Наставления серафима саровского кратко

Обновлено: 04.07.2024

На русской земле появилось немало сподвижников и проповедников православия. Но одним из самых любимых и почитаемых святых можно назвать Серафима Саровского. Всей своей жизнью он показывал пример бесконечной веры, самоотверженности и любви к Богу и ближним в той мере, в какой нам заповедовал сам Господь.

Наставления

Преподобный Серафим оставил нам богатейшее наследие – свои наставления, которые могут пригодиться в каждый момент жизни, дать правильное направление мыслям и действиям православного христианина, если вдруг в его жизни возникнут какие-то духовные или мирские затруднения.

Сам преподобный не писал на бумаге, но его современники, которым довелось общаться с ним, аккуратно записывали его проповеди, беседы и наставления. В результате после смерти Серафима Саровского, в 1837 году было составлено его жизнеописание, приложением к которому шли Наставления.

В первое издание 1939 года вошло 33 наставления, затем они были расширены и дополнены, сейчас их количество составляет 43.

Какая бы проблема не мучила человека – о жизни и смерти, о любви и ненависти, о работе и об отдыхе – на все вопросы найдется ответ в трудах Святого Серафима Саровского.

5 наставлений для жизни

Каждое из 43 Наставлений является бесценным опытом духовного совершенствования, отшельничества и отрешения от мира, которое и помогло Серафиму постичь многие тайны жизни. Они были открыты ему по благословению Святого Духа. И не воспользоваться этим сокровищем – невиданная расточительность. Приведем всего 5 наставлений, которые пригодятся каждому в любой час.

О надежде

Все, кто твердо верит Богу, те получают от него сияние его негасимого Света и возводятся к нему.

Когда человек не имеет особой заботы о себе, уповая полностью на Бога, потому что верит Ему и любит Его, то эта надежда и есть самая верная и мудрая. Но это упование нужно использовать во имя любви к Богу и для дел добра и милости.

Когда же человек во всем полагается на свои силы, на свои дела, а к Богу приходит после того, как его постигнет неудача, то эта вера и надежда — ложная. Потерпев неудачу после того как начал дело, не обратившись к Господу, как можно идти к нему потом, когда уже нет иных средств для избавления от неудач и бед? Конечно, это тоже надежда на Бога, но в ней есть что-то уже двуличное и постыдное.

И мир приходит только в те сердца, которые надеются на Божью помощь изначально, зная, что не получится какое-то дело, значит — не нужно. А то, в чем Господь помог, и есть воплощенная Его помощь благодаря надежде на Него.

О хранении познанных истин

Не стоит открывать другим тайны своего сердца. Из тысячи людей найдется всего один, кто может сохранить твои тайны. И это логично – мы сами свою тайну не храним, так зачем другим это делать?

Особенно это относится к тайнам своей духовной жизни. О ней можно говорить только с людьми, которые имеют духовный разум. Они рассмотрят этот разговор в ключе Священного Писания и Заповедей Божьих. И не засорят мирскими, человеческими понятиями и заботами разговор о душе.

Поэтому свои духовные ценности, которые были поняты или даны Святым Духом в моменты просветления, не стоит обсуждать во время пустых разговоров с людьми. И не нужно пытаться до посторонних доводить движения своего сердца, ума. Особенно, если они не настроены на понимание этих вещей, а тем более, если отвергают их. Стоит помнить слова Иисуса Христа, что не стоит метать бисер перед свиньями, чтобы они его не затоптали и вас не съели, обернувшись. Именно поэтому Святой Серафим учит всех верующих всеми силами скрывать те дары, которые человек получает во время своей работы над собственной душой. Спасти других своим поучением простому человеку вряд ли удастся, а потерять эти дары очень легко.

Об излишней попечительности

Только неверующие и малодушные люди слишком пекутся о житейских вещах. При этом они не надеются на Бога, а те блага, которые имеют, считают заработанными самими собой. Но если этих видимых, осязаемых благ мы не приписываем Господу, то какое право имеем ждать от Бога тех благ, которые обещаны нам в будущем – вечная жизнь нашей души и Царствие Небесное?

Серафим Саровский учит, что лучше для людей будет презирать временное и подверженное тлену – деньги, вещи, богатство. То же, что останется с нами навеки – бессмертная душа – должно нами постоянно улучшаться, доводиться до совершенства всеми силами и средствами. Потому что, когда мы будем бессмертны, то сможем созерцать Бога, как Святые Апостолы созерцают его и находятся с Ним в единении.

Излишнее попечение о земном, разумеется, отвлекает от небесного. И в этом трагедия всех, кто живет ныне на Земле.

О болезнях

Когда человек болеет, то его гордыня, его дух усмиряется, страсти ослабевают, наступает понимание того, что болезнь пришла не просто так. И становится ясно, что милосердие Божие посылает болезнь телу, чтобы излечить душу.

Поэтому при болезни нужно благодарить Господа, что он послал недуг для того, чтобы страданием тела очистилась душа, обратилась к Богу, пришла к пониманию его воли и необходимости оставления греховных привычек. Измениться раз и навсегда – вот лучший путь к здоровью.

О неосуждении ближнего

Самый распространенный грех среди людей – это осуждение. Люди осуждают родственников, друзей, начальников, правительство – кого угодно, кроме себя.

Заключение

Это лишь малая, незначительная часть наставлений Святого Серафима Саровского, но насколько она поучительна, многогранна и требующа осмысления. Каждый православный христианин может почерпнуть для себя из этого источника мудрости живительную воду.

Мы живем в не простое время. Это время, когда каждому Господь посылает свои испытания. Время быть сильным, время обратить свой взор внутрь, в свою душу и сердце. Тяжелое время, не легкий год. Но здесь важно не забывать о том, что все, что происходит на земле, с нами, не просто так.

Важно в тяжелые минуты правильно поступить, верно избрать свой путь, принять важные и нужные решения. И здесь я хочу поделиться с вами избранными советами, нравоучениями, высказываниями, всеми любимого Святого Серафима Саровского. Надеюсь каждый из вас найдет в словах этого мудрого человека помощь, ответ, совет. Ну и конечно же чтобы успокоить душу, зажжем лампадку, свечку и помолимся пред иконой святого о помощи или просто поделимся своими тревогами и переживаниями. Молитва будет ждать вас в конце публикации.

Икона

Имя в миру Прохор Исидорович Мошнин (Машнин)

Образ Серафим Саровского притягивает, смотришь на икону и хочется сесть и поговорить, как с самым близким, будто бы этот родной человек и он услышит и поймет.

Цитаты:

  • окружайте себя добрыми честными людьми, которые создадут покой и мир вокруг вас, но не стоит каждому доверять свое сокровенное, открывать душу, рассказывать о проблемах и бедах

Не зря есть такая поговорка - счастье любит тишину.

А вы как думаете?

Серафим Саровский с житием (икона начала XX века)

  • Кто-то может не согласится, но истина этого высказывания глубока. Болезни чаще всего появляются из-за внутреннего состояния - депрессии, стрессов, уныния, грусти, тоски печали. А уныние и грусть один из грехов, если вы помните. Или возьмите обиды и гордыню, тоже грех и также сильно влияет в последствии на наше самочувствие. Здесь можно перечислять много земных грехов, но болезни нам посланы, чтобы мы могли побороть свой грех, изменить свой ложный путь и встать на истинный. Заглянуть глубоко в себя, найти источник болезни не винить высшие силы, а в первую очередь найти причину в себе.

Цитата: Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния!

Серафим Саровский также говорил, что любую болезнь нужно принимать с благодарностью и терпимостью. Когда моя бабушка сильно болела, ее мучили боли, она всегда произносила : "Спасибо тебе Господи, Слава Богу".

И последнее: "Мир лежит во зле, мы должны вечно помнить об этом и стараться преодолевать зло всеми силами"

  • важно не поддаться искушениям греховным, не слиться со злом, плывя по течению, но бороться, душой и телом, каждый день

Краткая Молитва Серафиму Саровскому о помощи

Он завещал нам приходить на его могилку, молиться ему, рассказывая и делясь бедам и проблемами и он обязательно услышит и поможет: "..для вас я живой есть и буду во веки".


« М онастыри есть место для высшего духовного совершенствования… Но исполнение …заповедей, есть, однако, обязанность для всех христиан, так что …прохождение духовной жизни обязательно и для монаха, и для простого семейного христианина. Разница в степени совершенствования, которое может быть и большим, может быть и малым.

Преподобный Серафим Саровский



  • К раткое жизнеописание, наставления старца Серафима о Причащении, чтении Нового Завета и Псалтири, молитве
  • И з воспоминаний жены Мотовилова (об антихристианском духе реформаторов и воцарении антихриста, об обязательности прохождения духовной жизни и стяжания Святого Духа всеми христианами, а не только монахами, о духовном рассуждении и спасении богатых)
  • П ророчества о будущем России и царе
  • О б отступлении епископата от чистоты Православия и своем воскресении
  • К огда будет конец миру сему
  • И сцеление слепой девочки


Краткое жизнеописание, наставления старца Серафима о Причащении, чтении Нового Завета и Псалтири, молитве

Д уховный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого…

В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.

Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.

По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.


Из воспоминаний жены Мотовилова

…По незнанию я говорила Николаю Александровичу, что ему следовало бы, если он хочет вести такой образ жизни, идти в монастырь, а не быть семейным человеком. На это он отвечал мне следующее:

И мы можем, — прибавлял отец Серафим, — проходить духовную жизнь, да сами не хотим! Духовная же жизнь есть приобретение христианином Святаго Духа Божияго, и она начинается только с того времени, когда Господь Бог Дух Святый, хотя вмале и кратко, начинает посещать человека. До этого времени христианин (будь то монах, будь мирской человек) проводит жизнь общехристианскую, но не духовную; проводящих же духовную жизнь людей мало.


Пророчества о будущем России и царе

« Б удет царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого царя и его самодержавия, все восставшие погибнут, а Бог царя возвеличит…


Об отступлении епископата от чистоты Православия и своем воскресении


Когда будет конец миру сему


По книге: «Феномен русского старчества: Примеры из духовной практики старцев. Сост. С. С. Хоружий, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006г.


Исцеление слепой девочки

« Л ет двадцать тому назад, — вспоминала достопочтенная жительница Петербурга Елизавета Павловна Иванова, — я отдыхала летом в Кривоезерской женской пустыни Костромской области. Пустынь раскинулась на берегу Волги. Здесь я была свидетельницей такой картины.

Серафим Саровский, в киоте_12220

Иконография: Серафим Саровский, преподобный. Датировки: XX в. Начало XX века. Происхождение: д.Александрово, Лихославльский район. Материал: дерево, масло. Материал оклада: стекло. Размеры иконы: высота 28,7 см, ширина 24,5 см. Поясное изображение святого Серафима Саровского

— таково, видимо, самое известное поучение преподобного Серафима, которому он сам следовал. Поэтому его слова так ценны сейчас для очень многих.

Краткое житие

Прохор Мошнин (мирское имя преподобного) – уроженец Курска. Годом его рождения считают 1754. Отец Прохора – благочестивый купец Исидор, мать – Агафия. Прохор уже с детства был особенным: кротким, молитвенным. Печать избрания Божия на монашеский путь лежала на нем с раннего возраста. Известно, что мальчиком он упал с колокольни строившегося храма, но остался совершенно невредим. Это произвело огромное впечатление на его мать. Видимо, тогда она задумалась об особом пути сына – возможно, иноческом. Особенно укрепилась эта убежденность после чуда с Курской коренной иконой. Во время крестного хода с ней юный Прохор, тяжело болевший, получил исцеление.

В 1778 г. Прохор пришел в Саровский монастырь, где долго был послушником, а с 1786 г. принял постриг с именем, под которым он и будет известен всей России – Серафим. Скоро он был рукоположен в иеродиаконы, с 1793 г. стал иеромонахом. Монашеская жизнь Серафима отмечена печатью избрания Божия так же, как и его мирская жизнь. Он основал Дивеево — монастырь, ставший крупнейшей женской обителью в России.

Полезные материалы

Еще будучи послушником, он тяжело заболел водянкой, и был мгновенно исцелен пришедшей к нему Богородицей. Всего же явлений Пречистой “убогому Серафиму”, как он себя именовал, за его жизнь было 12.

Из диаконского служения Серафима известно, как однажды во время литургии он видел Самого Христа. Истинность видения удостоверил его духовный отец, опытный старец Иосиф. Однако, заповедал молодому иеродиакону оградить себя молчанием, чтобы избежать превозношения.

Но чудо следует за чудом в жизни этого удивительного монаха. С 1794 г. он ушел на уединенное подвижничество. Вне монастырских стен устроил пустыньку, развел огород, пасеку. Говорили, что к преподобному приходили дикие звери, даже медведь, кормившийся из его рук. Подвиги его тогда известны только Богу. Из известного людям можно сказать о столпническом подвиге – стоянии на камне 1000 дней, о трехлетнем подвиге молчальничества, взятого на себя о. Серафимом с 1807 г. С 1810 г. Серафим вернулся жить в обитель, но 15 лет жил затворником.

Серафим Саровский_3503

Иконография: Моление Серафима Саровского на камне. Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, левкас, масло. Размеры иконы: высота 17,5 см, ширина 14,5 см. Преподобный Серафим Саровский изображён в лесной гуще, молящимся стоя на коленях на камне. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

С 1825 г. о. Серафим вышел на старческое служение, стал принимать народ. Это его послушание продолжалось до 1833 г.

Уже при жизни многие почитали Серафима святым. Первые его жизнеописания стали появляться через несколько лет после смерти. Множились и свидетельства о чудесах.

Земной путь старца закончился. Накануне святой причастился за литургией, попрощался с братией, напутствовав:

В 1903 г. преподобный Серафим прославлен в лике святых.

История издания поучений старца

Наставления о. Серафима сохранились в основном от последнего периода его жизни, когда он уже состоялся как подвижник и духовник.

Вместе с тем, о. Серафим специально не писал никаких сочинений. Его наставления записывались духовными чадами, известны по воспоминаниям лично знавших старца людей.

Впервые поучения старца изданы небольшой книгой в 1839 г. Труд собирания изречений и духовных советов о. Серафима принял на себя иером. Сергий (Васильев), постриженник Саровской обители. Сначала он собирался издать поучения старца вместе с его жизнеописанием, но житие не пропускал цензурный комитет. В результате наставления были изданы как приложение к жизнеописанию другого Саровского подвижника, Марка. Позже наставления прп. Серафима стали печататься в составе его жития.

Известные высказывания и советы, актуальные для мирян

О молитве

О молитвенном правиле

То же правило читается вечером..

Это правило предназначалось для мирян и монашествующих, не владеющих грамотой и предельно занятых работой и послушаниями. Его нужно сочетать с непрестанной молитвой Иисусовой, творимой в течение всего дня, или хотя бы “Господи, помилуй”, и краткими молитвами Богородице. То есть правило прп. Серафима предполагает фактически непрестанный молитвенный труд.

О церкви

О жизни человеческой

Беседа с Мотовиловым о смысле жизни

Николай Мотовилов – симбирский помещик. Когда ему было 22 года, он заболел ревматизмом. От этой болезни его исцелил прп. Серафим. Считается, что это исцеление было одним из первых, совершенных преподобным после выхода из затвора на старческое служение. Николай стал духовным сыном старца. Многие его поучения дошли до нас именно в пересказе Мотовилова.

Николай Мотовилов и прп. Серафим

Некоторые историки обращают внимание на неоднозначность роли Мотовилова в жизни Дивеевской общины после прп. Серафима (например, Н.В. Букова в книге о Дивеевской общине (2010 г.) говорит о покупке им окрестных земель за бесценок и экономическом давлении на общину).

Рукопись беседы найдена в бумагах жены Н.А.Мотовилова, Елены Ивановны, после ее смерти в 1903 г. Согласно рукописи, беседа состоялась за 2 года до кончины старца, в ноябре 1831 г., вскоре после исцеления Николая от болезни. При всей неоднозначности отношения к Н.А. Мотовилову, большинство авторов не ставят под сомнение историчность беседы прп. Серафима и ее содержание.

Стяжание благодати Святого Духа как цель жизни христианина

В противоположность распространенной в среде современников позиции об исполнении заповедей как важнейшем делании, прп. Серафим видит в них только средство к достижению основной цели христианской жизни – стяжания Духа Святого, Богообщения. Беседа сразу стала чрезвычайно актуальной в церковной обстановке тех лет, когда благочестие все больше сводилось к соблюдению обрядов и правил.

Прп. Серафим говорит:

Что же такое благодать?

Беседа содержит и уникальное описание опыта пребывании в благодати старца и его ученика, подобное опыту древних подвижников. Мотовилов описывает ответ преподобного на просьбу осязательно показать, что означает пребывание в Святом Духе:

Образ преподобного Серафима_12101

Иконография: Серафим Саровский, преподобный. Датировки: XX в. После 1902 года. Материал: дерево, ткань, металл, литография. Размеры иконы: высота 22,3 см, ширина 17,7 см. Поясное изображение преподобного Серафима Саровского

О Боге и царствии Божием внутри нас

Преподобный в своей проповеди любви Божией подобен Апостолу Иоанну Богослову.

Св. Серафим не уставал подчеркивать благость и милосердие Творца к падшему человеку:

Как же познать Господа? Это – тайна:

О сотворении человека

О посте

Что касается строгости телесного воздержания, преподобный советовал приступать к посту постепенно. В пример святой приводил авву Дорофея, который постепенно приучал своего ученика Досифея к воздержанию.
Кроме того, пост, по мнению преподобного, состоит не в том, чтобы есть редко или вовсе воздерживаться. Основное правило о пище – не есть много.

Опасающимся соблюдать пост по соображениям здоровья, прп. Серафим приводил примеры многих святых постников, которые долгие годы были не только здравы телом, но и способны к труду, несмотря на воздержание от пищи. Происходило это потому, что «в той мере, как плоть постящегося становится тонкой и легкой, духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями. Тогда дух совершает свои действия как бы в бестелесном теле. Впрочем, каждому необходима своя мера, поэтому к рассуждениям о посте преподобных прибавлял евангельские слова:

О России

Об антихристе

Цитаты преподобного

О присутствии Божием

О покаянии

О труде

О борьбе с унынием

О преподобном известно, что еще будучи послушником он имел нрав мирный и веселый, не раз своим добрым настроением поднимал дух унывавшей братии. То же говорил он позже и духовным чадам

О болезнях

О духовных подвигах

Пророческие изречения

О революциях и судьбе Церкви

Преподобным также предсказаны:

О старообрядцах

Известно об авторитете старца в среде современных ему старообрядцев. Среди личных вещей прп. Серафима – лестовка, это характерные для старообрядчества монашеские четки. С ними он часто изображается на иконах.

В.В. Степашкин вовсе предполагает происхождение о. Серафима или из старообрядческой, или единоверческой семьи. Некоторые думают, что христианское отношение старца к старообрядцам затянуло его канонизацию.

Почитание святого в XXI веке

Успенская Саровская монастырь, место пострига о. Серафима, открыта после советских лет в 2006 г. В Сарове, ныне центре разработок в области ядерных вооружений, преподобный почитается, как и в Дивеево.

О повсеместном почитании одного из любимых святых говорит количество посвященных ему храмов: в России их 453.

Радость и искренняя любовь, которыми пронизано каждое слово – вот что заставляет нас обращаться к наставлениям преподобного. Можно дискутировать об историчности того или иного поучения, но несомненна реальность святости преподобного – почти нашего современника.

Автор: Наталья Сазонова.

Видео

Читайте также: