Народная музыка норвегии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Истоки норвежской народной музыки, связь процесса ее развития с формированием данных народностей. Описание различных инструментов, используемых в ней, а также их влияние на строй народной музыки в целом. Выдающиеся норвежские скрипачи, их достижения.

Рубрика Музыка
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 23.03.2018
Размер файла 13,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Народные инструменты в норвежском фольклоре

Истоки норвежской народной музыки восходят к далеким временам формирования скандинавских народностей. Еще в период распада первобытнообщинного строя у древних норвежцев сложилась богатая мифологическая, героико-эпическая поэзия [1] .

Подлинные музыкальные памятники норвежского средневековья почти полностью утрачены, и древнейшие образцы эпических песен до нашего времени не дошли. Но в народном искусстве эти традиции стойко хранились в течение многих веков.

Пристальный интерес к национальной народной тематике проявился в норвежском искусстве уже в первые десятилетия 19 века. Изучение народного эпоса и народной сказки шло параллельно с исследованиями в области народной песни и инструментальной музыки.

Различные музыкальные инструменты струнной, духовой, ударной группы с древних времен вошли в быт норвежского народа; огромное влияние они оказали на весь строй народной музыки в целом. Инструментальным аккомпанементом нередко сопровождалось исполнение песен.

Большой любовью в народе издавна пользовались духовые инструменты - охотничий рог, флейта, свирель. Среди них особенно известны лур - труба пастухов, приллар - духовой инструмент из рога животных, деревянные инструменты типа флейты - селье.

Некоторым инструментам народ в старину придавал магическое значение.

Возникновение лура относится археологами еще к бронзовому веку. Первоначально это был металлический инструмент изогнутой формы, употребляемый для военных и охотничьих сигналов. В настоящее время лур известен среди пастухов в горных районах Норвегии. Он представляет собой прямую деревянную трубу до двух метров длины, обвитую берестой. Мелодии, исполняемые на луре, носят призывно-фанфарный характер. Строй инструмента - по ступеням натурального звукоряда - дает возможность исполнять только простейшие мелодии типа сигнала, клича, но тембр, его мягкостью и сочностью, отчасти напоминает звук валторны.

Среди старинных струнных инструментов выделяется щипковый инструмент, известный еще в эпоху викингов, - лангелейк. Лангелейк - инструмент продолговатой формы с резонатором и восемью струнами, из которых одна, основная, служит для мелодии, а другие, имеющие постоянную настройку, - для аккомпанемента. Звук извлекается пальцами правой руки. Инструмент при этом лежит горизонтально, подобно древнерусским гуслям.

Мелодии, исполняемые на лангелейке, - не отличались ни особой изысканностью ритма, ни той сложной цветистой орнаментикой, которая столь характерна для норвежской скрипичной музыки. В настоящее время этот инструмент вышел из употребления. Даже в конце 19 века стоило большого труда найти исполнителя на лангелейке [2] .

Однако главным норвежским инструментом является скрипка. На скрипке исполнялись все популярные в народе танцы, марши, песни; выступлениями скрипачей неизменно сопровождалось в деревенском быту каждое празднество, каждое семейное торжество.

Реальным отражением наиболее ярких типологических черт норвежского фольклора явилось творчество великого норвежского композитора Эдварда Грига.

В своих произведениях Григ широко пользовался жанровыми особенностями, интонационным строем, ритмическими формулами народных песенных и танцевальных мелодий. Типы мелодического движения зачастую напоминают характерные народные инструментальные наигрыши. Такие фактурные приемы, как выдержанный органный пункт в басу, квинтовый бас, идут от звучаний народной инструментальной музыки.

Подлинно норвежская, возникшая целиком на почве норвежского фольклора, музыка Эдварда Грига приобрела то широкое общечеловеческое значение, каким обладают только немногие классические произведения мирового искусства [6] .

О древнем происхождении Н. м. свидетельствуют муз. инструменты, найденные при раскопках на терр. Норвегии: бронзовые рога (2 в. до н.э.), древние арфы, лютни, скрипки, изображения инструментов на камнях (2 в.) и в орнаментах деревянных церквей (с 12 в.), скульптура нар. музыканта-шпильмана в Нидаросском (позднее Тронхеймском) соборе (12 в.). В сагах и поэмах исландско-норв. эпоса "Старшая Эдда" (кон. 11 в.) упоминаются муз. инструменты героев (рог Яллара, берестяной лур, в к-рый трубит Хеймдал, арфа Эгтера), а также музыкантов из свиты короля Хуглейка. Среди них: рога - луры, ручные горизонтальные арфы - крогарп (широкая) и её разновидности лангарп (продолговатая) и ланглейк (длинная); нар. скрипки - гигья и фидла (феле), в сопровождении к-рых скальды распевали свои поэмы. Древнего происхождения и инструменты пастухов - буккехорн (козий рог), приллархорн (рожок), приллар (бычий рог), берестяной лур, мунхарп (губная гармоника), селье (род флейты). В 16-17 вв. получила распространение ёгья, или хардингфеле, - скрипка из Хардангера (зап. побережье Норвегии) с игровыми и резонирующими струнами (как у виоль д'амур), обычно украшенная резьбой и инкрустированная перламутром. Сохранились сведения о странствующих нар. поэтах-певцах С. Фенесбане и X. Рунге, исполнителях на феле.
Норвегия издавна славилась своими скрипачами-виртуозами; среди нар. музыкантов известны К. Луросен, Н. Рекве, Т. Аудунсен (прозвище Мёлларгутен, т.е. "Мельник") и др. Инструментальные наигрыши передавались из поколения в поколение (в 19 в. их использовали У. Булль, выступавший с нар. скрипачом Мёл-ларгутеном, и Э. Григ). Нар. инстр. наигрыши (слотты, люарслотты, ланглейкслотты) сохранили причудливую образность и самобытность - мелодич., ладовое, интонац. своеобразие, связанное с особенностями нар. ладов (преим. с оборотами, соответствующими лидийскому ладу, с интервалами в 3/ 4 тона у лура и др.), особенности ритмики (синкопы, триоли, пунктированные ритмы).
Среди жанров нар. песен - колыбельные, шуточные, любовные, "богатырские", состязательные (когда певцы поочерёдно импровизируют варианты напевов), рыбачьи, а также духовные; особенно оригинальны пастушьи, богатые мелизматикой, осн. на звукоподражании перекличкам в горах и наигрышам рожков, заканчивающиеся развитой фиоритурой (жанры локк, хаукинг, лильинг). Своеобразны нар. танцы (особенно районов Хардангера, Тронхейма и Телемарка), к-рые за их стремительные темпы, скачки, синкопы называют "танцами горных духов", "танцами чёрта": спринггар, спрингданс ("прыгунец" - групповой танец в трёхдольном размере, исполняющийся парами), халлинг (сольный муж. танец в двухдольном размере - 2/4 или 6/8; требует силы и ловкости), быстрый иёльстер; среди других - свадебный марш-шествие и медленный старинный танец гангар (6/8).
Особенности нар. Н. м. обусловлены своеобразием природы и обособленностью горных районов страны, где дали гор и моря, фьорды, скалы, ущелья рождали песни о великанах, внушавшие смелость, мужество и страсть к путешествиям (характерные черты викингов), как и песни о горных духах, троллях и гномах, лесных девах-гульдрах, фантастич. птицах и животных. В эпич. песнях 12-16 вв. воспевались подвиги викингов (богатырские "чемпевисер"), рыцарей и первых королей - Харальда Хорфагера, Олафа, Хокона и др. Фантастичностью отличались старинные баллады и песни-поэмы ("Слово о сновидении", "Свадьба воронов", баллады о борьбе Сигурда со Змеем-Фафнером, гномом Брурой и др.). Из-за особенностей ист. развития Норвегии, находившейся в 1380-1814 под властью Дании, нац. проф. иск-во долго не получало развития. В то же время нар. Н. м. сохраняла свои оригинальные черты; пользовались популярностью нар. певцы и исполнители на нар. инструментах.
Ср.-век. церк. Н. м. развивалась в русле европ. влияний, на основе григорианского пения. Позднее норв. церк. музыканты, обучавшиеся во франц. монастыре Сен-Виктор, писали музыку в стиле франц. полифонистов ("Магнус-гимн", 12 в.; фрагменты из соч., связанных с культом св. Олафа в Тронхейме), затем в стиле мастеров нидерландской школы и Палестрины (мотет Экхиенуса - Орместарда из Упсалы, 1590).


Литература : Финдейзен H., Музыка в Норвегии. Очерки её развития, СПБ, (1910); Niemann W., Die Musik Skandinaviens, Lpz., 1906; Sandvik O. M., Schjelderup G., Norges musikhistorie, bd 1-2, Kristiania, 1921; E1ling С., Norsk folkemusikk, Kristiania, 1922; Kvamme В., Norwegian music, Oslo, 1949; Gaukstad Ш., Norsk folkemusikk, ein bibliografi, Oslo, 1951; Вjшrnda1 А., Norsk folkemusikk. Utgjeve som festskrift til 70-еrs dagen, Bergen, 1952; Lange K., Шstvedt А., Norwegian Music, L., (1958) (рус. пер. - Ланге К., Эствед А., Норвежская музыка, М., 1967); Шst-vedt А., Music and musicians in Norway today, Oslo, 1961; Grinde N., Norsk musikk historie. Hovedlinjer i norsk musikkliv gjennom 1000 еr, (Oslo o. a.), 1971. См. также лит. при статьях Григ Э. Х., Нурдрок Р.

Л. Г. Бергер.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Норвежская музыкальная культура


Музыка Норвегии

Норвежская музыкальная культура начала свое активное развитие в 1840-е годы и за короткое время прошла значительный путь, достигнув на рубеже XIX–XX столетий общеевропейского уровня. Самым ярким представителем музыкальной Норвегии за рубежом был и остается Эдвард Григ, имя и сочинения которого являются олицетворением норвежского в музыке. Его Соната для виолончели и фортепиано ля минор (1883), посвященная брату композитора Йуну, занимает прочное место в репертуаре виолончелистов благодаря прекрасному ансамблю двух инструментов: насыщенного по звучанию фортепиано и элегантной, технически разнообразной виолончели.


Я держу твою голову в своих руках,
А ты держишь мое сердце своей нежностью.
Так устроен мир:
Все в нем держит [несет] что-то или несомо чем-то.
Так море несет камни к своему берегу,
Так дерево несет созревшие осенние фрукты,
Так планета держится в космическом пространстве,
Так нас обоих несет что-то, и мы поднимаемся
Туда, где загадка держит загадку в своей руке.

Автор: Елена Кривцова. Источник: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

Норвегия

"Бог милостив ко мне, я продаю миллионы дисков — больше мне и не надо. Да, порой я вижу в журнале экстравагантную и безумно дорогую машину. Тогда я решаю поехать на гастроли в Америку, чтобы позволить себе купить ее: чего только не сделаешь, чтобы удовлетворить желание."

Интервью Криса Ри
Ближайшие концерты

31 октября 2013 18:30 Royal Albert Hall, London Chris Rea - Bluesfest 2013 Великобритания

Музыкальный мир
Видеогалерея

История возникновения норвежской музыки


Норвежская музыка появилась очень давно и охватывает много стилей, о чём свидетельствуют археологические раскопки, при которых было найдено различные виды скрипок, флейт и арф.

Самыми распространёнными мотивами этнической музыки в Норвегии считается лирика и эпос, что пустили свои корни ещё со времён викингов.

Когда в странах западной Европы происходило развитие академической музыки, Норвегия значительно отставала, поскольку была зависима от Дании. И только в конце XVIII века семья органистов и композиторов по фамилии Линнемановы положили начало в развитии норвежской академической музыки. Национальная музыка создавалась благодаря таким талантливым людям как:

· Хальфдан Хьерульф – композитор и дирижёр, который создал норвежский роман.

· Уле Булль – виртуозный скрипач и композитор.

· Рикард Нурдрок – композитор, что является автором песни Норвежского гимна.

· Эдвард Григ – великий композитор, дирижёр, музыкальный деятель, который создал множество народных песен и танцев.

· Кристиан Синдинг – это ещё один великий композитор после Эдварда Грига.

· Ф. Вален – композитор, применяющий в технике музыкальной композиции двенадцать тонов, которые гармонично сочетаются между собой.

Норвежский джаз прославился благодаря саксофонисту Яну Гарбареку, который получил мировое признание, поскольку работал в разных стилистических диапазонах: фри-джаз (современный стиль джаза), этно-джаз (музыка различных народов), симфоническая музыка, предназначена для оркестра.

Музыкальная группа Katzenjammer созданная в 2005 году, совмещает несколько стилей, где присутствуют элементы джаза, шансона и блюграсса. Изюминкой этой группы является умение каждого вокалиста играть на нескольких музыкальных инструментах, которые они меняют в процессе концерта.

Читайте также: