Народное искусство якутов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Якуты являются коренным населением Республики Якутия (Саха) и самым крупным из всех коренных народов Сибири. О предках якутов было впервые упомянуто в 14 веке. Предки современных якутов — кочевое племя курыканов, которые до XIVвека жили на территории Забайкалья. Пришли они туда из-за реки Енисей. Якуты делятся на несколько основных групп:

  • амгинско-ленские, проживают между рекой Леной, на прилегающем левобережье реки, между нижним Алданом и Амгой;
  • олёкминские, заселяют территории в бассейне Олёкмы;
  • вилюйские, живут в бассейне Вилюя;
  • северные, проживают в тундровой зоне бассейнов рек Колыма, Оленёк, Анабар, Индигирка и Яна.

Самоназвание народа звучит как саха, во множественном числе сахалар. Есть и старинное самоназвание уранхай, которое еще пишется ураанхай и ураангхай. Эти названия и сегодня используются в торжественных речах, песнях и олонхо. Есть среди якутов сахаляры — метисы, потомки смешанных браков между якутами и представителями европеоидной расы. Это слово нельзя путать с вышеупомянутым сахалар.


Где живут

Основная часть якутов проживает в Якутии, на территории России, некоторая часть живет в Магаданской, Иркутской областях, Красноярском и Хабаровском краях, в Москве, Бурятии, Санкт-Петербурге и на Камчатке.

Численность

На 2018 год численность населения республики Якутия составляет 964 330 человек. Почти половина всей численности приходится на центральную часть Якутии.

Якутский на ряду с русским является одним из государственных языков Республики Якутии. Якутский относится к тюркской группе языков, но значительно отличается от них лексикой неясного происхождения, которая, возможно, относится к палеоазиатской. В якутском много слов монгольского происхождения, древних заимствований и русских слов, которые появились в языке после того, как Якутия вошла в состав России.

Используется якутский язык в основном в быту якутов и их общественной жизни. Владеют этим языком эвенки, эвены, долганы, юкагиры, русское старожильческое население: ленские крестьяне, якутяне, походчане и русскоустьинцы. Используют этот язык на территории Якутии в делопроизводстве, на нем проводятся мероприятия культурно-массового характера, издаются газеты, журналы, книги, ведется радиовещание и телевизионные программы, есть интернет-ресурсы на якутском языке. В городе и сельских местностях на нем ставят постановки. Якутский является языком древнего эпоса олонхо.

Распространено среди якутов двуязычие, 65% свободно говорят на русском. В якутском языке существует несколько групп диалектов:

  1. Северо-Западная
  2. Вилюйская
  3. Центральная
  4. Таймырская

В якутском языке сегодня используется алфавит на основе кириллицы, в нем есть все русские буквы и еще 5 дополнительных, а также 2 комбинации Дь дь и Нь нь, применяется 4 дифтонга. Долгие гласные звуки на письме обозначаются удвоенными гласными буквами.


Характер

Якуты очень трудолюбивые, выносливые, организованные и упорные люди, обладают хорошей способностью приспосабливаться к новым условиям жизни, переносить трудности, невзгоды и голод.

Внешность

У якутов чистой расы овальная форма лица, широкий и гладкий, невысокий лоб, черные глаза с чуть скошенными веками. Нос прямой, часто с горбинкой, рот большой, зубы крупные, скулы умеренные. Цвет лица смуглый, бронзовый или изжелта-серый. Волосы прямые и жесткие, черного цвета.

Одежда

В национальном костюме якутов сочетаются традиции разных народов, он отлично приспособлен для сурового климата, в котором живет этот народ. Это отражается в крое и оформлении одежды. Состоит костюм из кафтана с поясом, кожаных штанов и меховых носков. Рубахи якуты подпоясывают ремешком. Зимой носят сапоги из оленьей кожи и меха.

Главный орнамент одежды, это цветок лилии-санданы. В одежде якуты стараются сочетать все цвета года. Черный — это символ земли и весны, зеленый — лето, коричневый и красный — осень, серебряные украшения символизируют снег, звезды и зиму. Якутские узоры всегда состоят из разветвленных непрерывных линий, которые означают, что род не должен прекращаться. Чем больше у такой линии ответвлений, тем больше детей у человека, которому принадлежит одежда.


В пошиве верхней одежды использован разношерстный мех, жаккардовый шелк, сукно, кожа и ровдуга. Украшается костюм бисером, орнаментными вставками, металлическими подвесками и украшениями.

Бедняки шили нательную и летнюю одежду из тонкой замшевой кожи, богатые носили рубахи из китайской хлопчатобумажной ткани, которая была дорогой и получить ее можно было только путем натурального обмена.

Праздничная одежда якутов более сложного кроя. Стан к низу расширен, у рукавов сборка по окату. Называются такие рукава бууктаах. Облегченные кафтаны имели ассиметричную застежку, щедро декорировались бисерной вышивкой, узкой полоской дорогого меха и металлическими элементами. Носили такую одежду только зажиточные.

Одним из предметов гардероба якутов являются халатообразные изделия, пошитые из ткани дабы с цельнокроеными рукавами. Носили ее женщины в летний период. Шапка якутов похожа на камелек. На верхушке обычно делали отверстие для того, чтоб туда заглядывали луна и солнце. Ушки на шапке означают связь с космосом. Сегодня их принято украшать бисером.


Религия

До того, как Якутия вступила в состав России, народ исповедовал религию Аар Айыы, которая предполагала веру в то, что все якуты являются детьми Танара — бога и родственника 12 Белых Айыы. Они верили, что ребенок еще с момента зачатия окружен духами иччи и небожителями, верили в злых и добрых духов, духов-хозяев и духов умерших шаманов. У каждого рода было животное-покровитель, которого нельзя было называть по имени и убивать.

Якуты верили, что мир состоит из нескольких ярусов, в верхнем главой является Юрюнг Айыы Тойон, в нижнем — Ала Буура Тойон. Духам, которые живут в верхнем мире, в жертву приносили лошадей, тем, кто живет в нижнем мире — коров. Важное место занимал культ женского божества плодородия Айыысыт.

В 18 веке в Якутию пришло христианство, и большая часть коренного населения стала православными христианами. Но массовая христианизация в большинстве была формальной, якуты нередко принимали ее из-за льгот, которые им полагались взамен, и долгое время поверхностно относились к этой религии. Сегодня большинство якутов являются христианами, но распространена и традиционная вера, пантеизм, агностицизм. До сих пор в Якутии есть шаманы, правда, их крайне мало.


Жилище

Якуты жили в урасах и бревенчатых балаганах, которые еще назывались якутскими юртами. С 20 века начали строить избы. Поселения якутов состояло из нескольких юрт, которые располагались друг от друга на большом расстоянии.

Двери в жилище расположены с восточной стороны, навстречу солнцу. Крышу покрывали берестой, для освещения в юрте делали много маленьких окон. Внутри расположен камин, обмазанный глиной, вдоль стен стояли широкие лежаки разной формы, отделенные друг от друга перегородками. У входа расположен самый низкий. На высоком лежаке спит хозяин жилища.


Жизнь

Основными занятиями якутов было коневодство и скотоводство. Мужчины смотрели за лошадьми, женщины — за крупным рогатым скотом. Проживающие на севере якуты разводили оленей. Якутский скот был малопродуктивен, но очень выносливый. Издавна среди якутов было известно сенокошение, еще до прихода русских развито было и рыболовство. Рыбу ловили в основном летом, зимой во льду делали проруби. В осенний период якуты устраивали коллективную неводьбу, добыча делилась между всеми участниками. Бедняки, у которых скота не было, кормились в основном рыбой. Специализировались на этой деятельности и пешие якуты: кокулы, онтуи, осекуи, орготы, крикийцы и кыргыдайцы.

Охота особенно была распространена на севере и являлась в этих регионах основным источником пропитания. Охотились якуты на зайца, песца, птицу, лося и северного оленя. С приходом русских в тайге стала распространяться пушная и мясная охота на медведя, белку, лисицу, но позже, из-за снижения численности зверей, стала уже не так популярна. Якуты охотились с быком, за которого прятались, подкрадываясь к добыче. По следу зверей гонялись на конях, иногда с собаками.


Занимались якуты и собирательством, собирали внутренний слой коры лиственницы и сосны, сушили на зиму. Собирали коренья чекана и сарана, зелень: лук, щавель и хрен, занимались сбором ягод, но не употребляли малину, так как считали ее нечистой.

Земледелие якуты заимствовали у русских в 17 веке, и до 19 века это направление хозяйства было развито очень слабо. Выращивали ячмень, редко пшеницу. Широкому распространению земледелия среди этого народа, особенно в Олёмкинском округе, способствовали ссыльные русские поселенцы.

Хорошо развита была обработка дерева, якуты занимались художественной резьбой, раскрашивали изделия отваром из ольхи. Обрабатывали также бересту, кожу и меха. Из кожи производили посуду, из шкур коров и лошадей — коврики, из меха зайца шили одеяла. Конский волос использовали в шитье, плетении и вышивке, ссучивали руками в шнуры. Якуты занимались лепной керамикой, что выделяло их среди других сибирских народов. Была развита в народе плавка и ковка железа, плавка и чеканка серебра, меди и других металлов. С 19 века якуты начали заниматься резьбой по кости.

Передвигались якуты в основном верхом, а грузы перевозили вьюками. Делали лыжи, которые подбивали конским камусом, и сани, в которые запрягали быков и оленей. Для передвижения по воде мастерили берестяные лодки под названием тыы, делали плоскодонные доски, парусные суда-карбасы, которые заимствовали у русских.

В древности коренные народы, проживавшие на севере Якутии, вывели породу собак якутская лайка. Распространена и порода крупных придворовых якутских собак, которая отличается неприхотливостью.

Коновязей у якутов очень много, с древних времен они являются основными составляющими народа, с ними связаны традиции, обычаи, верования и обряды. Все коновязи имеют различную высоту, форму, украшения и орнаменты. Существует 3 группы таких конструкций:

  • надворная, в нее входят те коновязи, которые устанавливают у жилища. К ним коней привязывают;
  • столбы для проведения религиозных обрядов;
  • коновязи, устанавливаемые на главном празднике Ысыах.


Национальная кухня якутов немного схожа с кухней монголов, бурятов, северных народов и русских. Блюда готовят методом отваривания, сбраживания и заморозки. Из мяса якуты употребляют в пищу конину, оленину и говядину, дичь, кровь и потроха. Широко распространено в кухне этого народа приготовление блюд из сибирской рыбы: чира, осетра, омуля, муксуна, пеляди, хариуса, нельмы и таймени.

Якуты максимально используют все компоненты исходного продукта. Например, при приготовлении карасей по-якутски рыба остается с головой и практически не потрошится. Чешую счищают, через небольшой надрез удаляют желчный пузырь, часть толстой кишки и прокалывают плавательный пузырь. Рыбу жарят или варят.

Все субпродукты используются довольно активно, очень популярен суп из потрошков, кровяные деликатесы, конский и говяжий ливер, который заполняется смесью из крови и молока. Мясо с говяжьих и конских ребер называется в Якутии ойогос. Едят его замороженным или сырым. Из замороженной рыбы и мяса делают строганину, которую едят с острой приправой. Из лошадиной и говяжьей крови делают кровяную колбасу хаан.

В традиционной кухне якутов не используются овощи, грибы и фрукты, употребляются только некоторые ягоды. Из напитков употребляют кумыс и более крепкий койуургэн, вместо чая пьют горячий морс. Из молока коровы готовят простоквашу суорат, взбитые сливки керчэх, густой крем из сбитого с молоком масла, который называется кобер, чохоон — сбитое с ягодами молоком и масло, творог иэдьэгэй, сыр суумэх. Из смеси молочных продуктов и муки варят густую массу саламат. Из квашеного раствора ячменной или ржаной муки делают бурдук.


Фольклор

Народные певцы якутов используют тип горлового пения дьиэрэтии ырыа. Это необычная техника пения, артикуляция которой основана в гортани или глотке.

Самый известный из музыкальных инструментов якутов это хомус — якутская разновидность варгана и струнно-смычкового инструмента. Играют на нем губами и языком.


Традиции

Якуты всегда стремились жить в гармонии с собой, верой и природой, они чтут традиции и не боятся перемен. Традиций и обрядов у этого народа столько, что можно написать об этом отдельную книгу.

Якуты ограждают свои жилища и скот от злых духов, используя множество заговоров, проводят обряды для приплода скота, хорошего урожая и рождения детей.

Камень Сат у этого народа считается волшебным, женщинам на него смотреть нельзя, иначе он потеряет свою силу. Находят эти камни в желудках птиц и животных, заворачивают в бересту и заматывают конским волосом. Считается, что с помощью определенных заклинаний и этого камня можно вызвать снег, дождь и ветер.

В брак якуты вступают с 16 до 25 лет. До 19 века в Якутии было распространено многоженство, но жены при этом жили отдельно от мужа, и каждая вела свое хозяйство. Существовал калым, который состоял из скота. Часть калыма — курум предназначалась для свадебного празднества. За невестой было приданое, которое по своей ценности было равно половине калыма. В основном это была одежда и утварь. Современный калым заменили на деньги.

Обязательный традиционный обряд у якутов — это Благословение Айыы на торжествах и праздниках на природе. Благословения — это молитвы. Самым важным праздником является Ысыах, день восхваления Белых Айыы. При охоте и рыболовстве проводят обряд задабривания духа охоты и удачи Байанай.


С умершими проводили обряд воздушного погребения, подвешивали тело в воздухе. Обряд означал предание покойного свету, воздуху, духу и дереву.

Все якуты почитают деревья, считают, что в них живет дух хозяйки земли Аан Дархан Хотун. Когда восходили на горы, лесным духам традиционно приносили в жертву рыбу и животных.

  1. Кылыы, 11 прыжков без остановки, начинается прыжок на одной ноге, приземляться надо на обе ноги;
  2. Ыстанга, 11 прыжков по очереди с ноги на ногу. Приземляться нужно на обе ноги;
  3. Куобах, 11 прыжков без остановки, во время прыжка с места нужно отталкиваться сразу двумя ногами или приземляться с разбега на обе ноги.

Национальным видом спорта у якутов является мас-рестлинг, в процессе которого соперник должен вырвать из рук соперника палку. Этот спорт был выведен в 2003 году. Еще один вид спорта хапсагай — очень древний вид борьбы у якутов.

Свадьба в Якутии — особенное явление. С рождением в семье девочки, родители, по священной древней традиции, ищут ей жениха и многие годы следят за его жизнью, манерами и поведением. Обычно мальчика выбирают из той семьи, где отцы отличаются крепким здоровьем, выносливостью и силой, хорошо умеют трудиться руками, строить юрты, добывают пропитание. Если отец мальчика не передаст ему все свои навыки, его перестают рассматривать в качестве жениха. У некоторых родителей получается быстро найти жениха для дочери, а у кого-то этот процесс занимает долгие годы.


Сватовство является одним из обычаев и традиций якутов. Родители в назначенный день уходят в дом предполагаемого жениха, а девушке нельзя выходить из дома. Родители беседуют с родителями парня, во всех красках описывают свою дочь и ее достоинства. Если родители парня не против свадьбы, обсуждается размер калыма. К свадьбе девушку готовит ее мать, готовит ей приданое, шьет наряды. Невеста выбирает время свадьбы.

Раньше свадебное платье шили только из натуральных материалов. Сегодня это необязательно, важно только, чтобы наряд был белоснежным и комплектовался тугим поясом. На невесте должны быть обереги для защиты новой семьи от болезней и зла.

Невеста и жених сидят в разных юртах, шаман, мать жениха или отец невесты окуривают их дымом, очищая от всего дурного. Только после этого жених с невестой встречаются, их объявляют мужем и женой, и начинается торжество с застольем, танцами и песнями. После замужества девушка должна ходить только с покрытой головой, ее волосы должен видеть только муж.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_m65672ffa.jpg

Якуты, которые называют себя саха (сахалар) – народность, которая, согласно археологическим и этнографическим исследованиям, сформировалась в результате смешения тюркских племён с населением в регионе среднего течения реки Лена. Процесс формирования народности завершился приблизительно в XIV – XV вв. Некоторые группы, к примеру, якуты-оленеводы, сформировались значительно позже в результате смешения с эвенками на северо-западе региона.

Саха принадлежат к североазиатскому типу монголоидной расы. Быт и культура якутов тесно переплетаются с центральноазиатскими народами тюркского происхождения, однако, в силу ряда факторов и значительно отличается от них.

hello_html_m357aa102.jpg

Якуты проживают в регионе с резко-континентальным климатом, но при этом исхитрились освоить скотоводство и даже земледелие. Суровые погодные условия сказались и на национальной одежде. Даже в качестве свадебного одеяния якутские невесты используют шубы.

Культура и быт народа Якутии

hello_html_m504791d8.jpg

Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты – урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.

hello_html_m22bc25c3.jpg

Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.

Наиболее характерное культурное явление – стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и высокая продолжительность жизни – одни из отличительных черт якутов.

hello_html_242c9aff.jpg

В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях – друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса – Ысыах.

hello_html_44bab5b.jpg

Не менее характерны для якутской культуры горловое пение и исполнение музыки на национальном инструменте хомусе, одном из вариантов загубного варгана. Отдельного материала достойны якутские ножи с ассиметричным лезвием. Подобный нож есть практически в каждой семье.

Традиции и обычаи народа Якутии

hello_html_m5c2d61dd.jpg

Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом – каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий.

Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамны, каждая жена одного мужа имела собственное хозяйство и жилище. Видимо под воздействием ассимиляции с русскими якуты всё же перешли к моногамным ячейкам общества.

hello_html_m19ff3102.jpg

Важное место в жизни каждого якута занимает праздник кумыса Ысыах. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины – Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод.

Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня – бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня – один из ключевых моментов любого праздника и дела

История и происхождение

Согласно распространенной гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов , жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал из-за реки Енисей . [7][8][9]

Большинство учёных полагает, что в XII - XIV веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены , Алдана и Вилюя , где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее [10] . Якуты традиционно занимались скотоводством ( якутская корова ), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством ( якутская лошадь ), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.

Согласно якутским легендам [11] , предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада — пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск . Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай .

По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIVXV веках . В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Около 94 % якутов генетически относятся к гаплогруппе N1a1 [12][13] . Общий предок всех якутских N1a1 жил 1300 лет назад. Также имеют определённое распространение гаплогруппа R1a и гаплогруппа C [14] .

Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара , Оленька , Яны , Индигирки и Колымы . Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Сосуществование кочевников-якутов с другими народами не всегда носило мирный характер: так, легендарный хангаласский тойон XVI века Баджей был убит восставшими против него эвенками (тунгусами). Его знаменитый внук тойон Тыгын небезуспешно пытался объединить якутские племена в 1620-х годах, однако, в конечном итоге, вынужден был подчиниться русским.

Некоторые историки считают, что объединительная деятельность Тыгына была вызвана переходом якутских племен к раннеклассовому обществу и возникшими тогда предпосылками к появлению у них протогосударства. Другие обращают внимание на слишком жёсткие методы в его политике, которые не приводили к подчинению других родов, а напротив — отталкивали даже некоторых сподвижников, способствуя децентрализации.

Включение якутов в состав Русского государства в 16201630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVIIXIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним — разборная ураса . Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство , однако сохранялись и традиционные верования.

Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика , почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена [15] . В настоящее время, якуты носят как имена греческого и латинского происхождения (христианские), так и якутские имена .

В традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов много черт, сходных с культурой скотоводов Центральной Азии . На Средней Лене сложилась модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота) и их материальная культура, адаптированная к климату Восточной Сибири. В частности можно отметить уникальные породы якутских коров и якутских лошадей отлично приспособленных к жизни в суровых климатических условиях. На севере Якутии также распространён самобытный тип упряжного оленеводства.

Жилищем являлся бревенчатый балаган ( якут. балаҕан ; якутская юрта ) и ураса (якут. ураhа ), покрытая берестой. С XX в. якуты стали строить избы .

Передаваемый из поколение в поколение сказителями древний эпос Олонхо ( якут. Олоҥхо ) включён в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО .

Народные певцы якутов использовали горловое пение .

Из музыкальных инструментов наиболее известен хомус — якутский вариант варгана и струнно-смычковый инструмент кылыһах (кырыымпа) [16] . Самобытным культурным феноменом является т. н. якутский нож .

До прихода русских, среди якутов была распространена традиционная религия Айыы. Якуты считают себя детьми Бога (Таҥара) и Родственниками Айыы. Якут с самого зачатия окружен Иччи (духи) и Айыы (небожители), от которых он находится в зависимости, это отражено даже в таком аспекте, как повседневный костюм . Обязательный обряд — Благословение Айыы при торжественных случаях или на лоне природы. Почитаются священные места, горы, деревья, реки. Благословения (алгыс) являются часто настоящими молитвами. В прошлом у якутов существовал также Обряд воздушного погребения .

В XVIII веке произошла массовая христианизация коренных жителей Ленского края — не только якутов, но и эвенков , эвенов , юкагиров , чукчей , долган . С деятельностью православного духовенства связаны развитие народного образования и просвещения народов Якутии, появление литературы на национальных языках, углубление процессов межэтнических взаимодействий. С XVIII века большинство якутов — православные христиане . У большинства якутов фамилии русского (православного) происхождения. Массовая христианизация коренных жителей Якутии носила преимущественно формальный характер; новообращённые долгое время сохраняли весьма поверхностное представление о православной религии, а христианство принимали главным образом надеясь на ослабление ясачного гнёта (тем, кто принимал христианство, полагались льготы).

На сегодняшний день, большинство якутов исповедуют христианство [17][18] , распространена и традиционная вер

Соттинцы - это музей под открытым небом. На переднем плане жилище якутов - балаган. За балагоном ураса.

Внутри урасы.

Все сделано без гвоздей.

Сердэ - коновязь.

Старое кладбище

Древняя могила.

Зашиверская церковь, когда-то построенная на севере Якутии до сих пор стоит в Новосибирске, в Академгородке.

Зашиверская церковь, когда-то построенная на севере Якутии до сих пор стоит в Новосибирске, в Академгородке.

 Вышитый чепрак (вверху; середина 19 в.) и вышитый коврик (внизу; 1950-е гг.).

Берестяное ведёрко. 20 в.

Якуты — племя, составляющее ныне значительную часть населения Республики Саха (Якутия). Якуты живут мелкими группами среди других инородцев Сибири в Туруханском округе на реке Енисее, в бассейне Амура — выселенцы с юга, но до сих пор не удалось точно установить ни времени поселения их в стране, где они являются теперь преобладающей расой, ни местопребывания их до переселения. По мнению различных исследователей, прежде они жили либо в верховьях Лены или Енисея, или же в Прибайкалье или Забайкалье. Относительно причин передвижения якутов на Север преобладает мнение, что во время великого передвижения народов в Средней Сибири потесненные ими буряты, в свою очередь, оттеснили якутов, двинувшихся на север.

Традиционные поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов

У богатых балаганы отличались большими размерами и часто имели пристройку – хотон (хлев для скота). В бедных балаганы были ниже и меньше по площади основания. Это – невысокая, вытянутая в длину четырехугольная постройка из стоячих, несколько наклонных бревен, с плоской земляной кровлей. Для утепления стены обмазывали глиной, смешанной с коровьим навозом. Балаган имел нечетное количество окон, которые зимой прикрывались льдом, летом слюдой, рыбьим пузырем, последом теленка…Печь камельковая находилась на северной половине дома в углу. Вдоль стен располагались нары. Двери выходили на восток.

Поселения были маленькие, из 1-3 усадеб.

Ампаар дьиэ – многоугольный (6 - 8) срубный дом, являлся сезонным летним жилищем якутов. Нижние венцы сруба до 6—8 возводились вертикально затем, постепенно суживаясь, переходили в земляную, слегка выпуклую крышу. Открытый очаг находился в центре жилища.

С XIX в. распространилась срубная изба, перенятая у русских поселенцев. С XVII в. возникали остроги, выраставшие затем в города (Якутск, Вилюйск и др.), где господствовала деревянная застройка; с начала XVIII в. строились и кирпичные здания.

В прошлом якуты были в основном скотоводами и поэтому их хозяйственные и надворные постройки были связаны именно с этим видом деятельности. Это, прежде всего, зимний хлев (хотон) – упрощенный тип балагана. На зиму его обмазывали глиной с толстым слоем навоза. Через окно выбрасывали навоз, пол был из бревен. Летний хлев (титиик) сооружали в стороне от жилых помещений, т.е за пределами усадеб. Щели на стенах между бревнами не обмазывали для лучшего проветривания. В большинстве своем были 4-угольные, но могли быть и многоугольными. Помимо крупного рогатого скота якуты разводили лошадей, для которых вблизи от дома строили крытый загон – в целях защиты от метелей, снежных заносов и атмосферных осадков.

Изгородь (кюрюё, бютэй) – разнообразие и широкое применение ее является одним из основных признаков оседлого характера якутского скотоводства. Система огораживания освобождала человека от необходимости постоянного присмотра за скотом в условиях ограниченных земельных угодий Якутии. Различные типы изгородей применялись в зависимости от назначения и важности охраняемого городьбой объекта.

Амбар – надворная постройка для хранения вещей и продуктов питания. Амбары были различной конструкции, начиная с простейших четырехугольных срубов, где в основном хранили вещи и двухэтажными амбарами для хранения зерна.

С приходом русских якуты стали заниматься также и земледелием и начали стоить мельницы (миэлингсэ), состоящие из большого деревянного зубчатого колеса, укрытого навесом и двухъярусного срубного амбара в 18 венцов, где помещались жернова. Жернова приводились в движение с помощью установленного горизонтально упомянутого зубчатого колеса. Колесо, в свою очередь, вращалось при помощи тягловой силы, преимущественно пары запряженных волов, двигавшихся по кругу. Помост для сушки снопов (бурдук кылаатын атага) — это приспособление для сушки снопов и хранения их до обмолота.

Для сохранения скоропортящихся молочных и мясных продуктов, а также для получения свежей воды изо льда, якуты строили ледник (булуус) и погреб (иин, онгкучах).

Крепостные и оборонительные сооружения

Церкви и часовни

С приходом русских на территории Якутии стало распространяться христианство, началось строительство культовых сооружений: церквей и часовен. А.В. Ополовников и Е.А. Ополовникова в названной выше работе описывают шатровую Зашиверскую церковь XVII века, клетскую церковь в Шатобе на Алазее, церковь кубоватого типа в Покровске, часовню в местности Станчик. Для всех этих строений характерны особенности древнерусского деревянного зодчества с чисто якутскими архитектурными приемами.

Старинные надгробные сооружения якутского народа

Следующий вопрос, который необходимо разобрать для более полного представления изучаемой темы: старинные надгробные сооружения якутского народа. Эти сооружения – самый древний и самый распространенный вид памятников. Здесь более, чем где–либо, сказывается приверженность людей к стародавним обычаям. Для тех, кто занимается реконструкцией прошлого бесписьменных народов, надмогильные сооружения показывают старые формы мировоззрения.

Арангас – это не что иное, как гроб покойника, установленный на столбах. Формы арангасов были различны. Он обычно выдалбливался из массивного лиственничного бревна или составлялся из толстых плах, а сверху покрывался сшитыми берестяными пластинами. Нередко гроб-колода втискивался в продолговатый ящик-камеру, тоже сделанный из массивных лиственничных плах.

Чардат – один из разнообразных видов якутских надмогильных сооружений. Это сооружение представляющее собой четырехугольный сруб с двускатной крышей.

Городское строительство

В Советской Якутии обновляются старые и возникают новые города (Алдан, Ленек, Мирный) и посёлки (Чернышевский и др.); строительство ведётся по утвержденным генпланам и проектам застройки. В условиях вечной мерзлоты здания (многоэтажные, кирпичные или каменные) в основном возводят на столбчатых или свайных фундаментах с проветриваемым подпольным пространством. Большое внимание уделяется проблеме озеленения городов и населённых пунктов. В разработке проектов принимают активное участие якутские архитекторы С. В. Данилов, В. С. Петров, И. Г. Смольков, Н. В. Суханов и др. В 1964 создано Якутское отделение Союза архитекторов СССР.

Народное творчество якутов

К эпохам неолита, бронзы и раннему железному веку восходят обнаруженные на территории Якутии керамика с сетчатым, шашечным и другими узорами, украшения из рога с нарезным геометрическим орнаментом, писаницы (Суруктаах-Хая на р. Мархе, у сёл Тойон—Арыы, Чуран, Синское и др.). Традиция создания писаниц жила в Якутии вплоть до XIX века.

Изобразительное искусство

После Октябрьской революции успешно развивается изобразительное искусство Якутии, в становлении которого важная роль принадлежит М. М. Носову и И. В. Попову, авторам картин, посвященных старому и новому быту якутов.

В 1930-е гг. выступили живописец В. А. Кандинский, живописец и график П. П. Романов, скульптор П. И. Добрынин, театральный художник Г. М. Туралысов, в первые послевоенные и в 1950-1960-е годы — живописцы С. Л. Александров, Л. А. Ким, М. В. Лукин, А. Н. Осипов, А. П. Собакин (композиции на историко—революционные и бытовые темы, портреты), Л. М. Габышев, Е. М. Крылов, Ф. Г. Павлов (пейзаж) и др., графики В. Р. Васильев, А. П. Мунхалов, Л. М. Неофитов, Э. С. Сивцев и др., скульпторы—портретисты С. А. Егоров, К. Н. Пшенников.

Для возрождения косторезного искусства много сделали И. Ф. Мамаев, Л. М. Никифоров и др. Традиции народной пластики нашли новое воплощение в жанровых группах К. Ф. Герасимова, С. П. Заболоцкого, Д. И. Ильина, В. П. Попова, анималистической миниатюрной скульптуре из кости С. Н. Петрова, С. Н. Пестерева, орнаментальной резьбе Т. В. Аммосова. Возрождаются также образы и приёмы народного декоративно—прикладного искусства (изготовляются деревянные чороны, меховая обувь, сумки с вышивкой бисером и т. д.).

Секрет удивительного своеобразия и обаяния Якутии – в причудливом переплетении разных культур, в сочетании древних традиций с современными трендами

В самом большом регионе России сложились уникальный этнический и культурный состав. За долгие века совместного существования на этой суровой и прекрасной земле разные народы научились договариваться друг с другом и относиться с уважением к обычаям и обрядам соседей. Взаимопроникновение культур сформировало особый мир, причудливый микс западного и восточного, тенгрианства и православия, классических театральных, музыкальных, художественных традиций и уникальных культурных явлений, которые могли появиться только здесь.

От Олонхо до Кинотавра

УРОКИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

В Якутии два государственных языка — русский и якутский, и пять официальных: эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский и долганский. Вопросам сохранения всех культур и традиций в республике уделяют большое внимание, занимаются развитием и якутского языка, и языков других народов, в том числе коренных малочисленных народов Севера. Главную цель этой работы сформулировал Глава Якутии Айсен Николаев на заседании республиканского Совета по развитию языков.



В период пандемии в Национальной библиотеке Якутии возобновили работу языкового лектория. Занятия проходят онлайн на платформе Zoom. Обучают чукотскому, эвенскому, юкагирскому языкам и эвенской культуре. Лекторы — носители языка, часть из которых проживает в северных районах республики.

А вот якутский язык уже выучил… Яндекс. И как раз благодаря Национальной библиотеке республики, точнее, одному из ее сотрудников.

Работу по интеграции языков и культуры коренных малочисленных народов Севера в мировое информационное пространство около десяти лет ведут в Северо-Восточном федеральном университете совместно с ведущими учеными Института гуманитарных исследований и коренных малочисленных народов Якутского научного центра Сибирского отделения РАН и с участием коллег из стран, входящих в Арктический совет. Исследователи организуют экспедиции, во время которых делают записи носителей языка и культуры на цифровые носители, изучают и систематизируют материалы. В июне этого года проект представили на заседании рабочей группы по устойчивому развитию Арктического совета и получил практически единогласную поддержку.

Приблизительно так переводится название легендарного якутского эпоса – Олонхо. Это подлинная драгоценность традиционной якутской культуры и характерное культурное явление якутов. Длинные стихотворные повествования могут насчитывать десятки тысяч рифмованных строк. Говорят, что в старину самые подробные сказания читались семь дней и ночей.

Веками эпос передается из уст в уста — от признанных мастеров-исполнителей (олонхосутов) новым поколениям творцов, причем каждый вносит дополнительные штрихи и краски в истории о сотворении и устройстве мира, о взаимодействии богов и человека, животного царства и обители духов. Каждый олонхосут — настоящий актер, в старину он, как правило, был странником, которого везде ждал теплый прием, стол и кров, и его единственной задачей было сохранение древних преданий — основы основ якутской культуры.

В 2005 году якутский эпос был внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. А в республике ежегодно отмечается День Олонхо — 25 ноября. Двумя годами позже в республике родилось уникальное театральное явление — Театр Олонхо, основанный народным артистом России Андреем Борисовым. Театр юный, ему всего 13 лет, для сравнения Русскому драмтеатру Якутска — 130, и это старейший театр Дальнего Востока.

Театр Олонхо — это Европа и Азия в одном флаконе, синтез традиционного японского театра кабуки и классического русского драмтеатра. Артисты играют спектакли на основе олонхо, исполняя тойук — песню-импровизацию, сложный и уникальный вид пения. Театру рукоплескали в Париже, Греции, Японии, Китае. Сейчас главой Якутии Айсеном Николаевым принято решение о строительстве крупнейшего театрально-музыкального объекта Дальнего Востока — Арктического центра эпоса и искусств. В нем будет три огромных зала, в Том числе на 350 мест для Театра Олонхо.

ХОМУС — ГОЛОС КОСМОСА

По соседству с Днем Олонхо в календаре якутских праздников — День Хомуса. Его отмечают 30 ноября. Именно в этот день в 1990 году в столице республики открыли Музей и Центр хомуса народов мира — единственный в мире и обладающий уникальной коллекцией этого музыкального инструмента 55 народов планеты.

Для жителей Якутии хомус — больше, чем просто древний музыкальный инструмент. Он настоящий символ якутской культуры, прошедший испытание временем. В республике много хомусистов как среди взрослых и детей. Там гордятся изготовителями хомуса — носителями древних традиций, и, конечно, своими виртуозами, чьи имена известны далеко за пределами республики и даже за границами России. Выступления современных звезд этно-музыки завораживают благодаря эффектным аранжировкам, сочетанию колдовского звука с ритмической основой и звукоподражанием: исполнители мастерски передают ржание лошади, вой волков, крики птиц или свист резкого северного ветра.

КУЛЬТУРА ПРАЗДНЕНСТВ И КРАСОТА РЕМЕСЕЛ

Самый значимый и любимый праздник в Якутии и один из главных символов региона — Ысыах, который традиционно празднуется 21 июня, в день летнего солнцестояния. Он символизирует наступление лета после долгой и суровой зимы, единение человека с солнцем, круг самой жизни. Обильные угощения и кумыс, танцы, народные игры, конные скачки, соревнования сильных и ловких парней — все это обязательные атрибуты праздника.

Кульминационным моментом является якутский осуохай — древний ритуальный танец. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе, одновременно и молитва, и медитация. Совершая размеренные движения, люди движутся по ходу солнца.

Своими корнями осуохай уходит в глубокую древность. В старину он длился сутками, участники сменяли друг друга, но магический круг не прерывался. В 2012 году официальный представитель Книги рекордов Гиннесса Джек Брокбанк зафиксировал количественный рекорд: 15 тыс. человек одновременно были участниками магического танца, водили хороводы на 36 кругах, диаметр самого большого из них составил 97 метров.



Кстати, сам якутский нож — тоже неотъемлемая часть культуры народа саха. Отличительная его особенность — асимметричная заточка лезвия: с одной стороны лезвие плоское, другая сторона — выгнутая. Ножи делают в многочисленных кузницах и мастерских по всей Якутии, бережно сохраняя традиции их изготовления.

Также тщательно сохраняют и развивают в республике уникальное и древнее ювелирное искусство. Искусные ювелиры, якутские мастера создают удивительные в своей самобытности женские ювелирные украшения из серебра, работают и с золотом, и с драгоценными камнями, и с мамонтовой костью. Фестиваль мастеров-косторезов — ежегодная традиция региона, на который съезжаются десятки уникальных авторов со всей страны. Серебро — любимый материал якутских ювелиров, традиционные украшения якутской женщины всегда сделаны из этого материала. Удлиненные крупные серьги с подвесками, широкие пластинчатые браслеты, массивные нагрудные украшения — полный набор включал восемь предметов. В старину украшения служили оберегами, и каждый из орнаментов имеет символическое значение. Сегодня всемирно известный бренд — якутские алмазы, и изделия с бриллиантами, созданные местными ювелирами, зачастую — подлинные произведения искусства.

ОТВЕТ ГОЛЛИВУДУ

Кино уже несколько лет — такой же бренд региона, как алмазы. Начиная с 2000-х годов о якутском кино заговорили: сначала специалисты-искусствоведы, затем — фестивальная публика. Постепенно стало понятно, что самобытный якутский кинематограф превратился в настоящий культурный феномен. Шутники начали острить: мол, в Америке — Голливуд, в Индии — Болливуд, а в Якутии — Сахавуд. Но шутки в сторону: сегодня Якутия занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству снимаемых фильмов, и первое — по заполняемости кинозалов, вдвое превышая средние показатели по стране — 33% против 15%.

В Якутии проводится свой международный кинофестиваль, эмблемой и главным призом которого являются снежные очки, выполненные из серебра с вкраплениями циркониев в форме созвездия Большой медведицы и бриллианта, символизирующего Полярную звезду. В старину такие очки, которые защищали от снежной слепоты, использовали жители Крайнего Севера. Они представляли собой пластины древесной коры и других природных материалов с прорезанными в них узкими щелями для глаз. Сегодня это символ нового взгляда на мир и награда тем, кто способен разглядеть и рассказать важные для всех нас истории.

Фильм Дмитрия Давыдова рассказывает о деревенской юродивой, которая исцеляет людей ценой своей жизненной энергии. Жители села сторонятся знахарки, но по ночам приходят к ней с просьбами помочь избавиться от болезней. Женщина знает, что целительский дар однажды ее погубит, но продолжает делать то, в чем ее призвание.



Как шутят в Якутии, страсть к созданию историй, желание творить и делиться результатами с другими — у жителей в крови. В республике, где каждый в душе немного олонхосут, желание творить собственные миры, сочинять и рассказывать долгие истории — часть национального характера, а богатые традиции — основа для развития культурных феноменов в настоящем и в будущем.


Согласно археологическим данным, национальность якутов возникла в результате соединения местных племен, живших у среднего течения реки Лены, с южными тюркоязычными переселенцами. Со временем созданная новая народность разделилась на несколько групп. Например, оленеводы северо-запада и т. д.

Якуты, описание народности

Якуты считаются одним из самых многочисленных сибирских народов. Их численность достигает свыше 380 тысяч человек. Якуты живут в Иркутской, Хабаровской и Красноярской областях, но в основном в Республике Саха. Язык якутов относится к тюркским наречиям, входящим в алтайскую семью. Основные занятия якутов – разведение лошадей и крупного рогатого скота, рыбалка и охота. В современное время главное богатство якутов – это алмазы. Очень развита добывающая промышленность. Жилище якутов – это юрты, которые могут быть небольшими и наоборот, разными по высоте. Юрты строятся из дерева.

традиции и обычаи якутов

Кому поклонялись якуты с древних времен

У якутов важное место в веровании до сих пор занимает почитание природы. Все традиции и обычаи якутов тесно с ней связаны. Они считают, что природа живая, и у всех земных объектов есть свои духи и внутренняя сила. Одним из главных с давних времен считался хозяин дороги. Раньше ему даже делали жертвенные подношения, оставляя на перекрестках конские волосы, лоскутки материи, пуговицы и медные монеты. Аналогичные действия совершались для хозяев водоемов, гор и т. д.

Гром и молнии в представлении якутов преследуют злых духов. Если во время грозы раскалывается дерево, считается, что оно обладает лечебной силой. Ветер в представлении якутов имеет четырех духов, которые охраняют земной покой. У Земли есть женское божество – Аан. Она следит за ростом и плодовитостью всего живого (растений, животных, людей). Весной для Аан устраиваются специальные подношения.

У воды есть свой хозяин. Дары ему приносят осенью и весной в виде берестяной лодочки с вырезанным на ней изображением человека и прикрепленными кусками материи. Ронять острые предметы в воду считается грехом.

Хозяином огня является седовласый старик, изгоняющий злых духов. К этой стихии относились всегда очень почтительно. Огонь никогда не тушили и в прежние времена переносили с собой в горшках. Считается, что он покровитель семьи и домашнего очага.

жилище якутов

Духом леса якуты называют Баай Байянай. Он помогает в промысле и на охоте. В древности выбиралось священное животное, которое нельзя было убивать и употреблять в пищу. Например, гусь, лебедь, горностай и некоторые другие. Орла считали главой всех пернатых. Медведь был всегда самым почитаемым у всех групп якутов. Его когти и другие атрибуты используют как обереги до сих пор.

Праздники

Праздники якутов тесно связаны с традициями и обрядами. Самый главный – это Ысыах. Он проходит раз в год и отражает мировоззрение и картину мира. Отмечают его в самом начале лета. Согласно древним традициям, на поляне в окружении молодых берез устанавливается коновязь, которая символизирует Мировое дерево и оси Вселенной. В современное время она стала еще и олицетворением дружбы народов, проживающих в Якутии. Этот праздник считается семейным.

народ якуты

Ысыах всегда начинается с окропления кумысом огня и четырех сторон света. Затем следует просьба к Божествам о ниспослании благодати. На празднование надевается национальная одежда и готовятся традиционные блюда и кумыс. Трапеза проходит обязательно за одним столом со всеми родственниками. Потом начинают водить хороводы, устраиваются спортивные состязания, борьба, стрельба из лука и перетягивание палки.

Традиции и обычаи якутов: семьи

Якуты живут небольшими семьями. Хотя до 19-го века было распространено многоженство. Но все они жили отдельно, и у каждой было свое хозяйство. В брак якуты вступают в период от 16 до 25 лет. При сватовстве уплачивается калым. Если семья малоимущая, то невесту могут похитить с последующей за нее отработкой.

Обряды и традиции

Народ якуты имеет множество традиций и обрядов, из описания которых может выйти даже отдельная книга. Часто они связаны с магическими действиями. Например, для ограждения жилья и домашнего скота от злых духов якуты используют целый ряд заговоров. Важные составляющие при этом – орнамент на одежде, украшения и утварь. Также проводятся обряды для хорошего урожая, приплода скота, рождения детей и т. д.

праздники якутов

До сих пор у якутов сохраняются многие традиции и обычаи. Например, камень Сат считается волшебным, и если на него посмотрит женщина, то он теряет свою силу. Его находят в желудках или печени животных и птиц. После извлечения он заворачивается в бересту и заматывается конским волосом. Считается, что посредством определенных заклинаний при помощи Сата можно вызвать дождь, ветер или снег.

Многие традиции и обычаи якутов сохранились с древних времен. Например, у них существует кровная месть. Но в современности ее заменили на выкуп. Якуты очень гостеприимны, любят обмениваться подарками. Родильные обряды связаны с богиней Айыы-сыт, которая считается покровительницей детей.

Коновязи

У якутов очень много различных коновязных столбов. И это не случайно, так как они еще с древних времен являются одной из основных составляющих культуры народа. С ними связаны верования, многие обряды, традиции и обычаи. Все коновязи имеют разный орнамент, украшения, высоту, форму.

национальный костюм якутов

Всего существует три группы таких столбов. В первую (надворную) входят те, которые устанавливаются у жилища. К ним привязывают коней. Во вторую группу входят столбы, использующиеся для проведения различных религиозных обрядов. И в третью – коновязи, которые устанавливаются на главном якутском празднике Ысыах.

Юрты якутов

Поселения якутов состоят из нескольких домов (юрт), расположенных на большом расстоянии друг от друга. Жилище якутов создается из круглых стоячих бревен. Но используются в строительстве только мелкие деревья, так как рубка больших считается грехом. Двери расположены с восточной стороны, навстречу солнцу. Внутри юрты находится обмазанный глиной камин. Жилище имеет много небольших окон. Вдоль стен расположены широкие лежаки разной высоты. У входа – самый низкий. На высоком спит только хозяин юрты. Лежаки отделены друг от друга перегородками.

Национальная одежда

Национальный костюм якутов состоит из однобортного кафтана. Раньше для зимы он шился из меха, а для лета – из шкуры коня или коровы. Кафтан имеет 4 добавочных клина и широкий пояс. Рукава широкие. На ноги надеваются кожаные штаны и меховые носки. В современное время якуты используют для пошива одежды ткань. Начали носить рубахи с воротниками, подпоясанные ремнем.

якуты описание

Свадебные шубы для женщин шьются длинными, до пяток. К низу расширяются. Рукава и воротник украшаются парчой, красным и зеленым сукном, серебряными украшениями, позументом. Подол подбивается соболиным мехом. Эти свадебные шубы передаются по наследству. На голове вместо фаты носят меховые шапки с высоким верхом из черного или красного украшенного сукна.

Фольклор

Рассказывая про традиции и обычаи якутов, нельзя не упомянуть про их фольклор. Главным в нем является эпос олонхо, который считается разновидностью поэзии, а в исполнении похож на оперу. Это искусство сохранилось еще с древности. Олонхо включает в себя множество традиционных сказаний. И в 2005 году это искусство было признано наследием ЮНЕСКО.

Поэмы длиной от 10 до 15 тысяч строк исполняют народные сказители. Стать ими могут далеко не все. Сказители должны иметь ораторский дар, уметь импровизировать, иметь актерский талант. Речь должна быть разной тональности. Большие по объему олонхо могут исполняться в течение семи ночей. Самое крупное и известное произведение состоит из 36 тысяч стихотворных строк.

Читайте также: