Народы украины и белоруссии в 18 веке кратко

Обновлено: 02.07.2024

В неизменных рубежах начала xviii века в россии растет удельный вес православных (с 85,4 в 1719 году до 89,6 в 1795-м), почти не изменяется доля протестантов (1719 г. Их численность выросла с 11 до 20 млн человек, но удельный вес в составе населения страны сократился. Русские в основном жили в центральных и северо-западных районах страны. Численность и этнический состав населения российской империи по данным i (1719 г. В ряде слу-чаев они имели большие права,чем русский народ (на украине до 1783 г.

В ряде слу-чаев они имели большие права,чем русский народ (на украине до 1783 г. ) конспект урока 8 класс фгос народы россии в 18 веке. Вольными переселенцами сибирские просторы осваивали и ссыльные русские крестьяне, казаки, горожане. На этой странице представлена таблица народов россии по численности населения (русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне и прочие). Общая численность населения в 32 национальных образованиях в 1989 г.

Вся 1000-летняя история взаимоотношений земель, которые сейчас называются Россия, Украина и Беларусь (кстати, страна называется Беларусь, а в Москве ее по-прежнему называют Белоруссия) это борьба за независимость друг от друга, или борьба за объединение, которая не приносила ничего кроме многочисленных жертв. Все разговоры о вечной дружбе родились не так давно, когда было не принято говорить об великой истории ВКЛ - Верикое княжество литовское, и многовековой борьбе запада и востока на просторах этих стран. Совместная жизнь (с мечтой о восстановлении независимости) с Россией не превысит и 200 (последний раздел РП - Речи Посполитей 1795 год — развал СССР 1991) лет, а многих земель меньше 100 лет. В то время как наша общность с Европой (только с Польшей больше 400 лет) куда продолжительней. Сейчас, когда вся Европа объединилась, Беларуси и Украине нужно восстановить справедливость и стать одним целым с Евросоюзом.

Пусть сейчас выгодно и модно говорить про некое славянское единство, что мы (славяне) всегда были вместе. В этом свете и преподносится желание украинцев и белорусов – всеобщее! – быть с Москвой. Но это желание присутствует только у пенсионеров, тоскующих по Союзу Советскому. Молодежь стремится на Запад. Историю, которую мы изучали в СССР, писали москали – употребляю это слово именно для того, чтоб подчеркнуть – вся история, которую сейчас знают в России, – из учебников – досоветских, советских или постсоветских – это история промосковская.

В IX веке центром объединения славян стал Киев. Однако империя Рюриковичей не была централизованным государством. Выделялись три центра, вокруг которых группировались мелкие княжества: Киев, Новгород и Полоцк.

Киевский князь Изяслав послал войска на Полоцк, а полоцкий князь пошел войной на Новгород, захватить который ему не удалось. В 1071 году две армии встретились и подписали перемирие. В 1077 году война началась опять, в результате которой Всеслав захватил Смоленск. В 1084 году Владимир Мономах разрушил Минск. На известном съезде в 1097 г. в Любече, где было закреплено раздробление Руси, полоцкие князья не присуствовали, что свидетельствует о их независимости от Киева. Княжество Туровское долго боролось за независимость с Киевским и только в 1158 году обрело независимость. Смоленское княжество (владения кривичей) отделилось в конце 20-х годов 12 века.

Все эти события развивались до возникновения Москвы, которая четыре столетия после по непонятным причинам стала претендовать на собирательницу славянских земель.

В первой половине 13 века начинает формироваться новое одно из крупнейших в Европе государство, история которого так старательно замалчивается или искажается в Москве, Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское. Нужно отметить, что летописная Литва находилась на территории современных восточно-литовских и северо-западных беларуских, что не соответствует реальности. Со временем это государство протянулось от Балтики до Черного моря и в отличие от Руси Московской избежало татарского ига. Первой столицей ВКЛ был белорусский город Новогрудок, с 1323 город Вильно (современный Вильнюс).

В 1385 году князь ВКЛ Ягайло стал королем польским, объединив под своей властью Польшу и ВКЛ (чем не славянское государство?). В это время Московская Русь находилась под татарами.

Князь ВКЛ Витовт в 90-х годах возобновил программу объединения славянских земель и начал давление на восток, намериваясь воцариться в Великом Новгороде, Москве, Пскове, но потерпел поражение от войск Золотой орды на реке Ворскле в 1399 году.

В 1410 году объединенные воска ВКЛ и Польши разбили под Грюндвальдом войска Тевтонского ордена.

Последние два десятилетия правления Витовта (10-20 годы 15 в) стали временем наибольшего возвышения и доминации ВКЛ в восточно-европейском регионе. Им контролировались события в Москве, ему присягали на верность князья тверские, рязанские, под его опекой находилось Крымское ханство. Граница его владений доходила до города Можайска с 107 верстах от Москвы, включая Смоленскую и частично современные Тульскую, Калужскую, Орловскую области России.

С 1440 по 1490 г. великокняжеский трон занимает Казимир Ягайлович, который одновременно с 1447 года являлся и королем польским. Это были мирные 52 года в истории ВКЛ – крупнейшего европейского государства того времени, но в это время начинает собирание славянских земель освободившаяся от ига Москва.

С конца 15в. все более ощутимое влияние на внутриполитическую жизнь ВКЛ оказывает Великое княжество Московское. С этого времени начинаются почти непрерывные войны (с переменным успехом) между двумя славянскими княжествами. Противостояние ВКЛ и Московии можно рассматривать, как войну демократического (по тем временам) западного центра объединения славян и самодержавного восточного центра (результат этого противостояния показал, что самодержавное государство с единоличной властью более подходит для ведения войны, чем демократия).

В конце 50-х годов 16 века началась Ливонская война, которая принесла неисчислимые бедствия на земли ВКЛ.

В 1558 г. Иван Грозный начал войну за Ливонию, столкнувшись с интересами ВКЛ. Военные действия были перенесены на территорию Беларуси, захватив в 1563 и варварски разграбив старейший город Беларуси Полоцк (862г.). В это тяжелое время князю ВКЛ пришлось пойти на более плотное единство с Польшей и в 1569 году была заключена Люблинская уния, по которой к Польше отошли земли: Подляшье, Киевщина, Волынь и Подолье. В соответствии с этой унией Польское королевство и ВКЛ объединялось в одно государство Речь Посполитую (республика польско-литовская) – это название можно прочитать на польских монетах даже советских времен.

С образованием Речи Посполитой геополитическая ситуация на европейском континенте изменилась – образовалось новое крупное и могущественное государство.

В 1579 г. король и князь РП Стефан Баторий вернул княжеству Полоцк и перенес военные действия на русскую территорию.

В 1582 г. Ливонская война завершилась подписанием Ям-Запольского перемирия, по которому все земли оставались в довоенном владении.

В конце 16-начале 17 века в правящих кругах РП была популярна идея присоединения к РП Московии.

В 1632-1634 опять разгорелась война между РП и Московией, но кроме жертв это ничего не дало. Но это переломный момент, с которого постепенно доминирующая роль перешла от РП к России.

В 1654-1657 г. Беларусь стала плацдармом для новой войны России и РП. Царь Алексей Михайлович под видом помощи войскам Хмельницкого со 100-тысячным войском оккупировал значительную часть Беларуси, овладев в 1655 г. Минском и Вильно. Вмешательство Швеции в войну не оставило войскам РП никаких шансов. Именно в эти времена появились первые беларуские партизаны, которые перебив московские гарнизоны освободили множество городов.

С 1659 года военные действия возобновились, но на этот раз удача был на стороне войск РП, и летом 1660 года корпус Сапеги разбил под Ляховичами групировку московского воеводы Хованского, а осенью была разгромлена армия Долгорукого.

В декабре 1667 года в д. Андросово было подписано мирное соглашение на 13,5 лет. Смоленщина и Северская земля отошли к России, а Украина была разделена по Днепру – Левобережье с Киевом отошло к России.

Во время этой войны в результате голода, эпидемий и военных действие погибло около половины населения Беларуси, а некоторые беларуские районы потеряли около 70% жителей. С 1648 по 1716 гг. земли РП были почти непрерывно охвачены войнами. Кроме внешней агрессии земли РП становятся ареной постоянных междоусобиц между магнатами.

Во время Северной войны Беларусь опять становится ареной военных действий. РП оказывается под переменным влиянием России, Пруссии и Австрии.

В 1772 году в Петербурге подписываться трактат между Австрией, Пруссией и Россией о 1-ом разделе РП, в результате которого каждая из стран отхватила себе по большому куску территории.

3 мая 1791 в РП принята Конституция. Противники Конституции опираясь на самодержавную Россию созвали военно-политический союз названный Торговицкой конфедерацией. В 1792 году Россия ввела войска на территорию РП. В результате чего Конституция была отменена, а в 1793 году произошел 2-й раздел РП. В состав России вошла центральная Беларусь вместе с Минском и частично украинские земли.

С целью вернуть независимость началось восстание Костюшки (уроженец Брестчины, участник войны США за независимость, бригадный генерал), которое было подавлено войсками Суворова.

В 1795 году был осуществлен третий раздел РП в результате которого это государство перестало существовать. К России отошли западно-белорусские земли. С этого момента можно начать отсчет великой дружбы России, Украины и Беларуси — которые всегда были вместе.

1 июля 1812 года в Вильно создается правительство ВКЛ, которое в условиях оккупации не могло обладать реальной властью. Война принесла Беларуси неисчислимые потери.

На этом, пожалуй, и закончим историю дружбы, вкратце заметив, что в ХХ веке Беларусь и Украина пережили еще две немецких (3+3 года) и одну польскую оккупацию. С 1921 года огромная часть Западной Украины и Беларуси до 1939 года принадлежало Польше. При малейшей возможности земли Беларуси и Украины пытались отделиться от Московского центра, что и произошло окончательно (надеюсь) в 1991 году.

§ 3 . Жизнь Украинский конце XVIII - первой половине XIX в.

Вспомните : 1. Каким было повседневную жизнь Украинский в XVI-XVIII века? 2. Как хозяйничали украинские крестьяне в прошлых веках? 3. Какую роль играла церковь в культурной жизни Украины?

1. Человек и окружающая среда

Развитие человеческого сообщества зависит наряду с другими факторами от особенностей географического расположения и природных условий, на которых она существовала. Украинские земли расположены в юго-восточной части Европы.

Почти не две трети территории Украинский земель составляли пространные черноземы, всегда были главным богатством народа, а в одночасье - постоянной причиной посягательств соседей на них.

Жизнь на этих землях влияло на формирование характерных черт общественной жизни украинский. Плодородные почвы позволяли Украинский крестьянам успешно вести единоличные хозяйства в отличие от их северных соседей - россиян, где бедные почвы и суровый климат заставляли крестьян объединять свои усилия для совместной работы. Эти особенности привели формирование различной ментальности и социально-экономической организации народов.

Подавляющее большинство украинского народа в конце XVIII в. составляли крестьяне, которые издавна трудились круг земле, жили в живописных селах и не торопились сменить их на городские жилища. Промышленная революция постепенно влияла на эту ситуацию, однако и в конце XIX в. крестьяне составляли 95% населения Украины.


2. Изменения в жизни Украинский под имперской властью

В конце XVIII в. земли, заселенные украинским, оказались в составе Австрийской и Российской имперских политических систем, жизнь в которых существенно отличалось от привычных условий. Обе империи были огромными территориальными объединениями, состоявшие из центра и подвластных территорий, заселенных разными народами.

Империи имели централизованную структуру управления с лицом императора на верхушке властной пирамиды. Исполнение законов и распоряжений имперского правительства возлагалось на многочисленное чиновничество. Из разнообразных задач, возлагавшихся на имперское чиновничество, важнейшим был сбор налогов. Но использовались они не на местные нужды, а на реализацию имперских планов и, конечно, на нужды самих чиновников. Всеми средствами воздействия империя воспитывала в них смирение и верность, подчеркивая, что это является главным моральным и религиозным долгом граждан. Поэтому большинство населения постепенно приспосабливалась к имперским порядкам и считала их вполне разумными.

Большое значение в управлении подвластными территориями наряду с чиновничеством предоставлялось армии. Для местного населения военный становился привычным фигурой, а для общественной элиты военная служба была возможностью сделать неплохую карьеру. Одновременно с этим содержание имперской армии стало тяжелым бременем для населения украинских земель.

Особенностью жизни в составе империй стала его детальная регламентация. В украинском обществе предыдущих суток общественная власть - как казацкая старшина, так и польская шляхта - никогда не увлекались изданием значительного количества документов относительно упорядочения вопросам повседневной жизни. Имперская власть, напротив, считала необходимым регламентировать жизнь своих многонациональных подданных на местах, согласно единым стандартам, многочисленными распоряжениями из столицы.

Отношение обеих империй к украинских земель, загарблених ими в конце XVIII века, имело значительные различия. Австрийская империя была группой разных народов, из среды которых ни один не имел абсолютного большинства. Вследствие этого австрийское правительство никогда не пытался утверждать, что украинские земли являются коренными имперскими землями, и только доказывал свое право владеть ими, признавая при этом, что их населяют другие народы.

3. Ментальность украинского народа

Для понимания жизни Украинская под имперской властью важно понять то, как они восприняли действительность, чувствовали и чем занимались, или определить черты их менталитета. Для него были характерны следующие черты:

· населения Украинский земель со времени своего возникновения занималась земледелием. Земля была одновременно и средством существования, и самым большим богатством, за которое постоянно велась борьба и принадлежавшее защищать от посягательств соседей;

· особенностью национального характера украинского народа была его неагрессивность. Течение веков они никогда не пытались захватить земли соседей, только желали иметь возможность жить спокойно на своей земле.

4. Традиционные виды хозяйственной деятельности украинском

Занятиями украинского народа издавна были земледелие, скотоводство, пчеловодство, рыболовство и охота. Весомость каждого из этих занятий в хозяйстве менялась на протяжении веков, однако главным всегда было земледелие. Самой распространенной системой обработки почвы в XIX в. оставалось трехполье. Для обработки земли до 80-х гг XIX в. использовали традиционный украинский тяжелый плуг, что его называли тогда малороссийским, новороссийским, степным. В начале 40-х гг XIX в. рядом с ним начали применять легкий плуг, изобретателем которого считался полтавский крестьянин Стеценко. Посевные работы выполнялись, как и первое, вручную. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, гречиху, просо. Для сбора урожая применяли серп и косу. Промышленная революция привела к появлению различных сельскохозяйственных машин, но большинство крестьян в силу разных обстоятельств продолжала использовать старые орудия труда.

С земледелием было органически связано скотоводство. Особое внимание уделялось разведению быков, которые в первой половине XIX в. были основной тягловой силой. На Юге привычной картиной пейзажа были стада тонкорунных овец-мериносов и табуны лошадей. Недаром эти земли сравнивали с американским Диким Западом, а колоритные фигуры чабанов - с ковбоями.

Пчеловодство всегда играло значительную роль в хозяйстве украинский. Настоящую революцию в пасечника осуществил Украинская ученый П. Прокопович, который 1814 сконструировал рамочный улей. Однако использовать его изобретение начали в Германии, а дома - только через несколько десятилетий.

Охота в XIX в. уже не играло большой роли в хозяйстве. Во всех регионах Украины, кроме Полесья, крестьяне не пользовались правом охоты. А для помещиков течение первой половины XIX в. это было любимым развлечением. Они устраивали охоту гоном на лошадях с большими стаями гончих собак.

В течение XIX в. рыба, как и первых, занимала ведущее место в пищевом рационе населения украинских земель. После присоединения Российской империей южноукраинских земель и получения выхода к Черному морю здесь стали возникать частные рыболовные компании и артели, ловили много рыбы - осетров, судаков, леща, тарани и т.д. Чумацкие валки везли с Юга соленую и вяленую рыбу к другим украинским регионов. В многочисленных украинских реках и озерах было немало раков, различных пород рыбы. Для бедных крестьян рыбалка становилась средством обогащения их пищевого рациона. Вместе рыболовство для большинства населения стало одной из форм проведения досуга.

5. Поселение и жилище

Поскольку большинство населения украинских земель в начале XIX в. составляли крестьяне, города и городки были лишь небольшими торговыми и административными центрами для ближайших окрестностей. Переход под имперскую власть вызвал изменения в форме и значении украинских городов. Вследствие того, что города Приднепровья стали центрами сосредоточение имперской администрации, в каждом губернском и уездном городе появился административный центр с площадью, вокруг которой сооружали административные учреждения. Центральные улицы и площади некоторых городов вимощувалися мостовой и освещались керосиновыми фонарями. Однако подавляющее большинство улиц оставалась Неасфальтированные и почти непроходимой в дождливое время года.

Большинство городов и местечек были небольшими и их население не превышало 1-2 тыс. человек. На середину XIX в. с 850 городов и местечек всех украинских земель только 62 имели более 10 тыс., а 5 - более 50 тыс. жителей.

Центрами городской жизни были традиционно церкви и, конечно, базары.

Первая половина века стала время, когда в крупных городах стало появляться все больше многоэтажных кирпичных домов. Однако в небольших городах, как и первое, преобладали одноэтажные деревянные дома. Снаружи стены красились, украшались резьбой, в окна иногда вставляли цветное стекло. Внутри дома зажиточных хозяев были многокомнатными, имели, по европейской моде, парадные залы, гостиной, комнаты для гостей и слуг, кухни и хозяйственные помещения. Обставлялись комнаты мебелью, которые, согласно пожеланий и финансовых возможностей хозяина, завозились из Европы или изготавливались местными мастерами. Украшением их были зеркала, часы, картины, гобелены и т.д. Жилища же городской бедноты напоминали крестьянские избы.


Жилой комплекс. Киевщина (кон. XIX - начала ХХ вв.)

Однако подчинение имперской власти повлияло и на традиционное лицо украинского села. Имперское притяжения упорядочить всю жизнь по единому шаблону повлекло в Приднепровье появление указаний относительно упорядочения вида пос. Местным властям поручалось проследить, чтобы в центре каждого села был создан площадь, от которого расходились бы улицы до окраин. На площади крестьянам объявлялись важнейшие решение имперской администрации, устраивались наказания виновных и т.д. Стремление малороссийского дворянства и правобережной польской шляхты подражать тогдашнюю европейскую моду привели к распространению нового элемента в культурном ландшафте Приднепровья - помещичьих имений. До наших времен сохранились лишь единицы, однако большинство из них можно отнести к памятникам мирового значение. Среди них - садово-парковый комплекс Софиевка в Умани графа Потоцкого, поместья Галаганов в Сокиринцах и Тарновского в Качановке на Черниговщине и др.

6. Православная церковь Приднепровской Украина под имперской властью


Обыденное наряд священника и монаха. XIX в.

Государственные ассигнования на содержание духовенства значительно увеличивались. Духовенство превращалось, собственно, на чиновников с четко фиксированной государственной платой. Эти и другие меры российского правительства имели целью превратить православную церковь в зависимую от государственной власти структуру.

Мероприятия по церкви были направлены на формирование единой структуры церковной организации в империи с ликвидацией при этом каких-либо исторических, национальных, территориальных особенностей. Этот курс имперского центра нашел полное отражение в церковной политике на украинских землях. С его реализацией происходили:

· унификация Украинский церковных структур с целью приведения их в соответствие с российских;

· замена процедуры избрание церковных иерархов их назначением на должности. При этом большинство из них была россиянами или иностранцами, тщательно выполняли любые команды из центра;

· русификации кадров украинского духовенства через внедрение системы учреждений духовного образования с едиными русскими программами;

· создание условий, при которых церковная карьера зависела от верноподданичества империи;

· обязательна великорусская произношение славянских текстов в церковной практике, учебных заведениях Приднепровья т.д.

В целом унификационный мероприятия российского правительства относительно церковной жизни на Приднепровье внесли изменения внешнего характера. Осуществить денационализацию украинской церкви на приходском уровне русское православие не смогло.

7. Религиозная борьба на Правобережье

Опираясь на силу, русский правительство сразу после присоединения развернул кампанию по восстановлению ведущей роли на Правобережье православной церкви.

Для большинства верующих украинский переход в православие был не столько изменением церкви, сколько действительно возвращением к праотеческой веры, - ведь на значительной части Правобережья уния существовала лишь несколько десятилетий и навязывалась силовыми методами. Одновременно они лелеяли надежду на то, что теперь смогут освободиться от гнета польских шляхтичей-католиков. Но эти надежды абсолютно не отвечали цели имперской политики на Правобережье. Под лозунгами пропагандируемой единовирности российский правительство желало лишь ускорить процесс унификации новоприеднаних земель.

Иная ситуация сложилась в тех регионах, где греко-католическая церковь за двести лет успела укорениться духовно и культурно, воспринималась населением как вера родителей. Здесь даже во давлением российской администрации переход в православие масштабами и темпами воображения не поражал. Одной из причин этого было также то, что католическая польская шляхта, которая оставалась на местном уровне наиболее влиятельной силой, побудившей греко-католиков переходить в католицизм.

Это заставило имперскую власть перейти к более гибкой тактике. Император Павел I (1796-1801) принял несколько постановлений, которые обеспечили более-менее нормальные условия для католиков и униатов. Было возобновлена деятельность греко-католических епархий на присоединенных землях, монастырей, возвращено из ссылки греко-католического митрополита и духовенство. Этой уступкой сразу воспользовались поляки.


Император Александр I

Эпоха правления Александра I (1801-1825) стала временем, когда поляки на Правобережье не скрывали своих стремлений превратить эту землю на край польской культуры, веры и языка. Происходило это, прежде всего, благодаря тому, что второй молодости императора был польский князь Адам Чарторыйский. С 1802 г. течение 22 лет он всеми средствами осуществлял полонизации Правобережья, насаждал католицизм. Сторонниками греко-католической церкви в крае оставалось, собственно, лишь крестьянство. Большинство греко-католических приходов за ограничений местных помещиков-католиков бедствовала.

Начать решительную борьбу против польских католиков на Правобережье решил император Николай I (1825-1855). Существенно повлияло на это польское освободительное восстание 1830-1831 гг По официальным данным, на Правобережье повстанцев поддержали 50 католических монастырей. Это позволило имперскому правительству найти достаточно весом в глазах европейской общественности повод для начала русификации Правобережье. Вследствие этого в крае было закрыто 61 католический монастырь, все польские учебные заведения, репрессирован большинство духовенства. Одновременно более решительными стали действия против греко-католической церкви.


Император Николай I

Согласно распоряжениям российского правительства, детей из смешанных семей записывали православными. Населению запрещалось отмечать католические праздники и использовать любые богослужебные книги, кроме тех, которые печатались в Москве. Вводился также порядок, согласно которому, если в приходе был хоть один желающий стать православным, всю ее превращали в православную.

После этого началось принудительное объединения церквей на Правобережье. Впрочем большое количество верующих не желала менять свою веру. В знак протеста они собирались возле церквей и не пускали туда православных священников. Для помощи последним использовали военные команды и полицию. Однако и после этого греко-католики оказывали пассивное сопротивление, отказываясь посещать захваченные православными церкви.

Выдержка из письма обер-прокурора Синода Русской православной церкви Протасова относительно событий при осуществлении присоединения греко-католической церкви в 1839 г.

Вопросы и задания

1. Как естественная среда влияло на жизнь украинским?

2. Определите и раскройте изменения, произошли в жизни Украинская под имперской властью.

3. Что такое ментальность? Какие черты ментальности украинского народа сложились на протяжении его истории?

4. Какие новые явления появились в Украинский менталитете под властью двух империй?

5. Какие изменения произошли в традиционных видах хозяйственной деятельности Украинский при новой эпохи?

6. Как изменился облик украинский городов и сел течение первой половины XIX века?

10. Определите причины и последствия борьбы за влияние на верующих, развернувшейся на Правобережье.



Для начала, вот что, собственно, являлось Малороссией для Шафонского.


Как вы видите, ни Харьковщина, ни Новороссия не являлись Малороссией. Достаточно куцый обрезок нынешней Украины. Таким бы он и остался без русских территориальных подарков. Про то, что является, конкретно, Украиной, у Шафонского написано следующее:


Описание жителей Малороссии:


Малороссийский народ нетрезв? Вот те на! А как же свидомая легенда о пьющих русских? Вообще, Шафонский рушит еще одну свидомую легенду о каком-то особом исконном трудолюбии украинцев малороссов. В его представлении, великороссы, все-таки, более склонны к труду и созиданию.



Повторюсь, что Афанасий Филимонович поездил по Великороссии и имел возможность сравнить, где и как живет и трудится простой народ.


Язык малороссийский, по Шафонскому, тот же русский со своими местными наречиями и особенностями. Да и как иначе, если, в его представлении, малороссы – те же русские.



Различия в языке, кроме собственно обычных территориальных, Афанасий Филимонович объясняет просто.



Думаю, что Шафонский, как человек поживший в Европе и знавший несколько языков и историю, имеет полное право на такое обоснованное суждение. Также он замечал и татарское влияние на малороссийский язык.


Как же выглядели и одевались малороссы? Непосредственный взгляд самого малоросса.



Польско-кавказский микс выходит, да еще и с чухонским привкусом. Хотя и исконно русское осталось. Вы когда-нибудь слышали про украинские кокошники?


К запорожским казакам Шафонский относился обоснованно негативно.



Также Шафонский придерживался общепринятой на тот момент хазарской версии происхождения украинского казачества, замечая схожесть казаков, да и вообще малороссов, с кавказскими черкесами.


Вот, в общем-то и все. Желающие могут почитать Афанасия Филимонововича самостоятельно. Очень добротный качественный материал, представляющий реальный взгляд современника изнутри. Современным свидомым историкам стоило бы поучиться, как непредвзято писать исторические труды, почаще озираясь на реальность и умеривая свои патриотические желания.

В целом, Малороссия в описании Шафонского предстает именно окраиной всех окрестных стран и регионов, этакой русско-польско-татаро-кавказской смесью, мешаниной всех без исключения соседних культур и народов. Это и неудивительно, если принимать во внимание историю этих земель. А вот сколько там осталось именно русского, родом из Руси киевского периода, большой-большой вопрос. Где все эти исконные стопроцентные славяне-русичи? Вопрос риторический.

Читайте также: