Народные истоки русского балета кратко
Обновлено: 03.07.2024
На рубеже XX—XXI веков традиционная культура в ее различных проявлениях: музыкальном, устно-поэтическом и хореографическом фольклоре, декоративно-прикладном искусстве и народных ремеслах, празднествах и обрядах — активно возвращается в жизнь россиян. Фольклор признан уникальным культурным наследием. В течение последних полутора десятков лет при непосредственной государственной поддержке в стране сформирована полифункциональная разветвленная, многоярусная фольклористическая инфраструктура. Ее деятельность характеризуется целенаправленностью, опорой на новейшие научные разработки, современные технологические и информационные ресурсы.Российское общество и государство с пониманием относятся к своей роли в сохранении национальной культуры и решении с ее помощью сложнейших культурно-экологических, воспитательно-образовательных проблем. В стране формируется одно из самых динамично развивающихся профессиональных сообществ — фольклористическое, представляющее науку, образование, художественно-исполнительскую практику, организационно-творческий менеджмент. Наряду с отмеченными положительными тенденциями, существует ряд проблем, требующих безотлагательного решения. Проблемы эти связаны со все большим расслоением культуры на элитарную, массовую и традиционную, известным “экономическим” отстранением значительных слоев народа от культурных ценностей и благ, активной интервенцией со стороны СМИ и пропагандой низкохудожественных образцов искусства и литературы, так и с общемировыми тенденциями глобализма, подавления национальных культур. Опасение за их будущее нашло отражение в ряде важнейших международных документов ЮНЕСКО, других организаций, занятых вопросами сохранения нематериального культурного наследия. Актуальна задача привлечения внимания к проблемам этой отрасли культуры. Необходимо обратить внимание государства, общества на недостаточно задействованный духовный потенциал национальных традиций для вывода страны из нравственного и социального кризиса, нацелить фольклористическое сообщество на разработку и принятие системной и скоординированной программы изучения, сохранения и поддержки традиционной культуры как органичной составной части национального достояния России.
Фольклорный танец является важным направлением национальной культуры в силу доступности понимания его другими народами из-за отсутствия в хореографическом искусстве языкового барьера.
В связи с этим очень актуально знать, какое влияние оказал фольклор на развитие в нашей стране классического искусства, каковым является балет, и как под влиянием фольклора развивается сейчас современное искусство танца.Данную взаимосвязь призвана раскрыть эта работа.
РУССКИЙ БАЛЕТ – ПРИЗНАННАЯ КЛАССИКА
Русский балет — за этими словами стоит искусство, признанное во всем мире непревзойденным. Искусство одухотворенное и человечное, искусство глубокой мысли и горячего сердца, искусство, отличающееся яркой национальной самобытностью.
Русские артисты по-своему отнеслись к технике танца, предложенной им зарубежными постановщиками и педагогами. Они развили её, обогатили качествами, свойственными народному танцу: выразительностью, одухотворенностью, осмысленностью.
На этой основе и начало формироваться то искусство, которое мы называем теперь русским балетом.
Истоки русского балета – фольклорный танец
Истоки русского балета – в народных плясках, то величественных и певучих, то озорных и дерзких. Пляску породили движения, подчиненные ритму. Именно она является одним из наиболее ранних проявлений человеческой культуры. Пляска, видоизменяясь и развиваясь, послужила основой для создания особого вида театрального искусства – балета.
Время появления плясок в России относится к времени существования Антского государства (территория современной Украины). К 500-м годам нашей эры народы, населявшие современную территорию России, уже обладали своим танцевальным искусством.
Темы, образы, ритмы, выразительные средства народного танца обогащали профессиональное хореографическое искусство, определяли его содержание, сценические краски. На привольных лесных полянах, у костров исполняли славяне свои ритуальные, обрядовые и бытовые пляски. Кругом шумели вековые деревья, на вечернем небе всходила огненным шаром луна, люди жили среди природы, были близки к ней, чувствуя ее красоту, величие, могущество. И все это сказывалось на характере древнеславянской хореографии. Не тогда ли возникали широта и величественность жеста, размашистость, певучесть движений.
Русские народные пляски бывают сольные и массовые. К сольным относятся:
Перепляс (в основном исполняются мужчинами, является танцем-соревнованием).
Парные (исполняются мужчиной и женщиной, или супругами на второй день свадьбы). Характерные черты: импровизационные моменты, яркая мимика, большая выразительность.
Импровизационно-изобразительные пляски (одиночные, обычно исполняется девушкой, требуют богатой творческой фантазии. Это выражение внутренних чувств девушки. Мужчины этот танец не исполняют).
Момент импровизации, свойственный всем видам народного танца, не носит характера полной импровизации. Импровизация подчинена определенным канонам, отражающим характер движения танца.
Пляски-игры. Они являются древнейшим видом русских народных плясок. В них отображаются трудовые процессы. Параллельно с темой труда развивается и тема любви.
Хороводы. Этот вид танца на Руси вообще занимал совершенно особое место в молодежном досуге и представлял собой сложное действо из движения (танца), песни, музыки и умения представить ту или иную работу. Каждому участнику долженствовало не только владеть достаточно этими искусствами, но и знать последовательность пения и танцевальных движений в хороводе. Хоровод воспитывал и вкус. На праздничный хоровод девушки являлись в нарядах, сделанных или украшенных своими руками (ленты, вышивки, бисер и т. д.).
1. Наличие содержания.
2. Реалистическая форма его отображения.
3. Индивидуальность исполнения.
4. Выразительность исполнения.
5. Высокая техника пляски.
Это те установки, на которых строилась и развивалась русская национальная танцевальная культура, то, что впоследствии стало основой русского классического балетного танца.
СОДЕРЖАНИЕ
1. РУССКИЙ БАЛЕТ – ПРИЗНАННАЯ КЛАССИКА
Истоки русского балета – фольклорный танец
1.2 Первые русские профессиональные танцоры
1.3 Профессионализация русского народного танца
1.4 Крепостной балет, как необходимый этап развития русского балета
2. БАЛЕТ XIX-го и XX-го ВЕКОВ – ПРОДОЛЖЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РУССКОМ КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ. ЗАРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ТАНЦА
3. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
ВВЕДЕНИЕ
На рубеже XX—XXI веков традиционная культура в ее различных проявлениях: музыкальном, устно-поэтическом и хореографическом фольклоре, декоративно-прикладном искусстве и народных ремеслах, празднествах и обрядах — активно возвращается в жизнь россиян. Фольклор признан уникальным культурным наследием. В течение последних полутора десятков лет при непосредственной государственной поддержке в стране сформирована полифункциональная разветвленная, многоярусная фольклористическая инфраструктура. Ее деятельность характеризуется целенаправленностью, опорой на новейшие научные разработки, современные технологические и информационные ресурсы.Российское общество и государство с пониманием относятся к своей роли в сохранении национальной культуры и решении с ее помощью сложнейших культурно-экологических, воспитательно-образовательных проблем. В стране формируется одно из самых динамично развивающихся профессиональных сообществ — фольклористическое, представляющее науку, образование, художественно-исполнительскую практику, организационно-творческий менеджмент. Наряду с отмеченными положительными тенденциями, существует ряд проблем, требующих безотлагательного решения. Проблемы эти связаны со все большим расслоением культуры на элитарную, массовую и традиционную, известным “экономическим” отстранением значительных слоев народа от культурных ценностей и благ, активной интервенцией со стороны СМИ и пропагандой низкохудожественных образцов искусства и литературы, так и с общемировыми тенденциями глобализма, подавления национальных культур. Опасение за их будущее нашло отражение в ряде важнейших международных документов ЮНЕСКО, других организаций, занятых вопросами сохранения нематериального культурного наследия. Актуальна задача привлечения внимания к проблемам этой отрасли культуры. Необходимо обратить внимание государства, общества на недостаточно задействованный духовный потенциал национальных традиций для вывода страны из нравственного и социального кризиса, нацелить фольклористическое сообщество на разработку и принятие системной и скоординированной программы изучения, сохранения и поддержки традиционной культуры как органичной составной части национального достояния России.
Фольклорный танец является важным направлением национальной культуры в силу доступности понимания его другими народами из-за отсутствия в хореографическом искусстве языкового барьера.
В связи с этим очень актуально знать, какое влияние оказал фольклор на развитие в нашей стране классического искусства, каковым является балет, и как под влиянием фольклора развивается сейчас современное искусство танца.Данную взаимосвязь призвана раскрыть эта работа.
РУССКИЙ БАЛЕТ – ПРИЗНАННАЯ КЛАССИКА
Русский балет — за этими словами стоит искусство, признанное во всем мире непревзойденным. Искусство одухотворенное и человечное, искусство глубокой мысли и горячего сердца, искусство, отличающееся яркой национальной самобытностью.
Русские артисты по-своему отнеслись к технике танца, предложенной им зарубежными постановщиками и педагогами. Они развили её, обогатили качествами, свойственными народному танцу: выразительностью, одухотворенностью, осмысленностью.
На этой основе и начало формироваться то искусство, которое мы называем теперь русским балетом.
Истоки русского балета – фольклорный танец
Истоки русского балета – в народных плясках, то величественных и певучих, то озорных и дерзких. Пляску породили движения, подчиненные ритму. Именно она является одним из наиболее ранних проявлений человеческой культуры. Пляска, видоизменяясь и развиваясь, послужила основой для создания особого вида театрального искусства – балета.
Время появления плясок в России относится к времени существования Антского государства (территория современной Украины). К 500-м годам нашей эры народы, населявшие современную территорию России, уже обладали своим танцевальным искусством.
Темы, образы, ритмы, выразительные средства народного танца обогащали профессиональное хореографическое искусство, определяли его содержание, сценические краски. На привольных лесных полянах, у костров исполняли славяне свои ритуальные, обрядовые и бытовые пляски. Кругом шумели вековые деревья, на вечернем небе всходила огненным шаром луна, люди жили среди природы, были близки к ней, чувствуя ее красоту, величие, могущество. И все это сказывалось на характере древнеславянской хореографии. Не тогда ли возникали широта и величественность жеста, размашистость, певучесть движений.
Русские народные пляски бывают сольные и массовые. К сольным относятся:
Перепляс (в основном исполняются мужчинами, является танцем-соревнованием).
Парные (исполняются мужчиной и женщиной, или супругами на второй день свадьбы). Характерные черты: импровизационные моменты, яркая мимика, большая выразительность.
Импровизационно-изобразительные пляски (одиночные, обычно исполняется девушкой, требуют богатой творческой фантазии. Это выражение внутренних чувств девушки. Мужчины этот танец не исполняют).
Момент импровизации, свойственный всем видам народного танца, не носит характера полной импровизации. Импровизация подчинена определенным канонам, отражающим характер движения танца.
Пляски-игры. Они являются древнейшим видом русских народных плясок. В них отображаются трудовые процессы. Параллельно с темой труда развивается и тема любви.
Хороводы. Этот вид танца на Руси вообще занимал совершенно особое место в молодежном досуге и представлял собой сложное действо из движения (танца), песни, музыки и умения представить ту или иную работу. Каждому участнику долженствовало не только владеть достаточно этими искусствами, но и знать последовательность пения и танцевальных движений в хороводе. Хоровод воспитывал и вкус. На праздничный хоровод девушки являлись в нарядах, сделанных или украшенных своими руками (ленты, вышивки, бисер и т. д.).
1. Наличие содержания.
2. Реалистическая форма его отображения.
3. Индивидуальность исполнения.
4. Выразительность исполнения.
5. Высокая техника пляски.
Это те установки, на которых строилась и развивалась русская национальная танцевальная культура, то, что впоследствии стало основой русского классического балетного танца.
Яркий свет сцены и темнота зрительного зала. Аплодисменты, овации, цветы. Всемирная известность. А за ней… целая жизнь непрерывной работы над собой, миллионы репетиций и классов, падений и неудач. Целая жизнь в танце.
Народные пляски и балет
Издревле на Руси были широко распространены народные пляски. Обычно их исполняли во время празднеств или обрядов, которые были неразрывно связаны с музыкой и песней. Русская пляска всегда поражала разнообразием ритмов, сюжетов и техник исполнения, в ней могли отражаться следы религиозных верований, быта, труда, семейных взаимоотношений, смены времён года и другие природные явления и многое другое.
Хоровод. Фрагмент литографии Товарищества И. Д. Сытина. 1900‑е гг.
Спустя четверть века государь Алексей Романов приказал поставить первый балет, который был связан с придворной культурой высших слоёв общества. Вместе с увеличением международных связей, возрастал интерес знати к иностранной жизни, всё чаще приглашали зарубежных специалистов. Благодаря этому балетное искусство попало в Россию из Западной Европы, где оно на протяжении долгого времени развивалось из придворно-салонных танцев, основанных на народных и бытовых плясках. Первые европейские балетные спектакли относят к концу XV — XVI векам, хотя они являлись частью пира или бала. Французская и итальянская культурные традиции постепенно формировали классическую балетную школу, которую исполняли на театральных сценах.
Ассамблеи, балы и начало балетного образования
При Петре I были учреждены ассамблеи, вместе с которыми в России начался расцвет иноземных бальных танцев. Император уделял большое внимание танцевальной культуре и строгому соблюдению этикета на балах, благодаря чему танцы стали одними из важных предметов при обучении молодёжи. Преподаватели танцев должны были воспитывать своих учеников, прививать им правила европейского светского поведения. Исполнение бальных танцев подготовило общественность и к восприятию сценического искусства.
С распространением европейской культуры в России появился и оперно-балетный театр, развитие которого связано уже с правлением Анны Иоанновны. Поначалу балеты были составными частями оперных спектаклей и иногда повторяли их содержание. Императрица тратила огромные деньги на балы и маскарады, труппы придворных шутов, акробатов и песенников, однако благодаря ей в страну начали приезжать и профессиональные иностранные артисты. Так, например, в 1731 году по рекомендации Августа II из Дрездена прибыли лучшие актёры, давших первые спектакли в московском Кремле.
Первая заметка договора с Ланде при поступлении в Шляхетский корпус. 1734 год
Образец программы-объявления. Таки извещения о спектаклях делали во второй половине XVIII века
Сюжетный балет
Спектакль при дворе Елизавете Петровны. Гравюра. XVIII век
На протяжении долгого времени отечественный балет впитывал в себя лучшие иностранные традиции, техники и наработки. Создавался своеобразный синтез заграничных балетных школ с неповторимыми русскими талантами и самобытной манерой исполнения, но всё чаще поднимался вопрос о замене иноземных артистов и постановщиков. Примечательно, что первый русский балетмейстер Иван Вальберх, с творчеством которого будет связан важный этап дальнейшего развития балета, по иронии судьбы, носил иностранную фамилию. Несмотря на влияние зарубежных традиций, в конце XVIII и на протяжении XIX веков формируются самостоятельный репертуар и русская балетная школа, которой будет восхищаться весь мир.
Маскарад при дворе Анны Иоанновны. Гравюра неизвестного автора. XVIII век
Русский балетный театр возник во второй половине XVII века. Но пляска издавна жила в народных праздненствах и обрядах.
Песенно-плясовой русский фольклор сложился задолго до появления балета. Его древние формы отражали условия быта людей, их мироощущение. Эти формы были синкретичны: музыка, слово и танец существовали вместе.
Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Эта связь дала ему певучую и мягкую пластику. Вместе с тему русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей. Отчетливые и резкие удары ног, отбивающих затейливые ритмы, и всевозможные виды присядок были свойственны особенно мужскому танцу.
Истоки русского балета
Зарождение театрального танца в 17-18 вв
В начале 18 в. Петр I закрыл театр Алексея Михайловича в Москве и решил внедрить искусство в жизнь российской элиты Петербурга. Его революционный указ об ассамблеях сделал обязательным преподавание бальных танцев в государственных учебных заведениях и поднял на высоту фигуру танцмейстера. Именно эти распорядители ассамблей часто переиначивали иностранные танцы и внедряли в них элементы славянской национальной пляски
Профессиональное обучение танцоров. Ж.Б. Ландэ
Появление сюжетных балетов конца 18 в
Из истории балетного костюма
Первые школы и крепостной балет
Русский балет пришел с царского двора к простому зрителю. Демократические преобразования стали основным толчком в дальнейшем самоопределении национального балетного искусства.
Читайте также: