Мейсенский фарфор история создания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Всё под рукой/Всё, что нужно начинающему блогеру(обновленный материал) *****Внимание : Если хоть .

Все самые интересные посты .

ПОТРЯСАЮЩАЯ ЗАКУСКА! ЧИЗКЕЙК С СЕМГОЙ Супер Закуска Чизкейк с сёмгой! Нежное, вкусное и я.

ТВОРОЖНАЯ ЗАПЕКАНКА БЕЗ ГРАММА МУКИ, С ЯБЛОКАМИ И ИЗЮМОМ Нежная и очень вкусная творожная.

Когда наступает вечер. Галина Хомчик Когда наступает вечер, За окнами меркнет свет. .

-Музыка

-Рубрики

-Метки

-Всегда под рукой

-

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]
Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика

Фарфоровые тайны: история мейсенского фарфора


300 лет назад, в июне 1710 года произвела свои первые изделия Мейсенская фарфоровая мануфактура. В том же году они были представлены на крупнейшей тогда ярмарке в Лейпциге. Вся Европа убедилась, что секрет фарфора раскрыт и владеет им Саксония.
Если бы не курфюрст Саксонии Фридрих Август I, он же король Польши Август II, больше известный под именем Август Сильный, европейские дворы еще долго завозили бы фарфор из Китая и Японии, платя огромные деньги голландцам-перекупщикам. Август был жизнелюб и страстный коллекционер — скупал везде, где только мог, разные диковинные вещи: образцы редких минералов, скульптуры, старинное оружие, чучела тропических птиц, часы, измерительные инструменты, картины итальянских, фламандских и нидерландских мастеров. Именно при Августе Сильном расцвела знаменитая Дрезденская картинная галерея. И именно его любви к роскоши мы обязаны появлением европейского фарфора.
Великому алхимику Иоганну Фридриху Бёттгеру
Европа обязана изобретением собственного
фарфора и освобождением от китайской
зависимости

Знаменитую немецкую мануфактуру Meissen основали после того, как алхимику Иоганну Бёттгеру удалось получить рецепт первого в Европе белого фарфора. С января 1710 года начинается история предприятия, которому удалось не только пережить все кризисные периоды, но и снискать мировую славу за свою великолепную фарфоровую продукцию.

С момента основания фабрики работу над фарфором приходилось вести в строжайшем секрете, так как его рецептуру жаждала узнать вся Европа. По этой причине предприятие, изначально созданное в Дрездене, уже через полгода перевели в замок Альбрехтс-бург в городе Мейсен. Это был старый замок, расположенный на вершине горы, так что попасть туда было не так-то просто.

meissen-1.jpg

После запуска фабрики мейсенский фарфор произвел в Европе настоящий фурор. Его скупали самые именитые представители Света: короли, императоры, князья охотно украшали им свои дворцы и замки. Особым спросом фарфор пользовался в России, так что на фабрике даже существовали отдельные дни, когда выпускалась продукция исключительно для российского рынка.

Несмотря на славу, за всю свою долгую историю мануфактуре приходилось неоднократно переживать сложные времена, так как тщательно оберегаемый секрет белого фарфора все-таки не удержали неприступные стены замка. Несколько раз завод был на грани банкротства, менял имена и владельцев, но все-таки сумел пройти сквозь все преграды.

В настоящее время предприятие с трехсотлетней историей продолжает поражать ценителей фарфора своими изящными работами, созданными по-прежнему вручную. Огромное количество видов фарфоровых изделий, более десяти тысяч тонов уникальных красок в сочетании с искусством мастеров позволяют мейсенскому фарфору быть желанным для ценителей фарфора. Особую ценность представляет антикварный фарфор, которым некогда могли восхищаться лишь самые высокопоставленные особы.

Изделия манфактуры Meissen

В развитии мейсенской мануфактуры можно выделить несколько периодов, для каждого из которых характерны свои особенности и свои уникальные произведения.

Бёттгеровский период

Начальный этап развития фабрики Meissen часто называют бёттгеровским периодом, так как Беттгер не только открыл секрет белой фарфоровой массы, но и проводил много экспериментов с ней.

Любопытно, что получению первого в Европе белого фарфора способствовал обман. Знакомый Бёттгеру парикмахер придумал собственный способ заработка: он тратил выданные на пудру деньги по своему усмотрению, а вместо пудры использовал измельченную в порошок белую глину. Заметив, что пудра на париках была странной, Бёттгер вынудил парикмахера признаться во лжи и тем самым узнал о существовании поблизости карьера с белой глиной. Надо сказать, что до этого Бёттгеру удалось получить только твердую массу красного цвета, так что белая глина стала тем самым недостающим звеном, которое он так отчаянно искал для производства белого фарфора.

Кофейник с крышкой. Изготовлен из бёттгеровской коричневой каменной массы. Мейсен. 1710-1715 гг.

Белый фарфор, полученный Бёттгером, был очень крепким, не разрушался при воздействии высокой температуры и кислот, а также издавал чистый звон при легком постукивании.

Чашка с блюдцем. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Около 1713-1718 гг.

Чашка с блюдцем. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1715-1725 гг.

Живописный период

К 1720-м годам на фабрике уже использовали разнообразную палитру красок, состоящую из 16 цветов. Первоначально живописцы копировали китайский фарфор, ориентируясь на ту коллекцию восточного фарфора, которой располагал Август Сильный. В результате такого подражания на изделиях, созданных в Мейсене, появились характерные для восточного фарфора драконы, животные, птицы и цветочные орнаменты.

Большую роль в становлении этого периода сыграл известный живописец Венской мануфактуры Иоганн Херольд, вставший во главе фабрики вместо умершего Бёттгера. При нем мануфактура сделала значительный скачок в своем развитии. Херольд улучшил технологию создания красок и самой фарфоровой массы. Именно при нем начали выпускать фарфор на продажу, причем среди покупателей было много коронованных особ. Ассортимент был представлен разнообразными сервизами, вазами, часами, туалетными, столовыми, письменными приборами и многими другими необходимыми в быту предметами.

Ваза с цветочным орнаментом. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Около 1735 г.

Сахарница с крышкой. Мейсенская фарфоровая мануфактура эпохи Херольда. Около 1710-1735 гг.

Херольд проработал на фабрике 45 лет и внес большой вклад не только в развитие мануфактуры, но и живописи в целом. Именно он сыграл заметную роль в развитии известного стиля шинуазри и разработал особую палитру термостойких красок, с помощью которых мастера предприятия смогли воспроизводить восточные орнаменты, а также создавать собственные рисунки.

Ваза с крышкой. Мейсенская фарфоровая мануфактура эпохи Херольда. Около 1730 г.

Шоколадник с крышкой. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Около 1730-1735 гг.

В 1730-х годах на мейсенской мануфактуре появился так называемый Zwiebelmuster — луковичный декор, которому суждено было стать одним из самых популярных в мире. Луковичный узор также называли синим луком. Его происхождение довольно интересно. Когда мейсенские художники взялись копировать китайский декор, представленный лимонами, гранатами и персиками, они изобразили их на свой лад. Так как никто из мастеров в глаза не видел таких диковинных фруктов, они были изображены в более привычном для европейцев виде и внешне напоминали луковицы. Отсюда и пошло название узора, несмотря на то, что помимо фруктов в центре композиции обычно располагали цветы.

Луковичный декор на фарфоре фабрики Мейсен

Скульптурный период

Период с 1730-х по 1770-е называют скульптурным, так как в это время на первое место вышли скульптура и барельеф. Произошло это с приходом на завод Иоганна Кендлера. Талантливый Кендлер создал целые серии и композиции разнообразных скульптур, которые не только увеличили популярность мейсенского фарфора, но и получили большое распространение в других странах.

Благодаря Кендлеру на фабрике стали использовать особый пластический стиль, отражающий жизнерадостность и грацию героев. Именно ему принадлежат великолепные сервизы с огромным количеством предметов. Так, одним из них является Лебединый сервиз, который был создан для графа фон Брюля. Сервиз насчитывал 2200 фарфоровых предметов, декорированных объемными узорами различных морских животных и птиц, включая самих лебедей. Кендлер создавал его в период 1737 –1741 гг.

Блюдо-поддон из Лебединого сервиза. Мейсен. Около 1736-1742 гг.

Молочник из Лебединого сервиза. Мейсенская фарфоровая мануфактура

Период классицизма

Период с XIX по XXI века

В девятнадцатом веке предприятие переживало застой и занималось в основном повтором тех моделей, которые были созданы ранее. Например, много работ создавалось по моделям Кендлера и Асье.

Однако с начала XX века начались новые эксперименты, которые также перемежались с периодами застоя. В это время мастера фабрики экспериментировали с самыми разными стилями. Это были романтизм, югендстиль, ардеко и некоторые другие направления. В ходе этих экспериментов появились новые приемы декорирования: изделия покрывали стеклянной глазурью, применяли технику pate-sur-pate (слой за слоем) и некоторые другие.

Сервиз-солитер. Мануфактура Meissen. Конец XIX в.

Сервиз-солитер. Мануфактура Meissen. Конец XIX в.

Также большой популярностью пользовались фигуры Шойриха: их печатали журналы, ими восхищались на выставках, их хотели заполучить коллекционеры.

Испанская танцовщица и испанец с гитарой. П.Шойрих. Meissen. Первая пол. XX в.

Испанская танцовщица и испанец с гитарой. П.Шойрих. Meissen. Первая пол. XX в.

Клейма мейсенского фарфора

Знаменитые синие мечи появились на фарфоре Мейсена далеко не сразу. Инспектор завода Иоганн Штейнбрук придумал использовать в качестве отличительного знака для фарфора скрещенные мечи, которые присутствовали на гербе Саксонии. Предприимчивый человек придумал столь удачную эмблему, что со дня своего создания 8 ноября 1722 года она просуществовала почти три сотни лет. За все годы работы мануфактуры изображение синих скрещенных мечей претерпевало некоторые изменения, но и по сей день именно эта эмблема используется на заводе Мейсен.

С 1723 года всю продукцию мейсенской мануфактуры начали маркировать с помощью букв синего цвета KPM, означающих Königliche Porzellan Manufaktur. При этом для коронованных особ с 1720 года использовали особое клеймо в виде монограммы AR (Augustus Rex). Изделия с такой пометкой предназначались для самого короля Августа Сильного, его сына, а также посетителей короля. В большинстве своем клеймо делали подглазурно синим цветом. В качестве декора изделий с пометкой AR использовали восточную тематику. Предметы, имеющие такие клейма, очень редки, дороги и находятся в музеях или известных коллекциях.

meissen-21.JPG

Вначале мечи в клеймах имели прямые клинки и рукоятки, однако со временем их форма преобразилась. В период с 1725 по 1732 годы крестовины и рукоятки стали кривыми. В более поздний период вплоть до 1773 года в клейме ставили точку, благодаря которой это время в производстве мейсенского фарфора именуют так называемым точечным периодом. Для него характерен переход к неоклассицизму. После этого до 1814 года действовал период Марколини, что ознаменовалось появлением в клейме вместо точки звездочки. Данный период был связан с тем, что во главе завода в 1774 году встал. Камилло Марколини.

meissen-22.JPG

Помимо этого в разные годы использовали и другие вариации синих скрещенных мечей. Это были клейма мечей с прямыми рукоятками и вертикальной чертой под ними, изображения мечей с кривыми ручками, мечей с точкой между лезвиями, дугой под рукоятками и пр.

meissen-23.JPG

В 70-х годах двадцатого века в клеймах появилось название самой мануфактуры Мейсен.

meissen-24.JPG

Помимо скрещенных мечей на изделия наносили в тесте так называемые годовые знаки, по которым можно определить время создания того или иного фарфорового предмета.

meissen-25.JPG

meissen-26.JPG

Так как мануфактура за все годы своего существования тщательно следила за качеством выпускаемого фарфора, все изделия подвергались строгому контролю. Любые предметы с изъянами тут же браковались, а на клейме ставили линии, перечеркивающие мечи. При этом одно зачеркивание обозначало повреждение корпуса изделия. Такие неудачные предметы обычно продавали частным художникам. Изделия были неглазированными. Многие из них имеют большую антикварную ценность.

meissen-27.JPG

Если изъян обнаруживали в декоре, то на такой продукции ставили две или три черты в зависимости от степени повреждения. Саму черту ставили в разных частях клейма: посередине, над или под клеймом. Линии наносили на бракованные изделия краской или вырезали соответствующими инструментами.

meissen-28.jpg

Две перечеркнутые линии на клейме тарелки говорят о повреждении ее декора.

Надо иметь в виду, что многие фабрики того времени пытались всячески имитировать знаменитые скрещенные мечи мейсенской мануфактуры. Отсюда и множество вариаций этого знака, который встречается как на подделках, так и на изделиях небольших мануфактур.

Клейма других фабрик, не имеющих отношение к мейсенскому фарфору

Клейма других фабрик, не имеющих отношение к мейсенскому фарфору.

Еще один известный трюк, который использовали фабрики, связан с тем, что владельцы мейсенской мануфактуры опрометчиво назвали ее в честь города Meissen. Так как в дальнейшем в городе появились и другие фарфоровые предприятия, то они не упускали случая поставить название города на своем клейме. Несведущий покупатель думал при этом, что приобретает фарфор известной на весь мир фабрики Meissen.

meissen-30.jpg

Хотя такое клеймо поддельным не является, но никакого отношения к мейсенскому фарфору не имеет.

История развития Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Секрет создания фарфоровой массы был известен в Китае еще в VI веке, а в Европу первые фарфоровые изделия попали в XIII веке и тут же приобрели невероятную популярность, а правители мечтали узнать секрет изготовления необычного материала. Но открытие фарфора в Европе не было простым и быстрым делом, мастера находили все новые и новые решения, постепенно приближаясь к разгадке, а в процессе поиска совершая иные, не менее интересные, открытия.

Лишь в XVIII веке удалось исследователям открыть секрет создания настоящей фарфоровой массы.

После того как Иоганн Фридрих Бёттгер – ученик аптекаря и любитель алхимии – заставил всех поверить в то, что превратил металл в золото, его взял под покровительство курфюрст Саксонии и король Польши Август Сильный. На службе у Августа Сильного Бёттгер познакомился с ученым Эренфридом Вальтером фон Чирнгаузеном, который занимался исследованием вопроса производства фарфора.


Благодаря именно этим двум исследователям, которые с помощью усердного труда и любви к делу смогли открыть секрет состава загадочного китайского материала, в Германии появились первые образцы продукции из настоящего фарфора.

Дата 15 января 1708 года официально признана днем открытия тайны создания фарфора, о чем свидетельствует запись в лабораторном журнале.


Примерно в это же время Бёттгер создал черную блестящую глазурь и внедрил ее в производство. Такие изделия расписывали золотом, серебром, разноцветными лаками, придавая им еще более яркий восточный колорит.


Следующей важной датой в истории развития мейсенского фарфора стало 23 января 1710 года, когда Август Сильный объявил об учреждении первой в Европе фарфоровой мануфактуры и перенес производство в замок в городе Мейсен.



В это же время появилось, ставшее впоследствии всемирно узнаваемой маркой, клеймо в виде скрещенных мечей.


В 1719 году на фабрику прибыл из Вены Иоганн Грегориус Хёролдт, прихватив с собой секретный рецепт прочной надглазурной краски. Получив должность руководителя живописной мастерской, Хёролдт разработал эскизы китайских и японских сюжетов, экзотических цветов, морских судов и ландшафтов, создал полупрозрачные эмалевые краски, усовершенствовал состав, сделал цвета более яркими.

Мастера стали использовать в композиции больше западных мотивов, добавляя их к фантазийно-восточной теме. Например, персонажами сценки могут быть китайцы, играющие на западных музыкальных инструментах. Вымысел стал переплетаться с реальностью.



Нестрогое подражание декору японского и китайского фарфора – еще одна популярная тематика.


Новый виток в развитии фабрики связан с именем Иоганна Иоахима Кендлера, который заложил основы мейсенского пластического стиля. В это время на смену барокко приходит женственный, грациозный и игривый стиль рококо.




В середине XVIII века из-за Семилетней войны и ужесточившейся конкуренции на мейсенской мануфактуре наступает период застоя. Чтобы оставаться на рынке, вводят новый стиль – неоклассический, запускают производство фигурок с фарфоровым кружевом.








Одна из характерных черт человека разумного – это тяга к прекрасному. При этом многим людям недостаточно просто любоваться красивыми предметами искусства – они стремятся еще и владеть ими. Именно отсюда "растут ноги" у такого популярного хобби как коллекционирование. Важное место в структуре этого увлечения занимает собирательство фарфора. Наибольший интерес вызывают старинные изделия европейских марок. Об одной из них мы и расскажем вам в этой статье.

Мейсенский фарфор: фото и главные особенности

Фарфор – это керамическое изделие, которое широко используется человеком в быту, искусстве, архитектуре. Изобрели этот искусственный материал китайцы еще в VII веке. Однако европейцам способ получения фарфора был неизвестен еще тысячу лет! И лишь в 1708 году саксонскому алхимику И.Ф. Беттгеру удалось открыть его для Европы. Так родился знаменитый мейсенский фарфор (Meissen).

Сервизы Мейсенского фарфора

Мейсенский фарфор всегда производит очень сильное впечатление своим внешним видом. В чем же секрет этой продукции? Можно выделить три главные причины его популярности:

  • Использование уникальных красок, рецепты которых строго засекречены до сих пор.
  • Применение исключительно ручной росписи в оформлении фигурок и сервизов.
  • Привлечение к оформлению изделий лучших художников, скульпторов и граверов.

Краткая история мейсенской мануфактуры

Первый в Европе фарфоровый завод заработал летом 1710 года в городе Мейсене (Майсене) в восточной Германии. Производство было налажено в мощном, хорошо укрепленном замке, который сохранился до наших дней. В нем и пребывал в заточении алхимик Иоганн Фридрих Беттгер.

Мейсен замок

В светской Европе начала XVIII века фарфор ценился ненамного меньше, чем золото. Любопытно, что столь ценное открытие Беттгера никак не было оценено. Его оставили в качестве узника, и он умер в возрасте 38 лет. Туристов и посетителей Мейсенского замка и сегодня пугают призраком изобретателя фарфора.

Иоганн Фридрих Беттгер

Мейсенский фарфор в Европе очень быстро стал предметом культа, а в казну Саксонии потекли настоящие денежные ручьи. Благодаря высокому качеству и ярким краскам продукция Мейсенской мануфактуры вскоре завоевала и общемировую славу. Кстати, около 40% саксонского фарфора приобретали вельможи из Российской империи.

Завод Meissen: художники и стили

Европейское изобретение фарфора по времени совпало с распространением такого стиля в искусстве как рококо. Разумеется, это не могло не отобразиться на внешнем виде продукции Мейсенской мануфактуры на раннем этапе. Помимо этого, саксонский курфюрст был увлечен китайским фарфором. Поэтому в продукции Meissen четко прослеживалась и стилистика шинуазри.

Работали художники Мейсенской мануфактуры и в японском стиле какиэмон. При этом Карл Герольдт существенно расширил цветовую палитру данного направления. Хуго Штейн, Вильям Баринг и Герман Зейлингер вошли в историю завода как авторы оригинальной подглазурной росписи сервизов и ваз.

В общем и целом на Мейсенском фарфоровом заводе трудились и продолжают трудиться десятки именитых европейских художников. Среди них: Эрих Хезель, Генрих Швабе, Питер Рейнике, Поль Шойрих, Александр Штрук, Хайнц Вернер. И это далеко не полный список мастеров, внесших свой вклад в развитие мануфактуры.

Фарфор Meissen сегодня

Клеймо мейсенского фарфора на долгие годы стало эталоном высочайшего качества и непревзойденности художественного оформления. Оно имеет вид двух скрещенных синих сабель. С 1720 годов клеймо завода неоднократно изменялось (как именно – смотрите на следующем фото).

Мейсенский фарфор клейма

На сегодняшний день половина продукции мейсенского фарфора – сервизы. Еще 35 % составляют различные скульптуры, фигурки и статуэтки. Остальная продукция – это специальная плитка для художественных панно. Важно отметить, что целевая аудитория фарфорового завода за последние три столетия мало изменилась. Мейсенские сервизы по-прежнему покупают лишь высокопоставленные особы и богачи.

Мейсенский фарфор – это свыше 175 тысяч наименований различной продукции и около 10000 цветов и оттенков. Избранные изделия завода хранятся сегодня в Дрезденском музее, Метрополитене, Лувре, Эрмитаже, Третьяковской галерее. К слову, первые образцы мейсенского фарфора попали в Россию еще в 1728 году. Взамен принцесса Елизавета отдала за них несколько белых медведей, которые нужны были курфюрсту Саксонии для его личного зверинца.

Мейсенский фарфор: статуэтки

Фарфоровые статуэтки – один из главных видов продукции мануфактуры Meissen. Среди скульпторов немецкого завода стоит особо выделить Пауля Шойриха. На его счету – более сотни статуэток и композиций, созданных в стиле ар-деко. Не меньшим успехом пользовались творения Питера Райнеке и Иоганна Кендлера.

Мейсенский фарфор статуэтки

Важно отметить, что цена статуэток Мейсенского фарфорового завода достаточно высокая. Она зависит, в первую очередь, от возраста конкретного изделия и его тиража. В целом, цены на оригинальные фигурки Meissen начинаются от 30 тысяч и достигают трех и более миллионов рублей.

Немного о луковичном декоре

  • Лотос.
  • Бамбук.
  • Пион.
  • Хризантема.
  • Персик.
  • Гранат.

Луковичный декор Мейсен

Панно было создано в начале ХХ века. На нем изображено 95 человек. Среди них короли и курфюрсты Саксонии, маркграфы, ученые, художники, солдаты, крестьяне и дети. На картине также присутствуют лошади и собаки. Почти все участники этой процессии – мужчины. Женский пол представлен лишь одной девочкой в самом конце панно.

Панно Шествие князей Мейсен

Фарфор Meissen: как определить подделку

Впрочем, существуют и более изощренные и искусные подделки, определить которые смогут лишь опытные специалисты.

Читайте также: