Народные истоки русского балета кратко

Обновлено: 03.07.2024

На рубеже XX—XXI веков традиционная культура в ее различных проявлениях: музыкальном, устно-поэтическом и хореографическом фольклоре, декоративно-прикладном искусстве и народных ремеслах, празднествах и обрядах — активно возвращается в жизнь россиян. Фольклор признан уникальным культурным наследием. В течение последних полутора десятков лет при непосредственной государственной поддержке в стране сформирована полифункциональная разветвленная, многоярусная фольклористическая инфраструктура. Ее деятельность характеризуется целенаправленностью, опорой на новейшие научные разработки, современные технологические и информационные ресурсы.Российское общество и государство с пониманием относятся к своей роли в сохранении национальной культуры и решении с ее помощью сложнейших культурно-экологических, воспитательно-образовательных проблем. В стране формируется одно из самых динамично развивающихся профессиональных сообществ — фольклористическое, представляющее науку, образование, художественно-исполнительскую практику, организационно-творческий менеджмент. Наряду с отмеченными положительными тенденциями, существует ряд проблем, требующих безотлагательного решения. Проблемы эти связаны со все большим расслоением культуры на элитарную, массовую и традиционную, известным “экономическим” отстранением значительных слоев народа от культурных ценностей и благ, активной интервенцией со стороны СМИ и пропагандой низкохудожественных образцов искусства и литературы, так и с общемировыми тенденциями глобализма, подавления национальных культур. Опасение за их будущее нашло отражение в ряде важнейших международных документов ЮНЕСКО, других организаций, занятых вопросами сохранения нематериального культурного наследия. Актуальна задача привлечения внимания к проблемам этой отрасли культуры. Необходимо обратить внимание государства, общества на недостаточно задействованный духовный потенциал национальных традиций для вывода страны из нравственного и социального кризиса, нацелить фольклористическое сообщество на разработку и принятие системной и скоординированной программы изучения, сохранения и поддержки традиционной культуры как органичной составной части национального достояния России.

Фольклорный танец является важным направлением национальной культуры в силу доступности понимания его другими народами из-за отсутствия в хореографическом искусстве языкового барьера.

В связи с этим очень актуально знать, какое влияние оказал фольклор на развитие в нашей стране классического искусства, каковым является балет, и как под влиянием фольклора развивается сейчас современное искусство танца.Данную взаимосвязь призвана раскрыть эта работа.

РУССКИЙ БАЛЕТ – ПРИЗНАННАЯ КЛАССИКА

Русский балет — за этими словами стоит искусство, признанное во всем мире непревзойденным. Искусство одухотворенное и человечное, искусство глубокой мысли и горячего сердца, искусство, отличающееся яркой национальной самобытностью.

Русские артисты по-своему отнеслись к технике танца, предложенной им зарубежными постановщиками и педагогами. Они развили её, обогатили качествами, свойственными народному танцу: выразительностью, одухотворенностью, осмысленностью.




На этой основе и начало формироваться то искусство, которое мы называем теперь русским балетом.

Истоки русского балета – фольклорный танец

Истоки русского балета – в народных плясках, то величественных и певучих, то озорных и дерзких. Пляску породили движения, подчиненные ритму. Именно она является одним из наиболее ранних проявлений человеческой культуры. Пляска, видоизменяясь и развиваясь, послужила основой для создания особого вида театрального искусства – балета.

Время появления плясок в России относится к времени существования Антского государства (территория современной Украины). К 500-м годам нашей эры народы, населявшие современную территорию России, уже обладали своим танцевальным искусством.

Темы, образы, ритмы, выразительные средства народного танца обогащали профессиональное хореографическое искусство, определяли его содержание, сценические краски. На привольных лесных полянах, у костров исполняли славяне свои ритуальные, обрядовые и бытовые пляски. Кругом шумели вековые деревья, на вечернем небе всходила огненным шаром луна, люди жили среди природы, были близки к ней, чувствуя ее красоту, величие, могущество. И все это сказывалось на характере древнеславянской хореографии. Не тогда ли возникали широта и величественность жеста, размашистость, певучесть движений.

Русские народные пляски бывают сольные и массовые. К сольным относятся:

Перепляс (в основном исполняются мужчинами, является танцем-соревнованием).

Парные (исполняются мужчиной и женщиной, или супругами на второй день свадьбы). Характерные черты: импровизационные моменты, яркая мимика, большая выразительность.

Импровизационно-изобразительные пляски (одиночные, обычно исполняется девушкой, требуют богатой творческой фантазии. Это выражение внутренних чувств девушки. Мужчины этот танец не исполняют).

Момент импровизации, свойственный всем видам народного танца, не носит характера полной импровизации. Импровизация подчинена определенным канонам, отражающим характер движения танца.

Пляски-игры. Они являются древнейшим видом русских народных плясок. В них отображаются трудовые процессы. Параллельно с темой труда развивается и тема любви.

Хороводы. Этот вид танца на Руси вообще занимал совершенно особое место в молодежном досуге и представлял собой сложное действо из движения (танца), песни, музыки и умения представить ту или иную работу. Каждому участнику долженствовало не только владеть достаточно этими искусствами, но и знать последовательность пения и танцевальных движений в хороводе. Хоровод воспитывал и вкус. На праздничный хоровод девушки являлись в нарядах, сделанных или украшенных своими руками (ленты, вышивки, бисер и т. д.).

1. Наличие содержания.

2. Реалистическая форма его отображения.

3. Индивидуальность исполнения.

4. Выразительность исполнения.

5. Высокая техника пляски.

Это те установки, на которых строилась и развивалась русская национальная танцевальная культура, то, что впоследствии стало основой русского классического балетного танца.

СОДЕРЖАНИЕ

1. РУССКИЙ БАЛЕТ – ПРИЗНАННАЯ КЛАССИКА

Истоки русского балета – фольклорный танец

1.2 Первые русские профессиональные танцоры

1.3 Профессионализация русского народного танца

1.4 Крепостной балет, как необходимый этап развития русского балета

2. БАЛЕТ XIX-го и XX-го ВЕКОВ – ПРОДОЛЖЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РУССКОМ КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ. ЗАРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ТАНЦА

3. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже XX—XXI веков традиционная культура в ее различных проявлениях: музыкальном, устно-поэтическом и хореографическом фольклоре, декоративно-прикладном искусстве и народных ремеслах, празднествах и обрядах — активно возвращается в жизнь россиян. Фольклор признан уникальным культурным наследием. В течение последних полутора десятков лет при непосредственной государственной поддержке в стране сформирована полифункциональная разветвленная, многоярусная фольклористическая инфраструктура. Ее деятельность характеризуется целенаправленностью, опорой на новейшие научные разработки, современные технологические и информационные ресурсы.Российское общество и государство с пониманием относятся к своей роли в сохранении национальной культуры и решении с ее помощью сложнейших культурно-экологических, воспитательно-образовательных проблем. В стране формируется одно из самых динамично развивающихся профессиональных сообществ — фольклористическое, представляющее науку, образование, художественно-исполнительскую практику, организационно-творческий менеджмент. Наряду с отмеченными положительными тенденциями, существует ряд проблем, требующих безотлагательного решения. Проблемы эти связаны со все большим расслоением культуры на элитарную, массовую и традиционную, известным “экономическим” отстранением значительных слоев народа от культурных ценностей и благ, активной интервенцией со стороны СМИ и пропагандой низкохудожественных образцов искусства и литературы, так и с общемировыми тенденциями глобализма, подавления национальных культур. Опасение за их будущее нашло отражение в ряде важнейших международных документов ЮНЕСКО, других организаций, занятых вопросами сохранения нематериального культурного наследия. Актуальна задача привлечения внимания к проблемам этой отрасли культуры. Необходимо обратить внимание государства, общества на недостаточно задействованный духовный потенциал национальных традиций для вывода страны из нравственного и социального кризиса, нацелить фольклористическое сообщество на разработку и принятие системной и скоординированной программы изучения, сохранения и поддержки традиционной культуры как органичной составной части национального достояния России.

Фольклорный танец является важным направлением национальной культуры в силу доступности понимания его другими народами из-за отсутствия в хореографическом искусстве языкового барьера.

В связи с этим очень актуально знать, какое влияние оказал фольклор на развитие в нашей стране классического искусства, каковым является балет, и как под влиянием фольклора развивается сейчас современное искусство танца.Данную взаимосвязь призвана раскрыть эта работа.

РУССКИЙ БАЛЕТ – ПРИЗНАННАЯ КЛАССИКА

Русский балет — за этими словами стоит искусство, признанное во всем мире непревзойденным. Искусство одухотворенное и человечное, искусство глубокой мысли и горячего сердца, искусство, отличающееся яркой национальной самобытностью.

Русские артисты по-своему отнеслись к технике танца, предложенной им зарубежными постановщиками и педагогами. Они развили её, обогатили качествами, свойственными народному танцу: выразительностью, одухотворенностью, осмысленностью.

На этой основе и начало формироваться то искусство, которое мы называем теперь русским балетом.

Истоки русского балета – фольклорный танец

Истоки русского балета – в народных плясках, то величественных и певучих, то озорных и дерзких. Пляску породили движения, подчиненные ритму. Именно она является одним из наиболее ранних проявлений человеческой культуры. Пляска, видоизменяясь и развиваясь, послужила основой для создания особого вида театрального искусства – балета.

Время появления плясок в России относится к времени существования Антского государства (территория современной Украины). К 500-м годам нашей эры народы, населявшие современную территорию России, уже обладали своим танцевальным искусством.

Темы, образы, ритмы, выразительные средства народного танца обогащали профессиональное хореографическое искусство, определяли его содержание, сценические краски. На привольных лесных полянах, у костров исполняли славяне свои ритуальные, обрядовые и бытовые пляски. Кругом шумели вековые деревья, на вечернем небе всходила огненным шаром луна, люди жили среди природы, были близки к ней, чувствуя ее красоту, величие, могущество. И все это сказывалось на характере древнеславянской хореографии. Не тогда ли возникали широта и величественность жеста, размашистость, певучесть движений.

Русские народные пляски бывают сольные и массовые. К сольным относятся:

Перепляс (в основном исполняются мужчинами, является танцем-соревнованием).

Парные (исполняются мужчиной и женщиной, или супругами на второй день свадьбы). Характерные черты: импровизационные моменты, яркая мимика, большая выразительность.

Импровизационно-изобразительные пляски (одиночные, обычно исполняется девушкой, требуют богатой творческой фантазии. Это выражение внутренних чувств девушки. Мужчины этот танец не исполняют).

Момент импровизации, свойственный всем видам народного танца, не носит характера полной импровизации. Импровизация подчинена определенным канонам, отражающим характер движения танца.

Пляски-игры. Они являются древнейшим видом русских народных плясок. В них отображаются трудовые процессы. Параллельно с темой труда развивается и тема любви.

Хороводы. Этот вид танца на Руси вообще занимал совершенно особое место в молодежном досуге и представлял собой сложное действо из движения (танца), песни, музыки и умения представить ту или иную работу. Каждому участнику долженствовало не только владеть достаточно этими искусствами, но и знать последовательность пения и танцевальных движений в хороводе. Хоровод воспитывал и вкус. На праздничный хоровод девушки являлись в нарядах, сделанных или украшенных своими руками (ленты, вышивки, бисер и т. д.).

1. Наличие содержания.

2. Реалистическая форма его отображения.

3. Индивидуальность исполнения.

4. Выразительность исполнения.

5. Высокая техника пляски.

Это те установки, на которых строилась и развивалась русская национальная танцевальная культура, то, что впоследствии стало основой русского классического балетного танца.

Яркий свет сце­ны и тем­но­та зри­тель­но­го зала. Апло­дис­мен­ты, ова­ции, цве­ты. Все­мир­ная извест­ность. А за ней… целая жизнь непре­рыв­ной рабо­ты над собой, мил­ли­о­ны репе­ти­ций и клас­сов, паде­ний и неудач. Целая жизнь в танце.

Народные пляски и балет

Издрев­ле на Руси были широ­ко рас­про­стра­не­ны народ­ные пляс­ки. Обыч­но их испол­ня­ли во вре­мя празд­неств или обря­дов, кото­рые были нераз­рыв­но свя­за­ны с музы­кой и пес­ней. Рус­ская пляс­ка все­гда пора­жа­ла раз­но­об­ра­зи­ем рит­мов, сюже­тов и тех­ник испол­не­ния, в ней мог­ли отра­жать­ся сле­ды рели­ги­оз­ных веро­ва­ний, быта, тру­да, семей­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний, сме­ны вре­мён года и дру­гие при­род­ные явле­ния и мно­гое другое.


Хоро­вод. Фраг­мент лито­гра­фии Това­ри­ще­ства И. Д. Сыти­на. 1900‑е гг.

Спу­стя чет­верть века госу­дарь Алек­сей Рома­нов при­ка­зал поста­вить пер­вый балет, кото­рый был свя­зан с при­двор­ной куль­ту­рой выс­ших сло­ёв обще­ства. Вме­сте с уве­ли­че­ни­ем меж­ду­на­род­ных свя­зей, воз­рас­тал инте­рес зна­ти к ино­стран­ной жиз­ни, всё чаще при­гла­ша­ли зару­беж­ных спе­ци­а­ли­стов. Бла­го­да­ря это­му балет­ное искус­ство попа­ло в Рос­сию из Запад­ной Евро­пы, где оно на про­тя­же­нии дол­го­го вре­ме­ни раз­ви­ва­лось из при­двор­но-салон­ных тан­цев, осно­ван­ных на народ­ных и быто­вых пляс­ках. Пер­вые евро­пей­ские балет­ные спек­так­ли отно­сят к кон­цу XV — XVI векам, хотя они явля­лись частью пира или бала. Фран­цуз­ская и ита­льян­ская куль­тур­ные тра­ди­ции посте­пен­но фор­ми­ро­ва­ли клас­си­че­скую балет­ную шко­лу, кото­рую испол­ня­ли на теат­раль­ных сценах.

Ассамблеи, балы и начало балетного образования

При Пет­ре I были учре­жде­ны ассам­блеи, вме­сте с кото­ры­ми в Рос­сии начал­ся рас­цвет ино­зем­ных баль­ных тан­цев. Импе­ра­тор уде­лял боль­шое вни­ма­ние тан­це­валь­ной куль­ту­ре и стро­го­му соблю­де­нию эти­ке­та на балах, бла­го­да­ря чему тан­цы ста­ли одни­ми из важ­ных пред­ме­тов при обу­че­нии моло­дё­жи. Пре­по­да­ва­те­ли тан­цев долж­ны были вос­пи­ты­вать сво­их уче­ни­ков, при­ви­вать им пра­ви­ла евро­пей­ско­го свет­ско­го пове­де­ния. Испол­не­ние баль­ных тан­цев под­го­то­ви­ло обще­ствен­ность и к вос­при­я­тию сце­ни­че­ско­го искусства.

С рас­про­стра­не­ни­ем евро­пей­ской куль­ту­ры в Рос­сии появил­ся и опер­но-балет­ный театр, раз­ви­тие кото­ро­го свя­за­но уже с прав­ле­ни­ем Анны Иоан­нов­ны. Пона­ча­лу бале­ты были состав­ны­ми частя­ми опер­ных спек­так­лей и ино­гда повто­ря­ли их содер­жа­ние. Импе­ра­три­ца тра­ти­ла огром­ные день­ги на балы и мас­ка­ра­ды, труп­пы при­двор­ных шутов, акро­ба­тов и песен­ни­ков, одна­ко бла­го­да­ря ей в стра­ну нача­ли при­ез­жать и про­фес­си­о­наль­ные ино­стран­ные арти­сты. Так, напри­мер, в 1731 году по реко­мен­да­ции Авгу­ста II из Дрез­де­на при­бы­ли луч­шие актё­ры, дав­ших пер­вые спек­так­ли в мос­ков­ском Кремле.


Пер­вая замет­ка дого­во­ра с Лан­де при поступ­ле­нии в Шля­хет­ский кор­пус. 1734 год


Обра­зец про­грам­мы-объ­яв­ле­ния. Таки изве­ще­ния о спек­так­лях дела­ли во вто­рой поло­вине XVIII века

Сюжетный балет


Спек­такль при дво­ре Ели­за­ве­те Пет­ров­ны. Гра­вю­ра. XVIII век

На про­тя­же­нии дол­го­го вре­ме­ни оте­че­ствен­ный балет впи­ты­вал в себя луч­шие ино­стран­ные тра­ди­ции, тех­ни­ки и нара­бот­ки. Созда­вал­ся свое­об­раз­ный син­тез загра­нич­ных балет­ных школ с непо­вто­ри­мы­ми рус­ски­ми талан­та­ми и само­быт­ной мане­рой испол­не­ния, но всё чаще под­ни­мал­ся вопрос о замене ино­зем­ных арти­стов и поста­нов­щи­ков. При­ме­ча­тель­но, что пер­вый рус­ский балет­мей­стер Иван Валь­берх, с твор­че­ством кото­ро­го будет свя­зан важ­ный этап даль­ней­ше­го раз­ви­тия бале­та, по иро­нии судь­бы, носил ино­стран­ную фами­лию. Несмот­ря на вли­я­ние зару­беж­ных тра­ди­ций, в кон­це XVIII и на про­тя­же­нии XIX веков фор­ми­ру­ют­ся само­сто­я­тель­ный репер­ту­ар и рус­ская балет­ная шко­ла, кото­рой будет вос­хи­щать­ся весь мир.


Мас­ка­рад при дво­ре Анны Иоан­нов­ны. Гра­вю­ра неиз­вест­но­го авто­ра. XVIII век

Русский балетный театр возник во второй половине XVII века. Но пляска издавна жила в народных праздненствах и обрядах.

Песенно-плясовой русский фольклор сложился задолго до появления балета. Его древние формы отражали условия быта людей, их мироощущение. Эти формы были синкретичны: музыка, слово и танец существовали вместе.

Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Эта связь дала ему певучую и мягкую пластику. Вместе с тему русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей. Отчетливые и резкие удары ног, отбивающих затейливые ритмы, и всевозможные виды присядок были свойственны особенно мужскому танцу.

Истоки русского балета

Зарождение театрального танца в 17-18 вв

В начале 18 в. Петр I закрыл театр Алексея Михайловича в Москве и решил внедрить искусство в жизнь российской элиты Петербурга. Его революционный указ об ассамблеях сделал обязательным преподавание бальных танцев в государственных учебных заведениях и поднял на высоту фигуру танцмейстера. Именно эти распорядители ассамблей часто переиначивали иностранные танцы и внедряли в них элементы славянской национальной пляски

Профессиональное обучение танцоров. Ж.Б. Ландэ

Появление сюжетных балетов конца 18 в

Из истории балетного костюма

Первые школы и крепостной балет

Русский балет пришел с царского двора к простому зрителю. Демократические преобразования стали основным толчком в дальнейшем самоопределении национального балетного искусства.

Читайте также: