Народы кавказа карта народов кавказа была всегда чрезвычайно пестрой к началу здесь кратко

Обновлено: 01.06.2024

Таким образом, Кавказ к началу XIX в. был пёстрым конгломератом мелких и мельчайших феодальных и родовых объединений, находившихся в постоянной вражде между собой и сильно отставших в своём социальном развитии.

Социальный строй и политическое положение Грузии в первой половине XIX в. Сельское хозяйство Грузии в начале XIX в. стояло на низком уровне. Повсеместно господствовала переложная система, при которой земля эксплуатировалась до полного истощения; к удобрению земли прибегали редко; несовершенные земледельческие орудия требовали большого количества рабочих рук, а также скота и давали слабый производственный эффект. Обработка помещичьей земли велась силами крепостных крестьян и при помощи их орудий. Промышленность была в самой начальной стадии развития. В Тифлисе в конце XVIJI в. находились пушечный, пороховой и стекольный заводы, типография и монетный двор, но это были незначительные предприятия. В Восточной Грузии количество населённых мест после персидского нашествия в 1795 г. сильно уменьшилось; из уцелевших селений около 100 принадлежало государству, 70 — грузинскому царскому дому, 90 — церкви и 190 — помещикам. Князья имели вассалов. Так, у князя Цицишвили было 34 вассала, у князя Орбелиани—28. Князья руководствовались местными феодальными законами. Держались ещё обычаи кровной мести, хотя феодальное законодательство стремилось заменить его штрафом за убийство. Жизнь человека расценивалась феодалами Грузии в соответствии с феодальной иерархией: штраф за убийство князя превышал штраф за убийство крестьянина более чем в сто раз.

Громадное большинство крестьян (глехов) Грузии были крепостными. Низшую группу крепостной массы составляли дворовые. Особое место среди крепостных крестьян Грузии занимали хизаны; это были безземельные крестьяне, которые с согласия помещика селились на его земле на основании устного с ним соглашения; их положение было тяжёлым. На крепостных крестьянах Грузии лежало свыше сотни различного рода повинностей в пользу феодала — натуральные оброки, разные виды барщины. Наряду с крепостными некоторую роль в хозяйстве играли рабы, или холопы; главным источником рабства были войны и набеги феодалов, а также покупка рабов на невольничьих рынках. Жизнь, личность и имущество крестьян были в полном распоряжении помещиков. Суд над крестьянами совершал помещик; в суде сохранялись пережитки родового строя.

В это время Абхазия была феодальным владением князей Шервашидзе, которые находились в вассальной зависимости от царей Имеретии. Власть князей Шервашидзе распространялась главным образом на приморскую часть Абхазии, в горных же районах, которые в значительной степени сохранили свою независимость, был ещё силен патриархально-родовой уклад. В горы часто бежали от феодального гнёта крестьяне приморской Абхазии. Формы и методы феодальной эксплуатации абхазских крестьян отличались некоторым своеобразием: значительная часть крестьян не была формально прикреплена к земле, и эксплуатация их прикрывалась всякого рода патриархальными традициями. Другая часть абхазских крестьян была на положении крепостных. Вместе с рабами они являлись по большей части домашней прислугой помещика, так как господская запашка в Абхазии была незначительна и не требовала большого количества рабочих рук.

Воссоединение грузинских земель в составе России было огромным прогрессивным событием в истории Грузии и способствовало ликвидации той феодальной раздроблённости, которую веками не удавалось реализовать никаким грузинским властителям. Это явилось исходным моментом дальнейшего экономического развития Грузии.

Национально-колониальная политика царизма по отно­шению к присоединившимся и покорённым территориям Кавказа не исчерпывает, конечно, всей сложной истории жизни его народов в этот период. Антинародную политику царского правительства нельзя смешивать с проблемой общения народов. Несмотря на угнетательскую политику царизма и вопреки ей, в те же годы развивался иной, параллельный процесс — процесс экономического, общественного и культурного сближения народов Кавказа с русским народом. Включение многих кав­казских территорий в состав России содействовало в основе своей независимому от воли царизма хозяйственному общению народов. Предметы русской и кавказской промышленности и ремесла стали в больших количествах взаимно проникать в народное хозяйство как русских областей, так и Кавказа; происходил в известной мере и обмен хозяйственным опытом.

Однако под гнётом царизма, рассматривавшего Грузию как свою колонию, развитие производительных сил богатейшего края шло замедленным темпом.

В 1807 г. было издано распоряжение, чтобы все гражданские дела между крепостными разбирались помещиком; жалобы крестьян на помещиков судами не принимались. Помещики продавали крестьян без земли и притом не только целыми семьями, но и поодиночке. Очень тяжелы были для крестьян постои войск, реквизиции продовольствия для войск по низким ценам, исполнение различных казённых работ.

Ведя борьбу с царскими войсками и чиновниками, восставшие обратили своё оружие и против грузинских феодалов — князей Эристави, которые стояли во главе милиции, посланной на усмирение восстания. Принадлежавшие князьям Эристави имения были разгромлены. По восстание сейчас же попытались использовать в своих целях представители бывшего грузинского царского дома, мечтавшие о восстановлении своей реакционной власти в отсталой стране.

В 1819—1820 гг. на почве церковной реформы началось восстание в Имеретии. После 1801 г. в целях дальнейшей русификации Грузии и централизации всего аппарата управления было решено подчинить духовенство и все церковные имущества синоду и экзарху (глава православной церкви, назначенный в Грузию царским правительством). В то же время значительно сокращалось число церквей и количество священников и епископов; было проведено освобождение от крепостной зависимости княжеских и дворянских священников и их семей. Церковных дворян стали выселять на казённые земли. Эти мероприятия вызвали сопротивление епископов, князей и дворян, которые пытались найти поддержку у крестьян и стремились использовать их недовольство царскими чиновниками и местными управителями в своих собственных интересах. Движение было подавлено царскими войсками.

В 1832 г. в Грузии был раскрыт дворянский заговор, стремившийся отторгнуть Грузию от России и восстановить прежнюю монархию. Заговором руководили реакционные силы — грузинская дворянская знать хотела вернуть утраченные привилегии. В заговор были втянуты отдельные прогрес­сивные деятели, с которыми царизм расправился особенно жестоко (С. Додашвили и др.).

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Национальная политика Александра I

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

Что такое национальная политика? В чём состояли её особенности при Александре I?

Российская империя представляла собой многонациональное государство, населённое представителями разных народов. В правление Александра I в состав России были включены новые земли. Помимо польских территорий (населённых в основном поляками и евреями), были присоединены земли, населённые финнами и шведами. Особый статус имела также Прибалтика, находившаяся в составе страны с XVIII в. В течение всего XIX столетия Россия продвигалась на Кавказ, принимая власть над его многочисленными народами.

Освоение присоединённых к России в конце XVIII в. новороссийских и кубанских земель вызвало поток переселенцев не только из центральных районов страны, но и из-за границы. При Александре I в Северном Причерноморье поселились болгары, греки, сербы, гагаузы, а также немцы.

При проведении реформ требовалось учитывать особенности разных регионов, проводить взвешенную национальную политику в отношении каждого из народов.

1. Финляндия в составе России

В 1809 г. по итогам русско-шведской войны Россия присоединила территорию Финляндии. Этот регион под названием Великое княжество Финляндское сразу получил особый статус в составе России. Финляндия была наделена довольно большой самостоятельностью в управлении, имела свой сейм (собрание представителей всех сословий), без согласия которого не мог быть издан, изменён или отменён ни один закон.

Для управления Великим княжеством Финляндским царь назначал генерал-губернатора (как правило, им становился выходец из прибалтийских дворян). Он в свою очередь возглавлял Комитет главного управления (высшее административное учреждение из 12 местных жителей — 6 дворян и 6 недворян). Всё делопроизводство должно было вестись, как и раньше, на шведском языке. Создавался также Правительственный совет, управлявший судом и государственным хозяйством. Автономными оставались система образования и система местного самоуправления. Все должностные назначения в крае осуществлялись императором. К Великому княжеству Финляндскому был присоединён город Выборг с окрестностями.

Такая политика властей позволяла обеспечить относительно спокойное развитие Финляндии в составе империи.

2. Царство Польское и его конституция

Поляки стали третьим по численности народом страны (после русских и украинцев), а евреи (в больших количествах населявшие польские земли) — четвёртым. Царство Польское, образованное в 1815 г., имело значительную самостоятельность. Согласно конституции главой Царства Польского был российский император, он должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции. Законодательная власть принадлежала царю и сейму, состоявшему из двух палат. Нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворянства. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Сейм не обладал правом принимать законы, он мог лишь представлять обращение на имя императора о предложении принятия тех или иных законов. Все проекты законов должны были обсуждаться в Государственном совете.

Конституция Царства Польского гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, обязывала использовать польский язык в государственных учреждениях, назначать на государственные, судебные и военные посты только поляков.

Принятие либеральной конституции, весьма прогрессивной для того времени, привело польское дворянство в состояние восторга и вселило надежды на дальнейшее усиление независимости Царства Польского и расширение его территории за счёт украинских и белорусских земель бывшей Речи Посполитой. Таким образом, отношение к конституции было разным: поляки считали принятие конституции началом пути к полной самостоятельности, а император Александр I полагал, что и так сделал для Польши слишком много.

Это противоречие вызвало формирование мощного польского национально-освободительного движения, которое развернулось в последующие десятилетия (об этом см. с. 80, 147), став источником многих проблем для власти.


Ветряная мельница в Прибалтике

3. Прибалтика в составе России

Реформаторская деятельность императора затронула также ещё одну национальную окраину Российской империи — территорию Прибалтики. Прибалтийские народы в начале XIX в. жили в трёх западных губерниях России — Эстляндской, Лифляндской (присоединены ещё в 1721 г.) и Курляндской (вошла в состав империи при третьем разделе Речи Посполитой). Крестьянский вопрос здесь был осложнён ярко выраженными национальными противоречиями: большинство помещиков в Прибалтике имело немецкое происхождение, крестьянами же были предки современных эстонцев и латышей.

Александр I попытался смягчить ситуацию. В 1804 г. по его указу все прибалтийские крестьяне признавались прикреплёнными к земле, а не к помещику, запрещалась их продажа без земли. Крестьяне объявлялись владельцами своих наделов, они могли передавать участки земли по наследству. Был также ослаблен произвол помещиков в отношении земледельцев, по каждому имению были составлены списки повинностей. В сложном положении оказались крестьяне-батраки, не имевшие земли.

Этот закон оказался невыгоден для прибалтийских дворян, потерявших часть своих земель, и в 1816—1819 гг. в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях Александр I провёл новую реформу. Здесь была отменена крепостная зависимость крестьян от помещиков — крестьяне получили личную свободу, но теряли все права на свои земельные наделы. Собственниками земли объявлялись помещики, крестьяне же могли лишь арендовать землю у помещиков. Согласно реформе создавались крестьянские волостные общины и крестьянские суды, контроль за деятельностью которых, однако, осуществляли также помещики.

4. Народы Кавказа

Карта народов Кавказа была всегда чрезвычайно пёстрой. К началу XIX в. здесь проживало более 50 народов — представителей самых разных языковых семей: армянской (армяне) и иранской (осетины, курды, таты) групп индоевропейской семьи, картвельской семьи (грузины), северокавказской семьи (абхазы, абазины, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги, чеченцы, ингуши, аварцы, лакцы, даргинцы, табасараны, лезгины, агулы, рутульцы, цахуры), а также тюркской (кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы) группы алтайской семьи.


Кавказский пейзаж с горцами. Художник М. Ю. Лермонтов


Тифлис. Художник М. Ю. Лермонтов


Черкес. Рисунок XIX в.

Эти народы говорили на разных языках и исповедовали разные религии (христианство у грузин, армян, осетин, мусульманство суннитского толка у большинства горских народов, мусульманство шиитского толка у части дагестанцев и азербайджанцев). Горские племена занимались скотоводством, а также подсобными промыслами — охотой, рыбной ловлей. У большинства из них господствовали родоплеменные отношения.

Вся первая четверть XIX в. проходила под знаком расширения российских владений на Кавказе.

Каждое из расположенных здесь царств, княжеств, ханств и султанатов имело свою историю вхождения в состав империи: одни сами принимали такое решение, другие вели с русскими войсками войны за независимость.

Присоединение кавказских территорий к России, с одной стороны, надёжно защитило их от попыток подчинения со стороны Турции и Ирана. Началось взаимодействие экономики и культуры народов Кавказа и России, имевшее обоюдовыгодный характер. Русская военная и гражданская администрация выступала арбитром в вековых межнациональных и родовых спорах. С другой стороны, включение такого сложного региона в состав империи стало источником многих внутренних проблем в будущем, а также обострило противоречия России с южными соседями. Внедрение новой системы управления и культурных обычаев, проникновение переселенцев из России нередко вызывали протест местного населения. Наконец, освоение новых земель требовало от казны огромных расходов, что отвлекало средства от развития центральных областей России.

5. Население Сибири

Численность населения Сибири постепенно росла: если в начале XIX в. здесь проживало около 200 тыс. человек, то к середине века стало уже 600 тыс. Сюда переселялись жители из центральных районов, однако это создавало угрозу утраты местными народами своих самобытных черт.

Все нерусские народы Сибири именовались в то время термином инородцы. Многие из этих народов сохраняли остатки родоплеменных отношений. Они активно перемещались по огромным просторам. Манси и ненцы продвигались на восток, занимая земли энцев. Селькупы двигались на юг по Енисею. Тунгусы (эвенки) расселялись на северо-запад, а чукчи теснили юкагиров. Якуты, численность которых быстро росла, заметно расширили территорию своего проживания. Активно шёл процесс формирования новых народов. Хозяйственная и культурная близость племён, проживавших в Туве, стала основой их этнической общности. Обитавшие в Минусинской котловине племена койбалов, качинцев, бельтиров, сагайцев, кызыльцев составили хакасский народ, а монголоязычные племена Прибайкалья и Забайкалья — бурятский.

Всё это требовало от властей, с одной стороны, бережного отношения к народам Сибири, а с другой — включения всех её коренных жителей в хозяйственную и культурную жизнь российского общества.

С целью упорядочить управление инородцами в 1822 г. был принят Устав об управлении инородцев, подготовленный при активном участии М. М. Сперанского (который был тогда генерал-губернатором Сибири). Коренные народы, согласно этому документу, делились на три разряда — бродячие, кочевые и оседлые.

Оседлые инородцы полностью были приравнены в своих правах к государственным крестьянам, они несли все те же повинности. Это были татары, алтайцы, шорцы, южные ханты и манси и др.

Похожее управление получили и кочевые инородцы (буряты, якуты, эвенки, хакасы и др.). Территория их расселения делилась на улусы и стойбища.

Устав предусматривал постепенный переход бродячих и кочевых народов в оседлые и в итоге — уравнивание их в правах с русским крестьянством (за исключением воинской службы, которую инородцам нести не предполагалось).

Устав был самым прогрессивным для своего времени документом в отношении коренных народов, аналогов которому не имело ни одно государство того времени.

В первой четверти XIX в. значительно расширился национальный состав населения Российской империи. Власть была поставлена перед необходимостью строить национальную политику с учётом интересов не только наиболее крупных, но и малых народов. На этом пути правительство Александра I добилось значительных успехов, наиболее ярким из которых стало принятие конституции Царства Польского в 1815 г. и Устава об [управлении инородцев в 1822 г.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Используя текст параграфа, докажите, что Великое княжество Финляндское имело особые условия управления и самостоятельность в рамках Российской империи. 2. Сравните национальную ситуацию в Финляндии и на Кавказе. Какое главное различие вы можете назвать? 3. Кого в XIX в. называли инородцами? 4. Какие особенности в управлении Сибирью существовали в первой четверти XIX в.? Чем они были обусловлены? 5. Расскажите об особенностях положения Прибалтики в составе Российской империи. 6. Отличалось ли положение прибалтийских крестьян от положения крепостных крестьян основной части страны?

Работаем с картой

1. Пользуясь картой, определите, какое значение имело присоединение Финляндии и части Польши с точки зрения географического положения России.

2. Сравните с помощью карты территории Речи Посполитой в 1760-е гг. (накануне разделов) и территорию Царства Польского в 1815 г.

Думаем, сравниваем, размышляем

План-конспект урока. Тема урока Внутренняя политика Александра I

Кто был императором в начале XIX

1.Давайте ознакомимся к с личностью молодого императора

2. Негласный комитет.

Как вы думаете, в чьих интересах проводились эти указы?

Кроме этого царь создал Непременный совет из 12 человек, который должен был разрабатывать и обсуждать важнейшие законопроекты.

К чему, на ваш взгляд, могла прийти Россия?

3 Первые преобразования

Уже 2 апреля 1871 года Александр I издал ряд важнейших указов:

1) Он восстановил в полом объеме Жалованную грамоту дворянству и Жалованную грамоту городам.

2) Упразднял тайную экспедицию и передавал на рассмотрение наиболее важных судебных дел Сенату.

3) 28 мая 1871 года появился указ о запрещении публиковать объявления о продаже крепостных без земли.

Как император относился к крестьянам?

4) Александр предоставил право мещанам и крестьянам покупать незаселенные земли?

5) В сентябре 1802 года началась реформа высших органов государственной власти. Давайте посмотрим схему. Взамен петровских коллегий было создано 8 министерств все члены Негласного комитета вошли в состав правительства

6) В 1801 году Александр I открыл университет в Дерпте (Тарту), 1804 году – в Казани. В 1803 году Университетам была предоставлена значительная автономия (т. е. самостоятельность)

4 Сперанского

Сперанский надеялся ввести

систему разделения властей.

Хотя император одобрил проект, он в тоже время боялся возмущения дворянства и поэтому принял лишь указ о создании Государственного Совета

1 января 1810 года. Однако и этот указ вызвал недовольство. Сперанский был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

Что такое национальная политика? В чём состояли её особенности при Александре I?

Российская империя представляла собой многонациональное государство, населённое представителями разных народов.

В правление Александра I в состав России были включены новые земли.

Помимо польских территорий (населённых в основном поляками и евреями), были присоединены земли, населённые финнами и шведами.

Особый статус имела также Прибалтика

, находившаяся в составе страны с XVIII в. В течение всего XIX столетия Россия продвигалась на Кавказ, принимая власть над его многочисленными народами.

Освоение присоединённых к России в конце XVIII в. новороссийских и кубанских земель вызвало поток переселенцев не только из центральных районов страны, но и из-за границы.

При Александре I в Северном Причерноморье поселились болгары, греки, сербы, гагаузы, а также немцы.

При проведении реформ требовалось учитывать особенности разных регионов, проводить взвешенную национальную политику в отношении каждого из народов.

1. Финляндия в составе России

В 1809 г. по итогам русско-шведской войны Россия присоединила территорию Финляндии. Этот регион под названием Великое княжество Финляндское сразу получил особый статус в составе России. Финляндия была наделена довольно большой самостоятельностью в управлении, имела свой сейм (собрание представителей всех сословий), без согласия которого не мог быть издан, изменён или отменён ни один закон.

Для управления Великим княжеством Финляндским царь назначал генерал-губернатора (как правило, им становился выходец из прибалтийских дворян). Он в свою очередь возглавлял Комитет главного управления (высшее административное учреждение из 12 местных жителей — 6 дворян и 6 недворян). Всё делопроизводство должно было вестись, как и раньше, на шведском языке. Создавался также Правительственный совет, управлявший судом и государственным хозяйством. Автономными оставались система образования и система местного самоуправления. Все должностные назначения в крае осуществлялись императором. К Великому княжеству Финляндскому был присоединён город Выборг с окрестностями.

Такая политика властей позволяла обеспечить относительно спокойное развитие Финляндии в составе империи.

2. Царство Польское и его конституция

Поляки стали третьим по численности народом страны (после русских и украинцев), а евреи (в больших количествах населявшие польские земли) — четвёртым.

Царство Польское, образованное в 1815 г., имело значительную самостоятельность.

Согласно конституции главой Царства Польского был российский император, он должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции.

Законодательная власть принадлежала царю и сейму, состоявшему из двух палат.

Нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворянства. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом.

Сейм не обладал правом принимать законы, он мог лишь представлять обращение на имя императора о предложении принятия тех или иных законов.

Все проекты законов должны были обсуждаться в Государственном совете.

Конституция Царства Польского гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, обязывала использовать польский язык в государственных учреждениях, назначать на государственные, судебные и военные посты только поляков.

Принятие либеральной конституции, весьма прогрессивной для того времени, привело польское дворянство в состояние восторга и вселило надежды на дальнейшее усиление независимости Царства Польского и расширение его территории за счёт украинских и белорусских земель бывшей Речи Посполитой.

Таким образом, отношение к конституции было разным: поляки считали принятие конституции началом пути к полной самостоятельности, а император Александр I полагал, что и так сделал для Польши слишком много.

Это противоречие вызвало формирование мощного польского национально-освободительного движения, которое развернулось в последующие десятилетия (об этом см. с. 80, 147), став источником многих проблем для власти.

Ветряная мельница в Прибалтике

3. Прибалтика в составе России

Реформаторская деятельность императора затронула также ещё одну национальную окраину Российской империи — территорию Прибалтики.

Прибалтийские народы в начале XIX в. жили в трёх западных губерниях России — Эстляндской, Лифляндской (присоединены ещё в 1721 г.) и Курляндской (вошла в состав империи при третьем разделе Речи Посполитой).

Крестьянский вопрос здесь был осложнён ярко выраженными национальными противоречиями: большинство помещиков в Прибалтике имело немецкое происхождение, крестьянами же были предки современных эстонцев и латышей.

Александр I попытался смягчить ситуацию.

В 1804 г. по его указу все прибалтийские крестьяне признавались прикреплёнными к земле, а не к помещику, запрещалась их продажа без земли. Крестьяне объявлялись владельцами своих наделов, они могли передавать участки земли по наследству.

Был также ослаблен произвол помещиков в отношении земледельцев, по каждому имению были составлены списки повинностей. В сложном положении оказались крестьяне-батраки, не имевшие земли.

Этот закон оказался невыгоден для прибалтийских дворян, потерявших часть своих земель, и в 1816—1819 гг. в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях Александр I провёл новую реформу.

Здесь была отменена крепостная зависимость крестьян от помещиков — крестьяне получили личную свободу, но теряли все права на свои земельные наделы.

Собственниками земли объявлялись помещики, крестьяне же могли лишь арендовать землю у помещиков. Согласно реформе создавались крестьянские волостные общины и крестьянские суды, контроль за деятельностью которых, однако, осуществляли также помещики.

4. Народы Кавказа

Карта народов Кавказа была всегда чрезвычайно пёстрой. К началу XIX в. здесь проживало более 50 народов — представителей самых разных языковых семей: армянской (армяне) и иранской (осетины, курды, таты) групп индоевропейской семьи, картвельской семьи (грузины), северокавказской семьи (абхазы, абазины, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги, чеченцы, ингуши, аварцы, лакцы, даргинцы, табасараны, лезгины, агулы, рутульцы, цахуры), а также тюркской (кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы) группы алтайской семьи.

Кавказский пейзаж с горцами. Художник М. Ю. Лермонтов

Тифлис. Художник М. Ю. Лермонтов

Черкес. Рисунок XIX в.

Эти народы говорили на разных языках и исповедовали разные религии (христианство у грузин, армян, осетин, мусульманство суннитского толка у большинства горских народов, мусульманство шиитского толка у части дагестанцев и азербайджанцев).

Горские племена занимались скотоводством, а также подсобными промыслами — охотой, рыбной ловлей. У большинства из них господствовали родоплеменные отношения.

Вся первая четверть XIX в. проходила под знаком расширения российских владений на Кавказе.

Каждое из расположенных здесь царств, княжеств, ханств и султанатов имело свою историю вхождения в состав империи: одни сами принимали такое решение, другие вели с русскими войсками войны за независимость.

Присоединение кавказских территорий к России, с одной стороны, надёжно защитило их от попыток подчинения со стороны Турции и Ирана. Началось взаимодействие экономики и культуры народов Кавказа и России, имевшее обоюдовыгодный характер. Русская военная и гражданская администрация выступала арбитром в вековых межнациональных и родовых спорах. С другой стороны, включение такого сложного региона в состав империи стало источником многих внутренних проблем в будущем, а также обострило противоречия России с южными соседями. Внедрение новой системы управления и культурных обычаев, проникновение переселенцев из России нередко вызывали протест местного населения. Наконец, освоение новых земель требовало от казны огромных расходов, что отвлекало средства от развития центральных областей России.

5. Население Сибири

Численность населения Сибири постепенно росла: если в начале XIX в. здесь проживало около 200 тыс. человек, то к середине века стало уже 600 тыс. Сюда переселялись жители из центральных районов, однако это создавало угрозу утраты местными народами своих самобытных черт.

Все нерусские народы Сибири именовались в то время термином инородцы.

Многие из этих народов сохраняли остатки родоплеменных отношений.

Они активно перемещались по огромным просторам. Манси и ненцы продвигались на восток, занимая земли энцев. Селькупы двигались на юг по Енисею. Тунгусы (эвенки) расселялись на северо-запад, а чукчи теснили юкагиров. Якуты, численность которых быстро росла, заметно расширили территорию своего проживания.

Активно шёл процесс формирования новых народов. Хозяйственная и культурная близость племён, проживавших в Туве, стала основой их этнической общности. Обитавшие в Минусинской котловине племена койбалов, качинцев, бельтиров, сагайцев, кызыльцев составили хакасский народ, а монголоязычные племена Прибайкалья и Забайкалья — бурятский.

Всё это требовало от властей, с одной стороны, бережного отношения к народам Сибири, а с другой — включения всех её коренных жителей в хозяйственную и культурную жизнь российского общества.

С целью упорядочить управление инородцами в 1822 г. был принят Устав об управлении инородцев, подготовленный при активном участии М. М. Сперанского (который был тогда генерал-губернатором Сибири). Коренные народы, согласно этому документу, делились на три разряда — бродячие, кочевые и оседлые.

Оседлые инородцы полностью были приравнены в своих правах к государственным крестьянам, они несли все те же повинности. Это были татары, алтайцы, шорцы, южные ханты и манси и др.

Похожее управление получили и кочевые инородцы (буряты, якуты, эвенки, хакасы и др.). Территория их расселения делилась на улусы и стойбища.

Устав предусматривал постепенный переход бродячих и кочевых народов в оседлые и в итоге — уравнивание их в правах с русским крестьянством (за исключением воинской службы, которую инородцам нести не предполагалось).

Устав был самым прогрессивным для своего времени документом в отношении коренных народов, аналогов которому не имело ни одно государство того времени.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В первой четверти XIX в. значительно расширился национальный состав населения Российской империи. Власть была поставлена перед необходимостью строить национальную политику с учётом интересов не только наиболее крупных, но и малых народов. На этом пути правительство Александра I добилось значительных успехов, наиболее ярким из которых стало принятие конституции Царства Польского в 1815 г. и Устава об управлении инородцев в 1822 г.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Используя текст параграфа, докажите, что Великое княжество Финляндское имело особые условия управления и самостоятельность в рамках Российской империи. 2. Сравните национальную ситуацию в Финляндии и на Кавказе. Какое главное различие вы можете назвать? 3. Кого в XIX в. называли инородцами? 4. Какие особенности в управлении Сибирью существовали в первой четверти XIX в.? Чем они были обусловлены? 5. Расскажите об особенностях положения Прибалтики в составе Российской империи. 6. Отличалось ли положение прибалтийских крестьян от положения крепостных крестьян основной части страны?

Работаем с картой

1. Пользуясь картой, определите, какое значение имело присоединение Финляндии и части Польши с точки зрения географического положения России.

2. Сравните с помощью карты территории Речи Посполитой в 1760-е гг. (накануне разделов) и территорию Царства Польского в 1815 г.

Думаем, сравниваем, размышляем

2. Сравните положение Финляндии и Польши в составе Российской империи, найдите общее и отличия.

4. Используя материалы Интернета, сделайте презентацию о культуре и традициях одного из народов Кавказа, упомянутых в параграфе.

По оценкам историков, филологов и археологов – на территории современного Кавказа на данный момент проживают потомки около 60 различных языковых групп, и более 30 национальностей. За многовековой период становления народностей на территории граничащей с постоянными войнами и разрухой, этнос смог пронести свою культуру и обычаи через века. Ознакомится с каждой из них – непосильный труд, но узнать о большинстве из них будет как минимум интересно.

Проводя свою экскурсию о народах Кавказа, хотелось бы определить путь, по которому мы пройдем знакомясь с общими характерными тому или иному этносу фактами. Начнем его с Западного Кавказа, и самой западной народности – абхазов. Закончим наше знакомство на востоке, вместе с лезгинами. Но и не забудем о кочевых племенах.

Начнем именно с них, дабы ознакомится с географическими особенностями Кавказа, чтобы понимать специфику жизни всех других народностей. Дело в том, что Северный Кавказ – предрасполагает к ведению земледелия. Поэтому многие кочевые племена осели, и стали строить собственную культуру уже на местах. Начиная от абхазов и заканчивая жителями Алании.

Южная часть Кавказа

А вот что касается южной части Кавказа – то почва в этих местах бесплодна. Вода, которая поступает из гор – достигает равнины в застоявшемся виде, ибо ирригационные системы далеки от совершенства. Поэтому, как только наступает лето, кочевые племена отправляются все выше и выше в горы. Все зависит от условий для скота. Если пропитания достаточно, высота остается неизменной.

С наступлением холодов, кочевники спускаются с гор. Татары, ногайцы и трухмены живут по принципу вытоптанной травы: как только трава под ногами вытоптана – пора двигаться. И уже в зависимости от времени года определяют вверх в горы, или же спускаться.

Карта расселения народностей:

Народы Кавказа

Теперь вернемся к оседлым еще в древние времена племенам, которые выбрали земледелие в основу своей жизнедеятельности.

Самые многочисленные народы Северного Кавказа

Абхазы

– самая западная народность Кавказа. Большинство – христиане, однако с 15 века, ввиду расширения территории, были добавлены мусульмане суннитского толка.

Общая численность абхазов во всем мире насчитывает порядка 200 тысяч человек в 52 странах мира.

Культурная составляющая христианского народа – традиционна данной местности. Издавна занимались и славились ковроделием, вышиванием, резьбой.

Черкесы

Следующая по направлению на восток народность. Северные склоны Кавказа, а также равнины у Терека и Сунжи – их ареал обитания. Нынешняя территория Карачаево-Черкессии, однако с карачаевцами не имеет ничего общего, кроме территории. В то же время имеет место быть родство с кабардинцами, однако те, ввиду административно-территориального разделения также разделяют территорию с далекими по родству балкарами.

Все они относятся к адыгам. Культурное наследие которых внесло огромный вклад в мировое наследие кузнечного и ювелирного дела.

Сваны

– северная ветвь грузин, которая сохранила свой собственный язык и культурное наследие. Территория проживания – наиболее высокогорная часть Грузии, это от 1000 до 2500 метров над уровнем моря.

Характерной чертой культурной жизни сванов является отсутствие крепостного права и условный принцип дворянства. Не было на счету захватнических войн. Всего насчитывается порядка 30 000 сванов по всему миру.

Осетины

– древняя народность иранского происхождения. Царство осетин Алания – одно из наиболее древних и пронесшее через века христианство в его изначальном виде. Многие республики ввиду неустоявшегося христианства перешли в ислам, однако Алания – крупнейшая территория северного Кавказа унаследовавшая христианство. Момент исламизации прошел мимо этой народности.

Ингуши и чеченцы

– родственные народы. Большинство исповедуют ислам, исключение составляют только чеченцы проживающие на территории Грузии. Общая численность народов составляет порядка 2 миллионов человек.

Лезгины

Самый восточный регион представлен народами нынешнего Дагестана. И наиболее распространённый не только на территории Дагестана, но и Азербайджана – лезгины, отличаются богатым культурным наследием.

Определяющее значение в становлении кавказских народов сыграло географическое положение. Расположившись на границах Османской Империи, Византии, Российской Империи – им было предопределено воинское прошлое, черты которого отобразились на характере и специфики народов Кавказа. Однако, стоит отметить, что культурное наследие было сохранено, невзирая на гнет соседних империй.

На северном Кавказе компактными группами на землях своих древних предков проживают более 50 самобытных национальных этносов. Веками в ходе богатого событиями исторического процесса в данном регионе совершенно разные народы имели единую судьбу, и постепенно сформировалось так называемое общекавказское этнографическое единство.

Всего в Северо-Кавказском ФО проживает 9 428 826 человек, из них подавляющее большинство составляют русские – 2 854 040 жителей, но в национальных областях и республиках доля русских заметно меньше. Вторым по численности народом Северного Кавказа являются чеченцы, их доля составляет 1 355 857 человек. И третьей нацией по численности на Северном Кавказе являются аварцы, их здесь проживает 865 348 человек.

Адыгейцы

Благодатные края обширной равнины и предгорий с умеренно-теплым климатом и черноземными почвами, дубовыми и буковыми лесами прекрасно подходят для развития сельского хозяйства. Адыги издавна были аборигенами этой северо-кавказской местности. После отделения кабардинцев от единой общности адыгов, последующего их переселения, в родных краях на Кубани остались племена темиргоевцев, бжедугов, абадзехов, шапсугов, натухайцев, из которых образовалась единая адыгейская народность.

Численность всех адыгских племен к концу Кавказской войны доходило до 1 млн. человек, но в 1864 году много адыгов переселилось в Турцию. Российские адыги сосредоточились на небольшой площади исконных земель на Кубани и Лабе. После революции в 1922 году адыгейцев выделили по национальному признаку в автономную область.

В 1936 году область существенно расширена присоединением Гиагинского района и г. Майкопа. Майкоп становится столичным городом области. В 1990 году Адыгейская АССР выделена из Краснодарского края, а чуть позже в 1992 году образована самостоятельная республика Адыгея. Со времен Средневековья адыгейцы сохранили традиционное хозяйство, выращивание пшеницы, кукурузы, ячменя, садов и виноградников, оседлое разведение скота.


Армяне

В регионе проживает 190 825 армян, и хотя армянский этнос исторически формировался заметно южнее на Армянском нагорье, часть этого народа проживает в пределах Северо-Кавказского ФО. Армяне древний народ, появившийся на исторической арене в XIII-VI вв. до н. э. в результате смешения большого количества разноязычных племен урартов, лувийцев и хурритов на Армянском нагорье. Армянский язык принадлежит к крупной индоевропейской семье языков.

Исторический процесс государственности армян насчитывает 2,5 тысячелетия, еще при Александре Великом была известна Малая Армения, затем в 316 г до н. э. Айраратское царство, позже Софенское царство. В III-II вв. до н. э. политический и культурный центр армян переместился в Закавказье в Араратскую долину. С IV в. н. э. армяне приняли христианство, здесь образовалась уважаемая в христианском мире Армянская апостольская церковь. Большинство армян после страшного геноцида 1915 года, произведенного турками-османами, сегодня проживают вне своей исторической родины.


Черкесы

В 1921 году образована Горская АССР, а позже в 1922 году в РСФСР образовали национальную Карачаево-Черкесскую АО. Именно поэтому адыгов долго именовали соответственно черкесами, и прошло много времени до определения адыгов самостоятельным народом. В 1957 году в Ставропольском крае образована отдельная по этническому принципу Карачаево-Черкесская АО.


Основными традиционными занятиями черкесов издавна являются отгонное горное скотоводство, разведение коров, овец, коней, коз. В долинах Карачаево-Черкесии с древности растут сады и виноградники, выращивается ячмень, вес и пшеница. Черкесы славились среди других народов выделкой высококачественного сукна и изготовлением одежды из него, кузнечным ремеслом и изготовлением оружия.

Карачаевцы

Другой коренной тюркоязычной народностью, испокон веков проживающей в Карачаево-Черкесии по долинам Кубани, Теберды, Урупа и Большой Лабы являются довольно немногочисленные карачаевцы. В Северо-Кавказском ФО сегодня их проживает 211 122 человек.

В образовании этноса карачаевцев в VIII-XIV вв. участвовали местные аланы и тюрки-кипчаки. Ближайшими по генофонду и языку народностями к карачаевцам являются черкесы и абазины. После переговоров и решением старейшин в 1828 году земли карачаев вошли в Русское государство.

В ходе ВОВ Карачаевская АО долгое время 1942-1943 гг. находилась под фашистской оккупацией. Из-за пособничества врагам, показа фашистам перевалов в Закавказье, массового вступления в ряды захватчиков, укрывательства немецких шпионов осенью 1943 года вышло постановление СНК СССР о переселении 69 267 корочаевцев в Киргизию и Казахстан. Карачаевцев разыскивали в других регионах Кавказа, 2543 человек демобилизовали из армии.

Долго, в течение трех веков с XVI по XIX века шел процесс исламизации карачаевских племен, они все равно в своих верованиях сохраняли некую смесь язычества, поклонения высшему духу природы Тенгри, веры в природную магию, священные камни и деревья с христианским учением и исламом. Сегодня большинство карачаевцев являются мусльманами-суннитами.


Балкарцы

Сегодня основное население балкарцев 110 215 человек проживает в Кабардино-Балкарии. Разговаривают балкарцы на карачаево-балкарском языке, который практически не разделяется на диалекты. Балкарцы живут высоко в горах и считаются одним из немногих высокогорных народов в Европе. В длительном этногенезе балкарцев участвовали алано-осетинские, сванские и адыгские племена.

Кабардинцы

Более 57% населения республики Кабардино-Балкария составляет довольно многочисленная для данного региона народность кабардинцы. В пределах российской части региона представителей данного этноса проживает 502 817 человек. Ближе всего по языку и культурным традициям к кабардинцам стоят черкесы, абхазы и адыгейцы. Разговоривают кабардинцы на своем кабардинском языке, близком к черкесскому, который относится к абхазо-адыгской языковой группе. Кроме России крупнейшая диаспора кабардинцев проживает в Турции.

До XIV века у ближайших народов адыгов была общая история. Много позже разные из этих народов обрели свою историю. А древности с IV тыс. до н. э. под общим этнонимом адыги были потомками представителей самобытной майкопской культуры, именно из нее появились впоследствии северокавказская, прикубанская и кобанская культуры.

О стране косогов, современных кабардинцев впервые упоминает император Византии Константин Багрянородный в 957 г. В энтогенезе кабардинцев, по мнению многих исследователей, участвовали скифы и сарматы. С 1552 года кабардинские князья во главе с Темрюком Идаровым начинают политику сближения с Россией, дабы она помогла им защититься от крымского хана. Позже участвовали в захвате Казани на стороне Ивана Грозного, русский царь даже заключил политический брак с дочерью Темрюка Идарова.

Осетины

Основным населением Северной Осетии Алании и Южной Осетии являются потомки бесстрашных воинов древности алан, противостоящих, и так и непокоренных великим Тамерланом – осетины. Всего на северном Кавказе проживает 481 492 человека, чувствующих себя принадлежащими к осетинскому этносу.

Осетинский разговорный язык принадлежит к иранской группе и является единственным среди языков мира, ближе всего стоящим к древнему скифо-сарматскому языку. В нем лингвисты различают два родственных диалекта по двум субэтническим группам осетин: иронский и дигорский. Первенство по числу носителей принадлежит иронскому диалекту, он стал основой для литературного осетинского языка.

В этногенезе осетин участвовали древние аланы, потомки понтийских скифов, они смешивались с местными племенами. Бесстрашные аланы еще в Средневековье представляли большую опасность для хазар, были интересны как доблестные воины и союзники для Византии, сражались на равных с монголами и противостояли Тамерлану.

Ингуши

В средневековом периоде ингуши были в союзе аланских племен, вместе с предками балкарцев и осетин, чеченцев и карачаевцев. Именно здесь в Ингушетии находятся руины так называемого Экажевско-Яндырского городища, по мнению археологов, столичного города Алании – Магаса.

После разгрома Алании монголами и столкновения алан с Тамерланом остатки родственных племен ушли в горы, и там началось образование ингушского этноса. В XV столетии ингуши предприняли несколько попыток вернуться на равнину, но в походе 1562 года князя Темрюка вынуждены вернуться в горы.

Переселение ингушей в Тарскую долину закончилось уже после присоединения к России только в XIX веке. В составе России ингуши находятся после решения старейшин с 1770 года. При строительстве через земли ингушей Военно-Грузинской дороги в 1784 году на берегу Терека была основана крепость Владикавказ.

Чеченцы

Горная Чечня вошла в Русское государство в 1781 году решением почетных старейшин 15 сел южной части республики. После затяжной и кровопролитной Кавказской войны более 5 тысяч семей чеченцев ушли в Османскую империю, их потомки стали основой диаспор чеченцев в Сирии и Турции.

В 1944 году более 0,5 миллиона чеченцев переселены в Среднюю Азию. Причиной депортации стал бандитизм, здесь действовали до 200 бандформирований числом до 2-3 тыс. человек. Мало, кто знает, что серьезной причиной депортации стала работа с 1940 года подпольной организации Хасана Исраилова, целью которой было отделение региона от СССР и уничтожение здесь всех русских.

Ногайцы

Становление ногайского государства продолжилось при золотоордынском темнике Эдыге, легендарный и героический правитель, проповедник ислама продолжил объединять ногайцев. Он продолжил все традиции правления Ногая и полностью отделил ногайцев от власти ханов Золотой Орды. Ногайская Орда упоминается в летописях и русских посольских книгах за 1479, 1481, 1486 гг., письмах европейских правителей, короля Польши Сигизмунда I, в грамотах и письмах Руси и средневековой Польши, крымских ханов.

Через столичный город Ногайской Орды Сарайчик на речке Урал проходили караванные пути между Средней Азией и Европой. В состав Русского государства ногайцы вошли решением старейшин родов в 1783 году, сто подтвердилось Манифестом Екатерины II. Отдельными группами ногайцы еще боролись за независимость, но полководческие талант А. В. Суворова не оставил им шанса. Только малая часть ногайцев укрылась в междуречье Терека и Кумы, на территории современной Чечни.

Другие народы

В предгорьях Кавказа проживает множество других этносов и народностей. Аварцев здесь проживает 865 348 человек, кумыки численностью 466 769 человек, лакцев насчитывается 166 526 человек, даргинцев по результатам последней переписи населения 541 552 человека, 396 408 человек – лезгинов, 29 979 человек – агулы, 29 413 человек – рутульцы, 127 941 – табасараны и другие.

Читайте также: