Нарушение умственной работоспособности кратко

Обновлено: 05.07.2024

. –– Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Издательство Московского университета, 1986. – 287 с.

Глава VIII Нарушения умственной работоспособности

Нарушения психической деятельности душевнобольных принимают, как было показано в предыдущих главах, различный характер. В психологических исследованиях анализу подвергаются, как правило, расстройства познавательных процессов (в основном мышления), незначительное число работ посвящено анализу нарушений личностных изменений.

Следует, однако, подчеркнуть, что анализ нарушения психики в параметрах познавательной и личностной сфер не является исчерпывающим. Неправильно сводить все многообразие психических нарушений к изменению системы познавательных процессов или нарушениям мотивов.

У ряда больных психологический эксперимент не обнаруживал измененной системы понятий; больные осмысливали задание, требовавшие синтеза, обобщения; ассоциации больных носили адекватный характер, не было изменено и их отношение к ситуации эксперимента. Вместе с тем больные не могли в конкретной работе длительно удерживать правильный способ действий, допускали ошибки. В этих случаях можно говорить о нарушении умственной работоспособности больных.

В более широком плане этой проблеме посвящены исследования психологов Института экспертизы трудоспособности, выявивших различные факторы, лежащие в основе нарушения трудоспособности больного. Еще в 1936 г. В. М. Коган выдвинул положение о том, что у многих больных основным фактором, снижающим работоспособность, является сужение объема внимания, невозможность одновременного учета нескольких воздействий среды. При этом оказалось, что больные сохранили в основном навыки и умения, необходимые для однократных умственных действий. Этот факт послужил основанием для поисков особых экспериментальных приемов исследования.

Проблеме нарушений работоспособности посвящено интересное исследование В. М. Когана и Э. А. Коробковой [85], в котором авторы определяют работоспособность как возможность длительной систематической общественно полезной деятельности и приводят классификацию проявлений нарушенной трудоспособности: нарушение целенаправленности, произвольности, нарушения объема и регуляции усилий и нарушение динамики деятельности.

В данной статье описано особенности и содержание коррекционной и медико-биологической работы по формированию и развитию умственной работоспособности у детей младшего школьного возраста с нарушенным интеллектом, даны виды работ по формированию работоспособности, по развитию умственного труда. Также говорится о том, что проблема нарушения работоспособности имеет большое значение при решении практических задач педагогики. И, как говорится, нередко неуспеваемость ребенка или непродуктивность в работе объясняется не плохим уровнем знаний, не утерей навыков, не отсутствием личностной направленности, а лишь изменением корковой нейродинамики, обусловливающей снижение работоспособности человека. Из-за временно наступающих колебаний тонуса активности нарушается адекватный характер деятельности. Вместе с тем проблема эта имеет известный теоретический интерес: более подробный анализ измененной работоспособности позволит подойти к сложнейшей проблеме соотношения психической активности и регуляции поведения и может служить показателем при проведении восстановительной работы при выработке трудовых рекомендаций, при психотерапии и обучении. У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между одиннадцатью и тринадцатью часами, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамики умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях.


3. Гринько Л. А. Как повысить уровень работоспособности умственно отсталых учащихся младших классов в процессе урока // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2003, №3.

Одной из важных причин неуспеваемости младших школьников с умственной отсталостью является нарушение умственной работоспособности. Умственная работоспособность является интегральным понятием. Она включает в себя и особенности нейродинамических характеристик деятельности (особенности памяти и внимания), и в значительной степени зависит от структуры и степени тяжести психического дефекта. В связи с этим изучение умственной работоспособности требует комплексного подхода, где необходимо учитывать не только колебания внимания, но также и общий уровень интеллекта, особенности психической регуляции деятельности, особенности мотивации и прочее.

Проблема нарушения работоспособности имеет большое значение при решении практических задач педагогики. Нередко неуспеваемость ребенка или непродуктивность в работе объясняется не плохим уровнем знаний, не утерей навыков, не отсутствием личностной направленности, а лишь изменением корковой нейродинамики, обусловливающей снижение работоспособности человека (которая может быть восстановлена под влиянием терапевтических и коррекционно-педагогических воздействий). Из-за временно наступающих колебаний тонуса активности нарушается адекватный характер деятельности. Вместе с тем проблема эта имеет известный теоретический интерес: более подробный анализ измененной работоспособности позволит подойти к сложнейшей проблеме соотношения психической активности и регуляции поведения и может служить показателем при проведении восстановительной работы при выработке трудовых рекомендаций, при психотерапии и обучении.

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономично расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы.

Скорость и продуктивность работы за первые три года обучения нарастают одинаково на 37-42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период от 10-11 до 12-13 лет продуктивность работы увеличивается на 63%, а качество-точность ее лишь на 9%. В 11-12 лет наблюдается не только минимальный темп прироста качественного показателя, но и ухудшение его в значительном числе случаев по сравнению с предыдущим возрастами. В 13-14 (девочки) и 14-15 лет(мальчики) темп нарастания скорости и продуктивности работы снижается и не превышает 6%, в то время как прирост качества работы возрастает до 12%, в 15-16 и 16-17 лет продуктивность и точность работы возрастает на 14-26% [1].

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом. У здоровых детей 6-7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако, устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия.

Во всякую работу, в том числе и в умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу или врабатывания. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок - точность) показатели работы часто то асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания - поиск организмом наиболее экономичного для работы уровня - проявление саморегулирующееся системы.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6-10 лет и большее у подростков, начинает развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность – низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса двигательне беспокойство) над активным внутренним торможением.

У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамики умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях [2].

Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов.

По динамике изменений в течение дня можно выделить по крайней мере девять типов работоспособности: 1) ровный, или устойчивый, тип работоспособности, но работоспособность при этом может быть и на высоком, и на среднем, и на низком уровне; 2) исходный высокий уровень сохраняется до середины дня и резко снижается в конце дня; 3) исходный уровень снижается к середине дня и остается таким до конца дня; 4) непрерывное снижение уровня работоспособности от начала к концу дня; 5) при низком или среднем исходном уровне работоспособность улучшается только к концу дня; 6) при низком или среднем исходном уровне работоспособность повышается к середине дня и сохраняется до конца дня; 7) при низком или среднем уровне работоспособность повышается в течение дня; 8) улучшение работоспособности в первой половине дня и ухудшение во второй; 9) ухудшение работоспособности в первой половине дня и улучшение во второй.

Помимо суточной работоспособности, отчетливо выражено и недельное изменение. Наибольшей работоспособность бывает к середине недели - в среду, к субботе спадает. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной отдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности. В понедельник у учащихся всех классов регистрируются низкие показатели умственной работоспособности, увеличенный латентный период зрительно-и слухомоторных реакций. Почти у половины учащихся бывают изменения суточных кривых вегетативных функций. Во вторник и среду учащимся свойственен не только более высокий уровень показателей умственной и физической работоспособности, но и большая их устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости.

Суббота наиболее неблагоприятный учебный день. Работоспособность детей и подростков бывает низкой. Однако часто в субботу наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности учащихся в связи с предстоящим днем отдыха. Организм, несмотря на утомление, мобилизирует все имеющиеся у него ресурсы, что выражается в относительном подъеме умственной работоспособности,- явление так называемого конечного порыва [3].

Нередко наблюдается двухвершинная недельная кривая работоспособности. Помимо вторника или среды относительный подъем работоспособности проявляется в четверг или пятницу. У учащихся 7-8 классов и старших классов оптимум работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник. В среду же регистрируется резкий спад всех показателей работоспособности, а в четверг регистрируется существенный подъем скорости и точности работы. Падение работоспособности в среду указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов регуляции функционального состояния физиологических систем и поиск ресурсов для выравнивания работоспособности. В результате обеспечивается относительно высокий, но однодневный подъем уровней всех показателей работоспособности. Однако упрочнение уровней отсутствует, и в пятницу следует ухудшение работоспособности, выраженное нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения в нервных клетках коры головного мозга, ослабление активного внутреннего торможения.

Очень часто падение работоспособности к середине недели и поиск организмом ресурсов для ее выравнивания затягивается у старшеклассников до пятницы. Тогда лишь в пятницу проявляется относительный подъем работоспособности, однако, при низкой ее устойчивости. В этих случаях (подъем в четверг или пятницу) недельная кривая работоспособности учащихся имеет две вершины и соответственно два спада.

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписаний уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов.

В этой связи наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание 2 или 3-ми (но не первыми и не последними уроками). Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд (например: физику, математику, иностранный язык) – лучше чередовать их с менее трудными (историей, географией). Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональные, лучше всего использовать во второй части (4 или 5-ми), но не в самом конце учебного дня. Следует учесть, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или его эмоциональностью), а определённым сочетанием, совокупностью трёх основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся [4].

Дневная динамика работоспособности учащихся средних и старших классов носит другой характер. На 4-м уроке наблюдается весьма значительное снижение работоспособности. На 5 уроке, благодаря включению компенсаторных механизмов, возможно повышение работоспособности, а затем она резко падает к 6-му уроку.

Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Физиологически обоснованной продолжительностью урока считается 45 минут. Исключение составляют ученики 1 классов, для которых урок должен длиться 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью их внимания. Для учащихся 2 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на втором и последующих уроков, примерно через 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки нерациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

Правильно подобранные физические упражнения оказывают наиболее благоприятное действие, способствуют снижению монотонности в работе, а также благоприятно отражаются на эмоциональности занятий. Наблюдается увеличение объема сделанной работы; улучшаются качественные показатели умственной работоспособности, школьники значительно быстрее включаются в работу, труд их становится более сосредоточенным, они меньше отвлекаются, внимание активизируется на протяжении всего урока, что имеет тесную связь с работоспособностью учащихся.

Для большинства учащихся школы VIII вида характерны отсутствие интереса к умственной работе, рассеянность, неусидчивость, неуверенность в своих силах, неумение преодолевать учебные трудности. Обучение, опирающееся преимущественно на словесные средства, затрудняет использование возможностей для развития детей. Педагог специальной школы должен избегать стереотипных, шаблонных форм и приемов работы, стараться разнообразить их в зависимости от содержания учебной деятельности. Интересная работа, разнообразие методов активизируют инертных детей, мобилизуют возбудимых учеников на усвоение учебного материала. Легко отвлекаемые и быстро утомляемые дети становятся белее собранными, повышается их интерес к деятельности.

Известно, что одним из ведущих негативных состояний учащихся является синдром хронической усталости, который проявляется в чрезмерной раздражительности, нарушении аппетита и сна, повышенной заболеваемости, низкой работоспособности и постоянным ощущением недомогания. Решающим фактором возникновения переутомления, прежде всего, считается неправильно организованное образование.

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписаний уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В первой половине учебных занятий у большинства учащихся работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне, обнаруживая подъем после первого урока. К концу третьего урока показатели работоспособности ухудшаются и ещё больше снижаются к концу четвертого урока.

Согласованно с динамикой показателей работоспособности изменяется поведение учащихся в течение учебного дня. В начале третьего урока наблюдается снижение внимания у учащихся. Они смотрят в окно, рассеянно слушают объяснение учителя, часто меняют положение тела, разговаривают и даже встают с места. Короткий период возбуждения у большинства детей со второй половины третьего урока сменяется вялостью; дети потягиваются, зевают, плохо следят за объяснением учителя, с трудом сохраняют правильную позу. От начала уроков к их окончанию двигательное беспокойство нарастает.

У учащихся среднего и старшего школьного возраста за равное время занятий выявлены менее глубокие сдвиги функционального состояния нервной системы, чем у школьников начальных классов. Тем не менее, к окончанию пятого часа занятий у учащихся среднего и старшего школьного возраста изменения функционального состояния ЦНС оказываются значительно выраженными. Заметное изменение средних величин показателей умственной работоспособности, зрительно-моторных реакций, координации движений в сторону ухудшения по сравнению с данными до начала занятий и особенно с данными после первого урока проявляется к концу третьего часа занятий. Наиболее резкие изменения функционального состояния ЦНС учащихся среднего и старшего школьного возраста происходят после пятого часа занятий [4].

Таким образом, целесообразные сдвиги работоспособности проявляются у учащихся в начальных классах на первых трёх уроках, а в средних и старших - на четвертых и пятых. Шестые часы занятий проходят в условиях сниженной работоспособности.

Нарушения умственной работоспособности наиболее ярко проявляются в клинической картине астеническогосиндрома, проявляющегося повышенной утомляемостью, истощаемостью нервно-психических процессов. В результате этого нарушается нормальное течение познавательных процессов. На первый план выходятнарушения произвольного внимания: нарастают рассеянность, отвлекаемость, затрудняется сосредоточение. Появляется функциональное затруднение запоминания и активного воспроизведения, сочетающееся с затруднением осмысления материала.

Поведение таких больных отличается нетерпеливостью, быстрым истощением целенаправленной активности, что сопровождается неустойчивостью способов деятельности, недоведением начатого дела до конца.

Астенический синдром встречается при неврозах, органических поражениях головного мозга, соматических заболеваниях.

При экспериментальном исследовании психической деятельностио нарушении умственной работоспособности говорят в том случае, если испытуемый осмысляет задание, требующее синтеза и обобщений, его ассоциации носят адекватный характер, его отношение к ситуации эксперимента не изменено, однако он не может в конкретной работе длительно удерживать инструкцию, правильный способ действий, допускает ошибки.

Выделяют следующие варианты нарушения умственной работоспособности:

1. Нарушение умственной работоспособности проявляется в виде нарушений какой-либо определенной функции: памяти, колебаний внимания, нарушений сенсомоторных реакций. Например, при истощаемости мнестической функции, кривая запоминания 10 слов носит зигзагообразный характер; исследования интеллектуальной работоспособности с помощью таблиц Крепелина или таблиц Шульте свидетельствуют о прерывности и лабильности продуктивности больных.

2. Нарушения более сложных форм интеллектуальной деятельности – мыслительной деятельности, проявляющаяся в непоследовательности суждений. Больные не удерживают правильный способ действий в течение длительного времени, правильные способы выполнения задания чередуются с ошибочными. Подобные колебания умственной работоспособности являются следствием быстро наступающего истощения психических процессов, которое следует отличать от утомления, наблюдаемого у здорового человека. При этом виде истощаемости происходит временное снижение уровня интеллектуальной деятельности.

3. Повышенная психическая пресыщаемость. При длительной монотонной деятельности выполняемая обследуемым работа начинает тяготить его, изменяются скорость и ритм выполнения задания, появляются вариации заданного действия. Пресыщаемость характерна и для здоровых, но у больных с астеническим состоянием она наступает раньше и носит более выраженный характер.

4. Колебания умственной работоспособности, возникающие вследствие тенденции к чрезмерному опосредованию. Больные со снижением умственной работоспособности, но личностно сохранные, при выполнении экспериментальных заданий, замечали свои ошибки, пытались их скомпенсировать, но при этом у них возникало иногда чрезмерное стремление опосредовать свое поведение и действия. Способность к опосредованию действий является адекватным свойством психической деятельности здорового человека. Усилия же больных столь резко направлены на приемы компенсации, на постоянное отыскивание вспомогательных средств, что нарушается целостность восприятия, гармоничность протекания интеллектуального процесса, который в силу этого приобретает прерывистый характер.

Проблема нарушения работоспособности имеет большое значение при решении практических задач клиники и педагогики. Нередко неуспеваемость ребенка или непродуктивность в работе объясняется не плохим уровнем знаний, не утерей навыков, не отсутствием личностной направленности, а лишь изменением корковой нейродинамики, обусловливающей снижение работоспособности человека (которая может быть восстановлена под влиянием терапевтических и коррекционно-педагогических воздействий).

Вопросы и задания:

1. В чем проявляются нарушения умственной работоспособности при психических расстройствах?

2. Чем истощаемость при астеническом синдроме отличается от явления утомления у здорового человека?

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. С. 230-236.

2. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – Ростов н/Д, 2003. С. 452-461.

Как сохранить умственную работоспособность и избежать деменции

Высшие мозговые функции (ВМФ) обеспечивают человеку возможность полноценно взаимодействовать с окружающим миром и социальной средой. Главная задача ВМФ — обработка самой различной информации. Нарушение когнитивных функций (функций познания окружающего мира, формирования понятий, оперирования данными), которое может выражаться снижением памяти, концентрации и умственной работоспособности, приводит к невозможности получать информацию извне, правильно ее интерпретировать и использовать.

Основные когнитивные функции

  • Внимание — способность поддерживать уровень психической активности, необходимый для познания.
  • Восприятие — способность строить на основе информации, поступающей от органов чувств, целостные образы и представления.
  • Гнозис — способность опознавать формируемые образы и относить их к категориям разума.
  • Память — способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить полученную информацию.
  • Интеллект — способность производить действия с полученной/усвоенной информацией (анализировать, сопоставлять, оценивать, обобщать, использовать для решения задач).
  • Речь — способность общаться с использованием символической знаковой системы (языка).
  • Праксис — способность формировать и включать в деятельность двигательные навыки, а также строить, заучивать и автоматизировать последовательности движений.

В норме состояние ВМФ обеспечивает человеку полную социальную и бытовую независимость, возможность приобретать и использовать новые знания и навыки.

Развитие когнитивных функций

Не секрет, что для работников определенных профессий существуют повышенные требования к объему кратковременной памяти и устойчивости внимания, скорости реакции. С другой стороны, определенный род занятий может развить в человеке особые способности. В истории известны примеры людей, обладавших выдающейся памятью, способных моментально запоминать сверхобъемы информации. Как правило, эти люди имели врожденные высокие задатки, и некоторые сделали демонстрацию сверхспособностей своей профессией. Для обычного человека требования к повседневной памяти и вниманию, интеллекту не такие строгие.

Как снижаются память, внимание и скорость реакции с возрастом

Для отдельных возрастных групп разработаны свои нормативы памяти, внимания и скорости реакции, скорости решения стандартизованных задач. Общая динамика такова, что с детства и до 20-25 лет отмечается рост объема памяти и внимания, ускорение процессов обучения. После 35 лет в среднем отмечается постепенное снижение когнитивных способностей, но показатели остаются в рамках популяционной нормы. Темп снижения ВМФ в первую очередь зависит от интенсивности и разнообразия повседневной умственной нагрузки — чем она выше, тем дольше сохраняется высокий интеллект. С другой стороны, депрессия, повышенная тревога, вредные привычки, хронический стресс и недостаток сна могут существенно снижать внимание, скорость реакции и объем кратковременной памяти. У людей среднего возраста именно эти причины чаще приводят к обратимому снижению когнитивных функций.

Первая когнитивная функция, которая страдает в ходе естественного старения — запоминание новой информации и усвоение новых навыков.

Снижение когнитивных функций в пожилом возрасте

Критерием развития деменции как тяжелой формы когнитивных нарушений является зависимость человека от посторонней помощи.

По тяжести симптомов когнитивные нарушения подразделяют на умеренные когнитивные нарушения (самообслуживание сохранено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) и деменцию (самообслуживание нарушено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) разной степени — легкой, умеренной и тяжелой.

Подробнее

Причины когнитивных нарушений

Причиной когнитивных нарушений и деменции могут стать как неврологические, так и соматические заболевания, а также ряд хронических интоксикаций и психических расстройств. Принципиально выделяют необратимые и потенциально обратимые формы деменции.

  • Необратимая деменция может развиваться при нейродегенеративных заболеваниях (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви), прионных заболеваниях (болезнь Крейтцфельдта — Якоба), экстрапирамидных заболеваниях (болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона), сосудистых заболеваниях (сосудистая деменция, постинсультная деменция), после тяжелой черепно-мозговой травмы.
  • Потенциально обратимая деменция может развиваться при наличии таких заболеваний, как опухоли головного мозга, паранеопластические синдромы (при различной локализации первичного заболевания), тяжелая форма сахарного диабета, тяжелый гипотиреоз, тяжелые формы соматических заболеваний, нормотензивная гидроцефалия, а также при хроническом алкоголизме, наркомании, тяжелом дефиците витамина В12, фолиевой кислоты, витамина В1, ВИЧ и сифилисе.
  • Псевдодеменция — это изменение ВМФ в рамках ряда психических заболеваний, в первую очередь при тяжелой депрессии.

Диагностика

Для установления факта когнитивных нарушений и определения степени тяжести деменции необходимо провести неврологической осмотр пациента и нейропсихологическое тестирование, получить и обобщить данные о его хронических заболеваниях и перенесенных медицинских вмешательствах, принимаемых препаратах, питании, физической активности, показателях давления. Исключение потенциально обратимых состояний требует проведения лабораторных, инструментальных (ЭКГ, УЗДС БЦА, МРТ) и нейровизуализационных исследований.

Иногда для подтверждения диагноза болезни Альцгеймера проводят исследование спиномозговой жидкости (ликвора). Оно имеет особую значимость на додементной стадии развития нейродегенеративного процесса, опережающей формирование деменции на 15-20 лет, и является дополнительным диагностическим критерием болезни Альцгеймера.

Инструментальные методы исследования, такие как ЭКГ и УЗДС БЦА, помогают оценить факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у пациента с деменцией.

МРТ-диагностика — один из важнейших методов исследования пациентов с деменцией, позволяющий наглядно оценить изменения, происходящие в головном мозге, их локализацию и выраженность, выявить потенциально обратимые причины деменции, такие как внутричерепные образования и нормотензивную гидроцефалию. Выраженное диффузное поражение белого вещества головного мозга подтверждает диагноз сосудистой деменции. Оценка объемов гиппокампов и оценка выраженности атрофии коры височной и теменной доли являются одним из критериев диагноза болезни Альцгеймера.

Лечение

Для лечения деменции как синдрома в настоящее время существуют 2 группы препаратов — ингибиторы холинэстеразы (галантамин, ривастигмин и донепезил) и антагонисты NMDA-рецепторов (мемантин). Лечение всегда назначается индивидуально — по результатам осмотра и обследования пациента. Главный эффект терапии такими препаратами заключается в снижении прогрессирования деменции и, соответственно, продлении жизни пациента.

Очень важное значение имеет и приверженность лечению самого пациента — регулярный прием лекарств, активное освоение новых навыков, постоянная тренировка памяти при постоянной поддержке окружающих его близких людей или родственников.

Повышенная утомляемость, общая слабость, постоянная усталость и недомогание оказываются наиболее частыми жалобами, которые высказываются больными с различными заболеваниями. Встречаемость данных жалоб, по результатам различных исследований, варьирует от 10 до 20% в зависимости от методов оценки. Указанные симптомы являются общими для нозологических форм с различным патогенезом. Здоровые люди также могут жаловаться на повышенную утомляемость и продолжительную (хроническую) усталость. Однако их состояние обычно значительно улучшается после адекватного отдыха и несложных реабилитационных мероприятий.

Хроническая усталость - это состояние, при котором наблюдается потеря активности и невозможность продолжать какую-либо деятельность. Хроническая усталость ухудшает качество жизни людей, влияя как на физические, так и на интеллектуальные способности. Наиболее часто высказываются жалобы на нарушения сна, раздражительность, снижение памяти и концентрации внимания, трудности в освоении новой информации и др. Основными составляющими хронической усталости служат физиологическое и патологическое утомление.

Утомление

Физиологическое утомление

Физиологическое утомление проявляется субъективными ощущениями чувства слабости, вялости, пониженной работоспособностью и в зависимости от характера выполняемой работы подразделяется на физическое, умственное и сенсорное.

1. Физическое утомление развивается в двигательных центрах мозга, характеризуется снижением показателей физической работоспособности и изменениями функционального состояния преимущественно сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

2. Умственное утомление обусловлено нарушением подвижности нервных процессов, ослаблением активного внутреннего торможения в ассоциативных зонах коры больших полушарий, в лобных и височных отделах доминантного полушария, связанных с центрами речи и сопровождается снижением показателей умственной работоспособности, понижением эмоционального тонуса, внимания, интереса к работе, изменениями функционального состояния вегетативной нервной системы.

3. Сенсорное утомление (чаще всего - зрительное, реже - слуховое) проявляется снижением возбудимости в соответствующих корковых представительствах сенсорных систем и ухудшением сенсорных функций.

Патологическое утомление (астения)

Патологическая усталость или утомляемость - это астения (греческое asthenia - бессилие, слабость). Клиническое обособление астенического синдрома впервые произошло в рамках неврастении в конце XIX в. (G.Beard). В настоящее время под астеническим синдромом подразумевается психопатологическое состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью, раздражительной слабостью, эмоциональными колебаниями, преимущественно в сторону понижения настроения, головными болями напряжения, нарушениями сна, разнообразными вегетативно-соматическими проявлениями. Различают органическую астению, которая развивается при соматической патологии. Наиболее частыми причинами ее служат инфекционные, эндокринные, неврологические, онкологические, гематологические заболевания, патология желудочно-кишечного тракта и др. Второй вариант - это функциональная астения, не связанная с какими-либо органическими соматическими заболеваниями. Предполагается, что функциональные астенические расстройства возникают при наличии других нарушений психической сферы, таких как депрессия, невротические расстройства, дистимии.

Выделяют два варианта астенических расстройств:
1. Гиперстеническая астения характеризуется сверхвозбудимостью сенсорного восприятия с повышенной восприимчивостью нейтральных в норме наружных раздражителей (непереносимостью звуков, света и т. д.), возбудимостью, завышенной раздражительностью, нарушениями сна и др.

2. Гипостеническая астения проявляется снижением порога возбудимости и восприимчивости к внешним стимулам с вялостью, повышенной слабостью, дневной сонливостью.

Синдром хронической усталости

При наличии у человека сохраняющихся более 6 мес чувства утомления, недостатка энергии (не связаны с повышенной физической нагрузкой) стоит заподозрить наличие синдрома хронической усталости (СХУ). Термин СХУ появился в 1984 г. в США, но сам феномен быстрой и длительной утомляемости, физической слабости, разбитости в качестве ведущего признака недомогания известен с начала века. Первым описанием синдрома была история английской девушки Флоренс Найтингел, которая участвовала в Крымской войне (1853-1856 гг.) с Россией, спасая жизни своих соотечественников. Не получив ни единой царапины, она вернулась домой как героиня-фронтовичка. И вот тут-то все и началось. Она ощущала себя усталой и разбитой, что даже не могла встать с постели. Сколько лет она так отдыхала, история умалчивает. Лентяйкой и симулянткой национальную героиню признавать было нельзя, и тогда впервые появился этот термин - СХУ.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа таких пациентов. На сегодняшний день в мире СХУ страдают около 17 млн человек. Так, в США насчитывается от 400 тыс. до 9 млн взрослых с данным заболеванием. СХУ в большинстве своем регистрируется в экологически неблагоприятных регионах, где высокий уровень загрязнения окружающей среды химически вредными веществами или повышен уровень радиации.

В настоящее время существуют несколько теорий его развития. Одна из теорий говорит о том, что СХУ вызывается недостаточностью иммунной системы или хронической вирусной инфекцией, причем, возможно, синдром вызывают несколько вирусов. Это связано с

тем, что большинство больных говорят, что они начали чувствовать усталость сразу же после того, как переболели инфекционным заболеванием, например гриппом. Они даже могут назвать точную дату начала заболевания. Другая теория связана с тем, что болезнь часто начинается в период, когда человек испытывает стресс, когда он оказывается в непривычной ситуации, требующей от него больших усилий, например во время развода, смены рода деятельности или после смерти члена семьи. Лабораторные анализы показывают отклонения от нормы при подсчете лейкоцитов, небольшие нарушения работы печени, повышенное количество антител против различных вирусов и тканей или небольшое увеличение или уменьшение общего количества антител в сравнении с обычным. В целом картина достаточно запутанная. Многие защитные факторы оказываются угнетенными, тогда как другие проявляют повышенную активность. Ведущие американские пси-хонейроиммунологи Д.Гольдштейн и Д.Соломон доказали, что у больных СХУ происходит расстройство регуляции ЦНС, главным образом ее височно-лимбиче-ской области. Лимбическая система или обонятельный мозг осуществляет связь ЦНС с вегетативной, управляющей деятельностью внутренних органов. От работы лимбической системы в большой степени зависят наша память, работоспособность, эмоции, чередование сна и бодрствования. То есть те самые функции, которые и расстраиваются у больных СХУ. Интересную гипотезу о природе этого заболевания выдвинули исследователи в Калифорнии, по мнению которых, болезнь вызывается токсином арабинолом. Его выделяют дрожжевые грибки рода Candida, обитающие в организме. Здоровому человеку токсин не вредит, но может стать опасным для тех, у кого ослаблен иммунитет. На сегодняшний считается, что причина СХУ - комплексная, включающая в себя сразу многие факторы.

В соответствии с выработанными критериями больными СХУ являются люди, страдающие изнуряющей утомляемостью (или быстро устающие) как минимум полгода, работоспособность которых снизилась по крайней мере вдвое. При этом должны быть исключены (с помощью врачей) любые психические заболевания, такие, как депрессия, которая имеет сходные симптомы, различные инфекционные заболевания, гормональные нарушения, например связанные с нарушением функции щитовидной железы, злоупотребление лекарствами, воздействие токсических веществ. Для постановки диагноза необходимо сочетание 2 основных и 8 из 11 малых симптомов постоянно или вновь и вновь повторяясь в течение 6 мес или дольше.

Основные симптомы:
1) внезапно возникает изнуряющая слабость;
2) усталость прогрессирует и не проходит после отдыха;
3) вдвое снизилась работоспособность за последние 6 мес;
4) нет других видимых причин или болезней, которые могут вызывать непреходящую усталость.

Малые симптомы:
1) симптомы простуды или слабовыраженное лихорадочное состояние;
2) болезненность в горле;
3) припухшие или болезненные лимфатические узлы;
4) непонятная общая мышечная слабость;
5) болезненность в мышцах;
6) сильная усталость в течение 24 ч после выполнения физической работы;
7) головные боли, отличающиеся от тех, которые пациент испытывал раньше;
8) боли в суставах без их опухания или покраснения;
9) забывчивость, чрезмерная раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание или депрессия;
10) расстройство сна;
11) быстрое появление симптомов в течение нескольких часов или дней.

Диагноз устанавливается на основании перечисленных признаков и обязательном исключении других причин данного состояния.

Возможности терапии

Для лечения утомления, хронической усталости, астении, к сожалению, вряд ли удастся подобрать один эффективный препарат. Основной принцип помощи пациентам заключается в комплексной симптоматической терапии. Ее обычно начинают с применения препаратов, способствующих улучшению общего состояния пациентов, нормализации сна, восстановлению умственной и физической активности. Медикаментозная терапия включает назначение определенных групп препаратов. Обычно назначают различные ноотропные, нейрометаболические, анксиолитиче-ские и другие средства. Таковой терапевтический подход связан с определенными особенностями. С одной стороны, эта терапия является доступной и безопасной с точки зрения побочных эффектов, с другой - ее клиническая эффективность по существу остается недоказанной ввиду отсутствия больших контролируемых плацебо-исследований, которые бы показали эффективность терапии данными препаратами астенических состояний. Потому эти классы препаратов во всех странах мира употребляются с различной интенсивностью. К примеру, ноотропы редко используются в США, в Западной Европе, наиболее широко - в Восточной Европе.

В целом спектр клинической активности ноотропов многообразен и представлен следующими основными эффектами:
1) собственно ноотропное действие, т.е. улучшение интеллектуальных способностей (влияние на нарушенные высшие корковые функции, уровень суждений);
2) мнемотропное действие (улучшение памяти, повышение успешности обучения);
3) повышение уровня бодрствования, ясности сознания (влияние на состояние угнетенного и помраченного сознания);
4) адаптогенное действие (повышение толерантности к различным экзогенным и психогенным неблагоприятным воздействиям, в том числе медикаментам, повышение общей устойчивости организма к действию экстремальных факторов);
5) антиастеническое действие (уменьшение явлений слабости, вялости, истощаемости, явлений психической и физической астении);
6) психостимулирующее действие (влияние на апатию, гиподинамию, гипобулию, аспонтанность, бедность побуждений, психическую инертность, двигательную и интеллектуальную заторможенность);
7) анксиолитическое (транквилизирующее) действие (уменьшение чувства тревоги, эмоциональной напряженности);
8) седативное действие, уменьшение раздражительности и эмоциональной возбудимости;
9) антидепрессивное действие;
10) вегетативное действие (влияние на головную боль, головокружение, церебрастенический синдром).

Таким образом, помимо органических заболеваний головного мозга эти препараты находят применение и при функциональных расстройствах, таких как вегетативная дистония, астенический синдром (снижение концентрации внимания, эмоциональная лабильность и другие проявления астенического синдрома различного генеза), цефалгия (мигрень, головная боль напряжения), СХУ, невротическое и неврозоподобное расстройство, астенодепрессивный и депрессивный синдром, а также для улучшения умственной работоспособности при интеллектуально-мнестических расстройствах (нарушение памяти, концентрации внимания, мышления). Одним из классов ноотропных препаратов являются препараты на основе аминофенилбу-тировой кислоты. В настоящее время к этой группе относятся такие средства, как Фенибут и Анвифен®.

Анвифен® - это ноотропный препарат, который облегчает GABA-опосредованную передачу нервных импульсов в ЦНС (прямое воздействие на GABA-ергиче-ские рецепторы). Транквилизирующее действие сочетается с активирующим эффектом. Также обладает ан-тиагрегантным, антиоксидантным и некоторым проти-восудорожным действием. Улучшает функциональное состояние мозга за счет нормализации его метаболизма и влияния на мозговой кровоток (увеличивает объемную и линейную скорость, уменьшает сопротивление сосудов, улучшает микроциркуляцию, оказывает антиагрегантное действие). Уменьшает вазовегетатив-ные симптомы (в т.ч. головную боль, ощущение тяжести в голове, нарушения сна, раздражительность, эмоциональную лабильность). При курсовом приеме повышает физическую и умственную работоспособность (внимание, память, скорость и точность сенсорно-моторных реакций).Уменьшает проявления астении (улучшает самочувствие, повышает интерес и инициативу/мотивация деятельности) без седации или возбуждения. Способствует снижению чувства тревоги, напряженности и беспокойства, нормализует сон. У людей пожилого возраста не вызывает угнетения ЦНС, мышечно-расслаб-ляющее последействие чаще всего отсутствует. Препарат выпускается в виде капсул (50 и 250 мг), что увеличивает его профиль безопасности, особенно в отношении желудочно-кишечного тракта. Кроме того, дозировка 50 мг является уникальной на рынке.

Список использованной литературы
1. Аведисова АС, Ахапкин РВ., Ахапкина В И, Вериго НИ. Анализ зарубежных исследований ноотропных препаратов (на примере пирацетама). Рос. психиатр. журн. 2001; 1:46-542. Аведисова АС. Антиастенические препараты как терапия первого выбора при астенических расстройствах. РМЖ. 2004; 12 (22*).
3. Бойко С.С., Вицкова ГЮ, Жердев ВП. Фармакокинетика ноотропных лекарственных средств. Экспериментальная и клиническая фармакология. 1997; 60 (6): 60-70.
4. Вальдман АВ., Воронина ТА. Фармакология ноотропов (экспериментальное и клиническое изучение). Тр. НИИ фармакологии АМН СССР. М, 1989.
5. Воронина Т.А., Середенин С.Б. Ноотропные препараты, достижения и новые проблемы. Экспериментальная и клиническая фармакология. 1998; 61 (4): 3-9.
6. Воронина ТА. Гипоксия и память Особенности эффектов и применения ноотропных препаратов. ВестникРоссийской АМН. 2000; 9: 27-34.
7. КиричекЛ.Т., Самардакова ГА. Клиническая фармакология и применение ноотропов и психостимуляторов. Харьк. мед. журн. 1996; 4:33-5.
8. Крапивин С.В. Нейрофизиологические механизмы действия ноотропных препаратов. Журн. неврол. и психиатр. им. С.СКорсакова. 1993;93 (4): 104-7.
9. Марута Н.А. Современные депрессивные расстройства (клинико-психопатологические особенности, диагностика, терапия). Укр. вгсник психоневрол. 2001; 4: 79-82.
10. Смулевич АБ, Дубницкая ЭБ. К проблеме эволюции астенических состояний. В кн.: Ипохондрия и сомато-формные расстройства. М., 1992; 100-11.
11. Aslangul E, LeJeunne С Diagnosing asthenia and chronic fatigue syndrome. Rev Prat 2005; 55 (9): 1029-33.
12. Cairns R, HotopfM. A systematic review describing the prognosis of chronic fatigue syndrome. OccupMed2005; 55:20-31.
13. Fain O. How to manage asthenia and fatigue? Rev Prat 2011; 61 (3): 423-6.
14. Fukuda K, Straus SE, Hickie I et al. The chronic fatigue syndrome: a comprehensive approach to its definition and study. International Chronic Fatigue Syndrome Study Group. Ann Intern Med 1994; 121 (12): 953-9.
15. Jason LA, RichmanJA, Rademaker AW et al. A community-based study of chronic fatigue syndrome. Arch Int Med 1999; 159: 2129-3716. Kreijkamp-Kaspers S, Brenu EW, Marshall S et al. Treating chronic fatigue syndrome - a study into the scientific evidence for pharmacological treatments. Aust Fam Physician 2011; 40 (11): 907-12.
17. Reeves WC, Wagner D, Nisenbaum R et al. Chronic fatigue syndrome - a clinically empirical approach to its definition and study. BMC Med 2005; 3:19.
18. Reyes M, Nisenbaum R, Hoaglin DC et al. Prevalence and incidence of chronic fatigue syndrome in Wichita, Kansas. Arch Int Med 2003; 163:1530-6.
19. Young P, Finn BC, Bruetman J et al. The chronic asthenia syndrome: a clinical approach. Medicina (B Aires) 2010; 70 (3): 284-92.

Читайте также: