Народная демократия и установление коммунистических режимов в восточной европе кратко

Обновлено: 05.07.2024

После окончания Второй мировой войны в Восточной Европе установились просоветские режимы. Среди подавляющего большинства населения стран этого региона симпатии находились на стороне СССР как государства, спасшего их от фашизма. На выборах, проходивших в первые годы после завершении войны, победу одержали коммунистические и социалистические партии. Для противостояния с силами Запада, страны Восточной Европы объединились в военно-политический блок под эгидой СССР. Обзору взаимоотношений и развитию стран Восточной Европы посвящён данный урок.

После окончания Второй мировой войны в Восточной Европе установились просоветские режимы. Среди подавляющего большинства населения стран этого региона симпатии находились на стороне СССР как государства, спасшего их от фашизма. На выборах, проходивших в первые годы после завершении войны, победу одержали коммунистические и социалистические партии. Для противостояния с силами Запада, страны Восточной Европы объединились в военно-политический блок под эгидой СССР. Обзору взаимоотношений и развитию стран Восточной Европы посвящён данный урок.

1. В каком политическом состоянии оказались страны Восточной Европы в первые послевоенные годы (до конца 1946 г.)?

2. Каково было положение советских республик Прибалтики после войны?

3. Какие общественные настроения были распространены в Восточной Европе после войны? Какими подходами руководствовался СССР при определении своей политики в Восточной Европе?

4. Как относились к СССР в странах Восточной Европы?

1. В Венгрии после войны коммунисты были не главной силой. Венгрия была союзницей Германии и венгерские части участвовали в боевых действиях на стороне Германии в Югославии и на территории Советского Союза. Однако еще в 1943 г. диктатор М. Хорти стал искать пути к выводу страны из войны, но безрезультатно.

В августе 1944 г. М. Хорти начал переговоры и с Москвой, прося ее согласие на оккупацию Венгрии. В октябре он официально заявил о выходе Венгрии из войны. В ответ на это в Будапешт вошли германские войска.

После падения М. Хорти и освобождения Венгрии советскими войсками первые свободные выборы состоялись 3 ноября 1945г. Большинство голосов на них получила Партия мелких хозяев. 1 февраля 1946г. в Венгрии была провозглашена республика с новым правительством. Коммунисты участвовали в нем, но не занимали главенствующих позиций.

В других странах коммунисты добились большего. В ноябре 1944г. в состав румынского правительства они были включены. Правда, уже с февраля 1945г. в Бухаресте был сформирован новый кабинет во главе с руководителем Фронта земледельцев П. Гроза. Это было уже по существу коммунистическое правительство.

Более сложно развивалась ситуация в Польше. К концу войны на право представлять интересы польского народа претендовали два польских правительства - одно прозападное эмигрантское в Лондоне (в 1943-1944 гг. его возглавлял лидер Польской крестьянской партии С. Миколайчик) и другое - просоветское Временное национальное правительство Польши.

1 августа 1944г. патриотические группы поляков, поддерживавших лондонское правительство, подняли в Варшаве вооруженное восстание против германских войск. Оно было начато с учетом наступления на Варшаву советских войск и в расчете на их поддержку. Между тем, Сталин принял решение не поддерживать восстание в Варшаве, чтобы не допустить усиления антисоветских сил в Польше. 14 сентября 1944г. войска СССР заняли один из пригородов Варшавы, и дальнейшее продвижение остановилось. Восстание продолжалось до 2 октября и было жестоко подавлено гитлеровцами при бездействии советских войск.




На выборах в Законодательное собрание Чехословакии в мае 1946г. коммунистам удалось стать первой по влиянию партией (38% голосов), хотя их победа была обеспечена голосами населенных чешских земель - в Словакии позиции коммунистов были слабее. Словаки настороженно относились к восстановлению единого государства с чехами, опасаясь чешского национализма.

Хотя премьер-министром Чехословакии стал председатель КПЧ К.Готвальд (чех), правительство было наполовину некоммунистическим, а пост министра иностранных дел в нем занял сын первого президента Чехословакии, словак Я. Масарик - сторонник прозападной ориентации.

2. Прибалтийские страны - Эстония, Латвия и Литва - были включены в СССР в 1940г. без учета мнения народов этих стран. После Второй мировой войны их нахождение в составе СССР открыто не оспаривалось правительствами других стран. Однако Соединенные Штаты Америки официально не признали законности присоединения Прибалтики к СССР, хотя и не сделали по этому поводу никаких представлений Москве.

Административные границы прибалтийских республик в составе СССР претерпели изменения. Другой стала линия административной границы между Эстонской ССР и Псковской областью РСФСР - к РСФСР отошел клин территории со смешанным русско-эстонским населением в районе с. Печоры со старинным русским православным Псково-Печорским мужским монастырем. В состав Литовской ССР был передан участок Куршской косы на Балтийском море и бывший Мемельский край (г. Мемель стал называться Клайпеда). Советская Литва также сохранила в своем составе Виленский край (совр. г. Вильнюс) с проживающим там многочисленным польским меньшинством, переданный ей советским правительством после разрушения Польского государства в 1939г.

Народная демократия - политический строй в странах Восточной Европы, при котором фактически руководящую роль выполняли местные коммунисты, опиравшиеся на поддержку СССР, при этом некоммунистические партии продолжали существовать под условием их лояльности по отношению к властям.

Относительно мягкий курс СССР до 1947г. диктовался необходимостью сотрудничества с западными союзниками в обустройстве Европы. Проведенные в 1945-1947гг. в восточноевропейских странах выборы в парламенты свидетельствовали о росте влияния коммунистов.

4. Советский опыт не казался жителям Восточной Европы идеальным. Но он производил впечатление: о сталинских репрессиях 1930-х годов знали мало и советский режим представлялся ориентированным на вовлечение граждан в государственную систему. СССР не был знамением светлого будущего, но он казался символом ухода от кошмарного прошлого.

В Советском Союзе, в лесах Прибалтики, скрывались отряды противников присоединения прибалтийских стран к Советскому Союзу, которые периодически нападали на части Советской Армии. На Западной Украине до 1947г. продолжали противостоять советской власти не ушедшие вместе с гитлеровцами отряды Украинской повстанческой армии под руководством националиста С. Бандеры.

Однако новые прокоммунистические режимы завоевывали поддержку масс. В странах Восточной Европы стали формироваться военизированные отряды местных коммунистов. Простые граждане охотно шли в формирования полиции и новые национальные вооруженные силы.

Советский Союз вел себя в Восточной Европе осмотрительно, не желая осложнений с Вашингтоном и Лондоном. СССР заботился о безопасности границ и делал это, строя из восточноевропейских стран геополитический заслон.

Минимум необходимых знаний по теме:

2. Республики Прибалтики, включенные в состав СССР вопреки желанию значительной части населения этих стран, подверглись массовым репрессиям и смене социально-экономического строя по образу СССР 1920-1930-х годов. Была изменена и административная граница этих республик с соседней РСФСР.

3. Население стран Восточной Европы восприняло доминирование СССР в своих странах без активного сопротивления. СССР воспринимался как победитель в войне и потенциально возможная модель государственно-общественного устройства.

4. Положение в Центральной и Восточной Европе отличалось неопределенностью. Коалиционные правительства в большинстве стран были неустойчивыми, и в них шли процессы соперничества между левыми и центристами. В ряде стран коммунистам не удалось получить явного преимущества, однако, рассчитывая на поддержку СССР, они не собирались упускать шанс захватить власть.

Вывод: в послевоенные годы восточноевропейские социалистические страны добились значительных успехов. При активной помощи СССР был восстановлен их экономический потенциал. Если до войны только Чехословакия обладала развитой промышленностью (восточные районы Германии, вошедшие в состав ГДР, были менее развитыми, чем западные), то во второй половине столетия современная промышленность была создана во всех странах Восточной Европы. Даже такие традиционно аграрные страны, как Болгария и Румыния, уверенно вступили на путь индустриального развития. Однако по темпам роста экономики и жизненному уровню уже с 1960-х гг. Восточная Европа стала резко отставать от Запада. Не­эффективность советской модели экономики, принятой восточно­европейскими коммунистами, стала одной из причин кризисов в странах социализма.

Домашнее задание:

! Прочитать вышеизложенную лекцию, записать в тетрадь минимум необходимых знаний и вывод по теме.

! Дать письменные ответы на вопросы: Почему, не смотря на значительные успехи в промышленном развитии при помощи СССР, Восточная Европа в послевоенные годы все-таки резко отставала от Запада по жизненному уровню? К чему это привело в скором времени?

Занятие № 51

План занятия:

1. В каком политическом состоянии оказались страны Восточной Европы в первые послевоенные годы (до конца 1946 г.)?

2. Каково было положение советских республик Прибалтики после войны?

3. Какие общественные настроения были распространены в Восточной Европе после войны? Какими подходами руководствовался СССР при определении своей политики в Восточной Европе?

4. Как относились к СССР в странах Восточной Европы?

1. В Венгрии после войны коммунисты были не главной силой. Венгрия была союзницей Германии и венгерские части участвовали в боевых действиях на стороне Германии в Югославии и на территории Советского Союза. Однако еще в 1943 г. диктатор М. Хорти стал искать пути к выводу страны из войны, но безрезультатно.

В августе 1944 г. М. Хорти начал переговоры и с Москвой, прося ее согласие на оккупацию Венгрии. В октябре он официально заявил о выходе Венгрии из войны. В ответ на это в Будапешт вошли германские войска.

После падения М. Хорти и освобождения Венгрии советскими войсками первые свободные выборы состоялись 3 ноября 1945г. Большинство голосов на них получила Партия мелких хозяев. 1 февраля 1946г. в Венгрии была провозглашена республика с новым правительством. Коммунисты участвовали в нем, но не занимали главенствующих позиций.

В других странах коммунисты добились большего. В ноябре 1944г. в состав румынского правительства они были включены. Правда, уже с февраля 1945г. в Бухаресте был сформирован новый кабинет во главе с руководителем Фронта земледельцев П. Гроза. Это было уже по существу коммунистическое правительство.

Более сложно развивалась ситуация в Польше. К концу войны на право представлять интересы польского народа претендовали два польских правительства - одно прозападное эмигрантское в Лондоне (в 1943-1944 гг. его возглавлял лидер Польской крестьянской партии С. Миколайчик) и другое - просоветское Временное национальное правительство Польши.

1 августа 1944г. патриотические группы поляков, поддерживавших лондонское правительство, подняли в Варшаве вооруженное восстание против германских войск. Оно было начато с учетом наступления на Варшаву советских войск и в расчете на их поддержку. Между тем, Сталин принял решение не поддерживать восстание в Варшаве, чтобы не допустить усиления антисоветских сил в Польше. 14 сентября 1944г. войска СССР заняли один из пригородов Варшавы, и дальнейшее продвижение остановилось. Восстание продолжалось до 2 октября и было жестоко подавлено гитлеровцами при бездействии советских войск.

На выборах в Законодательное собрание Чехословакии в мае 1946г. коммунистам удалось стать первой по влиянию партией (38% голосов), хотя их победа была обеспечена голосами населенных чешских земель - в Словакии позиции коммунистов были слабее. Словаки настороженно относились к восстановлению единого государства с чехами, опасаясь чешского национализма.

Хотя премьер-министром Чехословакии стал председатель КПЧ К.Готвальд (чех), правительство было наполовину некоммунистическим, а пост министра иностранных дел в нем занял сын первого президента Чехословакии, словак Я. Масарик - сторонник прозападной ориентации.

2. Прибалтийские страны - Эстония, Латвия и Литва - были включены в СССР в 1940г. без учета мнения народов этих стран. После Второй мировой войны их нахождение в составе СССР открыто не оспаривалось правительствами других стран. Однако Соединенные Штаты Америки официально не признали законности присоединения Прибалтики к СССР, хотя и не сделали по этому поводу никаких представлений Москве.

Административные границы прибалтийских республик в составе СССР претерпели изменения. Другой стала линия административной границы между Эстонской ССР и Псковской областью РСФСР - к РСФСР отошел клин территории со смешанным русско-эстонским населением в районе с. Печоры со старинным русским православным Псково-Печорским мужским монастырем. В состав Литовской ССР был передан участок Куршской косы на Балтийском море и бывший Мемельский край (г. Мемель стал называться Клайпеда). Советская Литва также сохранила в своем составе Виленский край (совр. г. Вильнюс) с проживающим там многочисленным польским меньшинством, переданный ей советским правительством после разрушения Польского государства в 1939г.

Народная демократия - политический строй в странах Восточной Европы, при котором фактически руководящую роль выполняли местные коммунисты, опиравшиеся на поддержку СССР, при этом некоммунистические партии продолжали существовать под условием их лояльности по отношению к властям.

Относительно мягкий курс СССР до 1947г. диктовался необходимостью сотрудничества с западными союзниками в обустройстве Европы. Проведенные в 1945-1947гг. в восточноевропейских странах выборы в парламенты свидетельствовали о росте влияния коммунистов.

4. Советский опыт не казался жителям Восточной Европы идеальным. Но он производил впечатление: о сталинских репрессиях 1930-х годов знали мало и советский режим представлялся ориентированным на вовлечение граждан в государственную систему. СССР не был знамением светлого будущего, но он казался символом ухода от кошмарного прошлого.

В Советском Союзе, в лесах Прибалтики, скрывались отряды противников присоединения прибалтийских стран к Советскому Союзу, которые периодически нападали на части Советской Армии. На Западной Украине до 1947г. продолжали противостоять советской власти не ушедшие вместе с гитлеровцами отряды Украинской повстанческой армии под руководством националиста С. Бандеры.

Однако новые прокоммунистические режимы завоевывали поддержку масс. В странах Восточной Европы стали формироваться военизированные отряды местных коммунистов. Простые граждане охотно шли в формирования полиции и новые национальные вооруженные силы.

Советский Союз вел себя в Восточной Европе осмотрительно, не желая осложнений с Вашингтоном и Лондоном. СССР заботился о безопасности границ и делал это, строя из восточноевропейских стран геополитический заслон.

Минимум необходимых знаний по теме:

2. Республики Прибалтики, включенные в состав СССР вопреки желанию значительной части населения этих стран, подверглись массовым репрессиям и смене социально-экономического строя по образу СССР 1920-1930-х годов. Была изменена и административная граница этих республик с соседней РСФСР.

3. Население стран Восточной Европы восприняло доминирование СССР в своих странах без активного сопротивления. СССР воспринимался как победитель в войне и потенциально возможная модель государственно-общественного устройства.

4. Положение в Центральной и Восточной Европе отличалось неопределенностью. Коалиционные правительства в большинстве стран были неустойчивыми, и в них шли процессы соперничества между левыми и центристами. В ряде стран коммунистам не удалось получить явного преимущества, однако, рассчитывая на поддержку СССР, они не собирались упускать шанс захватить власть.

Вывод: в послевоенные годы восточноевропейские социалистические страны добились значительных успехов. При активной помощи СССР был восстановлен их экономический потенциал. Если до войны только Чехословакия обладала развитой промышленностью (восточные районы Германии, вошедшие в состав ГДР, были менее развитыми, чем западные), то во второй половине столетия современная промышленность была создана во всех странах Восточной Европы. Даже такие традиционно аграрные страны, как Болгария и Румыния, уверенно вступили на путь индустриального развития. Однако по темпам роста экономики и жизненному уровню уже с 1960-х гг. Восточная Европа стала резко отставать от Запада. Не­эффективность советской модели экономики, принятой восточно­европейскими коммунистами, стала одной из причин кризисов в странах социализма.

Домашнее задание:

! Прочитать вышеизложенную лекцию, записать в тетрадь минимум необходимых знаний и вывод по теме.

! Дать письменные ответы на вопросы: Почему, не смотря на значительные успехи в промышленном развитии при помощи СССР, Восточная Европа в послевоенные годы все-таки резко отставала от Запада по жизненному уровню? К чему это привело в скором времени?

Содержание

Политика

В политическом плане страны народной демократии характеризовались многопартийностью и нахождением у власти правительств Национальных (Народных) фронтов во главе с коммунистическими партиями.

Национальные фронты в Европе возникли для решения общенациональных задач — освобождения от фашизма, восстановления национальной независимости, обеспечение демократических свобод населению. В состав фронтов входили рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а в некоторых странах и буржуазные партии. Правительства Национальных фронтов пришли к власти во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943—1945 годах. В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фронтах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства, в других странах были созданы коалиционные правительства.

Экономика и социальная сфера

Политикой Национальных фронтов предусматривалось изъятие собственности фашистов и их сообщников, такие предприятия переходили под государственное управление. Прямого требования ликвидации капиталистической собственности не выдвигалось. При сохранении частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный период, роль стал играть государственный сектор.

Международные отношения

В своей внешней политике страны народной демократии в значительной мере ориентировались на Советский Союз. С рядом правительств ещё во время войны были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве (с Чехословакией — декабрь 1943 года, с Югославией и Польшей — апрель 1945 года). В бывших союзниках гитлеровской Германии (Болгария, Венгрия и Румыния) действовали Союзные контрольные комиссии с участием представителей СССР, США и Великобритании, однако присутствие советских войск позволяло СССР оказывать большее влияние на политику и экономику этих стран.

Цели и итоги

Создание народно-демократических правительств позволило коммунистам прийти к власти и начать строительство социализма мирным путём, без гражданских войн и общественных потрясений, на основе межклассового союза и вовлечения в политическую жизнь широкого круга политических сил, то есть иначе, чем это происходило в СССР. Однако с началом Холодной войны и усилением экономического и политического противостояния произошло ужесточение политического режима и ускорение во многих странах перехода к социалистическим формам в экономике. К середине 1947 года во многих странах коммунистические партии вытеснили из Национальных фронтов своих союзников справа и укрепили свои позиции в руководстве государством и экономической жизнью.

В 50-е — 80-е годы XX века термин страны народной демократии часто применялся для обозначения совокупности всех социалистических стран с многопартийной системой.


Народная демократия - это понятие, которое было распространено в советской общественной науке после окончания Великой Отечественной войны. Данный тип правления существовал в ряде просоветских государств, преимущественно на территории Восточной Европы. Сложился он в результате так называемых "народно-демократических революций".

В этой статье мы дадим определение данному понятию, раскроем его принципы, приведем конкретные примеры.

Определение

Страны народной демократии

Народная демократия в советской историографии рассматривалась как новая форма перехода к социализму в послевоенных условиях. По сути, она начала развиваться еще во время Второй Мировой войны, а после ее окончания продолжилась в ряде европейских стран.

При этом важно разобраться, что это - народная демократия. В Советском Союзе давали достаточно четкое определение термину. В представлении ученых того времени народная демократия означала высшую форму демократии. Это было явление, охватившее страны Восточной и Центральной Европы. В частности, с определением народной демократии познакомились в Болгарии, Албании, ГДР, Венгрии, Румынии, Польше, Чехословакии, Югославии. Также распространилась она и на некоторые азиатские страны. О том, что означает народная демократия, партийные боссы рассказывали в КНДР, Китае, Вьетнаме. Сейчас в большинстве этих государств тип правления изменился коренным образом.

В исторической науке народная демократия считалась переходной моделью от буржуазной демократии к социалистическому государству.

Политические принципы

Развитие стран народной демократии

Формально в странах, где был установлен этот режим правления, сохранялась многопартийная система. У власти находились правительства национальных фронтов, которыми руководили местные коммунистические партии.

В Европе подобные национальные фронты возникали для решения вполне определенных задач, имевших общенациональное значение. Это было восстановление полной национальной независимости, освобождение от фашизма, обеспечение населению демократических свобод. В состав этих фронтов в странах народной демократии входили крестьянские, рабочие и мелкобуржуазные партии. В некоторых государствах в парламенте оказывались и буржуазные политические силы.

На протяжении 1943-1945 годов правительства национальных фронтов пришли к власти во всех странах Юго-Восточной и Центральной Европы. Например, в Югославии и Албании они играли решающую роль в народно-освободительной борьбе против нацистов. Коммунисты, основывавшие эти национальные фронты, оказывались в результате во главе новых правительств в странах народной демократии. В некоторых случаях к руководству приходили коалиционные правительства.

Народно-демократические революции

Государства народной демократии

Социалистические преобразования в рамках таких революций позволяли устанавливать режим народной демократии. Часто он оказывался практически ручным, полностью контролируемым из Москвы. Все это происходило при участии парламентов, а также в рамках существовавших буржуазных конституций. При этом слом старой государственной машины здесь осуществлялся медленнее, чем в Советском Союзе. Все происходило постепенно. Например, на некоторое время даже сохранялись старые политические формы.

Важной отличительной особенностью народной демократии было сохранение равного и всеобщего избирательного права за всеми гражданами. Исключение составляли только представители буржуазии. При этом в Венгрии, Румынии и Болгарии некоторое время при режиме народной демократии даже действовали монархии.

Изменения в социальной и экономической сфере

Политика, которую стали осуществлять национальные фронты, предусматривала изъятие собственности у фашистов и их непосредственных пособников. Если это были промышленные предприятия, то на них устанавливалось государственное управление. При этом отсутствовали прямые требования ликвидировать капиталистическую собственность, хотя фактически это и происходило. Сохранялись кооперативные и частные предприятия при народной демократии. Однако государственный сектор играл несопоставимо большую роль, чем до войны.

Считалось, что развитию стран народной демократии должна способствовать аграрная реформа. По ее итогам крупные помещичьи землевладения ликвидировались. Применялся принцип принадлежности земли тем, кто ее обрабатывает. В полном соответствии с социалистическими представлениями об устройстве государства.

Земля, которую конфисковали, передавалась за небольшие деньги крестьянам, частично она становилась государственной собственностью. Первыми ее лишались землевладельцы, которые сотрудничали с оккупантами. Также конфисковали земли немцев, которых депортировали на территорию Германии. Такая ситуация сложилась в Чехословакии, Польше и Югославии.

Международные отношения

Образование стран народной демократии

Государства народной демократии - это страны, которые во внешнеполитических отношениях во всем ориентировались на Советский Союз. С некоторыми правительствами еще до окончания Второй Мировой войны были заключены договоры и соглашения о взаимной помощи, дружбе, послевоенном выгодном сотрудничестве. Например, с Чехословакией СССР подписал такой документ в декабре 1943 года, а с Польшей и Югославией - в апреле 1945 г.

В странах, которые были экс-союзниками фашистской Германии, основали Союзные контрольные комиссии. Это были Венгрия, Болгария и Румыния. В работе этих комиссий принимали участие представители США, Советского Союза и Великобритании. Однако за счет того, что на территории этих государств присутствовали только советские войска, СССР имел возможность оказывать значительно большее влияние на их экономику и политику.

Цель образования стран народной демократии была достаточно очевидной. Таким способом Советскому Союзу удалось фактически прийти к власти в странах Восточной и Центральной Европы. Мечта о мировой революции реализовывалась, пусть и в несколько видоизмененной форме.

Оказавшись во главе правительств, коммунисты начинали мирным путем строить социализм без общественных потрясений и гражданских войн. Все основывалось на создании межклассового союза, а также вовлечении в политическую жизнь максимально широкого круга местных общественных и политических сил. То есть происходило все более мягко, чем в самом СССР.

Итоги

Ситуация начала резко меняться после начала холодной войны. В этот период политическое и экономическое противостояние усилилось. Более того, пришлось значительно ужесточать существовавшие политические режимы, а в некоторых странах ускорять переход к социалистическим формам управления в экономике.

К 1947 году в странах народной демократии коммунистические партии окончательно вытеснили из Национальных фронтов всех своих правых союзников. В результате им удалось укрепить позиции в экономической жизни и управлении государством.

На протяжении 50-80-х годов термин активно применялся для обозначения всех социалистических стран, в которых при этом сохранялась многопартийная система.

Чехословацкая Социалистическая республика

В качестве примера приведем несколько стран, в которых установилась такая форма правления. Ключевую роль в Чехословакии сыграл Национальный фронт, который просуществовал с 1945 по 1990 годы.

При этом фактически уже с 1948 года непосредственными руководителями Национального фронта и единственными, кто обладал реальной властью в стране, были представители местной коммунистической партии.

памятник в чехословакии

Изначально фронт сформировался как объединение патриотических и антифашистских партий. В ходе переговоров с коммунистами были определены параметры его деятельности.

  1. Фронт становился политическим объединением, которое должно было сплотить всю нацию. При этом предполагалось, что деятельность партий, которые в него не войдут, будет запрещена. Р ешение же о включении партий в состав Национального фронта предстояло принимать шести политическим организациям, которые его основали.
  2. В правительстве должны были быть представлены все партии, входящие в состав фронта. Затем предполагалось провести парламентские выборы, по результатам которых пропорционально изменить соотношение сил в пользу победителей.
  3. Программа правительства должна была поддерживаться всеми партиями, входящими в Национальный фронт. В противном случае они подлежали исключению и последующему запрещению.
  4. Между партиями в рамках Национального фронта допускалась свободная политическая конкуренция. На выборах они должны были соревноваться между собой, чтобы формировать в парламенте собственные коалиции.

Главой первого правительства Национального фронта стал социал-демократ Зденек Фирлингер.

Формирование правительства

Все партии, входившие в Национальный фронт, выступали за тесные отношения с Советским Союзом, а также за переход к социализму. Только в большей или меньшей степени, так как социализм разные политические силы трактовали по-разному.

По результатам выборов в парламент было сформировано новое правительство, которое возглавил коммунист Клемент Готвальд. Словацкие и чешские коммунисты получили около половины мест в парламенте. Коммунисты практически открыто стремились к завоеванию руководящих позиций в Национальном фронте. В 1948 году он был существенно реконструирован после того, как лидеры трех парламентских партий, кроме коммунистов, ушли в отставку. Оставшиеся обвинили вчерашних партнеров в нарушении принципов деятельности объединения, после чего предложили изменить организацию исключительно на демократической основе. Помимо партий, в нее предполагалось привлечь профсоюзы, массовые общественные организации.

После этого в учреждениях и на предприятиях стали формировать комитеты действия, которыми руководили коммунисты. У них в руках оказывались реальные рычаги управления ситуацией. С тех пор Национальный фронт стал организацией, которую целиком и полностью контролировали коммунисты. Остальные партии, проведя чистки в своих рядах, подтвердили руководящую роль компартии в своей стране.

По результатам выборов в Национальное собрание в 1948 году почти 90 процентов избирателей проголосовали за Национальный фронт. Коммунисты получили 236 мандатов, национал-социалисты и Народная партия Чехословакии - по 23, Словацкие партии - 16. Два места в парламенте достались беспартийным кандидатам.

Национальный фронт играл декоративную роль как в народно-демократической, так и в социалистической Чехословакии, которая была провозглашена в 1960 году. При этом он являлся определенным фильтром, так как любая массовая организация должна была в него вступить, чтобы легализовать свою деятельность. С 1948 по 1989 годы все граждане этой страны на выборах голосовали за единый список, которому никогда не было альтернативы. Выдвигал его Национальный фронт. Практически полностью из его членов состояло правительство. Представителям некоммунистических партий принадлежало не более одного-двух портфелей. В 50-е годы еще применялась формальная практика обсуждения кандидатов, которых выдвигают на выборы.

Пражская весна

Попытка оживить первоначальную идею Национального фронта была предпринята в 1968 году во время так называемой Пражской весны. В тот момент Центральный комитет возглавил популярный в народе реформатор Франтишек Кригель. Он говорил о фронте как об общенародном политическом движении.

Советский Союз прореагировал на такую попытку демократии с позиции силы. После избрания первым секретарем ЦК Дубчека и проведения им реформ, направленных на децентрализацию власти, расширения прав и свобод граждан, в Прагу были введены советские танки. Это положило конец любым попыткам реформ и преобразований.

Роспуск Национального фронта состоялся только в 1989 году. Все это время он играл ключевую роль в управлении страной. В результате бархатной революции коммунистическая партия лишилась монополии на власть. К январю 1990 года была завершена реконструкция парламента, в который прошли представители оппозиции. В образовавшихся политических условиях существование Национального фронта оказалось бессмысленным. Партии, которые в него входили, приняли решение о добровольном самороспуске. В марте из конституции была исключена статья, которая регулировала его роль в жизни всей Чехословакии.

Национальный фронт в ГДР

Подобным образом развивалась ситуация в Германской демократической республике. Прообраз Национального фронта здесь был создан в конце 1947 года под названием "Народное движение за справедливый мир и единство". Уже на втором его съезде председателем избрали Вильгельма Пика. Был выработан проект конституции, вынесенной на рассмотрение.

В октябре 1949-го документ приняли, его признала советская оккупационная администрация. Вскоре после этого общественная организация была переименована в Национальный фронт демократической Германии. Его участниками стали все легальные политические партии и движения, крупнейшие профсоюзы. Была введена должность президента фронта. Первым ее занял беспартийный Эрих Корренс. Вскоре было решено выдвигать единые списки на восточногерманских выборах в парламент.

Так как альтернативные списки отсутствовали, депутаты и объединения, представленные фронтом, неизменно побеждали. Когда отдельные немецкие политики заявляли о нелегитимности таких списков, их заключали в тюрьму по обвинению в отрицании закона о выборах в ГДР.

В 1989 году фронт потерял свое значение практически сразу после того, как его покинули Либерально-демократическая партия Германии и Христианско-демократический союз. Через несколько дней правящая Социалистическая единая партия Германии была преобразована в Партию демократического социализма. От своей прежней политики она постаралась максимально дистанцироваться. В феврале 1990 года были приняты поправки в конституцию, которые исключили из нее любые упоминания о Национальном фронте. Ранее они там содержались, как практически во всех странах народной демократии.

Некоторые современные эксперты считают, что, создавая в России Общероссийский народный фронт весной 2011 года, Владимир Путин вдохновлялся примером Национального фронта ГДР.

Читайте также: