к плохим последствиям.

Познать дао непросто. Придется забыть об эгоизме, самодостоинстве и личности, соотнести себя с окружающим миром и стать его частью. Даже во время выполнения простых дел нужно останавливать мысленный поток.

Столпы и сокровища

Методов, или столпов даосизма всего восемь. Их нужно придерживаться, чтобы оздоровиться и достигнуть гармонии с окружающим миром. Заключаются они в следующем:

Столпы даосизма

  • философия;
  • обновление;
  • питание;
  • забытая еда;
  • лечение;
  • сексуальная мудрость;
  • совершенство;
  • успех.

Первый столп необходим для познания общественных и природных законов, сущности бытия и цели жизни. Под обновлением стоит понимать проведение медитаций и практик для улучшения здоровья. Что касается питания, то нужно полностью отказаться от мяса и другой животной пищи. Забытая еда означает, что на время строгих диет и постов есть вообще нельзя. Придется жить исключительно на воде.

Извлечение — это распределение энергии по всему телу с помощью акупунктуры и манипуляций с массажем. Секс в даосизме рассматривается только как метод укрепления искренних чувств и один из видов терапии. Седьмой столп — совершенство. Человек должен постоянно развиваться и искать новые здания. А успех означает постановку и достижение целей, выполнение планов.

Акупунктура

Лао Цзы называл три сокровища даосизма:

Первое сокровище — это энергия милосердия, жизни и любви. Цзянь означает рациональную экономику. Это касается и внешнего вида людей. Не стоит много внимания уделять своей одежде и прическе. Достаточно быть опрятным и чистым. Шэнь — это символ разумного духа.

Мужское и женское начала

Инь-ян

Уже ставший национальным китайский знак Инь-Ян известен давно. Впервые его изобразили еще в 4 веке до нашей эры. Даосские монахи нарисовали круг, разделенный на две части. Одна характеризовала женское темное начало, а вторая — мужское светлое.

Считалось, что эти два понятия не могли существовать по отдельности. От них зависела судьба человека. Так и судьба человека не может быть исключительно светлой или темной. Женское начало характеризуется равновесием и спокойствием, а мужское — мощью и активностью. Это как две противоборствующие стихии. Но они не могут в природе существовать друг без друга, как и составляющие знака Инь-Ян.

Если в человеке одно из начал преобладает над другим, то его судьба может сложиться неправильно. Считается, что такие люди не смогут познать дао, поэтому им не стоит и начинать обучение.

Положения и обряды

Дао сравнивают с Абсолютом, оба эти понятия имеют множество значений. Первое — сила, которая породила все вокруг. Она не имеет формы, имени и постоянства, ее невозможно постичь. Дао считается также первоосновой жизни и главным человеческим законом.

Так называют начало и конец всего, что существует, самого бытия. Дао — это мировой порядок, гармония между человеком и миром. Учение считается вечным путем, постоянным способом достижения высших целей.

Гармония между человеком и миром

Хотя у дао нет формы, оно дает ее всем окружающим предметам. Только философия постоянна, а все остальное — временно. Противоположные вещи в нем объединяются в единое целое. Дао — это пустота, но именно она помогает познать бессмертие и счастье. Есть один интересный исторический факт. Сам Лао Цзы сравнивал пустоту с комнатой. В помещении важны не стены, а пространство между ними. Так происходит и в дао.

Даосизм

Даосизм — удивительная религия. Она не предусматривает проведения торжественных ритуалов, но нужно постоянно обращаться к силам природы и созерцать происходящее вокруг. Обряды проводили публично, на них могли находиться и непосвященные. Из-за этого нет и храмов, сохранились только монастыри.

Уникальное учение даосизм появилось более 25 веков назад. За это время оно несколько раз изменялось, находилось под запретом и было восстановлено. Настоящие даосы питают свою душу, они не задумываются о физическом теле.

Естественный ход жизни они не нарушают, как и не вмешиваются в судьбу других без их просьбы. Но если человек хочет постичь философию, то монахи расскажут ему все, о чем знают сами, когда он будет готов к восприятию новых знаний.


Учение Даосизма 道教 существует с незапамятных времен, и известно в Китае как минимум с Хуанди. Учение это называлось хуанлаосюэ, т.е. "учение Хуанди и Лао-цзы". Это учение имеет и другие названия, такие как "учение шэньсяней" или "учение совершенных людей". Историю даосизма в статьях: Неизвестный даосизм, часть 1, Неизвестный даосизм, часть 2, Неизвестный даосизм, часть 3.

Знаменитые Мастера даосизма

  1. Ван Сюаньфу 王玄甫
  2. Чжунли Цюань 鐘離權
  3. Люй Дунбинь 吕洞宾
  4. Лю Хайчань 劉海蟾
  5. Ван Чунъян 王重阳
  6. Чжан Цзыян 張紫陽
  7. Ши Тай 石泰
  8. Сюэ Ши 薛式
  9. Чэнь Нань 陳楠
  10. Бай Юйчань 白玉蟾
  11. Ма Юй 馬鈺
  12. Тань Чудуань 譚處端
  13. Лю Чусюань 劉處玄
  14. Цю Чуцзи 丘处机
  15. Ван Чуи 王處一
  16. Хао Датун 郝大通
  17. Сунь Буэр 孙不二
  18. Ли Тегуай 李鐵拐
  19. Хань Сян-цзы 韓湘子
  20. Цао Гоцзю 曹國舅
  21. Чжан Голао 張果老
  22. Лань Цайхэ 藍采和
  23. Хэ Сяньгу 何仙姑
  24. Ли Даочунь 李道純
  25. Лу Сисин 陸西星
  26. Ли Ханьсюй 李西月
  27. Аньци Шэн 安期生
  28. Чэнь Туань 陳摶
  29. Чэнь Цзинъюань 陳景元
  30. У Чунсюй 伍冲虚

Знаменитые Школы даосизма

  1. ХуанЛаоДао 黃老道
  2. Цюаньчжэньцзяо 全真教
  3. Юйсяньпай 遇仙派
  4. Лунмэньпай 龙门派
  5. Циньцзинпай 清靜派
  6. УЛюпай 伍柳派
  7. Срединная Школа 中派
  8. Дунпай 東派
  9. Сипай 西派

Методы и практики даосизма

Даосизм содержит в себе множество практик (3600 побочных Школ и 96 видов внешнего Дао). Корнем же даосизма является даосская алхимия. В социуме даосы распространили множество практик и методов, созданных последователями даосизма, со временем ставших известными: Внутренние боевые искусства, правильное питание, составление эликсиров, практики дао-инь, туна, цигун, пэньцзин, различные виды фэн-шуй и другие методы, неизвестные и непредставленные на территории России.

Даосскую же алхимию можно разделить условно на 6 направлений: Метод первых императоров(династий), Древний северный метод (идущий от Ван Чунъяна 王重阳), Южный метод (древний метод алхимии), Широкий северный метод (аналог медитаций), Парная Алхимия, Внешняя Алхимия.

Широкий северный метод даосизма

Метод, широко распространенный учениками Ван Чунъяна 王重阳(в особенности Цю Чуцзи 丘处机). Был введен в противовес буддизму и сильному загрязнению сердца у людей. Заключается в неподвижном сидении, вхождение в состояние полного покоя и отсутствия мыслей, очищение синь (сердца) до предела. Концепция метода - сначала Син, потом Мин. Подразумевает уход из социума в монашество, дисциплинированную жизнь, ставящую за собой цель лишь практики. Основная идея - очищение сердца и духа, доведения инь до предела для рождения ян, в следствии чего возможно собирание изначальной энергии по капле в тело. Ван Чунъян 王重阳 описывал этот метод, как "через сто лет работа будет завершена". Его побочными эффектами являются проблемы со здоровьем и цзин из-за длительного неподвижного сидения, из-за этого в Лунмэньпай 龙门派 практикуют различные широкие доп. методы укрепления тела, сам метод тяжел в продвижении. Стоит заметить, что Мастера достигшие высоких ступеней в этом методе, долгое время практиковали в отшельничестве в горах в специальных пещерах. Распространен повсеместно в Китае, в России открыто на данный момент не представлен (практикуется в узких кругах).

Древний северный метод даосизма

Метод, идущий от Ван Чунъяна 王重阳 и его старших учеников (Семь Истинных Севера 北七真). Сохранился и представлен в России в Школе УЛюпай. Разделяется на 3 больших и 9 малых этапов: Земля, Человек, Небо (в каждом уровне по 3 подуровня). Подробнее про уровни можно прочитать здесь: Система ученических уровней в УЛюпай. Представлен в России в Школе УЛюпай в полном объёме.

Южный метод даосизма

Древний метод алхимии, противоположный северному и всем современным течениям, начинает практику с Мин, затем практикуют Син. В отличии от северного метода, даосы южных Школ не практикуют повсеместный уход из социума, метод обладает силой, которая позволяет успешно совершенствоваться в городе при наличии семьи, работы, бизнеса . Также не делается акцент на медитации в начале практики, они считаются просто вредными (т.к. культивируют инь в теле). В южном методе обязательным является вступление в личное ученичество (в северном методе это не обязательно, можно долго чистить сердце), наличие связи Учитель-ученик и такого процесса, как "изустное наставление и сердечная передача". В России южный метод представлен в Школе УЛюпай.

Парная Алхимия даосизма

Закрытый метод алхимии, где практикуют в паре (мужчина-женщина). Позволяет быстро прогрессировать, но имеет высокие требования к людям. В Китае передается редко, в России не представлен. Не стоит путать этот метод с внутренними покоями и техниками "даосского" секса.

Внешняя Алхимия даосизма

Опасный метод алхимии, из которого вышло множество знаний о травах, минералах, корнях и т.п. в Традиционную Китайскую Медицину. Практикуется в Китае. В России не представлен.

Список дополнительных методов

  1. Цигун
  2. Чжань чжуан 站桩
  3. Цзинцзо 静坐
  4. Метод Расслабления и Покоя 松静
  5. Шесть целительных звуков 六字诀
  6. Игры пяти животных 五禽戲
  7. Восемь кусков парчи 八段锦
  8. Тайцзицигун 太極氣功
  9. БиЦи 閉氣
  10. Буган 步罡
  11. Буци 布气
  12. Дао инь 导引
  13. Фуци 服气
  14. Бигу 避谷

Современный даосизм

Современным даосизм в основном представлен Школами, практикующими Широкий Северный Метод. Также распространен цигун, яншэн, дао-инь, фэн-шуй и другие смежные дисциплины. Также существует так называемый религиозный даосизм (в России официально не представлен). В России представлено множество Школ цигун (как традиционных, так и современных), яншэн, дао-инь и другие направления. Стоит отметить, что не все виды цигун полезны для конкретных людей, т.к. цигун не может полностью сбалансировать инь-ян и каждый вид цигун различен по своим воздействиям на внутренние системы организма.

Даосизм и другие традиции

Традиции, когда-либо появлявшиеся в Китае, неизбежно подверглись влиянию даосизма (также некоторые идеи, постулаты и практики были приняты даосизмом из различных традиций). Среди самых известных - это Чань-буддизм и Конфуцианство.

Даосизм и Чань-буддизм

Закрытые даосские Школы, считают, что 6-ой патриарх Чань-буддизма в Китае перестал передавать методы внутренней алхимии и завершил передачу внутреннего Учения. Практика длительных медитаций, повсеместно практикуемых сейчас в Чань-буддизме, считается вредной для здоровья тела, особенно при отсутствии дальнейших действий по восполнению жизненной силы.

Даосизм и Конфуцианство

Конфуцианство взяло часть своей теории из даосизма (Дао, Дэ, Жэнь и т.д.). Конфуцианская этика (сыновья почтительность) до сих пор служит основой китайской культуры и народного быта, в следствии этого феномена, сохранилось множество Школ и направлений, на Западе исчезнувших почти полностью.

Вклад даосизма в китайскую культуру и традиции

Даосские трактаты на русском

  1. Хуэйминцзин 慧命经
  2. Главы о прозрении истины 悟真篇
  3. Записи речей Истинного Человека Цзинь [Даочэна] 晉真人語錄
  4. 24 примера сыновней почтительности 二十四孝
  5. Книга о единении сокрытого 黃帝陰符經
  6. Гуань Инь-Цзы 關尹子
  7. Ши вэнь 十问
  8. Баопу-цзы 抱朴子
  9. Чжун Люй чжуань дао цзи 钟吕传道集
  10. Хуайнань-цзы 淮南子

Традиционные Школы даосизма России

В России существует официальное отделение закрытой Школы УЛюпай (представлен Южный метод и Древний Северный метод алхимии) и открытой (обучение в свободном формате) Школы Юйсяньпай. Также практикуется Широкий северный метод в закрытых кругах.

Тайцзицюань семьи Чэнь ,даосские методы здоровья

Oksana Melchenko

Oksana Melchenko

Официально Китайская даосская ассоциация располагается в Пекине, в храме секты Цюаньчжэньдао цзяо — Байюньгуань (Белое облако), связанном с именем знаменитого даосского мага Чанчуня, бывшего советником у Чингисхана. И всё же реальный центр религиозной даосской жизни находится в горах Удан.

В определенной мере даосизм превратился в своеобразную визитную карточку Китая — черно-белого символа инь и ян в виде двух полуокружностей (см. титульный лист)! Сознание современного китайца до сих пор наполнено даосской символикой, верованиями, символическими действиями. И хотя религиозный аспект даосизма уступает месту даосизму практическому и обыденному, тем не менее именно это учение многие сегодня называют национальной религией Китая.

Читайте также: