Гофман в язык символистов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Библиография:

I. Собр. сочин. в 2 тт., изд. Пашуканиса, М., 1917; То же, со вступ. статьей В. Брюсова и А. Левинсона, Берлин, 1922.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Полезное

Смотреть что такое "Гофман В. В." в других словарях:

Гофман Э.-Т.-А. — Гофман Э. Т. А. ГОФМАН Эрнст Теодор Амедей (Ernst Theodor Amadeus Hoffmann, 1776 1822) немецкий писатель. Р. в Кенигсберге. По образованию юрист. В 1800 асессор королевского суда в Познани, 1802 правительственный советник в Плоцке, 1804 в Варшаве … Литературная энциклопедия

ГОФМАН — (Hoffmann) Эрих (1868 1959), немецкий дерматовенеролог. Совместно с Ф. Шаудином открыл (1905) возбудителя сифилиса. Труды по диагностике и лечению венерических болезней … Современная энциклопедия

ГОФМАН К. — ГОФМАН К. см. Хофман К … Большой Энциклопедический словарь

Гофман — (Hoffmann) Макс (1869 1927). Германский военный деятель, генерал майор. С сентября 1916 г. командующий германскими войсками на Восточном фронте. С декабря 1917 г. по февраль 1918 г. был фактически главой германской делегации во время мирных… … 1000 биографий

ГОФМАН — (Hoffmann) Август Вильгельм фон (1818 92), немецкий химик и преподаватель. Был ассистентом Юстаса фон ЛИБИХА, после чего был назначен директором нового Королевского Колледжа Химии в Лондоне. Большая часть его работы посвеящена составляющим… … Научно-технический энциклопедический словарь

ГОФМАН — (Hofmann) Пауль (род. 26 нояб. 1880, Берлин – ум. 7 марта 1947, там же) – нем. философ; профессор с 1922. Пытался дать анализ смысла понятий и сводил априорное познание к прафеноменальным смысловым моментам переживания. Осн. произв.: «Das… … Философская энциклопедия

Гофман — (Эрнст Теодор Вильгельм Амадей Hoffmann) знаменитый нем.романтик, род. в 1776 г. в Кенигсберге. Мать его была очень нервнаяженщина, отец человек очень способный, но беспорядочный. Родители Г.разъехались, когда ребенку было всего 3 года; он… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ГОФМАН — ГОФМАН, Эдуард (Eduard von Hofmann, 1837 97), европейски известный профессор суд. медицины. Родился в Праге, где получил мед. образование. С 1869 г. Г. проф. суд. медицины (в Инсбруке, а с 1875 г. в Вене), а также член многих иностранных мед. об… … Большая медицинская энциклопедия

36 л язык символистов 8& Оксиморные: В роще шелест, шорох, свист. о т д а л е н н о-п р, и б л и ж е н н ы й. в о л ын о-с л и т н ы е сердца. Перепевные. Радостно-расширенные реки. Лирические красочные. в грозовых облаках Фиолетовых, аспидн о-с и н и х. Лирические отвлеченные. призраком в о з д у ш н о-о вене л ы м. с и р е и о-г ибельных видений. смерть медлительно-обманна я. [я] мучительн о-в н и м а т е л ь н ы й. о т в р а т и т е л ь н о-з и а к о м ы е щекотания у рта. мы с тобою весь мир победим: Он проснется ч ару юще-н аши м. Интересны сложные сочетания, которые кажутся еще воздушнее обычных: '. Л иловат о-ж е л т о-р о з о в ы й пожар. все было серн о-и с с и н я-ж е л т о. деревья так с у м р а ч и о-с т р а н н о-б езмолви ы Наблюдения Ин. Анненского следует расширить. Для Вяч. Иванова неменее характерно, чем для Бальмонта, использование сложных прилагатель* ных, то архаически-велеречивых, то новообразованных, но с тем же колоритом велеречия. Вот образцы. Архаизмы. Весь обвитый боголепным склепным льном. тоски мироносные крила. сны огнезрачные. огнепричастьем богоносной встречи. тобой, о Сфинкс, пакирожденных, прими восторг. и т. п. 106 Неологизмы: Ср, у А. Белого. Голуботусклая печаль. снеговерхий, двоеглавый. в день избранный-яркогранный. в хоровод рыжекосмый сплелись орлы. парфенон златор1жв!вый. и дриады буйнокудрой. мирообъятной тучей клубились пламенные змеи. 'соляцедоспешяая зарница. играючи, днесветлый топчет луч. молотобойные Скрежетопильные Звонко-гремучие Вы ковачи. и мн. др, 1С7. Золотокосых Ореад, Златоколесых зодиаков. над златокарей згой.

39 92 ЯЗЫК СИМВОЛИСТОВ 1) Сочетание подобнозвучных, но разнозначащих морфем: Таящейся таешь улыбкой. " 3 и притом причудливо далеких по смыслу: И гадость делает Гадес для чего широко используются имена собственные. графиня толстая, Толстея Уж загляделась в свой лорнет. как Далай Лама молодой С белоголовых Гималаев. И Гревса Зевс не переладит. не та калоша: Каллаша. И я, как гиблый Гибелин. " 5 особенно эффектно в рифмующем, т. е. в наиболее сильном положении. хочу восстать Анупадакой, Глаза таращу на закат И плачу над больной собакой; Меня оденет рой Ананд Венцом таинственного дара: Великий духом Даинанд, Великий делам Дармотара. 11 40 язык символистов 93 Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос. закрыв измученные веки, Миг отошедший берегу. О если б так стоять навеки На этом тихом берегу " Увеличивать коэфициент рифмующих слов такая тенденция характерна для символистов. а монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви Л^Л*/^/ * бмъфб* \ '$,ь??/'6 & 44>1*.'V-А/*/* ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ и АНДРЕЙ БЕЛЫЙ Шарж Е. Каррика, >907 г. Собрание И. М. Брюсопой, Москва И с другой стороны, стремясь к возможно более полному и глубокому подобнозвучию, пронизывающему всю стиховую ткань, символисты, естественно, приблизились к принципу омонимической композиции стихотворения, в частности, к такой ее разновидности, при которой каждые два стиха, образующие строфу, последовательно омонимичны. Вот примеры сплошного подобнозвучия одного стиха по отношению к другому (1 и 2, 3 и 4 и т. д.): Черный и упрямый локон вьется нежно близ меня, Но упорно в рамы окон льется снежный отблеск дня. Тайны ночи побледнели, дали грубы, груб «х овет. Не случайно очи млели, ждали губы губ в ответ. и т. д. Или (в сочетании с синтаксическим параллелизмом). опьяняет смелый бег. Овевает белый снег. Режут шумы тишину. Нежат думы про весну. и т. п. 1 - Звуковая экспрессия стиха явно доминирует здесь и управляет выбором слов.

Был тихий вечер, вечер бала,

Был летний бал меж темных лип,

Там, где река образовала

Свой самый выпуклый изгиб.

Где наклонившиеся ивы

К ней тесно подступили вплоть,

Где показалось нам — красиво

Так много флагов приколоть.

Был тихий вальс, был вальс певучий,

И много лиц, и много встреч.

Округло-нежны были тучи,

Как очертанья женских плеч.

Река казалась изваяньем

Иль отражением небес,

Едва живым воспоминаньем

Его ликующих чудес.

Был алый блеск на склонах тучи,

Переходящий в золотой.

Был вальс, призывный и певучий,

Светло овеянный мечтой.

Был тихий вальс меж лип старинных

И много встреч и много лиц.

И близость чьих-то длинных, длинных

Красиво загнутых ресниц[1258].

Блеснувши сказочным убором

Своих пленительных стихов,

Летишь ты вольным метеором

В мир несменяющихся снов!

Певучей негой их лелеем,

Я в чутком сердце их таю —

И перед вольным чародеем

Склоняю голову свою!

2. Валерию Брюсову

Могучий, властный, величавый,

Еще непонятый мудрец,

Тебе в веках нетленной славы

Готов сверкающий венец…

Твои предчувствия и думы,

Постигнув, в сердце я таю,

И пред тобой, мудрец угрюмый,

Склоняю голову свою![1268]

Три имени в веках возникли,

В них равный звук и смысл один,

И к ним уста любви привыкли:

Валерий, Виктор, Константин![1274]

Прими послание, о Виктор!

Слагаю песнь тебе я в честь,

Пусть консул я, а ты — мой ликтор,

Но сходство между нами есть[1278].

О, я молод еще, и ты знаешь, я смел!

О, я смел! Я, как ты, альбатрос!

О, мой брат! О, мой брат! О, мой царственный брат!

Как я счастлив, что я альбатрос![1280]

Ведь я — дитя мечты, я младший альбатросик.

Принять желания за истину сумев,

Я лаю на слонов среди отважных мосек

И славлю свой успех у женщин и у дев[1293].

В вас дышит замысел глубокий,

Вы все узрели новый свет.

И вы гонимы, одиноки.

Ах, я люблю одни обманы

Своей изнеженной мечты

И вам неведомые страны

Причины и обстоятельства самоубийства Гофмана, последовавшего в Париже 13 августа (31 июля по старому стилю) 1911 г., не поддаются однозначному толкованию; ясно лишь одно: поэт застрелился в состоянии острого психического срыва. Убеждает в этом, в частности, его недатированное и неотправленное письмо к матери, написанное, видимо, в последние часы жизни:

Я сошел с ума. Я уже совсем идиот. Я бы не хотел тебя огорчать, но со мной все кончено. Умоляю помнить об Анне Яковл , сейчас меня возьмут в полицию и в конце концов убьют. Помочь ты ничем не можешь. Я уже ничего не помню.

ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИМВОЛИЗМ

Поэты-символисты и поэты «гиперборея

Три поколения
поэтов-символистов мы можем различить в истории поэтического искусства за
последнюю четверть века и, соответственно этим поколениям, три волны символизма
как чувства жизни, мировоззрения и как эстетической культуры. Мы обозначим эти
поколения именами поэтов-зачинателей: первое — именами Константина Бальмонта и
Валерия Брюсова, второе — именами Вячеслава Иванова, Андрея Белого и Александра
Блока, третье — именем М. Кузмина. За каждым из вождей стоит целый ряд поэтов и
писателей второстепенных, зараженных их новым и творческим восприятием жизни. В
стороне останутся некоторые крупные предшественники современного литературного
движения (Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус).

Для поэтов первого
поколения
(Бальмонта, Брюсова и их учеников) символизм был прежде всего
освобождением от односторонней аскетической морали русской либеральной
общественности. Но не только к внешней жизни относится это принимающее и
благословляющее стремление: новая школа вводит в поэзию все глубокое и богатое
содержание отдельной души человеческой; в жизни человека все интересно и ценно,
все достойно внимания, что пережито напряженно и ярко; живая личность поэта,
обогащенная и углубленная, становится главной поэтической темой. Поэзия этой эпохи
носит характер индивидуалистической лирики. Первые символисты были
индивидуалистами в своем поэтическом и жизненном чувстве.

Выступление второго
поколения символистов
(Вячеслава Иванова, Белого, Блока) относится к началу
нового века (около 1900 г.).
Богатство и полнота жизни, красота и яркость земного существования, к которым
стремились их предшественники, открылись для них как проявление бесконечного.
Присутствие бесконечного в переживании видоизменяет самый характер этого
переживания. Мир таинствен и чудесен, во всем конечном чувствуется дыхание
бесконечного, бесконечное — в мире и в душе человека. Символисты второго
поколения — мистики. Они намекали о последней глубине души человеческой,
которой нельзя рассказать раздельно и рационально, но которую можно дать
почувствовать в иносказании и песне.

Представителем третьего поколения
символистов мы назвали Кузмина. Мы можем назвать Кузмина последним русским
символистом. Он связан с символизмом мистическим характером своих переживаний;
но в стихи он не вносит этих переживаний, как непобежденного, смутного и
трепещущего хаоса. Искусство начинается для него с того мгновения, когда хаос
побежден: смысл жизни уже найден, есть абсолютное средоточие в мире, вокруг
которого все предметы располагаются в правильном и прекрасном порядке. Не надо
подходить к жизни с преувеличенной, индивидуалистической требовательностью:
тогда ломаются и искажаются взаимоотношения всех явлений. Мир поэзии Кузмина не
искажен этим слишком субъективным, требовательным и страстным подходом; ровный,
ласковый, радостный свет падает на все предметы этого мира, большие и маленькие.

Зимой 1912 —
1913 гг. несколько молодых поэтов сознательно отделились от символизма как
литературной школы; не очень удачно они назвали свое новое направление туманным
и невыразительным именем акмеизма. О философских и художественных
причинах расхождения этой молодежи с символистами поведали миру акмеистические
манифесты Д. Гумилева и С. Городецкого. В них прежде всего говорилось об
изгнании из искусства мистицизма как обязательной темы и основной цели
поэтического творчества. «

Анна Ахматова

Поэзия Анны
Ахматовой не исчерпывается теми немногими чертами, которые мы хотим отметить в
ней: Ахматова — не только самый яркий представитель молодого поколения поэтов;
в ее творчестве есть черты вечные и черты индивидуальные, не укладывающиеся до
конца во временные и исторические особенности поэзии сегодняшнего дня; есть и
такие стороны в творчестве Ахматовой, которые сближают его с произведениями
символистов.

И прежде всего
— лирика поэтов-символистов родится из духа музыки; она напевна, мелодична, ее
действенность заключается в музыкальной значительности.

Ритмическое
богатство и своеобразие Ахматовой, определяющее характер ее музыкального
дарования, тоже не увеличивает мелодичности ее стихов. Она любит прерывистые,
замедленные, синкопированные ритмы; соединяя в различном чередовании двудольные
и трехдольные стопы в одной строфе или строке и руководствуясь при этом не
столько свободным песенным ладом, сколько соответствием психологическому
содержанию поэтических строк, она приближает стихотворную речь к речи
разговорной.

Одну из важнейших
особенностей поэзии Ахматовой составляет эпиграмматичность словесной формы. Тонкость
наблюдения и точность взгляда, умение обобщать и высказывать обобщения в
краткой словесной формуле, законченность словесного выражения — все это черты,
резко противоположные музыкальной лирике старых и новых романтиков, и
необходимые условия эпиграмматического стиля.

О. Мандельштам

Рядом с Анной Ахматовой
наиболее интересным представителем молодой поэзии мы считаем О. Мандельштама.

По стихам
Мандельштама легко проследить весь путь развития, пройденный им от символизма к
чувству жизни и поэтике новой школы. Ранние стихи Мандельштама отличаются
настоящим, хотя и очень сдержанным, лиризмом. Мир его поэтических переживаний —
в особой области чувств, которая роднит его с некоторыми ранними
представителями символизма, в особенности французского. В своем художественном
творчестве он воспринимает мир не как живую, осязательную и плотную реальность,
а как игру теней, как призрачное покрывало, наброшенное на настоящую жизнь.
Жизнь не реальна.

В зрелых
стихах Мандельштама мы не находим уже его души, его личных, человеческих
настроений; вообще элемент эмоционального, лирического содержания в
непосредственном песенном выражении отступает у него, как и у других акмеистов,
на задний план. Но Мандельштам не только не знает лирики любви или лирики
природы, обычных тем эмоциональных и личных стихов, он вообще никогда не
рассказывает о себе, о своей душе, о своем непосредственном восприятии жизни,
внешней или внутренней. Мандельштаму свойственно чувствовать своеобразие чужих
поэтических индивидуальностей и чужих художественных культур, и эти культуры он
воспроизводит по-своему, проникновенным творческим воображением.

В метафорах и сравнениях
Мандельштам всегда сопоставляет четкие и графические представления, самые
отдаленные друг от друга, фантастически неожиданные, относящиеся к областям
бытия, по существу своему раздельным, и, как всегда, он делает это все в той же
строго законченной эпиграмматической форме.

Темы для повествований
Гумилева в его балладах дают впечатления путешествий по Италии, Леванту,
Абиссинии и Центральной Африке. Чаще, однако, он говорит о неведомых странах,
где земля еще первобытна, где растения, звери, птицы и люди, похожие на зверей
и птиц, вырастают из ее плодородных и неисчерпаемых недр во всем богатстве, во
всем своеобразии очертаний и красок, которых нет в холодной и скупой природе
севера.

Наиболее явные черты
этого нового чувства жизни — отказ от мистического восприятия и выход из
лирически погруженной в себя личности поэта-индивидуалиста в разнообразный и
богатый чувственными впечатлениями внешний мир.

В истории России Серебряный век сыграл важную роль. В это время менялась система ценностей, забывались старые моральные устои, перестраивался быт. Параллельно с изменениями в жизни стремительно развивались разные направления в искусстве.

  • Определение понятия
  • Основные признаки
  • Черты направления
  • Новая школа
  • Яркие представители
  • Ритмика и тропы произведений

Символизм в литературе

В этот период возник в литературе символизм, который принес много нового в произведения, подарил миру известных поэтов и прозаиков, создал особую школу писателей.

Определение понятия

Символизмом называется направление в литературе, возникновение которого связано с концом XIX века. Истоки его рождения — это глубокий духовный кризис. Писатели пытались найти художественную правду в реалистичном литературном течении. Символизм помог поэтам и прозаикам уйти от суровой жизни в мир идей и вечных тем.

Особенности символизма

Название течения впервые упоминалось в манифесте Жана Мореаса — основоположника символизма. Новая школа опиралась на работы Владимира Соловьева, Шопенгауэра и Ницше. Так как это течение появилось в сложное время, оно стало своеобразным способом побега от реальности.

Русский символизм связывают с выходом поэтического сборника, содержащего стихи Добролюбова, Бальмонта и Брюсова.

Основные признаки

Литературное течение стало отображением работ известных философов. Оно пыталось отыскать в человеческой душе место, которое способно скрыть от жестокой реальности. Существует несколько основных признаков символизма:

 признаки символизма

  • тайный смысл произведения передается с помощью символов;
  • основу составляют философские работы и мистицизм;
  • появляется собственная мифология;
  • образцом служит литература великих классиков;
  • особое внимание уделялось ритму стихотворений;
  • мир должен преобразоваться с помощью искусства и творчества.

Главная цель течения заключается в постижении мира с помощью интуиции через символы. Последние в этом случае играли роль многозначного иносказания. Принцип художественного направления — творить искусство ради него самого. Согласно словам Брюсова, создание искусства — это приотворенные двери в вечность.

Направление символизм

Среди идей символизма можно выделить экспериментирование со сложением стихов.

Московское крыло литераторов возглавил поэт В. Брюсов, поэтому все произведения ориентировались на его работы и мысли. В Санкт-Петербурге во главе символистов стал Д. Мережковский.

Он внес в направление мотивы раздвоенности, бессилия, безысходности и одиночества, возможность ухода в мир фантазий от реальности.

Черты направления

Писатели смогли по-новому посмотреть на роль личности в жизни, творчестве и русской действительности. Такой интерес привел поэтов к расширению сознания, они старались понять индивидуальность человека. Характерные черты символизма:

Символизм в литературе

Писатели использовали интуицию для постижения действительности, старались в произведениях выразить чувственное восприятие жизни. Этому течению характерна постоянная смена масок и ролей, мистификация и артистичная игра. Поэты превозносили личность, но писали стихи на основе творческого пессимизма.

Новая школа

Предшественниками символизма являются Ф. Тютчев и А. Фет, которые впервые заложили что-то новое в поэтической речи. Стих Silentium стал настоящим девизом русских писателей. Большой вклад в развитие течения внес В. Брюсов, именно он считал символизм новой школой. Согласно его мнению, это направление должно с помощью намеков загипнотизировать читателей.

 черты символизма

Писатели в своем творчестве ставят акцент на личности и внутреннем мире художника, они разрушили концепцию критики. Начало символизму положили западноевропейские поэты, которые творили еще в стиле реализма. Им пытались подражать Блок, Брюсов, Сологуб. Но позже они смогли создать собственное течение, развить свои темы.

Предметы реального мира стали символами, с помощью которых выражались внутренние волнения. Учитывался зарубежный и отечественный опыт, но он подстраивался под новые требования. Еще одна особенность символизма — использование примет декадентства. Литературное направление было неоднородным. Образовалось два пересекающихся течения:

Отличительным признаком первых считался особый взгляд на содержание и роль стихотворений в обществе. По их мнению, образ символизма возник из-за развития словесного искусства. Содержание поэзии волновало их не так сильно, как ее художественное оформление.

Представители символизма

Яркие представители

Есть известные поэты среди младшей и старшей ветви литературного течения. У каждого из них свое значение.

Самые яркие представители символизма в первом случае — это А. Блок, А. Белый, В. Иванов. Список старших поэтов:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • Д. Мережковский; ;
  • К. Бальмонт.

Символисты

Основная тема новой школы — одиночество. Поэт способен творить только в полном уединении, а свобода от всего общества приведет к независимости личности. Любовь перестала быть смыслом жизни, так как она мешает искусству, ее считают только испепеляющей страстью.

Это чувство приводит к страданиям, печальным последствиям, ее изображают как физическое, а не духовное влечение.

В стихах открылись новые темы:

  • урбанизм;
  • антиурбанизм;
  • смерть.

Город воспевался как научный и прогрессивный центр. Поэты представляли мир в образе двух столиц: первая — Москва будущего, вторая — темная и старая. В то же время город являлся отторжением от прежнего существования.

Образ смерти также распространен в символизме, его рассматривали в личном и глобальном плане.

Ритмика и тропы произведений

Писатели использовали новый подход при создании стихотворений, он базировался на устном народном творчестве, древнерусской литературе и реализме. Вся теория утвердилась в символах — приеме, который использовался в народной поэзии и романтическом творчестве. Представители нового течения переосмыслили его содержание и значение. Он стал своеобразным иероглифом, который понимается интуицией, а не разумом. Поэт был шифровщиком, прячущим смысл произведения за образами и иносказаниями.

Символизм в музыке

Символисты считали музыку главным видом искусства, поэтому старались добиться ритмичности в своих стихотворениях. Они использовали фонетические возможности языка, нотные таблицы, придавали строкам особое благозвучие и живописность. Звуковые эффекты доминировали над смыслом фраз, поэты исключали переносы, лексические и синтаксические разделения. Благодаря народной ритмике их стихи были свободными и подвижными.

Символизм существовал недолго, так как его представители сами отрывали себя от окружающего мира.

Они выражали свои мысли кратко, но чувственно, не поддавались общественной критике и давлению. Народ просто не понимал их творчество, хотя некоторые черты символизма присутствуют и в современной поэзии.

Читайте также: