Народный суверенитет это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Власть народа обладает и другими, наряду с отмеченными, особыми свойствами: это прежде всего публичная власть. Ее цель - достижение общего блага или общего интереса; публично-правовой характер власти указывает на то, что она имеет общесоциальный характер, обращена ко всему обществу и каждому индивиду. Индивид (личность) самостоятельно или через институты гражданского общества может в той или иной мере влиять на осуществление такой власти. Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им частных интересов.

Конституционные формы осуществления суверенитета народа есть предусмотренные Конституцией государственно-правовые формы (институты), механизмы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему власть. К ним относятся институты непосредственной демократии или прямого властвования народа: референдум, свободные выборы, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения граждан, митинги, демонстрации и др.; деятельность формируемых народом органов государственной власти - Федеральное Собрание, Президент, законодательные органы государственной власти субъектов РФ; через институты местного самоуправления - выборы населением представительных и исполнительных органов самоуправления, местные референдумы, сходы граждан и др. Как форма народовластия местное самоуправление обеспечивает населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения и таким образом управлять общественными делами на соответствующей территории. Конституционно-правовыми механизмами управления местными делами являются муниципальные выборы, местный референдум, народная правотворческая инициатива, сходы, собрания граждан и другие формы народного волеизъявления, а также деятельность представительных и исполнительных органов местного самоуправления через институт политических прав и свобод и институт гражданских инициатив.

Институты представительной и непосредственной демократии - действенные государственно-правовые каналы осуществления народовластия. При этом сочетание представительной и непосредственной демократии является высшим проявлением полновластия народа.




Власть народа обладает и другими, наряду с отмеченными, особыми свойствами: это прежде всего публичная власть. Ее цель - достижение общего блага или общего интереса; публично-правовой характер власти указывает на то, что она имеет общесоциальный характер, обращена ко всему обществу и каждому индивиду. Индивид (личность) самостоятельно или через институты гражданского общества может в той или иной мере влиять на осуществление такой власти. Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им частных интересов.

Конституционные формы осуществления суверенитета народа есть предусмотренные Конституцией государственно-правовые формы (институты), механизмы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему власть. К ним относятся институты непосредственной демократии или прямого властвования народа: референдум, свободные выборы, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения граждан, митинги, демонстрации и др.; деятельность формируемых народом органов государственной власти - Федеральное Собрание, Президент, законодательные органы государственной власти субъектов РФ; через институты местного самоуправления - выборы населением представительных и исполнительных органов самоуправления, местные референдумы, сходы граждан и др. Как форма народовластия местное самоуправление обеспечивает населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения и таким образом управлять общественными делами на соответствующей территории. Конституционно-правовыми механизмами управления местными делами являются муниципальные выборы, местный референдум, народная правотворческая инициатива, сходы, собрания граждан и другие формы народного волеизъявления, а также деятельность представительных и исполнительных органов местного самоуправления через институт политических прав и свобод и институт гражданских инициатив.

Институты представительной и непосредственной демократии - действенные государственно-правовые каналы осуществления народовластия. При этом сочетание представительной и непосредственной демократии является высшим проявлением полновластия народа.

Выявим содержание народного суверенитета и определим формы проявления народного суверенитета.

В соответствии со статьей 1 Конституцией РФ Российская Федерация является демократическим государством. Это проявляется в народовластии, разделении властей, политическом многообразии, свободе СМИ, местном самоуправлении.

Власть отражает возможность управлять кем-то и чем-то, подчинять своей воле других. Она представляет собой социальное явление, которое появляется одновременно с возникновением общества и имеется в любом обществе, так как последнее требует управления.

С возникновением государства формируется и государственная власть как один из важнейших его признаков. В качестве своих основных элементов она имеет общую волю и силу, которая может обеспечить подчинение общей воле всех членов общества.

Государственная власть обладает суверенитетом, который проявляется в её верховенстве, авторитете, единстве и независимости. Она реализуется особым государственным аппаратом, состоящим из комплекса государственных учреждений, которые выполняют функции государства.

Она не является единственной формой народного суверенитета. Важной его формой выступает и местное самоуправление. Органы муниципального управления не входят в систему органов государственного управления.

Народный суверенитет подразумевает признание народа верховным носителем всей власти.

Народный суверенитет предполагает, что народ осуществляет власть самостоятельно и использует её исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет является неделимым и имеет только одного обладающего им субъекта – народ.

Таким образом, народовластие – это принадлежность всей власти народу, свободное её осуществление в полном соответствии с суверенной волей и истинными интересами населения.

При народном суверенитете реализация власти оформляется, легитимируется и контролируется народом, так как она выступает в формах самоопределения и самоуправления населения, участвуют в которых все граждане на равных основаниях.

Народовластие (народный суверенитет) как форма властвования государства трансформируется таким образом в организационный принцип обладания властью и её осуществления. Согласно данному принципу решение любых государственных проблем или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации народом.

В зависимости от формы выражения воли народа выделяют представительную и непосредственную демократию.

Представительная демократия предполагает реализацию народом власти через выборных полномочных представителей. Они принимают решения, которые отражают волю тех, кого они представляют: всё население определенной территории. Выборное представительство формируют избираемые народом государственные и муниципальные органы.

Непосредственная демократия – это форма прямого волеизъявления народа. Согласно статье 3 Конституции РФ, высшим непосредственным выражением власти населения являются референдум и свободные выборы.

принцип конституционного строя, определяющий народ единственным источником власти на территории государства. В Конституции Российской Федерации он присутствует, характеризует полновластие многонационального народа, признает его единственным источником власти в РФ.

полновластие народа, верховенство его власти в государстве. Принцип С. н. заключается в признании народа единственным источником и верховным носителем власти в государстве. Связь между суверенитетом государственным и С. н. заключается в том, что народ является единственным источником власти, которая осуществляется государством и его органами.

1) принадлежность верховной власти народу, его полновластие;
2) важнейшая социально-политическая основа подлинно демократической власти, обеспечивающая широким народным массам действенные пути, формы и средства их реального участия в управлении обществом. Проявляется в деятельности не только государственных органов, но и в различных формах общественной самодеятельности, т.e. в деятельности многообразных общественных организаций, трудовых коллективов и др., в функционировании институтов непосредственной, прямой демократии и т.д.

принадлежность верховной власти народу, его полновластие.
С.н. - важнейшая социально-политическая основа Подлинно демократической власти, обеспечивающая широким народным массам действенные пути, формы и средства их реального участия в управлении обществом и государством. Как отмечается в Конституции РФ, носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы. Никто не может присваивать власть, а захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону. С.н. тесно связан с суверенитетом государства прежде всего потому, что последнее является главным выразителем первого. Но в то же время С.н. существенно отличается от государственного суверенитета как по субъекту, носителю (народ, а не государство), так и по содержанию. С.н. проявляется в деятельности не только государственных органов, но и в различных формах общественной самодеятельности, т.e. в деятельности многообразных общественных организаций, трудовых коллективов и др., в функционировании институтов непосредственной, прямой демократии и т.д.

Политологический словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Наука-Спектр . Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов . 2008 .

Смотреть что такое "СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДНЫЙ" в других словарях:

Суверенитет народный — 1) принадлежность верховной власти народу, его полновластие; 2) важнейшая социально политическая основа подлинно демократической власти, обеспечивающая широким народным массам действенные пути, формы и средства их реального участия в управлении… … Политология. Словарь.

СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДНЫЙ — (см. СУВЕРЕНИТЕТ) … Энциклопедический словарь экономики и права

НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — см. Суверенитет … Юридический словарь

Народный суверенитет — см. Суверенитет … Энциклопедия права

НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — СУВЕРЕНИТЕТ … Юридическая энциклопедия

СУВЕРЕНИТЕТ — (фр. souverainete верховная власть) верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.: 1) С. государственный верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота… … Юридический словарь

Суверенитет — (от фр. souverainete верховная власть; англ. sovereignty; нем. Souveranitat) верховенство и независимость власти. Различают: а) гос ный С. как верховенство гос ной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях. Термин… … Энциклопедия права

Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Суверенитет — свободное, независимое от каких либо внешних сил верховенство. Содержание 1 Государственный суверенитет 1.1 Понятие 1.2 История … Википедия

суверенитет — а; м. 1. Полная независимость государства от других государств в осуществлении своей внутренней и внешней политики. Государственный с. Установить, провозгласить с. Соблюдение суверенитета. Нарушить с. Ограниченность экономического суверенитета… … Энциклопедический словарь

sнародное послушание это политико-правовая концепция, обозначающая тип политической системы. В отличие от того, что происходит с национальным суверенитетом, политическая власть которого основана на такой организации, как нация, в народном суверенитете власть исходит непосредственно от народа..

Оба типа суверенитета родились в ответ на старый абсолютистский режим, при котором власть осуществлялась королем и была почти всегда узаконена религией. Именно Руссо, наряду с другими просвещенными философами, сформировал этот тип общества.


Способ осуществления народного суверенитета - через избирательное право. Таким образом, если власть государства исходит от людей, они имеют право участвовать в своих решениях. В современных демократических обществах избирательное право является универсальным, но оно первым адаптировало этот законный принцип, используемый для установления некоторых ограничений..

Несмотря на это, народный суверенитет всегда стремится позволить всем людям участвовать. Это, пожалуй, главное отличие от национального суверенитета, который обычно требует многих условий для участия людей в политике..

  • 1 Что такое народный суверенитет??
    • 1.1 История
    • 1.2 Суверенные люди
    • 2.1 Избирательное право
    • 3.1 Перед лицом народного суверенитета

    Что такое народный суверенитет??

    Народный суверенитет - это принцип, который указывает на то, что люди являются носителями суверенитета в государстве. Таким образом, вся административная и политическая структура этого государства организована на основе аксиомы, что власть исходит от народа.

    Этот тип суверенитета оказался в оппозиции к национальному суверенитету. Последнее было интерпретировано очень ограничительно. Это началось с того, что суверенитет проживал в нации, концепция сложного определения, которая облегчает участие отдельных лиц..

    Народный суверенитет имеет важные последствия, когда речь заходит об организации государства. Необходимо создать соответствующие механизмы, позволяющие народу быть основой государственной власти. Речь идет о лицах, которые вместе образуют, что люди могут иметь право принимать решения в отношении решений, принимаемых государством.

    Теоретики народного суверенитета утверждают, что каждый гражданин является владельцем аликвотной части суверенитета. Сумма той небольшой части суверенитета, принадлежащей каждому человеку, составляет общую волю.

    история

    Почти столетие спустя это определение, которое вписалось в абсолютизм, было принято Томасом Гоббсом. Это исключило из концепции суверенитета любую ссылку на естественное право, оставив суверена как единственный источник власти.

    Руссо в 1762 году вернулся к идее суверенитета. Подход, который дал ему французский философ, сильно отличался от того, который он имел до того времени. По его концепции, власть упала на людей, так как он считал, что можно жить и выживать в обществе без необходимости последнего лидера.

    Суверенные люди

    В творчестве Руссо народ как обладатель суверенитета должен формироваться каждым гражданином на плоскости равенства. Их решения должны быть тщательно продуманы, поскольку они не должны соглашаться ни на что, что могло бы нанести ущерб законным интересам каждого человека..

    Для Жана Жака Руссо суверен - это люди, которые вышли из социального пакта, и, как тело устанавливает, общая воля проявляется в законе..

    Работа французского философа является первой, в которой появляется теория народного суверенитета. Таким образом, следуя его мысли, всеобщее избирательное право становится основным правом. Точно так же народный суверенитет был бы невозможен без равенства всех граждан, без учета каких-либо других соображений..

    С другой стороны, люди отдают часть своих прав в пользу власти, наделяя ее определенными прерогативами, определяемыми всем гражданством. Каждый человек одновременно является гражданином и подданным, поскольку он создает власть, но он также должен ей подчиняться.

    Как это осуществляется?

    Как отмечалось выше, народный суверенитет защищает государственную организацию, которая позволяет власти основываться на согласии населения. Таким образом, город становится элементом, определяющим действия самого государства..

    Чтобы добиться этого, и вопреки тому, что происходит с суверенитетом, основанным на других принципах, необходимо создать сложный государственный аппарат.

    В современных демократиях большинство выбрало репрезентативную систему. Речь идет о людях, выбирающих через всеобщее избирательное право своих представителей в различных государственных органах..

    Наиболее распространенными органами являются парламент и сенат. Это две палаты, состоящие из избранных представителей и имеющие разные законодательные функции. Над ними обычно находится судебный орган, который следит за тем, чтобы законы не противоречили конституции страны..

    Некоторые страны сохранили монархию, но лишили ее реальной власти. На практике это символическая позиция с функциями представления.

    избирательное право

    Народный суверенитет исторически был связан с избирательным правом. По мнению теоретиков, без участия граждан путем голосования невозможно было бы говорить о суверенитете, исходящем от народа.

    Столкнувшись с прямой демократией, представительная демократия через избирательное право позволяет лучше управлять территориями с большим населением. Вместо этого следует позаботиться о том, чтобы выборные представители не отклонялись от воли народа.-

    По мнению политологов, народный суверенитет не безграничен. Народ, хотя и суверенный, не может действовать вне закона и не противоречить конституции в своих решениях. Если вы хотите сделать глубокие изменения, вы должны сделать это в соответствии с установленными правовыми процедурами.

    Разница с национальным суверенитетом

    Так называемый национальный суверенитет устанавливает, что обладателем такого суверенитета является нация. Обычно это определяется как неделимая и уникальная сущность, отличная от индивидуумов, составляющих ее.

    На практике это может означать ограничение права голоса. На многих этапах истории определенным группам было запрещено голосовать на том основании, что их решения не соответствуют высшему благу нации..

    Следовательно, государство, основанное на национальном суверенитете, не должно быть даже демократическим. Принимая нацию как высшую концепцию, могут возникнуть авторитарные системы, которые утверждают, что их действия только стремятся к этому.

    Столкнувшись с народным суверенитетом

    Народный суверенитет и национальный суверенитет, как уже указывалось, не эквивалентны. В первом случае власть исходит от народа, а во втором - от самой концепции нации..

    Таким образом, в то время как в народном участии все граждане, равные перед законом, являются обязательными, в национальном это не должно быть так.

    Наиболее распространенным явлением было то, что в странах с национальным суверенитетом было установлено избирательное право при переписи, часто основанное на экономической ренте.

    Первым теоретиком национального суверенитета был аббат Джозеф Сийес. Столкнувшись с тезисом Руссо, Сийес выступил за то, чтобы правители основывали свои решения на национальном благе. Их не должны увлекать просьбы или пожелания людей, которых они считают неграмотными и влиятельными.

    Читайте также: