Народная музыка евреев кратко

Обновлено: 05.07.2024

Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По-видимому, тогда она не отличалась от музыкальной культуры соседних народов. С развитием иудаизма в еврейских царствах сформировалась особая традиция храмовой музыки, которая после разрушения Второго Храма была частично сохранена в музыке синагогальной, развивавшейся как на территории Израиля, так и в диаспоре. Позднее в регионе господствовала общеарабская музыкальная традиция, оказавшая влияние на европейскую музыку в эпоху крестовых походов.

Содержание

Музыка на территории Израиля и Палестины в разные исторические периоды

Музыка в библейский период

История музыкального искусства на территории современного Израиля начинается, по-видимому, со времён, предшествовавших приходу евреев в Землю Израильскую. Учитывая близкое родство культур средиземноморских и в частности семитских народов, Краткая еврейская энциклопедия высказывает предположение о близости музыки древнего Израиля и его соседей — финикийцев, египтян и месопотамцев, но при этом, отталкиваясь от принципиальных различий между монотеистами-евреями и другими народами региона, одновременно говорит и о возможных отличиях [1] .

О музыке культур, предшествовавших еврейской или сосуществовавших с ней на территории современного Израиля, позволяют судить археологические находки. Так, среди археологических находок, сделанных в районе Мегиддо, — рисунок на плите, сделанный четыре тысячи лет назад и изображающий человека, играющего на струнном инструменте [1] . Изображение было выполнено в ханаанейскую эпоху. Филистимлянский сосуд для благовонного масла, демонстрируемый в музее Ашдода, украшают четыре статуэтки музыкантов, играющих на разных инструментах. При раскопках филистимского Экрона был найден систр, а в Мегиддо — бронзовые кимвалы, датируемые 1200—1000 годами до новой эры [2] , и гравюра того же периода на слоновой кости, среди фигур которой музыкант, играющий на лире [3] .



    (ударные музыкальные инструменты, в которых источником звука служит сам корпус, — кимвалы, систры, колокольчики, погремушки) (ударные инструменты с натянутой кожей — барабаны или бубны) (свирель-угав, свистулька, труба-хацоцра, рожок и шофар, дошедший до современности в своём историческом виде; в эпоху Второго Храма были регламентированы три способа извлечения звуков из шофара при отправлении религиозных обрядов) (лира-киннор, арфа-невель, а позже, в эллинистический период, также псантрин, игра на котором, видимо, напоминала игру на гуслях; среди неидентифицированных инструментов — десятиструнный асор и семиструнный киннор, который принято считать родственным скрипке) [1][2] .



Отношение к музыке как к искусству среди евреев, однако, не всегда было положительным. Так, накануне вавилонского пленения и в его процессе духовные лидеры еврейского народа осуждали занятия музыкой, как недостойные народа в бедственном положении, и называли их одной из причин пленения:

. и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно.
Ис.5:12—13

Зарождение синагогальной музыки

В синагогальной музыке второй половины первого тысячелетия новой эры развился жанр пиюта — музыкально-поэтического произведения гимнового характера. Имена лучших пайтанов — авторов и исполнителей пиютов — становились известны далеко за пределами их общин. В середине первого тысячелетия такими авторами были Иосе бен Иосе и Элазар Калир, а позднее — Саадия Гаон, Раши, Маймонид; в наследии крупнейшего средневекового еврейского поэта Иехуды Галеви насчитывается 350 пиютов [1] .


Во второй половине первого тысячелетия новой эры в еврейских общинах предпринимаются попытки записи псалмодических напевов. Кантилляционные знаки — невмы — были заимствованы у византийцев, начавших разработку нотного письма раньше, в V веке. Система записи видоизменялась до X века, пока масоретами в Тверии не был разработан её окончательный вариант, известный как те‘амей ха-микра [1] .

Музыка арабской Палестины

Культура Палестины под властью Халифата, после его раскола — арабских государств, а позднее Османской империи, в целом была схожей с культурой окружающих арабских стран. Это же относится и к палестинской арабской музыке. Для крестьян-феллахов, ведших оседлый образ жизни, были характерны трудовые песни, сопровождавшие работу в поле и на оливковых плантациях, рыбную ловлю и выпас скота. До появления профессиональных певцов-исполнителей народные песни Палестины, как правило, не имели постоянного текста; исполнитель сочинял слова экспромтом, накладывая новый текст на один из традиционных ритмических рисунков. Наиболее распространённые жанры народных песен в Палестине — атаба (англ. Ataaba ) и далона (англ. Dal'ona ); для обоих жанров характерен четырёхстрочный куплет, три первых строки которого заканчиваются омофонично [7] .

Канун

Каманча

Особняком стояла свадебная музыка, в частности, дабке (араб. دبكة ‎‎) — коллективный танец, распространённый в странах Леванта. Этот танец часто сопровождается исполнением далоны, а также ещё одного вида народных песен — зариф эт-тул. Другие традиционные свадебные песни Палестины — саджа и загарит [7] ; во время свадебных процессий исполняется песня-мхораби (mḥorabih), для которой характерны медленный темп и импровизированный текст из отдельных двенадцатисложных строк или рифмующихся двустиший по восемь слогов в строке [9] . Отдельную группу составляют песни, традиционно исполняемые во время церемонии бритья жениха [10] . Среди использовавшихся инструментов были струнные канун (родственный цитре), уд (близкий к лютне) и ударные дарбука, нагара, даф и кастаньеты [8] .

В XIX и начале XX века с народной музыкой в Палестине сосуществовало творчество профессиональных арабских музыкантов и композиторов. Из числа последних можно выделить братьев Мухаммада и Ахмеда Флейфелей, выходцев из Ливана, чью музыку изучали в школах Палестины, Сирии и Ливана в первой половине XX века. Среди их творчества — песни на слова палестинского поэта Ибрагима Тукана, а также ливанских и сирийских поэтов. В самой Палестине в этот период работали два арабских композитора, которые писали песни для школьных хоров и оркестров, — Сальвадор Арнита (1914-1984) и Юсеф Батрони. Центром арабской музыкальной культуры в Палестине накануне создания Государства Израиль был Бирзейтский колледж, где преподавал Арнита [12] .

Музыка крестовых походов

В Средние века Святая земля стала ареной политических и военных конфликтов между арабами-мусульманами и европейцами-католиками, на некоторое время создавшими на её территории государства крестоносцев. К этому периоду относится создание музыкальных произведений в западноевропейской традиции, связанных с крестовыми походами. До настоящего времени эти произведения дошли в основном как часть репертуара трубадуров и труверов [13] .

Мы должны идти туда,
продать своё добро,
чтобы обрести Храм
и уничтожить сарацин.

Illic debemus pergere
nostros honores vendere
templum dei adquiere
Sarracenos destruere.



Музыка еврейского ишува: с конца XIX века до Второй мировой войны




Приток в Палестину профессиональных музыкантов привёл к борьбе за немногочисленные рабочие места, и уже в середине 1920-х годов был сформирован Профсоюз работников искусства, объединивший более 60 музыкантов, включая примерно 20% женщин. Профсоюз боролся за контракты для своих членов на участие в торжественных мероприятиях и за рабочие места в музыкальных коллективах театров и кафе. В определённый момент его руководство даже подало петицию, предлагавшую оповестить музыкантов в Польше (откуда шёл основной приток исполнителей в эти годы) о том, что в Палестине они не смогут найти работу, и тем самым предотвратить прибытие новых конкурентов. Такое предложение шло вразрез с идеологией сионизма и было отвергнуто, хотя в итоге был достигнут компромисс, предусматривавший ограничение на выдачу въездных виз музыкантам сроком на один год. Профсоюз также пытался воспрепятствовать демонстрации в палестинских кинотеатрах звуковых фильмов, которым больше не требовался аккомпаниатор; официальным предлогом было то, что фильмы на иностранных языках мешают укоренению иврита [33] .


Накануне создания Государства Израиль и в первые десятилетия независимости



Современная израильская музыкальная культура

Государственная поддержка израильской музыки

В середине 1990-х годов, с развитием в Израиле компаний, поставляющих услуги кабельного и спутникового телевидения, Управление общественного вещания приняло решение о создании ряда специализированных кабельных каналов, включая канал израильской и средиземноморской музыки. Канал ведёт трансляции с 2002 года и входит в обязательный пакет услуг телепровайдеров. Под израильской музыкой подразумевается, согласно лицензии канала, любая музыка со словами на иврите или музыка, сочинённая или исполняемая израильтянами, а также исполненная на территории Израиля (впоследствии было допущено, что до 10% сетки вещания может занимать музыка, не подпадающая под эти определения) [52] .

С 1954 года Премия Израиля присуждается в том числе и за заслуги в сфере музыки. Первым лауреатом Премии Израиля в области музыки стал Эден Партош [54] , а в общей сложности её лауреатами стали почти 20 музыкантов и композиторов, а также (в 1958 году) Израильский филармонический оркестр. В 1994 году премии был удостоен музыковед Ханох Авенари [55] . В 2002 году при министерстве науки, культуры и спорта Израиля была создана по решению кнессета комиссия, в задачи которой входил поиск путей по сохранению ивритской песенной культуры. В 2005 году министерство культуры учредило премию за популяризацию песен на иврите [56] .

Музыкальное образование

С момента основания государства обеспечение музыкального образования населения было одной из официальных задач правительства Израиля, что выразилось в учреждении поста генерального инспектора по музыкальному образованию при министерстве образования. Со временем вместо отдельной должности был учреждён Музыкальный департамент Совета по культуре и искусству — совещательный орган при правительстве Израиля [57] .

Первые программы музыкального образования в Израиле включали в себя, помимо изучения западной музыкальной культуры, также преподавание песен Земли Израиля, арабской и индийской музыки и традиционной еврейской музыки — в частности, библейской кантилляции [⇨] . Несмотря на создание этих амбициозных программ, преподавание музыки в школах в первые десятилетия существования Израиля сводилось в основном к разучиванию местных хоровых песен [58] .

С прибытием большой массы музыкантов из бывшего Советского Союза с начала 1990-х годов министерством культуры Израиля была поставлена задача обеспечить базовое музыкальное образование всем учащимся начальных школ. К концу 1990-х годов эта задача была воплощена в жизнь в 57 еврейских и 12 арабских населённых пунктах, в общей сложности для 45 тысяч учащихся. Почти в ста школах действовала программа подготовки к экзамену по музыке, входящему в аттестат зрелости [53] .

Индустрия звукозаписи

Национальные и международные музыкальные мероприятия

В современном Израиле за год проводится около 70 различных фестивалей, около сорока из которых — музыкальные. Тематика израильских музыкальных фестивалей разнообразна и включает духовную музыку (в том числе классическую литургию), музыку эпохи Возрождения и более позднюю классическую музыку, современный рок, джаз, фолк- и поп-музыку. Значительная музыкальная составляющая входит и в крупнейший из междисциплинарных фестивалей в стране — ежегодный Фестиваль Израиля [45] .

Важной вехой в завоевании Израилем места в мировом музыкальном календаре стало учреждение в 1959 году первого в мире международного конкурса арфистов. Санкцию на проведение конкурса давал лично Давид Бен-Гурион, сочтя, что именно конкурс арфистов наиболее соответствует сложившемуся образу Земли Израильской, родины Давида-арфиста (хотя известно, что библейский кинор арфой не был). Конкурс-триеннале остаётся по сей день одним из престижнейших в мире соревнований молодых арфистов [45] . В 1974 году в Израиле впервые прошёл международный конкурс пианистов. Учредителем конкурса и председателем первых двух жюри стал Артур Рубинштейн, а после его смерти конкурс, проводящийся раз в три года, носит его имя [64] .

ЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА. Многочисленные свидетельства, приводимые в еврейской Библии (христианском Ветхом Завете), позволяют сделать вывод, что в древности у евреев исполнялась музыка разных жанров, с использованием различных музыкальных инструментов. Музыкой сопровождались литургические службы, народные празднества, пророческие речи, венчание на царство, триумфальное возвращение воинов домой, народные увеселения, свадьбы, похороны. Чаще всего для сопровождения песен или танцев использовались поперечная флейта (угав), продольная флейта (халиль), лира (киннор), арфа (невель), цитра (невель асор), барабан (тоф) и цибмалы (цельцелим или мецильтаим). Бараний рог (шофар), который используется у евреев по сей день, и серебряная труба (хацоцра) были сольными инструментами (см. также МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ). Трудно установить, что в действительности представляла собой бытовая музыка древних евреев, исполняемая в их повседневной жизни. Однако бросаются в глаза общие черты в кантилляции (чтении нараспев) текстов Писания, которая практикуется до сих пор в разбросанных по всему миру еврейских общинах; сходство обнаруживается и при сравнении кантилляции с ранними христианскими песнопениями, уходящими своими корнями в древнееврейскую традицию. Это значит, что древние мелодии культового характера не исчезли. Особый интерес в связи с этим представляют две старейшие системы библейской кантилляции для Торы, используемые, соответственно, йеменскими и иранскими евреями. Основной лад этих систем, подобно ладу григорианского песнопения, носит явно пентатоническую природу, что характерно для архаичных и примитивных форм, распространенных повсеместно. Вероятно, правила библейской кантилляции закрепились во времена Ездры (5 в. до н.э.), хотя фактически они существовали уже гораздо раньше, пусть и не в столь строгом виде. Музыкальную основу кантилляции составляют краткие неизменные мотивы (теамим, негинот). В разные исторические периоды число их варьировалось, в настоящее время число их не превышает 28. В библейском предложении они играли роль и знаков препинания, внося ясность в его синтаксическое, логическое и риторическое членение. Начиная с 9 в. н.э., знаки кантилляции (акценты), прежде передаваемые изустно, стали изображаться в виде значков в тексте еврейской Библии (над строкой и под ней), подобных невмам в византийской традиции.

Средние века.

Наряду с системой библейской кантилляции, а отчасти под ее влиянием в еврейской музыкальной традиции выработалось несколько способов речитативного исполнения молитв (нусхаот), основные мелодии, применявшиеся в различных частях литургии будней, субботы и праздников. Сейчас для этих мелодий характерны 7-ступенные лады, но присутствует и пентатоника, реликт архаичного еврейского мелоса; вместе с тем, в них наблюдаются случайные хроматические изменения, что связано с использованием увеличенной секунды в более поздний период. Эти нусхаот, изначально очень простые по структуре, приобрели особое значение после разрушения иерусалимского Храма в 70, когда было прекращено храмовое богослужение и все богослужение сосредоточилось в синагогах. В Средние века, когда строго запрещалось использование музыкальных инструментов для сопровождения, необходимость правильного исполнения молитв стала причиной появления профессиональных канторов (хаззанов). С течением времени хаззаны стали дополнять основные мелодии богатой орнаментикой; эти обработки развились в особое искусство импровизации во время исполнения молитв (хаззанут). Начиная примерно с 6 в. средневековые канторы способствовали расширению литургии, дополняя ее написанными в тот же период еврейскими религиозными поэтическими текстами (пиют). Если раньше в пении молитв и чтении отрывков из Библии господствовал неритмичный монотонный стиль, то теперь в богослужение стали проникать совершенно новые мелодии, имевшие четкую ритмическую организацию. Важно отметить, что в то время как ритм вводимых в употребление новых еврейских мелодий в значительной степени формировался по образцу метрики арабской поэзии, используемой в пиюте, ритм древнееврейской поэзии оказывал сильнейшее влияние на строй средневековых христианских гимнов. Наиболее значительным проводником этого влияния, которое, возможно, заключало в себе немало чисто музыкальных черт, был византийский поэт и музыкант Роман Сладкопевец (ум. ок. 560), еврей, принявший христианство. Роман был диаконом и пользовался авторитетом в церковных кругах; он – создатель кондака, жанра византийской гимнографии. Среди известных евреев-музыкантов были аль-Мансур, лютнист и певец при дворе Хакама I и Абд-ар-Рахмана II, эмиров Кордовы (9 в.); Абу-ль-Фадль Хасдай из Сарагосы (11 в.), известный теоретик музыки; Исхак ибн Сим'ан из Кордовы (12 в.), знаменитый сочинением мелодий во всех стилях. В числе выдающихся музыкантов-евреев позднего Средневековья – представитель немецкого миннезанга Зюскинд из Тримберга (Южная Германия, 13 в.) и Шем Тов де Каррион, один из самых прославленных трубадуров Испании 14 в., основным источником вдохновения для которого служили библейские и раввинистические тексты.

От эпохи Возрождения до начала 20 в.

20 век.

Значительный поворот в развитии еврейской музыки произошел на рубеже 20 в., когда Ю.Д.Энгель (1868–1927), композитор и музыкальный критик, выходец из России, неожиданно открыл источник неисчерпаемого богатства в еврейской традиционной музыке: в исполняемых в семейном кругу полурелигиозных песнях (земирот), в мистических мелодиях хасидов и в бесчисленных светских напевах, создаваемых народом на все случаи жизни. Энгель стал страстным собирателем еврейских народных песен и включал их в собственные произведения. Энгель убеждал своих собратьев по творчеству использовать этот материал как основу культивируемой еврейской музыки. Его призыв быстро нашел отклик в среде еврейских композиторов России, и в 1908 в Петербурге было основано Общество еврейской народной музыки. Позднее несколько его отделений появились в других городах. Целью общества было создание подлинно национальной еврейской композиторской школы. За десять лет существования вплоть до Октябрьской революции члены общества собрали множество еврейских народных песен, как религиозных, так и бытовых, во многих регионах России. Общество публиковало обработки этих народных песен. Среди композиторов, работавших в данной области, были И.Ю.Акрон, М.Ф.Гнесин, А.А.Крейн, М.А.Мильнер, С.В.Розовский, Л.С.Саминский и Я.Вейнберг. Некоторые из этих композиторов впоследствии эмигрировали в Палестину и в США и сыграли значительную роль в формировании направления еврейской музыки, которое заметно в произведениях таких известных музыкантов этих стран, как А.У.Биндер, Леонард Бернстайн, Берн Хаим, Юлиус Хайес, Гершон Эфрос, Изадор Фрид, Фредерик Якоби и Лазарь Вайнер. Основная идеология этого общества, придающая особое значение музыкальной ценности еврейского национального почерка, нашла отражение также в других странах, и, вполне вероятно, повлияла на тенденцию использования еврейских элементов, прослеживающуюся в творчестве Э.Блоха, Г.Шалита и М.Кастельнуово Тедеско. Она дала также мощный импульс исследованиям в области еврейской музыки, среди музыковедов, работавших в этом направлении, наиболее известны А.З.Идельсон, Р.Лахман, С.В.Розовский и Э.Вернер.

-Всегда под рукой

-Стена

Чем больше пользователей посмотрят,- тем выше рейтинг автора дневника.И закрытие его по крайней мере недальновидно. И сам не ам и другим не дам.Слава Богу ,-что в интернете доступно всё, и мещанские выходки некоторых,не как не влияют на настроение )))

-

-Статистика

=Еврейская музыка=

Еврейская музыка — это музыкальное искусство еврейского народа, расселившегося в разных странах и творчество еврейских композиторов, создающих свои произведения на основе еврейской фольклорной музыки.

klezm4 (367x526, 90Kb)


Развитие и становление еврейской музыки было обусловлено историческими событиями. Культовая, светская и бытовая музыка формировалась после изгнания еврейского населения из Палестины в 586 году до н. э. вавилонским царем Навуходоносором II. Еврейские диаспоры появились в соседних странах и в Европе. Условия жизни и быта в местах проживания существенно повлияли на еврейскую музыкальную культуру, которая впитала в себя и ассимилировала музыку многих народов — иранского, арабского, кавказского и народов европейских стран.

Более значительным и глубоким было влияние арабской, а позднее европейской, главным образом немецкой, музыкальной культуры. В свою очередь, элементы еврейской музыки органично вошли в искусство других народов. К примеру, одним из источников византийских церковных песнопений было еврейское синагогальное пение. Свои самобытные черты еврейская музыка сохранила на протяжении тысячелетий благодаря общинной замкнутости, бытовому своеобразию и особенностям религиозно-этического уклада. Так называемые кагалы или еврейские общины существовали в феодальной Европе, были распространены в Польше, появились в западных российских губерниях.

flut1 (400x507, 31Kb)


В ходе исторического процесса постоянно происходила ассимиляция еврейской национальности с народами тех стран, где поселились евреи. В средние века сформировались отдельные культурные центры с преобладанием еврейского населения в южной Франции и на юге Германии. Еврейские музыканты, будучи воспитанными в культурных традициях других народов, сыграли свою значительную роль в создании различных национальных культур. Были широко известны и популярны, к примеру, византийский поэт, певец и создатель гимнов Роман Сладкопевец (V-VI вв.), представитель немецкого миннезингерства Зюскинд (XIII в.), французские труверы Бонифас де Нарбона и Матье Еврей, итальянский певец и поэт Саломон Эбрео и многие другие.

klez12 (341x500, 32Kb)


Ранняя еврейская музыка, сохранившихся в синагогальных образцах, характеризуется ассиметричностью формы и одноголосием. Она обладает богатой мелодической орнаментикой, насыщена специфической ритмикой, которая несет в себе отголосок речевой интонации. Эти отзвуки, полные напряженной и несколько экстатичной эмоциональности, имеют в истоке устную традицию кантилляции или речитативного исполнения библейских отрывков. Преобладание в еврейских напевах трагической ноты, скорбного колорита и повышенной экспрессивности в большей степени присущи еврейскому мелосу, нежели внешние ладовые черты. Древнейшие напевы строятся на 5-ступенных пентатонных ладах, позднее напевы становятся диатоничными. Хаззанут, одна из частей синагогального богослужения, исполняющаяся кантором в импровизационной манере, уже представляет собой смешение мелодических наслоений различных и влияния культуры соседних народов.

klezm8 (631x450, 62Kb)


Особенности еврейского мелоса, получившие выражение в древне-культовых тропах и напевах, проявляются в опосредованном и измененном виде также в еврейской обрядово-бытовой, вокальной и инструментальной музыке. О последней можно сказать, что она формировалась в пределах Российской империи, где осели практически 70% от общего еврейского населения остальных стран, на территории Австро-Венгрии, Галиции, Карпат, районов Польши и Румынии. К жанрам обрядовой и бытовой еврейской музыки относятся скорбные плачи, баллады, застольные, солдатские, рабочие и революционные песни, танцевальные мелодии. В революционных песнях и песнях o войне и солдатчине, которые относятся к более позднему периоду, находят свое выражение социальный протест, антирелигиозные и антивоенные настроения. Музыка, бытовавшая среди евреев, населяющих российские территории, отличается большим своеобразием. Отмечается сильное влияние хасидизма, религиозно-мистического течения иудаизма, сторонники которого были против талмудистов и раввинов. На этой почве появляются особые хасидские мелодии — полусветское, полурелигиозное песнетворчество. Проникновение в народный быт хасидских мелодий оказало большое влияние на формирование еврейской обрядово-бытовой музыки.


В черте оседлости евреев в России выделяется искусство клезмеров — еврейских народных музыкантов-инструменталистов. Они выступали небольшими ансамблями с цимбалами, контрабасом, флейтой или кларнетом на деревенских и городских свадьбах, ярмарках, балах и других праздниках. Такие бродячие ансамбли можно было встретить далеко за пределами компактного проживания евреев. Возглавляли их скрипачи, зачастую весьма одаренные мастера инструментальных импровизаций, а репертуар, как правило, состоял из танцев. Творчество клезмеров воплотило в себе типичные черты бытовой еврейской музыки. Клезмерская музыка являла собой оригинальный музыкальный диалект подобно идиш, еврейскому разговорному языку. В ней переплавились и самобытно претворились украинские, молдавские, польские, немецкие, венгерские и другие влияния. Для клезмерских, преимущественно танцевальных мелодий типичными были симметричность построения и подчеркивание метрических акцентов. Все это достигалось различными способами. Например, группой мелких нот, следующих по одному или другому тетрахорду, дроблением ударных долей на одном звуке, делались скачки на большие интервалы вниз или вверх после затянутой ударной доли. Мелодии характеризовались перенесением увеличенной секунды в другой тетрахорд, изобилием синкоп и таких украшений, как трели даже на увеличенной секунде. Высокоэмоциональное воздействие подобной музыки определялось во многом чрезвычайно экспрессивной и яркой манерой исполнения.

viol4 (400x554, 77Kb)


Еврейская музыка исполняется на пуримшпиле — театрализованном музыкальном представлении, зачастую носящем националистический характер. Пуримшпиль известен еще со средних веков, в нем игровые импровизационные элементы сочетаются с обрядовыми песнями, драматическими сценами, а участники выступают в стилизованных масках и играют на различных инструментах. Первоначально исполнителями на пуримшпиле были ученики ешиботов, религиозных школ, позднее среди участников появились представители еврейской бедноты и ремесленников. Постепенно любители начали профессионализироваться. Также популярны были традиционные еврейские танцевальные мелодии фрейлехс, исполнявшиеся в основном на свадьбах. Это целая музыкальная игра, которая состояла из вокально-инструментальных номеров и танцев. Они перемежались разговорными репризами, а в мелодиях сливались песенность и танцевальность. На Карпатах и в Галиции было широко распространено искусство бадхенов — профессиональных шутов-балагуров и бродерзингеров — народных певцов-забавников. Творчество еврейских народных музыкантов нашло свое выражение в пьесах и опереттах A. Гольдфадена. Он был композитором-мелодистом и драматургом, основателем профессионального еврейского театра. Своеобразие еврейского музыкального фольклора всегда привлекало внимание русских композиторов, таких как М. И. Глинка, М. A. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. A. Римский-Корсаков, A. Н. Серов. Именно они в числе первых сделали художественную обработку еврейского музыкального фольклора и отразили в своих произведениях черты еврейского мелоса.

еврейский фольклор

Еврейский народ, являющий собой одну из древнейших цивилизаций, богат великим наследием. Речь идёт о народном творчестве, наглядно иллюстрирующем картины бытовой жизни, традиций и обычаев израильтян.

Такое своеобразное выражение подлинного народного духа породило множество танцев, песен, сказаний, анекдотов, пословиц и поговорок, которые по сей день являются объектами бурных исторических дискуссий.

Древнейшие музыкальные истоки: псалмы под аккомпанемент псалтири

Еврейский фольклор изначально был напрямую связан с религией, а периоды правления царей Соломона и Давида поспособствовали скорейшему его развитию. Истории известны псалмы, сочиненные самим Давидом и исполнявшиеся им же под звуки арфы (или псалтири, как её называли в те времена).

Стараниями Давида получила повсеместное распространение храмовая музыка, которая исполнялась священниками-левитами, формировавшими церковный хор, который насчитывал не менее 150 человек. Даже на войне им приходилось петь песни, выступая впереди войска.

На упадок еврейского фольклора во многом повлияло падение Иудейского царства и, как следствие, влияние соседствующих народов. Однако к тому времени он был настолько развит, что на сегодняшний день древнейшие мотивы еврейского пения широко известны в Израиле и являют собой преимущественно минорные мелодии, богатые колоратурой. Постоянное, гнетущее влияние на еврейский фольклор не лишило его необыкновенной самобытности.

Музыка в быту израильтян

Песнями евреи сопровождали все важные события в жизни: свадьбу, победоносное возвращение войска с войны, рождение ребенка, похороны. Одними из ярчайших представителей еврейского фольклора являлись клезмеры, которые, главным образом, выступали на свадьбах в составе 3-5 скрипачей. Песни их не были связаны с богослужением и исполнялись в весьма своеобразной форме.

Одной их широко известных песен, восхвалявших жизнь и всё сущее, считается ХаваНагила, написанная в 1918 году по мотиву старинной хасидской мелодии. Ее созданием мир обязан собирателю еврейского фольклора Аврааму Ц. Идельсону. Примечательно то, что, считаясь ярчайшим элементом еврейского народного творчества, песня таковой не является, хотя ее популярность среди израильтян поразительна, поэтому истоки и причины возникновения песни на данный момент являются предметом активных споров. Современный вариант несколько отличается от оригинальной версии.

Еврейские песни колоритны, они захватывают внимание своей традиционной по-восточному острой и напряжённой гармонией, формировавшейся на протяжении многих веков, хранящих в себе всю глубину исторических событий, через которые, несмотря ни на что, израильтяне прошли с поразительной стойкостью и жизнелюбием, утвердившись, как великая нация.

Читайте также: