Материя и проблема субстанции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т. д. Все существующее — это и есть мир, к которому мы принадлежим.

Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание), мы неявно полагаем, что многообразие явлений, событий, процессов, включенных в эти сферы, объединено некоторой общей основой. Вместе с тем возникает вопрос: имеется ли нечто объединяющее сами эти сферы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира?

Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой в философии была выработана категория субстанции (от лат. substantia — то, что лежит в основе). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует.

Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма. Но само понимание субстанции может быть различные: в качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому следует различать материалистический монизм (например, учение Фалеса, Гераклита, Спинозы) и идеалистический монизм (например, философия Платона, Гегеля). Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими исходными началами — материальным и идеальным. Первое из них объединяет сферу телесно-предметной реальности, а второе — сферу духа (Р. Декарт).

Марксистско-ленинская философия продолжает традицию материалистического монизма. Это значит, что многообразие бытия во всех его проявлениях она рассматривает под углом зрения их материального единства. Сознание же понимается не как субстанция, а как особое свойство материи, присущее не всем, а только высшим формам ее организации. Структурность, движение, пространство и время предстают как атрибутивные характеристики материи, то есть такие ее свойства, без которых материя не существует. Вместе с тем сами эти свойства не могут быть отделены от материи.

Мир, в котором мы живем и частью которого являемся,— это материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.

В домарксовском материализме материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая телесность, праматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. С этой точки зрения материя существует только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с ними.

Все эти характеристики находят свое концентрированное выражение в диалектико-материалистическом определении материи.

Проблема бытия как поиска оснований единства мира включает вопросы обоснования соотношения единого и многого, происхождения бесконечного многообразия пред-
метного мира из единого основания. Теоретические поиски их решения привели к формированию понятия субстанции – выражения важнейшего аспекта бытия.

Субстанция (от лат.лежащее в основе)– философская категория, выражающая внутреннее единство различных конкретных вещей и явлений, через которые она существует. Субстанция обозначает то, что существует самостоятельно, само по себе; нечто устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходящего; неделимое; единое; что само себя определяет и способно к саморазвитию и самоорганизации; постигаемое разумом, в отличие от многообразия чувственно воспринимаемого.

В истории философии прослеживаются несколько основных подходов к трактовке понятия субстанции. Большинство философских учений объясняют единство мира из одной единственной субстанции и называются монистическими. Субстанция здесь понимается как абсолютно самостоятельная, которая для своего существования не нуждается ни в чем другом, ибо есть причина самой себя. Все существующее рассматривается как состояние, явление или атрибут этой единой субстанции. Следует различать материалистический монизм (материя как субстанциональное начало) и идеалистический монизм (субстанциональное начало – сознание, мысль, дух).

Монизму противостоит дуализм, согласно которому в основе мира лежат два исходных начала – материальное и духовное (например, учение Р. Декарта), а также плюрализм – признание множества первоначал бытия. Представители этого подхода признают относительный характер самостоятельности субстанциональных начал мира, который определяется местом, занимаемым субстанцией в иерархии бытия. Абсолютной самостоятельностью обладает лишь высшая субстанция (Бог).

Наибольший вклад в развитие учения о материи в ХIХ–ХХ вв. внес диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.), разрабатывающий представление о субстанциональности материи как бесконечно развивающемся многообразии единого материального мира. В диалектическом материализме понятие материи выступает как предельно широкое, его нельзя определить через какое-то другое родовое понятие. Его можно зафиксировать только через противопоставление иному предельно общему понятию, обозначающему нематериальное, идеальное, – сознание, мышление, дух. Диалектический материализм объявляет идеальные явления вторичными по происхождению и выводит их из материи.




Смысл данного определения состоит в том, что материя как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое, это предельная абстракция, с помощью которой мы объединяем качественно различные вещи сообразно их общему свойству – быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и человечества. Принцип материального единства мира означает не эмпирическое, чисто внешнее сходство предметов и явлений, конкретных признаков и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений действительности. Материалистический монизм утверждает единство мира через его материальность. При этом материальное единство мира понимается как диалектическое, противоречивое единство многообразия: как наличие в объективной реальности качественно различных вещей и процессов и как иерархические отношения между различными по степени сложности и организованности системами, выражающиеся во включении менее сложных систем в более сложные и вместе с тем несводимости законов их существования.

Диалектико-материалистическое определение материи признает принципиальную познаваемость материального мира. История познания и практики подтверждает неисчерпаемость материи, т.е. ее бесконечное качественное и количественное многообразие, которое упорядочено и структурировано на уровнях неживой и живой природы. Таким образом, философский материализм и наука имеют одинаковые позиции в понимании бытия, которое отождествляется с существованием чувственных вещей, одновременно являющихся основой и доказательством собственной стабильности и постоянной воспроизводимости.

Диалектико-материалистическая трактовка материи как чувственно-воспринимаемой объективной реальности далеко не охватывает многообразие форм ее существования, именно поэтому оно не может считаться истиной в последней инстанции и неизбежно должно уточняться и корректироваться, исходя из новейших данных современной науки в области изучения структуры и свойств материальных объектов.

В фундаменте современных научных представлений о материи лежит идея ее сложной системной организации, представленной уровнями неживой и живой природы.

В структуру материи на уровне неживой природы входят: элементарные частицы (участвуют в четырех типах взаимодействия – сильном, слабом, электромагнитном и гравитационном); физический вакуум (особое состояние материи, где происходят сложные процессы возникновения и исчезновения элементарных частиц); атомы; звезды (продукт взаимодействия элементарных частиц, ядер атомов, ионов); молекулы; макротела (жидкие, твердые, газообразные); планеты (тела со сложной внутренней структурой, имеющие ядро, литосферу, иногда атмосферу и гидросферу); планетные системы; галактики (совокупность звезд, планетных систем, межзвездной пыли и газа); системы галактик; Метагалактика (система взаимодействующих скоплений галактик). Согласно современным научным теориям Метагалактика возникла примерно 20 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва – процессов перестройки физического вакуума с его фазовыми переходами от одного состояния к другому, которые сопровождались выделением огромных энергий. Тем самым, наша Вселенная представляет собой результат развития качественных преобразований одного состояния материи в другое.

В структуру материи на уровне живой природы включают: системы доклеточного уровня – нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки; клетки как особый уровень организации (одноклеточные организмы); многоклеточные организмы (растения и животные); популяции (сообщества одного вида, воспроизводящие себя в потомстве); биоценозы (продукт взаимодействия популяций между собой и окружающей средой); биосферу (глобальная система жизни, результат взаимодействия биоценозов). В рамках биосферы возникает особый тип материальной системы – человеческое сообщество, имеющее свои подструктуры (семья, классы, нации и др.).

Проблема бытия как поиска оснований единства мира включает вопросы обоснования соотношения единого и многого, происхождения бесконечного многообразия пред-
метного мира из единого основания. Теоретические поиски их решения привели к формированию понятия субстанции – выражения важнейшего аспекта бытия.

Субстанция (от лат.лежащее в основе)– философская категория, выражающая внутреннее единство различных конкретных вещей и явлений, через которые она существует. Субстанция обозначает то, что существует самостоятельно, само по себе; нечто устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходящего; неделимое; единое; что само себя определяет и способно к саморазвитию и самоорганизации; постигаемое разумом, в отличие от многообразия чувственно воспринимаемого.

В истории философии прослеживаются несколько основных подходов к трактовке понятия субстанции. Большинство философских учений объясняют единство мира из одной единственной субстанции и называются монистическими. Субстанция здесь понимается как абсолютно самостоятельная, которая для своего существования не нуждается ни в чем другом, ибо есть причина самой себя. Все существующее рассматривается как состояние, явление или атрибут этой единой субстанции. Следует различать материалистический монизм (материя как субстанциональное начало) и идеалистический монизм (субстанциональное начало – сознание, мысль, дух).

Монизму противостоит дуализм, согласно которому в основе мира лежат два исходных начала – материальное и духовное (например, учение Р. Декарта), а также плюрализм – признание множества первоначал бытия. Представители этого подхода признают относительный характер самостоятельности субстанциональных начал мира, который определяется местом, занимаемым субстанцией в иерархии бытия. Абсолютной самостоятельностью обладает лишь высшая субстанция (Бог).

Наибольший вклад в развитие учения о материи в ХIХ–ХХ вв. внес диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.), разрабатывающий представление о субстанциональности материи как бесконечно развивающемся многообразии единого материального мира. В диалектическом материализме понятие материи выступает как предельно широкое, его нельзя определить через какое-то другое родовое понятие. Его можно зафиксировать только через противопоставление иному предельно общему понятию, обозначающему нематериальное, идеальное, – сознание, мышление, дух. Диалектический материализм объявляет идеальные явления вторичными по происхождению и выводит их из материи.

Смысл данного определения состоит в том, что материя как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое, это предельная абстракция, с помощью которой мы объединяем качественно различные вещи сообразно их общему свойству – быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и человечества. Принцип материального единства мира означает не эмпирическое, чисто внешнее сходство предметов и явлений, конкретных признаков и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений действительности. Материалистический монизм утверждает единство мира через его материальность. При этом материальное единство мира понимается как диалектическое, противоречивое единство многообразия: как наличие в объективной реальности качественно различных вещей и процессов и как иерархические отношения между различными по степени сложности и организованности системами, выражающиеся во включении менее сложных систем в более сложные и вместе с тем несводимости законов их существования.

Диалектико-материалистическое определение материи признает принципиальную познаваемость материального мира. История познания и практики подтверждает неисчерпаемость материи, т.е. ее бесконечное качественное и количественное многообразие, которое упорядочено и структурировано на уровнях неживой и живой природы. Таким образом, философский материализм и наука имеют одинаковые позиции в понимании бытия, которое отождествляется с существованием чувственных вещей, одновременно являющихся основой и доказательством собственной стабильности и постоянной воспроизводимости.

Диалектико-материалистическая трактовка материи как чувственно-воспринимаемой объективной реальности далеко не охватывает многообразие форм ее существования, именно поэтому оно не может считаться истиной в последней инстанции и неизбежно должно уточняться и корректироваться, исходя из новейших данных современной науки в области изучения структуры и свойств материальных объектов.

В фундаменте современных научных представлений о материи лежит идея ее сложной системной организации, представленной уровнями неживой и живой природы.

В структуру материи на уровне неживой природы входят: элементарные частицы (участвуют в четырех типах взаимодействия – сильном, слабом, электромагнитном и гравитационном); физический вакуум (особое состояние материи, где происходят сложные процессы возникновения и исчезновения элементарных частиц); атомы; звезды (продукт взаимодействия элементарных частиц, ядер атомов, ионов); молекулы; макротела (жидкие, твердые, газообразные); планеты (тела со сложной внутренней структурой, имеющие ядро, литосферу, иногда атмосферу и гидросферу); планетные системы; галактики (совокупность звезд, планетных систем, межзвездной пыли и газа); системы галактик; Метагалактика (система взаимодействующих скоплений галактик). Согласно современным научным теориям Метагалактика возникла примерно 20 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва – процессов перестройки физического вакуума с его фазовыми переходами от одного состояния к другому, которые сопровождались выделением огромных энергий. Тем самым, наша Вселенная представляет собой результат развития качественных преобразований одного состояния материи в другое.

В структуру материи на уровне живой природы включают: системы доклеточного уровня – нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки; клетки как особый уровень организации (одноклеточные организмы); многоклеточные организмы (растения и животные); популяции (сообщества одного вида, воспроизводящие себя в потомстве); биоценозы (продукт взаимодействия популяций между собой и окружающей средой); биосферу (глобальная система жизни, результат взаимодействия биоценозов). В рамках биосферы возникает особый тип материальной системы – человеческое сообщество, имеющее свои подструктуры (семья, классы, нации и др.).

Понимание субстанции – ключевой вопрос философии. Субстанция в философии рассматривается как материя, из которой создано все во Вселенной. Она неизменна, и существует сама по себе. Она определяет себя, и не нуждается в воздействии внешней силы. Это – объективная реальность, принимающая конкретные формы и олицетворяющая ее единство.

Проблемы определения

фото 745

Четкое определение субстанции – неразрешенная проблема в философии. Найти одно определение для этого понятия невозможно. Поскольку она – единое первичное начало всего мироздания, то ее невозможно разделить на отдельные элементы. Из нее состоят все предметы, включающие материальные (физические тела) и нематериальные (душа, чувства, мысли).

Чтобы определить субстанцию, необходимо выделить общие черты предметов и прийти к атрибуту – принципу работы субстанции. Один из философских подходов предлагает рассматривать атрибуты, как иерархичную систему, каждый из элементов которой влияет на субстанцию независимо друг от друга.

История возникновения понятия

Субстанция – одно из первых определений, возникших в философии. Оно обозначает сущность – то, что лежит в основе мироздания.

  1. Античная философия: субстанцию понимают как субстрат. Он – первооснова, из которой состоят предметы материального и нематериального мира.
  2. Патристика: Бог – отдельный вид субстрата, отличающийся от других сущностей. Они были созданы Богом, поэтому обладают сходными с Ним качествами, но не могут ему уподобиться.
  3. Схоластика: под сущностью в первую очередь рассматривают возможность (потенциал). Он противопоставляется действительности (актуальности).
  4. Средние века: в эпоху Средневековья основное внимание уделяется не самой материи, а ее формам: номинализму и рационализму.
  5. Новое время: выделяется несколько отдельных взглядов. В онтологическом понимании, она воспринимается как предельное основание бытия. Также она рассматривается как центральная категория метафизики: она отождествляется с Богом и Природой. Субстанция едина или приобретает атрибут множественности.
  6. Романтизм: субстанция сливается с понятием сущности, и почти исключается из гносеологического поля деятельности.

В современной философии субстанция – универсальное определение.

Разные периоды развития философской мысли

Согласно конкретной концепции, уже в античной философии выделяли несколько классификаций первоосновы. Фалес, Гераклит и Демокрит под первоосновой понимают материю, как стихию: огонь, воду, землю и воздух, а также атомы. Пифагор и Платон в качестве субстанции называют нематериальные определения: дух, мысли. По Декарту, в основе всего лежит дуализм: мыслящая и материальная. Лейбниц и Поппер допускают плюрализм – множественность.

Аристотель, создатель научного подхода в философии, называл субстанцию основой, неотделимой от каждой вещи. Он разработал концепцию строения мира, в которой были отдельные категории, подчиняющиеся иерархии.

В упрощенном виде в концепции было три категории:

  • субстанция;
  • состояние;
  • отношение.

По Аристотелю, форма предмета определяет его сущность. Впоследствии из этой идеи развилась потребность разделить первоначало на телесное и духовное.

Фома Аквинский разделял все сущее на субстанцию и акциденцию. Под акциденцией он понимал физические признаки: вес, размер, форму. Они определяют субстанцию – внутреннюю сущность предмета.

В философии понятие субстанции рассматривали с двух точек зрения. Бэкон считал, что субстанция связана с формой конкретный вещей, она – основа бытия. Декарт трактовал ее как исключительно метафизическое явление. Отдельный вид– душа, ей наделен только человек, и он, в отличие от животных, приближен к Богу. Бог – основная субстанция (духовная), а все остальное – материальное, созданное им.

Спиноза объяснял взаимоотношение частей вещества на основе пантеистического монизма. Мышление и протяженность в его представлении являются не отдельными видами субстанции, а двумя атрибутами единой субстанции. Лейбниц продолжил его идею, но он рассматривал Бога не как часть телесного мира, а как отдельную, возвышающуюся над ним, категорию.

фото 746

Кант рассматривал субстанцию через гносеологический анализ. Он полагал, что она – нечто, способное внутренне изменятся. Философии необходимо понятие субстанции для объяснения явлений, поэтому ее нельзя удалить из научно-теоретического подхода. Западная философия относится к этому понятию в философии негативно: оно рассматривается как лишний элемент, который проник в науку как ненужный способ удвоения мира.

Материя в философии

Наблюдая за окружающим миром, философы с удивлением отмечали некоторые закономерности во всех без исключения процессах. Они обнаружили, что некоторые свойства вещей не изменяются, а процессы постоянно повторяются. Возможность вещей сохранять свою основу философы назвали первоматерией. У представителей разных школ были свои взгляды на природу, но они сходились во мнении, что все вещества состоят из неоднородной материи. Уже в V веке до н. э. появилась теория, предполагающая существование атомов.

В XIX веке теория об атомах находила все больше подтверждений. Благодаря развитию физики стало возможным наглядное доказательство существования микрочастиц. Было выяснено, что атом имеет свое собственной строение: электроны. Изучение атомов подтолкнуло философию к поиску новых путей познания структуры материи.

Мнения философов разделились. Одни считали, что к материальному можно отнести то, что осязаемо. Но некоторые явления невозможно воспринимать через органы чувств. Появилось новое определение материи, как вещества без физических свойств. Кто-то представлял ее как совокупность электронов, кто-то — как комплекс ощущений или энергию.

Неуничтожаемость – главный атрибут материи. Материя изменяется, но она не исчезает бесследно и не уменьшается. Когда она приходит в движение, энергия накапливается, и переходит в другое состояние. Любой объект существует только во взаимосвязи с другими объектами. Каждый элемент материи оказывает влияние на другие. Он имеет свои причины действия и приводит к следствию.

Разные взгляды на материю послужили разделению философов на идеалистов и материалистов. Первые полагают, что мир происходит из духовного начала, вторые опираются на материальное, как единственное проявление окружающего мира.

Структура материи

Строение материи прерывистое и неоднородное. Ее частицы имеют разную величину и структуру. В состав материи входят:

  • атомы;
  • молекулы;
  • радикалы;
  • коллоидные частицы;
  • макромолекулы;
  • комплексы.

В строении материи есть противостояние. Все ее частицы обладают волновыми свойствами. Каждое волновое поле – совокупность частиц.

Структурные уровни материи:

  • субмикроэлементарный;
  • микроэлементарный;
  • ядерный;
  • атомный;
  • молекулярный;
  • макроскопический;
  • космический;
  • органический;
  • биологический;
  • социальный;
  • метасоциальный.

Помимо материи, из которой состоят космические тела, существует диффузная материя. Она состоит из разобщенных атомов и облаков газа. Космические тела, обладающие большей плотностью, свободно перемещаются в диффузной материи.

Зарождение жизни в Космосе произошло в результате усложнения материи. Постепенно вещества, находящиеся на молекулярном уровне развития, привели к образованию простейших органических соединений. Они усложнялись, пока не перешли на биологический уровень – доклеточную форму существования белка. Из белка сформировались клетки, которые распространились по всей поверхности Земли. Одноклеточные организмы эволюционировали, преобразовывались в многоклеточных животных. Вершиной эволюции является человек – высший примат.

фото 747

Ученые допускают существование еще одного уровня развития материи – космической цивилизации. Интеллектуально, она равна человеческой или превосходит ее. Поиск возможности для контактов с внеземными цивилизациями – задача современной науки.

То или иное понимание субстанции в различных моделях мира вводится как исходный постулат, представляя собой, прежде всего, материалистическое или идеалистическое решение философского вопроса: первична материя или сознание? Различают также метафизическое понимание субстанции, как неизменного начала, и диалектическое – как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Всё это вместе взятое даёт нам качественную интерпретацию субстанции. Количественная интерпретация субстанции возможна в трёх формах: монизм объясняет многообразие мира из одного начала (Гегель, Маркс), дуализм из двух начал (Декарт), плюрализм – из множества начал (Демокрит, Лейбниц).

В субъективном идеализме субстанцией является Бог, который вызывает в нас совокупность ощущений, т.е. порождает бытие. В объективном идеализме субстанция также лежит в основе бытия, хотя здесь она является лишь формой абстрактной мысли. Для материализма сущность – это взаимодействие тех элементов, из которых состоит само бытие. И поэтому его сущность, т.е. субстанция, – это многообразные взаимодействия внутри самого бытия. Впервые эту мысль высказал Б. Спиноза, для которого субстанция и есть взаимодействие, порождающее всё многообразие свойств и состояний вещей. В материалистическом понимании субстанциональной основой мира является материя.

3-й этап связан с кризисом естествознания на рубеже XIX и XX веков и с формированием гносеологического понимания материи: он может быть назван «гносеологи


В материальном бытии наблюдается довольно строгая организованность, хотя в нём имеются также хаотические процессы, случайные явления. Из случайного, хаотического создаются упорядоченные системы, а эти последние могут превращаться в неорганизованные, случайные образования. Структурность оказывается (по отношению к беспорядку) преобладающей, ведущей стороной бытия. Структурность – это внутренняя расчленённость, упорядоченность материального бытия, это закономерный порядок связи элементов в составе целого.

Сфера неорганического мира представлена многими структурными уровнями. К ним относятся: субмикроэлементарный, микроэлементарный (это уровень элементарных частиц и полевых взаимодействий), ядерный, атомарный, молекулярный, уровень макроскопических тел различной величины, планетарный уровень, звёздно-планетарный, галактический, метагалактический как самый высший из известных нам уровень.

Структурные уровни живой природы представлены следующими уровневыми образованиями: уровнем биологических макромолекул, клеточным уровнем, микроорганизменным, уровнем органов и тканей, уровнем системы организма, популяционным уровнем, а также биоценозным и биосферным.

В социальной действительности тоже имеется немало уровней структурной организованности материи. Здесь выделяются такие уровни: уровень индивидов, уровни семьи, различных коллективов, социальных групп, классов, национальностей и наций, этносов, государств и системы государств, общества в целом.

Таким образом, каждая из трёх сфер материальной действительности образуется из ряда специфических структурных уровней, которые определённым образом упорядочены и связаны между собой.

Рассматривая структурность материи, мы обращаем внимание на то, что в основе материальных систем и структурных уровней материи находятся такие физические виды реальности, как вещество и поле. Однако что они представляют собой?

С точки зрения современной науки и философии вещество – это физический вид материи, состоящий из частиц, которые имеют массу покоя. Это фактически все материальные системы: от элементарных частиц до метагалактических.

Поле – это материальное образование, которое связывает тела между собой и передаёт действия от тела к телу. Существует электромагнитное поле (например, свет), гравитационное поле (поле тяготения), внутриядерное поле, связывающее частицы атомного ядра.

Как видим, вещество отличается от поля так называемой массой покоя. Частицы света (фотоны) этой массы покоя не имеют. Свет не может покоиться. У него нет покоящейся массы. В то же время эти виды физической реальности имеют много общего. Все частицы вещества независимо от их природы обладают волновыми свойствами, а поле выступает коллективом (ансамблем) частиц и обладает массой. В 1899 году П.Н. Лебедевым было экспериментально установлено давление света на твёрдые тела. Это означает, что свет нельзя считать чистой энергией, что свет состоит из мельчайших частиц и имеет массу.

Вещество и поле взаимосвязаны и переходят друг в друга при определённых условиях. Так, электрон и позитрон обладают вещественной массой, свойственной вещественно-субстратным образованиям. При столкновении эти частицы исчезают, порождая вместо себя два фотона. И, наоборот, как следует из опытов, фотоны большой энергии дают пару частиц – электрон и позитрон. Превращение вещества в поле наблюдается, например, в процессах горения дров, которые сопровождаются излучением света. Превращение же поля в вещество происходит при поглощении света растениями.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Субстанция – это единая вневременная неразделимая и неуничтожимая основа, которая воплощает себя через бытие мира во всех его проявлениях.

Понятие и проблема субстанции

Проблема субстанции относится к числу вечных и первичных проблем философии. Пытаясь раскрыть основы существования бытия, философы всех времен от античности до современности неизбежно приходят к вопросу о субстанции и ее природе. Главной особенностью субстанции является ее единый характер, т.е. принимая субстанцию в качестве основы бытия философ неизбежно сводит все бытие во всем многообразии его форм, проявлений, событий к некой единой и единственной основе, общей точке, принципу, благодаря которому все бытие и осуществляется. Таким образом вопрос субстанции рассматривается в рамках монистических концепций. При этом сами концепции могут быть двух видов:

  • последовательные, в которых признается существование лишь одной субстанции и все выводится из нее и сводится к ней;
  • непоследовательные, для которых характерны внутренние противоречие, внезапное появление чего-то выходящего за рамки субстанции.

Как правило непоследовательность монистических концепций проявляется либо в вопросах гносеологии, через противопоставление объекта и субъекта познания, либо в антропологии, через противопоставление телесной и духовной природы человека.

Снятие противоречия и построение последовательной монистической системы становится возможным благодаря диалектике, а точнее реализации ее принципа онтологической противоречивости, согласно которому в любом явлении можно выделить две противоположных стороны, которые одновременно находятся в состоянии противоборства и единства.

Данный закон был успешно реализован в марксистской философии. Так на уровне отдельного человека противоречие снимается за счет того, что сознание рассматривается как функций высокоорганизованной материи – мозга, а на уровне общества, через признание культуры и ее составляющих (религии, науки, политики, искусства и т.д.) функцией материально-производственных отношений между членами общества, что позволяет свести духовные феномены к материальной субстанции.

Готовые работы на аналогичную тему

В древнем мире данный принцип нашел свое отражение в китайской философии, а именно в учении о дао, как единственной субстанции, вселенском законе, который предопределяет все и был до возникновения всего и останется после. При этом материя и дух, которые находятся в состоянии противоположностей получают единство в более общем понятии дао, выступают его составными частями.

В тоже время в европейской философской традиции вопрос о субстанции как правило решался полярно, а в качестве основных вариантов рассматривались материя и дух.

Представление о материи как субстанции

Рассматривая развитие представлений о материи как о единой субстанции бытия всегда было тесно связано с развитием естественно-научных представлений о мире, в связи с чем с течением времени само понятие материи менялось. На настоящее время можно выделить ряд основных этап отличающихся специфическим представлением о материи:

  1. наглядно-чувственный,
  2. вещественно-субстратный,
  3. философско-гносеологический,
  4. философско-субстанционально-аксиологический.

Наглядно-чувственный этап отражает представления древнегреческих мыслителей, относящихся к школе натурфилософов, о материи. В философских системах Фалеса, Анаксимена, Гераклита, материя понимается непосредственно в виде стихии, которая трансформируясь образует все многообразие видимого мира.

Основы вещественно-субстратного представления материи были заложены еще в древнегреческой философии, в атомистическом учении Демокрита, однако достигли своей наивысшей точки в трудах французских материалистов восемнадцатого века. Для них материя представляет собой бесконечное множество малых единиц – атомов, свойства которых и особенности взаимодействия между собой определяют строение мира. Однако развитие науки показало несостоятельность атомистических представлений, что в свою очередь вызвало и кризис концепции. Он послужил толчком для развития философско-гносеологического представления, развиваемого в трудах К. Маркса, который определял материю как философскую категорию, данную человеку в ощущениях и доступную для познания.

Понимание материи, сформированное Марксом, чрезмерно сосредоточено на ее гносеологических характеристиках в ущерб онтологическим свойствам, что в свою очередь привело к формировании позиции, в которой на первое место выделялся такой атрибут материи как объективность, а также рассматривалась целая структура ее свойств. Философско-субстанционально-аксиологический подход к материи также часто называют неоспионизмом.

Материя – это объективное бытие мира во времени, пространстве и развитии, которое детерминировано и познаваемо человеком.

Представления о духе

Дух – это идеальная сила детерминирующая бытие, с которой человек может соприкасаться активно или же пассивно.

Представления о духе развивались в рамках идеалистической философии. Однако если материя рассматривается как непосредственно само бытие, то духу наиболее часто отводится роль причинного и организующего начала. Так в философии Платона мир идей содержит в себе идеальные образцы всех вещей, которые с той или иной погрешностью воспроизводятся в материальном мире.

В религиозной философии и идеалистических концепциях Нового времени, духовное начало ассоциируется с богом, как источником творения, центральной детерминантой. Такая точка зрения порождает внутренние противоречия в концепции, связанные с двойственной природой человека или познания.

Эти же противоречия сохраняются и в рационалистических философских системах, где дух отождествляется с разумом, сознанием человека и его безграничными возможностями по изучению и управлению миром.

В концепциях субъективных идеалистов реальный мир трактуется как иллюзия, плод духовной субстанции, сознания конкретного человека.

Читайте также: